Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 29. Чин погребения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы поговорим о чине погребения. Да, здесь тоже есть свой богослужебный чин, подробности которого не всем известны. Ну, а собственно, где эти подробности изложены полностью и последовательно? Если руководствоваться Требником, то в нем во-первых, не все описано, а во-вторых, не все порой понятно. Есть и еще недостатки у него, но о них отдельный разговор. А пока давайте проясним, что такое Требник? — Это книга для частного богослужения. Таких книг два вида. Одни из них заключают в себе извлечения из книг общественного богослужения и приноровлены для домашнего употребления (Например, канонник или следованная псалтирь). Содержание других совершенно отличается от книг, принадлежащих к общественному богослужению. Так вот, Требник принадлежит ко второй категории и содержит изложение священнодействий и молитвословий, которые совершаются по потребностям одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. К таким священнодействиям принадлежат, прежде всего, последования всех Таинств (Крещения, Покаяния, Соборования), затем чины венчания, пострижения, причащения больных, освящения воды, артоса, плодов, икон, домов и многоразличных вещей, совершения молебнов, и в том числе чин погребения усопших. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ГРОБ В вопросе погребения усопших Требник ограничивается лишь так называемым чином отпевания, который к тому же содержит краткие и порой не всем понятные указания, что и как делать. Например, на Востоке, где формировался этот чин, тела усопших полагались в могилу без особого гроба. Поэтому когда в Требнике говорится о положении тела усопшего В ГРОБ, то надо учитывать, что эти указания имеют в виду МОГИЛУ. Так, по окончании отпевания и чтения прощальной молитвы, в Требнике пишется, что тако вси вземше мощи, отходим ко гробу, последующим всем людем и поющим трисвятое. Если под гробом разуметь собственно гроб, тогда указание получается весьма странное, не правда ли?! И далее говорится, что полагаются мощи во гроб (речь о могиле), а священник взем персть лопатой, крестовидно мещет верху мощей, глаголя: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущий на ней» ( Пс. 23, 1 ). Кстати, слышите, что нужно говорить в таких случаях, а то некоторые, бросая землю в могилу, приговаривают: «Пусть земля тебе будет пухом»? Это наивное народное представление о том, что земля, покрывая умершего, давит на него. Отсюда и пожелание.

http://azbyka.ru/video/29-chin-pogrebeni...

Скачать epub pdf 251. Слово Иоанна Златоуста на Богоявление Господне «Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него» ( Мф. 3:13 ) С рабами Господь, с виновными Судья идет креститься. Но не смущайся сим! Ибо в сем-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием сего. Посему-то Иоанн, когда Он пришел креститься, удерживает Его, говоря: «аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» ( Мф. 3:14 ). Крещение Иоанново было крещением покаяния, и приводило людей в сознание грехов; и вот, дабы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с сим же самым намерением, Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Ибо Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен. Посему-то Иоанн не сказал: вот безгрешный! Но, что гораздо важнее, – «вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ), дабы вместе с сим ты уверился, и уверившись, увидел, что Он приходит ко крещению с иной какой-то целью. Посему, когда пришел Он к Иоанну, сей сказал: «аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» ( Мф. 3:14 ) Что же Христос? «Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду» ( Мф. 3:15 ). Не просто сказал: «остави», но присовокупил – «ныне». Ибо не всегда будет сие, говорил Он; напротив, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь видеть, а теперь пока ожидай сего, потому что Мне надлежит исполнить весь закон, «всяку правду», ибо правда есть исполнение заповедей. Я пришел разрушить клятву, лежащую на вас за преступление закона и потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения. «Тогда остави Его, и крестився Иисус, взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него» ( Мф. 3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

3. Беседа о том, что кроме Церкви православной нет и не может быть иной Церкви Христовой Пришел ко мне один старообрядец, так называемый «никудышный», т. е. от Святой Церкви, вследствие клевет на нее, распространяемых именуемыми старообрядцами, удалившийся, а к старообрядцам, по своему недоумению, или по нерешительности, ни к какому согласию еще неприсоединившийся. Таковых именуемые старообрядцы и называют «никудышными», именно потому, что они ни к какому обществу не принадлежат. Этих «никудышников» во всяком месте, где находятся старообрядцы, можно встретить большое количество. Перед смертью они большей частью присоединяются к тому обществу, к которому более имели склонности. На «никудышников» всего скорее могут действовать миссионерские беседы и направленные против раскола сочинения: не принадлежа еще ни к какому обществу именуемых старообрядцев, они удобно могут возвратиться к православной Церкви; притом же для них не требуется и чина присоединения. Убедившись в правоте Церкви, такие люди делаются сильными поразителями раскола и успешно останавливают от совращения в раскол колеблющихся в преданности православию. Их возвращение ко Святой Церкви, как совершающееся негласно, без присоединения чрез известное чиноприятие, остается обыкновенно неизвестным; но имеет оно великую важность и приносит весьма большую пользу Святой Церкви. Такой-то старообрядец «никудышник» пришел ко мне и стал говорить про себя, что он человек простой и желает предложить мне один вопрос не для того, чтобы иметь препирательство, как это многие делают, – входят в разговор, только для того, чтобы поспорить, – а чистосердечно, для спасения души. Я слышал от многих,– продолжал он, – и сам несколько читал, что без Церкви Божией несть спасения. Так в Великом Катехизисе об этом написано: «Зане кроме Церкви Божией нигдеже несть спасения; якоже бо при потопе, вси елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша: тако и в день судный, вси иже ныне в Церкви Святей не будут, тии во езеро огненное ввержени будут». И я, благодарение Богу, понял, что кроме Церкви Божией спастись невозможно; но я не могу уразуметь, которая из многих называющихся Церквей есть Церковь Божия. И каждое общество старообрядцев зовет себя Церковью Божией, и общества, отделившиеся издревле от православия, как-то католики и прочие, также зовут себя Церковью Божией; а которое из этих обществ в сущности есть Церковь Божия, я вполне не разумею, и это неведение делает меня подобным блудящему по пустыне, который желает напасть на настоящий путь, а где он, – не знает. Уверен я, что без Церкви спастись невозможно; а которая она из многих, существующих на свете, не знаю. И это незнание печалью сокрушает мое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 года октября 10-го дня (писано о сем 1821 июля) Тайну цареву добро есть хранить, а дела Божия открывать и проповедовать славно. Тайны царевы не хранить страшно и пагубно есть, а умолчевать дела Божия тщета души. Тем же побуждаем, аз не могу под спудом неизвестности скрывать и не объявлять миру житие и подвиги Иннокентия епископа – светильника Церкви Пензенской и Саратовской. Начиная же поведать, что он светильник на свещнице Церкви бе горя и светя светом веры и благочестия, – что он бых в житии град верху горы правоверия стояй, недоумеваю в том, что не ведаю, како достойно его ублажать имя. Не смею я убогий назвать его именем ни святый, ни праведный, ни преподобный, ибо не прославлен еще от Бога явно на земли, хотя водворяется верно душа его со святыми на небеси: но не противно будет Богу и Церкви, когда верный их раб и исповедник, крепкий обличитель лжи диавольской в мире наречется именем блаженный – блажени бо вси умирающии о Господе. Кто бы ни были на земле христиане правоверные нищие духом, плачущии, кротцыи, алчущии и жаждущие правды, милостивии, чистии сердцем, миротворцы, изгнани правды ради, хулимы, укоряемы, поносимы и умерщвляемы, но все они блаженны по глаголу Господню, яко тех есть Царствие небесное, и паче рече Господь: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Хотя большей части из них имена не известны нам, и в книгах Святой Церкви не написаны наряду со святыми, но имена их, яко же и всех святых, Церковию прославляемых, написана суть на небеси – в книгах живота вечного, и души их во благих водворяются. Истинно любящие Господа сыны и дщери Церкви! Вы, кои видели, слышали и руками вашими осязали Иннокентия, вы, кои поставлены от Бога им на пути Царствия Божия, верно, не усумнитеся, что он здесь нарицается блаженным. Не уста мои, но сердце мое тако ублажает его; не мир и витийство его величает, но простота и немудрость; не слухи о нем говорят, что блажен, но жизнь его и подвиги то свидетельствуют. Его тело погребено под церковию на том самом месте, где престол Божий утвержден: и все это не есть ли также притча и гадание о нем, что по разлучении с телом душа его предстоит престолу Божию на небесах, а может быть, есть еще и знамением прорекающим, да явятся о нем дела Божия? Кто же он был, кое его житие и какие его подвиги благие, явит о том следующая повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

В. Г. Пуцко. Турова божница в Киеве — древнейший русский мартирий     За несколько лет до тысячелетнего юбилейного празднования Крещения Руси, в 1983 г., исполнилась тысяча лет со дня мученической смерти киевских варягов, что, однако, не получило отклика в церковной среде. По крайней мере, журнал «Православний bichuk» отказался поместить на своих страницах материал об этом, несмотря на то, что старший варяг, по выражению древнего автора, «бысть первыи ходатаи нашему спасению». Статью пришлось напечатать за рубежом, сначала на французском языке, а затем и на русском . Истоки христианского искусства на Руси засвидетельствованы лишь немногими сохранившимися памятниками, в том числе единичными церковными сооружениями . Одним из таких сооружений является так называемая Турова божница, непосредственно связанная с мученической кончиной киевских варягов. В течение последних десятилетий появилось несколько исследований, свидетельствующих о существовании различных толкований летописного и проложного текстов Жития киевских варягов . Соответственно в них неодинаково объясняется происхождение наименования Туровой божницы, иногда отождествляемой с церковью святых Бориса и Глеба на Подоле. В целом же это ряд частных мнений, не выходящих за рамки предположений, основанных на догадках, происходящих от связи с городом Туровом либо с именем ктитора. Эти версии одинаково уязвимы, хотя выглядят, на первый взгляд, правдоподобными. Трагедия киевских мучеников-варягов привлекла внимание исследователей прежде всего с вопросом о человеческих жертвоприношениях накануне распространения христианства на Руси. Говоря о событиях 983 г., летописец замечает, что «бяше варяг един и бе двор его идеже есть церковь святая Богородица, юде сдела Володимер, бе жа варяг той пришел из Грек, и держаше веру христианску» . Он не дал согласия принести в жертву своего юного сына и вместе с ним был убит озверевшими язычниками, которые «посекоша сени под нима и тако побиша». Имена этих варягов не названы. Изучение летописного повествования о смерти мучеников-варягов с привлечением пролога осуществил академик А. А. Шахматов . Проложные жития св. Владимира он разделил на шесть видов. В первой группе он выделил известие о крещении киевлян, где церковь «святую мученику Турова», и его признал первоначальным, с учетом того, что «в нем полнее и правильнее приведена первоначальная форма, более трудная для понимания». С ним исследователь сопоставил упомянутую в Киевской летописи под 1146 г. Турову божницю. В тексте пролога за рассказом о крещении киевлян читается: «И остоле наречеся место то святое, идоже ныне церковь святую мученику Турова. И тъ бысть первым ходатаи нашему спасению», и здесь явно имеются в виду Туры . В этом контексте вряд ли стоит соглашаться с предположением, что «некте Туры имели свою божницу («Турова божница») где-то поблизости от Десятинной церкви , но что это сооружение находилось именно на этом месте, уже неоднократно указывалось .

http://sedmitza.ru/lib/text/10369617/

Вопрос. Писание говорит о священнике Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.3:13); хотя слышим также, что отец делал им замечания и вразумления (2Цар.23-25). Ответ. Будь внимателен к себе, чтобы ум твой, став очень любопытным, не уклонился с правого пути, блуждая, где не должно: потому что все есть дело веры. А если нет веры, то колеблющийся не найдет, чего доискивался. Ибо сказано: аще не уверите, ниже имате разумети (Ис.7:10). Об Илии говорится, правда, что не одобрял он детей своих, делавших худое. Но впрочем легко мог он и оставить зло, как показывает последующее слово. По крайней мере, что принял ты за вразумление, то не вразумление, а нерадение о любви к Богу; почему поведение Илия доходит до крайнего предела снисходительности. Но и в этом особое было смотрение, чтоб сам Илий собственными своими устами засвидетельствовал о беззаконии сыновей, как написано: Илий же состареся зело: и услыша, яже творяху сынове его сыном Израилевым. И рече им: почто творите по глаголу, егоже аз слышу из уст людей Господних? ни, чада, не творите тако, яко не благ слух, егоже аз слышу о вас еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит человек, кто помолится о нем (1Цар.2:22-25)? Итак, по засвидетельствованию самого отца, должно заключать о чрезмерном нечестии сыновей его. Не один человек, но все от малого до великого вопияли на них, как свидетельствует сам Илий: почто творите по глаголам сим, яже аз слышу глаголемы о вас из уст людей Господних? Всех обижали и соблазняли они, оскверняя священные жертвы; не только отвратили людей от приношения жертв, но даже, наконец, приводимые в ужас непозволительными делами, до каких доходили сыновья Илиевы, замышляли об отступлении и от веры. Послушай, что говорит Илий: не благ слух, егоже слышу о вас, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказал: не творите тако; то, может быть, боясь народного раздражения, употребил сие выражение для смягчения вопиявших на детей его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/827/...

Каноны - это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права, причем одинаково во всех поместных Православных Церквах во все века церковной истории. Со времени, когда окончательно сложился канонический корпус Церкви, с 883 г. (это год издания Номоканона Патриарха Фотия в XIV титулах), Церковь не добавила в него ни одного нового канона и ни одного из него не исключила. Таким образом, сама история Церкви поставила каноны так высоко, что у нас есть основания говорить о неизменности тех основ церковного права, которые в этих канонах содержатся. Известный и весьма авторитетный православный богослов архимандрит Иустин (Попович) писал даже: " Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин " . О высоком месте канонов в Предании Церкви говорит и то обстоятельство, что VII Всел. Собор в правиле, посвященном образовательному цензу кандидатов во епископы, поставил их рядом со Священным Писанием: " Всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати Священные правила и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание " . Но утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу. Хорошо известно, что дисциплина наказаний, содержащаяся в правилах, была в реальной епитимийной практике основательно реформирована уже в ранневизантийскую эпоху, когда стали применяться при назначении епитимий не канонические сроки отлучения от Причастия, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне Патриарха Иоанна Постника, содержащем несравненно более мягкие санкции, хотя Номоканон Иоанна Постника не был включен в основной канонический свод и в иерархии авторитетных источников церковного права он стоит ниже канонов. Его рассматривают не более, чем как дополнение к основному каноническому корпусу. Впоследствие дисциплина прещений по отношению к мирянам продолжала эволюционировать в сторону смягчения, так что у нас, в Русской Церкви, в XVIII веке отлучение от причастия кающихся грешников на длительные сроки было положительно воспрещено высшей церковной властью под угрозой извержения из сана, но при этом, разумеется, никто не отменял сами каноны, содержащие запрещенные к практическому употреблению в церковно-судебной практике санкции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/325/...

Скачать epub pdf Глава XXII Иер. 22:6 . Понеже тако глаголет Господь на дом царя Иудина: Галаад ты мне, глава Ливанская, аще не поставлю тебе в пустыню, в грады необитанны. Галаадом называет Иерусалим, чтобы показать его славу, потому что известен был и Галаад. (В этом сравнении) сокрыта мысль; то, что касается ег 145 , захотел выразить на примере. Он хочет показать то, что как Галаад есть глава ( ρχ) Ливана, потому что славен более всех городов, лежащих у Ливана, так и ты стоишь во главе прочих городов. Но так как ты оказался, говорит, неблагодарным Мне, произношу над тобою приговор. Иер. 22:6 . Не плачите мертваго, ниже рыдайте о нем: плачите плачем о исходящем, яко не возвратится ктому, ниже увидит земли рождения своего. Тяжкой смерти подвергся Иоаким, отец Иехонии: взятый вавилонским царем, сначала связан был медными цепями, затем умерщвленный выброшен был пред стенами, не удостоившись погребения со стороны варвара. После того, когда вавилонский царь удалился от города, собрав остатки ег 146 , положили на месте смерти. Итак Вот предсказывает чрез пророка, что при жизни потерпит худшее за беззаконие. Поэтому слова: не плачите мертваго, ниже рыдайте о нем относятся к Иоакиму, а плачите плачем о исходящем, яко не возвратится ктому относятся к Иехонии, так как его, после трехмесячного царствования, Навуходоносор переселил в свою землю. Ни в каком случае не говорит об Иосии, потому что он не перенес ничего необычайного; проведши добрую жизнь, он взят был (из среды живых) прежде тех, которые имели рабствовать и умереть в чужой земле. Иер. 22:11 . Понеже сия рече Господь к Селлиму, сыну Иосиину, царю Иудину, царствующему вместо Иосии, отца своего. Селлимом называет Иехонию; так его называли. Объясняется (это имя в смысле): мирный. Поскольку Иоакима, его отца, поставленного египетским (царем), вавилонский взял в плен и воцарился Иехония, то его называет мирным, так как земля не будет опустошена вавилонским царем, как находящаяся в союзе, и (он) не решится сделать его своим пленником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

составитель Терещенко Т. Н. САМОУБИЙСТВО Пылкий характер и гордость были причиной этого поступка [самоубийства]. Эта страсть богопротивна – почему и должно против нее всеми силами сопротивляться богоугодным смирением, но, к сожалению, люди мало о нем пекутся да и мало понимают его (прп. Макарий, 20). Самоубийцы идут на самое дно адово, и тяжесть всех грешников сдавливает их там, и мучения их ужасны и бесконечны (прп. Амвросий, 1). Пишешь, что накануне дня святого Архистратига Михаила вражий помысел обещал тебе, что в самый праздник этот получишь все дары духовные, а вместо того в этот день нашла на тебя мрачная тоска и в сильной степени стал тебе стужать помысел о самоубийстве. Вот дары бесовские, прелесть вражия! Помысел шепчет тебе, что никто из святых и желающих спастись не был борим этой мыслью. Неправда: и великие старцы были ею боримы; в Молдавии был весьма подвижный 70 и безмолвный старец, который всю жизнь страдал этой мыслью. В этой злой вражеской брани надо чаще повторять: «Воля Божия да будет со мной. Якоже Господеви изволися, тако да будет» 71 . Господне же изволение спасти и помиловать всех верующих. Еще можем иногда отвечать врагу так: «Иди за мною, сатана! Господеви Богу моему поработаю вся дни живота моего, яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь» (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам, поминать его в церкви не следует, а сестра и родные его могут келейно об нем молиться, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва , переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительной перед Господом (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Ты сознаешь себя виновной в том, что роптала и доходила до намерения лишить себя жизни – это дело не христианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошние ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться: или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения. Итак, живи, как живется (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста            1. Спаситель, сказав о необходимой пище, и показав, что и об ней не нужно заботиться, переходит далее к тому, о чем еще менее надобно заботиться, потому что одежда не так необходима, как пища. Почему же Он, говоря об одежде, не употребил того же самого сравнения, заимствованного от птиц и не упоминает нам о павлине, лебеде и овце? Ведь и отсюда можно было бы заимствовать много примеров? Это потому, что Христос хочет с двух сторон показать важность предложенной Им заповеди - и со стороны ничтожества того, что облечено в такую красоту, и со стороны самой красоты, данной лилиям. Вот почему, описав красоту лилий, Он уже после и не называет их лилиями, но сеном сельным (ст. 30). Даже не довольствуется и этим названием, но еще с другой стороны представляет их ничтожность, говоря: днесь суще, и не говорит: этого сена на другой день уже нет, но еще более унижает, говоря: в пещь вметаемо. Также, Он сказал не просто: одевает, но: тако одевает. Видишь ли, как Спаситель постепенно более и более усиливает Свою мысль? И это Он делает для того, чтобы сильнее подействовать на Своих слушателей. Для того же Он прибавил и слова: не много ли паче вас? Это сказано с особенною выразительностью и силою. Словом: вас Он показывает не что иное, как то, что род человеческий удостоен от Бога великой чести и особенного попечения. Христос как бы так говорил: вас, которых Бог одарил душою, для которых образовал тело, для которых создал все видимое, для которых послал пророков, которым дал закон и соделал бесчисленные блага, для которых предал Единородного Сына (и чрез Него сообщил бесчисленные дары). После этого, Спаситель упрекает слушателей, говоря: маловери! Таково свойство советующего. Он не только убеждает, но и обличает, чтобы еще более побудить к повиновению словам Своим. Так Христос запрещает нам не только заботиться о красивых одеждах, но и удивляться, когда видим их на других.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010