В понтификат М. в Чехии начались беспорядки, спровоцированные казнью Яна Гуса на Констанцском Соборе. 1 марта 1420 г. папа призвал верующих участвовать в крестовом походе против гуситов, к-рый закончился, впрочем, неудачей. 12 июля 1420 г. М. даровал отпущение грехов участникам буд. крестового похода под рук. имп. Сигизмунда I против турок, поручил архиепископам Майнца, Трира и Кёльна собирать деньги на это предприятие. В 1418 г. съезд раввинов, собравшихся в Форли, обратился к понтифику с просьбой отменить антииудейские законы, введенные в 1415 г. буллой «Etsi doctoribus gentium» антипапы Бенедикта XIII. 10 февр. 1422 г. М. подтвердил буллу «Sicut Judaeis» (ок. 1120) папы Римского Каллиста II , к-рая на условиях признания евреями «своего вечного рабства» гарантировала им защиту (в т. ч. от принуждения к принятию крещения), свободу совершения обрядов, сохранение собственности и проч. М. подтвердил разрешение евреям заниматься любой деятельностью, отдыхать во время иудейских праздников и работать во время христианских. Папа повторил запрет на насильственное крещение евр. детей и чтение враждебных евреям проповедей. В 1430 г. М. подтвердил освобождение евреев от ношения особых знаков, данное в 1402 г. папой Римским Бонифацием IX . В 1425 г. папа даровал герц. Жану IV Брабантскому право основать в Лувене (ныне Лёвен, Бельгия) ун-т (тогда он не имел богословского фак-та). В 1427 г. М. одобрил планы создания при ц. Сант-Аполлинаре в Риме коллегии для обучения бедных студентов (не была основана), поддерживал деятельность ун-тов в Перудже, Болонье, Турине, а за пределами Италии - в Монпелье, Нанте, Саламанке, Вальядолиде и др. Папа стремился подчеркнуть главенство Рима и возродить его величие, т. к. за годы церковной схизмы город пришел в запустение: на рим. форуме паслись коровы, развалины античных зданий служили источником материалов для построек. При М. впервые за 100 с лишним лет Рим стал постоянной резиденцией папской курии. Понтифик признал ряд учреждений, символизировавших самоуправление города, назначил начальника полиции и приступил к уничтожению разбойничьих притонов. Современные М. авторы говорят о сохранявшихся при нем в Риме спокойствии и безопасности. Подобные меры принимались и в др. городах Патримония св. Петра.

http://pravenc.ru/text/Мартин V.html

Тайная вечеря. 1464–1467 гг. Худож. Дирк Боутс (ц. св. Петра в Лёвен, Бельгия) Тайная вечеря. 1464–1467 гг. Худож. Дирк Боутс (ц. св. Петра в Лёвен, Бельгия) Идея введения в церковную практику праздника Corpus Christi принадлежала Иулиании Корнийонской († 1258), установлен он был папой Урбаном IV в 1264 г. (булла «Transiturus de hoc mundo» об установлении праздника стала первым офиц. церковным документом, в к-ром было использовано выражение «реальное присутствие», praesentia realis - Denzinger. Enchiridion. N 846-847). Поначалу праздник Corpus Christi был хорошо известен только в пределах Священной Римской империи; с XIV в. он распространился и в других католич. странах; с XVI в. особое значение приобрела торжественная процессия со Св. Телом, совершавшаяся в этот день по городам. Верование в то, что простое созерцание освященной гостии дает верующим освящение и благословение, широко распространилось с XIII в. на Западе. В XIII-XVI вв. целью посещения мессы для многих становится именно желание посмотреть на Св. Тело, высоко поднимаемое священником в обряде elevatio после произнесения установительных слов, утвердившемся в чине мессы с XIII в.; в народе возникли различные суеверия вроде посещения множества месс в один день ради того, чтобы получить возможно больше благодати через созерцание освящения Даров. Распространилась практика оповещать верующих о приближающемся освящении Даров при помощи звона в колокола во время мессы, а также звонить в специальные алтарные колокольчики во время освящения Даров (см.: Snoek. 1995. P. 54-60). Постепенно возник и обычай поклонения Св. Дарам вне мессы, не имевший до XV в. особого распространения, а впосл. сделавшийся одной из особенностей католической духовности и практики благочестия (см.: DSAMDH. 1961. Vol. 4. Col. 1624-1626; Taft. 2006). Поначалу вне мессы Св. Дарам можно было поклониться лишь во время различных процессий (так, уже в XI в. появился обычай нести Св. Тело, изображающее входящего в Иерусалим Христа, во время процессии в праздник Входа Господня в Иерусалим ( Snoek. 1995. P. 47); впосл. установились процессии на праздник Corpus Christi и др.). В XIV в. появился, а с XV в. распространился обычай совершать благословение верующих при помощи Св. Тела, и тогда же возникла традиция «выставления» Св. Тела в монстранциях в дни совершения специальных месс «с выставлением», но лишь с XV в. в католич. Церкви получила известность практика поклонения Св. Телу даже в те дни, когда мессы не было. В XVI в. в католич. аскетику впервые вошла практика непрерывного поклонения Св. Телу на протяжении 40 часов, первоначально связывавшаяся с окончанием Великого поста (см.: Ibid. P. 62-63), но впосл. оставшаяся в католич. традиции как одна из форм благочестивого подвига (о процессиях со Св. Дарами, благословениях ими и поклонении им см.: Ibid. P. 227-307).

http://pravenc.ru/text/351651.html

27 янв. 1843 г. папа Григорий XVI нарек Печчи архиепископом Дамиетты in partibus infidelium и на следующий день назначил апостольским нунцием в Бельгии. 10 февр. Печчи стал ассистентом папского трона. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 февр. 1843 г. в рим. ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Панисперна), возглавил кард. Л. Ламбрускини. 7 апр. 1843 г. новый нунций прибыл в Бельгию. Он принял участие в рассмотрении вопроса о преподавании в школах католич. катехизиса, за отмену к-рого активно выступали либеральные политики. Печчи призвал бельг. епископов оказать поддержку католич. депутатам, чтобы они могли противостоять принятию парламентом либеральных законов. Нунцию пришлось участвовать в разрешении конфликта между бельг. епископатом и иезуитами из-за открытого в 1845 г. при орденской коллегии в Намюре философского ф-та, на который было разрешено поступать мирянам, что влекло за собой изменение положения Лувенского (Лёвенского) католич. ун-та, с 1834 г. содержавшегося на средства бельг. епископов. Нунций призвал обе стороны доверить решение спора Папскому престолу. В 1844 г. Печчи стал одним из инициаторов создания в Риме Бельгийской коллегии для подготовки бельг. духовенства. После смерти в апр. 1845 г. еп. Перуджи Карло Филезио Читтадини духовенство и члены муниципального совета города через кард. Джованни Марию Мастаи Ферретти (впосл. папа Римский Пий IX ) подали петицию папе Григорию XVI с просьбой назначить на вакантную кафедру Печчи, хорошо зарекомендовавшего себя на посту апостольского делегата в Перудже. 19 янв. 1846 г. Печчи был назначен на кафедру Перуджи. В знак признания заслуг на посту нунция бельг. кор. Леопольд I наградил его Большим крестом ордена Леопольда. По окончании дипломатической службы Печчи совершил поездку в Лондон и Париж и 22 мая 1846 г. прибыл в Рим, где дождался избрания нового папы Римского Пия IX. 26 июля 1846 г. Печчи вступил в управление кафедрой Перуджи. Одним из постоянных объектов внимания правящего епископа являлось развитие духовного и религ. образования. В 1846-1850 гг. на собственные средства Л. было построено новое здание ДС, куда приглашали преподавать лучших профессоров из ун-та Перуджи и др. ун-тов, ряд курсов в ДС читал Печчи. В 1872 г. его стараниями в Перудже была открыта задуманная еще в 1858 г. академия св. Фомы Аквинского. В 1856 г. было предпринято новое епархиальное издание катехизиса, в 1857 г. опубликовано практическое руководство для клириков. Работа по катехизации молодежи была доверена приглашенным из Бельгии монахиням конгрегации Святейшего Сердца Иисуса, их эффективная деятельность в образовательной сфере привлекла внимание Печчи, когда он был еще нунцием. При нем в еп-стве Перуджа было построено 36 новых храмов, активно развивалась социально-благотворительная деятельность (напр., оказывалась помощь пострадавшим в 1854, во время голода, начавшегося после землетрясения в Умбрии).

http://pravenc.ru/text/2463275.html

В 1876 г. бельг. король Леопольд II созвал в Брюсселе Международную географическую конференцию, а также организовал Международную Африканскую ассоциацию (с 1882 Международная ассоциация Конго). В 1878 г. была создана бельг. компания «Комитет по изучению Верхнего Конго». На левобережье р. Конго появилась сеть факторий, бельг. эмиссары заключили с местными вождями ряд соглашений, позволивших Леопольду II установить контроль над значительной территорией К. Берлинская конференция 1884-1885 гг. признала бельг. короля сувереном захваченной территории, получившей название Независимое государство Конго (НГК). Главной экспортной отраслью НГК стал натуральный каучук, пользовавшийся большим спросом в Европе. В 1898 г. было открыто движение по 1-й железнодорожной линии Матади-Леопольдвиль (ныне Киншаса; 435 км). В 1888 г. создана колониальная армия. Помимо нее имелись и др. воинские формирования: Туземная милиция, Катангский корпус. В 1894 г. в НГК была введена воинская повинность. Солдаты проходили службу в течение 7 лет и могли брать с собой жен и детей. Покорение бельгийцами местного населения К. сопровождалось жестокостью и произволом, что вызывало сопротивление местного населения. Наиболее крупными выступлениями стали восстания народов кусу, луба, тетела в 1895, 1897-1900 гг. При создании НГК кор. Леопольд II добился от Св. Престола контроля над католич. миссиями, к-рые должны были возглавлять бельгийцы. В 1917 г. был посвящен в сан пресвитера первый конголезец (епископ с 1956). Светские власти пытались противодействовать распространению протестант. церквей в К. Тем не менее в кон. 70-х гг. XIX в. в страну стали прибывать протестанты. Первыми миссии в К. учредили брит. баптисты (1878). В 1891 г. прибыли амер. пресвитериане, в 1913 г.- методисты из Великобритании и США. В 1902 г. в Леопольдвиле состоялась 1-я встреча представителей всех протестантских миссий на территории К., положившая начало Миссионерской конференции Конго. В 1922 г. на ее основе был создан Христианский совет Конго (с 1924 Протестантский совет Конго).тав

http://pravenc.ru/text/1841886.html

Л. удалось добиться отмены 2 декретов от 14 июня 1823 г., изданных королем Нидерландов Виллемом I, по к-рым были закрыты католич. ДС и частные школы, что вызвало волну возмущения бельг. католиков (по решению Венского конгресса территория совр. Бельгии вошла в состав королевства Нидерландов). В связи с ростом религиозно-патриотического движения Л. призвал бельг. католиков воздерживаться от насильственных форм протеста, а кор. Виллем I, враждебно относившийся к католицизму, был вынужден пойти на переговоры с Папским престолом, к-рые завершились подготовкой и подписанием конкордата (18 июня 1827). Согласно конкордату, в диоцезах учреждались католич. ДС, а кандидатуры епископов должны были представляться соборными капитулами на утверждение папе Римскому, а не протестант. королю Нидерландов. Буллой от 17 авг. 1827 г. Л. утвердил заключенный конкордат, однако уже 5 окт. того же года правительство Нидерландов выпустило циркуляр, вменявший капитулам в обязанность испрашивать у короля угодную ему кандидатуру на вакантную кафедру. Это и др. нарушения конкордата властями Нидерландов вызвали волну протестов в Бельгии; впосл. национально-патриотическое движение привело к бельг. революции 1830 г. и образованию независимого королевства Бельгия. 26 марта 1828 г. была заключена конвенция между Папским престолом и швейцар. кантонами Люцерн, Берн, Золотурн и Цуг: были установлены границы диоцезов, определены правила организации соборных капитулов и распределения их доходов, назначения каноников, выделения дотаций на церковные нужды, в т. ч. на католич. ДС. Епископы должны были избираться капитулами, а затем они приносили присягу верности перед кантональными депутатами. В 1830 г. к конвенции присоединились кантоны Аргау и Тургау. Отношения Папского престола с Испанией при Л. были осложнены нежеланием кор. Фердинанда VII назначать по праву королевского патроната новых епископов на вакантные кафедры, что позволяло ему собирать доходы с этих диоцезов в королевскую казну и т. о. бороться с дефицитом гос. бюджета. Также испан. король не желал отказываться от права назначать епископов на кафедры в странах Лат. Америки, которые в нач. XIX в. завоевали независимость от испан. короны. На консистории 21 мая 1827 г. Л. фактически упразднил право патроната испан. короля в отношении кафедр в Лат. Америке, объявив о намерении самостоятельно назначить на них епископов. В ответ испан. король сократил объем помощи католич. миссиям на Ближ. Востоке, а также длительное время отказывался принимать нового нунция в Мадриде - архиеп. Франческо Тибери Контильяно.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

Викторина Карелия: что ты знаешь о крае белых ночей и тысячи озер? Кроме лесов, скал и чистой воды, которыми так славится этот край, Карелия — это еще и целебные курорты, и национальные парки, и древняя история, связанная с финнами, шведами, карелами, новгородцами, и наскальные рисунки, и уникальная этнография, и интересный Петрозаводск, и драматичный Беломорканал… Проверьте себя: так ли хорошо вы знакомы с Карелией? Начать викторину В названии какого города увековечено имя царя Петра I? Санкт-Петербург Петропавловск-Камчатский Петрозаводск Название древнего город Петра в Иордании происходит от греческого «πετρα», что означает «камень». Петра действительно была городом из камня, подобного ей города в Римской империи не было. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя основателя города — российского императора Петра I. Название Санкт-Петербург в прямом переводе — «город святого Петра», то есть апостола Петра. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. В названии Петропавловск-Камчатский — имена апостолов Петра и Павла. А вот в названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. В названии Петрозаводск увековечено имя создателя оружейного завода, вокруг которого потом возник город, — российского императора Петра I. Санкт-Петербург — в названии имя апостола Петра, Петропавловск-Камчатский — в названии имена апостолов Петра и Павла, Петра — в названии греческое слово «петра», что означает «камень». Чем знаменит расположенный в Карелии вулкан Гирвас? Фото Julia Dozorets/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Это один из самых маленьких на Земле вулканов В 1954 году он «проснулся», и в ближайшие годы вулканологи ожидают повышения его активности Это один из самых древних на Земле вулканов Он был открыт в 2005 году благодаря снимкам со спутника Вулкан Гирвас — большой и очень древний, один из самых древних на Земле. Он образовался около трех , а потух около полутора-двух миллиардов лет назад. Благодаря Гирвасу, сформировался местный ландшафт.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/karelija-ch...

Значит. вклад в исследование греч. рукописей внес М. Ришар . В др. областях В. работают: М. Балар (Balard; генуэзская политика в Романии и Причерноморье), А. Гийу (визант.-итал. связи), Э. Маламю (Malamut) (региональная история), С. Моррисон (Morrisson) (нумизматика, экономическая история), Ф. Тирье (Thiriet) (венецианская политика в Вост. Средиземноморье, Венецианская Романия, издание актов из венецианского архива), Ж.К. Шене (Cheynet) (сфрагистика, визант. аристократия VIII-XIII вв.), Ж. Гаску (Gascou) (папирология и визант. Египет). В последние десятилетия ведущую роль во франц. В. играет Ж. Дагрон - автор исследований о традициях рим. эллинизма в ранней Византии, о визант. об-ве и его религ. сознании, истории К-поля. Началось издание обобщающей работы по истории и культуре Византии (Le monde byzantin/Sous la dir. C. Morrisson. P., 2004. T. 1: L " Empire romain d " Orient, 330-641). Бельгия Бельг. школа В. изначально была тесно связана с Францией и сыграла в развитии науки большую роль. С 1882 г. было возрождено об-во болландистов и было организовано Бельгийское об-во византиноведческих исследований, к-рое с 1924 г. стало издавать ж. «Byzantion» - новый международный (преимущественно франкоязычный) специализированный орган В. Крупнейшим представителем бельг. школы стал А. Грегуар , издавший свод христ. надписей из М. Азии, занимавшийся историей павликиан, визант. народной лит-рой (эпос о Дигенисе Акрите) и мн. др. темами. Великобритания В кон. XIX - нач. XX в. брит. В. развивалось в основном как один из разделов антиковедения и находилось в стадии становления. Статьи по Византии печатались в изданиях «Journal of Hellenic Studies» (c 1880), «Journal of Roman Studies» (с 1911) и др. Изучение культуры поздней античности сформировало концептуальные основы брит. В. Дж. Б. Бьюри (Bury, 1861-1927), основатель англ. школы В., в своих обобщающих работах стремился показать историю Византии как продолжение Римской империи, основы к-рой, с его т. зр., просуществовали до 1453 г. Бьюри впервые ввел понятие визант. «конституции» - особой системы политических и правовых отношений, к-рая содержала множество «демократических» элементов и служила реальным ограничением власти императора.

http://pravenc.ru/text/византиноведения....

Меерта, воспитанников ячеек в Лакенском приходе. 17 нояб. 1916 г. от имени 130 тыс. членов бельг. профсоюзов К. выразил протест против практики принудительной отправки рабочих на нем. военные предприятия. 6 дек. 1916 г. К. был арестован оккупационными властями и 7 февр. 1917 г. вместе с 25 др. активистами приговорен к 13 месяцам тюрьмы. Во время заключения активно изучал труды по христ. социальному учению, лит-ру по рабочему вопросу, в т. ч. сочинения К. Маркса. 15 июня того же года был освобожден, совмещал службу на приходе с участием в освободительной борьбе, помогал союзным армиям в сборе информации о немцах в Бельгии. 23 июня 1918 г. вновь был арестован нем. властями и за шпионаж приговорен к 10 годам каторжных работ. После капитуляции Германии в нояб. 1918 г. возвратился на приход в Лакен, но в 1919 г. заболел туберкулезом и был направлен на лечение во франц. военный госпиталь в Каннах. После лечения, К. продолжил социальную деятельность в Мехеленском архиеп-стве. В 1920 г. кард. Мерсье назначил его капелланом Лёвенского католического ун-та. В 1919 г. совместно с Тонне, Гарсе и Меертом создал движение «Профсоюзная молодежь» (La Jeunesse Syndicaliste). Среди целей и задач движения К. указывал борьбу за достижение социальной справедливости путем активной пастырской и миссионерской деятельности среди рабочих, создание христ. рабочих общин, взаимопомощь их членов. Близость взглядов К. к социалистическим учениям вызывала критику как со стороны мн. католич. клириков, называвших К. «коммунистом в сутане», так и со стороны социалистов, выступавших против сотрудничества рабочих активистов с католич. Церковью. Чтобы подчеркнуть отличие созданного им движения от обычных католич. профсоюзов, в 1924 г. К. составил проект преобразования движения «Профсоюзная молодежь» в союз Христианской рабочей молодежи. Автономность предложенной К. организации вызвала недовольство проектом у мн. бельг. епископов. В марте 1925 г. по случаю юбилейного года (см. Annus sanctus ) К. с разрешения кард.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

Мерсье совершил паломничество в Рим. При поддержке апостольского нунция в Бельгии архиеп. Клементе Микары он получил аудиенцию у папы Римского Пия XI , который одобрил программу союза Христианской рабочей молодежи и деятельность К. среди рабочей молодежи в целом. Получив папское благословение, 18 апр. того же года К. провел I конгресс союза Христианской рабочей молодежи, а в июле кард. Мерсье и бельгийский епископат одобрили учреждение союза. К кон. 1925 г. союз объединял ок. 20 тыс. юношей и девушек в возрасте до 21 года, к-рые регулярно собирались в ячейки для совместных духовных упражнений, катехизации, занимались миссионерством в рабочей среде. В 1927 г. К. был назначен генеральным капелланом союза и в том же году был вновь принят папой Пием XI. Для популяризации методов К. папа распорядился подготовить визит в Рим большой делегации союза. В 1929 г. К. организовал паломничество 1500 молодых бельг. рабочих в Рим, где для них были совершены особые богослужения, а также проведена масштабная процессия, во время к-рой члены союза были одеты в униформу и держали в руках орудия труда. В этом же году папа Пий XI провозгласил католич. св. Терезу из Лизьё небесной покровительницей союза Христианской рабочей молодежи. В 1931 г. был устроен визит в Рим для бельг. девушек-рабочих. Мероприятия союза Христианской рабочей молодежи в Риме вызвали интерес к деятельности союза, его отделения стали открываться во Франции и в др. европ. странах. 26-29 авг. 1935 г. в Брюсселе состоялся I Международный конгресс союза Христианской рабочей молодежи, посвященный 10-летию его создания. В послании конгрессу «Cogitantibus Nobiscum Conventum Iuventutis operariae christianae» папа Римский Пий XI выразил одобрение деятельности союза, назвав его превосходной формой «Католического действия» . В 1940 г., после захвата Бельгии нем. войсками, К. и др. руководители союза Христианской рабочей молодежи были арестованы оккупационными властями за помощь молодым бельгийцам, скрывавшимся от призыва в трудовые батальоны и от депортации на нем.

http://pravenc.ru/text/1681023.html

XII-XIV вв. были временем экономического расцвета бельг. земель: они стали частью «северо-европейского промышленного района», где были сосредоточены крупнейшие в Европе ремесленные корпорации, занимавшиеся текстильным производством. В Б. и Нидерландах происходил бурный рост городов, прежде мелкие поселки превращались в процветающие коммуны, на основе закупок сырья и сбыта готовой продукции развивались сухопутная и особенно морская торговля с Англией, Ганзой и Средиземноморьем. Центром экономического развития стал Брюгге - богатейший город средневек. Сев. Европы. В XII-XIII вв. влияние Римско-Германской империи ослабло, но в то же время на Фландрию усилилось давление укрепившейся власти франц. королей. В 1180 г. франц. кор. Филипп Август подчинил себе Фландрию, в 1187 г. еп-ство Турне стало прямым вассалом короля. В то же время экономически развитые городские общины Б. и Нидерландов имели достаточно сил, чтобы отстаивать свою независимость. Политика франц. монархов стала причиной роста проангл. настроений среди жителей Фландрии, а также привела к ряду конфликтов между королем и его вассалами и городскими общинами страны (известный эпизод - поражение королевского войска от городского ополчения в битве при Куртре в 1302). С началом Столетней войны (1337-1453) между Францией и Англией часть бельг. земель и городов выступили на стороне Англии, Льежское еп-ство - на стороне Франции. XIV-XV вв. В период «авиньонского пленения пап» (XIV в.) епископы Б. фактически назначались по рекомендации франц. королей. В XIV в. была установлена сумма аннатов , выплачиваемых каждым еп-ством. Схизма в католич. Церкви на рубеже XIV-XV вв. привела к открытому вооруженному столкновению между сторонниками Римского и «авиньонского» пап. Духовенство Фландрии высказалось в 1379 г. за признание Римского папы Урбана VI ; миссия эмиссаров «авиньонского» папы Климента VII поначалу успеха не имела. Однако после взятия франц. войсками Брюгге (1382) его жители вынуждены были признать «авиньонского» папу, хотя добиться того же от Гента французам не удалось. В 1383 г. еп. Нориджа (Англия) Генрих Деспензер (сторонник Урбана VI) объявил крестовый поход против сторонников Климента VII, избрав местом первого удара Фландрию. Французам удалось отстоять свои интересы, и в 1384 г. Фландрия перешла под власть бургундских герцогов, вассалов франц. короны. Тем не менее впосл. города Гент и Мехелен остались верны Риму. В Льеже тоже сложились 2 партии: прорим. во главе с еп. Иоанном Бавьером «Безжалостным» и проавиньонская, объединившая большинство горожан. Между ними вспыхнула гражданская война, окончившаяся лишь в 1408 г. победой епископа.

http://pravenc.ru/text/77978.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010