Иных праведников веры Бог хранил от бедствий, а другим для испытания допустил понести разные бедствия, скорби и боль. По слову Иоанна Златоуста : “И то и другое – чудеса веры: и то, что она (вера) совершает великие дела; и то, что она терпит великие бедствия”. Все ветхозаветные праведники, послужив делу спасения мира, не получили обещанного, сходя по смерти в преисподняя земли. Но они сделали свое великое дело: они приготовили мир к исполнению Божия обетования, они дали Богу дар от рода человеческого – Матерь-Деву. Все они жили великой верой, ожидая спасения языков. Мы живем во времена исполнившихся обетований. Но одно обетование принимаем верой и мы – обетование, что Бог определил для всех земнородных людей и для всего мира одно время, когда праведники и Ветхого, и Нового Завета получат обещанное им Царство Небесное – совершенную награду за свою веру, за добродетельную жизнь, а грешники – муку вечную в день великого Страшного Суда Господня. Итак, дорогие наши, други наши, будем учиться вере. Она научает нас приносить Богу жертву любви, всю жизнь и в радости, и в горе предавая Богу. Она научает нас принять и хранить Божии откровения, Божии обетования. Страхом Божиим она оградит нас от потопа зла и нечестия, захлестывающего мир. Вера станет нам спасительным ковчегом, где кормчим будет Сам Господь, Который приведет нас к вратам праведности. И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день, ибо что такое он, этот завтрашний день, если верующему в Бога и живущему в Боге обещана вечность. Будем верить Богу верой живой и сильной, а Бог Один и Тот же на все времена. И как не была тщетна вера ветхозаветных праведников, так утверждается вера праведников Нового Завета от времен явления Спасителя до наших дней. И Святая Церковь , воздавая молитвенную память праведникам ветхозаветным, ожидавшим Рождества Христова, и праведникам, жившим после исполнения обетования, нас, ныне живущих верою, зовет: “Приидите вси, Христово Рождество верно предпразднуим... Горы и холми, взыграйте, пророцы богогласнии, ликуйте, людие и языцы, восплещите: всех спасение и просвещение близ наста, во граде Вифлеемсте раждаемое. Чистыми очесы и чистыми деянии срести Его потщимся” (канон предпразднства, песнь 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вот и великий, живой столп нашего времени, соединяющий небо с землею, – святой праведный Иоанн Кронштадтский – яркое свидетельство истинности православного христианства. Удивительный молитвенник пред Престолом Божиим при жизни, он получил венец святости задолго до своего прославления от людей за то сияние Божией благодати, которое излучал, за те неисчислимые чудеса, которые являл и являет по сей день. Святой праведный Иоанн Кронштадтский примером своей жизни учит нас, как надо жить вечными истинами в наше время, достигая совершенства духовного горением духа к Ходатаю Нового Завета Иисусу. Он видимо не совершал подвигов, он просто жил как все люди, но жил в Боге и все делал ради Него и во имя Его. Главным делом жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского – доброго пастыря – были пламенное служение литургии и такая же пламенная молитва . И вся его жизнь, и деятельность всецело питались и вдохновлялись священническим предстоянием у святого престола в алтаре. Молитва его была увенчана многочисленными чудесными исцелениями, и он не скрывал этих чудес, но источником своей молитвенной силы указывал Святые Таинства. Святой праведный Иоанн показал нам совершенную жизнь, он принес свою жизнь в жертву Богу и людям. И всемогущество Божией любви самовластно проявлялось чрез него, превращая его в жертву живую, благоприятную Богу. Христос, с младенческих лет войдя в его сердце, взрастил его в полную меру возраста Христова, и он теперь предстоит за нас и за Россию пред лицем Божиим в Царстве Небесном. И оттуда зовет нас: “Россия, будь такой, какой ты нужна Христу!” “Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне”. Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса Христа рождшегося и, подобно им, принесем Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле. И не забывайте, чадца Божии, – бессильно зло, мы вечны, с нами Бог ! Аминь. 20 декабря 1993 года (2 января 1994 года)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Илия по Библии – первый из пророков, который выступает из пределов Палестины и вне ее является орудием милостей Божиих. При Хориве пророк получает такое повеление: «помажь Азаила в царя над Сириею» ( 3Цар. 19, 15 ). Тот, кто помазан по определению Божию, есть помазанник Божий. В данном случае это – языческий царь языческого царства. Языческий царь является носителем и исполнителем Божественных определений. С этим Азаилом имел много сношений ученик и преемник Илии по пророческому служению Елисей. В служении этого пророка вселенская миссия Израиля выступает еще рельефнее, чем в служении его великого предшественника. С именем этого пророка связывается повествование о двух чудесах воскресения: он воскресит сына жены соманской ( 4Цар. 4, 8–37 , и уже после его смерти от прикосновения к его костям воскрес муж моавитский ( 4Цар. 13, 20–21 ), Соман находился на границе царства израильского. Замечательно, что из трех чудес воскресения, о совершении которых говорится в ветхом завете, одно было совершено вне пределов земли обетованной, другое прямо над иноплеменником (моавитянином) и третье – в Сомане на границе земли обетованной. Каждое чудо, являясь событием промыслительным, в тоже время имеет значение нравственно назидательное, потому что в нем открывается, что вера и благочестие могут повлечь за собою на земле возникновение нового порядка и строя жизни – устроение царствия Божия, в котором будет осуществляться воля Божия и будут правда и радость. Но чудеса воскрешения, совершенные ветхозаветными праведниками Израиля, совершенные явно в знамение неверным и над неверными, нам кажется, должны были указывать, что хотя от Израиля выходят и выйдут устроители царства Божия на земле, но не Палестина полагает границы для этого царства. Чудо воскрешения моавитского мужа состояло в том, что неверный воскрес вследствие прикосновения к останкам верного. Это указывает, что чрез смерть праведного даруется жизнь грешникам, пророческое значение этому событию усвояет и Сирах (40. 8, 13–14). Эти чудеса, думаем, не менее, чем речи пророков, должны были подействовать на тех, среди которых они совершились и кто о них услышал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   Мужественная смерть мученика и сила его молитвы прекратила на время гонения на христиан. Император Траян издал особый указ о том, чтобы прекратить на христиан всякое гонение.    И мы, немощные грехом, не имеем сами дерзновения и сил, но помощью святых идем ко Христу.    Вот и великий, живой столп нашего времени, соединяющий небо с землею, — святой праведный Иоанн Кронштадтский — яркое свидетельство истинности православного христианства. Удивительный молитвенник пред Престолом Божиим при жизни, он получил венец святости задолго до своего прославления от людей за то сияние Божией благодати, которое излучал, за те неисчислимые чудеса, которые являл и являет по сей день.    Святой праведный Иоанн Кронштадтский примером своей жизни учит нас, как надо жить вечными истинами в наше время, достигая совершенства духовного горением духа к Ходатаю Нового Завета Иисусу.    Он видимо не совершал подвигов, он просто жил как все люди, но жил в Боге и все делал ради Него и во имя Его. Главным делом жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского — доброго пастыря — были пламенное служение литургии и такая же пламенная молитва. И вся его жизнь и деятельность всецело питались и вдохновлялись священническим предстоянием у святого престола в алтаре. Молитва его была увенчана многочисленными чудесными исцелениями, и он не скрывал этих чудес, но источником своей молитвенной силы указывал Святые Таинства.    Святой праведный Иоанн показал нам совершенную жизнь, он принес свою жизнь в жертву Богу и людям. И всемогущество Божией любви самовластно проявлялось чрез него, превращая его в жертву живую, благоприятную Богу. Христос, с младенческих лет войдя в его сердце, взрастил его в полную меру возраста Христова, и он теперь предстоит за нас и за Россию пред лицем Божиим в Царстве Небесном. И оттуда зовет нас: «Россия, будь такой, какой ты нужна Христу!»    «Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне». Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса Христа рождшегося и, подобно им, принесем Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот и великий, живой столп нашего времени, соединяющий небо с землею, — святой праведный Иоанн Кронштадтский — яркое свидетельство истинности православного христианства. Удивительный молитвенник пред Престолом Божиим при жизни, он получил венец святости задолго до своего прославления от людей за то сияние Божией благодати, которое излучал, за те неисчислимые чудеса, которые являл и являет по сей день. Святой праведный Иоанн Кронштадтский примером своей жизни учит нас, как надо жить вечными истинами в наше время, достигая совершенства духовного горением духа к Ходатаю Нового Завета Иисусу. Он видимо не совершал подвигов, он просто жил как все люди, но жил в Боге и все делал ради Него и во имя Его. Главным делом жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского — доброго пастыря — были пламенное служение литургии и такая же пламенная молитва. И вся его жизнь и деятельность всецело питались и вдохновлялись священническим предстоянием у святого престола в алтаре. Молитва его была увенчана многочисленными чудесными исцелениями, и он не скрывал этих чудес, но источником своей молитвенной силы указывал Святые Таинства. Святой праведный Иоанн показал нам совершенную жизнь, он принес свою жизнь в жертву Богу и людям. И всемогущество Божией любви самовластно проявлялось чрез него, превращая его в жертву живую, благоприятную Богу. Христос, с младенческих лет войдя в его сердце, взрастил его в полную меру возраста Христова, и он теперь предстоит за нас и за Россию пред лицем Божиим в Царстве Небесном. И оттуда зовет нас:  «Россия, будь такой, какой ты нужна Христу! » «Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне». Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса Христа рождшегося и, подобно им, принесем Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле. И не забывайте, чадца Божии, — бессильно зло, мы вечны, с нами Бог! Аминь. Второй день Рождества Христова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

40. Иже васъ мен и иже мен, пославшаго м: Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня 41. пррока во им пррочо, мзд прроч и првника во им првничо, мзд првнич кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника Здесь Господь говорит, какая великая награда тем, которые будут принимать апостолов и вообще будут поддерживать друг друга во время гонений и разных бедствий, так как они будут делать великое дело. Кто принимает вас, чтит вас, говорит Господь апостолам и вообще всем своим слушателям и ученикам, тот принимает, чтит Меня Самого, а принимающий, чтущий Меня, принимает, чтит пославшего Меня, т. е. Бога Отца. Приемляй (принимающий) пророка во имя пророче (пророка), мзду пророчу приимет (получит награду пророка). Приемляй праведника во имя праведника и проч. Принимать пророка во имя пророка значит принимать пророка ради того, что он пророк, т. е. ради его святого, божественного служения, ради той божественной истины, которую он изрекает по божественному вдохновению; принимать праведника во имя праведника значит принимать праведника ради того, что он праведник, т. е. ради той праведности, какую праведник имеет и обнаруживает в своей жизни. Принимающий пророка, праведника получит награду (мзду) пророка, праведника, т. е. получит награду, «или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник " (Злат.). Следовательно, кто принимает пророка и праведника не ради того, что он пророк и праведник, а по каким-нибудь другим побуждениям, напр., по мирскому гостеприимству или по другим каким светским расчетам; тот не получит награды пророка и праведника (Мих.). К пророкам и праведникам принадлежат и апостолы, потому что они были и пророками и праведниками пророками, потому что изрекали и изъясняли откровение Христово, праведниками, потому что жили праведно, по закону Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Генетическое обоснование, по коему заповедь с указанным смыслом необходимо предполагается предшествующими заповедями, хорошо высказано у Толюка 249 . Кротость есть преклоненное и без притязательное состояние духа, возникающее из печали о духовной бедности. Конечно, о положительном содержании 1-го блаженства здесь нет никакого упоминания, потому что твердая вера в силу Христова учения никак не может внушать человеку чувства духовной бедности, которое числится на противоположной стороне «праведников» Иудеев. Поэтому точкой опоры для генетического вывода на самом деле служит одна только 2-ая заповедь. И выведенное отсюда 3-е требование будет означать то, что как на свое жизненное положение, так даже и на разные оскорбления, притеснения и т. д. христианин обязан смотреть с точки зрения своего достоинства: каким оно сказывается при полном действии в человеке самообличения. Стало быть, терпение из за-сознания собственная недостоинства. К полному утверждению такого взгляда прибавляются 250 с одной стороны Ветхо-Заветные примеры – Моисея, напр.; с другой – Ветхо-Заветное употребление слова «кротость» – смысл надломленности, преклоненности, который связан здесь с этим словом 251 . И в то время, как генетическое обоснование, будучи теорией, соображением, придает мнению только вероятность, а прямое отношение Ветхо-Заветных примеров к объяснению заповеди не является твердо доказанным; главную аргументирующую силу, очевидно, имеет Ветхо-Заветное словоупотребление. Оно бы и порешало дело вполне, если бы прежде всего не ослаблялось пс. 36-м, который дает иное впечатление о кротости 252 , a затем и главное – если бы имело бесспорную силу то соображение, благодаря которому Ветхо-Заветное словоупотребление собственно и становится очень важным аргументом. Именно, вполне признавая, что Пришедший исполнить закон Господь Спаситель поэтому господственно относился к нему, обращают однако внимание на то, что Нагорная Проповедь была изречена Спасителем, следовательно, должна быть понимаема теми, кто удостоился слышать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Мф.10:38 .  Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Крестом называет смерть для всего мирского, потому что крест был орудием смерти. Человек, долженствующий последовать за Христом, должен умереть для мирских удовольствий, подобно Ему Самому. Вслед за Ним идет всякий, кто ступает по следам Его жизни. Мф.10:39 .  Обретый душу свою погубит ю. Сберегший душу свою потеряет ее… «Обретый», т.е. сберегший ее во время мученичества и не погубивший ее чрез смерть потеряет ее в будущем веке, т.е. подвергнет наказанию, как предавшую свою веру. Мф.10:39 .  А иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. ...а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. А у кого она будет отнята ради Меня неверующими людьми, тот скорее найдет ее, т.е. сбережет, спасет. Сказал же это, отвлекая их от малодушной любви к жизни и призывая к мученичеству. И в другом месте (в 16-й главе) опять, но только с другой стороны, Христос развивает эту мысль. Это Он обыкновенно делает по отношению ко многим предметам. Мф.10:40 .  Иже вас приемлет, Мене приемлет: и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Сказал это, открывая ученикам дома верующих. Кто с радостью не примет их, имея чрез них принять, принимая в их лице Сына, а чрез Сына – Отца? Мф.10:41 .  Приемляй пророка во имя пророчо, мзду пророчу приимет: и приемляй праведника во имя праведничо, мзду праведницу приимет. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И это сказал по той же причине. Вообще, прежде всего разумеет Он просто пророка и просто праведника, – а затем переносит это и на апостолов. Он говорит, что принимающий с гостеприимством пророка или праведника не напоказ, или другим каким-либо притворным образом, но во имя пророка или праведника, т.е. потому, что они называются один пророком, другой праведником, – получит награду пророка и праведника. Эти слова имеют двоякое толкование. Или: что он будет удостоен равных с ними почестей, так как великое дело – гостеприимство, и в особенности по отношению к служителям Божиим. Или: что получит награду именем пророка и праведника. Говоря о пророке и праведнике, показал, что ученики будут и пророками, и праведными. Но чтобы кто-либо не ссылался на бедность, смотри, куда низводит речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Общий смысл этих заключительных стихов: при всех таковых бедствиях и гонениях между верующими должна быть взаимная искренняя поддержка, за что получат в царстве Христовом награду все те, кто окажет таковую поддержку и помощь. «Сказал (Господь) сие (слова: Мф.10:40–42 ), отверзая ученикам жилища верующих» (Евф. 3иг.). – «Во имя»: ради того, что заключает в себе и что означает имя: следовательно, ради того дела, которое определяет отличительный характер приемлемых, ради той божественной истины, которую пророк по божественному вдохновению изрекает, и ради праведности, какую праведник осуществляет и обнаруживает в своей жизни; следовательно, во имя значит – ради достоинства лица и дела пророка и праведника. К пророкам и праведникам принадлежат и апостолы, поскольку они, как пророки, изрекали и изъясняли откровение, данное чрез Христа миру и, как праведники, осуществили в своей жизни истинные правила нравственного усовершенствования. – «Награду пророка, награду праведника»: т.е. получит награду, «или какую достоин получить принявший пророка или праведника, или какую получит сам пророк или праведник, как и Павел говорит 2Кор.8:14 » (Злат., ср. Феофил.). Награда пророка и праведника в славном царстве Мессии – блаженство. – Противоположная Христовой мысль: кто принимает пророка и праведника не ради того, что они – пророк и праведник, а из-за каких-либо других человеческих интересов и побуждений, «например, по мирскому гостеприимству или по другим каким-либо светским расчетам» (Злат.), тот не получит награды пророка и праведника. – «Одного из малых сих»: разумеются ученики Христовы, как показывают дальнейшие слова – «во имя ученика», по снесению с словами – во имя пророка и – во имя праведника. Он называет их малыми для означения их незнатности, их бедности, вообще всего противоположного тому, что, по мнению мира, делает людей великими. Они были малы в глазах мира и в собственном мнении, как смиренно сознают себя таковыми и все истинные последователи Христовы. – «Во имя ученика», а не по другим каким-либо побуждениям. Оказавший услугу ближнему, как ученику Христову, свидетельствует тем о своей любви к их общему Учителю и Господу; оказавший же услугу не посему, а по другим побуждениям, хотя бы благороднейшим, например по естественному человеколюбию и состраданию, не свидетельствует о таковой любви к Господу, а следовательно, не заслуживает такой награды. Различие – между так называемою гуманностью и христианским человеколюбием. «Он присовокупил: «во имя пророка, праведника и ученика», давая тем знать, что Он назначает награду не только по достоинству приемлемого, но и по расположению приемлющего. Ибо здесь говорит о пророках, праведниках и учениках, а в другом месте повелевает принимать даже самых презренных, и тем, кои не принимают таковых, определяет наказание ( Мф.25:45 ). А выше о сих же меньших сказано, что принимающий их принимает Его самого» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Церковно-христианское предание в этом случае важнее для нас предания Иудейского, по известным причинам. Но – только не все, что говорят частные лица в этом отношении, нужно принимать безусловно; у частных писателей могут быть и преувеличения и ошибки; нужно руководствоваться в этом деле общими критериями для достоверности и верности предания. VIII Чтобы окончить чтения из общего введения в пророческие книги, нам остается еще сказать несколько слов о собрании пророческих речей в одном составе, который образует особую часть Ветхо-Заветного канона. Пророческие речи, вошедшие в канон, относятся, по времени происхождения своего, ко времени от 9-го до 5-го века пред Рождеством Христовым – времени усиленной пророческой деятельности. Пророческие речи только этого периода были записаны и сохранены для будущих родов в особых книгах, которые собраны и присоединены, как особый отдел, к отделам исторических и поэтических книг Ветхо-Заветной церкви. Не может быть сомнения, что пророческие речи или изречения и ранних пророков были записываемы. Но они имели особый характер и значение, именно, как видно, значение исключительное для современного пророкам поколения; оттого они исключительно и вошли в исторические книги, как богатый материал для истории Ветхо-Заветной церкви. Достаточно было сохранить важнейшие из них, как исторические памятники жизни и деятельности пророков, деятельности, направленной исключительно на современное состояние Еврейского общества и ограничивающейся только современностью, и они сохранены в исторических книгах. Но не то было с пророками, жившими в означенный период. Весьма знаменательно, что пророки многократно свидетельствуют, что Сам Бог повелевал им записывать свои пророческие речи ( Ис.8:1–16 , Ис.30:8 ; Иер.30:2 ; Дан.12:4 ; Авв.2:2 и пр.). Основанием такого повеления поставляется всегда то значение, которое слово пророческое должно иметь для будущего времени ( Ис.30:8 ; Иер.30:2–3 ). Следовательно, в намерении самих пророков и в особенном намерении Божием было, чтобы эти речи пророческие сохранились дли будущих родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010