Новая история храма начинается 4 января 1996 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был учреждён приход воссоздаваемого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве. Немного позже силами прихода и настоятеля был построен временный храм Живоначальной Троицы, который до недавнего времени был единственным храмом на территории района. Тысячи людей поддержали идею воссоздания храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, обращаясь в органы местного самоуправления и делая пожертвования. Сотни людей и организаций содействовали строительству. Храмовому комплексу, в который войдут: храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, часовня Божией Матери «Милостивая» и приходские здания, выделено место в южной части района Братеево, между микрорайонами 2а и 3а, в полутора километрах от первоначального положения братеевского храма. Замысел Анисимова А.А. по строительству храма в Братееве воплотила архитектурная мастерская ООО «Ракурс-АВ» под руководством Н. Эммануилова. Закладной камень был освящен 10 февраля 2010 года Архиепископом Истринским Арсением. Сейчас величественный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи стал украшением района. Небольшую золотую маковку, строгий шатер и крест можно заметить даже с МКАДа. Великим чином храм освящен 23 сентября Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 115612, Москва, Ключевая ул., 24, корп. 1 Проезд: м. Алма-Атинская Телефон: +7 495 340 88 68 Электронная почта: hrambrateevo@mail.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма По вопросам расписания обращайтесь по телефону +7 925 153 37 27 с 8:00 до 19:30. Дежурный священник: в будни с 11:00 до 16:30, субботу с 13:00 до 16:00 и выходные и праздники с 13:00 до 16:30. Телефон: +7 985 297 74 71

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Церковь в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, что в селе Никольском на Молокше, каменная, приходская, летняя и зимняя вместе. Престолов в ней три: в летней - в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в зимней - во имя св. Николая чуд. и во имя св. Тихона, Амафунтского чуд. Церковь построена в 1793 г. тщанием прихожан. Церковной земли 76 десятин 1377 кв. саж., кроме того, церкви принадлежит дарственная пустошь «Турчиха», состоящая из 66 десятин 2311 кв. саж. Церковный дом для жительства священника; церковного капитала 3650 руб. Прихожан 675 муж. пола и 801 жен. пола. Село, вернее погост, расположено на пригорке при реке Молокше. В приходе земская школа и при ней библиотека. Состав причта – священник и псаломщик, причтового капитала 8900 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. О создании этого храма существует легенда. Очень давно в с. Николо-Молокша случился пожар, жители деревни обратились за помощью к святителю Николаю. Молитва их была услышана, пожар затушен. Благодарные жители срубили здесь церковь в честь святого угодника Божия Николая. Сколько времени она простояла неизвестно. Вскоре случился новый пожар и деревянный храм сгорел. Крестьяне не пожалели ни рублей, ни трудов, и выстроили новый каменный храм, строительство которого было закончено в 1793 г. Трехпрестольный храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи включает элементы барокко и классицизма. Основной объем представляет двухсветный четверик, увенчанный пятью главами на граненых барабанах. Через трапезную храма пристроена четырехъярусная колокольня. Фасады декорированы пилястрами, барочными наличниками, сандриками. Внутреннее убранство храма почти не сохранилось, большая часть церковной утвари и икон переданы в другие приходы, часть разграблены, пострадал иконостас. Приход опустел,богослужения проходят очень редко. http://www.rusroads.com Имеются печатные источники с описанием прихода. 1. " Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии " (Аполлинарий Крылов, 1861г.).

http://sobory.ru/article/?object=09069

– Приход с. Крестовскаго выделился из Маслянскаго; в состав его входят деревни Верхозина и Камышевка. Численность населения в приходе равняется 922 м. п. и 954 ж. п. Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет. Главное занятие их – земледелие, но преимущественным источником жизненных средств служит для них ярмарка. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельнаго прихода в селении Крестовском или «Крестах» была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. С развитием ярмарки, из доходов, получаемых за аренду торговых помещений, явилась возможность устроить храм. В деле его устроения особенно потрудился дворянин В. Ст. Иванов. Первоначальный храм, в честь Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя, освященный в 1872 г., был не очень больших размеров, напоминал собою большую часовню, не имел даже колокольни, которую заменяла устроенная на столбах деревянная звонница. В последнее время храм расширен, к нему пристроены с южной и северной приделы и высокая каменная колокольня. Южный придел освящен в 1894 году в честь Благовещения Пр. Богородицы, а северный во имя Св. Иоанна Златоуста в 1898 году. Храм, при очень обширных размерах, отличается полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главнаго храма в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священнаго коронования Их Императорских Величеств 14 Мая 1896 года и – деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную, часовню с самаго основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 Мая и 29 Августа. При церкви имеются три дома для помещения причта и просфорни. В селе Крестовском имеется земская школа, а в д. Верхозиной – школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела. Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г. 2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=54523

Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Отпевали отца Александра Меня 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Именно поэтому, когда на месте мученической кончины священника было решено построить памятную часовню, освятили ее в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство часовни началось в 1995 году по проекту главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. В 1997 году при финансовой поддержке благотворителей и добровольных помощников к часовне были пристроены алтарь и притвор. В сентябре 1998 года храм был торжественно передан Фондом имени о. Александра Меня в дар Московской епархии Русской Православной Церкви. 25 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Престола. Со временем сюда стали приезжать паломники не только из Москвы и Подмосковья, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Небольшая часовня уже не могла вместить всех прихожан. Тогда было принято решение построить рядом с часовней более просторную церковь. 9 сентября 2000 г., в 10-ю годовщину со дня мученической кончины протоиерея Александра Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил основание новой церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству историков, в древние времена именно в этом месте проходила Переславская дорога, соединявшая Московское и Ростовское княжества. По ней из Радонежа шел преподобный Сергий, чтобы найти место для молитвенного уединения. Древняя дорога отмечена здесь Поклонным Крестом и памятным камнем с надписью: «Здесь во времена преподобного Сергия проходил древний путь, соединявший Радонеж с Троицким монастырем». Проект храма был выполнен архитектором-дизайнером Ю.В. Серегиным под руководством главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. Автор проекта взял за основу тип бесстолпного кубического одноапсидного храма с трехлопастным завершением фасада. На территории России такие церкви начали строиться в первой половине XVI века, сначала в Москве, а затем и за ее пределами. Ярким примером подобного сооружения являются церкви мученика Трифона в Напрудном и святителя Николая в Мясниках. Характерным отличием подобных храмов является крестчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами. На их пересечении стоит глава со световым барабаном. Снаружи фасады расчленены пилястрами. К западному фасаду храма примыкает притвор с четырехгранной открытой шатровой колокольней над главным входом.

http://sobory.ru/article/?object=00088

Никольский собор был холодным, роль же тёплого храма в Зарайском кремле исполнял собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который стоит, согласно преданию, на могилах зарайского князя Федора, княгини Евпраксии и их сына Иоанна, погибших при Батыевом нашествии, - там, где ещё в XIII веке построили первую деревянную церковь с тем же посвящением. В летописях XVII столетия (1525) собор уже числится каменным храмом, " что под колоколами " . В 1740-х годах ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, при этом сень-шатёр над погребением зарайских князей оказалась вне храма. Храм строили более 20-и лет, так-как не хватало кирпича на постройку сооружения. Зарайский протопоп Алексий подал Рязанскому епископу Алексию Титову отписки, докладывая " о не приведении в окончание новостроенной церкви Божией св. Иоанна Предтечи за не имением в довольствии кирпича " . К 1764 году собор был ещё не освящён. Строители, однако, определённо с задачей своей не справились. Как сетует священник Иоанн Добролюбов, автор " Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии " , " через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлевшими; в осьмнадцатом году текущего (XIX) столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились " . Вновь восстановленный Предтеченский собор в 1821 году был богато украшен и имел три престола, из которых средний был устроен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, правый - во имя апостолов Петра и Павла, левый - в честь равноапостольного князя Владимира. К алтарной стене собора примыкала колокольня, под коей прежде находилась трапезная прежней Предтеченской церкви. Храм был освящён Рязанским архиепископом Сергием 11 июля 1822 года. И этой ампирной церкви, возведённой в 1819-1821 годах на месте рухнувшего храма, тоже не слишком повезло с долголетием - простояла она менее восьмидесяти лет, и в 1901-1904 годах была " тотально реконструирована " . Впрочем, рискнём утверждать, что эта последняя перестройка оказалась удачной и храму пошла только на пользу.

http://sobory.ru/article/?object=00377

Информация размещена перед входом в храм В 1665 году на средства толчковцев был сооружен теплый каменный Вознесенский храм с приделом Казанской Богоматери. 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: первый-во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй-во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. К концу XIX века возникла необходимость в срочном капитальном ремонте храма. С 1902г. проводились необходимые работы: замена фундамента подрядчиками Дудоровым и Кузминым. Был вынут по частям из-под всего храма весь прежний фундамент, состоящий из больших камней-булыжника и заменен новым, снаружи кирпичным на цементе, а внутри бетонным. В 1904 году исправлены и вызолочены все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И.А. Краснов за 15 тыс.руб. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи. Работы производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губ. М.И. Дикарев за 7 тыс.руб., он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 руб. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента. 24 августа 1906 года состоялось освящение обновленной церкви. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов.  Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода - " мирским строением " , её великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы и красноречиво говорит об их благочестии. Обратясь к истории, мы узнаём, что на рубеже XV-XVI веков на правом берегу реки Которосль сложилась одна из самых знаменитых ярославских слобод - Толчковская. Её жители занимались выделыванием кожи, и на многие вёрсты кругом не было им равных в этом ремесле. " Толчковской " же слободу назвали из-за того, что для дубления кожи использовалась толчёная кора деревьев. В древности, как гласит предание, берег Которосли служил местом языческих игрищ, приурочиваемых к самой короткой ночи в году. Постепенная христианизация сместила это празднование к кануну Рождества Иоанна Предтечи. Проверенным способом прекратить " бесование " было строительство храма на месте языческих " торжеств " . И храм построили - во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Скорее всего, изначально он был посвящён Рождеству Крестителя и лишь впоследствии его престольным праздником стало Усекновение главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00214

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010