Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСИДА [греч. ψδα, лат. absida, concha - дуга, арка, свод], архитектурная форма; полукруглая, прямоугольная или граненая в плане ниша, увеличивающая пространство помещения и перекрытая конхой или сводом. Изначально слово «А.» (от ψδα - свод) представляло лат. эквивалент (apsida; впервые у Павлина Ноланского) греч. слова κγχη - конха (впосл. принято для обозначения полукруглого сводчатого завершения А.). Позже слово «А.» утвердилось как основное для описания таких архитектурных форм на Западе, откуда в XIX в. проникло в рус. обиход (в визант. книжности широкого распространения не имело, в древнерус. текстах не встречается). Наиболее важная функция а. в христ. храме - завершение алтарного пространства, в к-ром расположены горнее место , синтрон , епископский трон. Распространение А. в раннехрист. архитектуре объяснимо тем, что ее формы ассоциировались с рим. арками триумфальными и более универсальными почетными балдахинами, символизировавшими триумф и небо, свод А. (конха - букв. раковина) - с такими элементами древнерим. архитектуры, как экседры с раковинообразными завершениями, к-рыми украшались нимфеи, базилики, термы, погребальные сооружения, а также места собраний христ. общин. Имп. семантика формы А. в христ. контексте с IV в. проецировалась на Иисуса Христа и соответственно - на епископа; присутствие архиерея во время совершения таинств Крещения и Миропомазания предполагало включение А. в архитектуру баптистерия. Блж. Симеон , архиеп. Фессалоникийский († 1429), дал следующее символическое толкование А., называемой им «приалтарным полукружием» (μκυκλον το βματος): «Поелику алтарь здесь знаменует небо, то он и имеет вид полукружия; и это бывает повсюду во всех храмах, в знаменование горних небес» (О священном храме. Гл. в рус. пер. 107). Существуют 2 исходные, восходящие к позднеантичной архитектуре формы алтарных А.: полукруглая, выступающая наружу (ц. ап. Петра в Риме, IV в.) и полукруглая изнутри, расположенная между пастофориями, не выступающая наружу (Гроба Господня храм в Иерусалиме, IV в.), характерная для памятников Сирии (ц. Умножения Хлебов и Рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве), V-VI вв.). Первая могла заменяться прямоугольным изнутри и снаружи выступом (ц. Санти-Феличе э Фортунато в Виченце, V в.); вторая - тремя прямоугольными изнутри помещениями, скрытыми снаружи алтарной стеной (ц. в Дар-Ките, VI в.), как в целом ряде сир. построек. Сочетание этих форм позволяло создать более сложные формы алтарного пространства (важнейшая - алтари-триконхи, впервые в ц. Белого мон-ря (Дейр-эль-Абъяда) (Египет), V в.).

http://pravenc.ru/text/75794.html

Мон-рь Дайр-Субат в Баре. 2-я пол. VI в. Мон-рь Дайр-Субат в Баре. 2-я пол. VI в. М. г. представляют собой важный источник для реконструкции процесса распространения христианства в ранней Византии, позволяющий представить характер этого процесса в повседневной жизни сельского населения обширного района Сирии. В IV-VI вв. в М. г. христианство было уже более популярно, чем религ. традиции прежних времен. Церкви, мон-ри, здания и гробницы со знаками креста, надписи с упоминаниями о христианах встречаются очень часто. Всего в М. г. обнаружено ок. 1200 христ. храмов. В отсутствие городов здесь не возникли епископские кафедры. Территории большинства горных массивов находились в составе пров. Сирия Первая и делились между церковными митрополиями Антиохии и Верои, а юж. массив Эз-Завия входил в состав Сирии Второй и принадлежал скорее всего митрополии Апамеи. В надписях М. г. упоминается большое число священников и диаконов, ставших ктиторами храмов. Среди них иногда указываются некие периодевты - скорее всего благочинные священники или даже хорепископы, которые формально возглавляли местный клир, но посещали сельскую местность от случая к случаю. Наиболее ранние свидетельства присутствия христиан есть в ряде надписей IV в. на частных домах и погребениях. Среди них - надписи Флавия Евсевия и его жены в Дар-Ките (339/40 и 355), Евбула в Аршине (393) и др. Одна из наиболее ранних надписей, датированная 30-ми гг. IV в., обнаружена рядом с языческим храмовым комплексом в Катуре. Во 2-й пол. IV в., ближе к концу столетия, в М. г. появились христ. базилики - большие храмы, объединявшие уже ставшие многочисленными сельские общины. Наиболее ранние базилики: 3-нефные в Бараде (399-402), Бурдж-Хайдаре (2-я пол. IV в.), Каср-Иблису (кон. IV в.), Синхаре (ок. IV в.); однонефные в Киркбизе (рубеж IV и V вв.), Суркании (IV в.). В крупных селениях до кон. VI в. возводили, как правило, по 2 или 3 базилики. Наибольшее число храмов - 5 базилик разных форм - исследовано в сел. Бара (Капропера) в горах Эз-Завия.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

менее значительных каменных построек. Если отождествление этого комплекса с обителью св. Даниила верно, то известно, что игумен монастыря Агафон ок. 565 г. участвовал в составлении письма 20 настоятелей монофизитских обителей Сирии в К-поль по вопросу об избрании Павла из Бет-Уккаме в патриархи Антиохии. Т. о., мон-рь в это время входил в число важнейших монофизитских монашеских центров в стране. В 567 и 569 гг. тот же игумен подписал соборные определения Сирийской яковитской Церкви по вопросу о ереси тритеизма. Согласно записи в рукописи Vat. syr. 112 (собрание творений прп. Ефрема Сирина), 20 февр. 552 (или 551) г. переписчик Варлаха из Эдессы завершил работу над этой рукописью по заказу данного мон-ря. Дар-Кита (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 88-91; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1088-1089), позднеантичное поселение средних размеров в сев. части плато Бариша; начало развиваться со II в. Сохранилось неск. надписей владельцев домов II-VI вв. Атрибуция нек-рых из этих зданий как общественных остается спорной. Начальный период присутствия христиан в селении зафиксирован в надписях неких Флавия Евсевия и его жены из Александрии, названных христианами (339/40 и 355). В Дар-Ките 3 больших христ. храма. В сев.-вост. части селения хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика. Согласно надписи 418 г., она была посвящена святым Павлу и Моисею и построена архит. Маркианом Киром во время служения свящ. Диодора. В 515/6 (или 615/6) г. к базилике были пристроены баптистерий и мавзолей, к западу от базилики располагался странноприимный дом (пандохион). В зап. части селения находилась вторая 3-нефная базилика (VI в.) с прямоугольной алтарной апсидой, посвященная, вероятно, Св. Троице. Третья подобная базилика в вост. части селения была построена в 537 г. и посвящена св. Сергию. На ее портале сохранилась обстоятельная греч. надпись, в к-рой указано, что в 566/567 г., в правление имп. Юстина II (565-578) и при предстоятельстве Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита (559-570, 593-598), базилика была обновлена стараниями священников Иоанна, Даниила, Вакха и Ралмия (?).

http://pravenc.ru/text/2563160.html

А для меня равно достоверно и то и другое. Ибо верую, что и Иона сохранен, потому что «у Бога вся возможна» ( Мф. 19:26 ). Верую, что и Христос восстал из мертвых, ибо имею многие на это свидетельства в Божественных Писаниях, и в видимой до сего дня действенности Воскресшего, Который один снисшел во ад, а изшел в сонме многих. Снисшел в смерть, «и многа телеса усопших святых восташа» ( Мф. 27:52 ). 19. Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, «вратницы адовы» ( Иов. 38:17 )? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» ( Мф. 11:3 )? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после этого каждый из проповедников сказал: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Нас искупил Победодавец. 20. Сего Спасителя нашего образ представил собою Иона пророк, из чрева китова молясь и говоря: «К Господу воззвал я в скорби моей» и далее: «из чрева преисподней» (Иона, 2:3). И хотя был в ките, но говорил о себе, бывшем в ките, что он во аде, потому что был образом Христа, имевшего сойти в ад. И через несколько слов, весьма ясно пророчествуя, продолжает речь от лица Христова: «понре (погрузилась) глава Моя в разселины гор» (6), между тем как был во чреве китовом. Какие же горы содержат тебя в себе? Знаю, говорит он, что прообразую собою Того, Кто будет положен во гробе, иссеченном из камня. И будучи в море, Иона говорит: «снидох в землю» (7), потому что носил на себе образ Христа, снисшедшего в сердце земли. И провидя, как иудеи убеждают воинов солгать, и говорят: «скажите, что украли Его» ( Мф. 28:13 ), Пророк продолжает: «чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» (Иона, 2:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Верю, что и Иона был сохранен, ибо «вся возможна у Бога» (Мф. 19:26).    Верю, что и Христсе воскрес из мертвых. Ибо о сем я много нахожу свидетельств как в Божественном Писании, так и в силе Воскресшего, доселе открывающейся, Который сошел во ад один, а вышел из него со многими. Он сошел к смерти, «и многа телеса усопших Святых восташа» (Мф. 27:52) чрез Него.    19. Смерть устрашилась, увидев нового кого-то пришедшего во ад, Который не был связан узами оного. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побегла, и бегство сие обнаружило боязнь ее. Стеклись Святые Пророки и Моисей Законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия и Креститель Иоанн, который свидетельствуя говорил: «Ты ли еси грядый, или иного чаем» (Мф. 11:3)? Искуплены все Праведные, поглощенные смертию. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников. Тогда каждый из Праведных говорил: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа» (1 Кор. 15:55)? Ибо нас искупил Победоносец.    20. Образ сего Спасителя нашего представил Пророк Иона, во чреве китове молящийся и говорящий: «возопих в скорби моей», и проч. «из чрева адова» (Ион. 2:3). Хотя он находился в ките, но в ките находясь, говорит о себе, что он находится во аде. Ибо он прообразовал Христа, имевшего сойти во ад. И, спустя несколько, говорит от лица Христова, пророчествуя весьма ясно: «понре глава моя в разселины гор» (Ион. 2:6). Но он был во чреве китове: какие же горы заключают тебя (Пророк)? Знаю я, говорит он, что я прообразую Того, Который имеет быть положен во гробе, иссеченном из камня, Иона, находясь в море, говорит: «снидох в землю» (Ион.2:7); поскольку он прообразовал Христа, нисшедшего в сердце земли. И предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи, и говорить «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28:13), сказал: «хранящии суетная и ложная, милость сию оставиша» (Ион. 2:9). Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

Это говорил он еще находясь в ките. Но находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде: потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова: Понре глава моя в разселины гор (Ср.: Ион.2:6). Если он был во чреве китове, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море, Иона говорит: Снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии (Ион.2:7), потому что он носил образ Христа, нисшедшего в землю " Подобным образом святой Епифаний Кипрский указывает со всею ясностию и определенностию местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение человеков Богочеловеком. Мы помещаем здесь это Слово с немногими исключениями. " Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла: потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру, и видимому и невидимому. Ныне сугубое пришествие Христово, сугубое промышление, сугубое человекам посещение: Бог приходит с небеси на землю, с земли под землю. Врата ада отворяются, и вы, спящие от века, радуйтеся. Седящии во тьме и сени смертной, свет великий приимите: с рабами Господь, с мертвыми Бог, с умершими Жизнь, с находящимися во тьме Свет Невечерний, с плененными Свободитель, с преисподними Сый превыше небес. Христос между мертвыми: снидем туда с Ним, да познаем тайны этой страны, да познаем тайну Божию под землею, и разумеем чудеса Господни; да научимся, какую благовествует Господь проповедь сущим во аде, и что со властию повелевает связанным. Изыдите, вещает, сущии во тьме, и просветитеся: изыдите, и восстаните лежащии. И тебе повелеваю, Адаме: возстани спяй. Я не для того сотворил тебя, чтоб ты остался связанным во аде: воскресни от мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

Верю, что и Иона был сохранен, ибо вся возможна у Бога (Мф. 19, 26). Верю, что и Христсе воскрес из мертвых. Ибо о сем я много нахожу свидетельств как в Божественном Писании, так и в силе Воскресшего, доселе открывающейся, Который сошел во ад один, а вышел из него со многими. Он сошел к смерти, и многа телеса усопших Святых восташа (Мф. 27, 52) чрез Него. 19. Смерть устрашилась, увидев нового кого–то пришедшего во ад, Который не был связан узами оного. Почему вы, привратники ада, увидевши Его, ужаснулись? Какой необычайный овладел вами страх? Смерть побегла, и бегство сие обнаружило боязнь ее. Стеклись Святые Пророки и Моисей Законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил, и Исаия и Креститель Иоанн, который свидетельствуя говорил: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11, 3)? Искуплены все Праведные, поглощенные смертию. Ибо возвещенный Царь долженствовал быть Искупителем добрых провозвестников. Тогда каждый из Праведных говорил: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (1 Кор. 15, 55)? Ибо нас искупил Победоносец. 20. Образ сего Спасителя нашего представил Пророк Иона, во чреве китове молящийся и говорящий: возопих в скорби моей, и проч. из чрева адова (Иона 2, 3). Хотя он находился в ките, но в ките находясь, говорить о себе, что он находится во аде. Ибо он прообразовал Христа, имевшего сойти во ад. И, спустя несколько, говорит от лица Христова, пророчествуя весьма ясно: понре глава моя в разселины гор (Иона 2, 6). Но он был во чреве китове: какие же горы заключают тебя (Пророк)? Знаю я, говорить он, что я прообразую Того, Который имеет быть положен во гробе, иссеченном из камня, Иона, находясь в море, говорить: снидох в землю (7); поскольку он прообразовал Христа, нисшедшего в сердце земли. И предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи, и говорить рцыте, яко украдоша Его (Мф. 28, 13), сказал: хранящии суетная и ложная, милость сию оставиша (Иона 2, 9). Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Господь, по словам святого апостола Павла, «сниде в дольнейшия страны земли» — по русскому переводу: «в преисподние места земли» (Ефес. 4:9), а по словам апостола Петра: «сущим в темнице духовом сошед проповеда» (1Пет. 3:19). «Обоженная Душа Христова, — говорит святый Иоанн Дамаскин, — нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земли воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет». В 14 огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: «Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. 12:40). Рассматривая повесть о Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона «послася» (Ион. 1:2-5). Но он бежал, не ведая будущего: Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: «от руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я» (Ос. 13:14). Иона из чрева китова молился, говоря: «возопих в скорби моей, и из чрева адова вопль мой» (Ион. 2:3). Это говорил он еще находясь в ките. Но находясь в ките, он говорил о себе, что находится во аде: потому что он был предызображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно пророчествуя, он сказал от лица Христова. «Понре глава моя в разселины гор» (Ион. 2:6). Если он был во чреве китове, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море, Иона говорит: «Снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Ион. 2:7), потому что он носил образ Христа, «низшедшаго в землю». Подобным образом Святый Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в слове своем на Великую Субботу спасение человеков Богочеловеком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

В XIV огласительном поучении св. Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус Христос во Евангелии сказал: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Mф. XII, 40 ). Рассматривая повесть об Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася ( Uoh. I, 2; III, 2 ). Но он бежал, не ведая будущего. Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: От власти ада Я искуплю их от смерти избавлю их ( Ocuu XIII, 14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: к Господу воззвал я в скорби моей, из чрева преисподней я возопил ( Uh. II, 3 ). Это говорил он, еще находясь в ките. Но, находясь в ките, он говорил о себе, что находится в преисподней (во аде); потому что он был пред изображением Христа, долженствовавшего низойти во ад. Несколько далее, очень явственно, пророчествуя, он сказал от лица Христова. Попре глава моя в расселине гор ( Uoh. II 6). Если он был во чреве китовом, то какие там горы? Знаю это, отвечает он; но я служу образом Того, Кто будет положен в иссеченном каменном гробе. Находясь в море Иона говорит: До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня ( Uoh. II, 7 ); потому что он носил образ Христа нисшедшего в землю». Подобным образом св. Епифаний Кипрский указывает со всею ясностью и определенностью местонахождение ада во внутренности земли, описывая в Слове своем на Великую Субботу спасение людей Богочеловеком. Вот выдержки из этого Слова: «Отчего толикое безмолвие на земле? Что значит это безмолвие и молчание великое? Безмолвие великое: Царь погрузился в сон. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, и ад ужаснулся. Бог уснул на краткое время – и спящих издревле, от Адама, воскресил. Ныне спасение сущим на земле и от века сущим под землею; ныне спасение всему миру – и видимому, и невидимому.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

– Видишь вот там, за дверью, палку? С ней я ходил за овцами. Видишь вот эту котомку на гвозде? В ней я носил книги, взятые из монастыря Нямц, и читал их, сидя возле овец. Посмотри и на лапти! Видишь? Вот это моя наука! И школы мои – вТэчунах, у Подножия Креста, в Рэскоалах, в Малой Ките, в Большой Ките, на холме Дубэу, у Редких Сот, у ручья Саламандр, у Кукушечьей Лапы, у Ржавого ручья, у оврага Корой, у Камня Дедиу, на поляне Иосифа, на поляне Сергия, на Знойной поляне и повсюду, где я только ни ходил с монастырскими овцами десять с лишним лет. Как духовник отец Клеопа был более строг, чем отец Паисий, особенно к тем монахам и священникам, которые плохо знали Священное Писание и учение святых отцов или не пасли Христово стадо со страхом Божиим. С такими отец Клеопа был всегда строг и категоричен. Он требовал от священников и монахов проводить образцовую христианскую жизнь, чтобы быть светочем и путеводителем для людеи. Но с детьми, с матерями, стариками и бедными отец Клеопа был очень кроток и сострадателен, и никто не выходил из его келии без подарка: иконочки, книжки, крестика, нескольких шариков ладана, денег для обездоленных – и неизменного благословения на прощание. В сложных случаях батюшка, по канонам Церкви, посылал совершивших тяжкие грехи к местному епископу, чтобы он дал им подобающее разрешение и назначил епитимию для покаяния. В течение почти пятидесяти четырех лет, за то время, пока он был настоятелем и духовником, отец Клеопа взрастил и выпестововал для Христа сотни и тысячи душ – священников, монахов и мирян, которые всегда ценили его совет и исполняли, по силам своим, заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа. Он говорил каждому открыто, в немногих словах все, что человек должен сделать для своего спасения. Вот почему отца Клеопу так любили все. Спасение было для него главным в жизни. Однажды, когда отец Клеопа был настоятелем монастыря, один ученик спросил его: – Отец Клеопа, если бы пришел кто-нибудь, посланный Богом, и разрешил вам задать один-единственный вопрос, какой бы вопрос вы задали ему?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010