До Великой Отечественной войны в Юркинской слободе Козьмодемьянска действовала небольшая группа АСД (5-10 чел.), имевшая связь с московскими единомышленниками. С осени 1941 г. члены группы регулярно проводили собрания на дому в Йошкар-Оле, в 1947 г. в городе состоялось 1-е крещение 20 чел. Тайные собрания проводились также под открытым небом. В марте 1965 г. йошкар-олинская община АСД разделилась на 2 группы, одна из к-рых (до 40 чел.) признала Всесоюзную церковь верных и свободных АСД, отделившуюся в 20-х гг. XX в. от остальных рус. АСД после принятия большинством решения о допустимости военной службы и работы в субботу. Собрания этой группы проходили в Йошкар-Оле и в дер. Б. Чигашево (ныне не существует, территория включена в Йошкар-Олу). Другая группа, в к-рую к маю 1967 г. входили 35 чел., была зарегистрирована 9 авг. того же года. В 1981 г. обе группы объединились. Летом 1993 г. в Йошкар-Оле проводил молитвенные собрания проповедник из США Дж. Стейплз. В результате его деятельности в городе появилась 2-я община АСД. В наст. время в столице республики зарегистрированы Поместная церковь христиан АСД, Поместная церковь христиан АСД «Ожидающая» и Поместная церковь христиан АСД «Центральная». Все они относятся к Волго-Вятскому объединению Западно-Российского униона конференций, входящему в Евро-Азиатский дивизион Церкви христиан АСД. В Йошкар-Оле расположена редакция ежемесячной газ. «Сокрытое сокровище», выходящей с мая 2000 г. Газета распространяется в 25 городах России, а также среди русскоязычного населения США; ее тираж - ок. 1,7 млн экз. Редакция также выпускает детское, молодежное и посвященные здоровому образу жизни периодические издания. В 2013 г. в М. Э. насчитывалось ок. 500 АСД, помимо Йошкар-Олы их группы действовали в Волжске, в поселках Советский, Оршанка, Визимьяры, в Горномарийском р-не и в селах Орша Советского р-на, Кучка Оршанского р-на, Косолапово Мари-Турекского р-на. Ислам оказывал влияние на верования марийцев со времен Волжской Булгарии. В период вхождения Марийского края в Казанское ханство часть марийцев (гл.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

В 40-80-х гг. XX в. их общины имелись в Йошкар-Оле, Волжске, а также в Ронгинском, Оршанском, Новоторъяльском, Сернурском, Килемарском, Юринском, Горномарийском районах. В XXI в. различные группы, причисляющие себя к катакомбникам, действовали в Йошкар-Оле, в поселках Визимьяры, Килемары и Майский Килемарского р-на, в пос. Оршанка и дер. Хорошавино Оршанского р-на, в дер. Орловка Медведевского р-на. Римско-католическая Церковь Группы евангельских христиан и баптистов появились в Йошкар-Оле в начале Великой Отечественной войны. В сент. 1965 г. среди подписавших заявление об образовании Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ; см. Инициативники ) был йошкар-олинский пресв. В. И. Козлов. Он вошел в состав делегации из 5 инициативников, в том же месяце принятой Председателем Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояном. К сер. 1969 г. в городе насчитывалось ок. 80 сторонников СЦ ЕХБ. От этой незарегистрированной группы отделились 12 чел., перешедших в подчинение Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ); новая община получила регистрацию 28 авг. 1969 г. Др. группа баптистов была зарегистрирована в Йошкар-Оле 16 февр. 1978 г. 3 февр. 1984 г. обе группы объединились. В июле 1990 г. ок. 20 чел. вышли из йошкар-олинской общины инициативников и подали заявление о регистрации в горисполком; регистрация состоялась 27 сент. того же года. В 1971 г. в пос. Юрино имелась община, состоявшая из 18-20 сторонников СЦ ЕХБ. С 1975 г. группа баптистов существовала в дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на. До 1987 г. она состояла из 4 чел. и примыкала к общине, действовавшей в Васильсурске Горьковской обл., а с распадом васильсурской общины примкнула к горьковской, находившейся в подчинении ВСЕХБ. К кон. 1987 г. в новослободской общине насчитывалось 8 чел., она была зарегистрирована 31 марта 1988 г. (в наст. время действует без регистрации). Наиболее активной из совр. групп баптистов является зарегистрированная в 1999 г. йошкар-олинская церковь «Примирение» (численность в 2013 - ок.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

В 1993-2008 гг. число приходов в Марий Эл возросло с 30 до 85, почти в 3 раза увеличилось количество священнослужителей (до 98 священников и 14 диаконов). В 1994 г. был восстановлен Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь в с. Ежове (близ Йошкар-Олы); к празднованию 350-летия явления Мироносицкой (см. Царевококшайская ) иконы Божией Матери в 1997 г. в обители был отреставрирован 2-этажный храм. после прошедшего в Мироносицком мон-ре 19 сент. 2002 г. торжества прославления новомучеников, пострадавших за веру Христову в Марийском крае, в обители была сооружена первая в епархии часовня в честь новомучеников Марийских; в июле 2008 г. в центре Йошкар-Олы был торжественно открыт памятник Марийскому еп., викарию Нижегородской епархии, сщмч. Леониду (Антощенко) . Второй обителью Й.-О. и М. е. стал построенный в 1997-1999 гг. Килемарский Богородице-Сергиев муж. мон-рь . В авг. 1998 г., впервые после 1928 г., на территории Марий Эл состоялся крестный ход: из Вознесенского собора Йошкар-Олы в Килемарскую пуст. была перенесена чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому» (в нач. XX в. икона находилась в царёвококшайском Богородице-Сергиевом жен. мон-ре, закрытом в 1921). В 1995 г. возобновилось богослужение в отреставрированной Вознесенской ц. (XVIII в.) в Йошкар-Оле, получившей статус кафедрального собора. На месте Воскресенского собора, разрушенного в 1961 г., в столице Марий Эл в 1990 г. епархия построила временное молитвенное здание, в 2010 г. храм был полностью восстановлен, в нем устроена нижняя ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Началось возведение Благовещенского собора. Епархия поддерживает тесные контакты с вооруженными силами и правоохранительными органами республики, в 1998 г. еп. Иоанн освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При городской и республиканской больницах в Йошкар-Оле существуют молитвенные комнаты, при больнице в Волжске построен храм. При Марийском гос. техническом ун-те в 2005 г. был освящен домовый храм во имя мц. Татианы, получивший статус архиерейского подворья. В 2006 г. построен Успенский храм на территории Дома правительства Марий Эл. В наст. время в Марий Эл действует более 80 церквей и часовен, в т. ч. 10 храмов в столице, 12 храмов в Горномарийском р-не. Значительное число бывш. церковных зданий в Марий Эл, особенно в луговой части, находится в полуразрушенном состоянии.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Лит.: Алексеев А. «Ампула» с ядом//Марийская правда. Йошкар-Ола, 1959. 12 мая. С. 3; Ятманов Л. Смысл жизни - высокая нравственность//Республика. 1992. 11 нояб. С. 7; Хисматуллин С. Лютеране из Финляндии//Республика. 1993. 3 нояб. С. 6; Иванов А. Г. Всемарийское языческое моление 1827 г. и действия властей//Марийский археогр. вестн. 1998. 8. С. 48-75; Чимаев А. Н. Участники польского восстания 1863-1864 гг. в Царевококшайске//Там же. С. 80-91; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 56, 61, 63, 177-178, 286, 297, 366; он же. Рус. Правосл. Церковь при Сталине и Хрущёве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). СПб., 1999. С. 124; он же. Судьбы Иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006. С. 113-119, 162-170, 231; Меранвильд В. Б. Нек-рые аспекты отношения неоязыческих объединений к христианству//Христианизация народов Ср. Поволжья и ее ист. значение. Йошкар-Ола, 2001. С. 142-147; Ошаев А. Г. Марийская религ. секта «Кугу Сорта» в годы 1-й рос. революции//Там же. С. 106-110; Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и мон-ри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001; они же. Йошкар-Олинская епархия//Русские мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 477-503; Таймасов Л. А. Деформация образа Верховного Бога в религии народов Ср. Поволжья//Христианизация народов Ср. Поволжья и ее ист. значение. Йошкар-Ола, 2001. С. 36-57; Айплатов Г. Н. Марийский край в составе Рос. гос-ва 2-й пол. XVI - нач. XVIII вв.: Проблемы социально-экон. и полит. истории: Дис. Чебоксары, 2002; Пегенеева И. А. Монастырская вотчина Марийского края в кон. XVI-XVIII вв.: АКД. Чебоксары, 2002; Атлас совр. религ. жизни России. М., 2005. Т. 1. С. 203-221; Марийцы: Историко-этногр. очерки. Йошкар-Ола, 2005. С. 28-42; Васина С. М. Приходское духовенство Марийского края в XIX - нач. XX вв. Йошкар-Ола, 2006; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-х - 1930-х гг. М., 2006. С. 137, 152-153, 402, 404; Липаков Е.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

В послании митрополит призывал духовенство и мирян ради сохранения «мира церковной жизни» не допустить протестов «против законных распоряжений гражданской власти относительно снятия колоколов с колоколен церквей». 20 окт. 1934 г. еп. Авраамий в свою очередь обратился к духовенству и пастве с посланием, в котором «вследствие того, что в состав Горьковской митрополии входит и Марийская епархия», обязывал подчиненное ему духовенство огласить обращение митрополита и принять его «к руководству по разъяснению своим пасомым о необходимости безусловного подчинения распоряжению гражданской власти и сохранения со стороны верующих мира и тишины при снятии с колоколен приходских храмов церковных колоколов на нужды государства». 8 мая 1935 г. еп. Авраамий был назначен на Пензенскую кафедру, а на его место определен еп. Сергий (Куминский). Однако еп. Авраамий выехать из Йошкар-Олы не успел, т. к. 23 мая того же года был арестован, обвинен в «пропаганде контрреволюционных монархических идей», устроении «тайных собраний верующих в честь монархистов-погромщиков» (имелись в виду отслуженные архиереем панихиды по прав. Иоанну Кронштадтскому ), призывах к молитве «о гибели советской власти» (так был расценен новогодний молебен 14 янв. 1935 в Вознесенской ц. Йошкар-Олы) и приговорен к ссылке в Северный край. Вероятно, еп. Сергий в управление Марийской епископией не вступил. 9 июня 1935 г. на Марийскую кафедру был переведен викарий Пермской епархии Осинский еп. Варлаам (Козуля) . Он был зарегистрирован в Марийском облисполкоме с правом совершения богослужений в Богородице-Рождественской ц. с. Семёновка Йошкар-Олинского р-на (ныне входит в городской округ г. Йошкар-Ола), поскольку в июне 1935 г. Вознесенская кафедральная ц. была передана обновленцам. Архиерей пребывал в Йошкар-Оле. Летом 1935 г. обновленческий церковный совет Вознесенской ц. Йошкар-Олы направил в горсовет заявление с требованием передать им дом, в к-ром жил еп. Варлаам. Авторы заявления среди прочего сообщали властям, что «тихоновский старый отжитый штаб не перестает действовать в пределах г.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

Церковь Входа Господня была построена в 1754 году на средства купца А. М, Карелина. Неизвестные строители смогли выполнить свою работу, создав гармоничную композицию этого сложного архитектурного ансамбля в стиле московского барокко, где декор стен и башенок ограды умело переплетался с декоративным убранством главного монастырского храма, названного в честь Входа Господня в Иерусалим. Приделы были названы в честь апостолов Петра и Павла и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он больших габаритов, сложных объемов, напоминает Вознесенский собор, он построен по типовому проекту «восьмерик на четверике». Двухступенчатый барабан и небольшая главка возглавляли церковь одновременно с 2-х ярусной колокольней с восьмигранным барабаном и шатром, который также имел барабан с главкой. Это своеобразный синтез русских архитектурных традиций XVII и XVIII вв. Богородице-Сергиевский монастырь владел большой территорией. В 1918 гг. проживающие в нем 150 монахинь были изгнаны, в кельях и других зданиях монастыря разместились квартиры и учреждения. Православная церковь в Йошкар-Оле с богатой и роскошной церковной утварью, расписными стенами, была взорвана в 1930-х гг. Существуют фотоматериалы этого трагичного момента. Адрес: Россия, Респубоика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Вознесенская ул., д. 82А Подробнее... Церковь Рождества Христова (Йошкар-Ола) [ править править код ] 27 декабря 2015 года состоялось знаменательное событие для Йошкар-Олинской и Марийской епархии – совершен чин Великого освящения нового храма в девятом микрорайоне г. Йошкар-Олы. До настоящего времени эта часть столицы Марий Эл никогда не имела своего храма. Жители девятого микрорайона Йошкар-Олы, а так же Березово и Гомзово давно мечтали о православном храме в своем районе. Этот вопрос долго решался на административном уровне: необходимо было получить земельный участок, пройти процедуру общественных слушаний и найти средства для возведения церкви. По Божьему благословению, эти задачи были решены, и в июле 2012 года началось строительство храма. Генеральным подрядчиком выступило ООО «Вектор».

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Мар...

В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церк. подполье в СССР. М., 2008. С. 134, 182, 295; Навсегда у меня в сердце ты...: Йошкар-Оле - 425 лет. Йошкар-Ола, 2009. С. 31-35, 45-52; Энциклопедия Респ. Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009; Попов Н. С. Движение непоминающих, или истинно-православная церковь в Марийском крае//Марийский археогр. вестн. 2010. 20. С. 131-146; 2011. 21. С. 104-119; он же. Вероисповедная политика гос-ва и Церкви в Марийском крае в нач. XX в.//Марийский юрид. вестн. Йошкар-Ола, 2012. Вып. 9. С. 44-59; Федосеева Н. А. Литературные памятники 1-й пол. XIX в. и просветительская деятельность духовенства в Марийском крае//Ежег. финно-угорских исследований. Ижевск, 2010. Вып. 1. С. 40-46; Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара, 2010; Зеленеева Г. С. Ист. обзор межконфессиональных отношений в Марийском крае дореволюционного периода//Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья: Мат-лы Всерос. науч. конф. Каз., 2011. Вып. 2. С. 325-330; Ерошкин Ю. В. Мон-ри Марийского края XVII-XVIII вв.: Источники, историография, проблемы изучения//Христианское просвещение и рус. культура: Мат-лы XV науч.-богосл. конф. Йошкар-Ола, 2012. C. 97-104; Половникова М. Ю. Вятское братство святителя и чудотворца Николая (кон. XIX - нач. XX вв.)//Новый ист. вестн. М., 2012. 3(33). С. 65-73; Справка по истории административно-территориального деления Респ. Марий Эл//Путеводитель по фондам ГКУ «Гос. архив Респ. Марий Эл». Йошкар-Ола, 2012. С. 801-807; Чемышев Э. В. Исламское религ. движение в Респ. Марий Эл: Проблемы и противоречия//Филология и культура. Каз., 2012. 1(27). С. 220-225; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ., 1927-1988 гг./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский, Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 14-15, 24-25, 35-36, 38, 46-48, 54-57; Свечников С. К. Присоединение Марийского края к Русскому гос-ву. Каз., 2014; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

После новой встречи с митр. Сергием в июле 1936 г. был направлен в г. Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последним местом архипастырских трудов Л. стала Марийская АССР. В марте 1937 г. Л. был назначен епископом Марийским. Первоначально Л. поселился в Йошкар-Оле, а с 1 окт. 1937 г. проживал в с. Семёновка близ Йошкар-Олы, где служил в храме Рождества Пресв. Богородицы. Управляя приходами на территории Марийской АССР, Л. боролся с обновленцами, к к-рым в июне 1935 г. перешла последняя остававшаяся в Йошкар-Оле Вознесенская ц. Храм Рождества Пресв. Богородицы с. Семёновка, т. о., стал оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи. Согласно документам гос. и партийных органов, с приездом Л. в Марийской АССР активизировалась религ. жизнь населения. Это вызвало беспокойство органов гос. безопасности. 21 дек. 1937 г. Л. был арестован по обвинению в создании «церковно-фашистской организации» и помещен в йошкар-олинскую тюрьму. На допросах виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки НКВД по Марийской АССР от 29 дек. 1937 г. Определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. имя Л. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Д. 1006; ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 870; ГАЯО. Ф. 3698. Оп. 2. Д. С-11640; ГА Респ. Марий Эл. Ф. 652. Оп. 1. Д. 159; ГА РМЭ. Ф. 1. Оп. 4. Д. 222; Архив УФСБ по Респ. Марий Эл. Д. П-2251. Лит.: Леонид (Антощенко), иером. Корреспонденция из Петроградского подворья//Кит. благовестник. 1914. 11/12. С. 30-31; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 77; Августин (Никитин), архим. Подворье Пекинской духовной миссии в С.-Петербурге//МисОб. 1998. 5. С. 19-23; 6. С. 20-22; Иванов П., свящ. История возникновения Моск. подворья Пекинской Духовной миссии//Кит. благовестник. 1999. 2. С. 14-23; За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биогр. справ. Александров, 2000. С. 48; Микита Г. И. Имена. Орел, 2000. C. 30-36; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров, 2004. Кн. 3. С. 46-47; Серафима (Савельева), мон. Воспоминания. Архангельск, 2010. С. 18-19, 86-87, 149-151; Ерошкин Ю. В. Новомученики земли Марийской. Йошкар-Ола, 2013. С. 7-19, 52, 71, 74-78.

http://pravenc.ru/text/2463407.html

Во время богослужения величию славы архиерея во Христе нет предела, и ни нам это не дано до конца осознать, ни окружающим людям. На то, что совершают архиерей и пастыри во время богослужения, не могут взирать Ангелы: они закрывают свои лица. Поэтому власть архиерея не во внешнем величии, а в той духовной красоте и том служении, которое он совершает, являя собой образ Христов. — Не могли бы Вы рассказать о своем епископском служении? С какими трудностями Вы столкнулись после хиротонии? Какие из появившихся новых возможностей Вас обрадовали и чем? — Я никогда не стремился быть архиереем, не искал этого служения. Когда Господь определил мне волеизъявлением Его Святейшества и решением Синода быть Епископом Йошкар-Олинским и Марийским, я как монах, приученный с детства к послушанию, принял это как волю Божию. С какими трудностями я столкнулся? Об этом могут свидетельствовать те люди, с которыми мы начали это служение 16 лет назад и до настоящего времени его совершаем. Я никогда не мог сказать, что Господь нас оставил. У нас не было в материальном отношении ровным счетом ничего. Но Господь Сам устроял и ныне устрояет все потребное для того, чтобы восстанавливались храмы, монастыри, духовная жизнь. Все возможно со Христом, а без Него ничто невозможно совершить. Когда я прибыл сюда, в Йошкар-Оле был только один молитвенный дом — ныне Воскресенский храм, поэтому служение начал в храме села Семеновка. Я и рукоположен был, как все знают, в этом сельском храме. Патриарх Алексий всегда меня называл сельским епископом и часто говорил окружающим, что впервые тогда он совершил хиротонию во епископа в селе! На момент образования епархии в кассе было всего-навсего десять тысяч рублей — примерно шесть-семь тысяч на современные деньги. А надо было приобрести церковную утварь, транспорт и многое другое. Потихоньку налаживалась работа епархиальных служб. Начали мы, не имея никаких средств, восстанавливать женский Мироносицкий монастырь в Ежово, а затем и помогать строить мужской монастырь в Килемарском лесу. А сегодня у нас принята программа «Наследие», где под руководством Президента Республики Марий Эл правительство выделяет финансовые средства на восстановление разрушенных и поруганных храмов, строительство новых: в Йошкар-Оле это Воскресенский собор, Успенский храм при правительственном комплексе, кафедраль

http://pravoslavie.ru/37871.html

После новой встречи с митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в июле 1936 года, епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить. Последней кафедрой Владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 года. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах Владыки в Марийскую область. Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская 4 (ныне — ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 года перебрался в село Семеновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Руководствуясь указаниями митрополита Сергия (Страгородского), с которым вновь встречался в июне 1937 года, владыка Леонид управлял Марийской епархией, совершал рукоположения во священный сан и назначал священнослужителей на приходы, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х годов в Марийском крае было по-прежнему актуально. К примеру, Вознесенская церковь — последняя из не закрытых к середине 1930-х годов в Йошкар-Оле, в июне 1935 года перешла в руки обновленцев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка таким образом стала оплотом Православия, сюда стекались верующие со всей округи. Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида (Антощенко) на марийскую кафедру религиозная жизнь населения республики активизировалась. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания властей: 21 декабря 1937 года Владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал. 29 декабря 1937 года тройка НКВД по МАССР приговорила его к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день праздника Рождества Христова. Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления святого был совершен 19 сентября 2002 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии.

http://pravicon.com/info-2775

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010