Отличаясь демократическим характером, арабская общи­на пользовалась самоуправлением; ее начальники были только первыми между равными, председательствовали на общих собраниях, назначали время перекочевок и места для остановок, разбирали возникавшие среди сородичей своих разногласия и ссоры и решали вопросы о войне и мире. И этих ограниченных прав своих шейхи и амиры не могли переда­вать своим непосредственным потомкам по наследству, ни­чего не получали и жили так же просто, как и сородичи: амир, например, сам ухаживал за своим конем и сам седлал его, а его жена и дети исполняли своими рукам и все хозяйственные работы. Только более обширная палатка и более обширное хозяйство отличали его от прочих арабов. – И до настоящего времени бедуины не изменили своего основного взгляда на своих начальников. О современных арабах Реклю замечает, что «шейх не обладает никакими правами; он избирается равными ему; его смещают, когда он становится неугоден. Специальная его функция, кроме чествования гостей, –судить споры со старейшинами. Это – примиритель и третейский судья: но его решения не имеют силы закона. Решениям этим, вообще опирающимся на обычное право и поддерживаемым общественным мнением племени, обыкновенно подчиняются; но никакая уголовная санкция не связана с его вердиктом. Некоторые шейхи успевают приобрести значи­тельную власть, когда сумеют отождествить свои интересы с интересами племени; но племя никогда не забывает своего права сменить шейха. Нередко случается, что шейх избира­ется только на мирное время, как «муж совета и мудрости», а для ведения войны избирается особый, отважный предводитель, временные полномочия которого оканчиваются с заключением мирного договора» 237 . Гельвальд замечает: «Когда у арабов являлась необходимость в единодушном действии или вме­шательстве избранного мирового судьи, они обыкновенно на­значали шейха или вождя, но как только кризис данного положения проходил и нужда в избранном начальнике мино­вала, то араб уже не подчинялся никому, считал себя независимым и никого не признавал своим повелителем. Начальник нескольких родов, главный шейх (шейхуль-машайх) был суров и грозен для врагов племени, а в сношениях со своими должен был отличаться справедливостью, кротостью и отеческой снисходительностью; злоупотребление властью по­рождало в окружающих его недовольство, и он мог быть отставлен избравшими его родами. До самовластного господ­ства главный шейх никогда не простирал своих стремлений 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Около 1520 г. султан Селим I, который не любил христианство, к ужасу своего великого визиря предложил насильно обратить всех христиан в ислам. Когда ему сказали, что это невозможно, он потребовал, чтобы по крайней мере все их церкви были отобраны. Визирь предупредил патриарха Феолепта I, который привлек к делу ученого юриста по имени Ксенакис. Феолепт понимал, что у него нет фирмана в защиту церквей. Он сгорел при пожаре в патриархате, говорил патриарх. Но Ксенакис смог представить трех престарелых янычаров, которые присутствовали при взятии Константинополя султаном-завоевателем. Они поклялись на Коране, что видели нескольких знатных граждан, которые пришли к султану, готовящемуся войти в город, и поднесли ему ключи от своих районов. Взамен этого он обещал им сохранение храмов. Султан Селим принял это свидетельство и даже позволил христианам снова открыть некоторые свои церкви, которые были закрыты его чиновниками. При этом еще больше церквей было захвачено во время его правления. 283  В 1537 г., при султане Сулеймане Великолепном, этот вопрос был снова поднят. Патриарх Иеремия I сослался на решение султана Селима. Тогда Сулейман посоветовался с шейхуль-исламом, высшим мусульманским авторитетом в области юриспруденции. Исследовав предмет, шейх объявил, что «как известно, Константинополь был взят силой; но тот факт, что многие церкви сохранились, должен означать, что город сдался». Сулейман принял это решение. 284  До конца его правления церкви больше не закрывались. Последующие султаны были менее терпимыми. При Селиме II еще больше церквей было превращено в мечети. В 1586 г., вернувшись после удачного похода на Азербайджан, Мурад III провозгласил, что намеревается преобразовать патриаршую церковь Паммакаристос в мечеть победы – Фетие джами. Если бы патриарх Иеремия II, которого любил Мурад, был еще на престоле, можно было бы предотвратить закрытие церкви. Но Иеремия незадолго до того был отстранен от власти в результате интриги св. синода; а возведенный в данный момент Феолепт II был ничтожеством. Мурад, без сомнения, был рад представить изъятие как наказание интриганам. Александрийский патриарх временно предоставил небольшую церковь св. Димитрия Канаву, которая принадлежала ему, в распоряжение Иеремии II, когда тот вернулся через несколько месяцев к патриаршеству. Наконец, патриархату позволили восстановить церковь св. Георгия, находящуюся в центре квартала Фанара. Новая церковь была построена в следующем столетии, также как и здания вокруг нее для патриаршей резиденции и канцелярий. Подобно всем церквям, которые разрешалось строить грекам вместо утраченных, новый храм был совершенно невзрачен снаружи, а сооружение заметного извне купола было запрещено. 285

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Все духовные мектебе и медрессе подлежат ведению Махкама-и-Исламия, которые устанавливают для них программы, согласно требованиям религии и науки, способствуют развитию учебного дела, руководят ежегодными экзаменами и преподаванием в школах. 7. Махкама-и-Исламия образуют из достойных имамов ахунов губернские и уездные меджлисы – местные органы духовного управления, которые руководятся указаниями Махкама-и-Исламия. 8. Всё мусульманское духовенство должно получать определённое и достаточное содержание и уравнено во всех правах с православным духовенством. 9. Шейхуль Исламы в своих округах ежегодно созывают совет из избранных народом духовных и светских лиц в количестве от 15 до 50 человек, знакомых с нуждами населения. 10. Для Туркестана и Семиреченской области учреждается особое Махкама-и-Исламия, с Шейхуль Исламом во главе, в добавление к существующим Оренбургскому, Таврическому и Двум на Кавказе округам. 11. Над всеми пятью Шейхуль Исламами учреждается должность высшего в России мусульманского духовного лица – Райсуд Улама, коему, как главному представителю и защитнику духовных интересов всего российского мусульманства, должно быть представлено право личных докладов Государю Императору о нуждах мусульман. Раисуль-Улама, будучи главой мусульманского духовенства в России, отличающийся своей нравственной чистотой, глубоким знанием Шариата и всесторонне образованный, избирается на должность мусульманами всей России. 12. Для совещания по важным для мусульман духовным вопросам и для выработки руководящих разъяснений по спорным и вызывающим сомнение положениям Раисуль-Улама собирает не менее одного раза в год всех Шейхуль-Исламов. Управление при Раисуль-Улама служит объединителем деятельности Махкама-и-Исламия, состоящих в Шейхуль-Исламах, а также утверждает в должностях наиба Шейхуль-Ислама (заместителя) и хазиев. 13. В 1906 году высшие духовные учреждения – Духовные Собрания и Правления – должны составить программу испытаний для лиц, домогающихся званий имамов, мударрисов, муэззинов и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Отличаясь демократическим характером, арабская община пользовалась самоуправлением, её начальники были только первыми между равными, председательствовали на общих собраниях, назначали время перекочевок и места для остановок, разбирали возникавшие среди сородичей своих разногласия и ссоры и решали вопросы о войне и мире. И этих ограниченных прав своих шейхи и амиры не могли передавать своим непосредственным потомкам по наследству, ничего не получали и жили так же просто, как и сородичи: амир, например, сам ухаживал за своим конем и сам седлал его, а его жена и дети исполняли своими руками все хозяйственные работы. Только более обширная палатка и более обширное хозяйство отличали его от прочих арабов. И до настоящего времени бедуины не изменили своего основного взгляда на своих начальников. О современных ара- бах Реклю замечает, что «шейх не обладает никакими правами, он избирается равными ему, его смещают, когда он становится неугоден. Социальная его функция, кроме чествования гостей – судить споры с старейшинами. Это – примиритель и третейский судья, но его решения не имеют силы закона. Решениям этим, вообще опирающимся на обычное право и поддерживаемым общественным мнением племени, обыкновенно подчиняются; но никакая уголовная санкция не связана с его вердиктом. Некоторые шейхи успевают приобрести значительную власть, когда сумеют отождествить свои интересы с интересами племени, но племя никогда не забывает своего права сменить шейха. Нередко случается, что шейх избирается только на мирное время, как «муж совета и мудрости, а для ведения войны избирается особый, отважный предводитель, временные полномочия которого оканчиваются с заключением мирного договора» 204 . Гельвальд замечает: «Когда у арабов являлась необходимость в единодушном действии или вмешательстве избранного мирового судьи, они обыкновенно назначали шейха или вождя, но как только кризис данного положения проходил и нужда в избранном начальнике миновала, то араб уже не подчинялся никому, считал себя независимым и никого не признавал своим повелителем» 205 . Начальник нескольких родов, главный шейх (шейхуль-машайль) был суров и грозен для врагов племени, а в сношениях со своими должен был отличаться справедливостью, кротостью и отеческой снисходительностью, злоупотребление властью порождало в окружающих его недовольство и он мог быть отставлен избравшими его родами. До самовластного господства главный шейх никогда не простирал своих стремлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Вот, более замечательные постановления этого Съезда: 2. Преобразование духовных учреждений должно быть таково: все муфтии в России (два на Кавказе, Оренбургский, Таврический и Туркестанский) должны быть выборными по доброй и свободной воле всех мусульман из лиц, вполне компетентных в религиозных вопросах безупречной нравственности и знакомых с требованиями современной жизни. Муфтии переименовываются в Шейхуль-Исламы и избираются на 5 лет. Существующие же ныне при муфтиях Духовные Собрания и правления переименовываются в Махкама и Исламия; компетенция их распространяется на все дела мусульман – религиозные, духовно-учебные и благотворительные. 3. Все религиозные дела мусульман, как-то: а) разрешение в необходимых случаях построек мечетей и медрессе, и их открытие, б) приискание необходимых средств для открытия и содержания мечетей и медрессе, в) заведывание вакуфными имуществами и забота об увеличении их, г) утверждение в потребном количестве в званиях имамов, мударрисов, мугаллимов и муэззинов, а также увольнение их при негодности, д) наблюдение за благоустройством мечетей и медрессе, е) разбор тяжб и споров по брачным бракоразводным, наследственным и другим религиозным делам ведаются Махкама-и-Исламия и освобождаются от вмешательства других правительственных учреждений (У киргиз в каждом аульном обществе должно быть по одной мечети и мектебе. У них, как и у других мусульман, имамы обязаны обучать детей; при неспособности имамов к учительской деятельности в их приходы должны быть назначаемы особые учителя-мугаллимы). 5. Махкама-и-Исламия утверждает выбранных обществом должностных по штату лиц при мечетях и медрессе, сообразуясь при этом с познаниями и нравственными качествами выбранных, подвергает должностных лиц духовного управления за проступки и упущения взысканию вроде предупреждения, выговора, временного устранения и, наконец, увольнения от должности, особенно следит за педагогической деятельностью мугаллимов и нравственно-воспитательною и проповедническою деятельностью имамов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Н.Ф. Красносельцева «Западные христианские миссии против татар»). Безуспешность христианских миссий среди мусульман зависела от разнообразных культурно-исторических причин и отнюдь не подтверждает уверений современных нам «передовых» турок и татар, что Коран не мешает прогрессу народной жизни, что Коран, как и Евангелие, исходит из общечеловеческих принципов, не чужд гуманности и просвещения, служащих основаниями европейской цивилизации. Российские татары высказывали такие взгляды печатно на русском языке, некоторые образованные турки заявляли о том же на иностранных европейских языках. Недавно (в конце 1895 года) Мухаммед-Джелаледдин, «шейхуль – ислам» современной нам Турции, под влиянием последних политических осложнений, вызванных жестокой резней армян, подданных султана, снизошел до того. что допустил к себе корреспондента газеты «Berliner Tageblatt» и очень характерно высказался пред ним относительно основных принципов Корана. «Ислам, сказал современный представитель религии турецких мусульман, занимается не только загробной жизнью, но и путями, ведущими к цивилизации и дающими людям возможность достигать того, что необходимо для счастья на земле. Первый принцип ислама гласит: имейте сострадание и милосердие и будьте справедливы и снисходительны ко всем, а в особенности к вашим ближним. Ислам придерживается также и принципа признания полного равенства всех людей, к какой бы религии или состоянию они ни принадлежали. Хотя Европа и сделала очень крупные шаги в культурном отношении, однако об истинной сущности ислама в ней имеют чрезвычайно смутное понятие. Прежде всего неверно, будто ислам признает или проповедует ненависть к христианам. Евреи, мусульмане, христиане, все народности u вероисповедания пользуются у нас одинаковыми социальными правами. Каждый может у нас открыто и свободно исполнять свои религиозные обряды. Ислам призывает всех пророков равными. Ислам – демократическая религия. У нас нет освященных мест. Вы спросите, однако, почему же у нас мечети? А потому, что среди магометан стала замечаться привычка собираться по пятницам на общие молитвы, оттого и стали строиться у нас мечети – слово, означающее «собрание».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...