Служение Святейшего Патриарха Кирилла в 2012 году 14 января 2013 г. 12:00 Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси публикует избранные фотографии служения Святейшего Патриарха Кирилла. В альбом вошли фотографии основных событий — богослужений, поездок, встреч Предстоятеля Русской Православной Церкви в просшедшем 2012 году. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Рождественское интервью в Патриаршей резиденции Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Перед началом Рождественского богослужения в Храме Христа Спасителя Посещение Научно-практического центра медицинской помощи детям Департамента здравоохранения г.Москвы Освящение воды в Крещенский Сочельник в Храме Христа Спасителя Xll церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов XX Международные Рождественские образовательные чтения Патриаршее служение в домовом храме МГУ в день памяти святой мученицы Татианы Дети, встречающие Святейшего Патриарха у храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Дети встречающие Святейшего Патриарха у храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Божественная литургия в Храме Христа Спасителя в годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Правительства Д.А. Медведевым Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом РФ В.В. Путиным Церемония вручения Макариевских премий за 2011 год Вручение Святейшим Патриархом Кириллом наград участникам мини-турнира по хоккею с мячом на Красной площади Чин великого освящения и Божественная литургия в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя

http://patriarchia.ru/db/text/2708700.ht...

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 3 (424) февраль 2010 /  15 февраля 2010 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на вечерне с чином прощения Накануне начала Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Отказавшись от принятия Божиего закона, Божиего плана по устроению жизни мира и человека, первые люди были изгнаны из рая. Таким был ответ на грех, который они совершили. Это даже не было Божиим наказанием: это была Божественная констатация того факта, что грех и Бог несовместимы. В Боге нет никакого греха; в Божественной чистоте нет ни тени того, что не есть чистота. И потому Божественная жизнь, которая передавалась первым людям через древо жизни, не могла более соприкасаться с омраченным грехом человеческим естеством. Людей, которые нарушают государственные законы, изолируют от общества (если это особо опасные нарушения) — не потому, что само общество злое, а потому, что человек, нарушивший основополагающие законы, становится несовместимым с общественной жизнью. Мы хорошо это знаем из существующей практики судопроизводства и наказания. Вот нечто подобное произошло на заре человеческой истории. Но, отлучая человека от общения с Собой, Бог не лишает его надежды: Он дает ему обетование о пришествии в мир Того, Кто спасет род человеческий, Кто сотрет главу змия — диавола (см. Быт. 3:15). Люди вышли в мир — жестокий, опасный — одинокими, лишенными какой-либо помощи свыше. Они остались живы, они умножили свое потомство, но никогда в памяти людей, в их сердцах не исчез образ рая. И возникновение в глубокой древности многих религий, даже весьма странных и опасных, было не чем иным, как попыткой людей вернуться в рай, найти Бога. Господь не оставляет эти попытки, Он не отворачивается от человека. Он избирает народ, с которым заключает завет или союз. Представителем этого народа был Авраам, который дает Богу согласие вступить в завет с Ним и в ответ на свою веру и верность Богу получить обетование. То, что произошло тогда, в глубокой древности, имело огромное всемирно-историческое значение: Авраам обратился к Богу. Ну, а если подумать о жизненном пути тех людей, которые обрели рай, которые вернулись к Богу, то, когда бы они ни жили и к какому бы народу они ни принадлежали, очевидно, что их движение к Богу начиналось с обращения.

http://e-vestnik.ru/news/slovo_svyatejsh...

«Патриаршая проповедь перед чином прощения в Храме Христа Спасителя» 27.02.2023 12:40:36 Вечером 26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в Храме Христа Спасителя в Москве. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим торжественным богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы — особое время, которое предназначено для того, чтобы дать всем нам, людям, погруженным в суету каждодневной жизни, людям, у которых теперь так мало времени для молитвы, — возможность для духовных размышлений. Время подумать о себе, о своей жизни. Великий пост действительно приглашает всех нас к более частому участию в богослужениях. Великопостные богослужения располагают человека к покаянию, к размышлению о самом себе, о своих грехах. О всем том, что нередко приводило в действие голос нашей совести, когда мы сокрушались, сказав что-то не так или сделав что-то, что кого-то обидело; а потом, в суете мирской, голос совести затихал, и мы забывали, что сделали плохое, а иногда и оправдывали сами себя. Великий пост дает нам возможность, во-первых, вспомнить о плохих поступках и словах, которые когда-то ранили нашу совесть, а потом вышли за пределы нашего внимания и перестали возбуждать совесть. Но ведь эти поступки и слова остались! Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу. Стиль современной жизни переориентирует наше внимание на второстепенное, но это второстепенное кажется нам очень важным, потому что от него нередко зависит уровень нашей жизни, нашего комфорта, нашего благополучия. И мы настолько свыкаемся с тем, что заботы о земном благополучии стали самой главной нашей заботой, что чаще всего забываем про самое важное — заботу о своей собственной душе.

http://radonezh.ru/2023/02/27/patriarsha...

Осознание того факта, что в центре Великого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста. 23 февраля. ПРАВМИР. Вечером 22 февраля 2015 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого момента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин прощения. Конечно, этот чин имеет во многом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в поклоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы входим в замечательную духовную атмосферу прощения. Собственно говоря, в центре Великого поста — именно прощение грехов, ничто иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искреннему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Святой Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V beka в Египте, говорил о том, что воздаяние за прощение, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обидчиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Великого поста мы должны стяжать какие-то особые добродетели. Порой люди именно к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Прощение и покаяние в центре поприща Великого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-v-tsen...

Вечером 2 марта 2014 года, в Прощеное воскресенье, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли Прощеного воскресенья, и с завтрашнего дня начинается поприще Великого поста. Радуется сердце, что все больше людей, ранее не постившихся, с полным пониманием важности поста приступает к этому Богом заповеданному делу. Действительно, Сам Господь неоднократно в Ветхом Завете призывает Свой народ к посту, особенно во времена тяжких испытаний. И Сын Божий являет пример поста на горе близ Иерихона, постясь сорок дней и сорок ночей перед началом Своего служения. Пост сопровождает всю историю христианства. По-разному люди постились, были разные сроки поста и разная дисциплина поста. Были те, кто уходил в пустыню на сорок дней и в течение этого времени ничего не ел и не пил, после чего возвращался в свою обитель просветленным. Мы встречаем воспоминания о таком подвиге в житии преподобной Марии Египетской. Конечно, немногие отваживались именно так, один на один с дикой природой, без хлеба и воды прожить эти сорок дней. Но тот факт, что эти подвиги никогда не сопровождались ни болезнью, ни смертью людей, что запечатлено также в истории Церкви, свидетельствует, что подвиг поста, совершаемый во имя Божие, Богом и поддерживается. Нынешний устав церковный ни от кого не требует таких постов. Есть только отдельные люди, которые возлагают на себя очень строгий пост, но они не являются и не могут являться примером для всех остальных, потому что чаще всего это монашествующие, люди, живущие в уединении, не занимающиеся никакой работой и полностью посвящающие себя размышлениям, молитве и ограничению в пище. Тем не менее дисциплина поста не является простой для современного человека, который привык к комфорту, привык ни в чем себя не ограничивать, есть и пить что хочет и сколько хочет, и поэтому даже облегченная дисциплина поста, которую сегодня Церковь предлагает людям, для некоторых является вызовом и огромным препятствием. И замечательно, что этот вызов сегодня принимают очень многие, в том числе те, кто никогда ранее не постился, например, люди, которые по своему профессиональному укладу жизни должны особенно поддерживать свое физическое состояние. Я имею в виду многих профессиональных спортсменов, которые постятся наравне с нами, не опасаясь, что этот пост ослабит их мышцы или повредит их телу. Не буду называть имя очень известного спортсмена, который вчера сказал мне о том, что принял решение поститься, хотя относится к числу людей незаурядных физических данных, незаурядного телосложения и силы. Я пожелал ему, чтобы Господь укрепил его во время поста и дал силы не свернуть с этого доброго поприща.

http://pravoslavie.ru/68917.html

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Разве не страшно предстать перед Ним с ненавистью? 23 февраля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы В вечер Прощёного воскресенья архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Мы с вами находимся в преддверии Святой Четыредесятницы, которая приведёт нас к празднику Святой Пасхи. Мы сегодня идём по этой дороге для того, чтобы одержать самую главную победу — победу над самими собой. В течение этих дней мы непрестанно будем бороться сами с собой, со своими греховными привычками и привязанностями, страстями, которые так или иначе будут проявлять себя в нашей жизни и восставать против нас, а мы будем восставать против них. В этой борьбе мы проведём следующие сорок дней для того, чтобы с Божией помощью одержать победу, и в ночь Светлого Христова Воскресения праздновать не только воскресение Христа из мертвых, но и победу над грехом в своей жизни, в своей душе, освобождение от тех пут, в которых душа находилась. На этой дороге мы будем не одни. В эти дни с нами будет Церковь. Опираться мы будем на ту всесильную помощь, которую даёт нам Господь, когда мы прибегаем к Нему и обращаемся с молитвой. Первое препятствие, которое нам нужно преодолеть, первый камень, который нам нужно отодвинуть, идя по этой дороге — это вражда, ненависть и обида, которые могут найти себе место в нашей душе и в нашем сердце. Если мы этот камень не сбросим со своей души, то весь наш пост, все наши молитвы, поклоны и добрые дела не помогут нам и не приблизят нас к Богу. Если в сердце будет ненависть, вражда, неприязнь, то благодать Божия в такое сердце не сможет войти: она не найдёт там для себя места. Поэтому существует такой обычай — в вечер перед началом Великого поста православные христиане собираются вместе в храмах Божиих, встречаются друг с другом в домах и просят друг у друга прощения.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Освящение колокола " Святитель Петр " ЦВ 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 14-23 февраля 2010 14 февраля, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Русская Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (по Уставу служба праздника Сретения переносится на этот день с понедельника 15 февраля). Утром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл поздравил собравшихся с праздником Сретения Господня и Прощеным воскресеньем: «Пусть благословение Божие и Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над всеми нами, укрепляя нас, особенно во время Великого поста, дабы душу и тело приуготовить к достойной встрече Светлого Христова Воскресения». Вечером 14 февраля, накануне начала Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В своем Первосвятительском слове Святешей Патриарх в частности сказал: «Покаяние есть действительно таинственный и спасительный акт, совершаемый нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей. Покаяние есть, в первую очередь, осознание своего греха. Никакое движение к Богу, никакое духовное возрастание без этого осознания греха невозможно. Собственно говоря, пост и предлагается нам для того, чтобы мы покаялись. Главное содержание поста есть покаяние. Хорошо известно, что греческое слово «метанойя», переводимое на русский как покаяние, буквально означает перемену — перемену ума и сердца, перемену жизни. Поэтому целью поста является покаяние как подлинная перемена мысли и жизни». На первой Седмице Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского: в понедельник, 15 февраля — в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, во вторник, 16 февраля — в Богоявленском кафедральном соборе, в среду, 17 февраля — в Троицком соборе московского Данилова ставропигиального мужского монастыря, в четверг 18 февраля — в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Фото священника Сергея Никифорова 29 марта 2018 г. 11:00 В Кизляре прошла панихида по жертвам трагедии в Георгиевском храме 29 марта 2018 года исполнилось 40 дней трагедии в дагестанском городе Кизляр, когда  после вечернего богослужения вооруженный преступник открыл огонь из охотничьего ружья по выходящим из храма Георгия Победоносца прихожанам. Четверо женщин были убиты на месте, пятая скончалась в больнице. Кроме того, были тяжело ранены еще две прихожанки и двое сотрудников правоохранительных органов. В 12.00 на месте погребения архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам ослужил панихиду по невинно убиенным Вере, Надежде, Людмиле, Ирине, Вере.  Как сообщает сайт Махачкалинской епархии, в 27 марта 2018 года в Кизлярском районе прошло заседание Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан под руководством врио Главы РД Владимира Васильева. Заседание началось с минуты молчания в память о погибших в результате пожара в Кемерово. В завершение визита Владимир Васильев в сопровождении, в преддверии 40-го дня с момента трагедии, в результате которой погибли 5 прихожанок Свято-Георгиевского собора, прибыл на место захоронения жертв и возложил к их могилам цветы. Напомним подробности событий, о которых корреспонденту Журнала Московской Патриархии рассказал настоятель храма священник Павел Каликин: «Вечерняя служба с чином прощения (было Прощенное воскресение) только закончилась, было около 16 часов. Большинство людей еще оставались в храме, подходя за благословением к священникам, а кто-то уже вышел на улицу. Убийца, видимо, рассчитывал прийти к середине богослужения, так как вечерняя служба у нас обычно длиться два часа и храм бывает полон народа. Он шел навстречу выходящим из храма и стрелял в упор. Так были убиты у своей машины двоюродные сестры Людмила Георгиевна Щербакова и Вера Гавриловна Моргунова». Войдя в ограду храма, преступник хладнокровно расстрелял Надежду Сергеевну Терлиян и Веру Сергеевну Блинникову, которые уже вышли из храма. Но когда перезаряжал ружье (а делал он это очень быстро), на него набросилась Ирина Мелькомова. 

http://e-vestnik.ru/church/tragediya_v_h...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Ты приехал на Афон умирать? Записки паломника « Ты приехал на Афон умирать?» Колокольня с башенными часами. Она расположена над трапезной и была сооружена в 1893 году.Каждую субботу с заходом солнца, когда на Святой Горе Афон по византийскому отсчету времени наступает полночь, а за ней начинается новый день, стрелки главных часов на звоннице в русском Пантелеимоновом монастыре монахи устанавливают на верхней отметке – «12». Святогорцы еженедельно корректируют ход часов в соответствии с астрономическим временем. Исключение составляет Иверский монастырь, где действует особая (халдейская) система времени, согласно которой сутки начинаются с момента восхода солнца. В вечерней тишине даже в отдаленном от монастырских стен архондарике (гостинице) паломники слышат, как старинные часы с музыкальным механизмом (1893 года) отмечают каждую четверть часа и бьют каждый час. Святая Гора быстро погружается в ночную темноту, но в монастыре, кажется, не существует ночи. Афонские старцы считают, что целонощная молитва особо приятна Богу, поэтому большую часть ночи монахи проводят на богослужении, во время которого не ощущается течение времени. Ночные часы самые благоприятные и ценные для соборной и келейной молитвы. Ровно в полночь по афонскому времени в храме целителя и великомученика Пантелеимона, в его притворе, отделенном от основной части церкви плотной бордовой завесой и освещаемом только несколькими свечами и лампадами, служится малое повечерие, завершаемое традиционным чином прощения. Монахи и паломники против часовой стрелки медленно обходят притвор и прикладываются к иконам, а потом подходят к служащему священнику. Если в этот час здесь присутствует игумен Иеремия, сначала священник делает ему поклон, а затем и вся братия кланяется до земли игумену и берет у него благословение. По уставу каждую субботу братия монастыря причащается святых Христовых таин, поэтому в ночь на субботу в основной части храма продолжается общая исповедь, начатая в пятницу примерно за два часа до начала малого повечерия. Духовник монастыря иеромонах Макарий (Макиенко) согбенно сидит перед алтарем на маленькой табуретке и исповедует сначала всю братию и послушников, а паломники томительно выжидают своей очереди и подходят к нему самыми последними. У некоторых из них в руке клочок бумаги с пометками, освещаемый ими время от времени огарком свечи или фонариком: вспоминать о своих грехах и каяться в них проходится почти в темноте.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1443

Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010