Закрыть itemscope itemtype="" > Основатель медицинского образования на Урале и герой Отечественной войны 1812 года Из истории славной династии Гамалея 17.02.2021 841 Время на чтение 3 минуты В начале января пермская патриотическая общественность отдала дань памяти героям Отечественной войны 1812 года. Во время мероприятия вспоминали не только хорошо известных героев той войны, но и пермяков – участниках русско-наполеоновских войн. Особняком стоит и ставшая с недавнего времени известная в стране фамилия Гамалея. Николай Фёдорович Гамалея, чьим именем назван Центральный институт эпидемиологии и микробиологии, был внуком много лет прожившего в Перми Михаила Леонтьевича Гамалея, которого многие краеведы не без оснований считают основателем медицинского образования на Урале. Один из сыновей Михаила Леонтьевича, уроженец Перми Николай Михайлович Гамалея (1795 – 1859), был участником Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 годов. О Николае Михайловиче (как впрочем, и о других героях-пермяках) стало известно благодаря сайту «Забытые имена Пермской губернии», в котором собран довольно обширный материал, повествующий нам о подвигах наших героических предков. Как повествует сайт, «по окончании в 1810 году курса наук в Московском университете Гамалея вступил 4 марта того же года в службу в департамент уделов. Служа здесь, он 8 апреля получил чин коллежского регистратора, а 17 ноября того же года был определен в канцелярию комитета, Высочайше учрежденного по делам Лифляндским. Получив 21 октября 1811 и 12 апреля 1812 годов чины губернского и коллежского секретаря, Гамалея бросил гражданскую службу и по вызову военного начальства поступил в Санкт-Петербургское ополчение, созданное для защиты России от наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года, с переименованием в подпоручики. В составе Санкт-Петербургского ополчения Гамалея после изгнания Наполеона из России принял участие в заграничном походе русской армии. Сражался в Польше, Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии, Вюртемберге, Бадене, Швейцарии и Франции. Принимал непосредственное участие во Втором сражении под Полоцком, где за отличие был награждён орденом Святой Анны 4-й степени. Затем Гамалея сражался в бою под Чашниками, баталии под Смолянами и в битве при реке Березине. В последнем сражении он был ранен в ногу пулей навылет и за отличие произведен в поручики. В последний раз он принимал участие в военных действиях, во время осады крепости Модлин»...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/17/os...

К.А. Панченко Глава II. Политический контекст. Османское государство и православная церковь Судьбы кочевого племени каспийских пастухов, которое среди тревоги нашествия миллионов монголов появляется в истории Востока избранным народом бога войны, поражают ум наблюдателя. Воинские его подвиги в ту пору, когда это малочисленное племя созидало свое политическое величие, достойны лучших страниц истории Древнего Рима... По взятии Константинополя поспешно заразились они всеми пороками политической дряхлости, но по гордости завоевателей отвергли и гражданский закон, и науку правления, чуждую их наследственному инстинкту. К.М. Базили, 1847 год. Османы и Православие: диалог начинается. Система миллетов. Золотой век империи. Джелялийская смута. Эпопея Фахраддина Маана. Сепаратисты XVIII века. Греческое восстание. Империя на пороге реформ. Османы и Православие: диалог начинается Историю православной общины на Ближнем Востоке в XVI–XVIII вв. нельзя должным образом понять вне связи с историей всей Османской империи. Конечно, эта связь не была такой тесной, как сопряженность церковной и политической истории в любом из христианских государств. Для этно-конфессиональных групп османского мира была характерна высокая степень сегрегации. В мусульманских хрониках, создававшихся в городах Ближнего Востока, бесполезно искать информацию о судьбах местных христианских общин. С другой стороны, православный дамасский историк XVIII века Михаил Брейк не раз помещал в своей летописи сообщения типа: «В этом году бедных христиан Дамаска поразила эпидемия холеры», и издатель вынужден был добавлять в примечании, что эпидемия, естественно, поразила не одних христиан, а и все остальное население тоже, но для Брейка эти «остальные» практически не существовали. 277 Тем не менее, несмотря на замкнутость христианских общин Леванта, на их положении не могли не сказываться повороты в политической жизни империи, перемены в отношении османов к православию. Взаимоотношения «румов» 278 и османов за долгие века их сосуществования претерпели ряд значительных изменений, связанных с кардинальной трансформацией самой природы Османской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Боханов: «Мы ошельмовали свое прошлое» Известный историк о том, почему знания об Отечественной войне 1812 года у большинства сограждан скудны, отрывочны и изобилуют ошибками 08.09.2012 1519 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные о том, что помнят россияне о войне 1812 года и о Бородинском сражении. Героев войны 1812 года сегодня помнит большинство россиян (затруднились или не дали ответ только 22% опрошенных). Чаще всего лавры достаются Михаилу Кутузову (66%). Также многие вспоминают Петра Багратиона (20%), Дениса Давыдова (11%), Михаила Барклая-де-Толли (7%). Героем войны назвали, кроме того, Наполеона (14%), Александра Суворова (5%), Георгия Жукова, Андрея Болконского и Василия Денисова (по 1%). Большинство опрошенных (70%) считает Россию победившей стороной в Бородинской битве, 13% – Францию, и только каждый десятый говорит о том, что победителя в этом сражении не было. В победе русской армии над французской уверены прежде всего россияне предпенсионного возраста (73%), жители малых городов и селяне (по 74%) и респонденты со средним образованием (72%). Французскую победу в битве под Бородино признают, как правило, респонденты средних лет (18%), высокообразованные (15%), жители двух столиц (25%) и городов-миллионников (23%). Главными причинами поражения французской армии в войне 1812 года россияне называют суровую зиму, начавшуюся раньше срока (46%), и лишь затем – стойкость и храбрость русской армии (41%). Считают победу русской армии заслугой российских полководцев треть наших сограждан (32%). Четверть респондентов высоко оценила патриотический подъем среди населения в победе (26%). Также среди ответов по поводу причин поражения французских войск звучали такие как плохие дороги (13%), эпидемия тифа и различные инфекционные заболевания среди французских солдат (6%), неоднородный состав (итальянцы, голландцы, немцы и пр.) армии Наполеона (4%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 1-2 сентября 2012 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/08/al...

Закрыть itemscope itemtype="" > Господи Иисусе Христе, спаси Россию! В Мировой биологической войне без молитвы не спасёмся 28.10.2021 2194 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Где были воспитаны те обширные массы русского православного народа, которые в годы большевистской войны с Церковью Божией встали против ереси «обновленцев», совершили подвиг исповедания Христа и мученичества за веру Христианскую, шли на пытки, на каторгу и на смерть ради верности Спасителю? Это были люди, воспитанные в православных приходских школах. Но если при Царе во всех школах и гимназиях России были уроки Закона Божия и все учащиеся знали о Боге, то в наше время о Боге говорят только учащимся православных школ, количество которых ничтожно мало. Остальные получают воспитание из похабных СМИ. Во множестве светских школ, где воспитывается абсолютное большинство детей современной России, то есть весь будущий наш народ, которому предстоит определять судьбу нашего Отечества, в этих школах о Боге всегда молчат, будто Его нет. В итоге число атеистов в РФ с 2007 г. по 2014 г. выросло вдвое. Это состояние ослабляет народ. Многие учащиеся нашей страны и многие учителя думают, что Бога нет или допускают Его существование, но полагают, что Творец Вселенной им не нужен. Бог дал людям свободу выбора, и всё больше наших современников выбирают отказ от Бога ради свободы грешить. Но те, кому не нужен Бог, они и Богу не нужны. И мы, верующие, знаем, что такой выбор привел ко Всемирному Потопу, когда Творец очистил Землю от духовно прогнившей биомассы. Наука в ХХ веке подтвердила факт Потопа. Мы знаем, как Бог уничтожил содомитов, отвергнувших Его, и руины городов этих грешников найдены археологами на дне Мертвого моря. В массовый атеизм человечество стало погружаться после появления ложной теории Дарвина о животном происхождении человека. И люди, признавшие себя потомками зверей, стали массово опускаться в скотское состояние греха и совершили самую зверскую войну на тот момент мировой истории. Но после Первой мировой войны, Господь обрушил на мир предупредительное наказание в виде эпидемии «испанки», которая унесла сто миллионов жизней – впятеро больше, чем прошедшая война.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/28/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда идёт караван нашей земной цивилизации? Совсем не туда. И пока не очень поздно, пора сворачивать 18.12.2020 993 Время на чтение 4 минуты По всем признакам совсем не туда. Очень похоже, что головная его часть — в преисподнюю. И пока не очень поздно, пора сворачивать. Клауз Шваб, основатель (1971 г.) и один из главных идеологов Всемирного Экономического форума (ВЭФ), летом 2020 года на слёте ВЭФ открыто призвал к четвёртой промышленной революции, к великой перезагрузке. Планируется сделать ставку на монополистов, средний и малый бизнес уничтожить. Средств для этого много: налоги, эпидемии, можно вырубить электричество в городах и т.д. Главное, спасти планету от людей и их жизнедеятельности. Его учитель, философ 20 века Карл Поппер, пропагандист открытого общества, проповедовал поэтапный, постепенный процесс передела мира. И надо признаться, что в этой области они преуспели. Но не поняли главного, и, возможно, уже никогда не поймут... В декабрьские дни, 79 лет назад, в битве Москвой произошло чудо. Чудо первого масштабного разгрома фашистских войск под Москвой. И это при том, что ближайшее оккультное окружение Гитлера, специалисты из Аненербы, его тибетские ламы категорически требовали последнего завершающего рывка на Москву... Но началось наступление советских войск, несмотря на то, что по всем основным параметрам (по численности войск, танкам, артиллерии, самолётам) Красная армия уступала немецким войскам в 1, 5 - 2 раза. Т.е. наступление началось вопреки всем военным теориям. И завершилось полным разгромом фашистской армии, отбросило линию фронта на 150-200 километров от Москвы... Во время войны было много чудес, про которые как-то не очень принято говорить. Но это первое чудо объяснить можно. Ещё до войны одному валаамскому старцу было видение: Богородица, сонм святых молили Господа о помиловании России. Он ответил: Накажу, но помилую... Было явление Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие в 1941 году, которая повелела написать письмо Сталину, чтобы изменилось в России отношение к Церкви, чтобы облетели Крестным перелётом Москву. Сталин исполнил все повеления Богородицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/18/ku...

Мониторинг СМИ Не искушать Бога — Письмо священника Владимира Архипова приходу о пандемии 21.03.2020 12:07 Протоиерей Владимир Архипов обратился к своим прихожанам с письмом. Он попросил не впадать ни в панику, ни в браваду в это сложное время. Друзья, вот и кончилось время теории, громких слов о вере и любви, взаимных сладких поучений, самоуспокоения в таинствах исповеди и причастия. Начинается практика веры, встреча с самим собой, с жизнью и верой как они есть на самом деле. В нашу жизнь вползла, ворвалась эпидемия (пандемия). Что это за чудовище, никто из нас не знает. Ни медицина, ни верующий, ни атеист, ни чиновник, ни подчиненный, ни богатый, ни бедный. Но каждому придется решать, как при этой заразе жить, верить, ходить или не ходить в церковь, причащаться из одной чаши. А кому-то придется и встретиться с ней лицом к лицу. С грехом мы знакомы, с вирусом нет. К первому нашли подход и не боимся. Второй неумолим, и вся надежда на веру. И вот тут-то не дать бы нам фальшивой ноты. Поскольку легче агитировать за веру, чем жить ей, как действующей любовью. Возможно, наступившее испытание позволит заново открыть глаза на слова Евангелия, чтобы услышать Христа. Возможно, это и не произойдет, но шанс у нас есть. Будут разные взгляды и установки в отношении всемирной пандемии и в поведении верующих людей. У кого-то вызовет восторг и полное согласие позиция прот. А.Ткачева, кому-то будут более близки уравновешенные предложения храма Космы и Дамиана. Есть обязательные для всех к исполнению указания Патриарха Кирилла. Нам бы не разделиться в порыве превознестись над верой брата своего. Что будет стоить наша вера, если православные перессорятся и насупятся друг на друга в упорном намерении показать, чья вера более православная. Глядишь, так вирус перед тем, как убить тело, убьет веру. Главное оказаться правдивыми перед собой, перед Богом и перед затаившимся коварным врагом. Не впадать ни в панику, ни в браваду, не потерять то горчичное зерно, которое имеешь, не изображать из себя того, кем ты не являешься. Это и есть смиренномудрие, о котором мы просим в молитве Ефрема Сирина. Если же мы не умеем по вере простить или попросить прощения, не осудить и не оклеветать, то как с этой верой встретим смертельный вирус? Испытания христианина бывают разные – искушения личные, гонения на Церковь, мирное благополучное время под покровом власти, болезни и страдания свои, а также близких, войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы. Но одно дело, когда цунами или землетрясение, войны происходят где-то далеко и не с нами, и совсем другое дело, когда они приходят в наш дом и нашу Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Проект памятника. Фото сайта rzhev.histrf.ru ЖМП 5 май 2020 /  7 мая 2020 г. 11:57 Ржевский мемориал советскому солдату готов к открытию 9 мая в год 75-летия Великой победы в поселке Хорошево (Тверская область) планировалось открыть мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны. Возведение памятника началось по инициативе ветерановй Ржевской битвы, которые в 1942-1943 гг. сумели удержать этот стратегический рубеж, обескровив силы гитлеровской группы армий «Центр». Но из-за эпидемии торжественные мероприятия пришлось отложить. Между тем, накануне праздника автор скульптуры Андрей Коробцов рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей работе. Как известно, инициативу российских ветеранов Великой Отечественной войны поддержали Президенты России и Республики Беларусь Владимир Путин и Александр Лукашенко. В конкурсе приняли участие 32 проекта из России и Беларуси. Однако, на первом этапе конкурса отборочная комиссия отвергла все предложенные варианты памятника и попросила «добавить в него души». «Мы изучили и просмотрели множество материалов — фильмы, книги, стихи, выезжали на места боев, — рассказал Андрей Коробцов. — Может показаться, что у нас на 90 % повторяется хрестоматийный образ — памятник советскому солдату с автоматом ППШ в руках. Но пластические и композиционные решения здесь другие». Отправной точкой для авторов стали известные стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Они-то и помогли найти нужный образ. «В ходе работы мы рассматривали самые разные варианты, прежде чем пришла мысль дополнить образ солдата стаей журавлей, символом павших за родину героев. Лицу солдата мы постарались придать несколько отрешенное выражение, как будто он смотрит вглубь себя», — добавляет Андрей. Поначалу скульптор лицо воина хотел списать со своего деда, который прошел всю войну, а Победу встретил в Варшаве командиром танка Т-34. Но постепенно автор пришел к мысли, что внешность солдата должна быть собирательной, и создал его образ по фотографиям бойцов, сражавшихся под Ржевом.

http://e-vestnik.ru/news/rzhevskiy_memor...

Русские сестры милосердия Содержание I. Севастопольские сестры 1. 26 марта 1856 года 2. Е.А. Хитрово 3. Другие севастопольские сестры Крестовоздвиженской общины 4.Е.М. Хлапонина 5. Даша Севастопольская 6. Е.П. Карцева II. 1. С.А. Биллер 2. Е.А. Кублицкая-Пиотух III. Сестры русско-турецкой войны 1. Сестра Лебедева 2. Сестра Васильева 3. О.П. Раевская 4. Ю.П. Вревская 5. Кн. Н.Б. Шаховская IV. Сестры русско-японской войны 1. Е.А. Воронова 2. На действительной службе 2. В Порт-Артуре 3. Без имени 4. «Заместо матери» 5. «Красный смех» V. С прокаженными 1. Сестра Слепченко 2. Сестра Васюкович VI. Среди каторжников VII. Княжна Ливен VIII. Кн. М.М. Дондукова-Корсакова IX. Великая княгиня Александра Петровна X. На эпидемиях Сестра Нина XI. На рядовой работе XII. «Душу свою полагать...» XIII. 1. «Ученик не выше учителя» 2. Елка 3. Молитва 4. Любовь и по смерти XIV. Утешительница     «Узами человеческими влек Я их, узами любви» ( Ос.11:4 ) «Великий Дух, благодарю Тебя за лик Человеческий, Тобою данный мне». – Вот какова должна бы быть молитва великого Гёте во всю жизнь его». (Достоевский, «Дневник писателя» за 1876 г., янв., гл. 1). Благодарение Бога за лик человеческий – есть молитва не только Гёте, но и всех лучших представителей человечества. Все они с любовью отыскивали в людях человеческое и умели его находит и бесконечно страдали, находя иногда в человеке животное, зверя. Но в наше время появился целый ряд писателей, ценящих в людях именно звериное. По мысли их, люди – «звери» и жизнь их – «охота», где побеждает и наслаждается сильнейший, виднейший представитель закона звериной жизни – эгоизма. Эгоизм давно пора поставить в основу человеческой жизни, на место обманувшего человечества «миража любви», навевающего ему «сон золотой». Копейка, жертва Лейзера нищим 1 , – вот символ того, что получило человечество от устроения жизни на началах самоотвержения и любви. А эгоизм принесет людям счастье и радость, с ним они станут «богаче и сильнее». И писатели эти уже с удовольствием отмечают отсутствие в жизни современного общества любви. В нравственном отношении все мы, будто бы, только прокаженные духом 2 и ни одного из нас не найдется, кто бы ради спасения других пожертвовал собой, и ни одного, кто бы пошел на тревожный, проникающий в душу звон набата, зовущего помочь страждущему ближнему 3 . «Всякий, сказавший слово: любовь, – солгал» 4 . И на примере сестры милосердия, – официальной представительницы служения любви, – непробудным сном заснувшей у постели умирающего человека, Л. Андреева 5 хочет наглядно показать, что бескорыстное влечение к добру, к самоотверженному подвигу есть, но многого ли это стоит? По-существу все равно, что и нет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихвинский храм д.Колчаново ЖМП 4 апрель 2020 /  8 мая 2020 г. 10:57 Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-bepcuя Храм Святого Николая Чудотворца, деревня Кобона Во время Ленинградской блокады советское правительство организовало эвакуацию людей из осажденного города. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге (от Финляндского вокзала до станции Борисова Грива), затем через Ладожское озеро до эвакопунктов1 на восточном берегу, а потом вглубь страны железнодорожным транспортом. Так, один из эвакопунктов был открыт в деревне Кобона, на восточном берегу Ладожского озера, в церкви Святителя Николая Чудотворца. За все время блокады он принял несколько сот тысяч человек. Вспоминая об этом времени, старожил деревни Кобона Николай Сергеевич Харьков рассказывал, что Кобону не обстреливали из орудий, но ее постоянно бомбили с воздуха: «Немец не давал тут спокойно жить. В начале войны нашей авиации здесь практически не было. Немцы делали все, что хотели. А нашу церковь Никольскую они не бомбили, потому что она для них служила ориентиром. В церкви этой разместился эвакопункт». Детей, по его воспоминаниям, обязали подвозить на санках до церкви вещи эвакуированных, которых высаживали на берегу Ладоги. Самим блокадникам нести их было не по силам. За это юным помощникам выдавали продуктовые карточки. «В частные дома запрещали пускать эвакуированных из Ленинграда, потому что они все были дистрофики, больные, — вспоминал Харьков. — Смешивать их с солдатами запрещалось. Все боялись эпидемий. Зима была суровая — минус 40 градусов. Люди с другого берега Ладоги приезжали замерзшие, чтобы отправить их в дальнейший путь, надо было сначала их обогреть. Помню, весной, когда началась грязь, один мужчина не смог без помощи из грязи выйти — не было сил поднять ногу. И его вытаскивали»2.

http://e-vestnik.ru/church/hramy_u_dorog...

4. Гимны и молитвы патриарха Филофея Гимны и молитвы Филофея можно разделить: 1) воспевающие церковные праздники (на успение Богородицы, Живоносному гробу и Воскресению, на Благовещение), 2) прославляющие святых ( Григорию Паламе , Иоанну Крестителю, великомученику Георгию, Иоанну Дамаскину , св. Николаю, трем святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; всем святым и отцам, бывшим на шести вселенских соборах), 3) написанные по случаю тех или иных общественных нужд (голод, землетрясение, эпидемия, засуха, болезнь, гражданская война, интервенция, – «за князя и за люди, егда исходити противу ратным») и 4) не имеющие видимого внешнего повода для создания (прокимены дневные, припевы к псалмам, стихи-тропари). Сразу бросается в глаза место, какое занимает в этих гимнах и молитвах тема общественных бед. В отличие от произведений в честь святых и праздников, которые предназначались для службы соответствующего дня и, следовательно, должны были исполняться в определённом месте годового цикла, гимны третьего разряда нашей классификации исполнялись нерегулярно – от беды к беде. В них громче, чем хвала, догматика и абстрактное молитвословие, звучит призыв о помощи в конкретной беде. Этими гимнами и молитвами автор как бы представляет бедственные картины настоящего пред очи Вечности. Хотя эти тексты, как и остальные, имеют предшественников (например, кондак Романа Сладкопевца и канон Иосифа Гимнографа по случаю землетрясения, – не говоря уж о ряде псалмов) и хотя здесь видна общая для жанра традиционность, богословско-экзегетическая основа и устремлённость едва ли не каждого образа и даже оборота речи к библейским образам и оборотам, особенно к Псалтыри (я укажу некоторые параллели), тем не менее, гимны такого рода историчнее других. Вот отрывок из канона «В усобных и иноплеменных бранех» 42 , написанного во время гражданской войны и турецкой интервенции: III. 3 Окрест псы лукавыи обидоша, Спасе, бесчеловечие погубити ищуще, в усобие внутренее, Боже, расслабляют паче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010