Совокупными военными силами татар и русских самозванец был разбит и лишен жизни. Такие подвиги Феодора доставили ему благосклонность в Орде, где приняли его с отличным вниманием и необычайной честью. Осыпая князя ярославского почестями, хан велел ему всегда присутствовать на своих пиршествах и от руки его только, как любимца весьма уважаемого, принимал почетную чашу 11 . О пребывании князя Феодора в Орде летописцы прибавляют сказание и о том, что мужественная красота, высокий рост и замечательный ум его так пленили царицу монгольскую, что она предложила ему руку своей дочери. Целомудренный князь, с опасностью для своей жизни отрекаясь от предлагаемой лестной почести, отвечал, что у него есть супруга, дочь князя, и что он как христианин не может иметь другой; видя же стремление царицы долее удержать Феодора в столице ханской, неотступно просил отпустить его на родину. В продолжение теперешнего своего пребывания в Орде герой-христианин таким образом препобедил все искушения для себя. Наконец он был отпущен с честью в свой удел. Не радостные, а глубоко печальные обстоятельства на родине ожидали князя Феодора. По возвращении в удел он услышал горькую весть о том, что скончалась его любимая и добрая супруга Мария. Теща же его, княгиня Ксения, вместе с безрассудными боярами явила к нему жестокосердие и неблагодарность в том, что, осыпавши его бранью, не впустила даже в город под тем предлогом, что княжеский престол уже занят, на нем сидит законный юный наследник Михаил, князь ярославский, вместе с которым теща Феодора стала теперь управлять Ярославлем. Огорченный ранней смертью супруги и затем сильно оскорбленный, так как личные качества и заслуги князя давали ему все права на благодарность и верность своих подданных, властитель ярославский вынужден был возвратиться в Орду вместе с некоторыми вельможами, оставшимися ему верными. Феодор просил себе суда у державного хана, и ордынский повелитель вскоре отправил посла в Ярославль с объявлением своей опалы и страшных угроз непокорным, чтобы расположить их к принятию князя Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Позволим привести здесь следующие, проникнутые теплым чувством размышления, которые внушила тому же благочестивому жизнеописателю св. князя его блаженная кончина: «так рановременно по суду человеческому, и благовременно по намерениям Промысла Божия, так свято пред очами Божиими и человеческими, кончилась жизнь св. Александра Невского!.. Кончилась?.. Нет! Кончилось видимое общение св. князя с любившим его народом; но вместе с ним началась бессмертная жизнь имени его в благодарной памяти народной, передававшей из века в век славу подвигов героя невского. Кончилось предопределенное ему время подвигов; но вместе с тем началось нескончаемое время его наград и воспарившему к небу его духу, и успокоившемуся от трудов телу, – наград, которых не заменила бы самая продолжительная жизнь со всеми ее радостями... О, ведомы ли были блаженному духу твоему, отец отечества своего, спасавший его в самую тяжкую годину от самого тяжкого горя, – ведомы ли были духу твоему те рыдания и слезы, с какими народ твой принял весть о кончине твоей, с какими принял он драгоценное сокровище – останки твои и предал их земле? Немало огорчений среди непрерывных, тяжких и в высшей степени благотворных трудов испытал ты со стороны неразумных чад твоих – твоего народа: теперь утешился бы дух твой, если бы нуждался в земных утешениях; теперь увидел бы ты, как ценили тебя, как любили тебя, ангел-хранитель доброго народа русского!.. Владимир твой ждет своего князя с радостными вестями... Не ту весть вещает ему первосвятитель Кирилл: «Чада моя милая! зайде солнце земли русския». Посмотрел бы ты, как народ принял эту горькую истину, как первосвятитель передал ее. Народ как будто не понял, – он, может быть, не хотел понять слов своего архипастыря... Как, без сомнения, и святитель желал бы объяснить их не так! Но уже все кончено: народ должен узнать свое горе! «Благоверный великий князь преставился», – говорит со слезами святитель, но у народа, в ответ, нашлось только два слова, в которых вылилась вся скорбь, вся туга сердечная по тебе, защитник земли русской! – «Уже погибаем!» Пришел и самый мрачный день скорби и сетования, когда, пораженный печалию, престольный град твой вышел сретить и принять на могильный покой святые останки твои...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Узнав о кончине заступника за Русь, митропо­лит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем». Усопшего перевезли во Владимир и положили в соборе Богородице-Рождественского монастыря 23 ноября 1263 года. При за­хоронении были отмечены многочисленные исцеления. Народ был в печали. Современники воспринимали по­чившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей. Когда благоверный великий князь Димитрий Донской молился в соборе Рождественского монастыря у его гроба перед походом 1380 года на Куликово поле, то неожидан­но явились два старца у гроба и возгласили: " О господине Александре, возстани и ускори на помощь правнуку сво­ему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от ино­племенников " . После этого видения именем митрополита Московского гробницу открыли и установили местное почитание святого князя. Составили особую ему службу. В пожар 1491 года собор горел, но даже пелена на гробни­це уцелела. Общецерковное прославление благоверного князя Александра Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году, когда повелели составить ему пространное житие, службу и похвальное слово. Святые мощи по указу императора Петра I 14 июля 1723 года были торжест­венно отправлены в Петербург и положены 30 августа 1724 года в соборе Святой Троицы Александро-Невской лавры . С 1753 года святые мощи покоятся в серебряной раке. День 30 августа почитается как день перенесения святых мощей. Это событие закрепляло за Петербургом звание новой столицы России. Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор. Тогда же учредили крестный ход от Казанского собора в лавру.

http://drevo-info.ru/articles/3682.html

Но граждане ярославские, нанесшие однажды тяжкую обиду своему князю, слепо подвергались всем случайностям: они не послушались угроз ханских и заставили своего князя быть скитальцем на чужбине. Добрый князь, однако, не хотел призывать грозного гнева хана на отчину свою. Между тем обстоятельства сложились так, что Смоленск по смерти князей смоленских, братьев Глеба (в 1278 году) и Михаила (в 1279 году), перешел к третьему Ростиславичу – Феодору Ярославскому; это случилось в 1281 году 12 . Но скоро он уступил Смоленск племяннику своему от старшего брата Александру Глебовичу, назначивши его своим наместником. 7, с. 189) Промыслом Божиим, направляющим несчастья отдельных лиц ко благу и устрояющим все к лучшему, определено было изгнаннику князю ярославскому сделаться орудием обращения ханской дочери в христианство и распространения веры Христовой между ордынскими язычниками. В древних летописях с подробностью передается это обстоятельство. По прибытии обиженного вдовца, князя Феодора, снова в Орду, где он был принят с прежней благосклонностью, царица опять возымела прежнее намерение выдать за него дочь свою и старалась склонить к тому хана. Для брака князя с дочерью хана теперь уже не существовало прежних препятствий, ибо супруга его умерла; но важным препятствием к тому могла быть ее вера языческая. Ханша в душе своей не прочь была от того, чтобы дочь ее была христианкой. Жена хана, как видно, уже ранее несколько ознакомлена была с христианским вероучением и, хотя не была христианкой, могла понять превосходство Христовой веры, вероятно, чрез князя Феодора, который, проживая в Орде, конечно, не в суетных забавах проводил время, а имел всю возможность при благоволении к нему ханов приближать к свету истины сердца неверных. Хан державный колебался выдать дочь за своего улусника , не следовавшего языческому закону. Тогда со многими и горячими слезами, презревши всякую опасность за свою откровенность пред гордым и диким властителем, жена хана открылась пред ним, что уже давно желает 13 видеть свою дочь христианкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Род св. Александра был истинно-замечательный род. От одного поколения к другому переходили в нем наследственные доблести, между которыми первое место занимало искреннее благочестие. История русского царства помнит все эти знаменитые поколения. Имена многих лиц, принадлежавших к ним, как святые, записала на своих скрижалях и православная Церковь . Дедом великого князя Александра Невского был в. к. Всеволод III Георгиевич. Св. Александр не застал уже его в живых 2 . Но он не мог не знать о добрых свойствах и делах своего деда, заслужившего имя великого 3 .Это был один из достойнейших князей Русских, украшенных и лучшими качествами внутренними, и добродетелями семейными, и доблестями гражданскими. Рассказывая о его подвигах и славе, что он «много мужества и храбрости на бранех показа», и что «сего имени токмо трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его», летописи как бы в объяснение прибавляют: «понеже не взношашеся, не величашеся о себе, но на Бога о всем взлагаше всю надежду: и Бог покоряше под нозе его везде вся враги его» 4 . «Многие же церкви созда по власти своей.... Имеяше бо присно страх Божий в сердци своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и нелицемерен, не обинуяся лица сильных...; любяше же по многу и черноризский и поповский чин. Тем, продолжают летописи, и дарова ему Бог чада добросмысленна, яже и воспита в наказаньи, и в разуме совершенне, даже и до мужества» 5 . Не менее поучительный пример благочестия представляла в себе потомству своему и бабка св. Александра, в. к. Мария 6 . «Преизлиха добрая», благочестиво провела она жизнь свою, «издетска, в страхе Божии, любя правду, вздающи честь епископом и игуменом, и чернцем, и пресвитером, утешая печальных и нуждающихся, и больных, и подавая им требование». По непостижимым судьбам Промысла, за семь или восемь лет до смерти ее постигнул тяжкий недуг. Но в это-то время и открылась вполне вся сила ее благочестия. С благодарением переносила она болезнь свою, поминая терпение праведного Иова и вольные страсти Христовы за мирский живот и спасение, и часто повторяя слова Иова: аще благая прияхом от Господа, злых ли не стерпим? Если что озабочивало тогда сердце ее, то это одно только – утверждение детей в благочестии и добре. Часто призывала она их к болезненному одру своему и поучала их страху божию... Не удивительно, что такая мать воспитала таких благочестивых сыновей, каковы были, напр., Георгий и Константин!.. Но – еще несколько слов о последних днях благочестивой Княгини. 2 Марта 1206 г. перешла она с болезненного одра в устроенный ею монастырь пресвятой Богородицы, сопровождаемая мужем и детьми (Георгием и Всеславою), духовенством, боярами и гражданами. Через дней (19 марта) с прежним именем Марии 7 , но в новом сане инокини, скончала она свои страдальческие дни 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Сын князя ростовского Константина Всеволодовича Всеволод, владевший Ярославлем, оставил по себе наследником князя Василия, который по кратковременном княжении в Ярославле скончался в 1261 году 4 в престольном городе Владимире, куда он зимой отправился (в феврале) для свидания с великим князем Александром Невским. Отсюда тело его, в сопровождении двоюродных его братьев Бориса и Глеба Ростовских и самого князя Александра, было перенесено в Ярославль и Кириллом, епископом Ростовским, погребено в соборной Успенской церкви на северной стороне. Василий Всеволодович не оставил после себя сыновей: вследствие этого обстоятельства дочь Василия Мария как единственная наследница Ярославского княжества начала княжить в Ярославле вместе с матерью, княгиней Ксенией, к которой за малолетством Марии и перешла великокняжеская власть. Несколько лет Ксения властвовала в Ярославле; между тем княжна достигла совершеннолетия и мать ее стала искать ей жениха. В это время в Смоленской волости княжили трое сыновей Ростислава Мстиславича: Глеб, Михаил и Феодор, которому достался один только Можайск. Этого-то Феодора Можайского Ксения, по совету своих родичей Бориса и Глеба Васильковичей Ростовских, избрала супругом своей дочери – это было около 1267 года 5 – и таким образом один из Ростиславичей смоленских получил в приданое за женой волость суздальских Юрьевичей. Можайский князь Феодор вскоре переехал в город Ярославль, наследие своей супруги, и княжил в нем вместе с тещей. Казалось, что этот союз брачный был счастливый; но теща Феодора любила быть первой, была женщина надменная, с характером жестким и причиняла много неприятностей в семейной жизни молодой четы. Несмотря на это, благопокорный своей судьбе, в уповании на помощь Божию и вследствие продолжавшихся неудовольствий со стороны братьев, князь Феодор продолжал жить и княжить в Ярославле, где имел утешение видеть Божие на брак свой благословение в рождении от Марии сына Михаила. «Сам же князь [по словам древней летописи – И.Б.] 6 живяще благочестно и богоугодно, измлада бо Христа возлюби и Пречистую Его Матерь; повелику чтяще священники, яко слуги Божия, и мнишеский чин вельми любляше и нищих миловаше, еще же от всякия неправды отгребашеся и якоже изящен воин во всем угождая своему Владыце, и бысть око слепым и нога хромым, отец сирым и вдовицам заступник, алчущим кормитель, нагим одежда, всем комуждо в нужде и беде помогая».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Воинские и гражданские доблести князя Феодора также обещали его подданным благополучное правление, хотя тяжелое и бедственное для нашего отечества было тогда время – время ига татарского. Батый только что пленил землю русскую. У князей русских в отдельности не было средств противиться многочисленным полчищам татар. Надобно было покориться и изъявлять свою покорность лично пред ханом. И вот владетельные князья русские принуждены были ходить в Золотую Орду, чтобы там у державных ханов получать утверждение за собой родовых отчин и затем участвовать своей помощью татарам в их завоевательных стремлениях. Доблестный князь ярославский принимал участие во многих выдающихся событиях своего времени; лишь о немногих из всей его деятельности дошли до нас летописные известия. Так, в 1277 году монгольский хан Менгу-Темир, начиная войну против яссов, велел прийти к себе на помощь князьям русским с их полками, и вот Феодор Ярославский, а также Андрей Городецкий, Глеб Ростовский с сыном и племянником отправились в Орду со своими войсками, чтобы вместе с полчищами хана воевать против яссов кавказских, из которых многие не хотели платить дань татарам и с усилием противоборствовали их оружию. Князья русские завоевали город Дедяков (в южном Дагестане) и смирили яссов, взявши богатую добычу и пленников 7 . Хан, вообще довольный русскими князьями за их подвиги и потому отпустивший их с честью и дарами, обратил особенное внимание на князя Феодора, который заявил себя как доблестный и мужественный витязь 8 . Затем из летописей известно, что в 1278 году князь Феодор выдал дочь свою за сына Глеба Ростовского – Михаила, князя белозерского, и этот брак венчан был в Ярославле епископом Игнатием 9 . В том же году храбрый князь ярославский или единственно исполняя волю хана, или желая добычи, которой татары охотно делились с русскими за их мужество, отправился вместе с зятем своим на войну в Болгарию, где какой-то бродяга 10 принял на себя вид человека, посланного небом освободить Болгарию от ига татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Б. умер вскоре после закрытия Костромской ДС (1918) и церковно-исторического об-ва (1919). Его отпевание совершил еп. Севастиан (Вести) . Ученый был погребен на Нов. Фёдоровском кладбище в Костроме (уничтожено в 1980). В 1996 г. в Костроме на доме, где жил Б. в 1887-1920 гг., по инициативе епархии установлена мемориальная доска. Сын Б., В. И. Баженов (1889-1939), был одним из основоположников отечественной радиопеленгации и радионавигации. Соч.: Благоверная кнг. Анна Кашинская. СПб., 1890; Кашинский Сретенский женский мон-рь. СПб., 1893; Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; Костромские городские церкви и мон-ри по писцовым книгам XVII в.//Костромские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 5, 17-19; 1902. 2; Святые благоверные князья ярославские Феодор и чада его Давид и Константин. Кострома, 1900; Воскресенская, что на Дебре, церковь в г. Костроме. Кострома, 1902; Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Костромской кремль: Ист.-археол. очерк//Костромская старина. 1905. Вып. 6. С. 90-116; Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Каз., 1907; Костромской Ипатьевский мон-рь. Кострома, 1909; Вифезда: Библейско-апологетический этюд//ПрибЦВед. 1910. 19/20; Ветхозаветные пророчества о Мессии и исполнение их//Рус. паломник. 1911. 6; Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в кафедральном соборе г. Костромы. Кострома, 1911; Обозрение упраздненных мон-рей и пустынь Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 6, 10, 11. Лит.: Богдашевский Д. Рец. на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия//ТКДА. 1910. 9; Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Костромская обл. М., 1976. С. 33-34; И. В. Баженов: Некролог//Губернский дом. 1996. 2. С. 27-28; Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария: Вехи истории, к 250-летию со дня основания (1747-1997). Кострома, 1997. С. 15. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/77350.html

Воспрянул духом Князь. «Услышана молитва наша, – сказал он. – Ныне с нами наш Великий Князь Владимир. Се грядут посланные им его любимые чада Святые Борис и Глеб к нам в помощь». Усердно помолившись, он ринулся в битву на только что высадившихся на берег Невы шведов. Мало было его войско, но верил он, что «не в силе Бог, а в правде». С светлым сияющим лицом сражался он, сознавая, что творит Божие дело и что Сам Бог совершает через него суд над хотящими лишить русский народ Православия. Как молодой лев врывается он в ряды неприятелей, нанося им удары, и собственноручно своим копием «кладет печать на лице» воеводы шведского Биргера. Воодушевленные примером Князя также храбро сражаются русские воины, а разбитое наголову шведское войско спешно садится обратно в корабли, наполняет их мертвыми телами своих павших соратников и покидает пределы русские. Ликуют новгородцы, ликует с ними вся Земля Русская. Отражен гораздо сильнейший неприятель. Отвоевана свобода не только государственная, но Спасла Русь крепкая вера, вера Православная, которую принес на Русь Святой Владимир и выразителем коей в сей день явился Благоверный Князь Александр, с тех пор называемый «Невским». Он находился в тот день, день памяти просветителя Руси, в тесном духовном общении со своим Равноапостольным предком, и через него как бы действовал сам Владимир Красное Солнышко. Русские люди почуяли сердцем, что Солнышко Руси, зашедшее двести тридцать пять лет пред тем в Киеве, возсияло светло над Русью в сей день с берегов Невы. Несомненным стало для них, что Великий Князь Владимир не покинул Земли Русской, что он не только был, но продолжал еще и в большей степени быть ее защитником и хранителем. Благоверный Великий Князь Александр – сей достойнейший потомок и преемник Святого Владимира, имевший соратниками своими Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (1015, память 24 июля6 августа), стал как бы новым ее «Солнышком Красным», согревшим Русь в дни ее испытаний, во время нашествия на нее неприятелей с востока и запада. Вслед за шведами отразил он ливонцев и тевтонских рыцарей. Он утешал и укреплял сердца русских людей во время татарской неволи. Он был не только Великим Князем Руси, но и ходатаем за Землю Русскую. Подобно тому, как ему помог Святой Владимир через Святых Благоверных Бориса и Глеба в день Невской битвы, и сам Александр явился помощником позднейших Великих Князей Российских во время их борьбы с татарами и другими неприятелями. День Невской битвы утвердил на Руси почитание Святого Владимира как просветителя ее и крестителя. Тот же день выявил Благоверного Князя Александра Невского как ее нового защитника. Оба они ограждали некогда Русскую Землю от неприятелей внешних и утверждали ее внутреннее благосостояние. Оба ныне, предстоя Престолу Божию, они ходатайствуют за нее пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010