III. Состояние церкви по вере и нравственности А) Общий взгляд на это состояние С усердием приняли предки наши Христианство; еще с большим усердием они содержали его и следовали его внушениям. Летописцы хвалят их веру, говоря, что она «преспеваше везде и цветяше и сияше, яко солнце»; хвалят также их благочестие, замечая, что повсюду в Руси множахуся людие христианстии зело, созидающеся и ходяще во страсе Божии 265 . Святитель Иларион, Митрополит Киевский, спустя несколько лет по смерти равноапостольного Просветителя России, уже взывал к нему: «встань от гроба твоего, честная главо, и посмотри на сына своего Георгия (Ярослава)…; посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри и на внуков и на правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их, как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают св. храмы, как славят Христа, как покланяются Его имени; посмотри и на город, сияющий величием, посмотри на процветающия церкви, посмотри на возрастающее Христианство; посмотри на город, освящаемый и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, и оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями, – и видев все сие, возрадуйся, возвеселись и восхвали благаго Бога, тако строящего» 266 . Этот дух, дух всеобщей набожности и благочестия наших предков, выражался: а) В построении и украшении ими храмов Божиих и вообще в сердечной привязанности их к Церкви и богослужению. Не только каждый Князь, но и каждый почти, более достаточный, подданный считали для себя как бы непременным долгом соорудить одну и даже несколько церквей, или, по крайней мере, сделать на них значительные пожертвования: от того-то храмы Божии и возникали у нас так быстро и в такой изумительной многочисленности: от того-то очень нередко и сияли они, несмотря на всю сравнительную скудость того времени, золотом и серебром и драгоценными камнями. О некоторых Князьях и Княгинях летописи замечают: «ни на чтоже ино упражняшеся, но токмо о церковных потребах», или «хотение имяше ко всем церквам и любови ненасытну о зданиих…, вельми печашеся о созданьи прекрасных Божиих церквей и мнози церкви созда по своей власти»… 267 . Один из благочестивейших Князей древней Руси, Владимир Мономах , давая детям своим предсмертное наставление, сказал им, между прочим: «первое к церкви: да не застанет вас солнце на постели: тако бо отец мой деяшеть блаженный и вси добрии мужи свершении, заутреннюю отдавше Богови хвалу, а потом солнцу всходящу, узревше солнце, прославити Бога с радостию»… 268 , – и тем засвидетельствовал, как, обыкновенно, начинали тогда у ас каждый день свой благочестивые люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В послании к Святейшему Синоду, посланном Восточными патриархами в сентябре 1723 года, читаем: „прочетше от Великобританцев к нам паки писанная, и познавше разум их, се, пространнее и преисполпеннее пишуще, посылаем изложение и мудрование Православной веры, яже у нас Христовы Святой Кафолической Восточной церкви, которое изложение есть и ответ известный на вся простираемая к нам стязания, в предложенных ими, и кроме сего ничто же ино имамы рещи и отвещати. Советуем же и вашей братской честности, да якоже изначала приемше содержите и мудрствуете, от всея души и сердца и христианского благоговения, догматы Православной веры сея, яже у нас Восточной Святой Христовы Церкви, тако и отныне и впредь имате пребывати непреложно и непоколеблемо в тех же благочестивых Православия догматех, и пределех, и заповедех, и чиноположениях во правительствующей же, и во всякой Церкви, обретающейся во одержании вашем, во еже бы, сиречь, отнюдь разглагольствий некиих иных не творити никогда, и не предлагати предреченным о Божественных догматех благочестивой нашей веры и Православия: зане сии самые Православные догматы прежде исследованы, и с правым рассмотрением, древле известно определены от Святых и Вселенских соборов и Богоносных Святых Отец, преданы же и непрерывно и неуклонно Святой и Кафолической нашей Церкве служением соблюдаются, якоже учреждены и определены суть: и не лет есть ни приложити к ним ино что, ниже отнюдь отъяти что от них. На сих весь, без изъятия, Собор Святых Отец наших водружены и утверждены бывше, и Богу, яко благочестивы, угодиша, и вечных благ (инако бо мудрствующим, яко не правомудрствующим, невозможно угодити Богу и получити Божие блаженство) царствия небесного сподобишася, прославишася и ублажаются. И вы убо, аще намерение имате, и хощете писати и отвещати оным, тако точно пишите, глаголюще, яко сицево есть нашей Восточной церкве мудрование, яково изъявляет и представляет ныне от нас к ним посланное, якоже речеся, изложение Православия. Сице убо, а не инако соединение будет, и едино будут с нами, аще, си есть, единомудрствующии нам и единославни восхощут быти. Да сотворит же Бог , хотящий всем человеком спастися и в разум истины прийти, да будет и у них рассуждение, и на таяжде единомудренно нам соизволение по Божией воле и благоизволению, к душеполезному и спасительному состоянию”. (Послан. Вост. патр. л. 5, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

епископ Димитрий (Вознесенский) Глава II. Давида пророка и царя песнь Кафизма I I Псалом Давиду, не надписан у евреев Два первых псалма, объединенных по внутреннему своему содержанию, сразу устанавливают то различие людей по коренной противоположности их религиозно-нравственной настроенности, то их разделение на два основных типа, которое является в истории человеческого рода самым древним и прямо изначальным, ибо еще допотопное человечество распределилось по этим двум типам – на „сынов Божиих и „сынов человеческих ( Быт. 6:1–3 ). В частности, 1-ым псалмом законополагающе устанавливаются главным образом характерные черты первого типа: положительного, богоугодного, нравственного поведения человека. Однако по содержанию своему, и сам этот небольшой первый псалом распадается на две половины. В первой (ст. 1–3) изображается данный положительный тип „блаженного – праведного мужа, с не допускающим сомнения ручательством в благоуспешности всего, что ни будет творить он в своей жизни. Напротив, стихи 4–5 говорят о типе противоположном, – о нечестивцах, оттеняя всю пустоту и тщету жизненного их пути. Заключительный же 6-й стих и противопоставляет, коротко и объединяюще, такой завершительный исход пути жизни как того, так и другого типа. 1. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных – не ста, и на седалищи губителей не седе. 1. Блажен муж, который не идет на совет нечестивых, и на пути грешных не стоит, и на седалище губителей не восседает. 2. Но в законе ГОСПОДНИ – воля его и в законе Его – поучится день и нощь. 2. Но в законе Господнем – воля его, и в законе Его поучается он день и ночь. 3. И будет – яко древо, насажденное при исходищих вод: еже плод свой даст во время свое, и лист его – не отпадет. И вся, елика аще творит, успеет! 3. И будет он, как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время свое, и лист его – не отпадет. И во всем, что бы он ни делал, успеет. 4. Не тако нечестивии, не тако! но – яко прах, его же возметает ветр от лица земли!...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

ПАСТЫРЬ I. ЧТО ЕСТЬ ПАСТЫРЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Пастыри – преемники Апостолов По блаженной кончине Апостолов святых учинились преемники их – святители Христовы, пастыри и учители, которые тем же учения их словом церковь Христову пасут, наставляют, утверждают и предпосылают, с помощью Божиею, в небесную ограду; и сами, веру сохранившие и течение скончавшие, туда же по трудах и подвигах преселяются, – что и до конца века имеет быть, «яко врата адова не одолеют «созданной на камени веры Христовой» церкви» ( Мф. 16, 18 ) (3:133). Имя (пастырь) более всего относится к священному служителю По общему христианскому гласу епископы наипаче и пресвитеры нарицаются пастыри, и Божие Слово им титул сей приписует, и поручает в руки их стадо словесных Христовых овец, кровию Христовою купленных (3:381). Никто без звания и избрания не может вступать в служение Без звания и избрания правильнаго никто не должен в пастырское служение вступать, якоже Апостол глаголет: «никтоже сам о себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон: тако и Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Евр. 5, 4–5 ). И святый Предтеча поучает: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небес» ( Ин. 3, 27 ). Якоже убо пророки и апостоли безпосредственно гласом Божиим избраны и позваны в великое служение их дело, как читаем в книгах их: тако хотящим вступати в дело их надобно ожидать звания и избрания церкве и первоседателей церковных, которым поручено церковное правление, а без того не должно никому в великое тое дело мешаться. Премудрый Сирах увещавает: «высших себе не ищи» ( Сир. 3, 21 ) (3:382). Требования к избираемому в пастыри Пастырей избирать подобает: разумных и учительных, да возмогут наставлять на путь спасения, вразумлять, исправлять и утешать подчиненных себе людей. Добродетельных, да чему учат людей, тое сами на себе делом показывают. Такое учение их, добродетельным их житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям (3:382).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Стихиры Пасхи 6 мин., 18.04.2017 Стихиры Пасхи, глас 5 Стихиры Пасхи - текст: Да воскреснет Бог,/и расточатся врази Его. Пасха/священная нам днесь показася;/Пасха нова святая;/Пасха таинственная;/Пасха всечестная./Пасха Христос Избавитель;/Пасха непорочная;/Пасха великая;/Пасха верных./Пасха двери райския нам отверзающая./Пасха всех освящающая верных. Яко исчезает дым,/да исчезнут. Приидите/от видения жены благовестницы,/и Сиону рцыте:/приими/от нас радости благовещения, Воскресения Христова:/красуйся, ликуй/и радуйся, Иерусалиме,/Царя Христа узрев из гроба,/яко жениха происходяща. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены,/утру глубоку,/представша гробу Живодавца,/обретоша Ангела/на камени седяща,/и той провещав им,/сице глаголаше:/что ищете Живаго с мертвыми;/что плачете Нетленнаго во тли?/Шедше, проповедите учеником Его. Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся в онь. Пасха красная,/Пасха, Господня Пасха!/Пасха всечестная/нам возсия. Пасха,/радостию друг друга обымем./О Пасха!/Избавление скорби,/ибо из гроба днесь,/яко от чертога/возсияв Христос,/жены радости исполни, глаголя:/проповедите апостолом. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Воскресения день,/и просветимся торжеством,/и друг друга обымем./Рцем братие,/и ненавидящим нас,/простим вся Воскресением,/и тако возопиим:/Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ,/и сущим во гробех живот даровав.  Стихиры Пасхи, слушать: Исполнение хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, обиходный распев Стихиры Пасхи на русском: Да восстанет Бог и рассеются враги Его. Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных Да исчезнут они, как исчезает дым. Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: " Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом! " Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.

http://foma.ru/stihiryi-pashi.html

III. Чин посвящения и рукоположения до степени священника Сей чин и следующая за ним часть требника переведены на славянский языке с латинского. А латинский перевод их сделан частию с коптского, частию с арабского языка, и помещен в старинном издании византийских историков, которым и пользовался в книгохранилище святогробского греческого монастыря в Иерусалиме. В обоих этих книгах, особенно замечательны следующие места: 1)  В чине посвящения иподиакона: «Помолитеся вси предстоящие, да снидет на него Дух Святый в словесех наших». Поистине молитвенное слово, как чистейшее проявление разумной души нашей, по невещественности своей есть самый соответственный Духу Святому орган, чрез который он действует благодатно. 2)  B заповеди Священнику: «Имеющий ти получи разрешение покровен прияет к тебе исповедати грехи свои». От сюда видно, что Копты исповедуются пред священником закрыв лица свои. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога единаго I. Поставление анагноста, сиречь чтеца Посвященный станет без хитона пред олтарем с покровенною главою, и долу преклонь выю. Епископ же станет на ступени олтаря. Приведшие ставленника снимают с него покров. Епископ речет им: Вы ли свидетельствуете, яко сей есть во истину достоин посвящения; и они свидетельствуют, рекше: «тако, наш отче, достоин есть». Тогда епископ, вземлет ножницы и стрижет главу его крестообразно, единожды посреди и четырежды по странам, глаголя: «во имя Святыя Троицы». По сем глаголет благодарение, и, прияв кадильницу, благословляет ю, и обращся лицеем к западу, глаголет сию молитву: Смиренно просим и молим Тя Господи, Господи Боже: приими раба Твоего (имярек.) чтеца в церковь Твою, да почивает ум его на правде и истине Твоей. Даждь ему страх службы Твоей, сотвори его достойна прикасатися священным сосудам, да будет благоговейный анагност, сиречь чтец пред Тобою, и тако приобрящет благодать Твою со всеми благоугодившими Тебе от века. Понеже милосердие, сущее в воле Твоей, есть приращение Тебе чести и почитания от коегождо служащего и поклоняющегося Тебе, Отче, Сыне и Душе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Благополезный чин во апостольской церкви Божьей, опасно хранимый, ового убо паствити, ового же паствоватися в душеполезную паствующего же и паствуемого ползу, по богоданному обоих дарованию, боголепно устрояет. Ибо чин и в церквах (яко великий во святых Григорий Богослов вещает 28 ), ово убо быти некую паству, ово же пастыря устави. И ово убо начальствовати, ово же начальствоватися. И ово убо аки быти главу, ово же руки, ово же око, ово же ино что удес телесе ко всего благочленовению и полезному или преимуществуемых, или преимуществующих. Но да во апостольстей церкви Божьей ов убо преимуществует, ов же преимуществуется, ов убо начальствует, ов же начальствуется, ов убо глава, ов же рука, или ин некий уд телес бывает. Ов убо паствует, ов же паствуется. О сем боголепом благочинии церковном кому изрядне пещися и опасно тщатися подобает? Понеже яко царство есть раздаяние чина, по божественному во святых Дионисию Ареопагиту , сице глаголющу 29 : царство же всего устава и красоты и закона и чина раздаяние. Тако царь боговенчанный, паче же благочестивый, православный и христолюбивый есть благочинный раздаватель чина, ему яко благочинному чина раздавателю, о благочинии церковном, и боголепом православной церкви апостольской благостроении же и правлении опасно пещися и тщатися всегда подобает. Сие опасно творяху боговенчаннии, благочестием украшеннии, православием удобреннии и светозарными душеспасительного правоверия лучами озареннии христолюбивии царие Аркадий и Онорий, иже в своем ко благоверному епископу антиохийскому Флавиану посланные сице глаголют 30 : ничтоже нам тако потщательно, яко святых церквей попечение, и во Христе веры неблазненнейшая твердь, еюже спасаемся, и подчиняются нам варвароплеменнии-языцы. Убо понеже яко закон градский глаголет 31 : царь есть законное настоятельство, общее благое всем послушливым, ниже по пристрастию благотворя, ниже по противострастию злотворя. Оному яко общему всех благу не точию о благочинии церковном тщатися, и опасное о боголепном православный церкви Христовы благостроении попечение творити, но и во общую спасаемых душ православных пользу, по благословной вине церковной, богоугодно священный собор созывати подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Глава 33. Погибель страшных и гордых язычников и спасение на Сионе верных Богу-Спасителю 1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя. (Горе обидящим вас, вас никтоже изобидит, и отвергаяй вас не отвержет: пленени будут отметающии (вас), и предадятся, и яко молие в ризе, тако побеждени будут). У Израиля много врагов, питающих к нему непрестанную вражду и желающих его гибели; но горе этим людям: они не могут нанести обиды народу Божию; они желают отвергнуть или удалить народ с его родной земли или, по крайней мере, обессилить его, но за это они сами будут побеждены и сделаются жертвою плена; к позору своего могущества, они будут не только побеждены, но и выброшены из святой земли также легко, как вытряхивают моль из одежды. 2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. (Господи, помилуй ны, на тя бо уповахом: бысть племя непокоряющихся в пагубу, спасение же наше во время печали). От лица верных пророк молит Бога о спасении и вместе с тем исповедует, что племя непокорных Его закону при всех увещаниях пророка, обречено на погибель от меча врагов, а для покорно-преданных сам Господь будет спасителем во время печали – во дни предстоящего нашествия оных. 3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена. (Гласом страха твоего ужасошася людие от страха твоего, и разсеяшася языцы). Все враги людей Божиих ужаснутся от грозного гласа Божия, возвещающего им погибель и рассеются от этого гласа, когда Господь, по милости своей будет спасать свой народ. 4. И будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. (Ныне же соберутся корысти ваши малаго и великаго: якоже аще кто соберет пруги, тако наругаются вам). Рассеявшиеся от страха гласа Божия оставят все свои добычи – и малые, и великие: а люди спасаемые возьмут эти добычи без страха, как собирают пруги – саранчу. Так, многочисленные враги нападут, как саранча, и покроют землю, но не одержат победы и не покроются геройской славой, а погибнут все, как саранча, и покроются позором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И. «Поминай последняя твоя» (Сир.7:39) 1. Чаще размышляй о муке вечной и животе вечном (Из творений св. Тихона Задонского ) «Как вечное блаженство от временного благополучия, так и вечное злополучие от временного несколько познавается и ощущается. Нет такого великого в мире сем бедствия, которое бы не имело какого утешения и прохлаждения. Скучна нищета, но получаешь утешение от Христова имени и милости добрых людей; мучительна жестокая болезнь, но прохлаждается врачевством или другим чем. За великое бедствие и злополучие поставляется не только чести, имения, жены, детей лишиться, но и ввержену быть в темницу: однако ж тако бедствующий не без утешения, света и воздуха всем общего наслаждается, хотя и неравно, как свободные; пищей и питьем прохлаждается, скуку спящи забывает, посещением добрых людей утешается, надеждой свобождения питается; может быть, что ран и биения не терпит: когда неправедно страждет, надеждой небесной мзды увеселяется; когда праведно, – смиряется пред Богом и признает грех , кается, и тако надеждой милости Божия прохлаждается, говоря: «Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям Твоим» ( Пс.118:71 ). Сверх того, смерть все то кончит. Но коль тяжко, коль нестерпимо лишиться той славы, перед которой вся слава мира сего собранная, как гной! Лишиться зрения того прекрасного Лица, Которого красота, любезность и благоприятие, все сердце и дух весь в желание и любовь претворяет; Которого блаженные духи от начала насытиться не могут и вовеки без сытости насыщаться будут! Отринуться от Царя славы, Христа, Которого красота солнечное сияние превосходит, Которого сладости мало вкусив на горе, св. Петр возопил: «Добро нам зде быти» ( Мф.17:4 ). Удалиться от града оного прекрасного, Небесного Иерусалима, который не требует «солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его, и светилник его Агнец» ( Откр.21:23 ). Изгнаться от славной и сладкой оной Вечери, на которой от начала мира до конца звании и избраннии Божии пети, веселитися, и от радости восклицати будут! Отчуждиться любезного дружества блаженных духов и всех святых; сверх того причислиться темным и лукавым духам; заключену быть в темницу, света непричастную; страдать без ослабления в геенском огне, который жжет, но не сожигает, мучит, но не умерщвляет!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Устав Устав Корнилия Комельского — третий созданный в России монастырский устав. Удачно совместил в себе черты иосифлянского и завложских направлений. Полное названия Устава: «О жительстве от святых божественных писаний избранна о устроении преданных нам образ от святых отец во спасение душам, и писанием вдан сущим о Христе братиям моим во обители преславныя Богородица, честнаго ея Введения, в нейже жительствуем». Георгий Федотов так характеризовал Устав Корнилия: «Устав» этот, состоящий из пятнадцати глав, самым предисловием говорит о двойных его источниках: Ниле и Иосифе. Начав со слов Нила, что пишет он для «едиправной» братии, а не для учеников, ибо «един у нас Учитель», Корнилий кончает словами Иосифа о строгой ответственности настоятеля за своих подвластных и об ожидающих каждого посмертных мытарствах. Самые главы «Устава» в значительной части повторяют установления Иосифа, касающиеся распорядков церковной молитвы, трапезы и келейной жизни. Последние главы о послушниках Корнилий добавил из собственного опыта, и через весь «Устав» провел свою главную мысль о нестяжании.» Предисловие Благоволением и вседействием Господа Бога и Спаса Иисуса Христа и Пречистыя Матери Его споспешением написах Писания душеполезны себе и о Господе братии моей присным, яже суть моего нрава: тако аз именую вас, а не ученицы; един бо нам Учитель есть Господь Иисус Христос Сын Божий, давый нам Божественная Писания, и Святии Апостоли, и Преподобные Отцы, научивше и научающе ко спасению человеческий род. Понеже сии вси прежде соделаша благое, и тако инех научиша: аз же не делатель и которому благу, но точию Божественныя Писания глаголю, приемлющим сия и хотящим спастися; понеже и тамо же вечная жизнь и непроходимое житие, еже по смерти, или во покои, или во муце, еже комуждо воздает Бог по делом его; того ради подобает нам попещися о оном; еже по смерти житии. И аз сего ради еще жив сый Писание о Господе Братии моей спасения ради моего и всех произволяющих, воздвизая совесть к лучшему, и сохраняя от небрежения и злаго жития и вины, иже зде и плотская мудрствующих человек и предании лукавых и суетных, иже от общаго нашего врага и лестца и от нашея лености прившедших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010