За неск. лет до кончины И. по благословению настоятеля игум. Германа (Клица) и своего духовника иером. Авраамия (впосл. иеросхим. Аникита) стал общаться не только с иноками, но и с посещавшими Святогорскую пуст. паломниками, стремившимися испросить молитвы или советы у старца. По молитвам И. исцелялись страдавшие душевными болезнями, недугом пьянства. Иногда в общении с состоятельными мирянами И. юродствовал, скрывая свои подвиги. Луганский купец С. М. Хрипко, почитавший И. как «живого святого», услышал от затворника настойчивые просьбы помочь деньгами его родственникам, семейству Крюковых. «Ты умер миру, отче, ты мертвец в мире, какие у тебя родные!» - воскликнул Хрипко и покинул келью, разочаровавшись в «святости» затворника. По словам Ковалевского, И. «пугался» слишком ретивых почитателей, «предпочитая лучше слыть недостаточным и немощным грешником» (Там же. С. 39-41). В марте 1867 г. в беседе с мастером М. Ситенко, посетившим келью для ремонта печи, И. предсказал свою скорую кончину: «В нынешнее лето мне надобно будет выйти отсюда». «Куда же, батюшка?» - спросил мастер. В ответ затворник молча посмотрел на свой гроб. Летом 1867 г. И. окончательно ослаб и 3 авг. был переведен в монастырский больничный скит в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Со старца сняли вериги и медный крест на тяжелой цепи. Готовясь к кончине, И. простился с братией, больничному иером. Паисию подарил икону Рождества Пресв. Богородицы (копию чудотворного Глинского образа) и крест; иером. Иоанникию - келейное Евангелие в медном окладе и одну из 2 схим. 11 авг. 1867 г. И. причастился Св. Таин, к-рые из алтаря больничной Ахтырской ц. принес иером. Паисий, и вскоре скончался. После отпевания, к-рое совершил 13 авг. настоятель архим. Герман, старец был погребен с левой стороны у алтаря Ахтырской ц. Над могилой был поставлен деревянный крест, ранее находившийся в пещере затворника. Затем вместо деревянного был сооружен чугунный крест с литым распятием, над захоронением поставлен навес. Прежний крест и вериги хранились в пещерной келье затворника, нек-рые предметы облачения - в ризнице Ахтырской ц.

http://pravenc.ru/text/469023.html

Указом Императора Николая I от 31 октября 1842 г. - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного «...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов». Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 г. игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 г. на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3 июля того же года, на следующий день явления Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов). На это празднество прибыл Харьковский губернатор С. Н. Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А. В. Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 г. - больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая в 1891 г. Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 г. был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845 г.). Последователем архимандрита Сергия был архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX в.в. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

http://sobory.ru/article/?object=37596

После освобождения Одессы, в 1945 г., управляющий епархией еп. Сергий (Ларин) обратился к патриарху Алексию I (Симанскому) с ходатайством об открытии в городе духовного учебного заведения. 18 апр. того же года Синод благословил организовать в помещении подворья пастырско-богословские курсы, торжественное открытие к-рых состоялось 15 июля 1945 г. Курсы располагались на 2-м этаже фасадного здания и занимали 14 комнат (актовый зал, аудитория, б-ка, читальня, кабинет ректора, комната преподавателей, комнаты воспитателей и спальни для слушателей). В 1946 г. курсы были обращены в Одесскую ДС, а монашеская община переведена в помещения одесского Илиинского подворья (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 231). В 1946-1947 гг. наместником подворья, которое в документах того времени называли Пантелеимоновым или Илиинским Пантелеимоновым мон-рем, упомянут иером. Владимир (Балык). В янв. 1948 г. по требованию уполномоченного по делам РПЦ П. А. Благова архиеп. Одесский Фотий (Топиро) закрыл Пантелеимонову обитель, размещавшуюся в стенах Илиинского подворья, а также запретил клирикам подворья служить в часовне на Октябрьском рынке (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 170). По решению Одесского исполкома от 4 мая 1961 г. помещения подворья передали в распоряжение Приморского исполкома для обустройства детской стоматологической клиники и детского комбината. В том же году семинария была переведена в одесский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. В 1961-1991 гг. на территории подворья располагались планетарий, завод «Эталон», военная часть, учебный корпус политехнического ин-та и проч. учреждения. 25 февр. 1981 г. Одесский исполком утвердил решение о признании здания подворья памятником архитектуры и градостроительства. 22 дек. 1991 г. исполнительный комитет Одесского областного совета передал подворье в бессрочное пользование Одесской и Измаильской епархии. В том же году в Пантелеимоновом храме была совершена Божественная литургия. В 1991-1992 гг. здесь служили настоятель прот. Аристид Руссу и иеродиак. Евлогий (Гутченко; впосл. митрополит Сумской и Ахтырский). По решению Синода УПЦ от 2 авг. 1995 г. при храме был учрежден мужской мон-рь, 15 авг. 1995 г. состоялся первый монашеский постриг. 11 марта 1996 г. по указу митр. Одесского Агафангела (Саввина) наместником О. П. м. был назначен игум. Аркадий (Таранов). 8 дек. того же года митр. Агафангел освятил главный престол монастырского храма вмч. Пантелеимона и передал обители частицу мощей ее небесного покровителя со Св. Горы. Правый придел соборного храма освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», левый - во имя прп. Сергия Радонежского. В нижнем храме приделы освящены в честь иконы Божией Матери «Державная» и во имя вмч. Димитрия Солунского. Среди др. святынь О. П. м.- распятие и 2 ковчега с частицами мощей святых, иконы прп. Алексия Карпатского, Оптинских старцев, Киево-Печерских преподобных отцов с частицами мощей, образ Божией Матери «Достойно есть».

http://pravenc.ru/text/2578191.html

Опись церковного имущества составлена в 1860 г. http://urzhum-uezd.ortox.ru Ахтырская кладбищенская церковь, каменная, построена в 1795 г.; причта по штату положено: священник и псаломщик; священник пользуется казенною квартирою, а псаломщик получает квартирное пособие по 2 руб. в месяц; братский денежный доход 1 365 руб. и проценты с причтового капитала 13 050 руб. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. В 1695 г. 12 марта преосвященный архиепископ Вятский Иона благословил соорудить каменную Воскресенскую церковь, которая и начата строением 21 июня 1696 г. Каменная церковь вчерне постройкой окончена в 1700 г. Этот храм был однопрестольный. В 1711 г. испрошено разрешение построить при соборе с северной стороны теплый каменный придел в честь иконы Казанской Божией Матери, но теснота места не позволила воспользоваться сим разрешением. В 1716 г., по данной преосвященным архиепископом Вятским Дионисием 14 января по грамоте, вместо придела во храме, разрешено построить особую каменную теплую церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской же на западе от Воскресенской церкви, каковая в следующем 1717 г. и построена. В 1793 г. придельная Казанская церковь, по причине ее ветхости, была разобрана и из ее материала дозволено было, вместо обветшавшей деревянной кладбищенской церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы, нарицаемой Агкирской, с приделом Св. Мучеников Бориса и Глеба, построить на том кладбище новую каменную церковь в проименование иконы Ахтырской Божией Матери с двумя приделами во имя тех же Св. Мучеников Бориса и Глеба и во имя Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник

http://sobory.ru/article/?object=15050

Иерусалимский Патриарх Иерофей в мае 1877 г. назначил новым настоятелем подворья архимандрита Никодима, который до этого назначения управлял святогробскими имениями в Бессарабии, имел возможность выучить русский язык и познакомиться с нашими обычаями и традициями. При нем были доделаны ремонтные работы древнего здания храма, в интерьере на стенах и на сводах была возобновлена живопись за счет церковного старосты Николая Петровича Крапоткина. Центральный иконостас, как и придельные, был поставлен под мрамор, а так же  для него были заново написаны иконы. Кроме того, архим. Никодим привез из Иерусалима для арбатского храма икону Божией Матери Гефсиманской. Обновленный храм был заново освящен 13 сентября 1877 г., в праздник Обновления храма Воскресения Христова епископом Можайским Игнатием (Рождественским) в сослужении архимандритов Высокопетровского Григория, греческого Иверо-Николаевского Амфилохия, Иерусалимского Никодима (собственно, настоятеля подворья – А.Д.), Сербского Саввы, иеромонаха Афонского Пантелеймонова монастыря Арсения и священника Николаевской церкви в Хлынове . В честь освящения церкви Воскресения Словущего Иерусалимский Патриарх Иерофей принес в дар храму подворье святые мощи: св. мч. Галактиона, св. мч. Харлампия, св. мч. Трифона, св. мц. Варвары. Позже были присланы и другие частицы святых мощей: св. Иоанна Милостивого, св. вмч. Никиты, св. бессребреников Космы, преп. Алипия и преп. мц. Параскевы Пятницы . В 1878 г. в приделе Апостола Филиппа был сделан балдахин, под ним устроен бронзовый вызолоченный ковчег, в котором хранились частицы святых мощей в серебряных вызолоченных окладах, на крышке ковчега помещены иконописные изображения святых угодников. Помимо святых мощей в дар были принесены иконы Иерусалимской Божией Матери, Божией Матери «Гефсимианской», Успения Пресвятой Богородицы, «Ахтырской» Божией Матери, Божией Матери «Скоропослушницы» . В 1880 г. для утепления Воскресенского храма в Филипповском переулке в церкви были устроены духовые печи .

http://bogoslov.ru/article/4564525

В течение XVIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон. В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

http://sobory.ru/article/?object=09103

Обыкновенно родители благословляют детей при разлуке с ними, благословляют при вступлении в брак, благословляют и на смертном одре. Можно поэтому понять сильную тоску и грусть, какую чувствуют родители при разлуке с детьми. И вот, все, что только есть на сердце, все это родители изливают в своем бла­гословении родному дитяти. Кому не известно, например, как нежно любящие родители отправляют сына своего на войну? Сколько благожеланий, сколько благословений льется прямо из сердца родительского и посылается вслед его! Сколько молений о сохранении жизни его! И не напрасны эти искренние, исходя­щие из глубины души моления! Бывали случаи, что образ, носи­мый сыном на груди, которым благословили его родители, этот образ, принятый с верою, оказывался спасительным якорем от смерти среди тысячи смертей вокруг. Но зато какие гибельные последствия бывают, когда к родительскому благословению от­носятся небрежно, без всякого должного уважения и благогове­ния! Вот пример. У одной благочестивой помещицы был сын, молодой человек. Он собирался уезжать на службу в Петербург. Как истинная христианка, благочестивая мать благословила сво­его сына Ахтырскою иконою Божией Матери. Обыкновенно эта икона рисуется темной, невзрачной на вид. К тому же, благосло­вение благочестивой матери, икона была без ризы. Летом около того времени, когда совершается праздник в честь Ахтарской иконы Божией Матери, в июле месяце, молодой человек выбрал­ся на большую дорогу. Кругом глухая, скучная степь, поросшая высокою травою и бурьяном. Мечты толпой роились в голове юноши, сидящего одиноким в экипаже. Предстоящая жизнь, бле­стящие балы, театры, знакомство с знатными лицами – все про­неслось в голове молодого человека. Но, перейдя из мира фан­тазии к действительности, он увидел икону, которою со слеза­ми и напутственными словами благословила его мать. Образ некуда было девать. «Что делать мне с ним? – подумал легко­мысленный юноша. – Куда я его дену? Да как и куда я могу поместить этот черный, непривлекательный и невзрачный об­раз? Ведь там, в Петербурге, его негде будет поместить среди моей роскошной обстановки. Да, наконец, и стыдно же поста­вить такую икону». – И, недолго думая, он, в безумном рабо­лепстве пред жалкою суетою света, взял икону и выбросил ее вон из кареты в высокий бурьян степи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

     Приехал бывший пастор через две недели, уже один, перекрестился, поклонился, приложился, и опять почувствовал радость, но уже поменьше. После этого стал изучать православную веру и через пять лет сознательно принял Православие. Сейчас отец Сергий как священник ведет православную миссию в Голландии. Когда приезжают русские матросы, то они ищут пиво и женщин. А отец Сергий их принимает, разговаривает и рассказывает о Боге, что очень многим принесло огромную душевную пользу. Хочется еще добавить, что если бы семинарский курс апологетики было решено дополнить, то туда непременно надо было поместить обращение людей к Православию через соприкосновение с преподобным Сергием и назвать это «Аргументом от Преподобного». «Смерть — вопрос короткого времени» Жена услышала от врача приговор мужу: “Смерть — вопрос короткого времени” Настоятель храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери возле города Хотькова священник Борис Можаев был призван к вере и священству через чудесное исцеление по молитве преподобному Сергию. Случилось это так. До принятия священного сана Борис был врачом. Однажды он тяжело заболел и лежал в больничной палате без сознания. Жена, тоже врач по специальности, услышала от заведующего отделением приговор: «Смерть — вопрос короткого времени». Поскольку она была верующей, то единственным утешением для нее являлась молитва, и она сразу же решила ехать в Лавру к преподобному Сергию, чтобы излить перед ним свое горе. Тяготило ее не столько то, что она, молодая, но уже с сильно подорванным здоровьем женщина, останется с двумя детьми, никому не нужная, обреченная на одиночество и лишения, сколько тоска от того, что самый близкий человек, с которым она делила радости и невзгоды уже пятнадцать лет, пойдет из-за своего неверия на вечные муки, без надежды на прощение и спасение. В Лавре она горячо молилась Преподобному о спасении супруга. Встав после молитвы у раки святого, она почувствовала, как будто камень упал у нее с души. И в этот же день муж вдруг пришел в сознание, а с наступлением ночи состояние его заметно улучшилось. После этого он стал поправляться и выздоровел. Узнав от жены, что получил исцеление благодаря чудесной помощи преподобного Сергия, он стал верующим, начал усердно посещать храм, участвовать в Таинствах, а со временем принял священство.

http://pravoslavie.ru/72246.html

Книга о. Василия Ветухова о Свято-Пантелеимоновском храме на Песках. Харьков. 1895 г. Книгу об истории храма о. В. Ветухов завершал проникновенными словами: «Издавая описание прихода и церкви, приношу сей малый дар свой на память дорогим прихожанам. Отчисляя прибыль от сего издания в пользу открываемой в настоящем учебном году, по благому начинанию К. Н. Захарьева, церковно-приходской школы при храме Св. Пантелеимона, желаю возбудить сочувствие к новому благому делу, глубоко сознавая, что церковь и школа близко родственны между собою в деле воспитания и спасения души христианской». Как хорошо раньше умели выражать возвышенные чувства! «Желаю возбудить сочувствие к новому благому делу» Как хорошо раньше умели выражать возвышенные чувства! «Желаю возбудить сочувствие к новому благому делу». Нам бы так – мыслить, выражаться, действовать. Исследователи помнят, что Пантелеимоновский храм на Песках, отметивший в 2020-м г. 125-летие, изначально был построен по проекту харьковского епархиального архитектора Ф. И. Данилова, а в 1898-м г. реконструирован М. И. Ловцовым, немало потрудившимся на ниве Слобожанского храмостроительства. Настоятелем Василием Ветуховым в 1896-м г. было при храме основано уникальное училище для глухонемых. В Империи насчитывалось тогда около 40 000 глухонемых детей, однако обучалось всего 3 процента из них. В Харькове с глухонемыми занимались ученые Бахметьев и Прозоров, в 1884-м г. И. Бурбенский издал в Харькове учебник для глухонемых. В городе и сегодня имеется интернат для глухонемых детей, в текущем году отмечающий 115-летие. Храм Св. Великомученика Пантелеимона на Песках в Харькове – с разницей в 125 лет В 1898-м г. при храме была открыта также женская церковно-приходская школа, а затем и рукодельно-ремесленная школа-мастерская. В день св. Пантелеимона в храме на Песках В 1922-м г. Свято-Пантелеимоновский храм богоборческой властью был закрыт, впоследствии отдан под клуб глухонемых, школа-интернат которых находилась рядом, на Тургеневской улице. В процессе эксплуатации были демонтированы башня с куполом, декоративные башенки, шатровое завершение над главным входом, из купола колокольни был вырван крест. С 1944 г. до 1961 г. в южном приделе храма в честь явления Ахтырской иконы Божией Матери возобновились службы. Но в храме снова находилась школа, а позднее церковь использовалась как складское помещение. В 1960-е от храма остались лишь голые стены. В 1982-м г. помещение церкви было отдано спортивному обществу «Динамо» под музей.

http://pravoslavie.ru/141001.html

С южным кладбищем было сложнее. На отведенной под него земле церкви не было, и трудно было найти жертвователей на храм, который предстояло возвести в столь «непопулярном» среди горожан месте. Но, как известно, «сила Божия в немощи совершается». В те годы в центре города, рядом с Воскресенским собором находилась каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная от него в такой близости, что любой пожар мог стать последним в судьбе этих храмов. А насколько могут быть опасны городские пожары, вятчане знали не понаслышке. Многие еще помнили страшный пожар 1752 года, после которого пришлось разобрать сам Кафедральный собор, жестоко пострадавший в огне. Поэтому было решено разобрать Казанский храм, чтобы вокруг Воскресенского собора возникла просторная площадь, и все дома были удалены от него на безопасное расстояние. Тут и проявили свое усердие жертвователи – супруги Иоанн Безруков и Параскева Сергеева, которые фактически выкупили разобранный храм и перенесли на кладбище в южной части города, сохранив его посвящение Божией Матери, но уже не Казанской Ее иконе, а Ахтырской. Чем было обусловлено это посвящение? Мы можем только предположить, что супруги особо почитали этот чудотворный образ, на котором молящаяся Богородица предстоит Распятому Христу во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Неслучайно, правый, южный придел этого храма был посвящен святому Праведному Симеону и Пророчице Анне, встретившим Христа Младенца в Иерусалимском храме. Левый же, северный придел был посвящен святым князьям Борису и Глебу, издавна почитавшимся на Вятке. Строительство Ахтырской церкви было завершено в 1795 году. Своего прихода храм не имел и окормлялся причтом Владимирской церкви. С годами вокруг Ахтырской церкви сложилось кладбище, первое захоронение на котором датируется еще 1713 годом – это могила купца Михаила Иосифовича Вяземского, основателя Кирсинского завода и Владимирской церкви. Спустя три десятилетия его сын и наследник Григорий установил чугунную доску с надписью, свидетельствующей, что погребение изначально было совершено на этом месте: «Хлынова города гостиной сотни преставися раб Божий Михайло Осифович сын Вязимской октября MI числа AГI году и погребен на сем месте. А сию доску построил партикулярного Кирсинского железного заводу заводчик сын ево Григорий Вязимской АМВ сентября Г дня». Столь раннее захоронение в этом месте объясняется тем, что до создания каменного храма здесь находилась старая деревянная церковь, в ограде которой и был погребен М.И.Вяземский.

http://sobory.ru/article/?object=15050

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010