Сортировать по Исключить новости Не по князю шапка? Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? 8 ноября, 2016 Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания. Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят. Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник —  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку. Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира. Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов: «Однако, если мы взглянем на монументы царского периода — памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного «в связке» с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец. Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века — попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

http://pravmir.ru/o-shapke-monomaha/

30 сентября 2013 г. 10:15 Государственные регалии российских царей и императоров: самая масштабная выставка к 400-летию Дома Романовых В российской столице открылась экспозиция «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» Это не последний выставочный проект в нашей стране, посвященный 400-летию восшествия на престол первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (так, интересные юбилейные события еще планируются в Государственном Эрмитаже) – но, пожалуй, самый масштабный и наиболее запоминающийся в ряду себе подобных. Демонстрирующиеся в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» четыре сотни экспонатов, охватывающие четыре с лишним века отечественной истории, бесценны в прямом смысле слова. Ни один из них никогда не только не появлялся на открытых аукционах (что вполне понятно), но даже не покидал кремлевскую территорию (по крайне мере с эвакуации времен Великой Отечественной войны) – и, следовательно, ни разу не оценивался страховыми экспертами. Исторические легенды и были: Крест Мономаха, Держава Мономаха и обе Шапки Мономаха Главный совет посетителям: сколь бы ни было велико искушение сразу же зайти в находящийся ближе к Троицким воротам Патриарший дворец, обязательно осмотрите сначала экспозицию в Успенской звоннице. Иначе непременно «утонете» в посвященной коронациям XVIII – XIX в.в. «имперской» части выставки, где экспонатов значительно больше. И потом будете кусать локти! Ведь в куда меньшем по площади выставочном зале звонницы впервые в истории вне пределов Оружейном палаты собраны все регалии, которыми венчались на царство восходившие на московский престол самодержцы. Это не только всемирно известные легендарная Шапка Мономаха. Не только ее «дубликат» - изготовленная кремлевскими мастерами так называемая Шапка Мономаха второго наряда, которой 25 июля 1682 года венчался одновременно со старшим сводным братом Иваном Алексеевичем будущий первый российский император Петр. Здесь же, в соседних витринах – остальные компоненты царского венчального «набора»: шестиконечный наперсный Крест Животворящего Древа в золотой оправе с серебряной чеканной иконой-ковчегом; бармы (парадное широкое оплечье) двух первых царей из рода Романовых Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; расцвеченные драгоценными эмалями золотые скипетр и держава; золотая цепь Михаила Федоровича.

http://e-vestnik.ru/culture/venchaniya_i...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Выбор «шапки»: пыжик вместо Мономаха Об открытии «второго фронта» против Русского мира 16.12.2017 2536 Время на чтение 24 минут Некоторое время назад в «паутине» завелся историк Пыжиков (как всегда, от хозяйского нерадения, что-нибудь да заводится). Пыжиков выскакивает со своими видеопроповедями всякий раз, когда любознательный пользователь интернета начинает интересоваться историческими вопросами. Выскакивает со своей оригинальной темой, которая привлекает к нему внимание многочисленных завсегдатаев Ютуба, - одних возмущая, других соблазняя... Тема действительно оригинальная: Пыжиков проповедует необходимость освобождения России от « украинс ко-польского ига»… Этой же теме посвящена его книга - «Славянский разлом. Украинско-польское иго в России», которую он активно рекламирует в интернете. По мнению Пыжикова, вся история России, управляемой романовской династией, является на самом деле навязанным извне России «украинско-польским игом», с последствиями которого и возможным его рецидивом необходимо бороться. Более того, само русское Православие, которое в новейшем Государстве Российском ютится на правах одной из четырех «традиционных конфессий», объявлено Пыжиковым следствием этого «ига» - чуждой русскому народу инородной идеологической диверсией, подлежащей разоблачению. Русская Церковь для Пыжикова - это «главный топор, которым кромсали все российские народы». Это - «церковь панской Украины» и «обоснование господства украинско-польского элемента», без чего, как считает Пыжиков, «эта церковь не существует, она для этого создавалась». Наша Церковь, по Пыжикову, - «не вера, это коммерческая контора, созданная не для веры, а для обоснования панско-украинской прослойки, а нам надо вернуться к народной религиозной вере …» Попутно Пыжиков «разбирается» с идеей « Москва – Третий Рим» и формулой «Всея Руси», - изобличая их, по его мнению, сомнительное происхождение и вредоносную сущность. Пыжиков заявляет о своей борьбе с некой «украиноцентричностью» русской истории. «Задача истории, - говорит Пыжиков, - все наше историческое полотно перекроить таким образом, чтобы все это, что тысячу лет довлеет над нами, осталось в прошлом - в этом я вижу свою миссию». Он то ли всерьез полагает, то ли делает вид, будто верит в возможность безболезненно вычленить из русской истории то место, где происходило становление русской государственности и русской культуры, и где был зажжен свет русской веры. Или – что можно куда-нибудь тихо задвинуть порицаемый им «романовский период», давший миру великую русскую культуру и расширивший горизонты Русского мира не только до уровня самодостаточной цивилизации, но и позволивший лучшим умам России говорить о восприятии миссии Третьего Рима: стать оплотом православия в мире и надеждой для той части человечества, которая противится сползанию нашего мира к погибели.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/16/vy...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Три Смуты 13.01.2012 1313 Время на чтение 10 минут В начале XVII века Смутное время на Русской земле начиналось с того, что народ был недоволен правлением царя Бориса Годунова. Надо заметить, что шурин святого благоверного царя Феодора Иоанновича царь Борис был опытным правителем, а Русское государство было в то время могущественной державой. Но Борис Годунов не выдержал тяжести «шапки Мономаха» - Царского венца. Годунов боялся бояр Романовых, считая их соперниками. Народ любил Романовых, родичей царицы Анастасии, «кроткой голубицы», любимой супруги государя Иоанна Васильевича Грозного. Все бояре Романовы отличались высоким ростом, красотой, богатырской силой, благородством, удалью и щедростью. Царь Борис Годунов считал для своей власти опасной народную любовь к Романовым. В Ныробе в заточении погиб первый святой из рода Романовых - Михаил Никитич. Брат «ныробского мученика» Федор Никитич был пострижен в монахи. После расправы над сыновьями Никиты Романова народ легко поверил слухам о причастности Годунова к убийству царевича Димитрия. Природные бедствия, засухи и голод довели народное возмущение до крайности; люди считали, что Господь наказывает страну за грехи царя Бориса. И усилия Ватикана и Польши, пославших на Русь Лжедмитрия, неожиданно для всех увенчались успехом. Боярский заговор и недовольство народа Годуновым привели к тому, что ставленник Рима Лжедмитрий взошел в Кремле на престол русских царей. Если бы не было недовольства народа Годуновым и не общее «желание перемен», то Лжедмитрий бы со своим отрядом не продвинулся дальше Кром. Потомки удельных князей, единомышленники Курбского, гордые бояре желали таких же вольностей и свобод и прав, которыми обладали вельможи Речи Посполитой. Горожане в Польско-Литовском государстве жили по «магденбургскому праву», обладая определенными льготами. Русские крестьяне желали возвращения «Юрьева дня». Все сословия были недовольны Годуновым и, надо заметить, имели для этого определенные основания. Закончилось все разорением государства, иноземным нашествием и гибелью многих тысяч русских людей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/14/...

Преподобный Косма Яхромский Жизнь и подвиг преподобного Космы есть, по мнению его агиографа, один из многих эпизодов нескончаемого Божественного домостроительства, цель которого – спасение души каждого человека, пришедшего в мир. В этом свете и проповедь апостола Андрея, по преданию благословившего киевские горы и предвозвестившего Божию славу, которая осенит со временем русскую землю, и обращение в христианство князя Владимира, и подвижничество преподобного Феодосия в Печерском монастыре составляли необходимые ступени к тому, чтобы однажды, в XV веке, во Владимире-на-Клязьме родился мальчик, который со временем примет постриг с именем Косма (вероятно, в честь знаменитого византийского песнотворца VIII века) и жизнью, а не рукописью, проповедью дел, а не слов напишет свою главу в истории Русской Церкви и русской святости. Впрочем, истинной родиной преподобного был не столько древний Владимир, будь он основан обладателем знаменитой Мономаховой шапки или же самим Крестителем, сколько та идеальная земля кротких, о которой говорят слова Давидовой Псалтири, земля, обещанная Владыкой Христом тем, кто смирен сердцем. Благочестивые родители Космы (мирское имя преподобного, к сожалению, не сохранилось ) отдали сына в услужение одному из вельмож Владимира, который свято чтил Пресвятую Богородицу и с благоговейной заботой занимался воспитанием благодатного отрока. Семена благочестия, что сеял вельможа в душе будущего молитвенника, падали на плодовитую почву его боголюбивой души и в скором времени всходили, давая обильные плоды смирения, послушания и целомудрия. Отрок проявил большие дарования в деле обучения Священному Писанию и с примерным рачением изучал творения святых отцов, так что вскоре господин, несмотря на молодой возраст воспитанника, стал внимать его скромным советам и нетщеславным увещаниям, которые были исполнены к тому же сочувствием и искренней душевной симпатией. В ту пору господин, облеченный властью, богатством и имеющий в услужении раболепных холопов, не мог и представить, коль скоро его блестящее положение изменится на прямо противоположное и из хозяина жизни и городского владыки он превратится в обремененного многими болезнями страдальца. Очень скоро утроба господина болезненно выросла и с каждым днем, казалось, продолжала расти все более и более. И хотя агиограф XVI столетия едва ли точно мог, да и стремился описать симптомы тяжкого недуга, который постиг этого человека, кажется вероятным предположение о том, что несчастный страдал от злокачественной опухоли… Страшный недуг, повергающий в ужас и наших современников, несмотря на весь прогресс, которым было ознаменовано более чем 600-летнее развитие медицины с той поры, когда жил Косма! Что же говорить о той эпохе?!

http://pravoslavie.ru/put/111176.htm

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ДОСТАВЛЕНА ЗОЛОТАЯ ДИАДЕМА, МАЛАЯ КОРОНА ДОМА РОМАНОВЫХ февраля 2004 27 февраля 2004 года в Санкт-Петербург доставлена золотая диадема, малая корона Дома Романовых. Перед отправкой реликвия была освящена в Свято-Даниловом монастыре Москвы, и будет экспонироваться с 1 по 14 марта в Государственном Эрмитаже. Инициатором возвращения короны из Англии стал известный предприниматель Артем Тарасов. Он сообщил, что для этого ему пришлось заложить свой дом в Лондоне. 27 февраля 2004 года в Санкт-Петербург доставлена золотая диадема, малая корона Дома Романовых. Перед отправкой реликвия была освящена в Свято-Даниловом монастыре Москвы, и будет экспонироваться с 1 по 14 марта в Государственном Эрмитаже. Инициатором возвращения короны из Англии стал известный предприниматель Артем Тарасов. Он сообщил, что для этого ему пришлось заложить свой дом в Лондоне. Помимо Большой императорской короны и шапки Мономаха существовали также венчальные короны и диадемы. Именно к ним относится и данный раритет весом 156,7 граммов, украшенный 822 бриллиантами, 70 рубинами и 50 алмазами. Артем Тарасов застраховал диадему на 10 млн. фунтов стерлингов. Изготовлена была корона в 1890 году ювелирной фирмой Российского Императорского Дома " К. Э. Болин " по заказу великого князя Михаила Михайловича для его невесты Софьи Николаевны Меренберг. Брак внука императора Николая I и внучки Александра Пушкина был морганатическим, Государь Александр III не признал этот союз, и супругам пришлось уехать в Англию. Из поколения в поколение передавалась фамильная ценность, и по семейному завету, должна была вернуться в Россию. Последняя владелица раритета, маркиза Сара Милфорд-Хэвен, решила с ним расстаться. Предприниматель Артем Тарасов получил диадему в пользование на 2,5 месяца после внесения залога и страхового депозита. За это время созданный им благотворительный фонд надеется собрать сумму для выкупа диадемы. Как считает предприниматель, все, что связано с малой короной, окружено мистическим ореолом. Как бы случайные события сделали путешествие благоприятным, и очевидно, что на него есть благословение Божие. Временный владелец с благоговением относится к святыне, которая таинственным образом соединила два великих рода России. Он убежден, что " корона сама хочет вернуться на Родину и сама выберет себе место " . Перед поездкой в храме Свято-Данилова монастыря был совершен молебен на благое дело. По материалам информационных агентств Поделиться Короткая ссылка Код для вставки в блог 17 марта 2024 17 марта 2024 16 марта 2024 16 марта 2024 15 марта 2024 15 марта 2024 15 марта 2024 14 марта 2024 Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

Старинный каменный собор XIX века возвращен Вологодской епархии Вологда, 19 сентября 2008 г. Православной общине города Вытегра (Вологодская область) передан старинный каменный храм в честь Сретения Господня. Об этом ИА «Православие на Северной земле» сообщил благочинный Белозерского церковного округа, настоятель храма в честь Александра Невского города Вологды протоиерей Андрей Пылев. По словам священника, ранее здание церкви занимал Вытегорский районный краеведческий музей. В 1998 году по просьбе верующих один из залов музея, где размещалась экспозиция, посвященная природе района, был передан Церкви. Вокруг Сретенского прихода сложилась православная община. Богослужения проводились в алтаре собора, разделенном на две части. В одной был устроен неф, где молились верующие миряне, а другая часть служила алтарем. «Собор в честь Сретения Господня расположен в левобережной части Вытегры, на Красной горке. Построен храм при епископе Вологодском и Устюжском Палладии приблизительно в 1869 - 1873 гг., в честь 100 - летия города Вытегры. Пятиглавая церковь выполнена в старинном русско-византийском стиле, и её величественный силуэт виден уже издалека при приближении к городу. Недалеко от Сретенской церкви на Беседной Горе, рядом с южными окраинами Вытегры стоит деревянная часовня, в честь византийского святого Исаакия Долматского в форме шапки Мономаха, построенная в 1881 году, а позже перевезенная на свое нынешнее место», - рассказал отец Андрей. «В середине августа архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан совершил в Сретенском храме первое за почти 100 лет архиерейское богослужение. Теперь службы в храме стали регулярными. В настоящий момент в храме силами верующих начаты ремонтно-реставрационные работы», - отметил собеседник агентства. 19 сентября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27653.html

Вообще, очень похоже на то, что для неких сил, внутренних или внешних, весьма соблазнительным показался тот переворот, который с помощью истории (и используя ее поверхностное знание «широкими массами») произведен на Украине. И это, если говорить о «духовной прописке», те самые силы, которые в свое время подбросили малороссам идею о будто бы терзающем их «московском иге». Примерно тем же, за что теперь взялся Пыжиков, давно уже занимаются украинские историки, ограничивающие свою историю территорией нынешней Украины и произвольно вычленяющие из бывшей общей истории все «московское». История вообще – материал податливый: что в ней начинаешь искать, то непременно и находишь. Мы помним, как совсем еще недавно весьма маститые историки находили в отечественной истории обоснование для марксистско-ленинских идеологических построений, как затем украинские историки, последователи Грушевского, использовали нашу историю для своего «строительства украинизма»; и если напустить на нашу историю каких-нибудь, к примеру, фрейдистов, феминисток, астрологов и прочих экзотических персонажей, - то можно не сомневаться, что они с легкостью бы нашли в нашей истории все необходимое для своих идейных потребностей. «Механизм» подобного фокуса предельно прост: второстепенное (интересы или обиды какой-нибудь обособленной группы, местные особенности и прочее) искусственно ставится поверх главного - того, в чем сосредоточен смысл нашего бытия и что обеспечивает органическое единство нашей цивилизации и возможность ее развития. Успеху подобного фокуса немало способствуют «достижения» новейшей системы образования, когда народ, ставший объектом манипуляции, главного уже не видит и не способен распознать, а замечает лишь то, что суют ему прямо под нос из телевизора. Признаком требуемой «легкости жанра» пыжиковского учения является уже то, что наш ученый историк с легкостью употребляет термин «украинский» применительно к эпохам, когда никто ни о чем «украинском» слыхом не слыхивал, - подобно украинским историкам, умудряющимся обнаружить «украинское» за много тысячелетий до его появления.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/16/vy...

Для нас, живущих или до недавнего времени живших на Украине, подобный подход - не новость. Уже четверть столетия нам говорят о самодостаточности Украины, искусственно вычленяемой из Русского мира, о чуждости для нас всего «московского», которое щедро наделяется всякими дурными эпитетами. И мы по мере сил боролись с этой доминирующей на сегодняшней Украине системой взглядов, порицая ее убогость и пытаясь открыть глаза своих земляков на печальную духовную и материальную участь соблазненных такой идеей. И противопоставляли Украине Россию, где, как нам казалось, сохранилось целостное восприятие Русского мира, в его единстве и многообразии, - которое хотя и не озвучивалось в государственной риторике (по вынужденным, как мы думали, причинам), но живет в душах русских людей. И надеялись на то, что это здоровое духовное начало распространится и на нашу многострадальную землю и поможет исцелению русского народа Украины от «украинской болезни». Однако на деле оказалось, что и в нынешней России все обстоит гораздо хуже, чем можно было предполагать. У российской власти не обнаруживается необходимой духовной мотивации не только для удержания бывших имперских пространств, но даже для сохранения под своим державным контролем исконных русских земель. Это – если перейти с геополитического уровня на уровень индивидуальный - напоминает «духовный настрой» нынешнего европейского обывателя, который не желает уже создавать семью и нести тяготы по ее содержанию и обеспечению, а предпочитает жить в свое удовольствие. И, по причине такого выбора, закономерно оказывается в положении потесняемого и вытесняемого пришельцами с Востока и с Юга, наделенными более здоровыми жизненными установками. И беда не только в том, что подобное положение отражает настроения той части российской власти, которая желает ради «продолжения банкета» сбросить украинский «балласт». (И вполне возможно, что Пыжиков выполняет некий заказ, обеспечивающий комфортное существование этих власть предержащих, избегающих конфликтов с Западом). Беда в том, что и для неискушенного российского обывателя, не обремененного православной мотивацией, близка такая система взглядов, и можно предположить, что он охотно ухватится за соблазнительное для него пыжиковское мировоззрение после должной его раскрутки, которая по-видимому уже началась.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/16/vy...

Если мы сличим эту рукопись по миниатюрам с хроникой Скилитцы, разница греческого и славянского миниатюриста будет столь сильной, что мы с первого раза стали бы даже совсем отрицать их родственную близость, а между тем, болгарский иллюстратор учился на византийских рукописях, и если бы ему пришлось изображать Евангелистов, то он написал бы их или старался бы написать, как писали его учителя греки 3 . В хронике он был предоставлен самому себе, но его композиции, его художественные и технические приемы остались византийскими: у него мы можем наблюдать «лепку» лица и тела, изменение тонов в тенях, свободную, чисто барельефную обработку пейзажа легкими контурами или очерками кистью. Не говорим уже о том, что в пейзажах он размещает олицетворения рек и что он везде пользуется греческим шаблоном, как наиболее понятным и пластически ясным. Мы видим в нашей рукописи, что русским князьям и великим князьям не придается «царского чина» – в облачениях торжественных, в домашних нарядах или воинском костюме (как то, напротив, постоянно имеет место в греческой рукописи Скилитцы, в которой князья представляются в царских венцах). Напротив того, греческие цари имеют на голове всегда корону, в виде тиары или даже условной формы венца с зубчатым верхом. Особенно любопытно, что в Манасииной летописи князья или конные вожди дружин имеют золоченые шлемы, напоминающие своей меховой опушкой Мономахову шапку: со временем мы надеемся подкрепить многими доводами наше предположение о греко-славянском или, точнее, балканском происхождении русской «золотой шапки», получившей имя Мономахова венца. В данном случае позволяем себе только предложить будущим исследователям проследить по рукописям (Радзивиловский список, как копия, вряд ли может быть для итого использована) употребление золотого шлема для князей-предводителей конной дружины. В русской рукописи князья одеты в длинный, до полу, цветной, у стана подпоясанный кафтан, с оплечьем и каймой по подолу и нарукавниками и с пристегнутой у левого бока саблей (палашом) или с мечем в руках; на голове полукруглая, низкая, цветная шапка с меховой опушкой; на ногах сапожки с узким носком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010