Почти на всех заводах Екатеринбургского ведомства, возникших в XVIII в. на западной и восточной стороне Урала, строились храмы и часовни, в одних при самом открытии заводов, в других несколько спустя. В Каменском заводе Трехсвятительский храм построен вместе с заводом в 1701 г.; в 1702 г. построен храм во имя Алексия человека Божия в Алапаевском заводе; тогда же заложен Преображенский храм с приделами Успения Богородицы и ап. Петра и Павла в Невьянском заводе (осн. в 1698 г.). Храм с приделами освящен в 1710 – 1712 гг. В 1712 г. выстроили Никольский храм в Уктусском заводе, осн. в 1704 г.; в 1723 г. вместе с основанием Екатеринбурга построен там Екатерининский храм – ныне собор; нынешний Екатеринбургский кафедральный Богоявленский собор построен в 1747 – 1748 гг.; в 1725 г. построена Входоиерусалимская церковь в Нижне-Тагильском заводе, а через 25 лет, в 1750 г., там понадобился другой храм – Введенский, в 1730 г. в Полеводом заводе, осн. в 1719 г., построен Петропавловский храм, тогда же явился храм в Кыштымском заводе, в 1735 г. в Сысеретском заводе построена церковь во имя прор. Анны, в 1738 г. – в Билимбаевском заводе, осн. в 1730 г., построена Богоявленская церковь; через два года – в 1740 г. – выстроена церковь во имя Симеона и Анны в Кувшинском (Гороблагодатском) заводе, осн. в 1738 г. (евр. слово Анна – благодать); въ1748 г. – Петропавловская ц. в Шайтанском заводе, через два года – в 1750 г. – также Петропавловская в Нейво-Шайтанском заводе, осн. в 1730 г., в 1751 г. – в Верхотурском заводе, осн. в 1757 г., в следующем году – в Верхне-Тагильском, в 1754 г. построены церкви Троицкая в Северском заводе, осн. в 1735 г., и Преображенская в Нижне-Синячихинском, около того же времени возник храм – Успенский в Касменском заводе,, в 1760 г. одновременно с основанием Николаево-Павдинского завода построен там Никольский храм; через пять лет выстроен храм во имя Покрова Пр. Богородицы в Баранчинском заводе, осн. в 1743 г., через 10 лет – Трехсвятительский в Нижне-Туринском заводе, осн. в 1766 г.; в самом конце XVIII в. (1796 г.) Построена Успенская церковь в Верхне-Синячихинском заводе, осн. в 1769 г. Все названные заводские храмы строились по благословению тобольских архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но каков бы ни был смысл вопроса, ответ Иоанна все же вполне ясен. И вполне ясно, что на прямой вопрос – Илия ли он, Иоанн ответил: «Нет» (Ин. 1,21). Оккультисты объясняют: «Иоанн отрицал это, так как не помнил своего прежнего воплощения» 1205 . Интересно, что сам Иоанн «не помнит» своего прошлого, а вот Рамачарака спустя два тысячелетия – «вспомнил». Этот аргумент реинкарнационистов столь нелеп, что даже Ориген считал необходимым вступить с ним в полемику: как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ? (Толкования на Ин. VI, 13, 74). Если даже толпа считала его за воплощение Илии – как он сам мог этого не знать? (там же, 75). Теософы в подтверждение своей идеи о том, что Библии знакома идея переселения душ, любят ссылаться на слова Христа об Иоанне: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17,12). Связанные с этими словами другие свидетельства Евангелия об Илии и Иоанне, конечно, утаиваются теософами. Не говорится о том, что Предтеча пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17). Поскольку иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия, Иисусу надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция – указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос – не их как личности, но их служение – «в духе и силе Илии» 1206 . Свидетельства Писания по этому вопросу настолько ясны, что даже Ориген, склонный к идее перевоплощения, решительно отвергает возможность рассматривать Иоанна Крестителя как перевоплощение Илии (см. Комм. на Иоанна, VI, 10, 64-66 1207 и Комм. на Мф. XIII, 1). Ориген, в частности, напоминает, что «дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2,15). Елисей – прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2,9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно – благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68 а также Беседы на Ев. от Луки, 4) 1208 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

С постройкой же в 1839 году деревянного храма в Висимо-Шайтанском заводе образовался и самостоятельный Висимо-Шайтанский православный приход. Раскольники же, которых было много в заводе, с 1808 года имели в заводе собственную молитвенную часовню, которая потом, по Высочайшему указу, в 1848 году передана была единоверческому населению, и в ведение епархиального начальства. А в 1875 году открыт был и самостоятельный единоверческий приход с храмом. В состав Висимо-Шайтанского православного прихода входят следующие селения: самый завод с 1 998 жителями обоего пола (из них раскольников 209 душ обоего пола); деревня Павло-Анатолиевская – в 8 верстах от завода, с 301 жит., и деревня Дальние Галашки, в 25 верстах, исключительно с раскольническим населением в 204 души обоего пола. Всего православных и раскольников в приходе 2712 душ обоего пола. Главное занятие жителей – работа на заводе, на платиновых и золотых приисках, заготовка и вывозка лесу и дров по зимам. Некоторые занимаются чеботарной работой. Довольно развита торговля съестными припасами и мануфактурным товаром: в зимнее время в заводе по воскресным дням бывают торжки на церковной площади. Для переселенцев из России (1815 г.) вначале построен был в заводе молитвенный деревянный дом, в котором по временам отправлялось богослужение причтом, наезжавшим сюда и Висимо-Уткинского завода, к приходу которого было причислено православное население Висимо-Шайтанского завода. Постройка же в заводе собственного храма, по преданию, связана была с приездом в завод Архиепископа Пермского Аркадия в 1838 году, предложившего заводоуправлению преобразовать молитвенный дом в церковь . Предложение Высокопреосвященного исполнено было немедленно: за ночь выкопано было место для алтаря и престола, и на другой день самим владыкой совершена была закладка храма. Впрочем, устройство храма ограничено было только пристройкой алтаря к молитвенному дому. Через год, 26 января 1839 года, с благословения того же архиепископа Аркадия, состоялось освящение храма во имя святого мученика Анатолия благочинным Нижне-Тагильских церквей иереем Алексием Карпинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой источник во имя святого великомученика Дмитрия Солунского воссозданный общиной храмов деревни Артёмово и усадьбы «Мураново» в 2005 году. 56° 5 " 21.64 " N, 36° 48 " 20.64 " E Деревянная часовня на сельском кладбище, отмежеванном во 2-й четв. XIX в., была сломана в ХХ в. Новая деревянная же однокупольная часовня эклектичной архитектуры выстроена в 2001-2002 гг. рядом с братской могилой по проекту арх. А.М. Тоняна. 55° 41 " 54.36 " N, 37° 3 " 11.17 " E Небольшая деревянная рубленая часовня (первоначально планировалась церковь-часовня) построена на средства местных жителей. Одноглавая, под четырёхскатным шатром, с повалами на фасадах. Освящена в 2012 г. 54° 54 " 36.28 " N, 37° 25 " 11.29 " E Кирпичная часовня при больнице им. Семашко, сооруженная в 2010-2012 гг.. Одноглавая постройка, близкая к сооружениям неорусского стиля. Освящена 04.11.2012 г. 55° 51 " 50.38 " N, 38° 12 " 36.85 " E Часовня устроена в нижнем ярусе деревянной шатровой колокольни при Скорбященской церкви, выстроенной в 2001 г. 55° 26 " 53.52 " N, 37° 29 " 53.32 " E Кирпичная часовня, выстроенная над чтимым источником в лесу, неподалёку от территории санатория Ерино. Чуть ниже расположена открытая купальня. 55° 29 " 32.76 " N, 37° 45 " 5.54 " E Деревянная часовня, построенная Ф.И. Руснак. 55° 59 " 8.90 " N, 37° 6 " 8.61 " E Деревянная однокупольная часовня на территории Центральной клинической больницы восстановительного лечения. Построена и освящена в 2005 г. 55° 40 " 57.04 " N, 37° 54 " 51.77 " E Кубическая кирпичная шатровая часовня. Выстроена в память 60-летия Победы. Интересно убранство фасадов здания гжельской майоликой. Приписана к Георгиевскому храму (Игнатьево). 55° 40 " 55.57 " N, 37° 17 " 35.49 " E Одноглавая надкладезная часовня современной архитектуры в западной части двора Гребневской церкви. 55° 39 " 37.48 " N, 39° 52 " 52.49 " E 56° 7 " 0.17 " N, 38° 30 " 6.18 " E Деревянная часовня в виде четверика с Крестом. 56° 11 " 48.32 " N, 37° 38 " 22.96 " E Кубическая часовня с небольшой главкой, построена по инициативе администрации посёлка на средства прихожан и благотворителей у памятника землякам, павшим в боях Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Вершинино. Часовня Николая Чудотворца. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Вершинино (Погост, Вершинино, Шишкина, Горы) расположено в северо-западном углу Кенорецкого плеса на полуострове, объединяет четыре деревни: Погост, Вершинино, Шишкина, Горы. Административный центр Плесецкого сектора национального парка. Часовня Св. Николая Чудотворца украшает не только Вершинино, но и все Кенозеро. Трудно представить Кенозерский национальный парк без этого замечательного памятника. Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г. В конце XIX в. часовня была перестроена. В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки. Это видно на фотографии И.Билибина, сделанной в 1902-1905 гг. Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен. А к 1980-м годам часовня почти разрушалась. Описание часовни в книге Г.П.Гунна " Каргопольский озерный край " . Часовня в то время еще не была отреставрирована: " На вершине холма одиноко стоит Никольская часовня XVIII в. Часовня видна со стороны озера издалека, и это едва ли не единственный пример такого положения культового здания в Кенозерье. Ее можно назвать прототипом клетских часовен Кенозерья; подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам. Часовня так прекрасна по форме, с таким смелым взлетом клина кровли, что и в поздней тесовой обшивке не теряет своего очарования. Ее можно рассматривать бесконечно, находя все новые выигрышные точки. Этому способствуют и рельеф местности и природный фон - открывающийся с холма озерный простор. Поставлена часовня не на самой высокой точке верхнего плато, а слегка на скате холма, так что южная стена значительно выше, чем северная, но такая постановка при рассматривании здания снизу придает ему величавость. Часовня как бы закрепляет вершину высокого берега и, одиноко стоя среди широкого оголенного пространства, выглядит монументальным сооружением. Но вблизи - и это свойство многих памятников деревянного зодчества - она кажется совсем небольшой, размеры ее соотнесены с человеком, она может показаться даже приземистой, вросшей в склон холма, как смотрится , например, часовня с восточной стороны, откуда особенно четко рисуется силуэт ее кровли с изящно врезанной главкой. " (Г.П.Гунн).

http://sobory.ru/article/?object=00295

Ведягино. Часовня Андрея Первозванного и Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Деревня Видягина расположена в заливе (Глубокая лахта) на южном конце Кенозера. Деревянная церковь Андрея Первозванного с приделом пророка Илии, 1899 г. Маленькая часовня Андрея Первозванного и пророка Илии, между 1883 и 1890 гг. Г.П.Гунн: " В дальнем конце Глубокой лахты на полуострове стоит деревенька Видягина в шесть домов, за ним открывается Видягинское, или Домашнее, озеро. В это озеро впадает бегущая все время под уклон, шумя и скача по камням, подобно горной реке, речка Порженка, названная так, очевидно, за свою порожистость. Течет она из Порженского озера... " . Видягина всегда была небольшой деревенькой: в 1873 г. в ней было 10 дворов и жило в них 62 жителя. Южнее деревни перед самым лесом стоит деревянная церковь – чуть ли не самая поздняя из культовых построек Кенозерья. Церковь построена в 1898-1899 гг. для прихожан пяти деревень: " Ведягиной. Горбачихи, Тырыжкиной, Косицыной и Семеновой " - с помощью купца Мартынова, уроженца Ведягина. Храм освятили во имя апостола Андрея Первозванного 1 июля 1899 г., а ровно через два года в трапезной был освящен придел пророка Илии. Г.П.Гунн: " Церковь срублена в подражание каменным церквам и даже удивляет, что она деревянная. Но северные плотники неожиданно поставили на четырехскатной кровле четырехстенный сруб с широкими окнами, выполняющий роль светового барабана, и уже на его кровле водрузили главу. Дополнительный сруб придал основному четверику большую стройность, уменьшил его массивность. Подобное новшество делает сооружение непривычным для северных мест и напоминает чем-то церкви Закарпатья... Церковь находится на самом выигрышном для обзора высоком месте, и в то же время она не занимает плодородную землю, столь ценимую здесь " . Между церковью и деревней едва видна из высокой травы часовня Андрея Первозванного и пророка Илии: низкий сруб, широкие скаты крыши, галерея со стороны входа, стройная луковица на острие крыши. Замшелость крыши придает часовне особенную древность. Не часовня, а персонаж из сказки. Церковь не ремонтировалась ни разу.

http://sobory.ru/article/?object=00297

 3 марта 2024  Молдова. Ниспоренский район. Ниспорены. " Утоли моя печали " иконы Божией Матери, церковь  3 марта 2024  Нижегородская область. Ардатовский район. Выползово. Неизвестная часовня  3 марта 2024  Ярославская область. Угличский район. Углич. Неизвестная часовня  3 марта 2024  Новгородская область. Хвойнинский район. Кошели, урочище. Неизвестная кладбищенская часовня  3 марта 2024  Украина, Днепропетровская область. Синельниковский район. Синельниково. Николая Чудотворца, церковь-школа  3 марта 2024  Республика Крым. Симферополь, город. Симферополь. Часовня в память избавления от опасности Государя Императора в Оцу  3 марта 2024  Республика Крым. Феодосия, город. Феодосия. Петра апостола при Музее древностей, часовня  3 марта 2024  Республика Крым. Феодосия, город. Феодосия. Всех Святых (старая), церковь  3 марта 2024  Омская область. Муромцевский район. Муромцево. Николая Чудотворца, церковь  3 марта 2024  Омская область. Называевский район. Называевск. Ольги равноапостольной, часовня  3 марта 2024  Нижегородская область. Богородский район. Швариха. Неизвестная часовня  1 марта 2024  Тверская область. Кашинский городской округ. Кашин. Храмовый комплекс. Соборы Успения Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова  1 марта 2024  Ивановская область. Заволжский район. Никола-на-Мере. Митрофана Воронежского, церковь  1 марта 2024  Брянская область. Выгоничский район. Сосновка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь  29 февраля 2024  г. Севастополь. Балаклавский район. Инкерман. Часовня в память павших в Инкерманском сражении  29 февраля 2024  г. Севастополь. Балаклавский район. Балаклава. Илии Пророка, часовня  29 февраля 2024  г. Севастополь. Балаклавский район. Балаклава. Троицы Живоначальной, церковь  29 февраля 2024  Омская область. Горьковский район. Горьковское. Троицы Живоначальной (старая), церковь  29 февраля 2024  Брянская область. Брасовский район. Холмецкий Хутор. Стефана Брянского (Грачева), часовня  29 февраля 2024  Ульяновская область. Ульяновский район. Кукушка. Силуана Афонского, часовня

http://sobory.ru/lastobjects/

Последние приносят в церковь свечи и читают перед иконою канон по старопечатным книгам. Прихожан при церкви числится 211 м. п. и 224 ж. п. Причт помещается в церковном доме. Нейво-Рудянский завод . Успенская церковь . Нейво-Рудянский завод находится в 68 в. к северу от Екатеринбурга на реке Нейве, близ станции Рудника Пермь-Тюменской ж. д. Почва песчано-глинистая. Климат не совсем здоровый: распространены болезни брюшной тиф и скарлатина. Нейво-Рудянский завод построен в 1810-м году, и получил название от р. Нейвы и рудных месторождений. Для работы на заводе переселены были владельцами крестьяне из средней России, все раскольники. Часть из них впоследствии обратилась в единоверие. Жители работают на заводе, принадлежащем гр. Стенбок-Фермор, на золотых приисках. Некоторые занимаются торговлей. Деревянный однопрестольный храм построен в 1844 г. на средства заводовладельца А.И. Яковлева, и освящён 15-го октября того же года. До этого же времени была часовня, сначала раскольническая. Храм покрыт железом, внутри оштукатурен и окрашен тёмно-серой масляной краской; снаружи окружён деревянною оградой. В церковном иконостасе есть две иконы, взятые из раскольнической часовни: Рождества Христова – вышиной один аршин, шириной 13½ вершков, и Казанский образ Божией Матери – вышиной 1 аршин, ширина 15 вершков, писанные в лето 7384-е 23 декабря и августа 14-го, как значится в надписях на этих иконах. Кроме обычных крестных ходов, в заводе с 1872 года совершается в конце мая крестный ход для встречи Верхне-Тагильской чудотворной иконы Знамения Пр. Богородицы. Икона эта приносится из Верх-Нейвинского завода, остаётся в Нейво-Рудянском заводе одну неделю, и отправляется в Верхне-Тагильский завод. Совершается это в память прекращения в заводе лихорадочной болезни и скотского падежа, продолжавшихся около двух лет. Согласно желанию общества, в заводе открыто с 1872 года мужское земское училище, помещающееся с 1885 года в собственном здании. Ревдинский завод. Свято–Троицкая церковь . Раскольники были первыми поселенцами Ревды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клещёво. Часовня Сошествия Святого Духа. Покровско-Святодуховская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты По сведениям Клировых ведомостей Прилуцкого прихода за 1859 г., часовня построена в 1732 году в деревне Тушевской, относившейся к Прилуцкому приходу, как и ещё три соседних - Атамановская, Малостепановская, Большестепановская, объединённые в 1875 году в одно селение – Клещёво. Вероятно, часовня имела двойное посвящение. В Клировых ведомостях за 1859 г. значится «часовня во имя Сошествия Святого Духа», за 1867 г. – «часовня во имя Покрова Божией Матери», а в Клировых ведомостях уже Клещёвского прихода за 1914 г. часовня «в честь Покрова Божией Матери и Святого Духа». Располагалась в центе поселения. Часовня клетского типа, сруб с трёх сторон был окружён галереей, сверху завершался небольшим повалом. Клинчатая кровля с полицами была увенчана чешуйчатой главкой с восьмиконечным крестом. В 1855 году деревня Тушевская сгорела, но часовня уцелела. Согласно Известиям Императорской Археологической Комиссии (вып. 28, 1908 г.; 41, 1911 г.), к началу ХХ в. часовня обветшала, утрачена главка, вместо которой поставлен временный Крест, разрушена ограда галереи. В 1908 году часовня отремонтирована и выкрашена. Утрачена в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Онега онлайн Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: " Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком " (Цит. по: Краткое…, с. 75).

http://sobory.ru/article/?object=38889

Часовня при церкви Успения, что в Печатниках, на углу Сретенки и Рождественского бульвара. Часовня в Якиманском переулке, на Бабьем Городке. Поставлена на прежнем месте церкви Иоанна Воина, которая перенесена оттуда на Якиманку вследствие наводнений. Часовня на Верхней Таганской площади, в здании городских торговых помещений. Принадлежит Покровскому монастырю. Существовала в XVIII веке, перестроена в 1819 году. Часовня на площади Серпуховских ворот. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня на площади Калужских ворот, угол Донской и Калужской улице. Принадлежит Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда. Часовня в здании Сухаревой башни. Находится в ведении Николо-Перервинского монастыря. Серафима Саровского , на 1-й Мещанской 22. Построена в 1913 году Серафимо-Дивеевском Троицким женским монастырем Нижегородской епархии. " У Креста». Часовня на 1-й Мещанской, у дома No 77. На этом месте 3 июля 1652 года были встречены мощи св. Филиппа Митрополита. В воспоминание этого здесь, былъ поставлен дубовый Крест, над которым впоследствии сооружена часовня. При царских богомольных походах к Троице здесь бывала «слазка», т. е. Государь сходил с коня и переодевался в дорожное платье. Часовня церкви Знамения, что в Переяславской слободе (Иоанна Предтечи, что у Креста). Находится на 1-й Мещанской, угол Средней Переяславской. Покрова Пресвятой Богородицы. Часовня Голутвина монастыря Коломенского уезда. Находится на 1-й Мещанской, у дома Деревянная часовня детской больницы Св. Ольги. Близ 1-й Мещанской, на углу Орлово-Давыдовского и Сергиево-Яковлевского переулков. Николая Чудотворца, на углу Ирининской и Ладожской улиц, в Лефортове. Принадлежит Николаевской Берлюковской пустыни Богородского уезда. Часовня на Вороньей улице, у Рогожской заставы. Принадлежит Спасо-Андроникову монастырю. Поставлена на том месте, где, по преданию, Преподобный Сергий, отправляясь в Нижний Новгород, простился с Преподобным Андроником. Покровского монастыря на Семеновской улице, близ Покровской заставы. Существует с 1779 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010