БЛАГОДАТЬ Сию высочайшую благодать «заслужил» человекам Сын Божий Иисус Христос (3:413). Источник благодати – ЛЮБОВЬ БОЖИЯ и уничижение ХРИСТА «Источник сей спасительный», от которого проистекает нам Божественная благодать, есть: любовь Божия к нам недостойным. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3,16 ). Вольное Христа Сына Божия к роду нашему снисхождение и умиление (3:39). Благодать есть жизнь душ наших; без нее нет жизни Божия благодать есть жизнь душ наших: без благодати Божией душа наша жива быть не может. Якоже бо тело наше душею, тако душа наша Божиею благодатию живет. Молися убо всегда и воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою, и в ней бы тебе сохранил. Благодати Божией на всяку минуту требуем (5:163). На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть живот душ наших; без благодати Божией душа жива быть не может. Сего ради повелено нам молиться, «просить, искать и толкать» ( Мф. 7, 7 ) (4:330). Душа дотоль живет, доколь Бог благодатью Своей в ней пребывает (2:234, см. ПОКАЯНИЕ , 727). Как тело без души, так душа без благодати мертва Как бо тело мертвое не движется, не чувствует и не делает ничего; так душа, лишившаяся Благодати Божией, не движется, не чувствует и не делает духовно. Но как тело оживет, начинает действовать все: так грешник, когда силою и благодатию Божиею оживет, начинает духовное движение иметь, духовно чувствовать, духовно делать. Божиею бо благодатию душа оживляема производит духовныя действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога глаголющаго, вкушает и обоняет любовию, и дела Ему угодныя тщится творить. Тако подобает кающемуся чрез покаяние новое житие начати, и как бы вновь родитися, питатися, расти и в мужа совершенна приходити! (2:235). Что телу человеческому душа, тое душе Божия благодать. Как убо тело мертво есть, когда души в нем не имеется: тако душа мертва есть, когда не имеет Божией БЛАГОДАТИ, оживляющей ее. Якоже бо мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однакож ими не действует, яко не имеет души, которая есть начало всех действий естественных: тако духовный мертвый, то есть во ГРЕХАХ живущий, и похотем плотским работающий недействителен к духовным делам, к слову Божию глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почитает, не слушает слова Его, не любит Его и ближняго своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь недействителен к делу Божию; лежит во грехах мертвый, как труп бездушный во гробе. Откуда бывает, что в таковом мертвеце слово Божие ничего не действует и, якоже в земле изсохшей, никакого плода не творит, хотя и сеется небесное тое семя. Надобно бо тому во тьме быть, кто удаляется от света; в смерти быть, кто отлучается от живота; изсохшей быть розге, которая отторгнется от лозы (3:232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ОТЧАЯНИЕ Отчаяние – первое искушение вражеское на пути ко спасению Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно противу того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: «Христос Иисус пришел в мир грешников спасти» ( 1Тим. 1, 15 ) (1:223). Отчаяние есть диавольская кознь Как то есть диавольская кознь, что он, прежде греха, милостиваго Бога представляет нам, чтобы тако удобнее могл нас в грех привести; так и то его хитрость есть, что по согрешении правосудие Божие предлагает, чтобы в отчаяние согрешившаго низринуть. И тот и сей совет есть пагубный злаго и враждебнаго духа (2:225). Когда грешник благодатию Божиею очувствуется и начнет каятися и милости у Бога искать: тогда враг тщится в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их... Тако пронырливый дух, как прежде грехов «милость» Божию предлагает человеку, чтобы в грехи вринуть его, так согрешившему «правду» Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и тако всяким образом тщится нас погубить (5:337). Помыслы смутные и в отчаяние влекущие от диавола приходят, который хощет нас во всеконечное отчаяние вринуть и тако нас погубить, понеже отчаяние есть грех тяжкий: ибо кто отчаявается своего спасения, тот мнит, что Бог есть немилостивый и не истинный, – что есть хула страшная на Бога. К сему тяжкому греху хощет нас сатана чрез помыслы смутные и отчаятельные привести; которому его лютому искушению должны мы противитися, и утверждатися в надежде милосердия Божия, и от того нашего спасения ожидать (5:347). Сатана возбуждает человека к отчаянию (5:76; см. НАДЕЖДА , 588) (3:115; см. ВРАГ , 202). В час кончины сатана грешника в отчаяние ввергает (3:290; см. СМЕРТЬ , 939). Диавол искушает тех, кто только начал каяться в больших грехах «Противу духовнаго искушения», которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие. Хотя и всякому христианину может сие искушение приключиться, яко сатана, который таковое искушение наводит, никого не оставляет; однакож наипаче тому приключается, который во грехах не мало времени прожил, и, Божиею благодатию исправившися, начал каяться (3:299).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

НАКАЗАНИЕ Наказание Бог посылает за грехи (1:7; см. ГРЕХИ, 266) (2:254; см. СТРАХ БОЖИЙ , 1000). Наказание Божие на народ и страну за ГРЕХИ бывает Когда неприятель подымает оружие и на наше отечество находит, сие не иное что значит, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Такожде, когда нивы наши не приносят нам плода, или частые пожары бывают, или моровая язва расширяется, или иное какое бедствие находит на нас: Бог наказует нас общим бедствием, да в чувство приидем и покаемся... В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказующия Божия руки не чувствуют, и не токмо от грехов не отстают, и не каются, но и грехи ко грехам прилагают; то должно непременно общаго бедствия еще большаго ожидать. Сего ради хотя и всегда, а паче в таких случаях, должно всем обще, познавши и признавши свои грехи и беззакония, единодушно от глубины сердца возвысить глас: «Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» ( Пс. 79, 8 ) (3:118). Христианин неисправный наказывается (4:18; см. ХРИСТИАНИН , 1118). Наказание Божие за преступления Злодеев и душегубцев казнь Божия постигает: они думают долго жить, и беззакониями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в той. Тако Ирод искал погубить Христа, и толико младенцев погубил, и хотел долго царствовать, но не удалося: «изомроша бо ищущии душу Отрочате»! Тако Авессалом искал отца своего Давида умертвить, но нечаянно обесился между небом и землею ( 2Цар. 18, 9 ). Тако Фараон озлобивший Израиля, и Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себе, но паки, раскаявшися на свою беду, погнался вслед его, хотя поработить его и вместо раба иметь; но нечаянно, где надеялся корысти, тамо погибель себе и всему своему воинству сыскал, погрязнув, яко олово, в воде. Тако судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников (5:91). Господь наказывает за малый ГРЕХ и угодивших Ему людей Есть Он и всевидящий и вси наши дела, вси замыслы, вси сердечныя помышления назирает. Он и несоделанное наше видит: «несоделанное мое видесте очи Твои» ( Пс. 138, 16 ) глаголет Псаломник ( Пс. 139, 16 ). И как есть безконечное добро, то и малейшаго зла ненавидит, и за тое наказует, ибо правосудлив есть. Не было Ему приятнейшаго и любезнейшаго между сынами Израилевыми, изшедшими из Египта, как Моисей святый, с которым Он как друг с другом беседовал; для котораго моления и меч гнева Своего отвращал от непокоривых и жестоковыйных людей, которому наконец Сам объявлял, глаголя: «вем тя паче всех», однакож за некое преступление наказал и его: до земли обетованной его не допустил, хотя той с великим усердием желал ея. А когда Бог и другов Своих за преступление наказует: вы, безстрашно и явно противу Божия закона дерзающии, что думаете? (1:74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

СКОРБИ Скорби есть проявление ЛЮБВИ БОЖИЕЙ Бог и в сем великую к нам являет любовь и милость, что наказует нас: «Егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Евр. 12, 6 ; 1Кор. 11, 32 )... Тех любит Господь, которых предает в толикая страдания? Воистину любит! Какий отец детей своих не наказует? И когда наказует, не любит их? Никак: для того и наказует, что любит; наказует их, но им наследие готовит. Тако и Бог наказует нас, но вечнаго живота и царствия наследие готовит нам. Наказаны Пророки, наказаны Апостоли, наказаны мученики, наказаны и вси святии; но были возлюбленная Божия чада, и ныне в дому небеснаго своего Отца водворяются, и в веки веков восхвалят Его. Кто бы не пожелал с ними тамо быть, с теми, которые так наказаны зде? Наказует нас Бог на пользу нашу, «да причастимся святыни Его» ( Евр. 12, 10 ) (4:352–353). Когда хотя и наказует нас, но как отец чада своя: казнит и милует, поражает и исцеляет, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует; все же сие делает от единыя ЛЮБВИ, дабы мы могли исправиться, и тако спастися вечно (1:88). Скорби есть знамение милосердия Божия Наказание, чрез беды и напасти бываемое, есть знамение Божия милосердия к нам. «Егоже бо любит Господь, наказует», Апостол глаголет (2:294). Временное наказание – милость Божия, чтобы вечного избежать Двоякое наказание Божие – вечное и временное. Вечное наказание готовится людям нечестивым, беззаконнующим и нераскаянным грешникам. Сего они никак не избегнут, как себе не ласкают. «Одождит на грешники сети: огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их» ( Пс. 10, 6 ). Временное наказание претерпевают благочестивыя люди, богобоящиися и тщащиися заповеди Божия сохранять; и сие наказание Божие есть отеческое, милостивое и от любви происходящее. Тако бо писано есть: «егоже любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» и проч. ( Евр. 12, 6 ). Тако Господь человеколюбивый наказует зде человеколюбие рабов Своих верных, да тамо их помилует, по словеси апостольскому: «судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» ( 1Кор. 11, 32 ). Биет, яко отец, чад Своих и исправляет, да подаст им наследие вечнаго живота, и самые бо благочестивые люди не без греха (1:232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Глава 2 Песн. 2:1 Аз цвет польный и крин удольный. Вещает – ты видела только человеческое Мое благообразие. Ибо Бога никтоже виде нигдеже ( Ин. 1:18 ) Я соделался цветом польным, то есть воспринял тело земное и возрастал на земле, будучи Сам Предвечен, Превознесен и Неизмерим. Соделался крином, и крином не горным или равнинным, но дольным. Ибо не только живым благовестил спасение, но нисшедши в преисподняя земли, принес и мертвым воскресение. А для сей причины и называет себя – «Аз цвет польный и крин удольный». Но назвавши себя таким образом, говорит Невесте: Песн. 2:2 Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей. Сколько крин превосходит терние, столько ты красотой своей – дщерей. Также об этом вещает Исаия пророк: «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин» ( Ис. 35:1 ). Поскольку Невеста прежде была одна, бесплодна, не имела мужа, не имела одра со осенением, жаждала Жениха и вопияла: «Да лобжет мя от лобзаний уст своих» ( Песн. 1:1 ), то пророк, провидя, сказал, «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин». «Якоже крин в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей». Под дщерями разумеются здесь еретические церкви. Они называются так, потому что званы Женихом, а не потому, чтобы были избранными (ср. Мф. 22:14 ). Их-то уподобляет он терниям, а Невесту свою сравнивает с благоухающим крином, крином и снаружи блестящим, и в чашечке златовидный цвет заключающим. Ибо такова есть душа, сияющая светом правды и вмещающая внутрь самой себя дар премудрости и разумения. Но невеста вознаграждает Его также: Песн. 2:3 Яко яблонь посреде древес лесных, тако сын сестры моея посреде сынов: под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем Великое различие между яблоней и крином. Крин только взор и обоняние услаждает, а яблоня же не только взор и обоняние, но и вкус. Яблоко есть вещь снедная. Посему невеста называется крином, а Жених яблоком. Жених предлагается в снедь и служит пищей, а невеста нет, но единое только издаёт благовоние. Потому она говорит: «Яко яблонь посреде древес лесных, тако сын сестры моея посреде сынов». Сынами называет тех самых, коих прежде Жених называл дщерями. Их уподобляет древесам лесным бесплодным, а Жениха яблоне или самому паче Яблоку, которое для осязания нежно, для вкуса усладительно, для обоняния благовонно, для зрения прелестно и прекрасно. Таков Господь наш, Спаситель и Жених! Он все чувства наши услаждает. Под Его сень невеста возжелала воссесть, воссела и вкусила сладчайший плод Его. «Под сень его восхотех». Ибо она старается избегнуть зноя нечестия, дабы паки не быть очерненной. «Под сень его восхотех и седох, и плод его сладок в гортани моем». Это оправдывается в чувствах истинно верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И тако убо не вем, что ради сим изволися оставити мнозех премудрейших на дело сие и достойнейших 362 , якоже негде речеся, «оставльше источников, к суху потоку приидоша, и, оставльше главу, к ногам беседовати изволиша». Сице убо понуждают мое недостоинство, не ведуща ни десна, ниже шуя 363 , но токмо греху присно 364 прилежаща, еще же и мирскими всячески суетами оплетшася, груба 365 суща и витийския беседы ничтоже сведуща. Мне убо, грешному, исперва много отрицающуся толикия дерзости делу сему прикоснутися, понеже убо выше силы и сана моего, еще же и за немощь и недостаточества ума моего. Сии же многорачительне не преслушати ми ся прилежаху 366 и Честного Креста оного самого силу в помощь на се быти ми предглаголаху. Аз же, окаянный, от обою содержим бех, страхом и радостию, понеже бо страх за недостоинство претит ми глаголати, радость же и любы влечет мя вещати. Но обаче 367 возложих надежду на Бога, рекшего «Просите и приимите, толцыте и отверзется 368 вам», всяк бо, рече, – «просяй – приимет и ищай – обретает» 369 , и паки рек, яко «Не можете без мене творити ничесоже». И тако убо к сему со воздыханием припадая, рекох сице «Милосерд буди ми, Владыко, и прости мою дерзость о нихже хощу глаголати, недостойны устне имый и мысль непотребну». Рекох от сердца «Ты убо, наставниче премудрости и смыслу давче, немудрым наказателю и нищим защитителю, утверди и вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово во отверзение уст моих, иже Отчее единородное Слово, и содействуй ми силою Креста Твоего, якоже некогда немому повеле глаголати и глухому слышати». И тако прострох греходельную мою руку и яхся 370 по дело сие, о немже нам слово. Но убо небщую, аще и слово небытию покрывшу того славу, иже от лет прием помощь, якоже преже рех, к неведению препущаше недобре и многие пользы отщетеваше ны 371 . Аще убо маргаритом от своих скал не производимом, кому тех добра познавается? 372 И злату во своих флевах 373 лежащу, киим очесем того блистание будет? Тако и мы, изряднее ныне от глубины забвения и молчания восторгшеся, мало нечто о явлении чудотворивого того Креста хощем побеседовати, елико возможно есть, а о летех и о временех, якоже преди рекох, да не зазрит ваша святыни, не обретшу ми, но едино се, иже суть ни от человек, ни человеки, но самем Тем, изволившем распятися спасения ради человеческого, послася сице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОДВИГ (см. также БРАНЬ ) Чтобы стать угодным Богу, необходимо очень много усилий Видишь, что конь свирепый и неученый, чтобы угодный был к делу и употреблению хозяину, обучается и различно укрощается и смиряется, и тако природную свою свирепость помалу отлагает и кротким делается, и удобен бывает ко всякому делу хозяйскому. Всяк человек от природы своей, как конь свирепый есть, жестокий и неукротимый, и на службу Господу своему Богу весьма неугоден; себе, своей воле и миру хощет и ищет угождать, а не Богу, Господу своему: весьма бо растлился по падении Адамовом. О! коль убо многаго требует обучения, укрощения, усмирения, чтобы природную отложить свирепость, жестокость и бешенство, и тако угодным сотворился на службу Господу Богу своему! (2:107). Желающим спастись необходим подвиг Всем христианам, которые хотят быть истинными ХРИСТИАНАМИ, и СПАСЕНИЕ вечное о Христе Иисусе получить, неотменно нужен есть подвиг противу всякаго греха, дабы не попущали ему собою обладать. «Да не царствует грех в мертвенном ваше теле, во еже послушати его в похотех его» ( Рим. 6, 12 ), глаголет Апостол христианам. Требует того от христиан ВЕРА их, по словеси Апостола: «покажи ми веру твою от дел твоих» ( Иак. 2, 18 ). Они должны Бога слушать, в Которого веруют, а не греха, Богу жить, а не греху. Требует того святое КРЕЩЕНИЕ, которым обновились к святому христианскому житию: требуют ОБЕТЫ, бывшие при крещении, которыми обещались верою и правдою работать Господу (5:222) (также 1:48, см. СПАСЕНИЕ , 977) (5:161, см. ХРИСТИАНИН , 1092). Необходимо трудиться над спасением своей души, ибо ради этого Христос пришел на землю (4:29, см. СПАСЕНИЕ, 972). Необходимо трудиться ради будущего БЛАЖЕНСТВА Всяк в мире сем трудится не просто, но прежде взирает на конец, ради котораго труд подьемлет, и от труда последующий плод: и тако начинает трудиться. Никто бо ничего не начинает и не делает без предложения и намерения. Возлюбленный христианине, подражай и ты трудникам таковым, которые трудятся ради временных благ. Они трудятся, взирая на добро тленное и скоро преходящее: ты воззри на вечная благая оком веры, благая, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). И трудись, и сей с надеждою получения оных благ. Воззри на жатву оную, которая будет в последний день, жатву, в которой не земные, но небесные, не тленные, но нетленные, не временные, но вечные собираются плоды: и тако ныне на земли, донележе время имееши, донележе сеятва есть и приличное к сеянию время не прошло, сей семена твоя, да во время жатвы оныя пожнеши плоды (4:76–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Даниил Матвеев Слово на день тезоименитства Андрея Денисова Пречестнейший и премилостивейший господине отче имярекь. Якоже убо сам пречестен еси и пресовершен во всем пред нами, прелюбезен же и всежелателен и всему братству, тако и настоящий день сий твоего тезоименитства люботоржествен, любопразднствен, радости и веселия всем нам преподателен. Отнюду же, якоже вкупе при твоемь отечестве, благодаряще Бога о всех благих, праздновахом и великаго во страдалцах Андреа песньми и хвалами почтохом и о твоем душевном спасении и о телесном здравии за прешедшая благополучне благодарихом, за настоящая и будущая (дабы всемилостивый Господь в мире и благополучии всяцем паче и паче быти предустроил) всеусердно молихом, тако вседушно вси всепокорным усердием и вселюбовным учтивствомь с поклонением приступаем твое настоятельство поздравити и, елико подаст Бог, уветословием 2320 почтити. Но понеже о себе смыслити дивное что немощни и изрещи груби, сего ради до твоих предивных, имиже изобильствуеши, приходим и, яко от источника почерпше, словозаимствуем любезная. Что же нам любезное, разве слышати и глаголати пресладкое твое имя имярек, еже знаменает росийским диалектомь – мужественный. Темже что есть мужество и колико честно и велико и яко твоему превосходительству свойственно веема, кратким нашим словом припоказующе, на почесть тебе сообщаем. Мужество есть сила некая умная, подвизающая человека на всякое благое и полезное дело: храбрость ума, души и сердца и прочих всех внутренних и внешних сил посреде наглости и страха ко всякому благому начинанию, известное безбоязньства к стропотству бесовскому знаменование, мужественных человек к мужеумному намерению мужественное устремление, добродетель честная, полезная, Богу любезная, угодная и от всех разумных удивительная. Мужество между мудростию, целомудрием и правдою первеньствует и пресветло сияет. Якоже солнце – украшение звездам, тако мужество – красота всем добродетелем. Омрачение бывает дневи 2321 нощь, но мужество и нощи злоб темных просвещение есть паче полудне. Наглости и рвению и самой продерзости остен противубодый 2322 есть мужество, 2З23 южичество богоподражательной небесных жителей ревности 2323 , предшествующий и совокупляющийся всем добродетелем спутешественник, имже последует безстрастна неотлучно совершение, самем Богомь насажденное в человеческое естество благо, несравнительне превосходящее прочая престолонаместничество совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РАДОСТЬ Радость есть действие БЛАГОДАТИ Таяжде Божия благодать научает человека радоватися о Бозе Спасе своем, и соделовает в сердце его радость истинную, духовную, небесную, и некое восклицание и играние, и покой, и мир в совести его: что все есть предвкушение вечныя жизни, и аки крупицы от небесныя трапезы, на сердце человеческое падающия (4:344). Радость истинная в Боге Не тако истинные христиане. Они уподобляются нашедшему истинное сокровище и радующемуся о том, который, отверзши и увидевши истинное, а не притворное сокровище, более и более веселится: тако они ныне, на Бога и вечныя сокровища верою взирая, радуются, но когда лицем к лицу увидят Бога, и оныя сокровища им отверзутся, тогда «радость их исполнится, и радости их никтоже возмет от них» ( Ин. 16, 22 ) (3:424). Истинная христианская радость состоит в Бозе. Сие их сокровище, утешение, радость и увеселение есть: они о том радоватися должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и суть боги языческие, «бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих» ( Пс. 113, 12–15 ), – но работают Богу живому, безсмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, вся в руце Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. О сем радоватися им велит Дух Святый: «радуйтеся праведнии о Господе» ( Пс. 32, 1 ), – и чрез Апостола: «радуйтеся о Господе», и всегда радоватися повелевает: «радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся» ( Флп. 4, 4 ) (3:249). Верующий в Бога имеет в сердце своем радость духовную (4:165, см. ВЕРА , 141). Радость, так как Бог – Отец Радость им сия и отсюда проистекать наипаче должна, что они того великого и живого Бога «Отцем своим» нарицают и имеют, Которому и молятся тако: «Отче наш, Иже еси на небесех!» и проч. ( Мф. 6, 9 ). Велико есть земнаго царя нарицать и иметь за отца: несравненно больше есть достоинство – Царя небеснаго Бога Вседержителя Отца иметь и призывать (3:249). Христос есть радость для христианина (3:153, см. ХРИСТОС , 1124).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Разбойник Сотири. (Из воспоминаний консула.) (Нива, 1884.) I. Я встретил Сотири в первый раз около Афонской горы. Мне нужно было ехать сухим путем в Каваллу и Серрес, и я велел нанять себе верховых лошадей для вьюков и прислуги в деревне Ериссо и привести их на Ватопедский Пирг, в котором я ночевал. Ватопедский Пирг – это древняя башня, принадлежащая Ватопедскому монастырю. Она стоит на низменном берегу у моря, почти у самой „черты“, отделяющей Афон от „мира“. Эта черта – кусты и небольшой ручей, впадающий в море... За эти кусты и за этот ручей не ходят женщины. На Ватопедский Пирг их допускают, но и то в случае какой-нибудь крайности. Лошади и провожатые были уже готовы; вьюки навьючены; погода зимняя была превосходна: ясное, прохладное утро, как у нас в сентябре. Я уже собирался садиться на лошадь, когда ко мне подошел Петраки, молодой Молдаванин, который всегда сопровождал меня, служил мне истинно незаменимым помощником и агентом по множеству мелких, но весьма существенных дел, и пользовался моим полным доверием. Петраки говорил по-русски нечисто, но свободно. Он подошел ко мне и таинственно сказал: – Здесь есть один молодец, беглый из свободной Греции, без паспорта. Он умоляет, чтоб вы его взяли к себе служить без жалованья, только из-за куска хлеба и для безопасности. Он недавно перебежал границу, скитается, голодает и боится, чтобы Турки не выдали его греческому правительству... – Что же он сделал там? – спросил я. – Не знаю, – отвечал Петраки. – Я думаю, не из шайки ли он Тако Арванитаки. Это мне показалось правдоподобным. Всего около года тому назад, а может быть и менее, в свободной Греции случилось известное дело марафонских убийств. Секретари английского и итальянского посольств, задумав осмотреть поле Марафонской битвы, были захвачены греческими разбойниками под предводительством Тако Арванитаки и убиты атаманом благодаря тому, что греческое правительство захотело непременно разыграть роль правительства правильного и послало войско, вместо выкупа, которого требовали разбойники. Несчастных секретарей за это убили; сам Тако успел потом бежать с несколькими из товарищей, но других поймали и казнили на площади.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010