Его заботами соборный храм был капитально перестроен. Иоанн Филиппович Недешев родился в 1788 г., окончил Владимирскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1814 г. был рукоположен в священники ревельского Преображенского собора. Через два года стал настоятелем Никольской церкви, а с 1826 г. уже в сане протоиерея (с 1821 г.) поставлен настоятелем ревельского Преображенского собора. В 1831 г. переведен в Санкт-Петербург законоучителем в Смольный институт. Протоиерей Иоанн Недешев был человеком образованным и деятельным, к украшению собора сумел привлечь таких знаменитых художников, как академик А. Венецианов. В его мастерской были написаны иконы Воскресение Христово, сошествие Святого Духа на апостолов, Рождество Христово и Распятие. Впоследствии к Преображенскому собору были приписаны три храма: один, находящийся в соборной ограде, в честь Владимирской иконы Божией Матери, другой в честь обновления храма Воскресения Христова в Вышгородском тюремном замке и домовая церковь святых праведных Захария и Елисаветы в имении князя Волконского, а также часовня на косе. Скорее всего Владимирская церковь была построена около 1773 г. на добровольные пожертвования. Богослужения совершались здесь и в зимнее время, поскольку Преображенский собор до 1829 г. не имел печей, а Владимирская церковь называлась Теплой. С 1840 по 1887 г. она называлась Бригадной церковью, потому что в ней часто, особенно Великим постом, совершалось богослужение полковыми священниками квартировавших в Ревеле пехотных полков. Впоследствии в этом храме часть соборного прихода образовала особый эстонский приход с совершением богослужения на эстонском языке. Часовня на Косе была построена уже в 1842 г. на месте ветхой церкви святого Феодора Стратилата (до 1732 г.). В этой церкви в 1736 г. священник Петр Ильин венчал коменданта Пернова Ганнибала (предка А. С. Пушкина) с немкой Шеберг при жизни законной жены его Евдокии Андреевны . Церковь в честь обновления храма Воскресения Христова была построена в 1837 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

После кончины святой Лазарь был похоронен на острове в месте, получившем название «Ларнакс» (нынешний город Ларнака назван в честь гроба праведного Лазаря. «Ларнака» (λαρναξ, ακος) в переводе означает «гроб»). В X столетии император Лев потребовал перенести святые мощи в Константинополь, но туда была отправлена лишь одна частица, а сами святые мощи были погребены в саркофаге. На месте погребения была построена церковь. В 1973 году во время проводившихся там раскопок был обнаружен саркофаг, а в нем святые мощи. Дело святой миссии на Кипре продолжил апостол Варнава, вернувшийся в 50 году на Кипр вместе со своим племянником Марком, сыном сестры Марии (по преданию, в ее доме в Иерусалиме совершились Тайная Вечеря и Сошествие Святого Духа). Сильное противодействие апостолу Варнаве оказали иудеи. Во время его проповеди в Саламинской синагоге они схватили его и за стенами города побили камнями. Тело его было взято апостолом Марком и похоронено западнее Саламина. На грудь Апостола святой Марк положил Евангелие от Матфея. Время кончины апостола Варнавы относят к 57 году . Полная христианизация населения острова относится к началу V века. Церковным центром Кипра со времен святого Константина Великого был г. Саламин, который после разрушения в результате землетрясения был восстановлен императором Констанцием и назван в его честь Констанцией. Во время завоевания острова арабами г. Констанция был разрушен, и резиденция Архиепископа после возвращения киприотов с Геллеспонта в VIII в. была перенесена в Аммохост (Арсиной, ныне Фамагуста). С тех пор Архиелископ стал подписываться в официальных документах не как Констанцский, а «милостью Божией Архиепископ Кипрский». В начале XIII в. (1215) Архиепископская кафедра волей латинян была перенесена в Левкосию. Насколько была организованной Кипрская Церковь в первые века видно уже из того, что в Первом Вселенском Соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и Спиридон Тримифунтский. А в деяниях Собора, бывшего в Сердике (343), значатся подписи 12 епископов с о. Кипр, хотя названия их епископий, к сожалению, не отмечены. Блаженный Иероним и Феофил, Архиепископ Александрийский, писавший около 400 г. к жителям Кипра, упоминал имена 15 епископов. Епископы с о. Кипр активно участвовали в деяниях Второго, Третьего и последующих Вселенских Соборов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

3 октября 1934 года он был освобожден за недоказанностью вины. Вскоре церковь, в которой служил отец Гавриил, была закрыта, и его перевели в храм Покрова Богородицы села Звягино Пушкинского района Московской области. Среди прихожан московских храмов отец Гавриил пользовался большим авторитетом, и многие, несмотря на расстояние, стали ездить в Звягино. Это был пастырь, просвещенный благодатью Божией, умудренный жизненным опытом, находивший путь к каждому сердцу. Ему были чужды осуждение и равнодушное отношение к людям. После службы в храме, а иногда и дома он проводил духовные беседы, разъясняя Священное Писание. Отец Гавриил со своими духовными чадами собирал пожертвования для отправки в лагеря высланным священникам. В октябре 1936 года местные комсомольцы совершили поджог церкви, в которой служил отец Гавриил. Он очень скорбел об этом и говорил о гонении на Православную Церковь со стороны властей, о безнаказанности за поджог. Его перевели в храм Сошествия Святого Духа города Пушкино. 4 ноября 1936 года во время богослужения на праздник в честь иконы Казанской Божией Матери отца Гавриила арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Содержался отец Гавриил в Бутырском изоляторе, где на многочасовых допросах спрашивали о священнике Вениамине Воронцове, с которым он служил пять лет в Марфо-Мариинской обители. На вопросы отец Гавриил отвечал уклончиво: «Я с ним не поддерживаю связи». Задавали вопросы и о других священниках и руководителях Марфо-Мариинской обители, в частности о великой княгине Елизавете Федоровне. На все вопросы он отвечал: «Ничего не знаю и общаюсь только с теми людьми, что касается службы в церкви». В день Рождества Христова – 7 января 1937 года отцу Гавриилу предъявили обвинительное заключение, и 20 января Особое совещание при Народном комиссариате внутренних дел СССР за участие в контрреволюционной группе приговорило его к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отца Гавриила отправили этапом в город Чибью в Коми область. Отец Гавриил во время пребывания в лагерях претерпел много издевательств. Были случаи избиения чуть не до смерти, выводили в 40градусный мороз на улицу босиком, где держали по нескольку часов. Однажды решили подсыпать ему яд в пищу, но Господь открыл батюшке умысел зложелателей, – он помолился, перекрестил еду и сказал: «Напрасно вы меня травите. Вы мне яду подсыпали. Я съем эту еду, как вы этого хотите, и она не причинит мне вреда». Злоумышленники переглянулись, стали смеяться и ждать, что батюшка умрет. Но с Божией помощью он остался жив и невредим.

http://fond.ru/kalendar/989/gavriil/

Вскоре на помощь захватчикам прибыл из Смольного грузовик с красногвардейцами, вооруженными двумя пулеметами. Этот от­ряд снова возглавил Иловайский. Пулеметы были поставлены на лаврском дворе напротив храма в честь Сошествия Святого Духа. Все это время продолжал звучать лаврский набат. По звонарям бы­ло сделано несколько залпов, но набат продолжался. Тогда Ило­вайский с красногвардейцами вошли в наполненную богомольца­ми церковь. Иловайский, узнав, где вход на колокольню, поднялся наверх и, угрожая оружием, согнал с колокольни звонарей. Крас­ногвардейцы внизу стали изгонять из Лавры богомольцев. Разда­лось несколько выстрелов. Один из богомольцев был ранен. В это время к Лавре направился протоиерей Петр Скипетров, намереваясь пройти к митрополиту Вениамину. В воротах Лавры священника встретил его сын и стал уговаривать, ввиду могущих быть беспорядков, не идти далее, но отец Петр не обратил на это внимания и направился к главному входу в покои митрополита. Увидев, что его путь преградили несколько вооруженных красно­гвардейцев, которые пререкались с женщинами и угрожали им оружием, отец Петр вступился за женщин и стал увещевать крас­ногвардейцев не производить насилия над верующими и укорять их за издевательство над народными святынями. Один из красно­гвардейцев направил револьвер на священника и в упор выстрелил ему в лицо. Пуля попала в нижнюю челюсть и прошла в шею. Отец Петр, потеряв сознание, упал, и тут же подоспевшие лю­ди уложили его на носилки и перенесли в лаврскую больницу. По­ложение раненого, однако, было настолько тяжелым, что он был отправлен в лазарет, находившийся на Невском проспекте неподалеку от Лавры. Там его посетила супруга, а затем митрополит Вениамин, который благословил смертельно раненого священни­ка. Отец Петр открыл глаза, узнал митрополита, но уже что-либо сказать не мог. Несмотря на усилия врачей, состояние здоровья священника к 10 часам вечера резко ухудшилось, и в 10 часов 45 минут протоиерей Петр скончался. 21 января 1918 года тело убитого священника было перенесе­но в Скорбященскую церковь. В выносе тела и совершении за­упокойной всенощной участвовал митрополит Вениамин с вика­риями и многочисленным духовенством. 21 и 22 января у гроба отца Петра побывали тысячи людей и непрерывно служились панихиды «об убиенном за веру православную рабе Божием протоиерее Петре».

http://fond.ru/kalendar/78/petr/

Духовная литература в России в 80-е гг. была величайшей редкостью. Отцу Сергию присылали из Джорданвилльского монастыря Евангелия и духовные издания. Некоторые из редких книг впоследствии вышли в издательстве Оптиной пустыни. Литературу отец Сергий не только раздавал приезжающей в Оптину молодежи, но и рассылал, передавал с оказиями в другие города. Уникальным поприщем пастыря было общение с приезжавшими в Оптину участниками неформальных молодежных движений, хиппи, рок-музыкантами, с которыми он умел говорить о Боге. Многие из приезжавших в то время в Оптину ныне являются священниками, монахами или просто воцерковленными людьми. В 1992 г. отец Сергий был направлен на служение на Московское подворье Оптиной пустыни (в то время — храм Живоначальной Троицы в Останкине). В августе 1994 г. иеромонах Сергий переведен в клир г. Москвы и назначен настоятелем доведенного до аварийного состояния храма Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище. Его восстановление требовало огромных средств. Духовные чада, последовавшие за пастырем, образовали крепкую приходскую общину. Понимая огромное значение книг в деле спасения, отец Сергий решил открыть издательство и книжный магазин, прежде всего, в просветительских целях. Главным и практически единственным источником средств для возрождения храма стало приходское издательство во имя святителя Игнатия Кавказского. Самоотверженным трудом настоятеля и его помощников при поддержке бескорыстных жертвователей храм был восстановлен. В юности будущий пастырь мечтал построить храм и жалел, что в то время это было невозможно. Поэтому отец Сергий был очень рад, когда в августе 2002 г. священноначалием ему было поручено строительство нового большого храма на исторической территории храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве — густонаселенном спальном районе Москвы. В том же году работы были начаты трудами двух приходов и помощью неравнодушных людей. 19 октября 2003 г. заложен котлован большого храма в честь Собора Московских святых, рассчитанного на несколько тысяч прихожан. Строительство велось на деньги, которые жертвовали жители района Бибирево, города Москвы, других городов и сел России.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Начало и конец Великого поста зависит от дня празднования Пасхи. Пост начинается не раньше 15 февраля и заканчивается не позже 7 мая включительно. История Великий пост — самый древний. О нем писали отцы Церкви, начиная с I века: св. Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский , Ориген (III в.), Блаженный Иероним , Александрийские святители Александр и Кирилл (IV в.) и многие другие. 69-е правило Святых Апостолов устанавливает сорокадневный пост перед Пасхой. Святые Василий Великий и Григорий Нисский писали, что этот пост в их время существовал повсюду. Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от воды до третьего часа дня. А в понедельник и вторник первой седмицы вообще ничего не ели. Ограничения касались не только качества пищи, но и ее количества: ели один-два раза в день и понемногу. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Особенности богослужения Как поститься Великий пост — самый строгий. Во время него запрещается есть мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Рыба разрешается только дважды — в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Но если Благовещение попадает на Страстную седмицу, рыбу уже не едят. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, если есть возможность. Самый строгий пост соблюдается в Великую пятницу, в которую не принято есть до выноса Плащаницы. Существует практика, когда христианам разрешается есть рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и Страстной седмицы, а также среды и пятницы. Петров пост Другое название — Апостольский. Пост посвящен ученикам Христа — святым апостолам, которые много сделали для распространения Евангельской вести и устроения Церкви. После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы ученики Христовы пребывали в посте и молитве, готовясь к своей миссии — проповеди Евангелия (Деян 13:2–3). Хотя о некоторых апостолах в Новом Завете написано больше, чем обо всех остальных (например, о Петре, Иоанне, Иакове, Павле), ни один из них не был выше других. Но поскольку в Книге Деяний больше всего рассказывается о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь называет их первоверховными. В честь них Апостольский пост назван Петро-Павловским, или Петровым. Время и продолжительность поста

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

В этой связи становится вполне понятно и почему царь-реформатор, основав новую столицу на северо-восточной окраине своего государства, выбрал в качестве покровителя города именно святого Александра Невского. Санкт-Петербург, строившийся в тех местах, где в XIII веке святой князь одержал победу над шведами, стал городом, в котором Петр I правил как своеобразный его «наместник». Показательно и то, что «наместник» с самого начала (согласно имеющим место предположениям, уже в 1704 году) задумал основать монастырь в честь святого Александра Невского. Летом 1710 года Петр I лично отправился к устью Невы, дабы определить место для будущего монастыря в честь «Живоначальныя Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского». В результате монастырь (будущую Александро-Невскую лавру) основали на месте впадения Черной речки в Неву, где, по преданию, в 1240 году были разбиты шведские войска. Обратим внимание, что монастырь был основан и в честь Святой Троицы. Случайным это назвать невозможно. Учение о Троице как священном первообразе любви и согласия, которые должны восторжествовать на земле, создал преподобный Сергий Радонежский (до того праздник Пятидесятницы в первую очередь был праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и лишь через это событие — воспоминанием о Троице). Выпестованный преподобным Сергием троичный культ стал действенной социальной идеей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах. Взирая на «Святую Троицу», соратники преподобного Сергия учились побеждать «страх ненавистной розни», учились единожитию и единомыслию 6 . Результатом этого «преодоления» можно считать и одержанную в 1380 году войском святого Димитрия Донского победу на Куликовом поле (примечательно, что в том же году произошло обретение мощей святого Александра Невского, оказавшихся нетленными). В новых условиях строительства Российской империи воспоминание о Троице, купно с воспоминанием о святом Александре Невском, выглядело симптоматично и показательно (хотя, полагаю, Петр Великий вряд ли до конца понимал «богословскую составляющую» сей связи). В любом случае святой Александр Невский воспринимался как тот, кто боролся и побеждал врага не только силой оружия, но и силой веры. Таким образом, будучи небесным покровителем новой столицы, он выступал не только в роли защитника от внешних врагов, но и в качестве объединителя народа, на сей раз — символа преодоления розни и достижения национального сплочения в рамках многонациональной империи.

http://radonezh.ru/2021/08/23/sergey-fir...

Храм великомученика Георгия Победоносца в Йоронене 23 августа 2013 г. 16:20 Финская семья построила православный храм В финском Йоронене освящен деревянный православный храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Инициаторами строительства выступили финский предприниматель Пекка Вильякайнен и его супруга пианистка Анастасия Инюшина. Они же взяли на себя финансирование работ по возведению и убранству храма. Сегодня церковь открыта для всех желающих. " Я мечтаю построить православную церковь. Честно, говоря, думал об этом многие годы " , - написал Пекка Вильякайнен, лютеранин по вероисповеданию, на своей страничке в социальной сети dreamdo. Там же он разместил фотографии с комментариями, которые помогают в деталях воссоздать все этапы строительства. Мысль построить храм появилась у Пекки во время посещения этнографического заповедника Пирогово под Киевом. Зайдя в деревянную церковь, он загорелся идеей создать нечто подобное у себя на родине. Через несколько лет это ему удалось. " Сегодня моя мечта становится реальностью " , - сообщил он накануне освящения под фотографией уже установленного в храме иконостаса. Храм построен в традициях русской деревянной храмовой архитектуры. За образец строители взяли часовню в честь Сошествия Святого Духа в Глазово Архангельской области. Все конструктивные детали и убранство церкви выполнены в России, после чего храм по частям перевезли и собрали в Финляндии. Автор проекта - российский архитектор Иван Канаев. От создания проекта до освящения прошло ровно 500 дней. Чин освящения совершил архиепископ Карельский и всея Финляндии Лео (Финская Православная Церковь). По словам Анастасии Инюшиной, владыка с самого начала активно поддерживал идею строительства и, несмотря на плохое самочувствие в период начала работ, приехал на стройку, чтобы освятить фундамент. Колокола, кресты и купола освящал местный благочинный, настоятель храма в Варкаузе, священник Богдан Грозу. До появления Свято-георгиевского храма православные жители деревни для совершения богослужений арендовали помещение в местном лютеранском храме. Теперь церковь открыта для всех желающих помолиться. Недавно к нему проложили новую дорогу - улицу Святого Георгия.

http://e-vestnik.ru/news/finnland_pravos...

В Зачатьевском ставропигиальном монастыре состоялось первое заседание Рабочей группы по сбору материалов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и подвижниках благочестия 05.02.2024 13:58:10 МОСКВА 4 февраля 2024 года в конференц-зале музея Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы состоялось первое заседание Рабочей группы по сбору материалов о новомучениках и исповедниках Церкви Русской и подвижниках благочестия. В президиуме находились руководитель Рабочей группы, наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря г. Видное епископ Видновский Тихон и заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа). Приветствуя участников, матушка Иулиания отметила тот факт, что заседание проходит в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской в стенах обители, где южный придел храма Сошествия Святого Духа освящен в честь священномученика Владимира Амбарцумова (память священномученика Владимира с особой любовью отмечается в монастыре, поскольку этот святой связан с обителью узами духовного и кровного родства, являясь дедом по материнской линии настоятельницы монастыря). Игумения Иулиания напомнила собравшимся, что решение о создании Рабочей группы было принято по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста на круглом столе, прошедшем 20 декабря 2023 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. Данное решение основывалось на документе «Рекомендации епархиальным архиереям Русской Православной Церкви о мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятом на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 129). Затем матушка попросила епископа Видновского Тихона открыть работу заседания. В своем слове наместник Екатерининской обители в частности сказал, что одной из задач, поставленных перед Рабочей группой, было составление месяцеслова, содержащего дни памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, служивших или подвизавшихся, а также особо почитаемых в обителях, и предложил монастырям, которые еще не предоставили списки своих святых, прислать их на адрес Синодального отдела по монастырям и монашеству или Екатерининской обители. В дальнейшем предполагается издать месяцеслов с именами почитаемых в обителях преподобноисповедников, новомучеников и подвижников благочестия, кто остался верен Христу до смерти, чтобы знать дни их памяти. Также издать сборник житий прославленных святых, написать им иконы и продолжить исследовательскую работу о служении и подвиге тех, кто еще не канонизирован.

http://radonezh.ru/2024/02/05/v-zachatev...

Святым Духом всяка душа живится. Об истории праздника и церковных обычаях. День Святой Троицы. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ СВЯТЫМ ДУХОМ ВСЯКА ДУША ЖИВИТСЯ Об истории праздника и церковных обычаях Мария Свешникова, 03 июня 2001 г. [ Читайте также: День Святой Троицы. Пятидесятница ] Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории. Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: " Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое? " И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

http://zavet.ru/troitsasv.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010