Невозможно было мириться с тем, чтобы в наше время, когда возрождаются и во множестве созидаются монастыри, славная своей историей Андреевская обитель Первопрестольного града продолжала нести на себе печать той самой борьбы с монашеством, о которой я сейчас сказал. Поэтому и принято было решение возродить здесь монастырскую жизнь.  Благодарю Вас, владыка, за те труды, которые Вы понесли. Конечно, это самые первые шаги, но мы будем делать все для того, чтобы здесь укрепилась монашеская жизнь. Кроме того, на территории Андреевского монастыря находятся очень важные синодальные учреждения — Синодальная библиотека, Учебный комитет, Синодальный информационный отдел, а также некоторые другие учреждения либо церковные, либо связанные с Церковью, которые работают, в том числе для просвещения людей. Дай Бог, чтобы эта обитель сегодня реально служила духовному просвещению нашего народа, укреплению веры православной не только в сердцах москвичей, но и всех тех, кто будет соприкасаться со святынями и с духовной жизнью этого монастыря». В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святого равноапостольного Кирилла, насельникам монастыря — Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви осмотрел в сопровождении архиепископа Верейского Евгения помещения Учебного комитета и в сопровождении В.Р. Легойды — помещения Синодального информационного отдела, располагающиеся на территории Андреевского монастыря. Завтра, 26 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Зосимовой пустыни, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах? - Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих... - Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост? - В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это « покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой ». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон , что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название « Мариино стояние », ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В подавляющем большинстве статей нормы поста приводятся нормы поста, предписываемые Типиконом, но едва ли практикуемые в жизни мирян сегодня: Во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день . Продолжим: В российских церквах на период Великого поста подают записки “О здравии” и “О упокоении”, в которых надо поименно перечислить своих крещеных сродников по плоти. Заметим, что как раз во время Великого поста записки подают на субботу и воскресенье, когда служится Литургия свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого и вынимаются частицы о здравии и упокоении. В течение же всего года записки могут подаваться на Литургию каждый день. Стилистическое построение фраз нередко удивляет: Перед началом Великого поста православный мир отмечает прощенную неделю. Православная церковь чрезвычайно учредила   и прощенный день. Первый день поста, он ведь самый сугубый . ( 1 канал) Сравнительный анализ состояния своей души преподобный Андрей Критский помогает нам сделать чтением Великого покаянного канона. Запевом служат тайные слова самого царя Давида. Великий покаянный канон исполняется в храмах уже почти 1200 лет. Основное количество публикаций повествуют о кухне православного поста, о гастрономической составляющей, нередко называемой диетой. Особое внимание во время поста уделяют сушеной и соленой зелени, пряностям. В некоторых статьях супружеский пост православных во время великого поста явно перемешивается с постом мусульманским: Во время Великого Поста разрешены только поцелуи между женой и мужем, и то лишь в темное время суток. Интересны и календарные подсчеты авторов статей: Пост в этом году продлится чуть больше месяца и завершится 8 апреля Пасхой. (Регнум) С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда народ и отыгрывается за 48 самоограничительных дней. (Алтайское информационное агентство) Теперь перейдем к самому главному: во многих статьях выстраивается целая система предписаний того, что можно и нельзя делать, активно воспринимаемая многими читателями и перерастающая затем в крепчайшие суеверия.

http://pravmir.ru/velikij-post-v-svetski...

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста Достижение нового состояния человека Целью поста является достижение нового состояния человека, нового по отношению к тому, что было до начала поста. Благая перемена душевного строя, мыслей и чувств – это и есть цель поста. Достичь этой цели можно используя лишь проверенные средства, те, о которых говорят нам святые отцы, аскеты, подвижники, которые не из академических курсов, а из собственного опыта вывели эти дивные формы и формулы духовной жизни. Из проповеди после великого повечерия с чтением Покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Христа Спасителя в Москве 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста Сконцентрировать свое внимание на духовной жизни Сегодня жизнь многих людей так далека от церковного устава. Она своей логикой рассредоточивает человека, переориентируя его сознание на цели, которые очень далеки от тех целей, которые мы, как православные люди, должны ставить перед собой, вступив в поприще Святой Четыредесятницы. И не только логика, но и стиль современной жизни мешают нам сосредоточиться. Люди заняты работой, учебой, решением огромного количества больших и маленьких дел. У каждого свои заботы. И не обязательно нужно быть государственным деятелем или человеком, руководящим огромными коллективами, чтобы время поглощалось этими заботами, связанными с исполнением своего долга. Но и у человека, который ни над кем не начальствует, возникает огромное количество больших и маленьких забот и проблем, связанных с ним самим, с его близкими, родными, с родителями и детьми, с устроением своего быта, с поддержанием своего здоровья и со множеством других важных или не очень важных вещей. Несмотря на эту суету, во время Великого поста мы должны попытаться сконцентрировать свое внимание на духовной жизни. И святые отцы учат нас тому, что именно в это время, время поста и молитвы, человек должен сосредоточенно пытаться познать самого себя. Самопознание, как об этом говорит аскетическая традиция Церкви, направлено не на любование своими добродетелями, своими талантами или успехами, а на внимание к своим грехам. И если мы свои недостатки, слабости и грехи увидим, то это очень хорошо. Но этого недостаточно.

http://pravoslavie.ru/77633.html

Икона была передана на Русь, и несколько копий было снято с этого замечательного образа. Подлинник его сегодня хранится в Московском Кремле. Одна из самых древних копий с того образа, созданная в 1701 году, была помещена в Высоко-Петровский монастырь и находилась здесь до революционных лет, а потом была изъята, но в 1990-е годы по просьбе протоиерея Владимира Силовьева , руководителя Издательства Московской Патриархии , этот образ был передан в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. Отец Петр, наместник Высоко-Петровского монастыря, выступил с инициативой возвращения этого образа в Высоко-Петровский монастырь. Отец Владимир Силовьев и приход согласились на то, чтобы вернуть этот образ в обмен на копию, которая усилиями отца Петра, наместника сей обители, была сделана и ближайшее время будет передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Хотел бы торжественно вернуть старинный чудотворный образ Влахернской Божией Матери в сию святую обитель, откуда она была незаконно изъята. Пусть Царица Небесная всех вас хранит и укрепляет братию в духовном делании». Также в дар монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал напрестольный крест, а каждому насельнику монастыря вручил сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании». Завтра, 3 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве. Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века. В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Наверное, невозможно представить более трудное испытание в сравнении с тем, какое Господь послал нам в минувшее время. Поэтому возблагодарим Его за то, что Он дал нам силы любить Его, служить Ему так, как Он заповедал. Думаю, особенности этого учебного года не повлияют на качество обучения наших студентов, а, напротив, помогут им еще больше оценить путь, по которому направил их Господь. Хочется пожелать всем — и учащим, и учащимся — помощи Божией, здоровья и во всем благого поспешения. Чтобы не зря проходили годы в стенах духовной школы, чтобы учащиеся приобрели здесь и знания, и опыт, и понесли это своей будущей пастве. Дай Бог всем нам, возлюбленные, пройти спасительный путь Великого поста в покаянии, любви, исправлении нашей греховной жизни и в радости достигнуть праздника Светлого Христова Воскресения!» В актовом зале семинарии состоялась встреча митрополита Ювеналия с преподавателями и студентами, в ходе которой архиерей рассказал о жизни Московской епархии и ответил на вопросы учащихся. Вечером в Тихвинском храме Коломны владыка Ювеналий совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. За богослужением молились епископ Петр, коломенское духовенство, настоятельница Ново-Голутвина женского монастыря игумения Ксения (Зайцева) и настоятельница Успенского Брусенского монастыря игумения Екатерина (Варфоломеева). По окончании богослужения Патриарший наместник произнес проповедь: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Петр! Всечестные отцы, дорогие матушки-игумении! Возлюбленные и дорогие братья и сестры! Я очень рад, что Господь привел меня сегодня в мой любимый град Коломну, чтобы вместе с вами совершить молитву. С утра я служил в семинарии, общался с преподавателями и студентами, а сегодня вечером имею счастье молиться с вами, и мне хочется поделиться своими мыслями в связи с наступившим Великим постом. Господь дает нам время на покаяние, возлюбленные братья и сестры! Во время Святой Четыредесятницы мы открываем душу перед Господом и получаем от Него духовное исцеление, если задумываемся о своих грехах и приносим покаяние. Но иногда мы так привыкаем к событиям поста, что для нас он проходит как обычное явление, почти не касаясь души. Мы забываем о постной пище, о посещении храмов, об исповеди, о причащении Святых Христовых Таин. И тогда Господь посылает нам Свои знаки, чтобы мы духовно бодрствовали, чтобы проснулись от греховного сна и обратились к Нему с покаянием, чтобы Он помог нам исправить нашу жизнь. По всему миру в прошлом году прошла эпидемия, которая коснулась почти всех: кто-то болел, у кого-то болели близкие и знакомые, о которых нужно было заботиться. Это была духовная встряска для каждого из нас. В нашей Московской епархии болели 343 священнослужителя, все они выздоровели, а восемь, Царство им Небесное, скончались. Все это началось в прошлом году перед Великим постом, и мы должны понять, что Господь разными путями призывает нас к покаянию и исправлению греховной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5789590.ht...

– Конечно, детские ощущения всегда отличаются от ощущений человека уже во второй половине жизни. Что для меня Великий пост сейчас? То же самое, что было и в детстве, только с другими, может быть, ощущениями. Почему? Потому что изменилась обстановка, изменились люди, изменились служащие священники. Изменилась и церковная жизнь: казалось бы, все вокруг внешне остается, как и раньше: с неизменными песнопениями, неизменным чтением Великого Покаянного канона Андрея Критского, но – изменились служащие в Церкви. И это самое главное, как я считаю. Можно размышлять о том, стали ли они лучше или хуже, – это уже, в любом случае, абсолютно другие люди! Люди, которые не переносили на себе те тяготы, что были у нас раньше в виде государственного атеизма и всего прочего, что его сопровождало. То есть это люди уже совершенно другого плана. Но я бы назвал еще один фактор: дело и в качестве. Возьмем, например, качество чтения в церкви. Умение прочитать текст, умение дать в чтении эмоциональную часть, так сказать, самовыражение и, я бы даже сказал, передать смысл читаемого – это встретишь сейчас очень редко. Например, Канон Андрея Критского понимать сегодня приходящему в храм народу очень и очень сложно. Люди-то пришли новые в Церковь! Когда я был маленьким, то бывало так, что и священника-то еле слышно и еле видно, храм в темноте, лампадочки горят только, но все равно – все было как-то по-другому! Одно-единственное могу сказать: у нас сейчас происходит возрождение Церкви именно в количественном смысле. Очень много открытых церквей, очень много стало возможностей для того, чтобы люди пришли в храм, не уезжая куда-то далеко. Им и стоять сейчас удобнее, и многое другое… Но некоторые священнослужители в настоящее время читают Канон Андрея Критского весьма посредственно: вечно куда-то спешат, торопятся, у них свои дела и т.д. И это все очень чувствуется! Нет больше той покойной, равномерной обстановки, соответствующей времени святого спасительного Великого поста. А на первой его неделе и должен пост очень хорошо ощущаться, потом он уже как-то становится привычным…

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой. На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша». Подробных сведений об истории создания образа пока не обнаружено. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвященная роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые вводит в оборот версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских. Позднее историк Высоко-Петровского монастыря архимандрит Григорий (Воинов) в своей книге «Древние и другие замечательные предметы из Высоко-Петровского монастыря» (1875 г.) повторяет данную версию биографа Головиных. В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских скорее всего кремлевской», говорится в исследовании Г.В. Сидоренко. Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре. Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

То, что почти все тексты служебника даются полностью, может быть несколько утомительным для опытных священнослужителей, знающих многое наизусть, но будет, несомненно, полезным для тех, кто только начинает служить, или тех, кто все тексты принципиально произносит по книге, чтобы ничего не напутать и не исказить. Указания на молитвословия, исполняемые хором или чтецом, даются мелким кеглем в виде начальных фраз песнопения или читаемого текста, что позволяет священнослужителю, с одной стороны, следить за ходом службы, с другой — помогает быстро находить глазами текст ектении, молитвы или возгласа, которые даются гораздо крупнее и сразу видны из-за контраста кеглей. Первая часть «Великопостного служебника» охватывает период Святой Четыредесятницы: повторяющиеся службы седмичных дней, а также последование утрени в «заупокойные» субботы, устав Недели Крестопоклонной с особенностями выноса Честного Креста, последование утрени в четверг пятой седмицы («Мариино стояние») и утрени в субботу пятой седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы). Заключает книгу последование Пассии и Месяцеслов с февраля по апрель. Для удобства пользования изобразительны и вечерня даются в двух вариантах: первый вариант — когда нет Литургии Преждеосвященных Даров, второй вариант — когда она совершается. Поскольку дней без Литургии Преждеосвященных Даров больше, в книге сначала завершается цикл для этих дней: изобразительны, вечерня, лития об усопших, великое повечерие. А затем уже дается вариант для среды и пятницы (или другого дня, если на него попадает праздник храма или святого): изобразительны с соответствующим окончанием, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров. В начале изобразительных для удобства помещены входные молитвы. В последовании великого повечерия вариант для первых четырех дней первой седмицы с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского выделен из общего последования декоративными разделителями. Литургия Преждеосвященных Даров изложена последовательно, с богослужебными особенностями, принятыми в настоящее время: перенос Даров на антифонах 18-й кафисмы, раскрытие антиминса на сугубой ектении и т.п.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010