Каменец. Часовня Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменец, Часовня во Имя Святого Пророка Илии Из книги В.И. Будько Север Гдовщины Псков 2005 2002 год в истории деревни Каменец ознаменован построением часовни во имя Св. Пророка Илии. Таким образом в наших местах создан прецедент часовенного храмоздательства. Прямоугольник постройки, имеющий в основном объеме отношение длины к ширине один к двум, расположился практически на старом фундаменте, близ места исчезнувшего потока. Двускатная вознесенная крыша обита оцинкованным железом. На ней изящная маковка со крестом, укрепленная на барабане. Фронтон западного гульбища под пологой крышей осиян образом Спасителя. Ко входу ведет отсыпанная дорожка. Предполагается впоследствии прирубить граненый алтарь. Примечательно, что инициаторы перед домашним проектированием изучали практику и правила часовенного строительства. И это хорошо. Внутреннее помещение сияет сегодня белизной свежего дерева. Высоту потолков строители старались максимально завысить. Образа и утварь расположены согласно Православному канону. Тут благое слово сказал заянский батюшка о. Роман, традиционно окормляющий жителей Каменца и округи. Им же совершен чин освящения места строительства и самое освящение, имевшее быть 2 августа с. г. Неизвещение жителей района о ходе строительства и, тем более, о освящении часовни, заведомое упущение, допущенное заинтересованными. Поразительно, что даже на сельском сходе, обсуждавшем вопрос каменецкого строительства, нашлись имущие противники возрождения Православной традиции. Впрочем, дети их трудились на строительстве наряду со всеми, по восемь часов. Жаль, лопаты им великоваты. А до той поры молодежь деревни обыкновенно сиживала на придорожной остановке. Сие повсеместно. Храмовые места Илии у нас в Старополье и Скамье. В последней нечестивцы с указки нечестивцев возвели «дом на костях» - на руинах и кладбище. Следует ожидать людской трагедии… К примеру, в Столбово, строившие на могилах, страшно болели и мерли.

http://sobory.ru/article/?object=15665

Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние. Часть I Редакция сайта Православие.Ру продолжает публикацию дипломов выпускников Московской Сретенской семинарии. Диплом иеромонаха Иоанна (Лудищева) «Проблемы современного человека в письмах духовников XX века» , работа студента пятого курса Юрия Филиппова «Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков» и труд студента пятого курса Максима Янышевского «Особенности религиозной жизни Советского Казахстана в 1930-1950 гг.» вызвали живой отклик читателей. Серию публикаций продолжает работа диакона Александра Колногорова «Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние», которая выполнена с привлечением редких архивных материалов.   ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧАСОВЕННОГО СОГЛАСИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ-БЕСПОПОВЦЕВ СТАРООБРЯДЦЫ-БЕСПОПОВЦЫ Старцы беспоповского шарпанского скита Беспоповцы — одна из двух главных отраслей раскола старообрядчества, называющаяся так потому, что ее последователи не приемлют священства (попов). Когда священники дораскольного поставления за древностью лет умерли, произошло принципиальное разделение всех старообрядцев на два толка. Те, которые предпочли остаться вовсе без церковной иерархии, нежели принимать к себе новопоставленных священников, получили название беспоповцев. Какое-то время у старообрядцев еще сохранялась надежда, что где-то (в стране Беловодье, в непроходимых лесах или горах, в пустынях Востока) сохранилось истинное священство древнего поставления, и многие жаждали обрести его. Вплоть до середины XVIII века основная масса беспоповцев сознавала отсутствие священства как временное испытание. Стремление обрести церковную иерархию было среди них настолько велико, что известные родоначальники беспоповства — братья Денисовы — вели письменные переговоры с представителями поповцев, обитавшими на Ветке, о приеме архиерея хоть от господствующей церкви, лишь бы он согласился содержать старые обряды. Но надежды на возможность скорейшего обретения иерархии сменились разочарованием, и реально пришлось строить свою религиозную и бытовую жизнь при отсутствии священства. Под влиянием страшных гонений беспоповцы сочли, что наступило последнее время, в Православной Церкви (старообрядцы ее именуют господствующей церковью) и повсюду в миру воцарился антихрист.

http://pravoslavie.ru/2282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853, дер. Крюк Кунгурского у. Пермской губ.- 14.01.1927, Харбин, Китай), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири (Иркутско-Амурский и всего Дальн. Востока) старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Из старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия . В 1863 г. семья Антипиных переехала в дер. Павловскую Ачинского окр. Енисейской губ. В 1869 г. И. И. Антипин женился, в 1878 г. был призван на военную службу. В 1895 г. избран беспоповским наставником. В 1896 г. вместе с супругой присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии, в том же году старообрядческим Пермским еп. Антонием (Поромовым) был рукоположен во иерея к храму в дер. Павловской. Здесь о. Иаков прослужил 5 лет, присоединив к Белокриницкой иерархии ок. 200 часовенных старообрядцев. В 1900 г. переведен в с. Тайна Бийского у. Томской губ. и назначен благочинным. Тяжело заболев, о. Иаков дал обет принять иноческий постриг. Поправившись, он купил участок земли в 55 верстах от села на р. Тарбояк в урочище Черни Томской губ. и в 1904-1909 гг. устроил там мон-рь. 25 авг. 1911 г. он принял постриг с именем Иосиф. Вскоре приняла иночество и его супруга. В авг. 1911 г. на старообрядческом Освященном соборе в Москве И. был избран кандидатом в епископы на новоучрежденную Иркутскую и всея Вост. Сибири епархию. Решение об открытии епархии было принято собором по ходатайству старообрядцев Амурской обл. I Амурский епархиальный съезд 15 июня 1910 г. постановил проводить ежегодно съезды дальневост. старообрядцев и в случае учреждения епархии разместить епископскую кафедру в с. Бордагон (Бардагон) близ г. Алексеевска (ныне г. Свободный Амурской обл.). В 1911 г. в с. Бордагон состоялся II Восточноамурский съезд, обратившийся к Освященному собору Белокриницкой иерархии с просьбой о создании на Дальнем Востоке епархии. Дальневосточные старообрядцы писали в Москву о том, что вблизи Бордагона существовало множество старообрядческих поселений: «Если бы здесь был местный епископ, то в течение года должно здесь быть на Амуре до двадцати приходов» (РГАДА. Ф. 1475. Оп. 1. 213. Л. 9 об.).

http://pravenc.ru/text/578485.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Г. Мурачёв. Фотография. 2000 г. Афанасий Герасимович (1916, дер. Каначак (ныне Турочакского р-на Алтайского края) - 12.09.2008, Енисейский р-н Красноярского края), старообрядец часовенного согласия , крестьянский писатель, полемист. М. род. в многодетной семье зажиточного сибирского крестьянина-старообрядца часовенного согласия, с раннего детства занимался крестьянским трудом. В 1929 г. семья, опасаясь раскулачивания, уехала из деревни, переселилась в края, более суровые, чем Алтай: в поселок на р. Чичкаюл (ныне Тегульдетского р-на Томской обл.). Привлекла глухая тайга, вскоре, однако, ставшая местом водворения спецпереселенцев. Семья еще не раз переселялась, избегая записи в колхоз. В 1940 г. М., уже один, перешел на притоки Енисея, долго скитался, терпя нужду и голод. В 1947 г. он поселился как мирянин в одном из Дубчесских скитов, основанных в кон. 30-х гг. XX в. Симеоном (Лаптевым) . В скиту М. стал учеником о. Симеона, овладевал сокровищами древнерус. книжности, что заложило основу его писательского мастерства. При разгроме скита в 1951 г. М. вместе с др. насельниками был арестован, сумел бежать, когда партию захваченных скитских жителей переправляли в центр пересылки - с. Ярцево (Енисейского р-на). После мн. скитаний М. поселился в одной из деревень на Н. Енисее, стал наставником местной общины. Вся его жизнь была связана с книгами. Он много переписывал, великолепно переплетал книги в кожу и, главное, активно работал в разных лит. жанрах. Важнейшими своими сочинениями он считал эсхатологические: «О временах» (1969-1970), «О останке Израилевом» (1982), «Предатомные предвестии» (1983), «Наука и техника - природе убийца» (1984), «О конце света» (1994). В них он развивал идеи о. Симеона о «порче» мира через достижения науки и техники и об антихристе . Много места в творчестве М. занимала полемика. В жанре древнерус. диалога написан «Пример ко лжедуховномудреникам» - спор о «чувственном» и «духовном» представлении об антихристе. По этому вопросу М. не раз вступал в «письменную перестрелку» с писателем-беспоповцем А. К. Килиным . Килин обличал М. за «чувственное» понимание антихриста, М. опровергал взгляды «духовномудрствующих», в первую очередь Килина. В сер. 90-х гг. М. вступил в ожесточенную полемику по вопросам эсхатологии уже с центром часовенного согласия - нижнеенисейскими скитами. Он написал соч. «О начертании», в котором обрушился на новые представления о признаках конца света, появившиеся у енисейских часовенных и взятые на вооружение скитами. Речь идет о толковании товарного штрихкода как антихристовой печати, разработанном в среде зап. протестант. конфессий и распространившемся в 90-х гг. XX в. в России, в т. ч. у нижнеенисейских скитников. М. называл эту новацию «баптистскими выдумками».

http://pravenc.ru/text/2564358.html

Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние. Часть IV Современное состояние скитов Келья в одном из часовенных скитов Енисея. Дубчесские скиты – единственный масштабный духовный центр старообрядцев-беспоповцев часовенных. И нет ничего удивительного в том, что духовное руководство, которое осуществляли иноки Дубчесских скитов в окружавших их поселениях, распространяется и на старообрядцев, эмигрировавших за границу. После распада Советского Союза в 1990 гг. происходят первые контакты со старообрядцами-эмигрантами. В мужском скиту поселяется первый насельник преклонного возраста из Соединенных Штатов, который восторгается благочестием и строгостью скитского устава. После этого налаживаются регулярные связи с эмигрантами. Они стараются весной и осенью по большой воде приезжать на исповедь и за разрешением своих духовных вопросов. Таким образом, руководство среди старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия централизовалось вокруг иноческих скитов Дубчеса. В настоящее время среди насельников и насельниц уже слышится английский язык, на котором им пока запрещено молиться. Конечно, изменение состава братии диктует свои правила. Так, в настоящее время в женских скитах появились электрические швейные машинки. В мужской обители применяют ленточную пилу для обработки строительного леса. Есть и другие до сего дня немыслимые новинки, в том числе и полиграфические. Прошли уже те времена, когда вновь приходящий кропотливо переписывал в воскресные дни три канона с акафистом. Сейчас нужен один человек, который скопирует, и один ксерокс, который это размножит. Богатые эмигранты привезли дизельные генераторы, которые вырабатывают электричество. Братские бригады, отправляясь в походы, на рыбалку или на заготовку ореха, все чаще стали надевать поверх косовороток удобную и практичную спецодежду американского спецназа. И, наверно, нельзя осуждать молодых ребят из США за то, что они слабее телом таежных крепышей, предков которых большевики нещадно гоняли по тайге.

http://pravoslavie.ru/2290.html

[  назад  ] Часовенное согласие Краткая история: Часовенные - старообрядческое согласие, сперва выделившееся в качестве отдельной беглопоповской группы, а с начала 19-го века, в результате усилившихся гонений царя Николая I, оставшихся без священства. В результате Часовенное согласие превратилось в беспоповское согласие по форме, однако по самосознанию осталось скорее поповского типа. Часовенные сформировались из нескольких мигрантских потоков, пришедших их Европейской части России (так, в 1720-ых годах основная часть предков часовенных пришла на Урал из нижегородских лесов). Духовным основателем будущего часовенного согласия стал священноинок Никифор, который покинул Керженец со многими староверами и поселился на Урале. Причиной размежевания с кержицкими отцами было, по мнению Никиформа, принятие любых священников без разбора, не выясняя, кто кем рукоположен. Никифор и его последователи занялись выяснением, какие епископы заведомо были крещены в три погружения и рукоположены также крещенными в три погружения епископами. После принятия на Ветке епископа Епифания недоверие к европейским беглопоповцам только возросло. В 1725 году в Нижнем Тагиле Никифором был принят священник Иоанн, а затем еще ряд священников. Однако после смерти последнего из них - о. Иакова - в 1754 уральские старообрядцы впервые остались без священства. Когда к ним пришел священник Петр, его уже некому было " исправить " . Тогда, по соборному решению, он " чрез три молебныя пения принял на себя священныя ризы и стал священнодействовать " . Вскоре после его смерти удалось найти священника Иродиона, которого признали имеющим преемственную " исправу " , восходящую к священноиноку Иякову. В 1776 благодатными епископами, от которых можно было принимать священнков, были только рязанский и грузинский. От Иродиона приняли " исправу " еще ряд священников. Последний из принятых священников, о. Архиппа из Нижнего Тагила, скончался в 1825 г. и его смертью в уральские старообрядцы окончательно остались без священства.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-st...

Златоуст. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Старообрядческая (поморского согласия) Свято-Покровская церковь Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:приблизительно 1882 - 1899. Год утраты:1917 Адрес: Россия, Челябинская область, город Златоуст, у горы Косотур, улица Барочная. Координаты: 55.177856, 59.672607 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Старообрядцы Урала большей частью относились к часовенному согласию. Поморское согласие здесь скорее всего было распространено либо выходцами из северных областей, либо с Поволжья, коих в XVIII веке по просьбам заводчиков правительство указами приписывало к заводам и насильно переселяли целыми деревнями. «Колонизация Урала, - писал Д.Н. Мамин Сибиряк, - исключительно обязана раскольникам… и почти все Уральские заводы выстроены раскольничьими руками». Одним из таких заводов был Златоустовский. В начале XIX столетия сюда переселили значительную группу старообрядцев. Летопись Трехсвятительской церкви описывает это так: «1820 год марта 11 дня. В Златоустовский казенный завод по Высочайшему повелению прибыли переведенные крестьяне с Тагильского в Пермской губернии состояния господина Демидова завода числом до 700 душ мужеска и женска пола. Сии люди почти все староверы». Появление здесь первых староверов-поморцев, а вместе с тем и сильной Поморской общины относится к первой четверти XIX века. Если же говорить точнее, то данное событие имеет вполне конкретную отправную дату – 1824 год, когда близ Златоуста шло строительство (а по некоторым источникам – ремонт) железной дороги, предполагающее поездку по России императора Александра I, включающую посещение златоустовских заводов. На данную работу «были наряжены» крестьяне Таловской волости Челябинского уезда и села Гагарье Курганского уезда, среди которых были люди «начитанные и сведущие довольно Божественного Писания», как повествуется в «родословии» некоторых из них.

http://sobory.ru/article/?object=37825

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852, Висимо-Уткинский завод Верхотурского у. Пермской губ.- 2.11.1937, Казань), мон., старший преимущий («патриарх») странников -статейников (самого крупного толка в странническом согласии во 2-й пол. XIX-XX в., в качестве уставного документа статейники признавали «Статьи», написанные в 1860 г. Н. С. Киселёвым ). Рябинин род. в крестьянской старообрядческой семье, принадлежавшей к часовенному согласию . В 17 лет стал сидельцем в лавке, в 1872 г. бежал из мира и принял Крещение у странников-статейников с именем Александр. Через нек-рое время вернулся в мир, работал приказчиком в лавке в Невьянском заводе Екатеринбургского у. Пермской губ. 25 июля 1882 г. по обвинению в соучастии в убийстве осужден на 10 лет каторжных работ и вечное поселение в Сибири. Бежав с этапа, вернулся к странникам. C 1889 г. находился в числе лиц, окружавших руководителя странников-статейников Киселёва. После смерти Киселёва в 1894 г. Рябинин уехал в Пермь. Занимал должность помощника руководителя Казанского «предела» (округа) странников-статейников. 1 сент. 1900 г. соборно избран первым помощником руководителя согласия странников-статейников (старшего преимущего) К. П. Пятакова. Стараниями Рябинина в г. Данилове Ярославской губ. было создано странническое ДУ, в к-ром занимались до 100 слушателей, при уч-ще действовала богатая б-ка. Также по инициативе Рябинина в Данилове на деньги согласия были открыты слесарная мастерская и бакалейная лавка. 21 авг. 1910 г. собор статейников отстранил Пятакова от руководства согласием, вместо него старшим преимущим был избран Рябинин, продолживший деятельность по накоплению материальных средств страннического согласия, в частности, по инициативе Рябинина в Данилове на деньги согласия была построена паровая мельница. Повышенное внимание нового преимущего к «мирским» делам вызвало негативную реакцию со стороны немалой части странников и их мирских благодетелей-странноприимцев. Осенью 1910 г. начала формироваться оппозиция преимущему, потребовавшая закрыть мельницу и лавку, на что Рябинин ответил отказом. Ситуацию осложнили попытки преимущего вмешиваться во внутренние дела оппозиционных ему страннических общин. В адрес главы согласия посыпались обвинения в превышении власти, забвении принципа соборности. В мае 1913 г. почти одновременно состоялись соборы сторонников Рябинина (его поддержало большинство наставников) и оппозиции, обе стороны предали друг друга анафеме. Между тем полиция установила наблюдение за Рябининым, 13 авг. 1914 г. как беглый каторжник он был арестован в Ярославле и отправлен в Александровскую тюрьму Иркутска.

http://pravenc.ru/text/76246.html

Упоминание о часовне в северо-восточной окраине Яицкого городка на берегу Солдатской Старицы относятся к концу 18 столетия. В этом районе находился ликвидированный в 1741 г старообрядческий Шацкий скит. Часовня с окружающими ее кельями и строениями также напоминала монастырь и являлась его преемником в деле окормления уральских беглопоповцев. При этом следует заметить, что на возведение храма яицкие казаки по имевшему место быть обычаю обратились к Казанской епархии. Разрешение это было дано, но с рядом ограничений. В частности было запрещено строить шатровую церковь. Результатом конфликта стало то, что по инициативе ряда влиятельных казачьих фамилий освящение часовни было поручено иргизским старцам. По мнению атамана Столыпина вследствие данных событий войско почти полностью перешло в беглопоповство, тогда как прежде 1780 г принадлежало к официально еще не существовавшему де-юре Единоверию, используя старые книгив православных церквах войска. Священиком часовенных прихожан стал Василий Александров, именуемый также Василием Соколовым. Еще при его жизни часовенные искали примирения с церковью на особых правах - с подчинением по всем вопросам войсковому атаману, а не епархиальному ведомству. Требования эти были отвергнуты и после смерти о. Василия ктиторы часовни согласились на присоединение ее к единоверию. Вследствие этого произошло разделение казаков на часовенных и церковных. Распространению раскола способствовал тот факт, что не имея возможности своевременно окормлять прихожан во всех концах войска, о.Василий благословлял чинить службы т. н. старцам. Последующие единоверческиесвященники отказались вручать такую власть нерукоположенным мирянам, что способствовало дальнейшему их обособлению от церкви. Обращение часовни в единоверческую церковь осуществилось в 1842 году. Священники церкви во избежания соблазна среди прихожан воздерживались вплоть до второй половины 19 в от участия в общих молебнах с духовенством прочих церквей. Вместе с тем активнейшим образом работали на ниве преодоления раскола. Священник Савва Севрюгин стал главнейшим соратником атамана А. Д. Столыпина в обращении в единоверие старообрядческих скитов войска. Записка Саввы Севрюгина о причинах раскола была доложена митрополиту Московскому и доведена до сведения Императора. В 1858 г часть прихожан Успенской церкви перешло к т.н. благословенной церкви, образованной Столыпиным из бывших староообрядцев часовенного согласия. К приходу единоверческой Успенской церкви принадлежала известный миссионер киргизской степи Мария (Карымза) КОсминична Кабаева, обратившая в православие до 200 киргизов (казахов) Церковь разрушена в 30-х годах прошлого столетия

http://sobory.ru/article/?object=54574

Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние. Часть II Часть первая » Центры старообрядцев-бесповцев часовенного согласия Захваченные отрядом НКВД в 1951 г. черноризицы и послушницы женских скитов Дубчеса. / Уральских часовенных можно разделить на два направления. Первая ветвь исторически тяготеет к Екатеринбургскому региону, вторая – к тюменскому. Наиболее авторитетный центр пермских (в основной массе заводских) часовенных – храм и женский скит в деревне Захарове в 10 километрах от города Лысьва. Наставником храма долгое время являлся Тюрин, старостой – Кожевников. В этой деревне была часовня, посвященная Святой Троице, куда собирались около 1500 старообрядцев для общей молитвы. служба на Троицу длилась около 15 часов с небольшим перерывом для трапезы, который осуществлялся после повечерницы (в Православной Церкви – повечерие). В храме совершается полный круг богослужения (что для храмов часовенных – сугубая редкость). Некоторое время сюда специально ездили пермские часовенные. Скит возглавлялся игуменией Калисфеной, под ее началом жили еще пятеро стариц преклонного возраста, которые в настоящее время уже почили. Крупные и крепкие общины были в Пермской области также в поселке Кын Лысьвенского района и в городе Добрянка, где отсутствовал храм, однако был наставник и действовала детская певческая школа. Несколько общин в Чайковском районе состояли из часовенных преклонных лет. какое-то время они находились на грани естественного вымирания, а в настоящее время не существуют вовсе. Всего в Пермской области в 90 гг. насчитывалось около 2000 активных часовенных. Центр часовенных Екатеринбургского региона (также в основном заводских) – Невьянск, где по сей день находится часовня часовенных (как ее называют горожане) на городском кладбище. в начале 90 гг. настоятелем являлся Николай Гордеевич Никифоров, головщиком – Исаак Мамонтович Баранов, человек с детства посвятивший себя пению, впоследствии головщик правого клироса, умер на 93 году жизни, искал сокрытое истинное священство, перед кончиной перешел в Белокриницкую иерархию. Современное состояние общины таково: службы совершаются только по воскресным дням, богослужение возглавляет женщина – Анна Никифоровна, приход состоит из 10-12 человек преклонного возраста.

http://pravoslavie.ru/2286.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009