Ценными источниками являются булла папы Григория IX от 27 мая 1235 г. о канонизации Е. и его письмо от 7 июня (BHL, N 2492а) кастильской кор. Елизавете (Беатрисе), дочери герм. кор. Филиппа Швабского, а также свод документов и протоколов канонизационного процесса «Processus et ordo canonizationis propter quorumdam detractionem et calumnias» (Процесс и чин канонизации, составленный из-за напраслин и клеветы некоторых - BHL, N 2493a), составителем к-рого был, вероятно, доминиканец Раймунд Пеньяфортский . Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан) Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан) После перенесения мощей Е., которое состоялось в 1236 г. в присутствии герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, по просьбе руководства Тевтонского ордена известный цистерцианский проповедник и писатель Цезарий Гейстербахский (Хайстербахский) составил новое Житие Е. (BHL, N 2494), сделав акцент на королевском происхождении святой. Он придал тексту особый драматизм за счет риторического противопоставления ее высокого социального статуса и христ. смирения. В контексте идеи «царской святости» в Житии упоминается и мать Е., Гертруда Андекс-Меранская, убийство к-рой восставшими венг. дворянами было представлено автором, очевидцем события, как мученическая кончина. Цезарию Гейстербахскому принадлежит и записанное в 1237 г. свидетельство о перенесении мощей Е. «Sermo de translatione S. Elisabethae» (BHL, N 2495). Перенесение мощей описано также в составленной неизвестным автором, вероятно близким к Тевтонскому ордену, компиляции «Narratio brevis de translatione St. Elisabethae» (Краткое повествование о перенесении мощей св. Елизаветы), где впервые упоминается факт обильного источения мира от мощей Е. Имп. Фридрих II в письме, направленном генералу францисканского ордена Илии, рассказывает о посещении Марбурга и об участии в торжественном событии, во время к-рого он стал свидетелем чудесного исцеления.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Канонизационный процесс был возобновлен 11 окт. 1234 г. Папа Римский Григорий IX поручил Конраду, еп. г. Хильдесхайм (ему после смерти Конрада Марбургского были переданы ключи от госпиталя в Марбурге), Герману, аббату мон-ря Георгенталь, и Людвигу, аббату мон-ря Херсфельд, в течение 5 месяцев передать протоколы комиссии в Римскую курию. В случае если протоколы утеряны, свидетельства надлежало собрать еще раз. Кроме того, папа предписал (письмо не сохр.) дополнить свидетельскими показаниями Житие Е., составленное Конрадом Марбургским. В янв. 1235 г. комиссия приступила к новым опросам. Всем, кто получили исцеление у гроба Е., следовало прибыть в Марбург, имея с собой свидетельства от прелатов или приходских священников. Сначала были выслушаны те, кто были знакомы с Е. при ее жизни: Ирменгарда, Елизавета и Хильдегунда, служительницы госпиталя в Марбурге, и Изентруда и Гуда, служанки Е. Пока проводилось дознание, были зафиксированы 24 новых чуда. Закончив работу, члены комиссии встретились с Римским папой в Перудже (Италия). Во 2-й пол. мая 1235 г. папа представил материалы на рассмотрение собрания епископов, по решению к-рого Е. была причислена к лику святых. 27 мая, в праздник Пятидесятницы, в доминиканской церкви в Перудже состоялась торжественная канонизация Е. (булла о канонизации обнародована 1 июня 1235). День памяти Е. был установлен 19 нояб. Ее канонизация стала одним из первых примеров подробно документированного процесса, проходившего под строгим папским контролем. Приводимые в описаниях чудес свидетельства в отличие от более ранних агиографических памятников не имеют элементов мифологичности. Значительное внимание уделено опросу свидетелей, современников Е. Св. Елизавета Тюрингская посещает больную. Витраж ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан. Ок. 1238 г. Св. Елизавета Тюрингская посещает больную. Витраж ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан. Ок. 1238 г. Канонизация Е. способствовала широкому распространению почитания святой. Тевтонский орден, руководство к-рого было тесно связано с тюрингским ландграфским родом, избрал Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИЗАВЕТА Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская; лат. Elisabeth, Elyzabeth; нем. Elisabeth von Thüringen; венг. Türingiai Erzsébet; англ. Elizabeth of Hungary] (7.07.1207, Шарошпатак, ныне Венгрия - 17.11.1231, Марбург, ныне Марбург-ан-дер-Лан, Германия), св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.), ландграфиня Тюрингии. Источники К 30-м гг. XIII в. относится краткое описание чудес и исцелений, к-рые совершались у гробницы Е. (BHL, N 2488b). В 1232 г. в рамках подготовительного этапа процесса канонизации были собраны показания 60 свидетелей подобных чудес (BHL, N 2489). В качестве приложения к этому документу духовник Е. Конрад Марбургский составил краткое описание последних лет ее жизни (ок. 1226-1231), известное как «Summa vitae» или «Brevis narratio de vita» (BHL, N 2490). В ходе работы первой комиссии, рассматривавшей вопрос о канонизации тюрингской ландграфини, Римскому папе Григорию IX было направлено обширное описание чудес Е. (Epistola examinatorum miraculorum S. Elyzabeth ad dominum papam - BHL, N 2491). В 1235 г. была создана новая комиссия, к-рая полностью пересмотрела материалы о Е. и послала в Римскую курию дополненный список чудес (Miracula felicis Elyzabeth - BHL, N 2491d). Тогда же был проведен опрос служанок Е., чьи рассказы легли в основу наиболее известных легенд о жизни святой. Более ранняя, краткая версия рассказов - «Dicta quattor ancillarum» (Показания четырех служанок) и позднейшая, более пространная - «Libellus de dictis quattor ancillarum» (Книжица о том, что сказали четыре служанки) сохранились в ряде рукописей XIII в. (BHL, N 2493). Повествование о жизни Е. делится на 4 части (рассказ о детстве, семейной жизни, вдовстве и деятельности в основанном ею госпитале в Марбурге) и изобилует цитатами из высказываний Е. в форме прямой речи. Составитель «Libellus...» распределил описанные в «Dicta...» события в хронологическом порядке, снабдил повествование прологом и эпилогом, а также богословским комментарием и рассуждениями личного характера. Благодаря этому «Libellus...» стала одним из образцов средневек. лат. агиографии.

http://pravenc.ru/text/189793.html

н. франц. скульптура Е., ок. 1470, ц. св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан); в чепце и платье горожанки (скульптура алтаря Т. Рименшнейдера, 1492, ц. св. Марии Магдалины, Мюннерштадт; картина Михаэля Вольгемута, 1508, ц. ап. Иоанна и св. Мартина Турского, Швабах); как монахиню в подпоясанной бечевой коричневой рясе, в сером плаще, с белым платом на голове. Встречаются образы Е. с короной на голове (рельеф саркофага ок. 1300, ц. св. Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; фигура Е. в скульптурном убранстве Карлова моста в Праге, 1707 г., мастер Ф. М. Брокофф). Корона может быть изображена дважды или трижды, напр., в памятниках Рейнской обл. и Нидерландов в XV в.: с 2 коронами - на «Реликварии с короной», 1236 г. (Исторический музей, Стокгольм), на скульптуре XVIII в. (Граве, Нидерланды); с 3 коронами (на голове, в руке, на книге) - на картине Яна ван Эйка, ок. 1435 г. (собрание Г. К. Фрика, Нью-Йорк). Согласно Цезарию Гейстербахскому (1236), последнее может быть истолковано как свидетельство святости Е. в девичестве, замужестве и вдовстве. На витраже (сер. XIII в.) ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан святую увенчивает ангел. Корона у ее стоп (картина XV в., Картинная галерея замка Лихтенштейн, Вена) или возложенная перед Распятием (фреска, ок. 1490, кафедральный собор, Иберлинген) символизируют отречение Е. от мира. Чудо с розами. Роспись ц. Санта-Элизабетта делла Конка в Перужде. 1330-1340 гг. Неизв. мастер (Национальная галерея Умбрии, Перужда) Чудо с розами. Роспись ц. Санта-Элизабетта делла Конка в Перужде. 1330-1340 гг. Неизв. мастер (Национальная галерея Умбрии, Перужда) На ранних изображениях Е. (статуя в капелле сев.-зап. башни Наумбургского собора, ок. 1235) она представлена без атрибутов, которыми в дальнейшем стали: раскрытая книга (скульптура Наумбургского собора (ок. 1240) и алтаря (ок. 1290) ц. во имя Елизаветы, Марбург-ан-дер-Лан; картина Дж. Кариани «Богоматерь со св. Елизаветой» (1524-1528, Национальная галерея, Рим); модель ее храма в Марбурге-ан-дер-Лан (рельеф кафедры (1397) в ц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Екатериной и св. Франциском Ассизским - витраж, ок. 1238, ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан, картина XV в., Музей истории культуры, Лунд, Швеция; со св. Кларой - фреска Тибериуса из Ассизи, XV в.; с др. святыми францисканцами - триптих Дзаннино ди Пьетро, нач. XV., Городской музей, Риети; со св. Мартином Турским - фресковый цикл со сценами жития св. Мартина Турского (1322-1326, С. Мартини, капелла Нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи). Изображение Е. помещали рядом с 2 аллегорическими фигурами Добродетелей - ксилография Г. Бургкмайра, ок. 1510; в цикле «9 праведных жен» (вместе с Лукрецией, Ветурией, Виргинией, Есфирью Иаилией, Иудифью, имп. Еленой, Биргиттой Шведской) - Paris. Fr. 12559. Fol. 125v, 1403-1404 гг. Важнейшие житийные циклы Е. изображены на рельефах реликвария, представляющего собой обложенный позолоченными медными пластинами дубовый ларец, повторяющий формы ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан (1236-1249, Музей ун-та, Марбург-ан-дер-Лан); на витражах (ок. 1238) 2 окон (восточные хоры) ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске 1239-1242 гг. в ц. св. Екатерины в Айзенахе; на фресковом триптихе (ок. 1300), включающем сцены «Распятие», «Чудо с Распятием» и «Обретение мощей св. Елизаветы Фридрихом II фон Гогенштауфеном» в ц. во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан; на фреске П. Каваллини (ок. 1320, ц. Санта-Мария Доннареджина, Неаполь); на рисунке сер. XIV в. из Австрийской национальной б-ки (Cod. 370. P. 85v - 94r); на фреске анонимного ученика Конрада фон Зёста (ок. 1420-1430, госпиталь Св. Духа, Любек); на алтарной картине (ок. 1475, собор, Кошице, Словакия); на алтаре ок. 1486 (собор, Бардеёв, Словакия). С XIV-XV вв. в циклах, как правило, присутствовали сцены: пророчество Клингзора о рождении Е.; поездка Е.-невесты в Тюрингию; ее венчание; прощание супругов; принесение Е. нарочным кольца с известием о смерти мужа; изгнание Е. с детьми из Вартбурга; отречение Е. от мира; встреча венг. посланниками Е. и требование ими выплат; облачение Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

При них во мн. городах Венгрии были воздвигнуты храмы, посвященные Е. (или Е. Венгерской). Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан В 1539 г. ландгр. Гессена Филипп I Великодушный, перейдя в протестант. веру, решил прекратить паломничество к мощам Е., изъяв их. После поражения протестант. коалиции в Шмалькальденской войне (1546-1547) святыня (из мощей сохр. череп и неск. костей) была передана эрцгерц. Максимилиану (впосл. имп. Максимилиан II). В 1548 г. мощи поместили в резиденции магистра Тевтонского ордена в г. Мергентхайм (ныне Бад-Мергентхайм), а впосл. передали дочери имп. Максимилиана Елизавете, вдове франц. кор. Карла IX , к-рая жила в основанном ею мон-ре кларисс в Вене. В 1782 г. после упразднения мон-ря мощи были освидетельствованы и переданы в обитель Сестер св. Елизаветы (Госпиталь св. Елизаветы), где хранятся до наст. времени. Повторное освидетельствование мощей, включавшее анатомическое исследование, было проведено по указу кард. Фридриха Пиффля, архиеп. Венского (1913-1932). Несмотря на события, связанные с Реформацией, почитание Е. не прерывалось. В 1622 г. в Ахене был основан госпиталь, положивший начало конгрегации Сестер св. Елизаветы в составе Третьего ордена св. Франциска. В 1671 г. папа Климент X объявил 19 нояб., день погребения Е., общим празднованием памяти святой для всей Римско-католической Церкви. С сер. XIX в. в Германии, Италии и др. странах создается ряд орг-ций каритативного характера, носящих имя Е. В 1916 г. был создан англикан. монашеский орден св. Елизаветы Венгерской. Одна из дочерей Е., София, жена Генриха II, герц. Брабантского, была матерью Генриха I, родоначальника Гессенского ландграфского дома. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, т. о., прямым потомком Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

во имя Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан). С XIV в. изображения Е. дополняли атрибутами, свидетельствующими о ее делах милосердия изображениями: хлеба - статуя, ок. 1350 г., собор, Страсбург; корзины или подноса с хлебами - картина «Св. Елизавета Тюрингская, раздающая хлебы нищим» Дж. Б. Питтони (1734, Музей изящных искусств, Будапешт); хлеба и рыбы (в миске) - статуя, сер. XV в., капелла св. Лаврентия в Роттвайле; хлеба и виноградной грозди - скульптура Т. Рименшнейдера, 1510 г. (Национальный музей, Нюрнберг); ключа и черпака (схожесть иконографий Е. и Марфы иногда затрудняет их идентификацию: скульптура в коробе алтаря св. Марии, ок. 1510, Гос. художественное собрание, Веймар) - рельеф XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк); кувшина или кружки - картина из мон-ря Оттобойрен, ок. 1460 г. (Баварский национальный музей, Мюнхен); чаши (редко) - резной алтарь работы К. Берга, ц. св. Кнуда в Оденсе, Дания; хлеба и платья, предназначенных для бедных,- фреска XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули) и витраж 20-30-х гг. XV в. в ц. Богоматери, Обервезель; гребня, к-рым Е. причесывала прокаженных,- картина швабского художника, ок. 1430 г. (частное собрание, Германия). Распространено изображение Е. с розами на коленях или в подоле платья - картина Лоренцо ди Биччи (ок. 1450, Национальная галерея Умбрии, Перуджа), с розами и лилиями - фреска XIV в. ц. Сан-Франческо в Ареццо; тосканская рукопись Жития Е. (Laurent. 9. Fol. 35, XIII в.); статуя ок. 1470 г. в соборе св. Стефана в Вене. Часто Е. представлена в окружении нищих или прокаженных - триптих Г. Гольбейна Старшего (1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В многофигурных композициях чаще всего встречаются ее изображения с мужем, тетей - аббатисой Метхильдой, дядей - еп. Экбертом Бамбергским, деверем - ландгр. Конрадом Тюрингским, с Конрадом Марбургским и его покровителем Иоанном Бриеннским («Елизавета подле матери среди родственников по материнской линии» - Житие св. Гедвиги, 1451. Sign. IV. Fol. 192. Bl. 5r); с вмц.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Рене на левой створке триптиха «Неопалимая Купина» работы Н. Фромана (1475-1476, собор Сен-Совёр, Экс-ан-Прованс). Патрональный характер изображений М. М. сохранил значение и в Новое время (витраж с изображением явления Христа М. М. в церкви XII в., посвященной святой в Домоне, деп. Валь-д " Уаз, был поновлен по заказу М. Наше в 1887 в мастерской Ш. Шампиньёля). М. М. изображали совместно с др. святыми: с женами-мироносицами как напоминание об их общем пути к месту погребения Спасителя в утро Воскресения (напр., на мозаике в апсиде Санти-Козма-э-Дамиано в Риме, 1-я пол. XIII в.); со св. Иоанном Предтечей как последовательницу его отшельнического подвига (гробница св. Елизаветы Марбургской в Елизаветинской ц. Марбург-ан-дер-Лан, ок. 1300). На фресках ц. Санта-Мария-ин-Валле в Чивидале-дель-Фриули (кон. XII - нач. XIV в.) М. М. изображена как оранта вместе со святыми Софией, Верой, Надеждой и Любовию. Среди святых, к-рые могли сопутствовать изображению М. М. как св. отшельницы,- св. Иероним или св. Мария Египетская (Гентский алтарь работы братьев ван Эйк, 1432, собор св. Бавона в Генте). М. М. и св. Мария Египетская символизировали милость Божию к кающимся грешникам (на гарлемских листах с гравюры Д. Баутса из цикла «Искусство умирать/Ars moriendi», ок. 1500-1510, Британский музей). В произведениях Рубенса М. М. представлена с различными персонажами, как правило, с морализаторскими задачами - прав. разбойника Дисмаса, блудного сына, прор. Давида, ап. Петра и др. М. М. могут изображать не только с сосудом, но и с др. атрибутами: с пальмовой ветвью; с короной, четками или розовым венком; с книгой, реже со свитком; с терновым венцом Христа (указание на роль М. М. как свидетельницы Распятия, частый атрибут испан. ретабло XV-XVI вв., основанный на мистическом Житии Христа аббатисы Исабель де Вильены); с Распятием, иногда только с крестом; с черепом как символом тщеты бытия (vanitas) (часто на полотнах Рубенса); при свете свечи (на неск. полотнах Ж. де Ла Тура, напр. на картине ок.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

в одежды францисканского ордена; раздаривание Е. своего имущества; смерть Е.; обретение мощей Е. и передача их Фридриху II. Иногда цикл дополняли композиции, сюжеты к-рых связаны с проявлением благочестия, аскезы, смирения Е.: святая в окружении челяди спешит в церковь; ночная молитва Е.; явление Христа Е.; отказ Е. от трапезы с неправедно добытыми яствами; самобичевание Е.; получение Е. от св. Франциска Ассизского устава ордена. Традиционно Е., основательницу больницы для бедных в Марбурге-ан-дер-Лан, изображали ухаживающей за больными (алтарная картина, мастер Теодорих, XIV в., замок Карлштейн близ Праги), омывающей ноги Христу (внешняя створка алтаря, 1483, госпиталь Св. Духа, Таллин). Наиболее распространены сюжеты, связанные с чудом превращения хлеба, к-рый Е. несла беднякам в переднике, в розы при появлении разгневанного мужа (фреска разрушенной ц. Санта-Элизабетта делла Конка, 1330-1340, Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или иллюстрирующие чудо с Распятием: в постели Е. вместо младенца нищенки (в др. варианте - прокаженного) было обнаружено Распятие (в др. варианте - Младенец Христос) - картина, ок. 1490, Лауфен, Швейцария. Среди других сюжетов, связанных с сотворенными Е. чудесами,- принесение ангелом теплого одеяния для Е.- алтарная картина нач. XIV в. (Штеделевский ин-т искусств, Франкфурт-на-Майне); освобождение из чистилища матери Е. по молитвам святой - рельеф «Родные и приближенные имп. Максимилиана I» нач. XVI в. (в наст. время местонахождение неизвестно, ранее - Музей кайзера Фридриха, Берлин). Среди посмертных чудес Е. распространены изображения воскрешения утопшей - пределла Пьеро делла Франчески, сер. XV в. (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и исцеления в Райнхардсбрунне - витраж нач. XX в. (ц. св. Елизаветы, Бонн). В алтаре св. Елизаветы (1483, Б. Нотке) в ц. Св. Духа в Таллине образы святой на внешней створке (слева от Христа рядом со св. Виктором) и на внутренней створке (среди др. святых) дополнены 4 эпизодами из ее жизни, сопоставленными с 4 сценами из жизни Христа.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Конечно, на первый раз миссия встретила крайнее затруднение в размещении. Помещение о. Максима принадлежало его семейству. Надо было занять квартиры у албазинцев. Благо, что был храм, около которого можно было найти приют, а Богдыхан помог в этом деле. На обзаведение и покупку домов пожаловано было архимандриту 800 лан серебра (1500 р.), ему же на служителей – 600 лан (около 1100 р.), иеромонаху и иеродиакону по 600 лан и на наем служителей по 200 лан (400 р), церковникам по 300 лан и на наем слуг 200 лан, а по Каменскому – 150 р. каждому. Впоследствии, когда миссия поддержала доброе о себе мнение царского двора, производилось от казны ежемесячное жалование: священнослужителям по 4½ ланы серебра (офицерский оклад), церковникам по 1½ ланы. 74 Чрез каждые пять дней привозили на Софийское подворье миссионерам в большом количестве съестные припасы, пшена напр. (рису) по 3 хазе (около 3 четвериков), так что у них все содержание было готовое до серных спичек и других мелочей. Чрез три года положено выдавать на платье архимандриту 40 лан (70 р.), иеромонахам и иеродиакону по 30 лан, церковникам по 20 лан, а всего 428 р. 70 к. по тогдашнему курсу, и даже на погребение духовных лиц по 15 лан серебра, а на церковника по 5 лан. Архим. Илариона Богдыхан зачислил мандарином 5 степени, священника с диаконом 7 степ., а учеников зачислил в почетное военное сословие. От русского правительства было положено миссии особое жалование: архимандриту по 100 р в год, иеромонаху 30 р., иеродиакону 20 р., церковникам по 15 р., о выдаче коих было предписано Иркутскому вице-губернатору. Архим. Иларион, по мысли Петра Великого, оказался «человеком разумным и подкладным». Миссия пользовалась отличным расположением министерства, в особенности Тулишеня. Богдыхан оказывал высокое благоволение, в особенности к архимандриту, каждый месяц присылал знатного чиновника от себя наведаться о его здоровье и нуждах миссии. Архим. Иларион устроил правильное и стройное богослужение, чем привлекал в православную церковь не только албазинцев, но и других жителей Пекина, а некоторых и обратил ко Христу. Один из таковых обращенных – китаец был при церкви «во псалмочтении». 75 С подчиненными начальник обращался братски с любовью, устроил общую трапезу на монастырских началах. Входил в нужды и их душевное состояние. Тоска по родине и разные невзгоды побудили трех членов миссии оставить Пекин, и архимандрит способствовал их возвращению в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010