Обстоятельства, вызвавшие составление этого обзора современного Черниговского раскола, были следующие. В бытность мою делопроизводителем совета Братства св. Михаила Черниговского, я при многих случаях встречал затруднения в определении хотя бы приблизительной цифры раскольников как в отдельных местностях, так и во всей Черниговской епархии, потому что в делах братства сведений об этом не имелось; а между тем иногда в Совет Братства поступали официальные запросы от некоторых учреждений о числе раскольников и даже о состоянии раскола в епархии. Чтобы на будущее время не встречать подобных затруднений, я чрез бывшего председателя Совета Братства, Преосвященного Михаила (ныне Епископа Ковенского) возбудил в Совете вопрос о необходимости собрания более или менее точных сведений о числе раскольников и состоянии раскола и сектантства в епархии, при чем представил и программу собирания этих сведений через о. о. благочинных епархии. Совет братства в одном из моих октябрьских заседаний 1899 года постановил просить Черниговскую дух. Консисторию, чтобы она предписала о. о. благочинным епархии доставить сведения о расколе и сектантстве в их округах, а потом поручить преподавателю истории и обличения рус. раскола в Семинарии, на основании имеющих быть доставленными сведений составить обозрение современного Черниговского раскола. – Но помимо этого побуждения характера официального и имеющего в своем корне практически-деловые соображения, я, предпринимаю означенную работу, руководился и чисто научными мотивами. Статистика раскола и сектантства является в науке о расколе одним из самых важных вопросов, более или менее верное решение которого занимало всех известных расколоведов. Но, к сожалению, существовало, да и теперь существует, множество причин, по которым эта статистика, более чем какая-либо другая, страдала и страдает неточностью. О причинах этого явления было бы очень долго говорить; что же касается неточности, то достаточно сказать, что было время, когда одни насчитывали всех раскольников только 200 тыс., а другие – до 13 млн., промежуточных стадий между этими цифрами было указываемо еще очень много. Никто, кажется, не должен отрицать того, что более или менее верная статистика раскола в России может быть достигнута только путем разработки местной статистики, преимущественно по отдельным епархиям, что, при содействии местной епархиальной власти, в известной мере достижимо. Эту задачу мы взяли на себя по отношению к Черниговской епархии, которая, как известно, обильно населена раскольниками. Но задача наша далеко не ограничивается собранием только статистических данных раскола; напротив, мы стремились в своей статье дать по возможности полное обозрение современного Черниговского раскола и осветить его с разных сторон, стараясь при этом оттенить особенности раскола одной местности сравнительно с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блакитный М. М. К вопросу о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии в 80-х гг. в. – начале ХХ в. Вопрос о финансовом и материальном обеспечении духовенства Российской империи малоизучен, особенно на территории отдельно взятых епархий. Только в наше время исследователи (Ю. Белоногова, А. Кульчитцкий и др.) начали основательно изучать социальный аспект церковной жизни во времена Российской империи, в том числе и пенсионных выплат В 80-х гг. в. экономическое положение православной Церкви претерпело существенные изменения. Реформы императрицы Екатерины привели к конфискации монастырских и церковных угодий, а финансовое и хозяйственное положение духовенства оказалось значительно подорвано. Государство ввело штаты церковных служителей, согласно которым и начислялась заработная плата. Фактически духовенство стало полностью подконтрольным государству и всецело зависело от него. В тоже время духовенство получило некоторые, очень существенные привелегии: не платило налогов, освобождалось от службы в армии. Церковнослужители были приравнены к государственным чиновникам, хотя и составляли особое закрытое сословие, влияние которого на общественные процессы оставалось значительным. Во 2-й половине в. царская власть через Святейший Синод сократила число причтов за счет их объединения. Однако количество духовного сословия увеличилось, вследствие чего материальное положение церковнослужителей и их семей, и так не самое стабильное, ухудшилось, особенно, когда священник оказывался вне штата причта. Одноразовая финасовая помощь, которую оказывал в таких случаях Святейший Синод, была ничтожна. В 1827 г. правительство утвердило закон, согласно которому, пенсии должны были получать военнослужащие и гражданские чиновники. На практике выплата пенсионного пособия началась только с середины в. Духовенство же не было охвачено этой реформой, хотя, де-факто, оно и приравнивалось в правах к гражданским чиновникам.

http://sedmitza.ru/lib/text/5742156/

ПРИЛОЖЕНИЯ I. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Год Численность населения В том числе православных ок. 14000000 ок. 19000000 ок. 41000000 ок. 74000000 ок. 53000000 82172022 ок. 59000000 128924289 ок. 89000000 163778800 99166662 ок. 178400000 II. КОЛИЧЕСТВО ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН Год Церквей Часовен III. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА Год Священников Диаконов Церковно- служителей 124923 101040 113961 115619 102682 107906 IV. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей Академий Семинарий Духовных училищ ок. 6000 V. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц – без Южной и Западной России. VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ а) епархии, открытые до Синодальной эпохи 1 . Киевская (988 г.). 2 . Черниговская (992 г.). 3 . Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4 . Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5 . Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515–1616, 1639–1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в 1848–1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6 . Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733–1785 годы – самостоятельная, в 1785–1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7 . Полоцкая (1104 г., в 1596–1620, 1661–1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8 . Смоленская (1137 г.). 9 . Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10 . Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11 . Холмская (1233, 1650–1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12 . Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский Скачать epub pdf (из Духовной Беседы) Читатели, конечно, давно уже знают, о кончине преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского. Мы замедлили внести в нашу «Церковную Летопись» некролог этого замечательного духовного писателя. Вот что написал о нем граф М. Толстой . В 1826 году поступил в число студентов московской академии воспитанник тамбовской семинарии Димитрий Григорьевич Гумилевский. Не задолго до окончания курса, он постригся в монашество, с именем Филарета. При блестящих дарованиях он трудился неутомимо; для него не было предметов второстепенных: каждая наука, преподаваемая в академии, даже каждый из языков, древних и новых, обращали на себя полное внимание труженика, которому часто изменяли телесные силы, неразвитые в уровень с духовными. Особенно грудь была слаба, так что многие считали его чахоточным и недолговечным: только самая правильная жизнь, отсутствие всяких излишеств, строгое распределение труда и отдыха могли продолжить земную жизнь Филарета до 60-летняго возраста. Окончив курс, Филарет был оставлен бакалавром при академии, где вскоре занял Должность инспектора, а через пять лет назначен ректором и профессором богословия. Он оставил в академии воспоминание о себе, как о Неутомимом деятеле в области богословских и Церковно-исторических наук, как о многосторонне-образованном, весьма даровитом и глубокоучёном наставнике. Изучив основательно иностранную богословскую литературу, он первый ввел в академические лекции дух строгой разборчивости в доказательствах, крепко ратовал против господствовавшего тогда на западе неологизма и в преподавание догматики внес исторический элемент. В академии он заботился об умножении библиотеки и успел приготовить здесь многое для своих будущих занятий. С 1841 года, после шестилетнего управления академией, наступил для Филарета подвиг служения святительского: ректор московской академии принял рукоположение в сан епископа рижского, викария псковской епархии. На этом месте, незадолго пред тем учрежденном, преосвященный Филарет был преемником преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Что, где, когда? В Санкт-Петербургской епархии лучше всех ответы на эти вопросы знает Иван Судоса. И если кто-то считает, что роль мирян в Церкви сегодня невелика, то Иван Николаевич своей деятельностью совершенно опровергает это мнение. О своей необычной службе и о себе самом корреспонденту «ВЖ» рассказывает председатель Петербургского филиала ОВЦС и Протокольного отдела епархии. Анастасия Коскелло редактор новостной службы «Вода Живая» - Иван Николаевич, как давно вы в Церкви? - С самого детства. Я родился на Украине, в селе Красные Партизаны Черниговской области, что в 120 км от Киева. У нас была настоящая патриархальная православная семья, мы были прихожанами небольшой сельской церкви. Все мое детство и юность были связаны с Киево-Печерской Лаврой - помню, как меня совсем еще маленьким родители привозили туда. Там была очень хорошая традиция (наверное, она и сейчас сохранилась) - всех паломников кормили обедом. И я запомнил одно правило: нужно не только весь обед съедать, но и вытирать хлебом дочиста свою тарелку. Ну и, конечно, прекрасные монастырские храмы и службы. Особенно посещение Ближних и Дальних пещер. Маленьким я очень боялся там ходить. - А в детстве вы чувствовали, что вы и ваша семья - не совсем такие, как большинство советских людей? - Чувствовали - мягко сказано. Я родился в 1951 году, в школу пошел в 1958м, - это был самый разгар антирелигиозной борьбы у нас в стране. И, конечно, я испытал на себе все тяготы советской школы. Наш директор был председателем общества «Знание». Это общество ратовало, скорее, не за, а против всякого знания. Узнав, что я верующий и хожу в школу с крестом, директор начал со мной настоящую «перевоспитательную» работу. А мне ведь и дед, и отец, и духовник - отец Алексий Покиньборода, настоятель храма в Нежине, - с детства внушили, что с крестом расставаться никогда нельзя. Тогда цепочек не было, но отец сплел мне очень прочную веревку, на которой я крестик и носил. И вот, никогда не забуду, во втором классе директор в своем кабинете ухватил меня за шею и стал срывать этот крест, но никак не мог сорвать, потому что веревка была очень крепкая. И вдруг откуда-то взявшимся куском стекла он ее разрезал. А крестик, как я потом узнал, выбросил в туалет…

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

«Не должно забывать, что порок всегда и везде сам кидается в глаза, а добродетель не выходит на выставку. Ее скрывает от людей безмолвие келий и тихое уединение. Так и в природе: куда ни обратись, везде можно натолкнуться на булыжник; а золото и дорогих камней надобно искать в недрах земли». Так в своих «Путевых заметках» писал о положении русских монастырей в Иркутской епархии архиепископ Нил (Исакович). Но это очень тонкое наблюдение и меткое сравнение удивительным образом подходит не только к Иркутской епархии середины XIX века, но и вообще к любому периоду церковной истории. Архиепископ Нил (в миру Николай Федорович Исакович, 1799-1874) среди современников был известен как миссионер, историк, краевед, общественный Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1825 г.), преподаватель Черниговской семинарии, Киевской академии, ректор Ярославской семинарии. В 1835 г. был рукоположен в архиерейский сан и направлен в Вятку, в 1838 г. – в Иркутск, где нес архипастырское служение до 1853 г. После этого вплоть до своей кончины возглавлял Ярославскую кафедру. На каждом месте своего служения архиепископ Нил очень много внимания уделял Евангельской проповеди, результатом чего стало обращение в Православие в Вятской епархии около 5 тысяч старообрядцев, в Сибирских землях – более 25 тысяч язычников. Владыка был противником каких бы то ни было насильственных методов распространения православной веры. Миссионеры должны всегда очень внимательно и тактично относится к человеку, которому проповедуют веру во Христа. Подавая пример другим, владыка Нил в совершенстве изучил монгольский и бурятский языки и переводил на эти языки Священное Писание и отдельные богослужебные тексты. Можно ли после этого удивляться, что высокопреосвященному миссионеру удалось обратить в Православие даже представителей племенной знати (тайши) 27 родов балаганских бурят. Но и это еще не все. Проповедуя христианство в Сибири, владыка Нил столкнулся с серьезной, а главное успешной прозелитической деятельностью представителей буддизма. Чтобы воспрепятствовать этому процессу владыка Нил обратился к первоисточникам буддизма (Ганджур и Данджур) и написал фундаментальный для своего времени труд «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири».

http://pravoslavie.ru/73373.html

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Раскол и сектантство. По Всеподданнейшему отчету г. Обер-Прокурора Св. Синода за 1898 г. 263 //Миссионерское обозрение 1901 г. 5. С. 599–607 Деятельность противораскольнической и противосектантской миссии в 1898 г. Деятельность миссии в 1898 году отличалась большим напряжением сил и подъемом энергии её деятелей. Особенно утешительным является усиление забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где их доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих пастырей Церкви и самих миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем 1898 году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском Экзархате, в Кишиневской, Олонецкой, Тамбовской и Забайкальской епархиях. Новые вакансии открыты: в С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противосектантского миссионера), Черниговской (противосектантского), Тамбовской (второго противосектантского), Херсонской (противораскольничьего), Олонецкой (епархиального противораскольничьего), Вятской (противораскольничьего при Сарапульском викариатстве), Рязанской. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, например, в Рязанской, Тамбовской, Херсонской. В приходском духовенстве и в учащемся духовном юношестве заметно пробуждается дух любви к миссионерству и разумение высоты и важности этого служения в Церкви, – интерес и потребность к изучению сектоведения. Никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. В 1898 году, по заявлению представителей духовенства, открыты «особые миссионерские отделы» при Епархиальных Ведомостях (Екатеринославских, Томских и Херсонских) и вообще оживилась миссионерская литература о местном расколо-сектантстве. Главным же печатным органом внутренней миссии, отвечающим миссионерским запросам приходского духовенства, был, по прежнему, издающийся в С.-Петербурге журнал «Миссионерское Обозрение», посвященный всестороннему исследованию и обличению русского рационалистического и мистического сектантства, а также расколо-старообрядчества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21-е Св. мученицы Иулиании девицы и 630 мучч. с нею Иулиания, дочь знатных и богатых родителей, язычников, живших в Вифинии в конце III в., в малолетстве ещё была обручена ими за одного юношу, также знатного рода, и язычника, именем Елевсия. Между тем, придя в возраст, она имела случай просветиться верой в истинного Бога, услышав проповедь о Христе, и тогда устрашилась соединить судьбу свою с идолопоклонником. Поэтому, когда наступило ей время выйти замуж, то она написала Елевсию, что если он не уверует в Бога-Христа, Которому она служит, то пусть ищет себе другую невесту. Сообщив об этом родителям Иулиании, Елевсий вместе с ними убеждал её к отречению от веры в распятого Христа, но никакие просьбы, ни убеждения не могли склонить молодую христианку сделаться отступницей от Того, Кому она предалась безвозвратно с той минуты, как узнала Его. Доведённый до ярости тем, что ему казалось непонятным упрямством со стороны Иулиании, отец её отнёсся к ней со зверской жестокостью, беспощадно бил и, наконец, избитую представил на суд Елевсию, который в это время уже состоял в звании епарха. Обрадовался он сначала возможности отомстить отвергнувшей его невесте, но тронутый, когда снова увидел Иулианию, отличавшуюся поразительной красотой, Елевсий снова стал умолять её соединиться с ним, обещая ей никогда не принуждать её поклоняться языческим богам... – Не могу я быть твоей женой, пока ты не сделаешься христианином... – отвечала ему Иулиания. – Согласился бы я на это, моя возлюбленная, – возразил Елевсий, – если бы не опасался, что, узнав об этом, император лишит меня не только сана, но и жизни... – Если ты смертного и временного царя своего опасаешься, то как же могу я не страшиться моего Царя бессмертного, владычествующего над всеми людьми и над земными царями, и как могу соединиться брачным союзом с врагом Его? Обратись к Богу моему, а иначе – поступай со мной, как хочешь... никакие пытки не заставят меня отступиться от Него... И действительно, ни мольбы, ни угрозы, ни истязания самые бесчеловечные не могли победить неустрашимую исповедницу имени Христова. Обнажённую, перевязанную верёвками, били её сначала сухими жилами, потом повесили за волосы, так что кожа с волосами отделялась от головы; в то же время терзали её тело острым железом, и замученную, едва живую бросили в темницу. Но сердце мученицы горело молитвой, и неземная отрада превозмогала телесную боль. На другой день Иулиания снова была взята на мучения, но подкрепляемая истинно Божественною силой, она и в огне пребывала невредимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IX. С чего начинать. При собеседованиях со штундо-баптистами и другими сектантами, у нас не следуют никаким заранее выработанным правилам и приёмам. Другими словами, в области противо-сектантской полемики нет никакой системы. Обыкновенно подходят к сектантскому вероучению с разных сторон, – кто с какой пожелает. Говорят о чём угодно, по своему желанию и усмотрению, преимущественно же о том, о чём легче говорить, удобнее и, притом, не так рискованно. Конечно, и современная тактика имеет свои положительные стороны. И при её помощи можно добиться желанных результатов. В этом не может быть никакого сомнения. В этом убеждают нас и миссионерский опыт других и такие видные авторитетные представители сектоведения, как епископ Алексий, бывший ректор Казанской Духовной Академии, много лет и с большим успехом подвизавшийся на миссионерском поприще в Екатеринославской, Херсонской и Черниговской епархиях. Он, например, вот что пишет в своей диссертации: „не должно забывать, когда речь идёт о простом народе, что свойство его религиозных воззрений таково, что если разрушить веру в один какой-либо догмат, то чрез это падает вся религиозная система” 95 . Значит, достаточно разрушить хоть один пункт, один член сектантского символа веры , и этим можно нанести в глазах нашего народа существенный вред отступившим от православия. Какой пункт – не важно. Важно только разрушить. А это сплошь да рядом достигается современной тактикой православных миссионеров. Таким образом, и настоящие полемические приёмы тоже не лишены некоторых достоинств. Но, думается нам, мы гораздо больше сделали бы и дальше ушли бы вперёд, если бы заранее выработали строго определённую систему и следовали бы ей в продолжение всей своей миссионерской деятельности. Это простая, азбучная, всем известная истина. И потому нет никакой нужды развивать и обстоятельно аргументировать её. Нужно только чаще напоминать её, чаще писать и говорить о ней, чтобы не забыли её, чтобы вечно помнили о ней и мало-помалу осуществляли её в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010