ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В мире все совершается Промыслом Божиим …Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти ( Деян. 1, 7 ), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего; и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашея не погибнет! ( Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 ). Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностию, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии , недобрым поведением детей снедается сердечною печалию; или скорбит, не имея детей – надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются; но все сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим (II, 73,109). Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас… (II, 172, 275). …Бог силен помочь ему, когда он будет сего достоин. Он печется о тварях Своих и промышляет по премудрому Своему Промыслу и предведению, кого наказует и кого награждает. Судьбы Его нам непостижимы! (I, 6, 29). Что вы так страшливы и малодушны, от всякого ветерочка колеблетесь, как трости, от всего смущаетесь и беспокоитесь? Советуем вам не верить ничему, а утверждаться верою в Господа нашего Иисуса Христа, что Он со Отцем и Духом Святым, как всею тварию, так и нами грешными, управляет и промышляет, и без Его святой воли, когда уже птица не падет и влас главы нашей не погибнет ( Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 ), то может ли что с нами случиться, Богу не попустившу? Хотя бы не только весь собор злых человек вооружался и нападал, но и сам изобретатель злобы, ничего не успеет. Это мы видим на праведном Иове и на свиниях; тогда мог действовать диавол, когда ему было попущено; тако и мы грешнии, ежели будет воля Создателя нашего и Промыслителя, то не имамы ли пити чашу пелыни судеб Божиих? (V, 430, 580). Скорби попускаются за грехи или к испытанию веры

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Псалом 77 Пс.77:1 . Разума Асафу. Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Пс.77:2 . Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь вразумляющая Асафа. Сей псалом разделяется на две части, из коих в первой повествует Пророк, каким образом Бог от семени Авраамова составил Иудейскую церковь , коль милостиво промышлял о ней, коль чудно извел оную из Египта, и коль различныя благодеяния оказывал ей. Во второй укоряет Иудеев, коль часто, и коль беззаконно удалялись они от толь милосердаго и всещедраго Отца, будучи толикократно облагодетельствованы Им. Сие же того ради творит, дабы показать безпримерную Божию благость не токмо в самом источнике благодатнаго усыновления, но и в безпрерывном продолжении ея: поскольку Бог чрез толикое течение времени не преставал бороться с вероломным и ожесточенным народом оным. Впрочем воспоминает и о возобновлении благодати, то есть, о новом милосердии к народу и о избрании Давида на царство. Пророк не Бога вводит глаголющаго здесь, как некоторые мнят, но в лице учителя сам глаголет ко Иудеям. И не дивно, что народ нарицает своим, так как и закон своим же: понеже Царь был и потому мог законы преподавать. Притом сие не новое Пророкам, что они присвояют себе имя Того, от Коего были посланы проповедовать оное, дабы чрез то больше утвердить достоверность учения. Да и самая истина, которая была им вверена, не без причины присвояется им же. Тако бо Павел хвалится благовестием своим не потому, что сам оное устроил, но понеже был Проповедник и свидетель онаго ( Рим. 2:16 ). Впрочем, ежели возьмем в разсуждение, коль не прилежно слушают Бога даже и самые те, кои выдают себя за учеников Его, то признаемся, что Пророк не напрасно употребил предисловие сие. Ибо хотя не к невеждам имеет слово, ниже к таким, которые не веровали Божию слову, но понеже и в самых верных есть много лености, то сие увещание, конечно, не есть излишнее. А дабы себе приобресть больше внимания, сего ради глаголет, что он намерен разсуждать и говорить о вещах великих, важных и сокровенных: ибо имя гадания означает у Евреев важныя и высокия мысли, каковы например: притчи, пословицы и апофегматы, то есть, краткия, но замысловатыя изречения. Впрочем, под именем притчей и гаданий не то намеревает Пророк, чтоб затемнить проповедь свою, но предложить ясное и внятное слово, как о Божиих к народу благодеяниях, так и о неблагодарности народа к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Свод евангельских сказаний «Воскресное чтение», 1817 Около Иерусалима, за долиною Иосафатовою, при подошве горы Елеонской была весь, именуемая Гефсиманиею. Туда Господь наш удалялся из Иерусалима на время ночи в последние дни пред страданием Своим; там же, в Масличном саду, молился Он до кровавого пота пред самым отшествием Своим на вольную страсть нашего ради спасения. Есть предание, что Гефсимания принадлежала священникам и левитам и что в ней паслись стада жертвенных животных: оттуда же повели на заклание и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. После того как по знаку предателя толпа вооруженных слуг архиерейских с оружием и дрекольями взяла Господа Иисуса, добровольно предавшего Себя в руки врагов Своих, все ученики оставльше Его бежаша, и Святейшего святых, как преступника, повели на суд первее всего в первосвященнику Анне, тестю Каиафы. Надлежало проходить чрез поток Кедрский, на котором был устроен небольшой мост, и здесь, по преданию древности, Иисус Христос, стертый столпившимся народом в самый поток, испил от струй его в утоление жажды, возбужденной в Нем необыкновенными страданиями, душевными и телесными, и таким образом буквально исполнил пророчество псалмопевца: От потока на пути пиет, сего ради вознесет главу ( Пс. 109 ). Из долины Иосафатовой поднялись на Сион и привели Господа в дом первосвященника, находившийся в этой части города ( Ин. 18:12–14 ). Из всех учеников только Петр и Иоанн осмелились последовать за небесным Учителем своим, но и то – недолго. Сей последний знаем бе архиереови, и потому вошел во двор его, а Петр остался пред дверьми. Иоанн, желая ввести с собою Петра, обратился к придвернице, чтобы она пропустила его, и раба дверница введе Петра, но тотчас же заметила ему: Еда и ты ученик еси Человека Сего? Как ни любил Петр Господа и Учителя своего, но из страха отрекся от Него: глагола: несмь ( Ин. 18:15–17 ). Архиерей допрашивал Иисуса Христа об учении и учениках Его. Что Мя вопрошаеши? отвечал ему Господь. Вопроси слышавших, что глаголах им: се сии ведят, яже рех Аз. Нечестивый раб нечестивого первосвященника почел ответ Господа дерзостью и ударил Его по ланите, сказав: Тако ли ошвещаеши архиереови? Аще зле глаголах, сказал на сие Спаситель, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши? ( Ин. 18:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

святитель Феофан Затворник, Вышенский Содержание Баня пакибытия. Что совершается в купели крещения?    Святой апостол Павел, рассуждая о святом таинстве крещения, сокровенную силу его сравнивает со смертию и воскресением Господа. Погружаясь, говорит, в купель, мы умираем; выходя из купели, воскресаем. Умираем в купели для жизни плотской и греховной, а воскресаем из купели для жизни духовной, святой, богоугодной. «Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем.... Ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху» (Рим. 6:3-4, 6).    Итак, как светел воскресший Господь, так светло бывает естество наше, обновись в бане пакибытия благодатию Святого Духа. Но не подумаем, братие, что тут все производит одна благодать, и производит только внешне или как-нибудь механически. Нет, спасительное действие ее совершается незримо — внутри. Наитствующая в крещении благодать Духа запечатлевает собою ряд внутренних изменений сердца и движений духа и из них образует нового в нас «потаенного сердца человека» (1Пет. 3:4). Посему святой апостол Петр крещение именует «совести благи вопрошением у Бога» (1Пет. 3:21) образованием особенного, благодатию крепкого, нравственного характера. Что и как здесь бывает и быть должно, я поясню вам несколькими мыслями.    Всемилостивый Господь, сотворив человека по образу и по подобию Своему, указал ему тем последнюю цель во внутреннейшей общении с Собою, оградив достижение ее известными, подручными человеку условиями. Путь к достижению сей цели Бог положил в ревностном исполнении святой воли Его, которую напечатлел в чистой и непорочной совести человека, но не связал его в направлении своей деятельности, а одарил его свободою действовать, как хочет, по своему усмотрению, для того, чтоб он сам себя произвольно и самоохотно определил на неуклонное хождение в ведомой воле Божией. Для того же, чтоб человек имел возможность совладеть с своею свободою, Он в том же духе, в коем обитает свобода, внедрил страх Божий, или чувство всесторонней зависимости от Бога Вседержителя, всепромыслителя и всевоздаятеля. Вот все стихии духовной жизни нашей по первоначальному устроению. Соединяясь воедино, они образовали бы собою нравственное духовное лицо, жизнь которого строилась бы и совершалась так, что человек, в чувстве всесторонней зависимости своей от Бога, сам себя самоохотно определял бы на неуклонное хождение во святой воле Божией, истолковываемой совестию, в уверенности, что чрез это он пребывать будет во внутреннейшем общении с Богом, источником жизни, и блаженствовать в Нем. К сему предназначен человек, и так шла бы жизнь его всегда, подобно как сим образом идет она постоянно у Ангелов святых, — если б не падение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2931...

Скачать epub pdf Псалом 62 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей. Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его ( 1Цар.23:14–28 ), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома ( 2Цар.15:23, 28 ). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского , блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула с. 205:6, с. 285]. Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида, Ст. 1 Составляет надписание, объясненное выше. Пс.62:2–3 Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу Твою и славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи В оскресни Боже, суди земли ( Пс. 21:8 ). Давно уже – почти около двух тысяч лет, как Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых. Не смотря на то, мы и доселе продолжаем воспевать Ему сию пророческую песнь: воскресни, Боже, суди земли. Но скажут, может быть, что под словом: воскресение, в песни сей разумеется не празднуемое, ныне воскресение, а только возбуждение правды Божией против осквернителей земли насилиями и неправдами своими? – В ответ таковым совопросникам, я укажу только на последующие слова той же песни: ибо Давид далее говорит: яко Ты наследиши во всех языцех. Кому же сие наследие обещается, если не Богочеловеку Христу, к Которому в другом псалме предвечный Отец говорит: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и концы земли одержание Твое ( Псал. 2:8 ); а далее упоминает и о суде Его на непокоряющихся Ему: упасеши я жезлом железным, говорит Он, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я! И кто не знает из евангелия, что Отец не судит никомуже, но весь суда даде Сынови ( Иоан. 5:22 ). А посему по всей справедливости можем и должны воспевать сию песнь давно уже воскресшему из мертвых Сыну Божию: воскресни, Боже, суди земли, тем более, что суд Твой должен уже приближиться к нам; поелику беззакония наши непрестанно умножаются и невольно привлекают его к нам. За сим предложу вам, слушатели, две истины: во-первых, что Богочеловек Иисус воскрес для спасения рода человеческого, а во-вторых, что воскрес и для суда над теми, которые уничижают воскресение Его, почитая оное баснею, или блеск воскресения омрачают гнусными делами своими и принуждают обидимых тем громче взывать к Нему: воскресни, Боже, суди земли. Касательно первой истины: кто верует в слово Божие, тот, услышав из него одно или несколько свидетельств на сию истину, никак не может сомневаться в ней. Свидетельств же на сию истину в слове Божием слишком много. Я ограничусь приведением только некоторых. Вот оне: тако возлюби Бог мир, говорит сам Учитель истины, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). А к сему Апостол присовокупляет: составляет же свою любовь к нам Бот, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5:8:9 ). И еще: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово в день святой пасхи Христос воскресе! Велика настоящая наша радость, которая, не вмещаясь в глубине нашего духа, светло сияет в самых взорах наших, ясно отпечатлевается на всей нашей внешности. Такова она и быть должна, по величию своего дела и по широте его последствий. Что мы празднуем ныне и какое вспоминаем событие. Великое, необычайное, более и выше которого ничего нельзя нам вообразить и представить! Мы вспоминаем славную победу, одержанную Господом над грехом, смертью и адом, от которых произошло всякое в мире зло, и от которых рано или поздно пришлось бы окончательно погибнуть всему миру человеческому. Восторжествовав лично над этими врагами, Господь продолжает борьбу с ними в лице своих членов, т. е. в лице нас, верующих во имя Его. В первой борьбе, которую Он вел с ними лично, не было никого помогающего Ему; там Он один стоял и подвизался от лица всего человечества; в последней, т. е. какую Он ведет с ними в лице нашем, необходимо требуется и с нашей стороны участие, без чего победа над ними для нас невозможна. Что же требуется с нашей стороны, чтобы торжество Господа совершилось и в нас, дабы таким образом и мы приобщились славе его? Ответ на это находим в учении св. апостола Павла, который в своем послании к римлянам сказав о том, что Христос востал из мертвых, и смерть Им более не обладает, выводит отселе такое правило: тако и вы помышляйте себе мертвых быти греху, живых же Богови Господом нашим Иисусом Христом 161 . Видите, христиане, как верно и просто ведет св. апостол нас к победе над грехом! Он повелевает нам начать это великое дело с сокровенных движений своего духа, с тайных его помышлений. Помышляйте , говорит он, себе мертвых быти греху, живых же Богови Господом нашим Иисусом Христом . Трудное ли для нас дело возыметь благое намерение и начать мыслить о том, чтобы перестать грешить, отстать от греха, сделаться мертвым для него, живым же для Бога? Надобно согласиться, что это не трудное для нас дело! Но что же выйдет из этого, скажет кто-либо? Очень великое дело: выйдет победа над грехом, следовательно, над смертью и адом. Каким образом это выйдет? По свойству и значению самой мысли. Мысль есть главное, руководительное начало всей нашей внутренней деятельности, из которого возникают и развиваются все дела нашей жизни. Кто о чем думает, тот переносит это и на самое дело. Дело не бывает без мысли, и мысль, если она тверда и постоянна, не остается без выполнения на деле. Этим путем проник в душу самый грех, вошел в мир и распространился в нем. Сперва он вкрался в помысел ума первых человеков, потом перешел в действие и овладел целым родом человеческим. Каким входом он получил доступ к душе, тем и должен быть изгнан из неё вон. Этот вход есть умственное помышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Слово в неделю двадцать четвертую 92 Блажени слышащии слово Божие и хранящии е. ( Лк. 11, 28 ) Кто не желает быть блаженным или счастливым? Любовь к блаженству врождена в нашем сердце; все мы. Царь и раб, ученый и неученый, богатый и бедный, ищем его всеми возможными силами и средствами в разных местах и вещах; и однако ж не все находим; потому что ищем или не там, где оно заключается, или не так, как должно искать. Господь Иисус, называя слушающих слово Божие и хранящих его, блаженными, ясно показывает нам, братия, где заключается истинное блаженство, и как должно достигать его. Блажени слышащии слово Божие и хранящии е, говорит Он в Евангелии. Вникнем в это назидательное и утешительное изречение Спасителя нашего. Слово Божие! – Какое это слово? – Ибо есть Его слово в видимой природе, которое говорит нам неумолкно о премудрости, благости и могуществе Творца нашего; есть слово во глубине души, которое свидетельствует, что добро и что зло, что надобно делать и чего убегать; есть слово, заключенное в священных письменах Закона и Евангелия, которое учит – в законе: уклонися от зла и сотвори благо, а в Евангелии: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Какое же из этих слов делает слушающих блаженными? – Без сомнения, Господь Иисус разумел не внешнее слово природы, – ибо оно в настоящем состоянии человека не может удовлетворять существенным потребностям его духа. Безбожник, взирая на природу и слушая вещание тварей, проповедующих невидимую силу и славу Божества, может познать Верховное Существо над природою и над собою, и – не более. Разумел и не внутреннее слово души, ибо оно, одобряя добро и осуждая зло, не может сообщить слушающим силы к творению добрых дел и к уклонению от зла. Разумел Господь откровенное слово – закон и Евангелие, из коих первый называется у Царя-пророка светильником и светом, а второе называется у Ап. Павла силою всякому верующему во спасение. Вспомните, кому и когда сказал Иисус: блажени слышащии Слово Божие и хранящии е. – Он сказал некоторой жене, которая, слушая Его божественное учение, так была проникнута им, что громким голосом сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Очевидно, Иисус разумел не внешнее слово и не внутреннее, но откровенное, слово Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово, сказанное в день храмового праздника институтской, свято-Александровской церкви в г. Нежин, 14 марта 1879 года Поминайте наставника ваша, говорит Апостол, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). В самом деле, что может быть выше для нас, назидательнее и достоподражательнее действенной, живой и непоколебимой веры покровителя нашего храма св. Александра пресвитера? В силу этой благодатной веры св. Александр, обвиненный пред язычниками в исповедовании христианства и приведенный к нечестивому и жестокосердному соправителю Диоклитиана, императору Максимиану, «не только отказался принести жертву идолам, но по сказанию жития его, статую идола, пред которою его поставили, топтал ногами и опрокинул стол с жертвами». Эта сильная, глубокая вера дала блаженному Александру твердость перенести всевозможные пытки и истязания за имя Христово, и безбоязненно положить живот свой за возлюбленного Господа и Спасителя нашего. «И поскольку язычники не могли убедить его в свою пользу, говорит в заключение списатель того же жития, то осудили усекнуть его мечем, и тако св. Александр обезглавлен был от одного воина». Что такое вера наша в сравнении с этою чудною великою верою? Даже можно ли сравнивать такую св. веру с нашею в особенности так называемою современною верою?... А какова вера, такова и жизнь наша. Замечательно, что, имея в нашем св. храме ближайшим покровителем своим и заступником св. священномученика Александра пресвитера, мы обязываемся чрез это подражать ему как в вере, так без сомнения и в жизни, не только как угоднику Божию вообще, но и как пресвитеру в особенности, т. е. лицу, облеченному духовным саном или, что то же, священнику. А говоря, святую правду, в настоящее время мы-то всего менее расположены устроять жизнь свою по примеру отцов своих духовных и располагать поведение свое по примеру священников. Молим вас, братие, да помыслит кто-либо, что мы имеем здесь в виду наше собственное недостоинство. Нет!... Но сколько у нас есть других поистине достойных служителей алтаря, которые, подобно ублажаемому нами св. Александру пресвитеру, всю жизнь свою посвящают на служение Господу, дабы для всех служить образом своим житием, словом, любовию, духом, верою и чистотою ( 1Тим.4:12 ). Это и есть суть те, о коих апостол говорит: подражайте вере их ( Евр.13:7 ); подобает бо пресвитеру без порока быти, якоже Божию строителю, не себе угождающу, (не гневливу, не пианице, не убийце, ни скверностяжательну), но страннолюбиву, целомудренну, праведну, преподобну, воздержательну, держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати ( Тит.1:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Статья вторая Показание шестое: о честнем и животворящем кресте Христове Содержание Показание это инок Никодим начинает выписками из книги «Обличение», в которых сочинитель сей книги выражает свое мнение, что крест, на котором распят был Христос, не из трех древ был составлен и не был осмиконечный, и, кроме того, делает такое замечание об обоих видах креста: «сего четвероконечнего вида крестнаго не ставим в догмат веры, якоже и осмиконечного», крест же осмиконечный назвал раскольническим. Этим мнениям сочинителя книги «Обличение» инок Никодим противопоставляет свидетельства о «троедревесии» и осьмиконечии креста Христова, которые заимствует не только из писаний древних отцов и учителей церкви, но, по своему обычаю, и у писателей новоизданных книг, старообрядцами совсем не уважаемых, – у патриарха Никона , Лазаря Барановича, Димитрия Ростовского , Питирима Нижегородского; потом приводит свидетельства Стефана Рязанского, опять святителя Димитрия и сочинителя книги «Увещание», что и крест осмиконечный и крест четвероконечный оба равно честны, обою равна сила. В заключение же всего показания инок Никодим говорит: «Да не вознепщуется о нас вашему святейшеству, яко мы сие точию воображение креста св. почитаем, сие же божественное знамение яко не сущее отвергаем; но мы якоже от трех, тако и от двою древ сложенный крест исповедуем равночестне и равносильна, и кождо есть животворящий крест Христов. Но в рассуждении точию том, еже Святейший Синод, в упоминаемой книге «Обличении», яко не точию осмиконечный трисоставный крест, но и четвероконечный, от двою древ сложенный, за догмат не почитает, осмиконечный же раскольническим порицает. О чем небезызвестно есть, яко честь и бесчестие, по словеси Великого Василия, восходит на первообразное: убо о поречении креста осмиконечного, обою же за догмат непочитание зело сомневаемся». Замечания на шестое показание Из приведенных заключительных слов шестого показания видно, что инок Никодим «зело сомневался» собственно о двух замечаниях сочинителя книги «Обличение», – во-первых, что он не почитает за догмат ни осмиконечного креста, ни четвероконечного, и во-вторых, – что кроме того осмиконечный крест назвал раскольническим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010