Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

К достопримечательностям Одигитриевской церкви относятся: Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии Страстной. Она мерою в длину один аршин и пять вершков, а в ширину ровно аршин. Риза на ней серебряная позолоченная; убрус на лике Божией Матери и цата на лике Предвечного Младенца украшены жемчугом, алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Орудием прославления иконы, писанной нижегородским иконописцем Григорием, послужила некая жена веси Палец, по имени Екатерина, в царствование царя Михаила Феодоровича. С 1644 года икона сия признана чудотворной и празднество ей установлено августа 13 дня. Это видно, кроме рукописного о ней сказания, из " Истории Российской иерархии " , где говорится: " По uзbъecmiю о яbлehiu образа пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Одигитрия, нарицаемыя страстныя, значится, что сей образ 7149 (1641) года, по couзboлehiю Государя царя Михаила Феодоровича и по совъту святъйшаго nampiapxa Bcepocciйckaro Iocuфa, принесенъ Нижняго Новгорода изъ вотчины царева синклита болярина князя Бориса Лыкова, изъ веси нарицаемой Палецъ, изъ церкви св. Космы и Дaмiaha въ цapcmbyющiй градъ Москву " . Сам благочестивый государь с сыном своим Алексеем Михайловичем в сопровождении всего синклита своего, равно и патриарх Иосиф со всем священным собором московским, вышли в сретение чудотворной иконе. По совершении молебного пения за Тверскими воротами, на месте сретения вскоре сооружена каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы Страстной Одигитрии, где ныне девичий монастырь, именуемый Страстным. Вместе с сим царь приказал снять верный список с чудотворной Одигитриевской иконы и поставить оный во вновь сооружаемой церкви. А подлинная икона, украшенная серебром, золотом и многоценными каменьями, препровождена была с подобающей честью и благочинием опять в село Палец и поставлена в новой деревянной Одигитриевской церкви. По сооружении же нынешней каменной церкви (1681), чудотворная икона поставлена на настоящее место. Напрестольный крест приложен в церковь в 1647 году, как видно из надписи внизу на лицевой стороне: " 7156 лъта мъсяца Декабря въ 20-й день зделанъ сей кресътъ блarocълobящiй вдомъ въкладу ко Пресвятъй Богородицъ честънаго и славнаго Ея образа чудотворные иконы Страстные Naлeцъkiя, при державе благочестиваго Государя царя и великаго князя Aлekciя Михайловича всея Pyciu дачи князя Семена Урусова " .

http://sobory.ru/article/?object=06493

К моменту строительства каменного храма крестьянином Корякиным земли эти уже не принадлежали Соловецкому монастырю. Их секуляризировали во времена императрицы Екатерины Второй. Попытался я разобраться и в том, как древняя плита могла оказаться в цоколе нового храма? Её могли заложить в качестве строительного материала. Возможно, как захоронение одного из последних владельцев храма, сына того, кто передал это село в ведение Соловецкого монастыря, она могла находиться и внутри старого храма. Вполне возможно, что рядом со старой деревянной церковью находилось захоронение младенца Митрофана Ширина, а может быть, и склеп всего рода Шириных. Замурованная в стену храма плита подтвердила историю древних дворянских родов, владевших селом, и даже позволила сделать предположения относительно названия современного каменного храма. Первый владелец села Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 г. за выслуги перед Отечеством. Вполне возможно, что эти выслуги были как-то связаны с освободительной борьбой против польских интервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Димитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал своё Первое ополчение. Сын Никифора Турабьев погиб во время неудачной осады русскими Смоленска в 1632 г. По всей видимости, все эти события могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой " Одигитрия " . Так что теперь благодаря проводимой реставрации будет не только восстановлена святыня, но и восстановлена история самого села. Из статьи " Смоленский храм в Черневе " . Московские Епархиальные Ведомости. 2/18 стр.43 Еще недавно храм Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в селе Чернево Зарайского района представлял собой руины: недалеко от местного кладбища стояли кирпичные стены без крыши, куполов и крестов. В 2017 году на средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была проведена реставрация церкви, и уже с сентября 2018 года в храме стали совершаться регулярные богослужения. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторами была обнаружена старинная надгробная плита, обратившая внимание исследователей на историю села Чернева.

http://sobory.ru/article/?object=12151

И вот он, такой маленький, делал поклоны перед иконой. Через несколько часов, уже на Всенощной, мама пришла вся в слезах: мальчик заснул, температуры нет. Это чудо при мне случилось, сам видел. Обычно батюшка посылал к иконам Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона, если люди приезжали за каким - то облегчением, с болезнью, или от скорбей. Он это спасение от недугов себе не приписывал, понимал, что не он дает, а Бог дает через него. Здесь каждый день происходит какое - то чудо. Можно назвать нашу икону Талабской, в других местах такой иконы нет " . Икона Божией Матери Смоленская есть и в приделе, освященном в честь этого образа Божией Матери в храме свв. Апостолов Петра и Павла рядом с островом Талабенец, на острове Верхнем (Белов). 10 августа вокруг островов Талабск, Талабенец и Верхний будут совершены Крестные ходы в честь иконы Богородицы Смоленская. Смоленская икона Божией Матери, именуемая " Одигитрия " (Путеводительница), по церковному преданию, была написана святым Евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В XIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

Было это таким образом. Сначала, в 1769 году в теплой низкой части был освящен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана Римских. Затем, (время неизвестно) был освящен главный престол высокого летнего храма – в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1775 году при священнике Андрее строительство церкви было благополучно закончено и в ознаменование окончания работ в день празднования иконе Божией Матери Одигитрии (или Смоленской) был освящен придел во имя равноапостольных царя Константина и царицы Елены в теплой части, с левой стороны. Таким образом, строительство и украшение храма продолжалось в течение шести лет. В записях на памятных крестах отмечены участники этого дела – священник Максим Никифоров (он начинал) и диакон Афанасий. Несмотря на освящение главного престола новой каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, храм по-прежнему называют в большинстве случаев Косьмо-Дамианским. Для путеводителей и документации советского времени это станет его исключительным названием, почему мы используем его и сейчас. Историки пишут, что: «О роли церкви святых Косьмы и Дамиана в ряду других храмов города с конца 18 по начало 20 века можно составить представление, например, из дел Ярославской Духовной Консистории и Ростовского Духовного Правления. Можно сказать, что Косьмо-Дамианская церковь упоминается в делах разнообразно и чаще, чем многие другие ростовские храмы. Уже само расположение храма обеспечивало церкви многолюдный приход и разнообразные возможности самостоятельного дохода». При храме был погост – кладбище для прихожан. По данным, относящимся к 1908 году, церкви принадлежали 1812 кв. саженей земли в городе Ростове и 8 десятин 1875 кв. саженей в Ростовском уезде. Церковный капитал составлял 2008 р. 26 к., причтовый - 8788 р. 76 к. Причт по штату состоял из священника и псаломщика. Приход церкви составляли 633 человека, проживавших в Ростове и пригородных слободах Богоявленской, Квасоварной и Петровской. Тогда же, в начале 20 века ростовский краевед А.А.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Церковь во имя Святого Пророка Илии Время возникновения храма в честь святого Пророка Илии точно не известно. Предположительно, храм был воздвигнут выходцами из Великого Новгорода в честь своего святого – архиепископа Новгородского Иоанна, до схимы носившего имя Илия. Общецерковное празднование которому установлено в 1547 году. Первое упоминание Ильинской церкви находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же вверхъ по реке по Сухоне въ Левонтьевскомъ конце церковь Ильи Пророка, древяна вверхъ, да теплая церковь Зосима и Савватия Соловецкихъ чуд., древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское приходныхъ людей». Более подробное описание Ильинской церкви дано в «Писцовых книгах» 1683 года: «…у Сухоны р. на берегу церковь святого и славного пророка Илии теплая древяная рублена клетцки о дву верхахъ… въ той же церкви другая служба во имя преп. отецъ Зосимы и Саватея Солов. чуд… тое жъ церкви колокольня круглая брусчатая вверхъ шатровой, на ней 6 Там же дается подробное описание внутреннего убранства храма. В алтаре Ильинской церкви находилось: Евангелие украшенное серебряными резными Евангелистами, запрестольная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии с медным золоченым окладом и серебряным венцом. В самом храме имелись образа: Илии Пророка с житием; Воскресения Христова; Пресвятой Богородицы. В алтаре церкви Зосима и Савватея Соловецких: Евангелие, крест благословящий обложенный серебром золоченым, запрестольный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. В самом храме имелись образа: Зосима и Савватея Соловецких чудотворцев; Пресвятой Богородицы Одигитрии. Согласно надписи на алтарном кресте, 18 августа 1695 года архиепископ Великоустюжский и Тотемский Александр дал благословение на строительство теплой каменной церкви. Вновь построенный храм был освящен в честь иконы Божией Матери Знамение. Переименование храма связано скорей всего с тем, что икона Божией Матери Знамение непосредственно связана с Великим Новгородом и более близка новгородским переселенцам, а придел Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев на тот момент уже существовал в церкви Николая чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=06415

В 1989 году храм возвратили церкви, тогда же здесь было совершено первое богослужение. В настоящее время в церкви действуют главный престол в честь Святой Троицы и придел во имя иконы Божией Матери «Страстная». К храму приписаны молельные комнаты, расположенные в больнице и СИЗО города Козьмодемьянска. Свято-Троицкий храм был отстроен и освящён в 1733 году на средства прихожан с использованием старых фундаментов Христорождественского собора 1658 года постройки. Церковь в честь Живоначальной Троицы была освящёна как однопрестольная, холодная. В 1825 году к основному объёму церкви пристроили тёплую трапезную с Благовещенским приделом с южной стороны, так как в том же году была разобрана рядом стоящая одноимённая церковь. В 1827 году возвели трёхъярусную колокольню, храм обнесли каменной оградой с железной решёткой. 28 ноября 1893 года с северной стороны в трапезе освятили придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Троицкий храм считался городским собором до того, как в 1872 году был построен Смоленский собор. На колокольне Троицкой церкви до революции имелось 7 колоколов: Большой весом 108 пудов, Полиелейный в 50 пудов, Часовой в 10 пудов, Будничный и два Зазвонных - в 3 пуда и 1 пуд соответственно. Большой колокол имел надпись: " Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова " . Средний отлит в 1869 году на заводе потомственных почётных граждан саратовских 1-й гильдии купцов, братьев Гудковых и имеет надпись: " Благовествуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу " . Один из приделов, который освятили уже в наши дни, посвящён иконе Божией Матери " Страстная " (первоначальный - иконе Божией Матери Одигитрии). В Троицкой церкви с незапамятных времён хранился чудотворный список с этого образа. Ежегодно с 4 по 18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. В храме также хранилась икона Божией Матери " Троеручицы " , списанная с чудотворного образа, хранившейся на святой горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим иконописцем и принесена в дар патриарху Никону в 1664 году, а затем перенесена в Козьмодемьянск.

http://sobory.ru/article/?object=05914

Церковь построили двухпрестольной: верхний - в честь иконы Одигитрия, нижний - Георгия Победоносца. Соответственно, в верхнем служили летом, а в нижнем, отпаливаемом печками, своды которого были намного ниже, - зимой. Освятили храм через три года и только тогда раскатали на брёвна стоявший рядом прежний. Артельщики Почекунина хорошо знали тонкости стилистики сибирского барокко, которое выражалось в тончайшей проработке рисунка наличников, окон, фронтона-кокошника храмовой части. Профили карнизов были развиты и красивы по очертанию. Пятиглавие храмовой части состояло из двухъярусных, уменьшающихся в высоту барабанов, декорированных неглубокими нишами и волютами. Наличники окон первого и второго этажей обрамляли вертикальные изящные полуколонки с декоративными поясами, чередуясь по фасадам с углубленным рельефом из стилизованных геометрических фигур в виде креста, неглубоких ниш полуциркульного завершения и изящных картушей. На южном фасаде храмовой части на уровне второго этажа было живописное изображение Богоматери Одигитрия. Окончательно ансамбль сформировался в 1870-е годы с постройкой каменной ограды вокруг храма. Оказал он влияние и на построенные позже Преображенский собор и Ильинскую церковь. Из известных храмов Одигитриевский был больше всего схож с построенным в одно время с ним Покровским собором Красноярска, который украшает город и поныне. Небезынтересно, что из всех сооружений Кузнецка именно Одигитриевский храм вызвал восторг самого известного из сибирских архитекторов первой половины XX века - Андрея Крячкова. Прибыв сюда из Томска уже известным зодчим, он выполнил настолько детальный рисунок церкви, что даже в отсутствие чертежей и обмеров его можно использовать для воссоздания памятника. Этот уникальный рисунок нашёл недавно в музее Новосибирского института архитектуры известный городской краевед, директор книжного магазина “Плиний Младший” Александр Сергеевич Востриков. В декабре 1919 года Одигитриевский храм разграбили и сожгли анархисты-роговцы. Службы в нём уже не возобновлялись - советская власть его у верующих отобрала.

http://sobory.ru/article/?object=40216

В 2017 г., в ходе археологических раскопок в Н. м. м., впервые при исследовании московских мон-рей были открыты фрагменты первоначальной ограды, к-рую безуспешно искали начиная с 50-х гг. XX в. (ранее в мон-рях Москвы не находили следов традиц. дерево-земляных укреплений). Огражденная территория составляла около 110 м с юга на север (вдвое уже современной), возможная протяженность ограды с запада на восток - 130-150 м. Т. о., первоначальная площадь Н. м. м. составляла 1,5-2 га (ныне около 6 га). Линия ограды шла прямо, что указывает на вероятность регулярного характера ранней застройки. В состав ограды входила легкая деревянная конструкция без обваловки, но с мелким рвом (глубиной 1,5-2 м), далеко отстоявшим от нее. Вместе с ним ограда образовывала широкую полосу около 9,5 м (3,5 м стена, почти 3 м берма, около 3 м ров). Не исключено, что ров и стена ограждали изначальную территорию Н. м. м. в разные периоды XVI в. В Типографской летописи содержится указание на то, что «приведоша из Суздаля от Покрова Пречистыя старицу Олену Двочкину на строительство, а с нею приидоша 18 стариц. И церковь свящали июля» (ПСРЛ. Т. 24. С. 222). В Степенной книге обитель названа «общей», т. е. общежительной, что во многом определило ее уставные нормы и правила (Степенная книга. 2008. С. 314). 28 июля 1525 г. список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был перенесен в Н. м. м. крестным ходом из Благовещенского собора Московского Кремля. В «Слове об иконе чудотворней Пресвятыя девы Богородицы… зовомыя Смоленской» иером. Кариона (Истомина) после подробного описания событий 1456 г. помещен рассказ о совершавшемся 28 июля крестном ходе из «самого царствующего града, со Кресты и со святыми иконами... в собрании всякого чина… в сие обители Пресвятые Богородицы на всякое лето даже до ныне» (ГИМ ОР. Чуд. 300. Л. 22). После отказа Соломонии (Сабуровой) от добровольного пострига летом-осенью 1525 г. Н. м. м. тем не менее сохранил статус придворной обители. 18 авг. 1549 г. в ц. святых праведных Иоакима и Анны в Н. м. м. была крещена дочь царя Иоанна IV Васильевича Грозного Анна (ПСРЛ. Т. 13. С. 158), а в 1550 г. ее погребли в обители. Эти события придали Н. м. м. статус династического монастыря (в дальнейшем подкреплен добровольным уходом сюда кнг. Ульяны (Иулиании) Димитриевны в 1564 и царицы Ирины Феодоровны в 1598). 21 мая 1562 г. царь Иоанн IV Васильевич Грозный заезжал на молитву в Н. м. м., отправляясь в Полоцкий поход 1562-1563 гг. (Там же. Т. 29. С. 298). В период опричнины, 28 июля 1568 г., на торжественной службе в соборе Н. м. м. во время престольного праздника в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» произошел серьезный конфликт между царем и митр. Московским и всея Руси свт. Филиппом II (Колычевым) , после к-рого разгневанный царь покинул службу ( Зимин. 1972. С. 163), а митрополит вскоре лишился своей кафедры, а затем был убит.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010