«Я стоял однажды в часовне, — так рассказывает один из верующих, — созерцал чудотворную икону Божией Матери и размышлял о детской перг народа, который здесь молится: некоторые женщины, больные, старики стоя ли на коленях, осеняли себя крестным знамением и преклонялись до земли, Я стал с непоколебимой уверенностью понимать, что это — святое стрем ле–ние, и понемногу стала мне открываться тайна чудесной силы, исходившей ми иконы: да, передо мною находилась не просто раскрашенная доска! Бесчисленные люди различного возраста с глубокой внутренней молитвой, молитвой выстраданной, исполнялись силы, исходящей из иконы и снова отражающейся от молящихся. Это была жизнь, это было место встречи между Творцом и человеком… И когда я так думал, посмотрел я снова на стариков, на женщин с детьми, простиравшихся ниц в пыли, и на святую икону, и тогда увидел я живую силу Божией Матери: Она смотрела с состраданием и любовью на этих смиренных людей; и тогда я опустился на колени и начал смиренно молиться…» Для молящегося созерцателя не существовало разницы между иконой и самим святым, с которым он общался посредством изображения, «иконографически». В этом состоит особенность взаимоотношений между миром и святым. В иконе сияла полнота благодатной силы, свидетельствуя миру о ее существовании, та полнота, из которой каждый мог получать по своей вере и силам. И если человек искал поучения в области религиозно–нравственных вопросов христианской жизни, то это созерцание было уже достаточным ответом для мирянина. Древнерусский искатель Бога не походил на героев творений Достоевского, потому что не предавался нравственным сомнениям или сомнениям в вере и атеизму, столь характерным для послепетровской Руси. Его мировоззрение, его смиренность находились в рамках христианской эсхатологии и отчасти сотериологии. Он был убежден в необходимости пройти через земное грешное житие, для того чтобы рано или поздно прийти к равноангельному монашескому образу, принять на себя всю строгость аскетизма и так последовать Христу. Для мистического созерцания в этом мировоззрении не находилось места, за исключением лишь некоторых святых. В Древней Руси мы находим отшельников, затворников, столпников, но редко мистиков. В величайшем смирении, преданности и самоуничижении лежали они ниц в молитве пред Богом. Они непрестанно заботились о покаянии в начинающемся зле, они были проникнуты чувством собственной греховности. Это чувство своего совершенного недостоинства благодати Божественного созерцания, это смиренное преклонение в молитве пред Христом, Который для народа был величайшим примером совершенного смирения, по–видимому, не позволяло появиться желанию участвовать в мистическом созерцании Божественного великолепия. Аскетическое делание совсем не стремилось к мистическим высотам, но смиренно и в твердом уповании надеялось по смерти обитать в небесном храме Божественной славы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

В июне или в июле этого года мы с женой почувствовали легкий запах роз, который исходил из уголка с иконами в нашей маленькой домашней часовенке. Мы тогда случайно посмотрели на икону-распятие, которая находится позади коробочки с разными святынями, и увидели на ней маленькую каплю какой-то жидкости около раны на груди Спасителя, там, где римский солдат проколол Его грудь копьем. Эта жидкость напомнила мне сладкий запах мира. Мы с женой не сказали никому об увиденном, капля мира высохла, и мы скоро забыли про это происшествие. В течение последней недели сентября я постоянно чувствовал невероятно сильный запах мира у себя дома, в своей автомашине, даже у себя на работе. Я никак не мог понять, откуда идет этот запах. Спросил свою жену, чувствует ли она его, но она ответила, что ничего не чувствует. Я спрашивал об этом и посетителей нашей квартиры, но никто ничего особенного не замечал. Поэтому я решил, что мне просто померещилось. 6 октября, в субботу, мы с женой заболели и не смогли пойти на Всенощную. Около половины одиннадцатого того вечера я работал в своем кабинете, в котором тоже есть уголок для икон. Вдруг мой кот Стив вошел в кабинет и начал все обнюхивать, как будто почувствовал какой-то незнакомый ему запах. А я не чувствовал никакого запаха. Кот тогда стал осторожно подходить к святому углу. Я взял кота на руки и тут вдруг почувствовал чудный запах, который был настолько силен, как будто тысячи роз переполнили комнату. Я осенил себя крестным знамением и прочитал Иисусову молитву, отгораживая себя от прелести. Потом опустил кота на пол и пошел рассматривать иконы. Икона-распятие, на которой раньше выступила капелька мира, была сухой. Вдруг я заметил, что на моих руках какая-то жидкость - это было миро. Но как оно могло попасть мне на руки? Ведь икона-то была сухой? И тут я увидел, как перед моими глазами на левом колене Спасителя образуется капля жидкости. Я позвал свою жену и спросил, не пролила ли она что-нибудь на икону. Она ответила, что даже близко к ней не подходила. Она была поражена тем, что увидела. Я встал на цыпочки, чтобы осмотреть иконы, находившиеся на самой высокой полке. Когда я дотронулся до Иверской иконы, которую мне подарил отец Анатолий, то почувствовал, что она совершенно мокрая, и в этот момент запах мира стал еще сильнее. Даже моя жена почувствовала этот сильный запах. Для тех, кто не знаком с моей женой, нужно сказать, что обоняние у нее очень слабое: она чувствует только запах цитрусовых фруктов. Мы оба были в страхе и трепете! Я прочитал акафист Иверской иконе Божией Матери и пошел спать, но уснуть никак не удавалось.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма. Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому. Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков». http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/vseh.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60777

6 июля 1941 г., в день моей любимой иконы Владимирской Божией Матери, меня вызвали в спецчасть предприятия, где я работал, объявили: броня на освобождение от военной службы снимается и я направляюсь в распоряжение Министерства обороны; должен явиться на следующий день к 10 часам, дали адрес. Немедленно поехал домой, вызвал с работы Киру, поехали проститься к ее и моим родным. Поздно вечером пошли к о. Герману, тайному иерею и нашему другу. Ночью он отслужил литургию, исповедовал, причастил нас. Всю ночь молились, утром прямо от него поехали с Кирой по данному адресу. На душе после литургии и причастия было спокойно. Тяжелым, грустным и полным внутреннего трагизма было прощание с Кирой, слезы застилали глаза. Приняло меня какое-то высокое начальство, сказали, что, учитывая мою специальность и профиль работы, меня посылают работать по радиообнаружению объектов (теперь называется радар). Посадили в закрытую машину с тремя моими сослуживцами и в неизвестном направлении повезли. По прибытии сообщили: с территории выхода нет, питание будет хорошее, письма родным – одно в три месяца, вставать, завтракать, ужинать, спать по сигналу; работа по 15 часов в сутки, любые разработки сразу воплощаются в металле, имеются мощные производственные мастерские; прозвучали угрозы – как будут караться нарушения. Мы все военнообязанные, нам присвоят воинские звания. С нами будут работать заключенные, крупные специалисты; указали, как с ними должны общаться. Мы поняли, что попали в закрытый привилегированный лагерь, в дальнейшем такие лагеря называли “шарашкой”. Стали работать, но пробыли в Москве только месяц, в конце августа нас на самолетах эвакуировали в другой город. Всю войну я проработал в этой организации, раз двадцать в составе бригады меня направляли на фронт для испытания разработанного оборудования, но все проходило под наблюдением охраны и без возможности общаться с посторонними. От родных получали письма, в которых часть текста была тщательно зачеркнута, грубо замарана черной краской.

http://pravmir.ru/yurij-i-kira-kak-prosh...

В 1918 году подворья Ягодинского Введенского и Спасского свято-Троицкого монастырей в Нижнем Новгороде были национализированы (муниципализированы) новыми советскими властями. Часовни подворий оказались приспособлены под жилье, при этом их облик был обезображен. То, что они уцелели, является счастливым стечением обстоятельств (аналогичные строения, например, на улице Горького, напротив кинотеатра «Спутник», на площади Горького, на Ковалихе и др. были снесены). Дело, видимо, в том, что оба этих сооружения оказались построенными вблизи тех мест, где, как уже говорилось выше, в средние века стояли деревянные часовни, действительно маркировавшие границы города. Краеведческой общественностью новые каменные часовни стали восприниматься как преемницы старых. Это и привело к постановке их на государственную охрану в качестве «памятных знаков». Впрочем, не исключено, что историки-краеведы, в числе которых был и И.А. Кирьянов, просто не стали афишировать действительные причины возникновения часовен, а сделали своеобразный «ход конем», чтобы сохранить памятники… В настоящее время обе часовни, отреставрированные по проектам архитекторов В.А. Широкова и О.Ю. Галая, возвращены Русской православной церкви. Этого ждут и сохранившиеся жилые дома бывших монастырских подворий на Варварке и Ильинке. А.И. Давыдов " Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде "   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01879

Вызванный на допрос отец Максим показал, что «приехал в Белебей на праздник Табынской иконы Божией Матери». «Меня милиция арестовала, я сам не знаю за что. Виновным себя ни в чем не считаю», — заключил он. 25 октября 1931 года тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Максима к пяти годам ссылки в Северный край. В последних числах октября из Белебея на станцию Аксаково погнали пешим этапом большую группу осужденных, были люди и из прихода в Рябаше. Один из них крикнул прохожему: «Сообщите в Рябаш дочери батюшки». Весть, что отца отправляют, дошла до Клавдии вечером того же дня; она быстро добралась до маленького полустанка, откуда до станции Аксаково было еще километров двадцать; на полустанке в этот день дежурил друг отца Максима. Он позвонил своему брату, начальнику аксаковского вокзала, который распорядился остановить скорый поезд на полустанке, где тот не должен был останавливаться. Клавдию посадили в вагон, и к двум часам ночи она оказалась в Аксакове. В помещении вокзала осужденные спали на полу, как скотина в загоне, со всех сторон огороженные скамейками. С двух часов ночи до шести утра священник беседовал с дочерью. Отец Максим рассказал ей о том, что было с ним в тюрьме и как заставляли его отречься от Бога. В три часа дня подали состав для заключенных, после чего их построили в шеренгу и погнали к вагонам. Отец Максим чуть задержался, чтобы оказаться в последней группе и, может быть, в последний раз увидеть дорогое ему лицо. Народ вокруг стоял молча и плакал. Весной 1932 года дети отца Максима получили от него первое письмо из деревни Наволочек Холмогорского района Архангельской области. Он писал, что живут они в бараках, кругом на 60–80 километров болота, недалеко от них протекает река Северная Двина. «Оставайтесь людьми, — написал им отец. — Первыми вам не быть, не будьте последними; не забывайте, чьи вы дети, живите с Богом». Весной 1934 года во время половодья Северная Двина разлилась больше обычного, и ледяная вода затопила бараки. Отец Максим тяжело заболел, и его взял к себе верующий житель деревни Наволочек по фамилии Маслов. Иеромонах Максим (Попов) скончался в его доме, сподобившись мирной христианской кончины и христианского погребения.

http://foma.ru/prepodobnoispovednik-maks...

Изучение останков храма, его внутренних деталей, скрытых прежде холстом, позволило автору проекта реставрации Казанской церкви архитектору Г.Г. Оранской прийти к выводу, что они были когда-то самостоятельным сооружением, имевшим небольшую трапезную, равную сохранившемуся верхнему бревну, выступающему с южной стороны церкви. Нижележащие бревна, по мнению Г.Г. Оранской, были обрублены, сохранились следы обруба. Определенные ею размеры первого храма совпадают с размерами алтаря и собственно церкви без позднее пристроенной трапезной, данными исследователями конца XIX - начала ХХ в.в. Трапезная, как считала Г.Г. Оранская, была пристроена к первому храму в середине XIX в. Другим, не менее ценным открытием Г.Г Оранской в истории Казанского храма было уточнение его возраста, который увеличивался благодаря найденному в Московском архиве документу на целых 12 лет. По этому документу, храм был возведен в 1667 г. К сожалению, автор, ссылаясь на документ, не дает его выходных данных. В пользу основания Казанского храма в 1667 г. свидетельствует и ситуация, сложившаяся к тому времени в Илимске. Старый острог со всеми постройками, находящимися внутри него, сгорел. Быстро развивающийся город, - в тот период - фактически столица Восточной Сибири, - остался без единой церкви. Высокое религиозное чувство, господствующее в XVII в. в народе, должно было поставить разрешение этой проблемы на первое место. К тому же, по существующей среди казаков традиции, строительство нового острога обычно сопровождалось воз¬ведением у центральных ворот небольшой церкви или часовни как Божественного оберега крепости. Такие храмы чаще всего посвящали Николаю Чудотворцу или, как в нашем случае, Казанской Пресвятой Богородице - покровителям воинов и казачества. Однако новая дата построения храма, открытая Оранской, была не замечена исследователями. В последующих публикациях на эту тему дата основания отреставрированной Казанской церкви из Илимска оставалась та же (1679 год), как было указано в Клировой ведомости г. Илимска за 1884 г. Причины замалчивания новой даты строительства храма (ее не опровергали и не поддерживали) заключались, на наш взгляд, в следующем: работа Г. Г. Оранской «Пояснительная записка к эскизному проекту Казанской церкви из Илимска» не была опубликована, и о ней мало кто знал. Для тех же, кто ознакомился с трудом Галины Геннадьевны, большое сомнение вызвало ее утверждение, что трапезная была пристроена к церкви в середине XIX в., так как слишком много архитектурных и конструктивных элементов. характерных для конца XVII - начала XVIII в.в. имело это строение.

http://sobory.ru/article/?object=17511

Когда Оксана проснулась, долго еще обнадеживающим эхом в ее голосе звучало торопливое: «Буду, буду молиться…» Священник, к которому Оксана обратилась за разъяснениями, сон комментировать не стал. Только сказал: — Вот Матерь Божию и проси – она всем нам заступница. Вымаливай сына. Да на исповедь приходи. Дети – они ведь часто за грехи родителей страдают. Или болеют, или трудными растут. Она подавила в себе волной поднявшийся протест. Какие такие грехи? Не пьет, не гуляет, не ворует. Трудится изо всех сил. Мужу, когда он был, не изменяла. И что значит: «Вымаливай сына»? Это только сказать легко. А усталость, а нехватка времени? Кто за нее по дому управляться будет? А если настроения на молитву нет? Иной раз, кажется, камни поднимать легче было бы, чем молиться. Да и услышит ли ее кто-нибудь там, наверху? Но некуда было идти за помощью – разве только к Ней. И снова Оксана открывала тоненькую книжечку – акафист иконе «Воспитание»: «Воспитай мое чадо земным ангелом…» Какой там ангел, лишь бы не влип в новую историю. Помоги, Богородице, Ты же можешь! Ты тоже страдала за сына. И еще Оксане очень хотелось иметь икону «Воспитание» к этому акафисту. Почему-то в церковной лавке как раз этой иконы и не было. Наконец, священник, у которого Оксана уже несколько раз исповедовалась, по ее просьбе привез из одной поездки маленькую картонную литографию – образ Божией Матери «Воспитание»! Это было нежданное чудо. Как еще иначе назовешь? С иконки глядел знакомый лик: понимание, жалость и сочувствие выражались в нем. Кротость и сила, чуткая тревога и готовность защитить, укрыть от беды соединялись в этом взгляде. Одна рука прижата к сердцу, другой поддерживает Богомладенца. Та самая монахиня из ее сна была изображена на иконе «Воспитание». Как драгоценное редкое лекарство, дарующее духовную крепость, как благословение свыше: «Буду, буду молиться»… …Совсем недавно мне довелось оказаться очевидцем потрясающего эпизода. Зашла в храм заказать молебен по своей личной надобности. Было уже часов одиннадцать утра, служба закончилась, в храме было тихо и пустынно. Вместе со мной ожидала священника молодая женщина в просторном пальто, которое она то и дело запахивала на животе. «Позовите батюшку», — умоляюще обратилась она к старушке, убиравшей в храме. «Подожди, милая, немного, — ответила та.— Скоро придет».

http://pravmir.ru/maminy-molitvy/

Коммунисты долго отказывались его восстанавливать. Источник инициативы отследить несложно. 1 сентября 2009 года Владимир Путин приехал в Польшу для участия в мероприятиях по случаю 70-летия начала Второй Мировой войны, которое русские предпочитают относить к 1941 году, таким образом замалчивая период сотрудничества Сталина и Гитлера, одним из основных исторических эпизодов которого стало убийство польских офицеров в Катыни. Но в сентябре 2009 года в Польшу также прибыли монахи Нило-Столобенской пустыни, находящейся рядом с городом Осташков, где располагался один из лагерей офицеров, убитых в Катыни. Прибыли, чтобы попросить список Ченстоховской иконы Божией Матери (также известной как " Чёрная Мадонна " ) для часовни, которую они собрались основать в память этих офицеров. Наши архиереи чутко уловили в этом знамение времени и приступили к диалогу. В то время как политические отношения между Польшей и Россией претерпевали серьезные изменения вследствие авиакатастрофы, повлекшей гибель Президента 10 мая 2010 года, и развивались отнюдь не линейно, терпеливая, постепенная работа Церквей продвигалась вперед. Этот процесс был поддержан участниками межправительственной комиссии с оригинальным названием " Комиссия по сложным вопросам " , под сопредседательством двух личностей Адама Даниэля Ротфельда и Анатолия Торкунова, официальное название которой не отражает их истинного вклада в это дело. Полезно сравнить польско-русский призыв с письмом, которое польские архиереи адресовали в 1965 году архиереям немецким, и которое включало знаменитую фразу " мы прощаем и просим прощения " . Для этого письмо, которое стало первым шагом к примирению между поляками и немцами, характерно пристальное внимание историческим деталям, между тем как польско-русский призыв отсылает нас к работам историков, не вынося вердиктов. Но письмо польских священнослужителей к немецким является односторонней инициативой, словно одна рука, протягиваемая к другой, между тем как польско-русский призыв - плод совместной работы, рука об руку.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010