От пещеры в глубь горы идут многочисленные узкие и невысокие ходы, которые пересекаются под прямым углом другими поперечными ходами, что образует настоящий лабиринт. Вследствие запутанности этих ходов и господствующей в них темноты, редкие путешественники решаются проникать в них из опасения заблудиться. Тоблер впрочем проник туда на расстояние почти 150 саж. от входа в пещеру. Здесь он встретил целый подземный мир гробниц и заметил на стенах не мало древних, между прочим, сирских надписей 86 . По предположению некоторых путешественников, как напр. Фан-де-Фельде 87 , нынешняя пещера Харетун есть та самая пещера, в которой произошло событие, описанное в 24 гл. 1 кн. Царст. По словам Священного повествователя, Саул, преследуя с своими воинами Давида, скрывавшегося в пустыне Енгадди, зашел в одну пещеру, полагая, что в ней никого нет. Между тем в ней находились Давид и его люди. Ничего не подозревавшему Саулу грозила смертельная опасность; но Давид не решился поднять руки на помазанника Господня, что советовали сделать ему его люди, и только тихо, незаметно для Саула, отрезал край его одежды. Если это событие действительно произошло в нынешней пещере Харетун, то понятно, каким образом Саул мог не заметить не только скрывавшихся в пещере людей Давидовых, но и самого приблизившегося к нему Давида. В ряду гор Иудиных заслуживают особенная внимания многие отдельные горы или потому, что они названы в Священном писании, по большей части, как места библейских событий, или потому, что христианское предание соединило с ними некоторый из обстоятельств земной жизни Христа Спасителя. В Священном писании названо немало отдельных гор, принадлежащих к горам Иудиным. Таковы: 1. горы, поименованные в кн. Иисуса Навина при определении северной границы колена Иудина; 2. горы, упоминаемые в истории преследований Давида со стороны Саула; 3. гора Перацим; 4. гора Елеонская и 5. горы, находящаяся в черте Иерусалима. 1. При определении северной границы колена Иудина в кн. Иисуса Навина названы следующие горы: Ефрон, Сеир, Иеарим 88 (Дорим) или Кесалон (Хасалон) и Ваал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Известный краевед Зеев Вильнаи пишет: «Хайле Селассие прибыл впервые в Палестину в 1924 г. и посетил святые места. Спустя десять лет приехала его жена, совершила омовение в водах Иордана, и в ее честь на берегу Иордана были построены церковь и монастырь. Вторично император посетил Святую Землю после того, как бежал из страны, захваченной итальянцами в 1936г. На британском корабле он со своей свитой прибыл в порт Хайфы, откуда поездом поднялся в Иерусалим 8 мая 1936 г. Несколько дней он прожил в гостинице «Кинг Дэвид», откуда переехал в дом на границе квартала Рехавия на улице Газа. Из Иерусалима он выезжал на короткие экскурсии в Кирьят-Анавим, Бен-Шемен и Тель-Авив. После двадцатидневного пребывания (курсив мой. – В.С.) в стране, 28 мая он на поезде выехал в Хайфу, а оттуда на корабле в Англию» стр. 284). Исследователь иерусалимской архитектуры Давид Кроянкер пишет: «Весной 1936 г. прибыл в страну свергнутый император Эфиопии Хайле Селассие и жил в Иерусалиме около полугода(курсив мой. – В.С.)» стр.87). Книга, выпущенная уважаемым израильским академическим издательством «Яд Ицхак Бен-Цви» и посвященная кварталу Рехавия, в главе, посвященной построенной известным иерусалимским адвокатом Насибом Абкариус-беем вилле «Леа» , отмечает: « В 1935 г., через год после постройки и разорения Абкариус-бея (курсив мой. — В.С.), дом был сдан императору Эфиопии Хайле Селассие, изгнанному из страны армиями Муссолини. Сначала император проживал в гостинице “Кинг Дэвид”, но поскольку стоимость гостиничных номеров была слишком высока для него, позже он снял виллу “Леа”. Вид императора с тонкой фигурой и его толстой супруги, прогуливающихся по улицам Рехавии под традиционными эфиопскими разноцветными зонтиками врезался в память многих жителей квартала. Император был также записан в книгу жителей Рехавии за 1936 г. и там между именами “Матитьягу Хайот” и “Дина Хайкин” написано “Хайле Селассие, ул. Бен Маймон, 6, профессия – император Абиссинии ”» ([ 9 ], стр.191).Сохранилось также несколько фотографий, запечатлевших императора на этой вилле.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Внизу источник, в каких-то древних манускриптах назван “ la fontaine d’Emmaus ” . Расстояние [до] Абу Гоша (т.е. Kiriathen Enab ) такое же примерно от Иерусалима, как и Кубебеха, то есть около 60 стадий. Лагранж будто бы предполагает, что тут-то и есть Еммаус. Верхняя церковь сохранила очень слабые фрагменты фресок. Эти фрески были подробно и тщательно изучены и на картоне неким графом Пиэла. Картоны очень интересны. Главный алтарь – Воскресения. Символические изображения – ангел отодвигает женскую фигуру со сломанным копьем и с надписью на ней – «синагога». Значит, Церковь уничтожает еврейскую « неплодящую Церковь». Фрески византийские тут (омофоры, наклон головы, ракурс), но под французским влиянием крестоносцев (бурбонские лилии, короны французских королей). На левой стороне – интересные фрагменты фрески Успения. В стене у входа на камне надпись о десятом римском легионе (тут имевшем стоянку до христиан). Над входом в своде была в конце XIX века какая-то греческая надпись, заинтересовавшая одного из тогдашних православных патриархов, а посему шейхом – ярым фанатиком выломанная; кладка двух новейших камней о том ясно говорит. Кирьят  en Энаб (город виноградников) и Кирьят en Иарим  (город лесов) были по-видимому центрами постоянной смены культур – еврейской, римской, христианской, крестоносной, арабской. Значит, были и леса. Где они? Где страна, точащая и мед, и млеко? Обратно идя, подсел в нагнавший меня ауто врача бывшей русской, а ныне правительственной больницы. Познакомились. Он очень симпатичен… Вечером братия пила у меня чай. За время моей прогулки многие меня приходили поздравить. Владыка уехал в Хеврон.   17/30 понедельник.  Яффа. Приехал с о. Серафимом. Пошел сейчас (10 часов вечера) первый легкий дождь. Очень рано!   18/1.X. Яффа.  Хотел было остаться до завтра, но снова ожидаются беспорядки. Арабы замазывают еврейские вывески, евреи арабские. При мне один араб зонтиком разбил сегодня стекло с еврейской надписью в магазине. В арабской газете объявлено, что назавтра назначен протест против Mr .

http://bogoslov.ru/article/2756341

Итак, объявляя в царствование Иоакима, что Господь отверг Иуду, пророк говорит, что отвержение будет возмездием за осквернение (при Манассии) дома Господня идольскими жертвами. О переводе слав.-греч. въ немже призвано есть им мое см. под стихом Иер. 7:10 . Иер. 7:31 31. И создаша требище Тафе, еже есть во юдоли сна Енномл, да сожигаютъ сны сво, и дщери сво огнемъ, егже не повелхъ имъ, ниж помыслихъ в сердцы моемъ. 31. И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило. 31 . И создаша требище Тафе, еже есть во юдоли сына Енномл. Тофеф, , в нарицательном смысле значит то, что выплевывают, или пред чем плюют в знак презрения, мерзость. В таком смысле, имя это могло бы быть, конечно, приложено и к тем идолам, которые в указанных местах из 3Цар. называются «мерзостию». Слова: «требище» или требища «Тафефу» значили бы тогда тоже, что и «требища Онова " ( Ос. 10:8 ). Но вполне возможно было тоже название приложить и к месту, где находились идольские жертвенники и капища. На основании Иер. 19:6, 11 (будут хоронить их в Тофете по недостатку места для погребения) такое понимание представляется необходимым. «Юдоль сына Енномля» – название долины, простиравшейся по южной и юго-западной стороне Иерусалима, – название, усвоенное с глубокой древности, так что оно прилагается к той же долине не только в 2Пар. 28:3 ; Иер. 19:2, 6 , но уже в Нав. 15:8, 18:16 . Это название долина получила, вероятно, от какого-либо лица Гиннома, в ней жившего и ею владевшего (ср. другое название «Кирьят – арба»=город Арбы). Под именем «требищ» (см. примеч.) или «высот» разумеются места идолослужения. Да сожигаютъ сны сво и дщери сво огнемъ: сожжение детей служило жертвою то Ваалу ( Иер. 19:5 ), то Молоху ( Иер. 32:35 ; 4Цар. 23:10 ). Вместе с сожжением детей в долине совершались, нужно думать, и другие обряды идолослужения. Эти жертвоприношения не угодны Господу, противны Его заповедям ( Втор. 12:30, 31 ), и потому за них отверг Господь народ свой. И создаша требище Тафе, еже есть во юдоли сына Енномл. Соответствующее греч. чтение могло бы быть переведено: «и создаша требище Тафефа». При таком переводе, под именем Тафефа можно разуметь определенную местность в долине сына или сыновей Еннома (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Напившись кофею, пестрая толпа арабов вскочила на своих ослов, и они опять застучали и засеменили своими тонкими ножками по твердой дороге. Пора и нам. Ущелья и горы покрыты где синдианом и харубом, где маслинами. Мелькнуло несколько арабских деревень. Вот и Абугош, древний Кирьят-Ярим, – владение экс-разбойника, о котором мы упоминали выше. В тихий, хороший вечер (каких в Палестине так много) вы непременно увидите этого экс-разбойника под его возлюбленною шелковицей, влево от дороги. Мало видано таких бравых и могучих стариков, как Абугош. Мало видано и таких величественных шелковиц, как его шелковица, под которою он просидел большую часть жизни, куря кальян и разговаривая с приятелями, такими же экс-разбойниками. Это – шелковица всех шелковиц. Это – славные и почтенные разбойники... экс-разбойники, хотел я сказать. Чрезвычайно-длинные ветви шелковицы подперты множеством жердей, так как иначе они повалились бы на землю. Сущий шатер – и под этим шатром сидит с десяток восточных фигур, дымя кальянами. Прислуга в отдалении, все однакоже под тем же навесом живаго шатра, варит то и дело кофей. К Абугошу заезжают все путешественники. Он покажет вам кучу европейских визитных карточек, между которыми есть и русские. Говорят, Абугош для своих подданных, – жителей селения его имени, – не перестает быть маленьким султаном в древнем духе и рубит им, под сердитую руку, головы. Иерусалимский паша писал об этом в Константинополь, спрашивая, что ему делать со старым проказником. Абугоша требовали туда для «личного объяснения», а потому послал брата, разумеется, не с пустыми руками, – и тем все кончилось. Паше написали какие-то власть имущие, чтоб он оставил старика в покос; и Абугош по-прежнему принимает гостей под своею шелковицей и, может статься, распоряжается с бритыми башками подданных, как ему придет в его, тоже бритую, голову. Христианская церковь , средневековой постройки, находящаяся во владениях Абугоша, обращена в кузницу, где вечно, в одном углу, пылает огонь и стучат молотки, приготовляя множество подков, чиня и отбивая медные котлы разных величин и другие тому подобные изделия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как повествует в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский , св. равноап. Елена, посетив это место во время своего паломничества в Святую Землю в 326 г., была изумлена, увидев языческих идолов под священным древом Авраама. По ее повелению на расчищенном месте был воздвигнут христианский храм – первый из четырех, построенных при Константине и Елене в Святой Земле (раньше, чем храм Гроба Господня в Иерусалиме, базилика Рождества в Вифлееме и церковь Вознесения на Елеоне). Апсиды древней базилики, освященной во имя Пресвятой Троицы, отчетливо прочитываются и сегодня. После персидского (и, следом, арабского) завоеваний, местность пребывала в забвении и в запустении. Лишь археологические исследования 1926–1928 гг. вернули храм из небытия. Большая величественная базилика, вполне соответствующая стилю и вкусам ранней христианской Империи, целиком занимает восточную треть всей археологической зоны. Дуб Авраама стоял посреди атриума – окруженного портиком переднего двора базилики. Именно так изображено на знаменитой Мадабской мозаической карте VI в. Напротив, в юго-западном углу комплекса, находится колодец – один из указываемых традицией «колодцев Авраама». По средневековому христианскому преданию, Авраам, после ночной беседы с Господом, когда ему было сказано: «Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником», – посмотрел, наклонившись, в колодец и увидел в нем лик Христа. Перефразируя слово апостола, «где преизобилует благодать, там умножается грех», укажем, что святое место для всех монотеистов, Хеврон стал многовековым «яблоком раздора» враждующих религиозных общин. «Неистовый Хеврон», как называют его в Израиле, может соперничать по ожесточенности межрелигиозного противостояния лишь с такими «горячими точками» ветхозаветной святости, как Колодец Иакова в Сихеме и Храмовая Гора в Иерусалиме. На протяжении веков еврейская община неоднократно бывала вытеснена из города, где впервые в истории прозвучало имя «еврей». Изгнанные Адрианом, арабами, крестоносцами, мамлюками, иудеи неизменно стремились вернуться к купленному когда-то у хеттов священному клочку земли. Только после Шестидневной войны 1967 г. на близлежащем холме появился – в качестве пригорода арабского Хеврона – еврейский поселок Кирьят-Арба (так назывался Хеврон в Библии). Все эти годы обстановка в Хевроне остается особенно неспокойной. Даже недавнее решение о выводе израильских войск и передаче города под контроль Палестинской автономии не решило всех проблем. Поездка на восток: Иерихон и Мертвое море

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как повествует в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский , святая равноапостольная Елена, мать императора Константина, посетив это место во время своего паломничества в Святую Землю в 326 г., была изумлена, увидев языческих идолов под священным древом Авраама. По ее повелению на расчищенном месте был воздвигнут христианский храм – первый из четырех, построенных при Константине и Елене в Святой Земле (раньше, чем храм Гроба Господня в Иерусалиме, базилика Рождества в Вифлееме и церковь Вознесения на Елеоне). Абсиды древней базилики, освященной во имя Пресвятой Троицы, отчетливо прочитываются и сегодня. После персидского и следом арабского завоеваний местность пребывала в забвении и в запустении. Лишь археологические исследования 1926 – 1928 гг. вернули храм из небытия. ...Большая величественная базилика, вполне соответствующая стилю и вкусам ранней христианской империи, целиком занимает восточную треть всей археологической зоны. Дуб Авраама стоял посреди атриума – окруженного портиком переднего двора базилики. Именно так изображено на знаменитой Мадабской мозаической карте VI в. В противоположном, юго-западном углу комплекса, находится колодец – один из указываемых традицией «колодцев Авраама». По средневековому христианскому преданию, Авраам после ночной беседы с Господом, когда ему было сказано: «Тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником», – посмотрел, наклонившись, в колодец и увидел в нем лик Христа. Перефразируя слово апостола, «где преизобилует благодать, там умножается грех». Святое место для всех монотеистов, Хеврон стал многовековым «яблоком раздора» враждующих религиозных общин. «Неистовый Хеврон», как называют его в Израиле, может соперничать по ожесточенности межрелигиозного противостояния лишь с такими «горячими точками» ветхозаветной святости, как Колодец Иакова в Сихеме и Храмовая Гора в Иерусалиме. На протяжении веков еврейская община неоднократно бывала вытеснена из города, где впервые в истории прозвучало имя «еврей». Изгнанные Адрианом, арабами, крестоносцами, мамлюками, иудеи неизменно стремились вернуться к купленному когда-то у хеттов священному клочку земли. Только после Шестидневной войны 1967 г. на близлежащем холме появился – в качестве пригорода арабского Хеврона – еврейский поселок Кирьят-Арба (так назывался Хеврон в Библии). Все эти годы обстановка в Хевроне остается особенно неспокойной. Даже решение о выводе израильских войск и передаче города под контроль Палестинской Национальной Администрации не решило всех проблем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Нередко христианам - выходцам из СНГ приходится сталкиваться с угрозами и нападениями со стороны иудейских фанатиков. Недавно получила огласку история с эмигранткой из России, преподавателем музыки по имени Вера (полиция предпочла не называть ее фамилию). Вместе с семьей она проживает в городе Бат-Ям. Кто-то из соседей узнал, что она посещает собрания " мессианских евреев " - миссионерской христианской организации. Вскоре, выйдя из подъезда, Вера обнаружила разбросанные повсюду листовки со своей фотографией и надписью на иврите и по-русски: " Она учит детей миссионерской музыке, остерегайтесь ее! " Женщине и ее мужу неоднократно угрожали по телефону, требовали прекратить посещать христианские собрания. Аналогичным нападкам за участие в миссионерской работе недавно подверглась семья выходцев из России в городке Кирьят-Сефер. И все же даже те из наших сограждан, кто с трудом адаптируется к экзотическим израильским реалиям, паковать чемоданы не собираются. Более того, евреи все едут и едут из России в Израиль, а не наоборот. Хотя граждане земли обетованной сталкиваются с серьезными проблемами, связанными с дороговизной и прямой угрозой жизни: то взрываются палестинские шахиды, то вдруг с неба сыплются ракеты " Хезболлы " , а рвущийся к атомной бомбе Иран так и вовсе грозится " стереть Израиль с карты " . Но факт остается фактом - евреи все равно продолжают перебираться из России в Израиль. Возвращаются же лишь единицы. Только попав в Израиль, начинаешь понимать, почему это так. Дело не только в более высоком, чем в среднем по России, уровне жизни, теплом климате, вежливых продавщицах, повсеместно распространенном русском языке и столь приятно поражающем россиянина уважительном отношении людей друг к другу. Есть в Святой земле, и особенно в Иерусалиме, какой-то магнетизм, который тянет сюда не только евреев. Чтобы найти ответ на вопрос о происхождении этого магнетизма, нужно подняться на Елеонскую гору, откуда открывается прекрасная панорама Иерусалима, святого города для представителей трех мировых религий: христианства, иудаизма и ислама. Вот слева - каменные руины времен Первого и Второго Храмов. Чуть правее видны два серых купола церкви Воскресения эпохи крестоносцев. Плоские крыши синагог соседствуют с шатрами церквей и стройными, как кипарисы, мечетями. Среди массива жилых кварталов в обрамлении деревьев " священного сада " " Харам аш Шариф " на Храмовой горе возвышается огромная золотая сфера " Купола Скалы " . Для религиозного человека Иерусалим - родина всех людей. Просто евреи, как они сами говорят, чувствуют это более остро. И поэтому никогда не перестанут стремиться сюда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Нав.15:10 .  потом поворачивает предел от Ваала к морю [и идет] к горе Сеиру, и идет северною стороною горы Иеарим, которая есть Кесалон, и, нисходя к Вефсамису, проходит чрез Фимну; От Кириаф-Иарима пограничная линия поворачивала «к морю», т.е. на запад 141 , – к горе Сеиру (по Ватиканскому списку Ασσαρ, по Александрийскому списку Σηειρ), как назван отличный, конечно, от Идумейских гор, горный хребет с остроконечными вершинами, на котором находятся Сорес ( Нав.15:59 ), далее идет к северной стороне горы Иеарим, где находится Кесалон (Ватиканский список Χασλων, Александрийский Χασολων), в настоящее время – Кесла, на высокой горе, верстах в 15 к западу от Иерусалима; затем спускается к Вефсамису (у Семидесяти Πλιv λου – «град солнечный»), бывшему городом священников ( Нав.21:16 : здесь Беф-Шемеш) и временным местопребыванием Ковчега Завета ( 1Цар.6:12 ). Он назывался еще Ир-Шемеш ( Нав.19:41 ). В настоящее время на его месте деревня Бет-Емси с источником Аин-Шемс. Вблизи деревни, на уступе горы находится большой каменный стол, признаваемый местным преданием за тот «большой камень», на который поставлен был Ковчег Завета по возвращении его из филистимской земли ( 1Цар.6:14–15 ) 142 . Названная затем Фимна, в Нав.19:43 – Фимнафа 143 , в настоящее время носит название Тибне, к северо-западу от Бет-Емси. Нав.15:11 .  отсюда предел идет северною стороною Екрона, и поворачивает предел к Шикарону, проходит чрез гору [земли] Ваал и доходит до Иавнеила, и оканчивается предел у моря. Западный предел составляет великое море. О Екроне Нав.13:3 . Место Шикарона, (по Александр. сп. – Аккарона), не определено. Дальнейшим пограничным пунктом служит гора Ваала, под которой разумеется горная возвышенность к западу от Акира или Екрона. Как последний перед морским берегом, пограничный пункт назван Иавнеил (Ватиканский список Λεμνα, Александрийский Ιαβνηλ, в славянской Библии – Иавнил). В последующие времена этот город назывался Иавнеей ( 2Пар.26:6 ) и Иамнией ( 1Мак.4:15 ), служившей местом Иудейской Академии и Синедриона; в настоящее время деревня Ибне в расстоянии часа пути от моря, в 4-х часах пути на юг от Яффы. Концом северной границы Иудина колена служило великое, т.е. Средиземное, море. Оно же служило и западной границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Продавая пещеру Махпела, хеттиец Эфрон не догадывался о её святости. Он не видел в этой пещере ничего ценного и первоначально даже хотел отдать её Аврааму даром, без всякой оплаты. Но приобретенная собственность была наделена гарантией того, что в будущем потомки Авраама смогут владеть этим местом и считаться полноправными хозяевами. В присутствии всех хеттийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение земельного участка и его границы. Лишь после того, как сделка была оформлена письменно, и законное право собственности на пещеру было определено на все грядущие времена, Авраам похоронил жену. Причем, Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: « Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучились больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова». Интерьер Меарат ха-Махпела Тайна пещеры Махпела Древнееврейское название «Махпела» интерпретируется в раввинистической литературе, как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там. В погребальном гроте Махпела, согласно талмудическим источникам (Вавилонский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Берешит-рабба, 58), были погребены праотец Адам и Ева, а также патриархи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захоронение в Хевроне четырех пар праотцев выражено ещё в одном древнееврейском названии Хеврона – «Кирьят-Арба». А само слово «Хеврон» восходит к корню, состоящему из букв хет, бет, реш . Из тех же букв образуются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и означают – «объединение». То есть, получается, что Кирьят-Арба – место объединения четырех пар (на иврите «арба» – четыре). Таким образом, изначально Хеврон в сознании израильтян утвердился как «город Праотцев».

http://azbyka.ru/xevron-puteshestvie-pod...

  001     002    003    004