Список с судного списка Прение Данила митрополита Московского и всея Руси, со иноком Максимом Святогорцем В лето 7033 писано сие, Максим Инок Святогорец говорил и учил многих и писал о Христе, яко сидение Христово одесную Отца мимошедшее и минувшее; яко же Адамово селение в раю и прямо рая сидение, тако и Христово сидение одесную Отца мимошедше. Где было в здешних книгах написано: «Христос взыде на небеса и седе одесную Отца», а инде: «седяй одесную Отца», и он, то зачернил, а иное выскреб, а вместо того написал: «седев одесную Отца», а инде «седевшаго одесную Отца», а в ином месте: «седел еси одесную Отца». Тако глаголя Максим, не повиновашеся, и потом Божиими судьбами не изреченными, яко же Бог весть. Лета 7033 взыскание бысть о той хуле и в прочих Великому освященному Собору, бывшу в полате великого князя. В том же соборе был и сам князь великий Василей Иванович всея Руси, и с братиею своею, со князем Юрием и со князем Андреем, и со архиепископы, и епископы, и со архимариты и со игумены, я весь великий освященный собор, и старцы изо многих монастырей, и многим же бояром, князем и вельможам, и воеводам бывшим тут. И на том Соборе стал Инок Максим Грек . И Данил, митрополит всея Руси, велел его спросити владыка Досифея Сарскому и Подонскому: Что ради Христово сидение одесную Отца мимошедшее писал еси и говорил и учил многих сему? И Максим отвечал: В том разнства ни которого несть, а то мимошедшее Адамово селение в раи и седение прямо рая мимошедше есть, тако же Христово сидение одесную Отца мимошедшее есть. И Данил митрополит велел ему прочести свидетельство от божественных писаний, от Евангелия, от Апостола и от прочих сице. Евангелие от Марка: Господь же убо по глаголанию Его к ним, вознеся на небо и седе одесную Бога. Апостолово еже ко евреом послание: Очищение сотворив грехов наших и седе одесную величествия на высоких. Того же. Распятие пострадал, о срамоте нерадив, одесную престола Божия седе. Того же: Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, и единою о гресе пренесе жертву, и всегда седя одесную Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/prenie-d...

В первом и следующем втором стихе Пророк научает, что блаженство, елико возможно иметь его в жизни сей, ни в чем другом состоит, как токмо в правде, под именем которыя разумеется Божий закон; чему и Апостол Павел научая, глаголет: несть Царство Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Ибо одни токмо праведные люди суть друзи Божии, паче же и сынове, а посему и наследницы Царствия. Они, будучи блаженны по упованию, и здесь еще наслаждаются твердою радостию и миром, всякий ум превосходящим. Но здесь заметить должно, 1) что в первом стихе описывается праведный муж чрез слова отрицательныя, а во втором чрез подтвердительныя; 2) что Давид, как и все прочие Пророки, имеет обычай одно и то же дважды повторять, дабы одна часть стиха была изъяснением другия. Например: в книге ( Исх. 15:2 ), в песни Моисеевой, читаем тако: сей мой Бог , и прославлю Его: Бог отца моего, и вознесу Его. И в книге ( Втор. 32:2 ): да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои. И во ( Пс. 33:2 ): благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. Таковое повторение в Священном Писании весьма употребительно, яко род украшения, свойственнаго святым Пророкам. Итак первая часть стиха содержит мысль такую: блажен человек, иже не преступает закона. Но Давид, яко творец песней, мысль сию изобразил чрез переносныя слова пути и хождения, сказав: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, то есть, тот блажен, кто праведен, а праведен тот, кто не ходит на совет нечестивых, то есть, кто на пути жизни сея не последует советам и мыслям людей нечестивых, которые совершенно противны пути Божию, сиречь, закону Господню. Другая часть стиха то же самое изъясняет иными словами, одно и то же значащими. Ибо не идти на совет нечестивых, и не стоять на пути грешных, одно и то же есть: обоя же означают, что тот есть праведен, кто отступает или удаляется от пути, то есть, от правил и советов людей нечестивых. А понеже закон Господень нарушается не токмо злым житием, но и злым учением, по оному: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем ( Мф. 5:19 ); сего ради Пророк присовокупляет: и на седалищи губителей не седе, сиречь, тот есть праведен, а посему и блажен, иже ни делами, ни учением закона Господня не преступает. Ибо сидеть на седалищи губителей означает то же, что быть в согласии пагубных людей, или заседать с людьми злонамеренными, и с ними купно закон Господень презирать, так как бы он ничем не споспешествовал к блаженной жизни, и несовместен был с веселием и радостию; и что полезнее творить плотския дела, и предаваться чувственным удовольствиям. Глас седящих на седалищи губителей описует пророк Малахия такими словами: суетен работаяй Богу, и что нам, яко сохранихом хранения Его ( Мал. 3:14 )? Святый Василий Великий , толкуя слова сии, блажен муж, замечает, что и жены не исключаются от блаженства: ибо муж глава есть жены, а от главы зависят и члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Научитесь от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Мф.11:29 . Небесный учитель, подавая нам слушатели образ кротости, руководствует к вечному и временному достоянию безропотным путем смирения; научитесь вопиет он, яко кроток есмь и смирен сердцем. Что же, раб не послушествует ли господину; сын не творит ли воли отца своего; подданный не покоряется ли цареву повелению; ученик несть ли под учителем своим? Что же, христианин, не должен ли исполнить заповеди Христовой; не должен ли творить, яко же он творил есть будучи кроток и смирен сердцем? Ибо, как первый закон небесный есть порядок; и кто не удивится стройному во вселенной расположению бесчисленных причин, действующих по той тяжести и мере, по которой известное выходит произведение? Подобно и начальная Христова заповедь есть о смирении и кто не признает впрочем, что все мы и вся наша возбуждают в нас дух кротости, дух смиренномудрия? Всякая вещь имеет свой закон; но какая заповедь пристойнее человеку, ежели не укрощать высокомерие? Ах, есть ли безумнее, как грехом и слабостью величаться; в бедности быть надменным; ни что же имущу мнить аки вся содержащу? Но, сей есть предел, в котором мы все находимся и по тому сия естественная справедливость и заставляет всякого смирить себя в себе, и пред Господом тем паче, что всяк смиряйся возносится и что кротость во всяком состоянии хвалой сопровождается. Не та ли власть достопочтенна, которая смиренномудра; не толи учение или исправление удобоприятельно, кое в кротости учреждается духа; не тот ли превозносится суд, который во смирении вземлется? На кого воззрю гласит Вседержитель, на кого? На кроткого токмо и трепещущего словес моих. Тако воззрел Он на празднуемого днесь Преподобного Сергия, тако ознаменовал его смиренномудрие. Сей смирив себя пред господом все время жития истощил в слезах и сокрушенных молитвах, и за такой подвиг телом зде душой же на небеси прославился; и вот убедительный пример кротости употребим с оной в душевную свою пользу; а что бы ревность сия в нас была сильнее, то представим мы здесь и причины, заставляющие нас смиренномудрствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Псалом 9 Пс.9:1 . В конец, о тайных сына, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Сию надпись нынешние Евреи читают так: Победителю о смерти сына, разумея чрез сие смерть или погибель Авессалома, сына Давидова. Иные переводят: о смерти неразумнаго, разумея чрез то смерть Голиафа, безумнаго Филистимскаго исполина, что в смысле повествовательном и справедливо. Но понеже псалом сей заключает песнь торжественную и радостную, Давид же не радостию, но печалию объят был, когда услышал о смерти сына: сего ради мним, что в смысле буквальном, Давид благодарит здесь Бога за одержанную над врагами победу, и за поражение главнейшаго неприятеля Голиафа, или кого-либо инаго: в смысле же таинственном, беседует о единородном Божием Сыне, Иже утаив Свое Божество в человечестей плоти, победил диавола, и все воинство его. Мы, оставя первое знаменование, яко всем известное, протолкуем псалом по второму, тем паче, что в надписи положено слово: о тайных Сына, что и Апостол Павел в послании к Колоссаем нарицает тайною от век сокровенною ( Кол. 1:26 ). С сим разумом можно согласить и Еврейскую надпись – о смерти Сына, когда чрез сие разуметь будем смерть Христа Сына Божия, Иже смертию Своею преславно победил князя тьмы, сиречь диавола. Пс.9:2 . Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. Предлагает содержание псалма, котораго предметом имеет быть хваление Бога ради чудесных дел Его. Оныя слова: всем сердцем, означают, что вещь, которую хвалить имеет, есть из всех величайшая, и потому достойна всеми силами и всем сердцем хвалима быть. Подобне и оныя слова: повем вся чудеса, являют, что вещь которую хвалить хощет, толико обширна, что все чудныя дела Божия собою объемлет. В самом деле, таково было искупление человеческаго рода, в немже возглавляются всяческая, яже на небесех и яже на земли, по изречению Апостола Павла, Еф. 1:10 . Пс.9:3 . Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышний. То же самое изъясняет иными словами, аки бы рекл: исповемся Тебе веселяся и радуяся, яко да будет веселие в сердце, а радость во внешнем движении тела, и таки всем сердцем и всеми душевными и телесными чувствы повем чудеса Твоя, и воспою имени Твоему, о Всеблагий и Всевышний Боже! Таково есть свойство благодарного духа. Он воспевает песни Благодетелю, и хотя не видит Его, но песнопением изъявляет Ему признательность свою. Тако и пророк творит. Поскольку Бога лицем к лицу видеть не могл, творит песни Ему, посредством песнопений сопребывая Тому, и мняся видети Его. И якоже любящие возглашают похвалы любимым, и имена их всюду возвещают: тако и сей: пою, глаголет, имени Твоему, Вышний, нарицая Вышним, возвышает свое земное вещество к оному превыспреннему Существу, и сего ради непрестанно и повсюду произносит Его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать третью (Лк.8:26–39) Находятся ли ныне бесноватые так страждущие, как показывает нынешнее Евангелие страждущим бесноватого, исцеленного Иисусом Христом? Страдание и крест Иисуса Христа разрушили силу бесовскую, так как показал Сам Иисус Христос, говоря: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). Следовательно бесы, по страдании и воскресении Спасителя; не могут того творить, что прежде страдания и воскресения творили. Говорят неверием помраченные, что если бы они ныне узрели единого только таким образом беснуемого и верными исцеленного, немедленно бы уверовали в Господа нашего Иисуса Христа: но мы утверждаем, что они хотя бы многих узрели тако беснуемых, то же бы лжемудрствовали о них, что и о тогда бывших бесноватых. Они говорят, что тогда беснуемые были сумасбродные. Убо, по их мнению, сумасбродные ходят нагие, бегают от жилищ своих и живут во гробах, также, сокрушая железные оковы и узы, убегают в пустыню; следовательно, по их суждению, сумасбродство выходит из человека и входит в свиней; свиньи же, учинившись сумасбродными, устремляются толпою в воду и, потопившись в озере, погибают. Какой человек, имея здравые умопредставления свои, поверит таковым безумнословиям? Бесы же, слыша их тако говорящих, что уверовали бы они, если бы сие увидели, и опасаясь, чтобы сие не случилось, обращаются на них и, муча их, производят в них то же, что тогда в бесноватых: то есть, делают их чуждыми истины, и ум их из своего положения выводя, погребают во гробах неразумия; также сокрушая их в пропастях неверия, так как свиней в море. Но мы, принимая истину сей Евангельской истории, болезнуем о них, прося Бога, да сохранит нас от таковой казни, полагаем сея толкование для удобнейшего понятия и пользы. Истолковали мы сие повествование на пятую неделю от Матфея: но поелику Богоглаголивый Лука показывает некоторые обстоятельства, о коих умолчал Евангелист Матфей; того для объясним сии токмо, оставляя то, о чем там говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Слово о содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 1766 года в Мае Православные церкви чада! Церковь Божия видит теперь пред очами своими печальное зрелище, которым матернее ее сердце внутренно прободается. Се вам предстоят два злодея к тяжчайшей смерти осужденные. Убийцы, муж и жена, матери и сестры своей. О страшного злодеяния! о зверского терзания! таковою едва слыханною дерзостию восстали они против самого естества. Внутреннее совести чувствие погасили. Попрали кровь Нового Завета, обесчестили Евангелие, оскорбили Духа Божия, от тела церкви Христовой самовольно себя оторвали. О какая лютая для церкви язва! Ведаете вы, что церковь есть священное духовных овец стадо: но се ее козлища. Церковь есть тихое спасения пристанище: но се ее буря и волны. Церковь есть мать в недрах своих согревающая чад своих: но се ее изверги. Кто даст главе нашей воду и очам нашим источник слез, да возможем оплакать бедное сих преступников состояние? Известно вам, православные Христиане! сколь страшное закон Божий издает на человекоубийцев определение. В слове Божием написано тако: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется, яко во образ Божий сотворих человека; глаголет Господь Саваоф . 37 А сих слов сила есть та, что человекоубийца согрешает против самого величества Божия, и власть, которую Бог над жизнию человеческою имеет, злодерзский сей у него похищает. Но что можем мы сказать о отцеубийстве? какую заслуживает оно казнь? Божественный законодатель о отцеубийце ничего и не помянул; как будто не надеялся он, чтоб такое могло быть чудовище, которое бы против давших ему жизнь вооружилося. Ибо в законе гласит тако: иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет, и иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет. 38 Видите, что закон тому, кто злословит или биет родителей, определяет смерть: а о тех, которые родителей убивают, ничего не упоминает: не для того, аки бы они недостойны были всякой казни, но для того, что будто не вероятно казалось быть такой ехидне, которая б утробу своей матери растерзала. И ежели тот, кто злословит своих родителей: подлежит смерти и временной и вечной, то какой уже казни повинен есть , который свои несчастливые руки омочил в крови своей матери и сродства своего? в такой грешной душе самая совесть есть жесточайшим и непрестанным мучением. И сей совести суд тем страшнее, что он есть некоторым преддверием будущего праведного суда. О коль страшно есть впасть в руки Бога жива! ярость и гнев, скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое. 39

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Историю о расслабленном, чтенную в нынешнем Евангелии, не токмо Евангелист Марк представляет, но и Матфей и Лука ( Мф.9 и Лк.5 ). Богодухновенный Марк, писавший свое Евангелие после Матфея, упоминает в истории и о других некоторых обстоятельствах, от Матфея не упомянутых, так, как и Богоглаголивый Лука иногда поступал. Так, например, Матфей написал, яко оное чудо сотворил Иисус Христос в Своем граде: но Марк означил и имя града, пиша, яко град сей нарицался «Капернаумом» ( Мк.2:1 ). Матфей кратко описал, яко расслабленного принесли к Иисусу Христу, лежащего на одре ( Мф.9:2 ): но Марк, пространнее описывая сие происшествие, равно и Лука, показывают и то, что творили носившие расслабленного для того, чтобы представить его пред Иисусом Христом ( Лк.5:18 ). Когда паки пришел, пишет священный Марк, Иисус в Капернаум, и услышали, яко Он вшел в некий того града дом, то толикое множество тамо собралось людей слушать небесное Его учение, что за множеством народа, при дверях того дома бывшего, носившие расслабленного не могли приближиться к Иисусу Христу. Почему взошли на кровлю того дома, неся с собою и тот одр, на котором лежал расслабленный: и раскрыв кровлю, ниспустили расслабленного с его одром и поставили пред Спасителем нашим. Из чего ясно видеть можно, что как расслабленный, так и носившие его, великую имели во Иисуса Христа веру. Ибо если бы точно они не надеялись получить исцеления, ни расслабленный бы сего терпеть не согласился, ни носившие его не предпринимали бы толикого труда, чтобы возносить его на кровлю, и оттуда паки ниспускать с тем его одром, на котором он лежал. Чего для и Евангелист написал тако: «видев же Иисус веру их» ( Мк.2:5 ). Сверх сего, Матфей упомянул о том только, что Иисус Христос узнал помышления книжников: «и видев Иисус помышления их» ( Мф.9:4 ). Марк же показал и то, каким образом Господь Иисус видел и уразумел тех помышления: «и абие», пишет, «разумев Иисус Христос Духом Своим, яко тако тии помышляют в себе» ( Мк.2:8 ). Упомянул же о сем Божественный Марк для того, что Иисус Христос не был токмо человек святой и исполненный благодати Божией, но был Сын Божий, истинный Бог и человек. Ибо прорицательную и предусмотрительную благодать имели и Пророки, и многие из святых, предусматривавшие будущее и узнававшие человеческие мысли: но могли видеть не своим духом, но по дару Святого Духа, просвещавшего разум их. Иисус же Христос не по благодати Духа, но самым Святым Духом в Нем и с Ним сущим, «яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне» ( Кол.2:9 ), и есть Сын и Слово Божие, неразлучен от Отца и Святого Духа. Чего для ведал помышления книжников не по благодати и действию Всесвятого Духа, но Самым Святым Духом, неотдельным и неразлучным от единого Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Е. Кустовский Преполовение Пятдесятницы Во вторник вечера Начало по обычаю, и кафисма рядовая. На Господи, воззвах: поставим стихов 6 и поем стихиры 3, повторяюще я. Глас 4. Подобен: Господи, возшед на Крест: Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/Яко у тебе очищение есть. Наста преполовение дней,/от спасительнаго начинаемых востания,/Пятдесятницею же Божественною печатаемое,/и светится, светлости обоюду имущее,/и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее//Владычняго Вознесения предпочитает. Стих: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое,/упова душа моя на Господа. Наста преполовение дней: Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния/да уповает Израиль на Господа. Слыша и возвеселися Сион,/благовестившуся Христову Воскресению,/вернии же его сынове возрадовашася, сего видевше,/и омывающа Духом скверну христоубийства:/готовится, торжествующи,//обоих веселое преполовение. Стих: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление,/и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Слыша и возвеселися Сион: Стих: Хвалите Господа, вси языцы,/похвалите Его, вси людие. Приближися Божественнаго изобильное излитие на всех,/якоже написася, Духа:/предузаконение проповедует, преполовившееся/по Христове смерти, и погребении, и Воскресении,/от Него данну сущу учеником неложному обещанию,//Утешителево показующу явление. Стих: Яко утвердися милость Его на нас,/и истина Господня пребывает во век. Приближися Божественнаго: Слава, и ныне, глас 6: Празднику преполовляющуся/Твоего, Христе, Воскресения/и Божественнаго пришествия Святаго Твоего Духа,/сошедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства,//воньже низпосли нам велию милость. Вход. Свете тихий: Прокимен дне: Милость Твоя, Господи: Чтения три: Пророчества Михеина чтение ( глава 4): Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и судит посреди людей многих, и обличит языки крепкия даже на долзе, яко вси людие пойдут кийждо своим путем: мы же пойдем именем Господа Бога нашего в век. Тако глаголет Господь Вседержитель: услышите, холми, суд Господень, и дебри, основания земли, яко суд Господеви к людем Его, и со Израилем сопрится, глаголя: людие Мои, что сотворих вам? Или чим опечалих вас? Отвещайте Ми: зане возведох вы от земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред лицем вашим Моисея, и Аарона, и Мариам. Людие Мои [помяните убо], что совещаша на вас сопротивнии? Кто возвести тебе? Возвестих бо тебе, человече, что добро или что Господь ищет от Тебе, разве творити суд, и любити милость, и готову быти, еже ходити с Господем Богом твоим: зане в крепости возвеличится Господь и упасет стадо Свое в мире, даже до конец земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СВЯТЫЕ ТАЙНЫ Слово Божие говорит, что в ЕВХАРИСТИИ истинное Тело и Кровь Христовы Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть Тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся святая церковь верует и исповедует (5:277). Размышление о Св. Тайнах вселяет в душу благоговение и страх Божий Уверися точно и утвердися, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в Святейшей Евхаристии, – и сие самое научит тебе, с коликим страхом, почитанием и БЛАГОГОВЕНИЕМ приступать должно к сему великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением и благоговением: к сей ли божественной трапезе приступая, не вострепещеши? Тогда не много будеши говорить в молитве, но едино сие повторять будеши: помилуй, Господи, очисти, Господи, да не опален буду, яко сено сухое огнем. Святая бо святым подаются, якоже иерей возглашает на литургии. И тут удивляться будеши благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь Пресвятая нам, бренным и недостойным, подается в духовную пищу; и от сердца будешь благословить и благодарить Его за сие великое таинство Его; и, поминая сие, будешь себе исправнее вести в житии твоем; не захощешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь тщатися жить так, как христианину достойно. Сие едино отвращать тебе будет от всякаго греха и подвигнет ко всякому добру (5:281–282). Причащение приносит пользу, если отстать от грехов Причащение Таин Христовых, если хощеши чтобы оно пользовало, тебе отвести от греха должно. К Телу бо Христову и Крови Его Святой когда приступаем, и причащаемся страшных сих и животворящих Таин, когда надобно опасаться, чтобы «не в суд и осуждение» было причащение. Почему должно и прежде причащения и по причащении берещися греха, как змия, который душу поедает (1:109). Причащение святых животворящих Таин подвигает к удалению от ГРЕХА Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовыя должно подвигнуть нас, христиане, к удалению от греха к истинному покаянию. Како «Пречистое» Тело Христово дерзнеши приняти в руки твои (к приемлющим в руки речь здесь), которыя хищением, граблением, мздоиманием, лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочиим греховным калом оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его «святую», в тыя уста, которыя злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием, клеветою, осуждением, лестью, лукавством, лжею, язвительным укорением, руганием, поношением и прочиим смрадом не престаеши наполнять? Како приимешь «Христа» в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистью, похотию, сребролюбием и лихоиманием и прочиим злом преисполнено (3:271).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010