Во время засухи и пожаров Самым типичным из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земли были, конечно, пожары: «Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…» Сделанное очевидцем описание засухи («Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…»), снабжено изображением этого бедствия 30 июля, 2010 Самым типичным из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земли были, конечно, пожары: «Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…» Сделанное очевидцем описание засухи («Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…»), снабжено изображением этого бедствия Фрагмент статьи: Иконография чрезвычайных ситуаций Самым типичным из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земли были, конечно, пожары: «Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…» Сделанное очевидцем описание засухи («Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…»), снабжено изображением этого От бездождия страдала вся природа: «Также и звери видяху по селом хожаху и по градом, смешающеся со человеки медведи, волцы, лисицы и прочия звери. Сухмень же быть тогда велика и зной и жар… Болота высошхи горяху, и земля горяше. И бысть страх и трепет на всех человецех…». Разумеется, усердно молились в такие дни русские люди. Особые песнопения и кондаки для подобных дней появились уже b V—VI вв. Известен кондак преподобного Романа Сладкопевца «на всякое землетрясение и пожар» (гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста). В константинопольской практике кондаки исполнялись после всенощного бдения. В русских богослужебных книгах имеются особые чинопоследования, которые относятся к стихийным бедствиям. В Большом Требнике содержится общее последование для молений во время стихийных бедствий (»Последование в различные литии и бдения молебнов»), а также особые чины для пения во время «бездождия» (т.е. засухи), «безведрия» (когда нет сухой погоды и идут сильные затяжные дожди); в «страхе труса»; эпидемий; также приведены отдельные молитвы на «прещение» громов и молний, против «злорастворения» ветров и морской бури. Не забыты и бессловесные твари: в Дополнительном Требнике содержится особое последование «во время губительного мора

http://pravmir.ru/vo-vremya-zasuxi-i-poz...

Хома Брут и НТВ Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». 25 октября, 2011 Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». В середине 90-х годов, когда было неясно, куда пойдет Россия, вернутся коммунисты или победят демократы, когда мы спорили о том, что нас ждет в недалеком будущем, прозвучала благодушная мысль: что бы ни случилось дальше, одно необратимо – положение Церкви, которую никто не станет более травить. Даже если победит Зюганов. Это оказалось заблуждением. Сегодня охота на Церковь вновь открыта. И причем безо всякого Зюганова, ибо заказчиком выступает тоталитарное информационное общество, в котором мы негаданно оказались. Несколько программ, показанных на канале НТВ в последнее время, – тому свидетельство. Столь неуважительных выпадов в адрес Церкви и ее предстоятеля не позволяла себе даже советская атеистическая пропаганда в 70-80-е годы. (До этого, при Хрущеве или в 20-30-е годы, бывало и похлеще, но преемственность говорит сама за себя.) Ситуация отчасти объективна. Церковь в информационный мир не вписывается и не может быть вписана. Она по определению неформат и потому раздражает фактом своего независимого, неудобного существования. Есть немало людей – мужчин и женщин, которым она мешает, которым хочется в нее плюнуть, что они с удовольствием и проделывают. Более откровенно или менее, цинично иль лицемерно, но плюют. И находится достаточно тех, кому нравится смотреть, как это происходит. Не потому даже, что Церковь, а потому что приятно, лежа на диване, зреть зрелище, чего и требует от человека информационное общество – психически разболтанное, посаженное на телеиглу и жаждущее каждый день острого, нового. Мир, в котором нет скандалов и происшествий, чрезвычайных обстоятельств и катастроф, это общество не устраивает. Слоган «Новости – наша профессия» уже давно скорректирован: «Плохие новости – наша профессия». И чем больше гадости и мерзости на экране, тем лучше.

http://pravmir.ru/xoma-brut-i-ntv/

Закрыть itemscope itemtype="" > Ситуация на Украине, охваченной мятежом, все больше скатывается в хаос Тем временем, завершилась встреча Виктора Януковича с лидерами оппозиции, которые отказались войти в состав Кабинета министров 28.01.2014 2201 Время на чтение 8 минут Ситуация на Украине, охваченной мятежом, все больше скатывается в хаос. Переговоры властей с оппозицией, какие бы идеи на них ни озвучивались, не способны увести людей с улиц. Экстремисты в Киеве и регионах продолжают попытки захвата министерств и областных администраций - уже не менее десятка перешли под их контроль, сообщает Newsru.com. Власти в ответ на захват административных зданий бандитами грозят выходом из диалога и введением в стране чрезвычайного положения. Впрочем, со стороны властей поступают и другие сигналы. Так, советник президента Украины, руководитель Главного управления его администрации по вопросам конституционно-правовой модернизации Марина Ставнийчук вчера назвала недавние репрессивные законы нелегитимными, поскольку они «не воспринимаются обществом». «Данные законы содержат ряд дискриминационных, непропорциональных норм, которые юридически неточны», - заявила она в интервью «Громадському радио» («Общественному радио»). Она выразила убеждение, что необходимо принять решение об их отмене. Этот вопрос «может и должен быть решен правовым способом», заявила Ставнийчук. Фракция правящей Партии регионов, со своей стороны, выразила готовность во вторник на внеочередном заседании Верховной Рады проголосовать за отставку правительства Николая Азарова - при условии, если лидеры оппозиции примут предложение президента Виктора Януковича войти в новый состав кабмина. В частности, должность премьера предложена лидеру фракции «Батькивщина» Арсению Яценюку, а пост вице-премьера по гуманитарным вопросам - руководителю партии «УДАР» Виталию Кличко. «Если Яценюк и Кличко соглашаются, мы голосуем и отправляем правительство в отставку. И сразу же портфель премьера будет вручен господину Яценюку. Если же они могут только языком молоть, тогда правительство не уходит в отставку. Это принципиально», - заявил первый заместитель лидера фракции ПР Михаил Чечетов в эфире телеканала «112 Украина ».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/28/si...

Темы беседы: 1. Трагедия на шахте в Воркуте; 2. Ценность человеческой жизни; 3. Неделя о Страшном суде, подготовка к Великому посту. А. Пичугин —«Светлый вечер» на радио «Вера». Алексей Пичугин… А. Митрофанова — Я — Алла Митрофанова, добрый светлый вечер. А. Пичугин — И как всегда по пятницам в этой студии приветствуем председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, профессора МГИМО, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойду. Наше А. Митрофанова — Непростая у нас сегодня повестка дня, собственно, это повестка недели, собственно, как некоторые люди у себя в социальных сетях писали по поводу понедельника, что это день ада. Трудно не согласиться с такой формулировкой. Гибель людей в шахте в Воркуте — это история, которая не умещается в сознании, это боль и это такое… я не знаю, нормальная человеческая реакция — это чувство сострадания и плача вместе с плачущими. 80 человек удалось спасти. Слава Богу, что это так. Но. 36 человек погибли. В таких ситуациях возникают вопросы: а почему происходят такие трагедии, почему Бог допускает такие трагедии, где он в этот момент, почему он не спасает людей? И это вопросы, которые принято называть проклятыми. Как в такой ситуации реагировать, смотреть на такие вещи, давать себе ответ на такие вопросы? В. Легойда — Вы знаете, прежде всего, может быть, хотелось бы еще и еще раз выразить соболезнование всем близким тех, кто погиб, и пожелать выздоровления, сил, тем, кто пострадал, остался жив. Это действительно проклятые вопросы, как их назвали философы в свое время, они их так назвали, потому что на них чрезвычайно сложно отвечать. И на уровне такого… Особенно, когда что-то происходит. То есть, не отвлеченно рассуждая о том, почему гибнут люди в мирное время. Хотя, как будто бы когда люди гибнут на войне, от этого кому-то становится радостно или проще. И здесь, конечно, те объяснения мировоззренчески е, богословские, которые есть, они вписаны в общую картину мира христианина, но они не предназначены для того, чтобы успокоить конкретного человека. Хотя бывают разные ситуации и, может быть, кому-то даже в тяжелый момент может помочь такое рассуждение, но в принципе способ, который предлагает нам Евангелие, это то, о чем вы сказали — это плакать с плачущими. И мне кажется, что христианин не знает другого способа утешения. Мне кажется, когда в ситуации человек находится, ему очень сложно говорить: «Ну понимаешь…» И далее по тексту. Поэтому на примере этой ужасной трагедии мы видим, что Церковь так и поступала. И мы знаем, что представители епархии были там и помогали людям, и продолжают помогать. И Святейший Патриарх призвал в своем обращении к верующим епархии, призвал архиерея и духовенство оказать помощь. Это совершенно понятно и правильно, единственно возможно.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

В эфире Эха Москвы священники Антоний Игнатьев, Артемий Цех и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский рассказали о том, для чего священники ездили в Крымск, что увидели в городе и что такое — концентрация горя.. На программе «Эхо Москвы» священники Антоний Игнатьев, Артемий Цех и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский рассказали о том, для чего священники ездили в Крымск, что увидели в городе и что такое — концентрация горя. Аудиозапись эфира Скачать Нателла Болтянская: Здравствуйте, это «Эхо Москвы» RTVI, меня зовут Нателла Болтянская. Говорим мы на тему благотворительной и социальной помощи, которую Церковь оказывает людям в Крымске. В нашей студии священник-волонтер Антоний Игнатьев. Здравствуйте. Священник Артемий Цех: Здравствуйте, Нателла. Нателла Болтянская: Священник-волонтер Артемий Цех, здравствуйте. Антоний Игнатьев: Здравствуйте. Нателла Болтянская: И пресс-секретарь синодального отдела по церковной благотворительности Русской Православной Церкви Василий Рулинский. Василий Рулинский: Здравствуйте. Нателла Болтянская: Василий, я хочу задать Вам первый вопрос. Вот я представила наших гостей как священников-волонтеров. А как это регулируется? Вот любой из сидящих здесь священников мог это сделать по велению сердца или им нужно испрашиваться у руководства? Как это все происходило? Василий Рулинский: Это происходило таким образом. В 2010 году Церковь выступила одним из главных координаторов сбора помощи пострадавшим от пожаров, и буквально в августе 2010 года было заключено соглашение между Русской Православной Церковью и МЧС. И по этому соглашению была создана такая группа священников, которые проходили специальные курсы при МЧС для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. И вот именно эта группа стала таким вот, что ли, основным звеном, которое оказывало помощь людям, пострадавшим от разных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций. В том числе в Крымске, в Домодедово… Нателла Болтянская: Вы там тоже работали, да?

http://pravmir.ru/posle-krymska-svyashhe...

Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором 10 июня, 2016. Новостная служба Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен 10 июня. ПРАВМИР. В повестке Всеправославного Собора, который запланирован на вторую половину июня на Крите, нет многих актуальных тем, заявил представитель Русской Церкви Владимир Легойда. Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен, заявил в интервью «России 24» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Ранее, напомним, Болгарская, Сербская и Антиохийская Церкви заявили о необходимости отложить Собор по причине нерешенности ряда вопросов. В пятницу также о своем намерении не принимать участие в Соборе на Крите 16-27 июня заявила Грузинская Православная Церковь. Вот что конкретно сказал Владимир Легойда. «Важно подчеркнуть, что мотивы, по которым сделала такое заявление Сербская Церковь, совпадают с заявлениями, которые мы слышали от других Поместных Церквей, и они указывают на то, что процесс подготовки к Собору не прошел через все стадии, чрезвычайно важные. Не решены те вопросы, которые должны были быть решены. Это связано с поправками к содержанию документов и с рядом других моментов. Русская Церковь изначально делала акцент на том, что подготовка должна быть чрезвычайно тщательной, скрупулезной и учитывать все озабоченности всех Церквей. К сожалению, по целому ряду причин, поскольку эти проблемы не сняты, мы слышим вот такие голоса. После того как Болгарская Церковь выступила с таким заявлением, Синод Русской Православной Церкви обратился к Патриарху Константинопольскому с предложением провести предсоборное всеправославное совещание, которое давало бы нам возможность внести необходимые поправки и развязать те узлы, которые сейчас завязаны. Но, к сожалению, на наше предложение, абсолютно реалистичное, совершенно четко позволявшее эти проблемы решить, мы не получили прямого ответа. А ответ, который был дан, демонстрирует совершенно иное понимание Константинополем сложившейся ситуации: никаких проблем нет, приезжайте, будем заседать.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-myi-n...

Митрополит Волоколамский Иларион: «Фигура Распутина была чрезвычайно противоречивой» 24.03.2022 18:07:37 20 марта 2022 года в передаче «Церковь и мир» на канале «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Каждые выходные мы задаем вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: На май был намечен важный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Вообще, в эти дни, в эти недели должна была вестись активная подготовка. Главная тема этого Собора — признание екатеринбургских останков Царской семьи. Сейчас можно говорить, этот Собор состоится или он будет перенесен? Какова его судьба? Митрополит Иларион: Собор намечался еще на ноябрь года], но тогда из-за тяжелой эпидемической ситуации он был перенесен. Сейчас возникли другие сложности: очень вероятно, что многие архиереи не смогут прибыть в Москву из-за возникших транспортных ограничений, так что мы будем мониторить ситуацию и в нужный момент примем решение о том, как и когда проводить Архиерейский Собор. Есть несколько вариантов: один вариант — это проводить его в назначенный срок, другой вариант — отложить, перенести Собор на более поздний срок, может быть, на осень. Третий вариант — предусмотреть дистанционное участие архиереев. Все эти факторы мы должны будем взвесить, чтобы принять соответствующее решение. Е. Грачева: Владыка, правильно ли я понимаю, что на Соборе уже должно было произойти формальное признание подлинности останков и, конечно, такая новость заслуживает того, чтобы это провести с большим освещением, с большей помпой, если можно так сказать, а из-за ограничений сделать это не получится? Митрополит Иларион: Мы не можем предрешать то, что скажет Архиерейский Собор.

http://radonezh.ru/2022/03/24/mitropolit...

Скачать epub pdf § I Ваше Блаженство! С большим вниманием и интересом я прочел инструкцию по литургической практике, которую Вы адресовали духовенству епархии Нью-Йорка и Нью-Джерси 30 ноября 1972 г. Я вполне понимаю и разделяю Вашу обеспокоенность положением в литургической практике, которое, несомненно, чрезвычайно серьезно и требует исправления и руководства со стороны нашего епископата. Именно из-за серьезности, глубины и широты проблем, бросающих нам вызов сегодня, я осмеливаюсь почтительно предоставить Вам некоторые мои мысли, вызванные этой инструкцией. Посвятив большую часть моей жизни изучению и преподаванию литургики, я могу уверить Вас, Ваше Блаженство, что у меня нет иной цели, кроме попытки внести ясность в вопросы, которые может вызвать эта инструкция, и что я делаю это в духе полного и безусловного повиновения долгу епископа «верно преподавать слово» божественной Истины. § II Вопросы, поднятые инструкцией, кажутся мне достаточно серьезными. Прежде всего, я должен признаться Вам, что меня настораживает то, что, по-видимому, составляет основную исходную предпосылку и на что ссылается весь документ, а именно, что самоочевидная, естественная и, по-видимому, абсолютная норма для нашей литургической жизни и практики находится исключительно в дореволюционной Российской Церкви или, ссылаясь на инструкцию, «в типовых богослужебных книгах, которые регулярно издавались Святейшим Синодом Российской Православной Церкви». Меня также настораживает противоречие между этим утверждением и документально обоснованным фактом, что сама Российская Церковь голосом ее собственного епископата находила литургическую ситуацию в дореволюционной России чрезвычайно неудовлетворительной и требующей существенных поправок и изменений. Чтобы представить себе степень этой неудовлетворенности и поистине пастырскую озабоченность русских епископов, достаточно прочесть «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», составленные при подготовке к Великому Собору Российской Церкви и опубликованные в 1906 г. Российским Святейшим Синодом (т. I, с. 548; т. II, с. 562). Я хочу подчеркнуть, что эти доклады были написаны не представителями академических групп или направлений, а консервативными и занимающимися активной пастырской работой епископами, которые ясно видели растущий номинализм и неразбериху, происходящие как раз из «типовых книг» и Типикона, не пересматривавшихся с 1682 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

     В любом церковном книжном магазине вы легко найдете книги о браке, семье и воспитании детей; на любом православном сайте – публикации на эту тему. Правильно – ее важность вряд ли нуждается в пространном обосновании. Но вот для тех, у кого ни супруга (супруги), ни детей по тем или иным причинам, книг нет – именно специально для них… Простите, если они есть, а я их не знаю, но я не видела ни одной. Попробую сама заполнить пробел. И решусь написать прямо: бессемейность и бездетность – это очень большая беда. Вы понимаете, прямо всегда лучше. Прямо – означает, что мы называем вещи своими именами и живем в реальности. Фальшивое бодрячество (чрезвычайно распространенное, кстати, среди немолодых одиноких женщин – вместе с нарочитой грубоватостью, элементами мужского поведения и т.д.) – это ложный и опасный способ решения проблемы. Потому что в один непрекрасный день его возможности кончатся. Оно схлынет, как волна. И обнажит черные камни беды. И человеку останется только завыть… Или запить, что тоже, увы, случается довольно часто – и с женщинами, и с мужчинами. Отчет в своей ситуации нужно отдавать себе вовремя. Вовремя и честно. Не стоит искать способы отгородиться от очевидного факта, отвлечься от него. Не нужно делать вид, что у тебя всё отлично, что тебе ничего не требуется. Следует сказать: да, у меня в жизни есть такая беда. Да, я обделена и страдаю. Да, мой возраст лишает меня надежды. Что дальше? Дальше – я буду делать лучшее, что можно делать в этой ситуации: учиться жить со своей бедой, со своей болью. Жить достойно и радостно. Потому что жить нерадостно – значит вот именно жить недостойно. Недостойно звания человека и, уж тем паче, христианина: да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин.15,11). Отказ от радости – это отказ Христу. Да, специально для нас ни одной книги, может быть, и не написали. Но для нас всех, одиноких, семейных, мирян, монашествующих, для всех без различий – написали Евангелие. И всё, что после Евангелия. Читая эти книги, мы понимаем: у Бога несчастных нет. Почему юродивая, оборванная и бездомная Ксения, нищая и слепая Матрона, а за нею другая Матрона, которая, плюс к слепоте, была еще и парализована, всю жизнь лежала на детской кроватке и умерла в тюремной психбольнице, именуются блаженными, то есть, по сути, счастливыми? Потому что их человеческая воля не расходилась с волей Божией, а это блаженство, это счастье выше всех земных. Когда вдумываешься в эти жития, понимаешь: Тот, Кто нас создал, восполнит любую нашу земную обделенность. И это мы должны почувствовать – не на том только, а уже на этом свете, здесь. «Цель христианского пути – обретение еще теперь, на земле, того Царства Божия внутри себя, которое, как утренняя заря, возвещает сердцу о дне вечном» – писал Сергей Иосифович Фудель в книге «Путь отцов» и там же приводил слова Илии Пресвитера: «Кто не наслаждался здесь сими плодами духа, тот не может сподобиться наслаждения ими и там».

http://pravoslavie.ru/106748.html

  разделы   рассылка  распечатать Ольга Чапнина Обзор СМИ. Религиозные деятели Европы об этнических чистках в Косово. Очередной митинг СПГ против строительства кришнаитского храма. Будет ли поколеблена европейская толерантность? РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЕВРОПЫ ОБ ЭТНИЧЕСКИХ ЧИСТКАХ В КОСОВО. Главной темой прошедшей недели стало обострение ситуации в Косово. Газета " Труд " публикует статью Дмитрия Иванова " Горят православные храмы. А натовские миротворцы в Косово бессильны остановить кровопролитие " . Несмотря на усилия, предпринимаемые международными миротворческими силами КФОР, в Косово и Метохии сохраняется крайне напряженная обстановка. Число погибших в результате столкновений между албанцами, с одной стороны, и силами КФОР и сербами, с другой, достигло 31 человека, более 500 ранено, - сообщает автор. Среди раненых числятся 61 полицейский УНМИК и 35 военнослужащих КФОР. Из столицы края Приштины и ее пригородов международные миротворцы эвакуировали всех еще остававшихся там сербов. Сербские дома горят в городах Призрен, Косовска Каменица, Липлян, во многих селах. Сербы, как это бывало и во времена турецкого ига, пытаются найти убежище в православных монастырях. Однако и эти места не безопасны. Как сообщает Сербская православная церковь, в Косово варварски уничтожено 16 православных церквей. Среди них соборный храм Богородицы Левишки XII века и церковь Святого Спаса XIV века в Призрене. " Премьер-министр сербского правительства Воислав Коштуница заявил о необходимости введения в провинции чрезвычайного положения. Он считает, что предпринятая в Косово попытка чистки неалбанского населения была спланирована заранее. Сербские власти предложили УНМИК свою полицию и армию для оказания помощи в наведении порядка. Однако руководство миссии отклонило такую возможность. Одновременно сербское правительство резко осудило хулиганские выходки, в ходе которых в Белграде и Нише были сожжены две мечети. В Сербии проходят многотысячные демонстрации в поддержку косовских сербов " . Автор приводит мнение протоиерея Николая Балашова, секретаря Отдела внешних церковных связей РПЦ по межправославным отношениям о ситуации в Косово: " Русская православная церковь внимательно наблюдает за развитием событий в Косово. Мы осуждаем насилие, считаем, что особая ответственность лежит на албанских зачинщиках беспорядков. Западные державы оказались неспособны справиться с взятыми на себя обязательствами по обеспечению безопасности всех проживающих в крае людей, в том числе христиан. Совершаемое беззаконие внушает глубокую тревогу и озабоченность православных людей в России " . То, что происходит в Косово, говорит о полном провале усилий международного сообщества в крае, - полагает автор. За пять лет миротворческой операции в Косово не создано даже подобия мультиэтнического общества. Те немногие из 250 тысяч сербских беженцев, которые рискнули вернуться к своим домам, снова изгнаны, а их имущество сожжено и разграблено.

http://religare.ru/2_8863.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010