Беседа на День Пятидесятницы (по благодати Духа Святого и свободном произволении). Св. Иоанна Кассиана Римлянина 237 Мы всегда должны быть твердо уверены, что никак не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, хотя бы со всею неутомимостию упражнялись во всякой добродетели. Одни человеческие усилия не могут иметь такой цены и силы, чтобы возводить на высоту святости и блаженства, если Сам Господь не будет притом содействовать нам и направлять сердце наше к тому, что для нас полезно. Потому в каждое мгновение мы должны взывать к Богу с Давидом: соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя ( Пс. 16:5 ), – дабы Сей невидимый Правитель духа человеческого обращал произволение наше к добродетели, так как оно более склонно к пороку, то по неведению добра, то по обольщению страстей. Это очень ясно выражено Пророком в одном стихе песни: отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя ( Пс. 117:13 ). Первым полустишием означается нетвердость нашего произволения, а вторым – всегда готовая нам помощь от Господа, Который всякий раз, как мы начинаем колебаться, простирает к нам руки Свои, поддерживает и утверждает, чтобы иначе с одним своим произволением мы не пали совершенным падением. Так ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность; непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть. Потому милость Господня подкрепляет его рукою Своею, чтобы иначе, совершенно не погиб он в падении своем. И кто будет, подвергшись падению по слабости произволения, столько самонадеян и слеп, чтобы думать, что не имеет нужды в непрестанном содействии Божием, когда Сам Господь в Евангелии ясно научает: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин. 15:4, 5 )? Как же неразумно, даже святотатственно присвоить какие-нибудь добрые дела своим усилиям, а не благодати и содействию Божию, когда изречение Господа свидетельствует, что без Его содействия никто не может приносить духовных плодов?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа на Евангельское чтение, положенное в день Св. Духа (Мф. 18:10–20). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Рече Господь: блюдите, да не презрите единого от малых сих ( Мф. 18:10 ). Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, кои от многих почитаются таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных, и повелевает нам почитать их, говоря: яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Отсюда известно, что все христиане имеют на небесах Ангелов. Прииде бо Сын Человеческий взыскати, и спасти погибшаго. После сего Спаситель представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в коей показывает, что и Сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится? – говорит Он, – аще будет никоему человеку сто овец, и заблуждит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблудшия? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих. Посему не говори, что такой-то кузнец, земледелец, человек глупый, и потому достоин презрения; посмотри, сколь многими доказательствами убеждает тебя Иисус Христос и собственною волею и страданием побуждает тебя пещись о низких по состоянию братиях наших. Итак, если Бог столько радуется об обретении меньшего брата, то для чего ты презираешь тех, о коих столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? «Но он немощен и беден»! Посему-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его: ибо и Сам Господь, оставивши девяносто девять овец, пошел за одною, и спасение толикого множества овец не могло сокрыть от Него погибели одной. На небе более бывает радости об едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках. Не будем же презирать таковых душ. Будем и мы подражать Ему, и не будем отказываться для братьев наших ни от каких, по–видимому, унизительных и трудных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В истории рус. лит-ры представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие Д., но без употребления самого термина. Среди таких произведений древнерусского периода - «Слово о твари» (XII в.), в к-ром неизвестный автор указывал своим современникам, что многие из них ленятся ходить в храм, «не слушают божественных словес», но «текут, радуяся», на языческие игрища или «зборище идольское» «и весь день тот предстоят, позорьствующе тамо» ( Гальковский. 1916. Т. 2. С. 436); компилятивное соч. «Слово святаго Григорья изобретено в толцех, о том, како первое погани сущи языци кланялись идолом и требы им клали; то и ныне творят», составленное на основе Слова свт. Григория Богослова на Богоявление ( Greg. Nazianz. Or. 38); «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Констянтина града, о том, како первое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творят и в крестьянстве суще, а не ведают, что есть крестьянство»; «Слово Исаия пророка о поставляющих трапезу роду и роженицам»; «Сказанье святаго отца Нифонта о песнях мирских и о русальях»; поучение «О казнях Божиих», вошедшее в состав «Повести временных лет». Факты проявления Д. приводятся в рус. летописях; о наличии таких фактов можно судить по церковно-правовым памятникам («Правило церковное» (кон. XI в.) митр. Киевского Иоанна II , «Вопрошание Кирика» (XII в.), правила Стоглавого Собора (1551)). В Требнике XVII в. содержатся «Вопросы поселянам» на исповеди, свидетельствующие о присутствии пережитков язычества среди сельских жителей. Очевидцем и ревностным обличителем языческого праздника в честь Ярилы в сер. XVIII в. в Воронеже был свт. Тихон Задонский (Жизнеописание св. Тихона Задонского, еп. Воронежского и всея России чудотворца//Жизнеописания достопамятных людей земли Русской: X-XX вв. М., 1992. С. 236). Существование различных языческих суеверий в России даже в XIX в. прослеживается по трудам И. М. Снегирёва (Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990п. 2 ч.), М. Забылина (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990р), Н. С. Тихонравова (Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. 2 т.), С. В. Максимова (Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993р), А. П. Щапова (Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия//ЖМНП. 1863. Ч. 117. Отд. 4. С. 1-73, 75-92; Ч. 118. С. 1-19), по материалам сб. «Отреченное чтение в России в XVII-XVIII веках» (М., 2002) и др. В XX в. в рус. научной лит-ре появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «Д.».

http://pravenc.ru/text/171499.html

Глава 4 1Кор.4:1 .  Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих». Кто хочет почтить нас, пусть почитает как слуг, уважает как строителей, соразмеряет чествование с нашим естеством. И божественный Апостол не только писал так, но и поступал. Ибо ликаонянам, покушавшимся принести жертву, возбранил это, вместе с Варнавою растерзав одежды и возопив: «Подобострастна есма вам человецы» ( Деян. 14, 15 ). Так и блаженный Петр сказал Корнилию: «И аз сам человек есмь» ( Деян. 10, 26 ). 1Кор.4:2 .  От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. «А еже прочее ищется в строителех, да верен кто обрящется», не для того, чтобы восхитить достоинство Владыки, но чтобы сохранить благорасположенность к Владыке. 1Кор.4:3 .  Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. «Мне же не велико есть, да от вас истяжуся». Сугубое возводит на них обвинение: и что не соразмеряют чести, но чтут без меры, и что, не имея права судить, судят, и судят не кого-либо, но учителей. Ибо не предпочитали бы одни того, а другие другого, если бы не присвоили себе права судить. Посему-то лишил их права судить, назвав уничижением для учителей – подлежать в деле своем суду учеников. Потом к уврачеванию их предлагает общее слово: «Или от человеческаго дне», – человеческим же днем назвал кратковременность естественной жизни. «Но ни сам себе востязую». 1Кор.4:4 .  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. «Ничесоже бо в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя Господь есть». Что говорить о других? И я, в точности зная касающееся до меня и не сознавая за собою ничего законопреступного, не смею ни судить себя, ни признать себя невинным; ожидаю же Господня приговора. Никто же да не думает, что в словах «ни о сем оправдаюся» есть противоречие сказанному: «ничесоже бо в себе свем». Не противоречит одно другому, а, напротив того, одно из другого следует. Нередко случается согрешать и не зная, даже признавая в себе сделанное справедливым; но иначе взирает на то Бог всяческих. Ибо сие дают видеть последующие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава двенадцатая. Кончина мира После всеобщего страшного суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и нас последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: жатва кончина века есть, а жнецы ангелы суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают; тако будет в скончании века сего ( Мф. 13:39–40, 49 ). Не должно понимать под словом конец уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствие тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленного, из смертного в бессмертного. С изменением человека последует изменение и всего мира, изменение законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Что действительно, рано или поздно, последует кончина века, конец мира об этом свидетельствует божественное откровение и наука. Вот свидетельства слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, Ты же пребывавши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я ( Пс. 101:26–27 ). Всё было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания, и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви. Новому духовному человеку должна соответствовать и природа. Весь видимый, вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновлённому человеку: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:21 ). Обновление мира совершится в последний день, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить сообразно их назначению: небо и земля прейдут, и в другом месте; доколе стоит мир, или скорее прейдёт небо и земля, скорее миру настанет конец ( Мф. 5:18 ). Из всех слов Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, но не уничтожатся, а, по словам Давида, как старая одежда изменятся в новую ( Пс. 101:26–27 ), что подтверждает и апостол Пётр, говоря: «мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет. 3:13 ). И Иоанн Богослов действительно видел в откровении небо новое и землю новую; первое бо небо и земля первая преидоша ( Откр. 21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Враги России Св.Писанием могут назидаться на примере Б.Березовского» Протоиерей Георгий Городенцев на кончину беглого олигарха 25.03.2013 3125 Время на чтение 4 минуты Как известно, 23 марта на 68-м году жизни скончался Борис Березовский , фигура довольно значимая в истории современной России. Сейчас многие гадают, была ли его смерть естественной, или это было самоубийство, вызванное тяжелым финансовым положением, а, может быть, его ликвидировали спецслужбы Запада, с которыми он активно сотрудничал? Но, думаю, нам, православным христианам, после смерти человека негоже заниматься такими домыслами о его персоне, тем более Великим постом. Но и оставить без внимания это знаковое событие также нельзя. Поэтому я решил обратиться к Псалтири пророка Давида, и поискать там пророчества о жизни, смерти и, вообще, судьбе раба Божия Бориса. Такое занятие тем более приличествует Великому посту, что во время него Псалтирь читается особенно часто: если в обычное время она по уставу прочитывается раз неделю, то Великим постом – дважды. И действительно, оказалось, что в этой Священной Книге содержатся пророчества, каждое из которых могло бы быть на могиле Березовского эпитафией, весьма назидательной для всех читающих ее, в первую очередь для богатых, неправедно наживших свое богатство, особенно для всех наших нынешних олигархов. Ибо «человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако отцветут. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс..102,15-16). Итак, когда началась клятая «перестройка», Березовский, как многие люди его круга и того времени, соблазнился собиранием богатства, которое, казалось, само шло в его руки. Забыв, что «богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61,11). При этом он, на зависть многим, путем лукавства достаточно быстро сколотил миллиардное состояние, не думая о том, что сам – человек смертный, и столько ему на жизнь не понадобится. О таких и им завидующих псалмопевец Давид пророчески говорит следующее: «Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут» (Пс.36,1-2). И снова: «Не ревнуй, еже лукавновати. Зане лукавнующие потребятся: терпящие же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и не обрящеши» (Пс.8-10). И далее точно о судьбе нынешнего покойника, который в свое время, надеясь на богатство свое, все возносился, «яко кедр ливанский», но сначала обнищал («богати обнищаша, и взалкаша» (Пс.33,10), набирая кредиты, которые не мог отдать, а затем и вообще умер, исчез, как дым: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанские: и мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс.36,35-36); «врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающее яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит» (Пс.36:20-21).

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/25/vr...

И аще пророческий глас повелевает нам во век хранити свидения Божия, и жити в них: то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколеблемы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Втор.12:32). И божественный апостол Петр, хваляся ими, вопиет: в няже желают ангели приникнути (1Пет.1:12). Такожде и Павел вещает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими (Евр.13:5). (IV всел. 1; трул. 2; карф. 1; двукр. 10). Правилом этим определяется, чтобы все те, кои приняли священнический сан, знали и свято хранили предписания правил, изданных законною церковною властью: из тех правил должны поучаться, как следует вести себя и как управлять вверенною паствою. Эта мысль содержится в первых словах правила, что канонические правила должны служить священным лицам " свидетельствами и руководством ( ε ο, testimonia et ad recte se gerendum) " Поэтому собор не только упоминает " начертанные " правила, но и заповедует, чтобы они на веки хранились и должны навсегда оставаться " несокрушимы и непоколеблемы ( ευ) " . А эти правила: а) Апостольские, б) шести вселенских соборов, в) поместных соборов и г) святых отец. А именно: 85 Апостольских правил, затем - правила, изданные на первых четырех вселенских соборах и на трулльском соборе, который происходил в 691-692 гг. и который имел задачею дополнить то, что не было сделано на пятом (553) и шестом (680) вселенских соборах, и издать правила, вследствие чего трулльский собор и называется пято-шестым, или шестым вселенским собором, - далее правила тех поместных соборов и тех святых отцев, кои названы во 2 правиле Трулльского собора. А что отцы VII всел. собора в настоящем своем правиле разумели именно те правила, кои утверждены на трулльском соборе, свидетельствует председатель VII всел. собора патриарх Тарасий в своей речи на четвертом заседании собора Всем этим правилам собор придает одинаковую важность, ибо составители их были " от единаго Духа просвещены " . О важности и значении всех упомянутых правил мы сказали, что следует, в толковании 2 правила Трулльского собора

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1317...

К.А. Аверьянов Глава 2. Первые годы игуменства Вопрос о главе обители. Поставление Сергия в игумены. Выяснение даты этого события. Приход в монастырь Симона, архимандрита смоленского. Возвращение в обитель старшего брата Сергия – Стефана. Причины этого. Пострижение сына Стефана. Освоение земель вокруг монастыря. Эпизод с нехваткой продовольствия в обители, определение его причин и даты. Поездка в Ростов – первая миротворческая миссия Сергия Радонежского. Участие в основании Борисоглебского монастыря. Уточнение времени его создания После смерти Митрофана среди насельников монастыря – возникли споры, кому его возглавить. Епифаний Премудрый говорит об этом довольно обтекаемо: «въниде же некое размышлние въ братию его» 229 . Собравшись между собой, все сошлись на кандидатуре Сергия. Не последней причиной этого стало то, что обитель располагалась на земле, принадлежавшей его роду. Но на предложение игуменства тот отвечал отказом, мотивируя его тем, что «аз и помышлениа не имех еже хотети игуменьства, но тако желаеть душа моа скончатися и в чрънецех на месте семъ». В ответ на это братья поставили перед Сергием дилемму: «Мы же речем ти: или самъ буди игуменъ, или шед спроси нам игумена у святителя» 230 . Только после долгих уговоров, во время которых братья даже пригрозили Сергию в случае его отказа уйти с Маковца, он согласился на компромисс: пойти вместе с двумя старцами к епископу Афанасию просить его дать им нового игумена. То, что преподобный направился именно к последнему, было не случайно. Поставление в игумены требовало санкции высшей церковной власти. Поскольку Радонеж территориально входил в митрополичью церковную область, где в качестве епископа выступал сам митрополит, Сергий должен был просить игумена для Троицкой обители именно у него. Но митрополита Алексея в этот момент на Руси не было (по словам Епифания, «тогда бывшу ему въ Цариграде») и Сергию необходимо было обратиться к замещавшему его епископу Афанасию Переяславскому. Выслушав просьбу пришедших дать им игумена и «распытав» Сергия, о котором он уже был наслышан, Афанасий объявил, что именно он достоин стать настоятелем Троицкой обители. В один День он поставил его сначала в иподьяконы (т.е. в помощники дьякона), а затем в дьяконы. «Наутриа же съвръши его иерейскым саном», который давал ему право занять должность игумена. Став священником и получив право отправлять церковные службы, Сергий возглавил обитель 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лик славы святителя Новгородского Никиты Святитель Никита, епископ Новгородский. Икона из новгородского храма во имя святителя Никиты. Кон. XX – нач. XXI в. В 2008 году исполняется 900 лет со дня преставления ко Господу одного из самых известных русских святителей – епископа Никиты, подвизавшегося в Великом Новгороде с 1096 по 1108 год. Память о нем новгородцы верно хранили четыре с половиной столетия – до самого его прославления как общерусского святого в 1547 году. Обретение нетленных мощей святителя произошло 30 апреля 1558 года. Подчеркнем интересный факт: от того апрельского события минуло еще 450 лет. Поэтому в один год мы празднуем сразу два юбилея. Когда смотришь на изображения епископа Никиты, невольно обращаешь внимание на отсутствие у него бороды. Трудно даже припомнить кого-нибудь из святителей безбородым. Иногда возникает такое впечатление, что некоторые иконники писали Никиту действительно в молодом возрасте. Однако если даже для «подвигов» в пещере преподобные отцы не благословляли его из-за молодости, то кто бы благословил и избрал молодого человека на епископскую кафедру? Вне всяких сомнений, живя в Новгороде, святитель пребывал в зрелых летах. Это подтверждается и житием . Тогда, быть может, владыка, по заведенному в Европе обычаю, брился?! И бритье исключено. Семью годами раньше обретения мощей новгородского епископа Стоглавый Собор, проходивший по инициативе царя Ивана Грозного, строго напоминал: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша» . И, наверное, оттого на одной московской иконе (и не только на ней одной) новгородский подвижник, молящийся рядом с преподобным Сергием Радонежским, написан в 1560 годы все-таки с бородой. Дабы простой народ еретиком не считал. Но на других иконах бороды нет. Почему? Михаэль Дорфман выдвинул свою диковинную версию: «Одной из возможных причин могло быть то, что Никита был скопцом, что и указано в житии: “наложил на себя особенное воздержание”« . Странная логика. Если всякое «особенное воздержание» считать скопчеством, то большинство православных аскетов оказались бы скопцами. Хотя сам Дорфман и сознает: «Скопчество… не поощрялось официальной Церковью», но приводит в качестве неотразимого аргумента пару имен скопцов-византийцев, в XII веке правивших русскими епархиями. В таком случае, процитируем 21-е Апостольское правило: «Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом» . Поэтому ничего сверхъестественного в том нет, что некоторые священники и иерархи оказались в свое время не по своей воле оскопленными. Однако зачем авторской волей превращать святителя Никиту в скопца? Умысел пишущих подобное совершенно очевиден: это замутнение славы русских святынь.

http://pravoslavie.ru/4214.html

Мануил Петров Слово надгробное Ивану Филиппову «Болезнь моя обновися». От псалма 38-го, стих 3. Что се есть, возлюбленнии, что скорбим и сетуем, что дряхлуем 2835 и воздыхаем, что печалию, аки пелынем, упиваемся? Упиваемся печалию, понеже Иоанна погребаем; скорбим и сетуем, понеже таковаго добраго и всежеланаго мужа землею покрываем; дряхлуем и воздыхаем, понеже изряднаго предводителя нашего во оный мир провождаем. Провождаем мужа, благодати тезоименитаго и не всуе имя сие имевшаго, отвсюду благодатнаго: и от жития, и от образа, и от дел, и от словес, и от всех сил, душевных же и телесных. Погребаем Иоанна, отца богодарованнаго, утробами щедрот и крайнею милостию естественным отцем уподоблыпагося, духовною же любовию и паче тех возлюбившаго нас, тако, яко вся нас ради пострадати готово сердце имевшаго. Отсюду новую болезнь ощущаем, новую язву терпим, новую скорбь прияхом смертию мужа сего благодатнаго. Прежде бо четырех сих лет преставися от нас Симеон богословес всесладчайшая уста премудрости, красный дом добродетелей и златое правило жития постнического. Его же смерть коликими слезами оплакахом, коликими болезньми и воздыхании понесохом, вкратце изрещи невозможно. Ныне же, оной болезни исцелевшей, другая наста и, той язве зарастшей, ин струп приложися. О, жалости и слез наших! Вослед Симеона и Симеонов наследник потече: и вослед славия 2836 благогласнаго и голубь отлете незлобивый. Сего ради тужим и сетуем, сего ради печалуем и слезы точим: яко не точию мудростию цветущих и златословием кипящих лишихомся мужей, но и самых чистаго и богоугоднаго жития одушевленных образов всежалостно лишаемся. Обаче, возлюбленнии, не в безмерное прострем печаль нашу, ниже жалостию неутешно возскорбим, но предложим во утешение настоящия печали достопамятная дела сего благоутробнаго отца нашего, да не токмо от печали утешимся, но и пользу обрящем духовную. Сей убо достопамятный отец наш, отнележе мира удалися и в пустыню и постническое восприят житие, оттоле Христа возлюби всем сердцем и всею душею, Христу поработа всеусердным тщанием; Христовою любовию, яко сладкою стрелою, уязвися; Христово имя – оружие непобедимое стяжа на невидимыя враги; Христов закон на скрижалех сердца своего изрядно написа и всеусердно соблюсти потщася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010