После революции часовня была включена в имущество собора и закрыты одним указом от 4 апреля 1931 года. Вскоре после закрытия часовня была снесена. Воссоздание часовни началось в год подготовки к 100-летию со дня блаженной кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского, через сто десять лет после торжественной закладки часовни, совершенной настоятелем Андреевского собора протоиереем Иоанном Сергиевым. 22 сентября 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественный молебен в ознаменование закладки часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Восстановление этой часовни все православные россияне, почитающие великого молитвенника Земли Русской, считают началом возрождения и Андреевского собора, в котором батюшка Иоанн служил 53 года. Современное состояние [ править править код ] Истории возрождения Тихвинской часовни уже десяток лет. Стараниями Сергея Шотовича Учанейшвили был создан эскизный проект воссоздания. Сергей Алексеевич Дятлов получил необходимые согласования. Генеральный директор ООО «Адмирал» Юрий Иванович Саулиди выразил готовность финансировать, а генеральный директор ЗАО РСУ-103 Алексей Владимирович Ефимов — благотворительно строить. Администрация Кронштадта подготовила Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по выполнению работ по сохранению (воссозданию) часовни Тихвинской иконы Божией Матери г. Кронштадта», принятое 29 апреля 2008 года. И надо отдать должное администрации, которая во всем шла навстречу инициаторам возрождения и оказала по-настоящему большую помощь в возрождении святыни. Опытной бригадой, построившей уже несколько храмов в Санкт-Петербургской епархии, руководил Павел Павлович Рожков. В убранство внесли замечательный вклад Почетный гражданин Кронштадта Галина Вишневская и ее дочь Ольга Ростропович, подарившие Тихвинской часовне иконостас. И конечно, нельзя не сказать о человеке, который, пожалуй, более всех потрудился для возрождения святыни — своими молитвами, непрестанными хлопотами, плодотворной деятельной помощью строителям - о протоиерее Святославе Мельнике, настоятеле кронштадтских храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_Т...

Небольшая часовня, в виде амбара, находится в 7 верстах от Кашкаранца на морском берегу. В ней погребен неизвестный инок, тело которого найдено на берегу или вытащено из моря неводом при рыбной ловле. Церковно-приходская школа открыта в 1891 г. 9 авг., помещается в причтовом доме. Законоучитель – местный священник Н. Павловский, учителем с сентября состоит уволенный из 6 класса семинарии М. С. Семенов, получающий 120 руб. в год. Причт состоит из священника и псаломщика; жалования на причт положено 200 руб.; дохода в 1895 г. получено 136 руб. 50 коп. Сенокосной земли у причта до 2 десятин. Причтовый дом деревянный двухэтажный. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». Выпуск III. г. Архангельск. Типо-литография. Наследн. Д. Горяйнова. 1896 г. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери находится рядом с селом Кашкаранцы Терского района Мурманской области. Начиная с 15 века, территория, на которой расположено село, находилась в частном владении боярыни Марфы Борецкой. В то время в селе было всего несколько домов и хозяйств. В конце 15 века она передала ее Соловецкому монастырю. Поселение постепенно росло и развивалось. И к концу 19 века здесь уже постоянно проживало почти 400 человек. Основным занятием местных жителей было рыболовство и земледелие. Они активно занимались промыслом семги и нерпы. Первое здание церкви Тихвинской иконы Божией Матери появилось в селе в 1895 году, а через 4 года здесь была также открыта церковно-приходская школа. Церковное здание было перестроено монахами монастыря из здания часовни, находившейся на этом месте. С приходом советской власти церковь Тихвинской иконы Божией Матери была упразднена и закрыта. Здание было приспособлено под местный клуб. Церковь была возвращена верующим лишь в начале 21 века. Были проведены ремонт и реконструкция здания. Сейчас церковь ежедневно открыта для посещений и активно функционирует. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ В 1932 году особо рьяные комсомольские активисты Кашкаранского рыболовецкого колхоза им. Сталина стали готовить очень важное, на их взгляд, мероприятие. Перед зданием Тихвинской церкви села, которое теперь стало называться колхозным клубом, предполагалось устроить громадный костер из икон, крестов и церковной утвари. При этом особое внимание уделялось показательному сжиганию той самой, чтимой (после ледяного нашествия с моря на деревню в 1888г.), чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери, на которую так уповали жители села. Однако накануне «мероприятия» чудотворный образ неожиданно исчез из Ленинской комнаты клуба. Это казалось странным, поскольку икона имела весьма внушительные размеры. Тем не менее, были предприняты все меры для поиска, обследованы все чердаки и подвалы, однако все оказалось безрезультатным. Икона, что называется, «как сквозь землю провалилась».

http://sobory.ru/article/?object=13184

Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

В этом Прошении было сказано: «В обозримом будущем на местах Поклонных крестов могут появиться храмы и часовни, посвященные известным чтимым иконам Божией Матери (Владимирская, Державная, Знамение, Иверская, Казанская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Умиление и др.) и, таким образом, образовать символический «ПОЯС БОГОРОДИЦЫ». Все часовни будут находиться в административно-церковном ведении епархиального Сурского женского монастыря. Центральным образом каждой из них будет икона Божией Матери, Которой посвящена часовня. Икона будет иметь клейма с изображением святых, имена которых носят или носили члены семьи жертвователя-строителя часовни». Эта икона должна находиться внутри часовни, а над ее входом будет помещена небольшая резная копия этой иконы с «неугасимой лампадой» – красным огоньком светодиодной лампочки, круглосуточно питаемой солнечной энергией. Такое решение уже технически продумано и готово к реализации. Благословение на Прошение было получено, и таким образом, положено начало благому церковному делу на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского. Совсем скоро, после подписания Прошения, молитвами Божией Матери нашлась добрая семья, жертва которой положила начало строительству Пояса, и в сентябре 2017 года появилась первая часовня. Она посвящена Казанской иконе Божией Матери и построена в д. Засурье, на территории «Иоанновского городка», где ежегодно нами проводится Православный военно-патриотический лагерь «Архистратиг» для подростков Иоанновской семьи. То, что случилось далее, иначе как чудом назвать нельзя. Через шесть месяцев, в марте 2018 года, появились сразу шесть благодетелей, готовых участвовать в строительстве еще четырех часовен и двух храмов, а через год – после Пасхи 2019 года – два человека изъявили желание поддержать это богоугодное дело: они взяли на себя попечение о строительстве еще двух часовен. Таким образом, за неполные полтора года вопрос строительства всего Пояса Богородицы был решен, а обозримое будущее, о котором было сказано в Прошении владыке Даниилу, оказалось действительно обозримым даже «невооруженным глазом».

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Иконостас столярной работы, старого устройства, из трех „тяблов " (поясов, ярусов), сохранился в первобытном виде. Антиминс храма освящен архиепископом Гавриилом. В углах его лики 4 евангелистов, в середине - четвероконечный крест, а под ним картина Тайной Вечери. Антиминс освящен в 1775 лето, декабря 13 дня. В храме достопримечательны: два небольших, четырехконечных креста, лежащих на престоле ; икона Спасителя, по правую сторону Царских врат, в позолоченной раме, за стеклом, в серебряной ризе весом в 12 фунтов. Риза сделана маркизою де Траверсе; образ Тихвинской Божией Матери, по левую сторону Царских врат, в такой же раме, в серебряной вызолоченной, с драгоценными камнями ризе; икона Знамения Божией Матери, в алтаре, на северной стене, без ризы, с старинными серебряными венцами... Под церковью погребены: адмирал Михаил Кондратьевич Макаров, скончавшийся 1813 г. августа 6-го дня; строитель храма Ефим Назарьевич Елагин, умерший в 1799 г. на 64 году от рождения, и жена его. Метрические книги хранятся с 1799 г. До 1843 г. причт составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; с 1843 г. - священник и дьячок. До штатов причт содержался на общих основаниях. Со времени штатов получал по 6 разряду- 220 руб. сер. в год. Доходов получается до 100 руб. в год. Земли при церкви пахотной 31 дес. 383 квадр. саж., сенокосной 2 саж. и здворочной 1 дес. Священник живет в собственном доме, дьячок - в доме, построенном госпожею де Траверсе. При церкви есть сторожка. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. 478 и 535 женск. пола. Грамотных в приходе немного. До 1863 г. была школа в деревне Бор, но она закрыта за неимением дома для помещения такового училища. В 1879 г. в Роптях помещик Александр Александрович Половцев открыл школу, в которой учатся до 20 мальчиков. В небольших школах и у крестьян учится до 80 человек. Кроме общих праздников, прихожане празднуют: Покрову, Флору и Лавру, Варлааму Хутынскому, Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божией Матери. На кладбище при церкви погребен морской министр, адмирал Иван Иванович маркиз де Траверсе, умерший в 1831 г. мая 19-го дня. Часовни находятся в Роптях, в Бору и в Штрешеве. Попечительство открыто в 1873 г., председатель его - поручик Владимир Александрович Паткул. Собираемые попечительством деньги тратятся на ремонтировку церковного дома и церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01183

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Тихвинской Божией Матери в Симоновом монастыре построена около 1677 г. царем Федором Алексеевичем как трапезная для монастырской братии. В Москве она была первой по времени сооружения в стиле барокко. Церковь была освящена во имя преп. Сергия. Пристройка с запада заключает в себе паперть и бывшую палату царя Федора Алексеевича, а над папертью воздвигнута четырехугольная башня, с которой открывается вид на Москву. В 1799 г. устроены приделы: Афанасия Александрийского и Мученицы Гликерии, Ксенофонта и Марии. В 1840 – 43 гг. главный престол переименован в честь Тихвинской Божией Матери, а к восточным углам пристроены приделы: преп. Сергия и Валентина, Параскевы и Василия Блаженного. Главный иконостас был особенно богато украшен царем Федором Алексеевичем, но все драгоценности похищены французами в 1812 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Новая трапезная - крупнейшая крупнейшая сохранившаяся постройка монастыря. Предыстория постройки существующей так называемой Новой трапезной Симонова монастыря прослеживается с 1484/1485 года (6993): «Того же году трапеза каменная на Симонове свершена, иже у врат». Этот факт был введен в научный оборот уже в XIX веке одним из первых исследователей истории монастыря - Н.Д. Иванниным-Писаревым: «... Также много было даяния от Василия Дими-триевича и Иоанна III, который, кроме соборного верха, построил там, в 1485-м, каменную трапезу (она была перестроена при Царе Алексее Михайловиче...)». Имеет смысл принять во внимание также сведения о единовременных с ней постройках: «...в 1485 году была построена трапезная палата, около того же времени были построены на вкладные деньги казначея Ивана III Владимира Ховрина: церковь Преображения, «колокольница» (звонница) и ограда из кирпича». Архитектурный облик и точное местоположение первой каменной трапезной неизвестны, однако некоторые исследователи придерживаются мнения, что она была одностолпной, возведена к западу от собора, то есть у западных ворот с церковью Преображения: «Начиная с 1485 г. и до конца столетия в монастыре были возведены каменная одностолпная трапезная, возможно, соборная звонница и первая каменная ограда. Каких-либо определенных сведений об облике первоначальной трапезной, стоявшей к западу от собора... не обнаружено».

http://sobory.ru/article/?object=03318

В 1914 году началась I Мировая война. Строительство приостановили из-за нехватки средств. Вскоре власть в стране сменилась. Разрешение на продолжение строительства храма не уда­лось получить. Фундамент ушёл в землю. В ноябре 1923 года деревянная церковь сгорела от сильного пожара. Есть несколько версий причин возгорания церкви. По одной версии она сгорела от удара молнии. А другой причиной возгорания церкви называют то, что сто­рож рано закрыл жарко истопленную печь, и ушёл домой. Церковь горела сильным, но очень ровным пламенем, не задевая соседние постройки. После пожара церкви уцелел только один колокол весом в 13 пудов. Богослужения после пожара стали проводиться в бывшем церковном доме. Такое разрешение дал епископ Боткинский Амвросий. Сельский совет за аренду дома брал плату —14 рублей 59 копеек ежемесячно. Затем службы стали проходить в часовне. В 1939 году часовню закрыли, запретили проводить службы из-за ветхости здания. Но прихожане продолжали приходить поклониться «Старым иконам», приносили подношения: деньги, платки, полотенца, ткань. Детям было очень интересно посмотреть, что там в часовне. Они часто при­ходили и заглядывали в щели. В 1952 году все иконы, в том числе и «Старые иконы», перенесли в Вознесенский храм с. Перевозное. Здание часовни передали сельскому совету. Деревянное здание часовни оценили в 50 рублей, а медный колокол весом 13 пудов — в 200. Часовню закрыли зимой. Жители села взяли иконы и организовали крестный ход от с. Паздеры до с. Перевозное. Особенно бережно несли «Старые иконы». Большое,крепкое село,когда-то размашисто,в три километра населявшее камский берег,уничтоженно советской властью под предлогом затопления этих мест.Сейчас на месте села распаханные поля да заросшие высокой травой пустыри.Свидетельство того, как распологались дома-кусты малины,смородины и вишни. Постоянно идут и идут сюда люди,особенно летом.Кто рыбной ловлей побаловаться,кто ягод,которыми щедро усыпан высокий берег,насобирать,а кто и за целебной водичкой из трех незамерзающих источников.Такие источники обычно бьют там,где бывают обретены чудотворные иконы,и вода в них целебная.Знающие люди говорят,что на вкус вода в них разная,от всех хворей помогает.Один из источников освящен Архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Тихвинск...

На стадии предпроектной подготовки исследовали старый фундамент, чтобы уточнить размеры и получить привязку к местности. И на глубине полутора метров под грунтовыми водами обнаружили два фрагмента ленточного фундамента из бутового камня. Было принято решение о раскопке и исследовании. Фундамент был полностью раскрыт и обмерен. Оказалось, что часовня находилась строго в углу современного сквера, а крыльцо выходило на тротуар на полтора метра. Чтобы его не суживать, решили часовню сдвинуть на полтора метра вглубь сквера. Ускорило работы известие о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II изъявил желание совершить лично закладку часовни. Началось возведение нового железобетонного фундамента, поскольку старый был признан негодным для нового строительства. Но остатки старого фундамента находятся под новым — так что новая часовня возведена на старом основании. Святейший Патриарх Алексей II и супруга Президента России, наша землячка Светлана Владимировна Медведева, проявляющая большую заботу о возрождении православных святынь на своей малой родине, посетили Кронштадт на второй день Рождества Пресвятой Богородицы 22 сентября 2008 года. Патриарх освятил закладку и строительство Тихвинской часовни — ее возрождение на историческом месте. И сегодня в Кронштадте памятны его слова, полные радостного удивления и восхищения: он думал о маленькой часовенке, а увидел настоящий Храм, в котором есть алтарь и может совершаться Божественная Литургия. А еще он сказал: «Это будет первый шаг к будущему возрождению Андреевского Храма!». 12 июля 2009 года, на Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, Кронштадт посетил Святейший Патриарх Кирилл. Он побывал и в строящейся часовне, помолился в ней, внимательно осмотрел красочные плакаты с эскизами, похвалил бригадира за хорошую работу и благословил на скорейшее завершение строительства. Которое и было завершено ровно в назначенный срок — к юбилейным торжествам по поводу 180-го дня рождения и тезоименитства святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святые [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_Т...

Лит.: Бенескриптов Е. Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радость». СПб., 1859; Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке в Москве. М., 1862, 19064; Георгиевский Н. , свящ. Ист.-стат. описание с.-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866 [цв. воспроизв., публ. «Сказания» кон. XVII в.]; он же. Церковь «Всех скорбящих Радости» за Литейным двором//Ист.-стат. сведения о С.-Петерб. епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 266-277; Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радости». СПб., 1888. М., 18922, 18943; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. кафолической церкви. СПб., 18949. Т. 1; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петерб. епархия. СПб., 1908. С. 133-134; Скорбященская церковь в Петербурге и ее чудотворная икона//Рус. паломник. 1911. 48. С. 762-764; 49. С. 778-779. Икона из Тихвинской часовни у стеклянного завода в С.- Петербурге («с монетками», «с грошиками»). Существует неск. версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С. И. Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «В. с. Р.» попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери , а после прославления иконы «В. с. Р.» были приписаны ей. Время построения часовни предание относит к эпохе царствования имп. Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впосл. часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской ц. над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской ц. на Калашниковской пристани.

http://pravenc.ru/text/155562.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010