Уникальным остается построенный по единому замыслу комплекс церквей св. Иоанна Крестителя (531), св. Георгия (529/30) и св. Космы и Дамиана (533) в Герасе; церкви объединены нартексом и общими помещениями по сторонам от апсиды центрального храма. «Церковь административного центра» в Пелле. Ок. 400 г., перестроена в 1-й пол. VI в. «Церковь административного центра» в Пелле. Ок. 400 г., перестроена в 1-й пол. VI в. А. Мишель в целом характеризует архитектуру храмов на территории И. как стереотипную ( Michel. 2001. P. XII). По мнению Р. Краутхаймера, в развитии местных храмов черты эгейской архитектуры (одна граненая апсида, атриумы, колонны нефов с балками архитрава) на рубеже V и VI вв. постепенно уступали место местным чертам (нартексы, 3-апсидные алтари, колонны нефов с аркадами), что хорошо видно на примере развития форм 8 датированных церквей Герасы, от 464 до 611 г. ( Krautheimer. 1986. P. 156-160). Основной тип храма - 3-нефная базилика, такие храмы составляют ок. 80% всех известных построек. Более чем в 70% из них нефы разделены столбами, в остальных (расположенных преимущественно в эллинизированных центрах, где были доступны сполии) - колоннами. В некоторых храмах в позднее время один из нефов мог отделяться стеной, в результате чего образовывалось 2-нефное пространство (ц. св. Кириака в Эль-Кувайсме, Амман, 2-я пол. VI в.). Большая часть базилик имела вписанное в прямоугольник внешних стен 3-частное алтарное пространство с полуциркульной центральной апсидой и прямоугольными боковыми помещениями, функция к-рых неясна (в нек-рых случаях, судя по находкам, в них хранились реликвии). Нек-рые из боковых помещений могли получить апсиду в результате перестроек, как, напр., при устройстве мартирия в сев. помещении ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. В небольших храмах апсида иногда находилась между восточными окончаниями боковых нефов (ц. св. Петра в Рихабе, 623), которые позже нередко обособлялись в отдельные помещения (подобная перестройка прослеживается в соборе Герасы).

http://pravenc.ru/text/578380.html

В композиции «Собор Киево-Печерских святых», расширенный извод которого формируется вслед за установлением почитания Печерских чудотворцев (80-е гг. XVII в.), Н. изображен в правой группе святых Дальних (Феодосиевых) пещер. В данной композиционной схеме ряд характеристик образа преподобного обладает устойчивостью. Н. занимает 2-место в 8-м снизу ряду в «пятерице» со святыми Меркурием (впереди), Мартирием Диаконом, Ахилой Диаконом и Пименом Постником (позади). Всегда представлен с покрытой клобуком (вариант - куколем) головой. В большинстве погрудных изображений сохраняется такая специфическая черта Н., как приложенная к груди рука. Наличие в нимбе при имени святого прозвища Некнижный встречается в тех случаях, где его написание представляется для художника возможным; указание прозвища для отличия Н. от преподобных Нестора Летописца и Нестора Диакона существенной роли не играет, поскольку последние изображаются в левой группе святых Ближних (Антониевых) пещер. Вариант изображения Н. с вышеперечисленными особенностями характерен для памятников, сохраняющих связь с ранней традицией иконографии «Собора Киево-Печерских святых» и представлен на эстампах и иконах. В числе подобных изображений - киевская гравюра мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1508). Согласно Д. А. Ровинскому, поименно перечислившему святых в композиции «Собора Киево-Печерских святых» в порядке их следования на примере гравюры почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), наиболее ранние аналогичные гравюры датируются кон. XVII в. (грубой работы, на нижнем поле - следы счищенных надписей) и 1-й пол. XVIII в. (без монограммы гравера) (Там же. С. 623. 1506; 1507). К работам сер. XVIII в. относится гравюра работы московского мастера Мартина Нехорошевского (Там же. 1500), 2-й пол. XVIII в.- работы Иоанна Кончаковского (1771/74; Там же. 1510), 1-й пол. XIX в.- Герасима Проценко (1821; Там же. С. 623. 1511) и др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505а; С. 761-763. 1517).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

Стефану пермскому, 263, 315, 611, 616, 617, 623, 624, 626. Стефану махрищскому, 624, 635, 637. Филиппу II, митр. всероссийскому, 697. Филиппу ирапскому, 654. Феодору с чады смоленскому и Ярославскому, 263, 466, 467, 469–471, 474, 475, 478, 479, 541, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 624, 626, 630, 643, 647. Феодосию киево-печерскому, 22, 548. 551, 558–560, 562–565, 608, 611, 612, 616, 620, 621, 623. Всем русским Святым, 337. Служебник, книга, 216–228. Слепого неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724. Соборы вселенские и поместные, 15, 192, 205–207, 678, 728, 765, 790, 793. Соборы российские, 62, 205, 206, 215, 241, 252, 651, 741, 811. Соловьева История. Ссылка на оную, 692. Соломон ц. иудейский. Повесть о нем, 413, 770. Суды его, 256, 729, 769, 812. Потир, 729, 793. Печать, 253. Изображение, 308. Его книги см. Библия. Соломониды Азарьиной, старицы Хотьковского мон., вклад, 765. София Премудрость Божия, толкование, 122, 788. Софийский временник упом., 39, 765. Софроний, патр. иерусалимский, биограф Марии египетской, 34, 147, 149, 150, 160, 709, 745, 747, 752, 754, 793, 796, 805. Его последование часов, 410, состязание при нем, 730, 786. Спаса Всемилостивого праздник, 590, 591, 596, 599, 614, 623, 681. Спасителя изображение, 15. Спиридон, митр. киевский, 629, 633, 634, 664, 665, 692, 693, 788. Спиридон, игумен Троиц. Серг. мон., 764. Список надгробий Троиц. Серг. мон., книга, 820. Сретение Господне. Поучения, 99–106, 365, 674, 682, 745. Старчество книга, 798, 808. Выписка оттуда, 248. Степенная книга. Выписки, 812. Упом. 39, 187, 679, 681, 781, 789, 811. Стефана фивейского мелкие сочинения, 37, 156, 171, 182, 190, 704, 750, 757, 760, 779, 781, 786, 802. Стефану, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Стефана Батория, кор. польского, война, 733. Стефан с. Иванов Большие лошади, вкладчик, 719. Стефан с. Никифоров, владелец, 792. Стихи, 189, 198, 456. Стихирарь, книга, 22, под крюками, 407–450, 647. Стоглав, (постановления москов. Собора, 1551 г.), книга, 215. Страстная неделя, 9, 142–144, 180, 204, 404, 648, 693, 709, 723, 724, 744, 750, 753, 754, 805.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале - 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа - по 11, в Рихабе - 10. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Христ. храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой 3-пролетные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо - атриумом. Т. н. епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (нач. V в., VI в.), ц. Феодора (494-496) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружен на месте и из материалов храма Диониса (?) нач. II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведет монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъему. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресв. Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъем от собора к ц. Феодора также происходит через атриум (т. н. Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов - в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой (1-я пол. VI в.), еп. Сергия (587), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (сер. VIII в.)) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, 81, св. Петра и св. Георгия (самая поздняя в группе, построена до 607)) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории И.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Другое изображение распятия — обнаруженный в 1857 году карикатурный рисунок, выцарапанный на стене древней казармы недалеко от Палатинского Холма в Риме. Рисунок схематически изображает распятого с головой осла и склонившегося перед ним человека, а надпись на грубом греческом говорит: «Анаксомен молится своему Богу». Очевидно, какой-то римский легионер высмеивал таким образом своего сослуживца — христианина. В ходе раскопок в Коринфе в 1929 году археолог Т. Л. Шир обнаружил тротуар с надписью ERASTUS PRO: AED: S: Р: STRAVIT («Этот тротуар за свой счет проложил Ераст, хранитель общественных строений»). По-видимому, это тот самый «Ераст, городской казнохранитель», которого упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам (см. 16:23). Совсем недавно, в 2008 году археологи обнаружили пещеру, которая, по многим признакам, является первой из обнаруженных на данный момент христианских церквей. Пещера находится под развалинами древней церкви св. Георгия, которая была возведена около 230 года нашей эры в городе Рихабе, на территории нынешней Иордании. В пещере археологи обнаружили сидения для священнослужителей, апсиду и алтарь. По мнению Абдула Кадера Хуссейна, главы Рихабского центра археологических исследований, она использовалась для богослужений еще до 70 года н.э., возможно, начиная с 33 года, когда христиане начали подвергаться преследованиям в Иерусалиме (The Jordan Times — Ред.) Возможно ли было «переписать» Новый Завет Иногда приходится слышать, что Новый Завет «много раз переписывался» или даже «подвергался редактуре в угоду церковному руководству». Мы можем совершенно определенно утверждать, что это не так. Новозаветные тексты копировались от руки во множестве экземпляров и широко распространялись по всему тогдашнему цивилизованному миру. Представьте себя на месте предполагаемого «церковного руководства», перед которым стоит задача: внести изменения во все существующие рукописи Нового Завета, а также во все рукописи, в которых соответствующие новозаветные отрывки упоминаются или цитируются, а плюс к этому — как-то «отредактировать» память людей, которые благоговейно читали эти тексты и, конечно, помнили, что в них было написано. Любая такая попытка, безусловно, вызвала бы смуты и протесты настолько масштабные, что история не смогла бы не сохранить их в памяти, так что сам факт правки текстов был бы очевиден.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) Сщмч. Лукиан и Киево-Печерские святые. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». 50-е гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница ТСЛ) В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изображение Л. входит в правую группу преподобных, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечный образ святого в клобуке, с пышной бородой с небольшой проседью в традиц. варианте, представленном на иконах и эстампах начиная со 2-й пол. XVIII в., размещали во 2-м ряду 3-м от края, рядом с преподобными Агафоном чудотворцем (слева) и Титом воином (справа). К таким вариантам извода композиции относится целый ряд икон и гравюр. Напр., иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - на голове Л. куколь островерхой формы; посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: И. Гочемского (2-я треть XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1505. С. 622 (71-й)); В. Белецкого (1751; Там же. 1508. С. 623); М. Нехорошевского (сер. XVIII в.; Там же. 1509. С. 623); И. Кончаковского (1771, 1774; Там же. 1510. С. 623); Г. Проценко (1821; Там же. 1511. С. 624) и проч. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.); на гравюре с раскраской 1-й трети XIX в. (оттиск в ГЛМ); на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). В ряде случаев местоположение фигуры святого в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изменено (в пределах группы преподобных Дальних пещер).

http://pravenc.ru/text/2110837.html

Коробья И.В., рязанский боярин – 566 Коровин В.И., историк русской литературы – 487, 626 Коротаев И.Н., посадский человек – 8–10, 126, 127, 130, 245, 247, 423 Коротаев Н.И., посадский человек – 8, 9, 126, 127, 245, 423 Корф M.A., государственный деятель, историк – 483 Красицкий, польский магнат – 405 Крылова Т.К., историк – 412 Ксенофонт Цареградский, сенатор, отец св. Аркадия и Иоанна, св. – 86, 201, 350, 600 Кудрявцев И.М., исследователь, археограф – 489 Куракин Б.И., князь, государственный деятель петровского времени – 485, 563 Курбский А.М., князь, писатель – 474 Л аврентий, старообрядец, основатель скита на Керженце – 406 Лаврентий, строитель Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 409 Лаврентьев A.B., исследователь, архивист – 533 Лазаревский А.М., историк – 482, 483, 623 Лазарь, «друг Христов» – 102, 219, 343, 502, 552, 607, 611 Лазарь, священноинок – 385 Лазарь, старообрядец – 386 Лазарь, тесть Евсевия Басова, житель Орла – 10, 130, 247, 423, 522 Лаптев И.П., собиратель и исследователь древних рукописей – 498 Лев Премудрый, византийский император – 420, 468, 585 Левочкин И.В., исследователь, архивист – 533 Леонид (Кавелин) , историк и археограф – 398, 403, 466, 469, 482, 483, 488, 499, 623, 624 Леонтий, инок-схимник – 404 Леонтий (Беливский, Ветковский, Москвитянин), монах, старообрядец, писатель – 125, 126, 242, 376, 385–392, 401 07, 482–485, 487, 489–501, 508, 509, 514, 518, 530, 531, 535, 623–626, 637 Леонтьева Елена, старообрядка – 389 Леопольд I, австрийский император – 568 Лефорт Ф., государственный деятель петровского времени – 616 Лещинский Станислав, польский король – 567 Лизогуб Я., черниговский полковник – 574 Лилеев М.И. , исследователь старообрядчества – 376, 385, 398, 401, 403 05, 484, 486, 495, 624, 625 Лихачев Д.С., историк и теоретик литературы – 414, 417, 448, 449, 451, 474 Лициний, римский император – 605 Лобода А.М., исследователь – 624 Логинов Иван, купец, владелец рукописи – 491 Лопарев Х.М. , историк литературы и археограф – 467, 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее раннюю гравюру с такой композицией Д. А. Ровинский датировал нач. XVIII в. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1507) и приводил неск. повторений и копий с единого киевского образца на примере гравюры из своего собрания работы почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), напр. гравюры: Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), Иоанна Кончаковского (1771/74), Герасима Проценко (1821) и др. ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623-625. 1506-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Одно из ранних сохранившихся изображений этой композиции в иконописи представлено на иконе из частного собрания (по надписи: «1766 г. Харковъ») - образ П. соответствует варианту, напр., на гравюре Белецкого: голова П. с пышными седыми волосами до плеч дана в 3/4-ном повороте влево, он смотрит вверх, правая рука прижата к сердцу, куколь лежит на плечах. Этот вариант сохраняется в основных чертах и на др. иконах и эстампах (различия касаются гл. обр. положения головы). Примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771(?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР); 2-й пол. XIX в., Клинцы Брянской обл. (собрание Ф. Р. Комарова). Примеры эстампов: раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ); офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ); тонолитография 1893 г. (ГЛМ); хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др. В наст. время основной в единоличной иконографии святого является икона, написанная в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками). Она была создана в ряду др. образов преподобных обители, размещенных при их гробах в Дальних и Ближних пещерах. Святой представлен фронтально, погрудно, в схиме, позади него на темном фоне справа - пещерка, как память о затворническом подвиге. В облике подчеркнуты аскетические черты: у П. лицо исхудавшего от поста человека с огромными глазами, он седовласый, борода недлинная, узкая, на конце по сторонам разделена на 2 «космочки». В нимбе надпись: «С. прп (д). Narkpamiй Затворникъ».

http://pravenc.ru/text/2578813.html

Симеона Нов. Богослова книги, 180–185, 189. Слова и отрывки, 13, 165, 167, 200, 343, 407, 413, 744, 756, 760, 763, 766, 771, 785. Симеона, еп. тверского изречение, 15, 769. Симеон, еп. полоцкий, на Соборе, 205, 206. Симеона Олферьев, автор, 628. Симеон с. Матфеев, поп, книгопродавец, 132, 430. Симеон с. Стефанов, владелец, 380. Симона, волхва, прение, 630, 677. Симона, еп. владимирского, послание, 676, 712–714, 767, 768, 800. Симон, митр. всероссийский, 369, 597, 609, 712. Симон Азарьин, келарь Троиц. Серг. мон., автор, 700; вкладчик ркп., 6, 37, 62, 70, 151, 195, 354, 379, 383, 430, 445, 634, 689, 697, 709, 714, 810–812. Упом., 249, 662, 820. Синаксари Триодные, 44, 404–406, 715, 716, 720–722, 765. Сборник, 790. Синодики, книги, 40–48, 813–819. Сирин см. Ефрем. Исаак. Сифа Антиоха притча, 765. Стефанит см. Ихнилат. Скитский Устав, 314, 528, 762, 799. Скоблихин Тимоаей, владелец, 312. Скорлыванов Елисей, то же, 313. Слова похвальные, книга, 199. Слова поучительные, проповеди , 8, 9, 11, 12, 91, 99–106, 142, 143, 145, 146, 151, 163, 169, 198, 205, 206, 208, 747, 784, 804. Словари, 2, 175, 765, 790, 812. Словарь истор. о русских Святых упом., 307, 636. Службы праздникам см. в Мин. служебных. Службы избранные из разных месяцев, книги, 597–603; русским Святым, 629–637. Службы русским Святым: Авраамию ростовскому, 491, 604, 617, 618, 622–624, 626, 630, 649. Авраамию смоленскому, 625. Авраамию и Ефрему смоленским, 619. Авраамию галичскому, 624, 625. Александру Невскому, 503, 619, 622–624, 626. Александру свирскому , 269, 349, 614, 619, 622–624, 627, 629, 632, 633, 651, 803. Алексаидру ошевенскому, 625. Александру куштьскому, 624. Алексею митр. киевскому, 263, 269, 270, 313, 524–526, 528, 548, 551, 559, 562–565, 597, 600, 606–609, 611–613, 617, 618, 620, 621,623, 640, 643, 645, 646, 653. Андрею кн. смоленскому, 658. Антонию киево-печерскому, 551, 611, 616, 617, 619, 620, 621, 623, 624, 644. Антонию Римлянину, 624. Антонию сийскому, 514, 628. Арсению еп. тверскому, 541, 542, 623, 626.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

The legible dates on the tablets dated to Sinšumulišir are only from months III and V of his accession year. The Uruk King List gives the “kingless” year after the death of Kandalanu in 627 BCE (the last tablet before his death is dated in month III, i.e., May/June) to “Sinšumulišir and Sinšarraiškun” jointly, undoubtedly because both were fighting for retaining Assyrian control of Babylonia this year (626 BCE). Whether both also were kings in this year is another question. It is known from contemporary cuneiform inscriptions that Aššuretelilni, not Sinšarraiškun, was the immediate successor of Assurbanipal. This information is provided by a cuneiform tablet designated KAV 182 IV. Joan Oates, “Assyrian Chronology, 631612 B.C.,” Iraq, Vol. XXVII (1965), p. 135. Not only the Adadguppi’ inscription (Nabon. No. 24; see C. O. Jonsson, The Gentile Times Reconsidered, 4 th edition [henceforth GTR4], Adanta: Commentary Press, 2004, pp. 113116) but also Berossus state that Assurbanipal ruled for 42 years. When his brother Shamashshumukin (Berossus: Samoges), Assyria’s vassal king in Babylonia, died in Assurbanipal’s 21 st year (648 BCE), Assurbanipal (Berossus: Sardanapallos) “ruled over the Chaldeans for 21 years.” (Burstein, op. cit., p. 25) This would indicate that Assurbanipal during the last 21 years of his reign ruled both Assyria and Babylonia, in Assyria as Assurbanipal and in Babylonia under the throne name Kandalanu. This is a view shared by a number of modern historians. His last regnal year, then, was 627 BCE and the first regnal year of his son and successor Aššuretelilni was 626/625 BCE. As the last tablet from his reign is dated to month VIII, day 1, of his 4 th year, the accession year of his brother Sinšarraiškun should fall in 623 BCE according to this chronology. Two tablets from the reign of Sinšarraiškun and one or perhaps two from the reign of Sinšumulišir are from Babylon. It is to be noted, however, that all of them are dated only in their accession years. This, too, would support the conclusion that Sinšarraiškun’s accession year fell in 623 BCE, because the Babylonian Chronicle BM 25127 (=Chronicle 2 in A. K. Grayson, Assyrian and Babylonian Chronicles [ABC], New York: J.J. Augustin Publisher, 1975; reprinted by Eisenbrauns in 2000, pp. 8790) mentions a “rebel king” in the third year of Nabopolassar (623/622 BCE) who ruled for “one hundred days”. For a brief period in that year, therefore, Nabopolassar seems to have lost control over the capital. The “rebel king” may have been Sinšarraiškun.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010