Когда лично нам самим приходилось подниматься к училищу, то даже на долготерпеливом «осляти» (лошадей там не оказалось) мы взбирались на гору не менее 20 минут. 177  Зато, поднявшись на гору к училищному корпусу, путник сразу же забывает о трудности горного подъема. С вершины холма открывается чудный, единственный в своем роде вид. Вдали чуть–чуть виднеется Константинополь с его причудливыми очертаниями, а вот и прочие Принцевы острова, рассеянные по всем сторонам; море и небо соперничают между собой в чистоте и яркости лазури, и тут же могучий лес, представляющий собой диковину вблизи Константинополя. Училище стоит среди благоухающего леса и дышит в одно и то же время и горным, и морским, и лесным воздухом. Халкинскую училищную гору за ее восхитительные виды греки именуют Феоптрой. Но самый училищный корпус не представляет ничего внушительного. Школа помещается на месте древнего монастыря в честь Св. Троицы, основанного знаменитым патриархом Фотием, но от монастыря, кажется, ничего не осталось, если не считать небольшой церкви, занимающей центр училищного двора и похожей больше на часовню (или капеллу). Здания школы имеют вид правильного квадрата и не отличаются ни красотой, ни архитектурными особенностями. Вообще, с первого взгляда видно, что богословская школа не богата материальными средствами и не знакома с изысканностью. Она не похожа по красоте и величине зданий ни на наши академии, ни на наши семинарии; мне она живо напоминает одно подмосковное Духовное училище прежнего времени (50–70–х гг.), а именно Николо–Перервинское, которое помещалось тоже в монастыре, в центре которого расположена церковь (но величественная и богатая). Я побывал в Халкинском училище, кажется, везде: и в церкви, и в библиотеке, и в столовой, и в классах, и в помещениях воспитанников, но все это было более чем скромно. 178  Внешняя церковная жизнь подчинена самому строгому, почти скитскому режиму. Ворота всегда на замке. Нет там ни оглушительных роялей, ни надоедливых скрипок (инструментов, первообраз которых создан нечестивым поколением:  Быт. 4, 21–23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Святейший Патриарх: С приходом к власти Хрущева начинаются новые административные гонения, которые, я могу свидетельствовать как очевидец, переживал Святейший Патриарх Алексий I, потому что каждую закрытую семинарию, каждый закрытый монастырь, каждый закрытый храм он пропускал через свое сердце. Я уже был Управляющим делами Московской Патриархии, к нам обращалось несчетное количество людей с просьбой об открытии храмов. По каждому вопросу, а иногда и списками мы обращались в Совет по делам религий. Особенно много прошений поступало из Нижнего Новгорода, где было три кладбищенских храма, которые не могли вместить всех верующих, но все попытки открыть новый храм или расширить церковь, пристроив один придел к Карповскому храму, были тщетны. Не удавалось улучшить положение верующих в тяжелые годы хрущевских гонений. Священник Алексий Уминский: - Игорь Ростиславович, а к Вам тогда верующие обращались за помощью? Шафаревич И.Р.: - Да, из-за моего сочинения " Законодательство о религии в СССР " , которое тогда распространилось в самиздате, у людей сложилось ложное, горькое для меня впечатление, что я могу чем-то помочь. Ко мне много раз приходил один из инициаторов передачи храма в городе Горький, о котором вспоминал сейчас Святейший Патриарх, Леонид Федорович Казурин, по профессии настройщик роялей. Он рассказывал, как его травили, показывал письма, которые писали в его защиту - трогательные письма, написанные простыми людьми, непривыкшими складно писать. Священник Алексий Уминский: - А как вообще складывалась судьба тех людей, которые пытались бороться за веру? Шафаревич И.Р.: - Тяжело. Например, тогда по рукам ходило письмо верующих города Кирова (Вятки). Они были одними из немногих, кто протестовал против закрытия церквей, инициатором протеста был такой Талантов. Его начали травить в газетах, жена его умерла от инфаркта, его самого отправили в лагерь, и через полгода он там умер. Таких случаев я знаю довольно много. Священник Алексий Уминский: - Игорь Ростиславович, Вы сейчас показали нам свою знаменитую книгу " Законодательство о религии в СССР " . Для кого Вы ее писали и почему?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Про эту музыку часто говорится в псалмах:«Крепость моя и пение мое Господь…»(Пс. 117, 14).«Пою и воспою Господеви…»(Пс. 26, 6).«Пою Богу моему дондеже есмь…»(Пс. 103, 33). То пение — пение неизглаголанное, чтобы его получить, и идут в монастырь и получают, но один через пять лет, другой через десять, третий через пятнадцать, а четвертый через сорок лет. Бог даст, и вы получите, по крайней мере, вы на дороге к нему. Вам на военную службу надо — ничего. Пойдете, отслужите, еще больше узнаете, какая на этом чудище–звере шкура. Иногда она переливается разными цветами: и голубыми, и розовыми и другими. И люди бегут на нее, а зверь, то есть мир, раскрывает свою пасть да и пожирает их. А вы не обманывайтесь этими переливами, зная, что это только шкура… И опять воротитесь сюда… Я теперь уже не имею возможности выходить и ходить по Скиту ночью… Вот смотрите, какая задумчивая аскетическая красота — этот наш храм (старый). Здесь все хорошо, не наглядишься… Приходит мне на мысль бросить все и уйти, но боюсь.«Зачем ушел с часов», — скажет Господь. Надо терпеть. Быть может, те души, которым Господь определил спастись через меня, не спасутся, если я уйду… Господь может брать во орудие и грешного человека, на все Его воля… Боюсь уйти самочинно… Этот разговор начался с вопроса батюшки:«Сколько у нас в Москве дома роялей?«Тут мне припомнился мой товарищ по гимназии. Он был человек не высокой нравственности: неприличные разговоры, анекдоты, карточки, плохие умственные способности, весь его вид наружный, отношение видимое к религии, его ближайшие сотоварищи, отзывы о нем моих товарищей — все это подтверждало плохое мнение об его нравственности. Однажды он принес скрипку в класс. Надо заметить: он прекрасно играл на скрипке, он был по природе музыкант. Итак, однажды за отсутствием преподавателя вышло у нас свободное время, и этот товарищ мой по просьбе всего класса стал играть. Он играл наизусть, без нот. Лишь только раздались звуки, он весь переменился, в нем не стало заметно обыкновенной легкомысленности, смешливости, он стал серьезен. Это заметили многие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

- Можно сказать, что вера как-то влияет на Ваше профессиональное развитие, помимо предпочтения Баха? - Мое творчество развивалось помимо Церкви, мне просто в какой-то момент повезло: я рад, что так сложилось, и мне сложно сказать, как это могло быть иначе. Но я могу с уверенностью сказать, что, да, конечно, на всех нас, посещающих церковный храм, влияет Церковь… Мне сложно судить о том, каким образом и как именно она влияет, но это, безусловно, происходит. Церковь, конечно, стимулирует, помогает обрести то необходимое состояние души, которое так важно для того, чтобы выступать перед публикой с достаточным успехом и убедительностью... - Можно сказать, что классическая музыка сейчас мало востребована в России? Или из-за социально-экономических проблем до вопросов культуры никому нет дела? - Вопросы культуры в области классической музыки, действительно, сейчас лежат где-то на тридцатой полке. - Общий уровень культуры на Ваш взгляд сейчас падает? - Да, мне кажется, тенденция, действительно, наклонная. И это связано не в последнюю очередь с тем, что можно назвать правилами хорошего тона, то есть, с тем, как обращаются с людьми, в частности, с музыкантами в  обществе. Отсутствует какое бы то ни было уважение к человеку. В нашей стране, к сожалению, в особенности, многие этим очень сильно грешат. У нас возможно  с человеком публично как угодно поступить, что угодно написать про него в прессе. Россия – не единственная страна в мире, где такое случается, но у нас это не имеет никакого предела. Об уровне культуры, можно судить по Гнесинской школе, где всегда были материальные трудности, проблемы со зданием и т.д. Но сейчас школа находится просто за гранью чего-то допустимого. Внешне она напоминает картины из фильмов Тарковского: в вестибюле стоят ведра, куда капает вода с потолка. Уже несколько лет стоит вопрос о реконструкции здания. - И как развивается ситуация? - Гнесинская школа – уникальное учебное заведение, где дети могли заниматься общеобразовательными предметами и специальностью – музыкой, параллельно, находясь в одном здании, в одном учебном заведении. Сейчас Гнесинскую школу рассовали по разным зданиям, тем самым перечеркивается весь ее смысл. Несколько лет один чиновник не может утвердить указ другого чиновника, все ждут взяток, длится это уже лет пять, и конца этому не видно. Школа частично располагается в старом здании, во флигеле, в каких-то совершенно кошмарных условиях, старшие общеобразовательные классы находятся в Гостином дворе на Китай-городе, музыкальная часть - на Сретенке, тоже в страшном состоянии. В музыкальных классах нет никакой звукоизоляции, а о состоянии роялей даже говорить не приходиться.

http://pravoslavie.ru/4621.html

Апостол, похожий лицом на Христа Никто не доверяет и нам. Мы можем строить из себя духовных, православных, полных любви, а нам не верят. Нам кажется, что мы, ученики Христа, вещаем глаголы Божии, а никто, слушая эти глаголы, и не собирается стать христианином. В лучшем случае, существует несколько человек , которых мы как-то уговорили прийти в храм. А так к нашим словам равнодушны даже наши ближние. 12 мая, 2013 Никто не доверяет и нам. Мы можем строить из себя духовных, православных, полных любви, а нам не верят. Нам кажется, что мы, ученики Христа, вещаем глаголы Божии, а никто, слушая эти глаголы, и не собирается стать христианином. В лучшем случае, существует несколько человек , которых мы как-то уговорили прийти в храм. А так к нашим словам равнодушны даже наши ближние. «Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним», — говорится в Евангелии от Иоанна. Это тот самый апостол Фома, которого впоследствии прозвали «неверующим». Священник Константин Камышанов размышляет о том, кому же не верил Фома.  По преданию,  апостол Фома внешне был похож на Христа. Что ни говори, а встретившись с человеком похожим на кого-то известного человека, ожидаешь от него и внутреннего сходства. Тем более удивительна эта схожесть апостола со Христом и прозвище «Фома-неверующий». Каждый из нас имеет в душе некий образ, которому он следует в течение жизни. Это проявляется поведением, манерой одеваться, жизненными ориентирами. Люди, которые выбрали в качестве идеала Христа и смогли воплотить это подобие, называются преподобными. Но чаще всего, мы не исследуем наши образы подражания. Они у нас, обычно, сборные, состоящие одновременно из многих, взаимоисключающих образов. Чуть-чуть Христа, чуть-чуть менялы, чуть-чуть Наполеона, чуть-чуть русского и так далее. Находясь в таком сумбурном духовном состоянии человек вместо следования по курсу, как летают самолеты или ходят корабли, впадает в хаотичное движение и в лучшем случае галсами следует к вратам смерти. Это ненормальное состояние хаотичного приводит к ложной духовной жизни.

http://pravmir.ru/apostol-poxozhij-licom...

Вот такая политика кадастровой мафии - начиная от мелкой кадастровой ипешечки и заканчивая начальников всея кадастра всея Руси - а жизнь идет, и и люди видят как шикуют кадастровая мафия под ручку с администрацией - вот ведь богом помазанные, не так ли. Ну да ладно, надо опять бежать, занять денег и отдать на очередную переделку и будь они прокляты кадастровая мафия нищеголовых хамок - и флаг им в руки, ведь так. Желаю Путину всё " хорошо " как у моих родителей и у меня всё, что случалось по хитрой воле властей за все годы его присутствия и действительно Бог им судья. Слава Богу 2016/10/11, 04:25:52 Старой Руси суждено было погибнуть. Все по промыслу Божьему, однако не надо забывать милосердие Божье ! Фатальные настроения - так должно быть и мы ничего не можем - это мы уже прожили в 90-е годы (распад СССР и т.д.), но как только мы сказали мы можем, мы смогли (и фашистов победить и с террористами воевать) Если вам попадется моя книга " Диктатура импотентов " , то вы, вероятно, установите тот факт, что я занимаю самый крайний фланг непримеримости по адресу всякого социализма. Ну да, ну да " капитализм " любите - езжайте на Украину! Я призываю людей следовать украинскому лозунгу : " Волим под Царя московского православного " , ???? Телевизор хотя бы смотрите - :) Василий 2014/06/22, 07:29:15 Спаси Господи Всех! Как необходимо на Руси сегодня истинное просвещение и воспитание от мала до велико! Господи, дай нам всем разуметь истину и правду в вере Православной , и в истории Святой Руси, во всем! Только на таком фундаменте можно устоять и процветать, жить в мире и любви! Я, люблю Святую Русь, хотя она сейчас обманута ,разграбленна, расподанна, оболганна, отравленна и истребляема ... Но, встают уже с колен русские и другие народы России, отрезвляются от гипноза жидомасонского. Теперь уже нас не остановить ! Возрождение Русского мира в Новороссии - это доказательство того,что мы возраждаемся, мы готовы ради этого умереть, но вернуть все что потеряли за последние сто лет! Святая Русь ожила в наших душах и генах. Поэтому слова исторической правды и православной истины- это главное наше оружие и хлеб наш насущный ! 2014/03/07, 04:29:12 Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев А еще Россию нужно любить, как любил Николай II, повенчанный с Россией на царство. Если допускается категория - Старой Руси -, которой суждено было погибнуть,то следующей категорией будет Русь Новая и, можно напрочь забыть, что Русь может быть только Святой . Чуть-чуть переписанной истории, чуть-чуть подтасованных фактов,чуть-чуть оболганных православных святых и православного вероисповедания, чуть-чуть предательства интересов государства и можно протащить в нашу жизнь любые общечеловеческие ценности.

http://isihazm.ru/1/?id=450

И подвиг сорока мучеников Севастийских действительно как солнце сияет. Во всю историю Церкви много было настоящих подвижников и настоящих героев духа, но их подвиг особняком стоит, он какой-то особенный, удивительный. Сейчас мы абсолютно к этому не способны, и тянуться-то к этому нельзя, и, более того, Господь от нас этого совсем не требует. Сейчас время дел очень малых: чуть-чуточку потерпеть, чуть-чуточку меньше лениться, чуть-чуточку себя в чем-то заставить, чуть-чуточку унять свою плоть – то есть подвиг должен быть легкий, но постоянный, предпринимаемый ради Христа. Потому что на что-то великое, конечно, мы не способны. Только и слышишь: я не могу, у меня не получается. Стоит человек взрослый, льет слезы. Что, умер кто? Нет, никто не умер. Что, обидели тебя, избили, обокрали, дом сгорел, близкого потерял? Нет. Что же ты ноешь? Ты что, всех больных на свете посетил? Всех голодных уже накормил? Все храмы уже отреставрировал? Что, делать нечего, работы мало на земле? Чего ныть-то? Нет, человек не может. Не может даже иногда в квартире прибрать. Непосильный подвиг – квартиру прибрать чуть-чуть. Нет, все только полежать, только развлечься, куда-то съездить, что-то посмотреть, помечтать. Все только себе, только потреблять, только иметь и так вот растекаться, растекаться, растекаться. А надо наоборот, надо иго на себя брать, надо обязательно трудиться, причем трудиться долго. Раскрыл молитвослов – мысли путаются. Ничего страшного в этом нет, они и должны путаться, потому что ты человек грешный. Помыслы тебя осаждают? И Антония Великого осаждали помыслы. Он двадцать лет в пещере провел, не видя людей, только тогда избавился от помыслов. Но ты-то не Антоний Великий . Может быть, тебе и сорок лет придется на это употребить, а может быть, никогда и не достигнешь чистой молитвы, Бог не даст по гордости твоей. Ну и что, значит, надо подвиг, что ли, оставить? Нет. Вот то, что есть из твоей собственной внутренней данности, что ты можешь Богу представить, то и яви. Потому что Господь-то твою немощь знает, не надо рядиться в какие-то одежды, что-то из себя изображать напоказ, кланяться, форму лица делать благочестивую. Бога-то не обманешь. Это все насквозь видно. Да и человек внимательный, глядя на твое личико, прекрасно разберется, кто ты есть. Тут не надо много ума, чуть-чуточку внимания. Поэтому надо стараться это все отбросить. Потому что жизнь на самом деле очень проста, ничего такого в ней сложного нет. Евангелие написано рыбаками и для рыбаков. Господь специально избрал немудрые, чтобы эту всю рефлектирующую мудрость посрамить. Потому что все разговоры – это вообще ничто по сравнению с каким-то малым, но очень конкретным, реальным делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

«Заботиться о злострадании». Надо заботиться о том, чтобы поскорбеть за Христа. Всегда радоваться всякой скорби. Поболеть, пострадать, потрудиться, спину свою погнуть, ножки потомить, коленочки немножко к полу прижать, понудить себя. Самому стараться – не ждать, пока болезнь какая придет, а понуждать себя немножко, чуть-чуть всегда делать через силу. Немного, потому что если много будешь делать через силу, то совсем завалишься, это неразумно. Чуть-чуть нудить, прибавлять себе этого злострадания, все время ради Бога побольше делать: помолился, устал – ну еще чуть-чуть. И так во всем. «Заботиться о долготерпении». Некоторые говорят: я молюсь уже два месяца – и ничего. Надо долго молиться – десять, двадцать лет. Надо приучать себя к терпению. Чтобы достичь христианской жизни, надо научиться терпеть долго. «Заботиться о любви». Всякая злоба, ненависть, раздражение друг против друга, обиды – упаси Бог, это должно быть совершенно выброшено от нас. Все время надо думать: поступаю ли я с любовью? Что для меня дороже: какое-то дело или сам человек? Мы часто ради дела готовы на человека напасть, обидеть, отругать. Но все-таки человек дороже дела. И всегда надо помнить, что наше главное дело на земле – стяжать любовь, и заботиться: по любви ли я поступаю? Бывает, от других людей по отношению к нам исходит рознь, злоба. Но это Бог с ними, лишь бы от нас ничего не было. В этом состоит христианская жизнь. И еще старец сказал: «Назначение христианина – подражать Христу». А как подражать Христу, если мы Его не знаем? Поэтому Евангелие, как я уже тысячу раз говорил и еще тысячу раз буду говорить, нам нужно знать наизусть. Не зная Евангелия, невозможно вообще жить. Оно должно быть основной нашей пищей. Мы должны читать Евангелие каждый день, хотя бы по одной главе, читать сосредоточенно, со вниманием, размышлять. Некоторые говорят: мне некогда. Главу прочесть – это сорок секунд при определенном навыке, кто медленно читает – полторы – три минуты. Уж полторы минуты из двадцати четырех часов для Господа и для спасения своей души найти можно! Как бы ни устал, как бы трудно ни было – а ты почитай, поразмысли. И вот так раз прочтешь, два, сто, тысячу раз прочтешь Евангелие – и постепенно ум твой усвоит. Конечно, кто поздно начал, тому трудней. А никто не виноват, надо было с детства в церковь ходить. Но Господь всегда поможет, если мы перед чтением Евангелия будем молиться: «Господи, помоги мне, вразуми».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

- Сложно печь просфоры? - Тут очень много требований. Просфоры должны быть гладкими, без пузырей, без единой трещинки, с четким рисунком. Патриарх просфорного дела из Новоспасского монастыря отец Антипа насчитал около 150 моментов, которые нельзя упустить. Например, нужно угадать, за какое время до максимума подхода теста поместить ее в печь. Тогда в печи она еще немного раздуется и закрепится, станет упругой. Если чуть-чуть опоздать, просфора сморщится. Мы стараемся максимально придерживаться этих критериев. Когда священник дробит просфору, она должна быть плотной-плотной. И в то же время это квасной хлеб. Так что необходимо все время удерживаться на этой грани. Поверхность просфоры должна быть гладкой, как кожа. Лучше всего, если по форме просфора будет грушевидной. Но такие редко удаются. Тут нужен особый процент клейковины - 36 как минимум. В нашей муке если есть 20 процентов - это уже хорошо. Раньше мука была лучше, крупчатая. Такого сорта уже просто не существует. Приходится мириться с тем, что сейчас такой разнобой в стандартах. - Существуют ли школы печения просфор, и к какой вы себя относите? - Везде свои нюансы. В Греции, например, употребляется одна большая просфора с пятью печатями, крестообразно расположенными. Просфора состоит из двух частей, что символизирует две природы - Божественную и человеческую - во Христе. По нашей технологии эти части соединяются перед тем, как сажать в печку. Есть храмы, где их соединяют сразу. Вообще же у нас существует несколько школ выпечки просфор: в Даниловом монастыре, в Лавре, в Оптиной. В нашем храме даниловская школа - Виктор Яговитов служил в Даниловом. - Как вы считаете, достаточно ли просто очень хорошо знать технологию и точно ей следовать? - Выпечка просфор - творческий процесс. И тут важно прежде всего исполнять канон. Как в иконописи. Там есть, например, московская школа. Можно добавить чуть-чуть фиолетового или другого цвета, но школа-то остается той же. Так же и с просфорами - надо строго следовать технологии и чуть-чуть что-то менять. В общем, это, конечно, одно из церковных искусств.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Или совсем другое. Например, душевная скупость. Вы нуждаетесь в утешении, а человек даже слова-то утешающего произнести не может. Он сидит, смотрит на вас и ничего не говорит. Вы уже всего себя раскрыли, всю боль и обиду свою рассказали, а он вдруг возьми и скажи какие-то несуразные слова, не от сердца, а от сознания идущие и ни в чем не помогающие, душевно вас не утешающие. И вы явно слышите: собеседник ничего не дал вашей душе. А милосердный буквально одну коротенькую фразу скажет или же шутку какую, и у человека все растаяло. Откуда у него эта шутка? Из сознания? — Нет. Она родилась из сердца его милосердного, потому что утешительное слово рождает душа, а значит, сердце. Правда, слово может извлекаться и из сознания. Но слова, извлеченные из сознания, и слова, рожденные из души, — совершенно разные слова. Родители, имеющие душевный образ, душевную полноту отношений друг с другом и с ребенком, научают его благоприятному и благодатному обращению с людьми. Трагедия сегодняшних взрослых такова: мы почти не имеем образа добродетельного обращения друг с другом, потому что мы уже — третье и четвертое поколение, возросшее в неверии, пребывающее в сильнейшем оскудении духа и поэтому утратившее те удивительные дарования, добродетели, которыми Господь наделяет всякого церковного человека. И так как мы с вами только новоначальные, то нам еще очень далеко до нрава Христова, поэтому мы пребываем в своенравии. Получается, что сегодняшний верующий родитель передает (на душевном уровне) своему церковному ребенку свой падший нрав, и дитя запечатлевает его. Если при этом его водят ко Причастию, дух младенца окормляется Причастием, а душа через какое-то время восстает против этого же Таинства. И только первый час, может быть, полчаса после Причастия ребенок умиротворяется силою и властию Господнего участия, а потом его вдруг начинает что-то терзать. Дух его, связанный грехами, вступает в согласие с падшим устроением души и восстает безнравием. В то же время в дни, когда ребенок не причащается, он с такой силой не бесчинствует. В целом его поведение имеет более-менее умиротворенный характер. Он чуть-чуть упрямится, чуть-чуть злится, чуть-чуть капризничает, но все-таки остается управляемым. Таковы все неверующие и нецерковные дети.

http://zavet.ru/garmaev/ways12.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010