По окончании академии новоиспеченный кандидат богословия иеромонах Неофит был призван на работу в систему духовных школ. Впрочем, развитию карьеры постоянно мешали свойства личности. Сурового, неприветливого, непьющего иеромонаха не слишком жаловали семинаристы, уже «избалованные» либеральными и «прогрессивными» профессорами. Так, в течение четырех лет, в 1905-1909 годах, уже будучи возведен в сан архимандрита, отец Неофит возглавлял Самарскую семинарию. «Он стал ректором сразу после архимандрита Вениамина (Казанского), человека мягкого и доступного, и потому близкого ученикам, — пишет автор жития священномученика Неофита, игумен Дамаскин, – Архимандрит Неофит поставил себя довольно строго, и после отца Вениамина за его строгость его не полюбили ученики». На заседании Святейшего Синода в 1909 году член Учебного комитета Савваитский, ревизовавший Самарскую Духовную семинарию, предложил перевести архимандрита Неофита на такую же должность, но в другую семинарию. Тут же архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) предложил сделать «рокировку» – назначить ректора Волынской Духовной семинарии Виссариона (Зорнина) ректором Самарской семинарии, а архимандрита Неофита – Волынской, что и было принято. Однако и в Волынской семинарии у отца Неофита дела не заладились. Ревизовавший Волынскую семинарию статский советник Рункевич отмечал, что «по свойствам своего характера» архимандрит «придавал значение некоторым мелочам и настаивал на непременном их исполнении», что, конечно же, портило его отношения с учениками и преподавателями. Поскольку нравственные достоинства отца Неофита, по мнению Рункевича, были бесспорны, как и накопленный им педагогический опыт, ревизор предлагал оставить его должности ректора. Однако отец Неофит сам попросил об отставке. Он обратился с прошением к архиепископу Антонию, в котором сообщил, что «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». Отцу Неофиту и в самом деле больше подходила работа с книгами и бумагами, нежели роль воспитателя молодежи, что было признано священноначалием. В 1911-12 годах иеромонах Неофит работал в Учебном комитете при Священном Синоде, затем с 1912 года и вплоть до революции – в Санкт-Петербургском духовном цензурном комитете. «Чуждый элемент»

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenik-neo...

После окончания академии вернулся в Петрозаводск и в сентябре 1895 назначен наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. Вступил в должность, когда школьное дело в епархии находилось в упадке. В результате его деятельности в течение пятнадцати лет количество школ, а следовательно и учащихся увеличилось в два раза, в два с половиной раза увеличился контингент учителей, а средства на содержание школ в шесть раз. В епархии были открыты 308 библиотек с общим количеством книг более 55000 томов. Для взрослого населения при школах были введены воскресные чтения. С апреля 1897, одновременно, священник кафедрального собора Петрозаводска. С мая 1907 — протоиерей. О. Николай Чуков принимал активное участие в различных общественных благотворительных и просветительных организациях, участвовал в деятельности Православного Карельского братства, в 1909—1917 был председателем его Олонецкого совета. Был близок к русским националистам, выступавшим за сдерживание финского влияния на православных карел. В течение 17 лет представлял духовенство в олонецком губернском земстве, дважды избирался кандидатом в члены Государственного совета от белого духовенства. С 1906 — член, в 1910—1915 — председатель совета Олонецкого епархиального женского училища. С 3 февраля 1911 по 1918 — ректор Олонецкой духовной семинарии. Ревизор Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский (позднее — митрополит Петр (Полянский)) писал в 1915 о деятельности о. Николая Чукова: «Нынешний ректор, будучи начальником солидным, авторитетным и заботливым, сумел и на воспитанников повлиять благотворно, вселив в них любовь к благолепию церковной службы». Был известен своими широкими взглядами — так, любил бывать в театре, и, занимая одно из самых видных мест в первых рядах партера, давал понять, что не видит в этом ничего предосудительного. Выступал в печати за сохранение религиозного образования в государственной школе; 24 июня того же года Олонецким Общим епархиальным съездом духовенства и мирян был избран председателем Олонецкого епархиального училищного совета, а также представителем от духовенства на Губернское Земское собрание. 28 октября 1914 г. был избран председателем Олонецкого губернского комитета городского союза «для заведования делом эвакуации больных и раненых воинов в Олонецкой губернии». С 16 августа 1915 г. — председатель Олонецкого губернского земско-городского комитета по снабжению армии. В 1918 году дважды арестовывался в Петрозаводске, после второго ареста был выслан из Олонецкой губернии, переехал в Петроград. Деятельность в Петрограде

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

П. Извольскому вечером того же дня. Задумывая создать ученое отделение, Глубоковский, по-видимому, намеревался передать в его ведение и издание Православной богословской энциклопедии. «Мысль о передаче энциклопедии в ведение Синода, по-моему, тесно связана с учреждением ученого отделения Комитета. Тогда такие издания входили бы в круг деятельности отделения. Об ученом отделении Комитета, наверное, придется еще переговорить с Вами. Во всяком случае Ученое отделение Комитета решительно необходимо», – повторял Самуилов в письме от 5 декабря 2058 . Основываясь на докладе Глубоковского, Самуилов разработал в декабре проект реформы Учебного комитета в «форме предложений Св. Синоду» и собирался обсуждать этот проект по пунктам при участии Глубоковского 2059 . Идея создания ученого отделения возникла в противовес мыслям об Академии духовных наук, которые были озвучены в заседаниях V отдела Предсоборного Присутствия и не получили поддержки H. H. Глубоковского 2060 . Дальнейшее обсуждение реформы духовной школы происходило в специально созванном совещании Св. Синода (январь–май 1908 г.). В нем принимали участие члены Св. Синода: митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Невский) , епископ Таврический Алексий (Молчанов) , епископ Саратовский Гермоген (Долганов), епископ Орловский Серафим (Чичагов) , епископ Пензенский Митрофан (Симашкевич), епископ Вологодский Никон (Рождественский) , протопресвитеры о. И. Л. Янышев (присутствовал не регулярно) и о. А. А. Желобовский , управляющий Канцелярией Св. Синода С. П. Григоровский и его помощник Н. Ф. Марков, М. А. Остроумов, В. Н. Самуилов, протоиерей о. Д. Н. Беликов, изредка присутствовал член Учебного комитета, ревизор Д. И. Тихомиров . В январе 1908 г. H. H. Глубоковский был приглашен принять участие в этом совещании. Комментируя впоследствии статью М. И. Макаревского, появившуюся в «Московских ведомостях» (1908, 99, 30 апр. С. 4) Глубоковский отметил (по поводу слов, что он «выступил с проектом»): «Роль инициатора и новатора усвояется мне здесь совершенно незаслуженно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Я не боялся вводить и культивировать среди воспитанников этот элемент „светскости“ (хотя консервативно настроенные люди и могли упрекнуть меня в этом) потому что другое – противоположное религиозно-церковное влияние я насаждал серьезно. И должен сказать беспристрастно, что воспитанники относились к церкви, к богослужению вообще хорошо, серьезно; например, при окончании курса многие воспитанники особенно благодарили меня за „ церковь “... В поведении воспитанников вообще, конечно, бывали шероховатости; приходилось постоянно обращать на это их внимание, беседовать с ними поодиночке и со всеми вместе. Но в общем я должен отметить добропорядочность их поведения и доброе настроение» 183 . В прогулках после уроков воспитанники не были стеснены, свободно ходили, куда угодно. Зимой для них устраивались каток и горка, летом поездки в лес и т. д. В январе 1915 года в семинарию на ревизию приехал член-ревизор Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский. Ревизия продолжалась с 8 по 21 января. О. Николай не был знаком с ревизором и в день приезда пришел к нему в гостиницу, где тот остановился, представился и, по своему обыкновению, сразу же описал ему все, что сделано в семинарии, что есть хорошего и плохого, что еще не успели сделать. Вечером ревизор впервые посетил семинарию. Шла всенощная, и после службы тут же в церкви он обратился к воспитанникам с речью, в которой высказал хорошее впечатление от богослужения и воспитанников и, коснувшись личности ректора, отозвался о нем с похвалой. Затем ревизору предоставили возможность самому знакомиться со всем строем семинарии, как он желает, а все занялись своими обычными делами. Воспитанники удивлялись, что ректор ведет себя так, как будто ревизора и нет. Никакого ухаживания, никакого подобострастия, каждый продолжал трудиться на своем месте. В конце ревизии был устроен обед, на котором присутствовал епископ и губернатор. Одновременно проводилась и ревизия Епархиального женского училища, где о. Николай был председателем совета. К Епархиальному училищу он имел отношение уже около 10 лет, с 1906 года. Сначала епархиальный съезд духовенства избрал его членом от духовенства в Совет училища на два трехлетия, а затем он был назначен председателем Совета училища. На этом посту пришлось много работать для установления порядка и нормального хода как учебно-воспитательного, так и хозяйственного дела. В училище уклад жизни оставался патриархальным. Его лишь недавно преобразовали из трехклассного (в каждом классе курс продолжался в течение двух лет) с приемом через год, ради экономии средств, в шестиклассное с ежегодным приемом воспитанниц. Постоянных преподавателей не было. Предметы делились между преподавателями семинарии и Духовного училища, что являлось для них небольшим подспорьем в скудном быту. Часто один и тот же предмет в разных классах вели разные педагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Но болит душа моя смертельно о тех, кто так дьявольски хитро обманут, и разделён, и поставлен на ложный и опасный путь, совершенно не церковный, хотя и прикрываются как будто чем-то церковным. Мне не следовало бы себя оправдывать в глазах тех, которые и со слезами любви и скорби все же нашли в себе возможность допустить, будто я со всеми прочими братьями отступил от истины и в чем-либо, хотя и в малом, перекинулся на сторону лжи, обмана, ереси или раскола. Благодарю Господа за то, что благодатью Его есмь то, что был и что есмь; да если бы я и в малом самом чем поступился бы, то давно был бы со своими детьми, а сего нет. Я никого не упрекаю. Наоборот, вседушно скорблю, что детей обманули и восстановили против отца, им самоотверженно служившего и за своё служение надолго от них оторванного. Наша совесть спокойна, мы сделали все, что требовалось, и пусть никто не верит никаким наветам вражьим и не сомневается в чистоте моего православия. Молю Бога открыть глаза искренне верующим и собрать всех воедино. Тебе и родным привет и поклон. Пётр». (Полянский Пётр Федорович), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. 1862 г., 28 июня – родился в с. Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губ., в семье священника. 1885 г. – окончил Воронежскую духовную семинарию. 1892 г. – окончил Московскую Духовную Академию. Помощник инспектора Московской Духовной Академии, преподаватель Звенигородского духовного училища. 1896 г. – смотритель Жировицкого духовного училища. 1897 г. – магистр богословия (за работу «О пастырских посланиях»). 1896 г. – смотритель духовного училища в Жировицах. 1906 г. – член Учебного Комитета при Св. Синоде, ревизор духовных учебных заведений. 1916 г. – постоянно-присутствующий член Учебного Комитета при Святейшем Правительствующем Синоде. Действительный статский советник. 1917–1918 гг. – активный участник Собора Российской Православной Церкви. 1920 г. – Патриарх Тихон предложил Петру Фёдоровичу принять монашество, священство, епископство, стать его помощником по управлению Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

(...помощник инспектора Полянский... – Петр (Полянский Петр Федорович, 28.06.1862–10.10.1937) – священномученик, митрополит Крутицкий, Патриарший Местоблюститель. Из семьи священника с. Сторожевое Коротоякского уезда Воронежской губернии. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1892); назначен помощником инспектора МДА. С 1896 г. преподаватель Звенигородского ДУ. С декабря 1896 г. смотритель Жировицкого ДУ. В 1897 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Первое послание св. апостола Павла к Тимофею: Опыт ист.-экзегет. исслед.» (Сергиев Посад, 1897). С 1906 г. ревизор духовных учебных заведений в качестве члена Учебного комитета и Училищного совета при Св. Синоде.С 1916 г. постоянно присутствующий член Учебного комитета при Св. Синоде. В 1917–1918 гг. работал в секретариате Поместного Собора Православной Российской Церкви. 08.10.1920 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. В 1920 г. арестован и приговорен к трем годам ссылки в г. Великий Устюг Вологодской губернии. В 1923 г. по возвращении изссылки возведен в сан архиепископа. С 1924 г. митрополит Крутицкий, член Священного Синода. 12.04.1925 г. утвержден Патриаршим Местоблюстителем. 05.12.1925 г. составил завещание о передаче прав и обязанностей Патриаршего Местоблюстителя на случай кончины, а 06.12.1925 г. – завещание о назначении трех кандидатов на должность временно исполняющего обязанности Патриаршего Местоблюстителя на случай невозможности дальнейшего возглавления Церкви. 10.12.1925 г. арестован; в июне 1926 г. переведен в одигодам ссылки. С декабря 1926 г. по февраль 1927 г. находился в Тобольской, затем в Свердловской тюрьмах. В феврале–апреле 1927 г. в ссылке в упраздненном Абалакском монастыре, недалеко от г. Тобольска. В апреле 1927 г. арестован; 09.07.1927 г. сослан в поселок Хэ Обдорского района Тобольского (впоследствии Ямало-Ненецкого) округа. 11.05.1928 г. срок ссылки продлен на двагода. 17.08.1930 г. арестован, переведен в тюрьму г. Свердловска. 23.07.1931 г. приговорен к пяти годам заключения в концлагере; содержался в одиночной камере в Свердловской, затем в Верхнеуральской тюрьмах. 25.08.1936 г. срок заключения продлен еще на три года. Осенью 1936 г. было официально объявленоо кончине Патриаршего Местоблюстителя. 02.10.1937 г. «тройкой» УНКВД по Челябинской обл. приговорен к расстрелу. 10.10.1937 г. расстрелян в тюрьме г. Верхнеуральска. 23.02.1997 г. канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. День памяти 27 сентября/10 октября. Подробнее о нем см.: БД ПСТГУ (http/kuz3/pstbi/ru/).)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Неофит (Осипов Николай Александрович; 1875–1937), священномученик, архимандрит. Член Учебного комитета при Св. Синоде, старший цензор Духовно-цензурного комитета. С 1918 г. личный секретарь Патриарха Тихона. В мае 1922 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. В 1925 г. вернулся в Москву. В 1927 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. Находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . В 1934 г. вернулся в Москву. С 1935 г. в Сиблаге. Расстрелян. Нестор (Анисимов Николай Александрович; 1885–1962), митрополит. В 1916 г. хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. В 1918 г. арестован. В 1919 г. возвратился на Камчатку. С 1921 г. в эмиграции. В 1921–1945 гг. настоятель Камчатского подворья в г. Харбине. В 1944 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1946 г. митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Восточной Азии. В 1948–1956 гг. в лагере. В 1956–1958 гг. митрополит Новосибирский и Барнаульский. С 1958 г. на покое. С 1960 г. митрополит Кировоградский и Николаевский, викарий Одесской епархии. Нечаев, ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. В 1905 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1908 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1921 гг. неоднократно арестовывался. С 1919 г. архиепископ. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1922 г. архиепископ Крутицкий. В 1922–1924 гг. в тюрьмах и ссылках. С 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никифор (Асташевский (Осташевский) Николай Петрович 1848–1937), митрополит. В 1924 г. хиротонисан во епископа Новониколаевского. С 1927 г. архиепископ. С 1932 г. митрополит Новосибирский. Скончался в Новосибирске. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Николай (Амасийский Николай Васильевич; 1860–1945), архиепископ. В 1922 г. «хиротонисан во епископа Пугачевского» обновленческими архиереями; в конце 1923 г. принес покаяние перед св. Патриархом Тихоном и назначен епископом Николаевским, викарием Херсонской епархии; с 1924 г. епископ Кустанайский. В 1925 г. епископ Троицкий, викарий Челябинской епархии, выражал готовность к примирению с обновленцами и склонялся к участию в их очередном соборе. В 1925 г. арестован, приговорен к ссылке. С 1931 г. епископ Ейский, викарий Ставропольской епархии; с 1933 г. епископ Ростовский[-на-Дону]; с 1934 г. архиепископ; в 1934 г. выслан из епархии в Узбекистан. В 1938 г. арестован и приговорен к расстрелу, которого чудом избежал. В 1942–1943 г. архиепископ Ростовский[-на-Дону]. В 1943 г. при отступлении немцев был вывезен в Одессу. Эмигрировал в Румынию, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Фотий Николаевич Белявский (1873 -январь 1942) – родился в г. Великие Луки. Окончил Псковскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию (1897). По окончании обучения надзиратель Санкт-Петербургской семинарии. Сотрудник Министерства финансов, с 1905 г. член-ревизор Учебного комитета при Синоде. После революции работал инженером-экономистом. Был женат на дочери прот. Исаакиевского собора Филимона Знаменского Елизавете, имел трех детей (Вера (1900), Николай (1902), Анна (1906)), однако уже перед революцией супруги жили врозь. См. В.Н. Волкова. Тропинки из прошлого в будущее. Наша родословная. Новосибирск, 2004. Благодарю Олега Дембо за любезно предоставленные сведения о семье Белявских. Возможно, Мария Андреевна Пахирева (ок. 1873 г.р.). Окончила Вологодское епархиальное женское училище (1892). Учительница Карачевской церковно-приходской школы. См. Клировая ведомость Николаевской Карачевской церкви Вологодского уезда за 1916 год//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 60. Д. 7. Л. 7. Протоиерей Николай Матфиевич (Матвеевич) Кибардин (23.11.1861 - июль 1939) – окончил Вятскую семинарию (1882), Московскую духовную академию (1886), с 12.02.1887-04.03.1892 учитель греческого языка в Екатеринбургском духовном училище, 26.09.1887 рукоположен во священники, с 31.12.1888 редактор Екатеринбургских епархиальных ведомостей, с 18.09.1890 – член Екатеринбургском духовной консистории, 16.03.1895 – старший член консистории, 02.05.1897 г. настоятель Богоявленского Екатеринбургского кафедрального собора, 06.06.1897 – протоиерей, 31.06.1907 ректор Вятской семинарии. С 1914 г. – ректор Тамбовской семинарии. С 1916 г. ректор Вологодской семинарии. Уклонился в обновленческий раскол в 1922 г. В 30-е годы предположительно принес покаяние и был принят в «тихоновскую» Церковь. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского; Резухин А., прот. Церковная Вологда 1930 – 1940-х годов//Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 801-802; Формулярный список//РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 1344. Вторая с конца цифра написана неразборчиво. Можно прочитать «3» или «2». Однако из воспоминаний Н.А. Ильинского следует, что еще в 1936 г. он не имел известий о кончине Н.М. Кибардина (см. Д. 2. Между листами 132 и 133 – не пронумеровано). Кроме того, в 30-е годы прот. Николая видел на богослужениях А. Резухин (Резухин А., прот. Церковная Вологда 1930 – 1940-х годов//Вологда: Ист.-краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 801-802). Таким образом, правильное прочтение «3».

http://bogoslov.ru/article/6176964

—91— брыми людьми», добрыми пастырями, да и действительно будучи ими. А «метафизика», в своё время приложится. Мистические настроения велики и сладки, но требуют уединения, удаления от всего, что их может нарушать, удаления от мира, чересчур часто спугивающего своей суматохой тихих, белых птиц чистой мистики. Близко к этому стоит и истинно христианская «метафизика» – но она дается не рассуждениями за чайным столом, а тяжелым опытом внутреннего Богопознания, раскрывающегося не в каждой душе и тоже больше всего боящегося даже самой изящной обывательной сутолоки. Но служителям алтаря Христова, труждающимся не в затворе, а в мире, нельзя ограничиться лишь сладким созерцанием неземной красоты Пастыря – им надо еще и пасти стадо Его, а для этого прежде всего необходимо исповедание, каждым поступком своим, слов Апостола: «Если знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто». П. С. Шумов С.П. Новый труд об Учебном Комитете при Священном Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений: 1383 [Рец. на: Тихомиров Д.И. Об Учебном Комитете при Священном Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений. СПб., 1908]//Богословский вестник 1908. Т. 2. 5. С. 92–115 (3-я пагин.) —92— Недавно вышел в свет новый труд об Учебном Комитете и ревизии духовно-учебных заведений, принадлежащий перу г. Д. Н. Тихомирова. 1384 Появление этого труда вызвано теми резко отрицательными суждениями, которые были высказаны за последнее время об Учебном Комитете и его членах-ревизорах в статьях разных авторов и особенно в книге проф. Глубоковского: «По вопросам духовной школы» (СПБ. 1907 г.). Автор нового трактата сам член-ревизор Учебного Комитета. Стоя близко к этому учреждению, он находит полезным отозваться на те суждения, которые высказываются со всех сторон о деятельности Учебного Комитета и его членов-ревизоров. Он не скрывает и того, что имеет в виду и цели самозащиты, будет говорить pro domo sua. Книга г. Тихомирова заслуживает внимания. Она касается очень важного для духовной школы предмета и содержит такие суждения, кото-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ваше издание тоже войдет. Надо исполнить приказ начальства, хотя эта работа себе дороже стоит». 13-го числа явился из Петербурга Член-Ревизор Учебного Комитета при Св. Синоде, статский советник П. И. Нечаев , 2221 для ревизии Семинарии и прочих духовно-учебных заведений Тверской епархии. Ревизия эта, как увидим после, оставила по себе недобрую память. 17-го числа послано было два письма: одно в Петербург, другое в Вильну. В Петербург писал я профессору духовной академии Тим. Вас. Барсову: «Приношу Вам сердечное поздравление с совершившимся двадцатипятилетием вашего ревностного служения духовной науке в высшем святилище духовного просвещения. Господь да благословит добрым успехом и дальнейшее служение ваше науке! Племянник мой П. И. Успенский также усердно приветствует Вас с вашим юбилеем». В Вильну писал Попечителю учебного округа Н. А. Сергиевскому : «Препровождаемый при сем экземпляр собранных и изданных мною писем блаженной памяти Святителя Филарета к Высочайшим Особам и разным другим лицам прошу Ваше Превосходительство принять от меня в дар с обычною Вам благосклонностью. При сем повторяю Вам мою искреннюю благодарность за указание мне следов драгоценных писем почившего Святителя к А. П. Ахматову. Вы изволите усмотреть, что эти письма в моем Сборнике занимают подобающее им место». В тот же день я получил письмо из Вильны от преосвященного архиепископа Алексия. От 14-го числа он писал мне в ответ на мое письмо от 11-го числа: «Приношу Вашему Высокопреосвященству мою глубокую благодарность за дорогой дар Ваш – письма Владыки Филарета, собранные и изданные вашими богоугодными трудами. Второй экземпляр отправляется в Несвиж, где Н. М. Богородский состоит учителем Учительской семинарии. —534— Много света, мудрости и знания распространят в Православной России изданные письма и многие поблагодарят и помолятся за Высокого издателя. Мне действительно лежит путь ко граду Св. Петра, который я и предприму, если Господу будет угодно, 24-го числа сего месяца. Благодарю Вас сыновне за милостивое обо мне мнение. Но сам лично полагаю, как и писал Вашему Высокопреосвященству, что буду «упражняться в езде в Синод». Ваше Высокопреосвященство, вероятно, изволите помнит, сколько раз там поднимались канонические вопросы во время вашего заседания в Синоде. Поднимался-ли хотя один вопрос? Всё – идет пробитый канцеляризм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010