РПЦ, образована в кон. X - нач. XI в. С того времени именовалась Новгородской, с кон. 40-х гг. XV в.- Новгородская и Псковская, с 26 янв. 1589 г.- Новгородская и Великолуцкая, с 1 янв. 1775 г.- Новгородская и С.-Петербургская, с 16 окт. 1799 г.- Новгородская и Олонецкая, с 19 дек. 1800 г.- Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Выборгская, с 4 дек. 1803 г.- Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская, с 26 марта 1818 г.- Новгородская и Олонецкая, с 25 июня 1818 г.- Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская, с 4 нояб. 1848 г.- Новгородская, с 20 нояб. того же года - Новгородская, С.-Петербургская, Эстляндская и Финляндская, с 24 июня 1865 г.- Новгородская, С.-Петербургская и Финляндская, с 21 нояб. 1892 г. имеет совр. название. С 28 дек. 2011 г. входит в Новгородскую митрополию и имеет совр. границы. Епархия включает города областного значения Вел. Новгород, Ст. Русса, а также Батецкий, Валдайский, Волотовский, Демянский, Крестецкий, Маловишерский, Марёвский, Новгородский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Холмский, Чудовский и Шимский районы Новгородской области . Н. и С. е. разделена на 5 благочиннических округов: Новгородский, Старорусский, Валдайский, Солецкий, Демянский; существует монастырское благочиние. Кафедральные города - Вел. Новгород и Ст. Русса. Кафедральные соборы - новгородский Софийский и старорусский Воскресенский. Правящий архиерей - митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; с 20 июля 1990 в сане епископа, с 25 февр. 1995 в сане архиепископа, с 8 янв. 2012 в сане митрополита). К нач. июня 2018 г. в Н. и С. е. насчитывалось 6 мон-рей (4 мужских и 2 женских), действовало 135 храмов. В клире состояли 2 архиерея, 79 священников и 20 диаконов. На территории епархии расположен вяжищский во имя святителя Николая Чудотворца женский ставропигиальный монастырь . При ЕУ действуют отделы: по религиозному просвещению и катехизации, по социальному служению и церковной благотворительности, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению, по делам молодежи, миссионерский, финансово-хозяйственный, информационно-издательский; имеются службы: юридическая, реставрации, древлехранения; работают Комиссия по канонизации святых и по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников, Новгородское отд-ние Об-ва православных врачей.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь призывает нас через несовершенство жизни к Божественной любви» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 06.01.2015 507 Время на чтение 10 минут 1 января 2015 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся традиционный, 15-й по счету крестный ход православных трезвенников . Активное участие в молитвенном шествии, как всегда, приняли члены Православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Всего в крестном ходе в этом году участвовало несколько сотен человек, возглавили шествие три священника. Количество крестоходцев с каждым годом неизменно увеличивается. Это говорит о том, что трезвенническое движение в Петербурге ширится, и все большее число православных осознают необходимость борьбы с винопитием и другими пороками, губящими и тело, и душу. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала отца Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее известный деятель трезвеннического движения в Петербурге священник Евфимий Добрянский . Обращаясь после литии с проповедью, отец Евфимий подчеркнул, что мы помним всех наших апостолов трезвости, которые потрудились в деле отрезвления народа, во благо России, в том числе и священника Александра Рождественского. «И мы тоже можем сказать, что в какой-то мере являемся его последователями, потому что в большинстве случаев здесь находятся трезвенники, которые дали зарок, обет трезвости, и наш долг – каждый год совершать паломничество на могилу апостола трезвости. Это наш ответ на намерение диавола, врага рода человеческого, который старается погубить человека. Хотя бы в трезвении мы тверды, и поэтому мы сегодня здесь. Трезвость сама по себе, как говорится, не может нам дать счастья. Но когда трезвость подтверждена верой в Господа нашего Иисуса Христа, то она становится не подвигом, а помощью нам во спасении. И отец Александр очень много потрудился в этом направлении», – отметил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/06/go...

Собор во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, что на Васильевском острове, с трехсвятительской при нем церковью Местоположение собора и церкви Андреевский собор находится на Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 6-й линии. Рядом с ним, с левой его стороны, по 6-й линии, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная, (без колокольни) во имя Трех Святителей Вселенских, с придельной на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора, также рядом с ним, через проспект, по той же 6-й линии, находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся, по соседнему с ним собору, Андреевским. История собора и церкви До 1719 года на Васильевском острове, кроме палат князя Меншикова с деревянной при них церковью и французской слободы, населенной мастеровыми из иностранцев 59 , никаких зданий не существовало. После 1719 года на нем стали уже сооружаться каменные и деревянные здания по утвержденному самим Петром I плану, по которому а) весь остров делился на 28 линий или 14 улиц; б) по всем улицам, (каждая из них шла между двух линий) предлагалось устроить каналы и с) вокруг острова плотины, подобно тому, как это сделано в Амстердаме 60 в ограждение против наводнения с моря. В 1722 году начаты здесь постройки зданий для главнейших присутственных мест, именовавшихся коллегиями, 61 и здесь то, на площади пред коллегиями определено самим Государем место для сооружения первой на Васильевском острове соборной церкви 62 . Наследовавшая после Петра престол, супруга Его, Екатерина вполне разделяла относительно этой церкви намерение своего супруга. Во второй год (1727) своего царствования, она от собственных щедрот пожертвовала на сооружение церкви деньгами тысячу рублей, и при этом сама же указала, во имя какого святого должна быть сооружена эта соборная церковь 63 . В 1738 году совершена закладка первой на Васильевском острове деревянной соборной церкви; но церковь эта заложена не на то месте, которое определил для нее Петр и не во имя св. Апостола Андрея Первозванного, как указала Екатерина а там, где существует нынешний Андреевский собор и во имя Рождества Богородицы, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Императрицей Екатериной три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения первой соборной на Васильевском острове церкви. Освящена же она в 1732 году не во имя Рождества Богородицы, а во имя святого Апостола Андрея Первозванного, для торжества и празднества кавалеров Андреевского ордена, именно соответственно той цели, от 31 марта 1727 года 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ТРОПОЮ ТРЕЗВОСТИ (Служение православных трезвенников Санкт-Петербурга) августа 2006 Уже много лет православные трезвенники Санкт-Петербурга ведут необычное служение во славу Божию - ухаживают за могилами на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Об этой деятельности рассказывает член совета Школы трезвения... Уже много лет православные трезвенники Санкт-Петербурга ведут необычное служение во славу Божию - ухаживают за могилами на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Об этой деятельности рассказывает член совета Школы трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Татьяна Иннокентьевна Ганф. Посещение кладбища, погоста благодатно для православного человека. Тем более, если он ухаживает за могилами людей выдающихся духовных сил - пастырей-подвижников, монашествующих, видных военачальников, общественных деятелей, храмостроителей. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры православными христианами спасено от разрушения немало могил, где покоятся известные в прошлом и почитаемые ныне люди. Название кладбища - Никольское - происходит от церкви во имя святителя Николая Чудотворца, возвышающейся среди деревьев. Этот Божий храм построен в 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова. Первые захоронения здесь начались с сентября 1863 года, но ныне из самых ранних можно найти лишь несколько (1875-78 гг.), например, на братском участке - иеромонаха Климента (28.11.1815-30.10.1877) и иеромонаха Афонской горы Паисия (ск. 31.01.1877). Оба монашествующих - из числа ныне почитаемых. В советское время прихожане Троицкого собора лавры считали необходимым помолиться после литургии у могилок этих старцев. Один из самых любимых в России святых - святитель Николай Чудотворец - помощник в недугах, в том числе и в избавлении от пьянства. Поэтому не случайно на окраине Санкт-Петербурга, в храме " Неопалимая купина " на Ржевском артиллерийском полигоне постоянно совершались молебны у явленного на дверной филенке образа свт. Николая. Эта почитаемая в народе икона-святыня собирала на молитву об исцелении множество страждущих от винопития. Образ был утерян после закрытия храма, а настоятель протоиерей Александр Логиневский и священник Николай Иванович Ильинский - расстреляны в начале 1938 года. Видимо, совсем не случайно, что на лаврском Никольском кладбище сохранилось так много могил православных трезвенников, о чем мне и хотелось бы рассказать подробнее.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Илии Пророка Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1731 и 1734. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор:Иродион Тимофеев Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербург, напротив дома 151 по пр Обуховской Обороны Координаты: 59.880255, 30.447325 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По преданию, на месте каменной церкви раньше была деревянная — во имя пророка Илии, построенная Петром Великим для невских рыбаков и освященная в 1711 г. Строителем каменного храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Среди «жертвователей» на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф И. М. Головин, князья Куракин и И. В. Одоевский, советник А. А. Хитрово и другие. Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материал. Так, обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин — сто дюймовых досок. Крест на церковь изготовили на деньги купца Адмиралтейского общества Прохора Ивановича Рювищева. Этот четырехконечный железный позолоченный крест к 1830 г. расшатался. Закреплял его известный мастер Петр Телушкин, исправлявший шпиль Петропавловского собора. В 1845 г. произведена значительная переделка храма Преображения Господня. Верхний деревянный ярус на колокольне заменили каменным, а шпиль — восьмигранным куполом. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковицеобразной главой; внутри нее — хоры. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Иконостас главного алтаря имел четыре яруса, придельные иконостасы освящены во имя Николая Чудотворца и во имя пророка Илии Фесвитянина. В церкви находились особо почитаемые иконы: икона Преображения Господня, в которую были вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия, человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия. Икону пожертвовал придворный протодьякон Алексей Заводский; икона Казанской Божией Матери была найдена корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта около 1770 г. Она почиталась как целительная и чудотворная.

http://sobory.ru/article/?object=34534

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной в Галерной Гавани. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь святой живоначальной Троицы находилась на Васильевском острове, в Галерной гавани. Слобода, называвшаяся Галерной гаванью (между Большим и Малым проспектом и островом), начала заселяться в 1721 — 1722 гг. галерными офицерами и служителями. В 1721 г. в ответ на просьбу чинов и офицеров галерного флота последовало разрешение Петра I соорудить полотняную церковь, «чтобы ее можно было брать с собою в плавание и переносить с места на место». Она была изготовлена в Москве и перевезена в строящийся Петербург. В 1722 г. походная церковь получила имя святой живоначальной Троицы. Почти три года она находилась у Калинкина моста, затем ее перенесли на Васильевский остров, к Галерной гавани. Здесь полотняная церковь просуществовала около восьми лет, до 1733 г. Тогда вместо нее возвели отдельный деревянный флигель, в котором поместили все церковное имущество. Деревянную церковь, автором которой был архитектор Я. Перрен, построили по указу Екатерины II в ноябре 1792 г. Первоначально в церкви был один престол. Строение представляло собой простой продолговатый обшитый тесом деревянный дом, с западной стороны которого возвышалась одноярусная колокольня. В 1886 г. с южной стороны пристроили придел во имя Трех Святителей и святого Николая. Иконостас в церкви был деревянный, золоченый. В 1887 — 1888 гг. по указанию императора Александра III произвели ремонт. Храм должен был сохраняться как памятник старины и царская святыня. Слобода, называвшаяся Галерной Гаванью, начала заселяться в 1721-1722 гг. галерными офицерами и служителями. В 1721 г. в ответ на просьбу чинов и офицеров галерного флота последовало разрешение Петра I соорудить полотняную церковь, " чтобы ее можно было брать с собою в плавание и переносить с места на место " . Она была изготовлена в Москве и привезена в строящийся Петербург. В 1722 г. походная церковь получила имя Святой Живоначальной Троицы. Почти три года она находилась у Калинкина моста, затем в феврале 1725 г. ее перенесли на Васильевский остров, к Галерной Гавани. Здесь полотняная церковь просуществовала около восьми лет, до 1733 г.

http://sobory.ru/article/?object=34557

Санкт-Петербург. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский собор Карта и ближайшие объекты Каменный храм был выстроен на месте старой деревянной Владимирской церкви трудами её настоятеля отца Иоанна Кирикова. Он взял на себя сбор пожертвований и привлечение богатых дарителей. К 1760 году он собрал достаточно средств для начала строительства. Закладка каменного храма состоялась 26 августа 1761 года. Церковь построена в 1761 – 1783 годах, по мнению большинства исследователей, по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини. Его считают одним из инициаторов восстановления пятиглавия при строительстве храмов. Вероятно проект Владимирской церкви был разработан еще в 1745 году, но поскольку тогда средств для каменного строительства было не достаточно, он был отложен " до лучших времен " . В 1755 году Пьетро Трезини покинул Петербург и Владимирская церковь строилась уже без него. В 1768 году, через восемь лет после закладки, был выстроен первый этаж, в котором разместилась теплая трехпрестольная церковь. Её центральный престол был освящен 8 ноября 1768 года во имя Святого Иоанна Дамаскина. Боковые престолы были освящены в следующем, 1769 году: южный – во имя священномученика Харалампия освящен 22 февраля, а северный, во имя пророка Илии, – 30 июня. К освящению нижней церкви Императрица Екатерина II пожертвовала богато украшенное напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1744 году. Верхняя церковь освящена 9 апреля 1783 г. во имя иконы Владимирской Божией Матери. Отец Иоанн Кириков не дожил до этого радостного события. В 1770 году он был зверски убит в собственном доме грабителями. Храмоздатель был погребен в ограде церкви, на его могиле к столетию храма установлен мраморный памятник, а в 1998 году рядом с ним установлен беломраморный крест. Возведенная в традициях барокко, церковь красиво декорирована колоннами и пышными наличниками окон. Купола церкви на высоких цилиндрических барабанах великолепны по пропорциям и красоте силуэтов. Основной объем здания в плане – квадрат со срезанными углами. Его композицию усложняют выступы на северной и южной сторонах, украшенные колоннами и башенками. Пятиглавие Владимирской церкви особенно удачно: группа куполов превосходна по своим пропорциям и красоте силуэта. Высокие барабаны словно уносят ввысь изящные луковичные главки. Вертикаль подчеркнута линией превышающего боковые центрального барабана, увенчанного высоким колоколообразным куполом с главкой на высоком фонарике. Боковые – завершены луковичными главками с глубокими перехватами по низу. Поверхности барабанов украшены широко разнесенными парными пилястрами ионического ордера и высокими окнами с полуциркульным завершением.

http://sobory.ru/article/?object=01577

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая 8 мин., 14.10.2014 Значение имени Анна Анна - это древнееврейское имя знакомо и любимо на всем земном шаре. Ведь во всем христианском мире почитается святая Анна, мать Богородицы. В оригинале оно звучит как (Ханна) и переводится как «милость» или «благодать». С принятием христианства это имя пришло на Русь в греческой транскрипции «Анна». В то время как в Европе оно имело распространение и в древнееврейском варианте — Ханна. Анна, Ханна, Аннетта, Анита, Анинья, Энни, Нэнси, Хэн, Нетхе, Нанни и Аннуш. Всё это имя Анна на английском, французском, немецком, португальском, венгерском и многих других европейских языках. В России это имя было всесословным. Дворянки и крестьянки носили его с одинаковым достоинством. Оно появлялось в литературных произведениях, чего стоит один роман графа Толстого «Анна Каренина», или бытовало в фольклоре. Здесь невозможно не вспомнить популярную комическую сценку про услужливую прислугу Анюту, у которой всегда наготове ответ: «Что барыня, я тута». Это имя звучало в пословицах, поговорка, присказках, шуточных рифмах, да что говорить, даже в ботанических названиях растений: Анютины глазки. Это имя так часто упоминалось в святцах — 12 раз в год, что имя стало широко распространено. И хотя интерес к этому имени в России не ослабевает уже много веков, пик популярности его зафиксирован в 1920 году. Каждую тринадцатую новорожденную девочку в тот год родители назвали Анной. Казалось, что имя это будто звучит в воздухе. Во многом такая популярность была связана с редким в истории Церкви событием — повторной канонизацией святой благоверной княгини Анны, пришедшейся как раз на десятые годы ХХ века. Это событие вызвало большой интерес, в честь святой княгини возводились новые храмы в Петербурге и Москве, например, на новом Донском кладбище. Даже пущенный в Москве по бульварному кольцу ( «кольцо А») в 1911 году электрический трамвай с буквенным обозначением «А» москвичи прозвали «Аннушкой».

http://foma.ru/imya-anna-edinozhdyi-knya...

Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце История их Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде. Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь , и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня 49 . На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс. 1. Большой собор. Описание большого собора Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 г. в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849-1850 гг. на сумму, выданную из казны. Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 г. 6 сентября 1862 г. викарный епископ Ревельский Леонтий освятил последний престол во имя Всех Святых. В 1885 г. позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет (в 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 гг. архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 г. главный престол был украшен серебряными рельефами. Итого, в соборе было шесть престолов: главный центральный - во имя Воскресения Христова, южный - во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный - во имя Архангела Михаила, южный на хорах - во имя Всех Святых, северный - во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении - святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского. http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html Собор в честь Воскресения Словущего, 1849-1861 гг. 3 ноября 1849 г. в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором была совершенная закладка каменного соборного храма Воскресения Словущего. Радость усугубилась прибытием из Казанского собора чудотворного образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05264

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010