Послесловие Быть христианином – значит не только знать Символ веры , не только регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но и жить по-христиански. А жить по-христиански – значит жить не по стандартам «мира сего», а по иным правилам и законам. Это предполагает готовность плыть против течения, требует духовного героизма, а в ситуации прямых гонений – исповедничества и мученичества. Иисус первым прошел по этому пути и Своим последователям не указал никакого иного пути. Старайтесь каждый день читать Евангелие – по главе, по зачалу 137 , или хотя бы по нескольку строк. Положите Евангелие на видное место (на рабочий стол, на прикроватную тумбочку) и обращайтесь к нему как можно чаще. Через это чтение Христос будет незримо присутствовать в Вашей жизни, Его живой голос будет звучать в Ваших ушах и откликаться в Вашем сердце. Евангелие – школа духовной жизни. Даже если Вы прочли тот или иной евангельский рассказ много раз и уже знаете его почти наизусть, он может неожиданно раскрыться для Вас по-новому. Хотел бы дать Вам совет, основанный на опыте многих людей: если у Вас есть полная Библия , не пытайтесь прочесть ее сразу целиком. Начните с Нового Завета: читайте сначала только четыре Евангелия, потом попробуйте почитать книгу Деяний апостольских и соборные послания. Прежде чем читать послания апостола Павла, обратитесь к Ветхому Завету и прочитайте из него первые две книги – Бытие и Исход. Потом вернитесь к Евангелиям и перечитайте их заново, а затем уже переходите к посланиям апостола Павла. Чтение Библии в таком порядке поможет Вам привыкнуть к ней, почувствовать ее внутренний ритм, уловить взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами. Далее Вы уже сможете самостоятельно путешествовать по Библии, выбирая для себя те книги, которые Вам интересны. Старайтесь каждый день читать Псалтирь – хотя бы по одному или нескольким псалмам 138 . В этой библейской книге содержатся самые разные молитвы – и скорбные, и радостные, и короткие, и длинные. Вся гамма молитвенных переживаний отражена в ней, и в каком бы духовном, эмоциональном или физическом состоянии человек ни пребывал, он всегда найдет в ней что-нибудь подходящее для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Раздел I. Теология Смысл действий священнослужителей в современном чине литургии оглашенных Священник Борис Игоревич Бурлаков, студент Саратовской православной духовной семинарии Аннотация: В статье анализируется смысл священнодействий в ходе Литургии оглашенных. Производится последовательный анализ основных элементов богослужения – вынос Евангелия, благословение входа, воздвижение Евангелия, Трисвятое, восхождение к горнему престолу, чтение Священного Писания , раскрытие антиминса – посредством соотнесения современной и исторической богослужебной практики. Автором делаются предположения и выводы о причинах трансформации отдельных элементов Литургии оглашенных. Ключевые слова: богослужение, Литургия, священнодействие, священнослужители. Литургия – главное богослужение в Церкви. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что «без Литургии отсутствует и Церковь как таковая» 1 . Первую Литургию совершил Господь Иисус Христос в сионской горнице ( Мф.26:17–29 ; Мк.14:17–25 ; Лк. 22:14–38 ; Ин.13:1–12 ), и каждая Литургия считается продолжением этого действия. Её невозможно представить без священнослужителей. Священнослужители – это люди, поставленные Церковью на особое служение, главным образом для совершения Литургии. В Православии она имеет определённую, строго закреплённую последовательность действий. Действия же имеют различный смысл, и от осмысления того, что происходит в каждый конкретный момент, зависит молитвенный настрой священника и диакона, а вслед за ними – и прихожан. Известный русский патриарший архидиакон Андрей Мазур говорил: «Если диакон молится, то и народ молится» 2 . К тому же, осознание исторического и символического контекста Литургии может уберечь от ненужных, нелогичных и сомнительных действий во время служения 3 . Вынос Евангелия При изучении древних свидетельств IV века можно заметить, что Литургия начиналась следующим образом: народ ожидал начала службы около храма. Приходили епископ или священник, благословляли народ, чтобы можно было войти в храм, и входили. В храме после приветствия епископа или священника народу: «Мир вам» – народ отвечал: «И духу вашему». Клир и народ садились для слушания Священного Писания 4 . Духовенство садилось на «бему» – возвышенное место, преимущественно епископское седалище в древних церквах. Миряне садились по сторонам в нефе, как бы в корабле, и священство оказывалось посреди них, далее шло чтение Священного Писания . В наше время простой в прошлом вход в храм оброс различными обрядовыми действиями, и в современной практике данный элемент богослужения носит название «малый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Год назад мы не знали, что такое война Сегодня меня остановили на блокпосту и минут пятнадцать читали лекцию о том, что я неправильного патриархата. А что случилось? Какая тебе разница? Меня за это что, убить надо? 21 октября, 2014 Сегодня меня остановили на блокпосту и минут пятнадцать читали лекцию о том, что я неправильного патриархата. А что случилось? Какая тебе разница? Меня за это что, убить надо? 19 октября, в день памяти святого апостола Фомы, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском храме города Дебальцево. По окончании литургии архиепископ Митрофан обратился к молящимся с проповедью. Каждый воскресный день по уставу церковному избирается для чтения в храме особый отрывок из Евангелия, который именуется зачалом. И если посмотреть на церковный годовой круг богослужения, эти зачала повторяются. То есть каждый год в определённый воскресный день читается то или иное евангельское чтение. Евангелие читается за каждым богослужением — будь то будний день, воскресный или праздничный. Но в воскресные дни Церковь избирает для чтения те места Евангелия, которые, наверное, нам нужны больше всего — для того, чтобы мы о чём-то задумались, чтобы, выходя из храма, идя домой и вспоминая, о чём сегодня читалось Евангелие, мы могли это каким-то образом перенести на нашу сегодняшнюю жизнь, на то, что происходит с нами. И сегодня, в Неделю 19 по Пятидесятнице, евангельское чтение повествует нам о том, как однажды Господь отправился в город Наин. И на входе в этот город Он встретил похоронную процессию. У вдовы умер её единственный сын. И весь город собрался для того, чтобы поскорбеть вместе с ней и проводить её сына. А навстречу шёл Господь со своими учениками. И также множество народа собралось для того, чтобы увидеть Спасителя и обратиться к Нему со своими просьбами, потому что уже очень многие люди о Нём знали как об учителе и чудотворце. И когда эти две процессии встретились, женщина ни о чём не просила Спасителя и никак к Нему не обращалась. Но Он, увидев её, увидев на погребальном одре её сына, прикоснулся к нему и сказал ему: «Юноша! Тебе говорю, встань!»

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Беседа 29 Говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра на Вознесение Господне. Чтение Св.Евангелия: Мк 16.14–20 . Мк.16.14–20 .  Наконец, явил­ся самим один­надцати, воз­лежав­шим на вечери, и упрекал их за неверие и жестоко­сердие, что видев­шим Его воскресшего не по­верили. И сказал им: идите по всему миру и про­поведуйте Евангелие всей твари. Кто будет веро­вать и креститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осужден будет. Уверовав­ших же будут сопровождать сии знаме­ния: именем Мо­им будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтó смертоносное выпьют, не по­вредит им; воз­ложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Го­с­по­дь, по­сле беседования с ними, воз­несся на небо и воссел одесную Бога. А они по­шли и про­поведовали везде, при Го­с­по­днем содействии и подкрепле­нии слова по­следу­ю­щими знаме­ниями. Аминь. 1. Что ученики медленно веровали воскресению Господню, причиной тому были не столько их колеблемость, сколько наша, так сказать, непоколебимость. Ибо самое воскресение, при их сомнении, подтверждено многими доказательствами. Когда мы, читая, узнаем о них, тогда что другое делаем, если не укрепляемся от их сомнения? – Ибо для меня Мария Магдалина, которая скоро уверовала, менее исполнила свой долг, нежели Фома, который долго сомневался, потому что он, сомневаясь, осязал признаки бывших ран и на нашем сердце очистил рану сомнения. Для внушения же нам истины воскресения Господня нам надобно заметить то, о чем повествует Лука, говоря: «и, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» ( Деян 1.4 ). И немного ниже: «сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Деян 1.9 ). Замечайте слова, уразумевайте таинства. «Собрав их, Он повелел им». Поел и вознесся для того именно, чтобы через действие ядения явна была истина плоти. А Марк упоминает, что прежде, нежели Господь возносится на небо, Он укоряет учеников за неверие и жестокосердие. В этом событии на что должно обратить внимание, если не на то, что Господь в это время укорил учеников для того, чтобы, по телесном оставлении их, слова, сказанные при отшествии, оставались в сердце их тверже напечатленными? – Итак, послушаем, что Он говорит этому укоренному их жестокосердию, повелевая: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Беседа на Евангельское чтение, положенное в день Св. Духа (Мф. 18:10–20). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Рече Господь: блюдите, да не презрите единого от малых сих ( Мф. 18:10 ). Малыми Господь называет здесь не тех, которые в самом деле малы; но тех, кои от многих почитаются таковыми, то есть бедных, презираемых и незнатных, и повелевает нам почитать их, говоря: яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго. Отсюда известно, что все христиане имеют на небесах Ангелов. Прииде бо Сын Человеческий взыскати, и спасти погибшаго. После сего Спаситель представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в коей показывает, что и Сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится? – говорит Он, – аще будет никоему человеку сто овец, и заблуждит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять в горах, и шед ищет заблудшия? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих. Посему не говори, что такой-то кузнец, земледелец, человек глупый, и потому достоин презрения; посмотри, сколь многими доказательствами убеждает тебя Иисус Христос и собственною волею и страданием побуждает тебя пещись о низких по состоянию братиях наших. Итак, если Бог столько радуется об обретении меньшего брата, то для чего ты презираешь тех, о коих столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? «Но он немощен и беден»! Посему-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его: ибо и Сам Господь, оставивши девяносто девять овец, пошел за одною, и спасение толикого множества овец не могло сокрыть от Него погибели одной. На небе более бывает радости об едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках. Не будем же презирать таковых душ. Будем и мы подражать Ему, и не будем отказываться для братьев наших ни от каких, по–видимому, унизительных и трудных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Евангельские размышления Начало 13.12.2023 118 Время на чтение 38 минут Я открыл великую книгу, чтение которой начинало переворачивать мою суть. Все, что было прежде, уже не могло удовлетворить изжаждавшуюся душу, которая пыталась пробиться к Вечности, созидая в себе храм Божий. Были греки и японцы, был Будда и Кришна; великие религиозные революционеры проникали в самое сердце, но не покидало странное ощущение несвободы при приближении к их учениям. Я не видел в их философии самого главного – моего спасения. Например, буддизм с его неповторимым аскетизмом, отрешенностью от грешного мира привлекал основательно. Однако отсутствие огненного полета делало сердце аморфным и унылым. Да и нирвана, в которой обещалось блаженство, напоминало бессознательное состояние, в которое попадал атеист после своей смерти или весьма обкуренный наркотическими травами человек. Фактически это был путь в никуда. Казалось, что учение Стои способно привлечь высокой нравственностью, но ускользала нить, связующая с Непостижимым. Получалась сухая абстракция, добротно скроенная формула. И только Христос, даже одно Его Имя, слышимое с детства, необыкновенным образом притягивало к себе. В этом притяжении начинался разговор с Вечностью, причем Вечность была представлена Личностью. Конечно, разговор носил еще смутный характер, душа еще пребывала на перепутье Старого и Нового Заветов. Однако движение души к Христу было обозначено ясно. И ветер нес ладью в сторону Назарета, где прозвучала Благая Весть о Начале всякого Начала. От Начала Сущий ипостасно вошел в человеческую историю, наполнив ее смыслом и бытием. До этого блуждали в потемках и только прорекали Свет. И вот Свет явился миру. Царственный Светильник зримым образом осветил род человеческий, став конечным венцом родословия, отделяя старый мир от Нового. Задумаемся: рядом с нами находился Бог, пришедший изменить духовную самость каждого человека. И это был приход не ученого и философа, твердящего пусть и новые формулы человеческого общежития, в мир пришла Божественная Личность. И Его приход начинает круто менять человеческое мировоззрение. Существование постепенно, под влиянием Света Христова, превращалось в осмысленное Бытие.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Контакты   Адрес: 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25, стр.1 Тел.: (495) 772 79 61, Тел./факс: (495) 959 44 45 Тел. студии Радио «Радонеж»: (495) 959 59 39 (работает только во время прямого эфира). E-mail: info@radonezh.ru Реквизиты: Религиозная организация Православное Братство «Радонеж» Русской Православной Церкви. Юридический/Почтовый адрес: 115326 , Москва, ул. Пятницкая, 25 ИНН/КПП  организации 7728075928/770501001 ОГРН     1027739647627 ОКПО   13151746 ОКАТО 45286560000 ОКОНХ 98700 ОКОПФ 83 ОКВЭД 91. 31 Банковские реквизиты р/с. 40703810300020106444 в ПАО СБЕРБАНК г. Москва к/с. 30101810400000000225 БИК 044525225 Вид собственности: Религиозная  организация. Вид деятельности: не коммерческая, религиозно-просветительская.     Версия для печати Комментарии 17.04.2024 - 21:35 Дорогая редакция! : Дорогие сотрудники радиостанции " Радонеж " ! Сердечно благодарим за ваш труд. Интересные и глубокие передачи И.С.Вевюрко и В.А.Саулкина стараюсь не пропускать. Разные и по темам, и по стилю, они всегда очень качественно подготовлены. Информационная безопасность и правильное понимание того, что происходит и как на это реагировать, о чём говорил Виктор Саулкин в одной из передач (27 марта), сейчас особенно важны. Дай Бог нам всем без лукавства, мужественно и сострадательно научиться жить. Всем сотрудникам " Радонежа " здравия, сил, вдохновения! Ольга 07.04.2024 - 03:40 Ответ слушателю : Я эти сбои тоже замечал иногда. Даже записывать номера стихов начал. Но писать об этом не стал. Господь прощал и нам велел прощать. Кроме того, сейчас все бесы в интернете собрались. Зачем их радовать? 04.04.2024 - 17:29 Евангелие : Добрый день! Что происходит с чтением Евангелия! Часто нарушается последовательность чтения.после чтения Евангелиста Иоанна начали Евангелиста Марка.не дочитав 2главы опять если Евангелиста Марка.просьба отслеживать чтение.Спаси Господи! 04.04.2024 - 17:16 Евангелие : С Великим Постом! Просьба внимательнее отслеживать последовательность чтения Евангелия.после Евангелиста Иоанна включили Евангелиста Марка.после 14гл опять включили Евангелиста Марка.Просьба отслеживать последовательность чтение Евангелия! Спаси Господи! 30.03.2024 - 19:38 Димитрий Девяткин о трезвости :

http://radonezh.ru/kontakt

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельские чтения как форма работы со студенческой молодежью Методическое пособие по организации библейских кружков. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ как форма работы со студенческой молодежью (учебно-методическое пособие) Издание Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви осуществлено при поддержке Алексея и Светланы Ульяновых Об авторе-составителе Стрелов Владимир Сергеевич, 1980 г.р., педагог, методист Братства Православных Следопытов, преподаватель кафедры теологии РГСУ и кафедры психологии РПИ св. Иоанна Богослова, директор московского центра «Общества друзей Священного Писания». Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи». Духовно-просветительская работа со студенчеством. Отсутствие специфических форм духовного образования для мирской молодежи на приходе В настоящее время работа с молодежью студенческого возраста как с отдельной целевой группой является сложной, но важной проблемой. После воскресной школы молодой человек и хотел бы, но не может найти занятие, которое способствовало бы его росту как христианина. Он, конечно, может стать алтарником или поступить в духовное учебное заведение. Но большая часть молодежи, которая не ставит перед собой цели получения священного сана, остается неучтенной. Если же молодой человек самостоятельно осваивает учение Церкви, он не может найти себе тот круг общения, где бы его интересы поощрялись, где бы он чувствовал себя востребованным как православный христианин. Возможности групп по чтению Св. Писания в работе с данной возрастной категорией Как нам кажется, чтение Св. Писания в группе может помочь в улучшении создавшейся ситуации. Правильно организованные чтения будут способствовать: вовлечению в диалог молодых людей, находящихся вне Церкви, укреплению неофитов в вере и созиданию приходской общины, вовлечению молодежи в служение, подготовке к миссионерской деятельности. Групповое чтение – образ современной молодежной работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Приложение Недели особые Неделя пред воздвижением Еванг. от Иоан. зач. 9-е, гл. III, 13–17. 1. Евангельское чтение в неделю пред Воздвижением, с указанием спасительных плодов страданий и смерти Иисуса Христа Евангельское чтение настоящей недели взято из беседы Господа с Никодимом, тайно приходившим послушать учение Иисуса Христа. В нем Господь говорит, что: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–16 ). В этих словах Господа содержится указание на род смерти, избранной Им для искупления падшего человечества и на спасительные плоды Его страданий. «Боюсь говорить и коснуться языком страшного сказания о страданиях Спасителя. Печаль и слезы сжимают сердце, когда представляю себе, что Владыка терпит от рабов оскорбления и укоризны, бичевание, заплевание и заушение». Так говорит в одном из своих творений преподобный Ефрем Сирин . Подлинно, велики, несказанно велики и безмерно тяжки были страдания, которые претерпел за нас от беззаконных иудеев безгрешный Христос Спаситель. Сама бездушная природа содрогнулась и сострадала пригвожденному на кресте: потряслись основания земли, солнце омрачилось и удержало лучи своей светлости; а святые небожители – ангелы и архангелы – закрыли лица свои крылами, ужаснувшись поругания над Владыкою. Но сколь велики были страдания Иисуса Христа, столь же важны и спасительны заслуги Его для нас, грешных людей. Страданиями Сына Божия Иисуса Христа очистились наши грехи, потребилась клятва, умертвилась вечная смерть, восстановлена и обновлена падшая, расстроенная грехом человеческая природа. Приняв человеческое естество от Пресвятой Девы Марии, сделавшись во всем подобным нам, кроме греха, человеком, единородный Сын Божий стал новым родоначальником людей. Как грех Адама вследствие естественного происхождения от него всех людей внес во весь человеческий род растление и вечную смерть, так и святейшая праведность Иисуса Христа, второго Адама, сообщила людям оправдание и вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

прот. Николай Балашов Содержание Предисловие Введение Глава 1. Общее состояние литургической культуры в начале XX века: свидетельства современников Глава 2. Вопрос о богослужебном языке Постановка вопроса в Отзывах епархиальных архиереев Обсуждение на съездах и собраниях духовенства Дискуссия в церковной печати Аргументы «новаторов» Возражения «консерваторов» Контраргументы сторонников русского языка Итоги дискуссии Накануне Собора Епархиальные съезды Предсоборный совет Обсуждение на Поместном Соборе Работа подотдела о богослужебном языке Дальнейшее рассмотрение доклада После Собора Точка не поставлена Глава 3. Вспомогательные переводы Глава 4. Исправление богослужебных книг Обсуждение вопроса в печати До «отзывов епархиальных архиереев» «Отзывы епархиальных архиереев» и продолжение дискуссии в 1906 году Деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг Предыстория Начало работы Попытки противодействия? Усилия С.Д. Войта Издательский совет «Новорожденный Триодион» Пентикостарион Продолжение работы: Октоих Минеи Последний эпизод: политическая справа Восприятие трудов Комиссии Дальнейшая судьба книжной справы Перспективы на будущее Глава 5. Упорядочение богослужебного устава Общие замечания Изменяемость устава Обуздать произвол! «Лучше мало, да хорошо, чем много – да безалаберно» «Успокоить совесть священника» Пришедше на запад солнца... исполним утреннюю молитву? Выявить наиболее ценное Константинопольский устав? Попытки возрождения уставного богослужения Обсуждение проблем устава в Предсоборном совете Уставные вопросы на Поместном Соборе Общий обзор дискуссии Работа в подотделе Продолжение обсуждения в отделе Доклад отдела «Об упорядочении богослужения» Судьба доклада После Собора Частные вопросы богослужебной практики Богослужение постов Служба индикта Календарная проблема Отклики политических перемен Евангельское чтение Страстной Пятницы Актуальное значение уставных проблем Глава 6. Совершение божественной литургии Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Чтение Апостола и Евангелия Ектений и молитвы после Евангелия Литургия верных Великий вход Диаконские возглашения Анафора Иконостас и царские врата О веществах для Таинства Евхаристии К более «литургичной» литургии Глава 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010