Холодный храм во имя святых Жен Мироносиц имел: образ Живоначальной Троицы; образ святых Жен Мироносиц; образ Пречистой Богородицы Владимирской; образ Пречистой Богородицы Одигитрии; образ Макария Унжеского. В трапезной храма находились: образ Пречистой Богородицы Неопалимая Купина; образ Воскресения Христова; образ Всемилостивого Спаса; образ Филиппа митрополита Московского; образ Антония Сийского; образ Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев; образ Введения Пресвятой Богородицы во храм; образ Николая Чудотворца. В 1684 году при архиепископе Великоустюжском и Тотемском Геласии Сретенско-Мироносицкие храмы стали собором: «1684. …Въ томъ же году Сретенская-Мироносицкая церковь была учреждена 14 мая 1685 года вместо деревянной холодной Сретенской церкви, по благословению архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра положено основание для каменного храма во имя Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской с двумя приделами: во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Симеона Богоприимца. Об этом свидетельствует «Церковная опись» 1763 года: «Церковь, во имя Сретения иконы Пресвятыя Богородицы Владимирской, холодная, каменная, о двухъ приделахъ: съ южную сторону – Святого и Праведного Симеона Богоприимца, а съ левую Николая Миръ Ликийского Чудотворца, основана въ лето отъ Рождества Христова 1685 Майя въ 14-й день, въ память Святаго мученика Исидора, въ царство Благочестивейшихъ Государей, Царей и Великихъ Князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя Белыя России Самодержцевъ, при Святейшемъ Иоакиме Патриархе Московскомъ и всея России, по указу Преосв. Александра, Архиепископа Великоустюжскаго и Тотемскаго, а освящена въ 1690 году Ноября 17 дня на память Св. Чудотворца Григория Епископа Неокесарийскаго. Церковь и съ колокольней строилъ гость Москвитянинъ Семенъ Хрисанфовъ Шиловцовъ своимъ Церковь во имя Сретения иконы Божией Матери Владимирской была освящена 17 ноября 1690 года архиепископом Великоустюжским и Тотемским Александром. 20 ноября 1693 года архиепископом Великоустюжский и Тотемский Александр освятил придел Макария Желтоводского и Унженского, но уже во имя Симеона Богоприимца. О чем свидетельствовала надпись на алтарном кресте. Возможно, придел был переосвящен в память создателя храма Семена Хрисанфовича Шиловцева, в честь его Ангела Симеона Богоприимца.

http://sobory.ru/article/?object=22229

В 1788 к храму прибавилась тёплая церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли. В начале XIX века, когда в губернии вовсю велось каменное церковное строительство, Сретенский храм оставался единственным деревянным во Владимире. В начале 1805 года прихожане церкви во главе со старостой Захаром Гавриловым и священником Степаном Ивановым подали прошение в духовную консисторию о разрешении возведения каменного храма: «всепокорнейшее просим на построение оной каменной [церкви] по малости церковной суммы в сборе повелеть дать для сбору при указе книгу на 5 лет». Менее чем через полгода, 22 июня 1805 года, епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) дал благословенную грамоту и разрешил сбор средств на постройку нового храма. Пока возводился каменный храм, богослужения продолжали проходить в деревянном холодном храме. Правда, паперти его разобрали, как сломали и тёплую церковь. Полученное дерево употребили на обжиг кирпича. В 1807 году был освящён придельный храм в честь Сретения Господня, а в 1809 году освятили главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда была выстроена и колокольня, увенчанная шпилем, но мелкое строительство продолжалось ещё какое-то время. Несмотря на то, что храм стал Владимирским (причём ещё до постройки каменного), его продолжали называть Сретенским в память о церкви, основанной князем Андреем Боголюбским. Как отмечает опись, составленная в 1809 году, церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью отличался лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр «книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы», надо полагать весьма популярное чтиво в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры. Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 году заменена железной, позолочена единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни. Приблизительно в те же годы прежний трёхъярусный «гладкий» иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас тёплого храма был заменён в 1834 году. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Всё это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 году был выстроен северный придел, престол которого освящён в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», ещё больше тёплая церковь расширена в 1870-1780 гг., когда с запада была пристроена паперть. Тогда же все три иконостаса заменили новыми.

http://sobory.ru/article/?object=01995

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Верхняя церковь более богата по своей архитектурной отделке, и за счет высокого потолка кажется гораздо просторнее. Пространство зала разделено на три придела четырьмя массивными восьимигранными пилонами, обработанными парными пилястрами и филенками. Центральный барабан – световой, он прорезан восемью полуциркульными и четырьмя круглыми окнами. Простенки оформлены тягами и филенками. В восточном простенке помещена скульптурная композиция, изображающая трубящего Ангела. На парусах помещены скульптурные изображения Евангелистов. Боковые барабаны первоначально также были световыми, но около 1900-х годов перекрыты в основаниях пологими фальшсводами. Боковые приделы были устроены уже в середине XIX века, после устройства в верхнем храме калориферного отопления. В 1868 году был освящен северный придел в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " , а в 1872 году южный – во имя святых Веры, надежды, Любови и Матери их Софии. Иконостасы в них поздние. Пилоны церкви были украшены образами работы школы Рубенса, картинами итальянской и фламандской школы, появившимися в храме в 1810-е годы. Происхождение их доподлинно неизвестно, но существует предание, что они были привезены из Дрезденской картинной галереи нашими маркитантами, сопровождавшими русскую армию во время заграничного похода 1813 – 1814 годов. Несмотря на годы гонений в церкви сохранились два уникальных иконостаса середины XVIII века – первоначальный, изготовленный для Владимирской церкви, стоящий ныне лицевой стороной к алтарю и позолоченный резной, выполненный в традициях барокко по рисунку Ф. Растрелли в середине XVIII века и прежде находившийся в церкви Аничкова дворца. Главная икона храма была заказана в Москве и представляет список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, хранившейся в Московском Сретенском монастыре. Она была привезена в Петербург в 1763 – 1764 годах. Храм был закрыт в 1932 году. Большая часть икон и риз Владимирской церкви были переданы в Эрмитаж и Русский музей. После закрытия церкви, здание занимал антирелигиозный отдел Публичной библиотеки, а после войны – институт " Ленмашучет " . Храм постепенно приходил в упадок. Иконостас верхнего храма был зашит досками, чтобы не отвлекать работников излишними красотами, а в алтаре размещены канцелярские столы. Только в 1960 году здание церкви было принято под государственную охрану как памятник архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=01577

В летописях сообщается, что Тамерлану во сне явилась светозарная Дева в окружении небесного воинства и повелела отступить от Москвы. И завоеватель, не знавший ни одного поражения, отступил: без боя повернул он назад и вернулся в монгольские степи. Известно, что вскоре Тамерлан скончался и был похоронен с великими почестями. А Москва праздновала победу и прославляла Богородицу за чудесное избавление, чествовала Ее чудотворный образ. Торжественная встреча иконы москвичами была описана в летописях, и в память об этом событии в церковный календарь был введен праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. На месте сретения (встречи) москвичами чудотворной иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери во дворе монастыря был возведен в 1679 году на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 года. Успенский собор Московского Кремля, где икона была поставлена с великими почестями, в народе стали именовать Домом Пресвятой Богородицы. Митрополит Киприан заказал для чудотворного образа позлащенный оклад, около иконы постоянно служились благодарственные молебны. С тех пор Владимирская икона почитается как защитница Руси. Много раз отводила она беду от нашей земли. Так, к 1480 году Заступница вновь заставила татар уйти без боя от границ Руси. На этот раз войска хана Ахмата двинулись на Москву и раскинули стан в калужских пределах. Это событие вошло в историю под названием Стояние на реке Угре. На другом берегу стали собираться русские полки. Так стояли русские и ордынцы друг против друга несколько дней, никто не решался начать бой первым. Москвичи молились перед Владимирской иконой, и в один момент неожиданно хан Ахмат снялся с места и повернул на восток, ушел в заволжские степи. По преданию, на неприятеля напал жуткий, необъяснимый страх. Русские даже не преследовали татар, так поспешно те покидали Русскую землю. Летописцы объясняют столь странное поведение татар вмешательством Богородицы, которая явилась Ахмату и повелела уйти с Русской земли, как за сто лет до этого Она являлась Тамерлану. Народ вновь прославил Богородицу, защитившую Русь, а река Угра, где стояли войска русских и татар, получила в народе название Пояса Богородицы. После этого события великий князь московский Иван III разорвал татарскую грамоту, отказавшись платить дань Орде, и Русь стала свободной.

http://e-vestnik.ru/analytics/vsyak_upov...

Второй аспект проблемы, связанной с 300-летием Империи, который я бы хотел затронуть, – это вопрос хронологии. Здесь уже прозвучало, что это провозглашение России Империей произошло 2 ноября, т.е. событие датируется по европейскому григорианскому календарю. Однако такое слепое следование григорианскому календарю нередко приводит к искажению исторической правды. Я не буду вдаваться в астрономические проблемы, в выяснение, какой календарь более правильный – Юлианский или Григорианский. Хотел бы только подчеркнуть, что 22 октября 1721 года – это был день Казанской иконы Божией Матери, потому что 22 октября по юлианскому календарю народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, предводительствуемое Казанской иконой Божией Матери, взяло Китай-город. В честь этого события на Красной площади на средства князя Пожарского был построен Казанский собор, в котором и пребывала та самая Казанская икона Божией Матери, а сам день стал отмечаться как московский местночтимый праздник. А во времена Царя Алексея Михайловича этот день стал праздноваться как всероссийский праздник, как день Казанской иконы Божией Матери, который мы знаем и сегодня. Церковь празднует память Казанской иконы 4 ноября. В этот же день мы празднуем государственный праздник День народного единства, вспоминая подвиг Народного ополчения и спасение России. Но если следовать григорианскому календарю, то вообще-то день этот надо праздновать 1 ноября, поскольку в XVII веке расхождение Юлианского и Григорианского календарей составляло 10 дней. Однако наше государство в этом случае пошло вопреки собственной традиции пользоваться Григорианским календарём на то, что День народного единства празднуется 4 ноября, т.е. по Юлианскому календарю. Это должно стать для нас примером, и мы должны, вспоминая 300-летие Российской Империи, помнить, что произошло это событие в день Казанской иконы Божией Матери, и отмечать этот день нужно не 2-го, а 4-го ноября по Григорианскому календарю. Путаница, которую создали большевики, перейдя на привычный для них, иностранцев, Григорианский календарь, вызывает сегодня сложности в понимании исторических событий. Например, известно, что Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года, это был день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Но если следовать Григорианскому календарю, то годовщину великого сражения надо праздновать сегодня 7 сентября, а не 8-го, т.е. на день раньше, потому что разница в календарях в XIX веке была 12 дней, а сейчас 13 дней. Но тогда мы попадаем совершенно в другой день, не в тот день, когда доблестные воины Русской армии сражались под Бородиным и умирали с молитвой к Пресвятой Богородице. Искажается духовный смысл события.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/po...

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 г. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света. Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 г., государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 г. – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть. Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 г., выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума». В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями. Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские. С 1960-х до начала 1990-х г.г. здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=02411

В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года, в 1397 году, сыном князя Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора, так как это был главный праздник Москвы, исторический праздник города. Итак, Сретенский монастырь – древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на знаменитой улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского – с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. На протяжении всей своей истории Сретенский монастырь продолжал оставаться центром московских крестных ходов. Во времена общественных потрясений монастырь оставался в центре событий. Храмов было три: каменный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1689 год) с приделом во имя Рождества святого Иоанна Предтечи (1706 год); в честь святой Марии Египетской (1385 год, возобновлен в 1784 году) с приделом во имя Сретения Господня (1706 год); в честь святителя Николая Чудотворца с приделом во имя Всех святых. Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Середина XVII века была временем особого благосостояния Сретенского монастыря. Многие царские паломничества начинались и заканчивались в нем. Царская семья делала ценнейшие вклады в монастырь. Наибольшего расцвета он достиг к самому концу XVII века, при царе Федоре Алексеевиче. В это время в монастыре было развернуто большое строительство. В 20е годы XVIII века монастырское хозяйство стало приходить в упадок. Страшный удар по монастырю нанес московский пожар 1737 года. В 1764 году Сретенская обитель, еще не оправившаяся от пожара, была преобразована в заштатную, и в ней было разрешено пребывание лишь 14 человек. Восстановление монастыря произошло при митрополите Платоне (Левшине) . К концу XVIII века жизнь в монастыре мало-помалу наладилась. В 1812 году монастырь вновь оказался в центре исторических событий. Бородинское сражение произошло как раз в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Как и в 1612 году, монастырь уцелел во время московского пожара, но был ограблен французами. На территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра Первого Владимирский собор был построен и освящён. После упразднения Сретенской обители в 1764 году собор стал приходской церковью; православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в её стенах святыню- список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. После закрытия Владимирского собора в 30-ых годах 20 столетия чудотворная Нерехтская-Владимирская икона, как и всё убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквях города Нерехты. 13 мая 2004 года Владимирский собор города Нерехты был передан Церкви; с того же времени чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре и приносится на богослужения, совершаемые, к сожалению, столь изредко в ныне закрытом Владимирском соборе. Владимирская церковь каменная, с такою же колокольнею. Холодная церковь построена в 1685 г. усердием ярославского гражданина Иоанна Аверкиева по случаю принесения в 1634 г. из Ярославля на место, где ныне церковь, чудотворного Владимирского образа Божией Матери. На построение ее царь Федор Алексеевич, изволивший в 1678 г. прибыть в г. Нерехту и поклониться чудотворному образу, выдал из своей царской казны значительное количество денег, а на окончание строения в 1685 г. царь Петр Алексеевич приказал выдать 250 руб. Придельная теплая церковь построена в 1833 г. на средства неизвестных жертвователей. Церковь окружена каменной оградой. Престолов три: в холодной - в честь Владимирской иконы Божией Матери, в теплой - правый в честь Сретения Господня и левый во имя архистратига Михаила. Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери, именуемые Владимирскими. Церковный капитал 3809 руб. 17 коп. В часовне на городской площади производится продажа масла и свеч, но по ничтожности дохода ему не ведется особой записи, а причисляется он к общему церковному доходу. Имеется по книжке сберегательной кассы капитал на позолоту крестов.

http://sobory.ru/article/?object=00156

Московский пожар 1812 года обошел стороной храм и близлежащие постройки. 20 августа 1830 г. в храме на отпевании своего дяди, поэта В.Л. Пушкина, присутствовал А.С. Пушкин. Под его сводами молились К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Ф.С. Рокотов, Иван Муравьев-Апостол и его три сына-декабриста Сергей, Матвей и Ипполит, Марина Цветаева. В 1905 году в церкви случился пожар. В огне сгорел образ святого Василия Блаженного. Но как оказалось, это было только началом испытаний. После закрытия храма в 1933 году, он был разграблен и разорен. В разное время помещение использовалось как учебная аудитория, склад и общежитие. В 1994 год храм был передан РПЦ и отреставрирован (арх. Н.Д. Недович), а в 1997 году освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. intomoscow.ru Никиты, великомученика, в Старой Басманной слободе церковь (Старая Басманная улица, дом 16/1, строение 1). На северо-восток от границы Земляного города в древности отходила дорога, продолжавшая улицы Маросейку и Покровку. Она шла в царские села Покровское и Измайлово и в Немецкую слободу. Вдоль дороги со второй половины XVI века располагалась дворцовая Басманная слобода, где жители выпекали казенный хлеб с клеймом («басман»). В 1519 г. здесь выстроили деревянную церковь в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1518–1519 гг. в Москве для поновлення находилась Владимирская икона Божией Матери из Владимира. Это был список с древней Владимирской иконы XI века, сделанный XV веке. В день ее проводов 15 сентября 1519 г. и была освящена новая церковь в Басманной слободе, в присутствии великого князя и митрополита. В память этого события 15 сентября – на день великомученика Никиты – был установлен сюда ежегодный крестный ход из Успенского собора Кремля, просуществовавший до 1683 г. В XVI–XVII веках храм был однопрестольным. Первый каменный храм с приделом великомученика Никиты построили в 1685 г. С этих пор повелось именовать всю церковь Никитской. В 1745 г. приступили к строительству новой каменной церкви. Тогда же построили временный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Перестройка завершилась 31 мая 1751 г. Был построен большой храм с трапезной и колокольней. Главный престол, как и ранее, освятили в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богродицы; в трапезной были приделы великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. В трапезную вошли остатки стен церкви XVII века. Авторство проекта приписывается одному из ведущих архитекторов середины XVIII в. Д.В. Ухтомскому.

http://sobory.ru/article/?object=01882

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010