Известие это характеризует обычные приемы наших летописцев, когда идет речь о памятниках искусства: летописец отмечает в памятнике то, что особенно поражает наблюдателя или грандиозностию размеров, или блеском драгоценных материалов, или какими-либо чудесными событиями, сопровождавшими их сооружение. Все это имеет свою важность, но для нас в данном случае гораздо важнее мимоходом брошенные замечания о цареградских художниках и о размещении изображений в куполе: из этих намеков становится ясным, что в куполе изображен был Пантократор, ниже над окнами купола архангелы, в барабане – пророки. О других подробностях первоначального настенного письма в Софийском соборе ничего не известно. И если народное предание признает существующие в настоящее время стенописи собора, в том числе и образ Спасов, первоначальными, то ему нельзя придавать безусловной веры. Даже живописи верхних частей собора не восходят ранее XVII в. здесь находятся уже изображения новгородских святителей XV-XVI в. и даже новгородского митрополита Авфония († 1653 г.), помещенное в куполе ниже пророков 132 . Необходимо, впрочем, признать, что первоначальные изображения купола, отмеченные летописцем, при переделках не уничтожались, но лишь исправлялись. Блестящий образец фресковой росписи представляет цер. Спаса в Нередицах близ Новгорода. Памятник этот, несмотря на свое высокое значение и художественно исполненные г. Мартыновыми снимки, находящиеся теперь в московском Историческом музее, доселе еще не обследован. Церковь Спаса Преображения построена в 1198 г. В новгородской летописи под 6706 г. записано: «князь великий Ярослав сын Владимерь, внук Мстиславль, заложи церковь камену во имя святого Спаса Преображения, в Новегороде в Нередицах. И начаша мастеры делати июня в 8 день, на память св. Феодора, а скончаша месяца Сентября» 133 . В такой короткий срок времени, впрочем необычайный для того времени 134 , церковь могла быть построена только вчерне, расписание ее произведено было в следующем году: «в лето 6707, – продолжает летописец, – написаша церковь святого Спаса в Нередицах» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В июле Санкт-Петербургский государственный университет совместно с Русским музеем приступил к созданию виртуального образа новгородского храма XII века Спаса-на-Нередице. В проекте принимают участие исторический факультет и Смольный институт свободных наук и искусств. Предполагается, что будут воспроизведены не только архитектурный образ храма, но также фрески и церковная утварь. Кроме того, посетители смогут увидеть изменения внешнего и внутреннего убранства церкви, которые происходили на протяжении веков. По словам руководителя проекта Николая Борисова единственный способ показать современникам древний облик Спаса-на-Нередице - воссоздать его с помощью современных компьютерных технологий: «Сегодня восстановить фрески полностью уже не представляется возможным, так как 90 % из них безвозвратно утрачены». Осенью 2007 года сайт виртуального музея будет открыт по адресу www.nereditca.nw.ru. В конце июля петербургские живописцы вернулись с двухнедельного пленэра в Антониево-Сийском монастыре (Архангельская епархия). Жить в монастыре почти 20 дней и свободно работать художники смогли благодаря Петербургскому фонду поддержки искусства, курирующему благотворительный проект «По святым местам». Проект был начат в 2000 году. Суть его проста: питерские художники, профессионалы и любители, на несколько недель выезжают в какой-нибудь монастырь на пленэр. Затем по его итогам проходят выставки. Собранные от продажи картин деньги идут на реставрацию монастырей, в которых побывали живописцы. Руководит проектом ректор Академии художеств, председатель Союза художников Петербурга, академик Альберт Чаркин. Отчетная выставка пройдет в здании Совета Федерации на Большой Дмитровке в Москве. Осенью картины можно будет увидеть в Петербурге - в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры, а также в Манеже. В следующем году художники отправятся по городам Золотого кольца России, а потом - на Соловки. Церемония передачи пасхального яйца «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», созданного Тео Фаберже, внуком Карла Фаберже, прошла 31 июля в Екатерининском дворце Пушкина. Его передали из фондов Государственного музея-заповедника «Царское Село» в Государственный музей-заповедник «Павловск». «Яйцо совершает путешествие по дворцам, которые изображены на нем. Сегодня оно передается от Екатерининского дворца в Царском Селе Павловскому дворцу ровно на год», - отметил в ходе церемонии заместитель директора ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. По ее словам, после того как пасхальное яйцо побывает во всех дворцах, оно, скорее всего, будет передано в коллекцию Музея истории Петербурга. Пасхальное яйцо «Трехсотлетие Санкт-Петербурга», выполненное из мрамора, хрусталя и серебра, украшенное золочением и гравировкой, было передано в юбилейном 2003 году в дар городу от имени британского ювелира Тео Фаберже Филиппом Беркенштейном, председателем фонда «Санкт-Петербургская коллекция».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/22...

Стиль фресок церкви в К. находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей ц. св. Врачей в Кастории, выполненной, по-видимому, теми же самыми мастерами. В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1183) и ц. Аракос Панагии близ Лагудеры (1192) на о-ве Кипр, созданные визант. художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в ц. вмч. Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу. Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее аналогию для этого аспекта росписей церкви в К. представляет «динамический» стиль таких памятников, как фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164), ц. вмч. Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (ок. 1175), ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Вел. Новгороде (1189), из б-ки монастыря Ватопед на Афоне (1197-1198), ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), мон-ря Рабдуху на Афоне (кон. XII - нач. XIII в.). Однако в них экспрессия носит отчетливо выраженный аскетический характер: во мн. случаях художники прибегают к предельно скупому письму в 3 тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчеркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлеченности превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в ц. вмч. Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности. В оценках среды, породившей росписи церкви в К., подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, К. Вайцман, В. Н. Лазарев, О. Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Р. Любинкович, М. Хадзидакис, Л. Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Хадерман-Мисгвиш, подчеркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., по-видимому, считала не только фрески К., но и памятники, подобные Нередице. Томекович, напротив, делала исключение только для художников К., трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития 2-й пол. 60-х гг. XII в.- нач. 1200-х гг. По мнению О. С. Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве 2-й пол. XII в., тогда как «маньеризм», в т. ч. и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

21 мая 1198 г. М. «в своемь манастыре» (НПЛ. С. 237) в Русе заложил каменную Спасо-Преображенскую ц., строительство к-рой продолжалось до 31 июля, а в день Успения Пресв. Богородицы храм был освящен архиепископом. В сообщении об освящении храма в НПЛ приводится молитва М. По словам владычного летописца, «и веселяшеся блаженыи душею и теломь, устроив собе память вечньую и всем крестьяном честьныи манастырь» (Там же. С. 44). В 1199 г. храм был расписан. Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499) Кончина свт. Мартирия Новгородского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 499) 8 июня 1198 г. по распоряжению новгородского кн. Ярослава Владимировича близ княжеской резиденции на Городище началось строительство каменной ц. в честь Преображения Господня на Нередице, заложенной в память о 2 безвременно скончавшихся сыновьях князя, Изяславе и Ростиславе. Строительство храма завершилось в сент. того же года, в следующем году он был расписан (по гипотезе Янина, живописные работы возглавил Олисей Гречин). В частности, был написан образ св. Мартирия - св. покровителя М. В том же году была заложена каменная ц. во имя св. пророка Илии на Холме в Славенском конце Новгорода. В 1199 г. женой кн. Ярослава Владимировича Еленой был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Молоткове в основанном ею Михалицком мон-ре. По позднейшему Сказанию (публ. см.: НовгорЛет. С. 198-200), М. повелел основать мон-рь после того, как ему сообщили о чуде от просфоры, от к-рой «изошел огонь» на месте буд. обители. У М., судя по имеющимся косвенным данным, сложились хорошие отношения с кн. Ярославом Владимировичем, к-рый правил в Новгороде довольно продолжительное время (1181-1184, 1187-1196, 1197-1199) и пользовался уважением среди новгородцев (см.: Гиппиус А. А. Князь Ярослав Владимирович и новгородское общество кон. XII в.//Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

Это единственное известие в летописях о настенном письме Нередицкой церкви; дальнейшая история стенописи остается неизвестною. Под 1543 годом упоминается в летописи о Преображенской церкви, но о стенописях ни слова: «в лето 7051 бысть пожар в Нередицах, в монастыре у св. Спаса: да у Спаса святаго у каменной церкви верх сгорел до плеч, да трапеза сгорела с церковию Троица Святая, и иконы из нея вынесли» 136 . Пожар этот, как видно, не распространялся на всю церковь Спаса, но только повредил верхние части ее до плеч и потому фрески остались целыми. Настоящий вид их, равно как и палеографические признаки их подписей не позволяют признать их произведениями и даже реставрациею XVI века. Теми не менее то, признанное в настоящее время, положение, что они уцелели без возобновления в том виде, какой имели до 1200 года, нельзя считать вполне доказанным. Положение это основывается прежде всего на свидетельстве летописи, а затем подкрепляется и иными соображениями: сюда относятся надписи, нацарапанные на том же грунте, на котором находятся фрески, и указывающие на XIII-e столетие. На столбе, между диаконником и алтарем (южная сторона столба), нацарапано: «в лето 6787 (1279) месяца октября 7 преставися раб Божий Кирилл на память св. Сергия, а 9 день жена его преставися Оксиния. Господи, помози рабу Твоему Кириллу и Оксинии». Подобная же надпись, сделанная тем же шрифтом, находится на юго-западном столбе церкви: «в лето 6762 (1254) месяца Генваря 29 преставися раб Божий Козьма Иванович». Если последняя надпись может означать место погребения мирянина подле юго-западного столба церкви, то первая не может иметь такого значения; допустить, чтобы женщина могла быть погребена в алтаре или диаконнике мужского монастыря – слишком трудно... Надпись, вероятно, сделана для памяти кем-либо из почитателей умерших лиц, может быть лицом духовным, местным монахом, и могла служить напоминаем о времени кончины этих лиц, нужным для поминовения на литургии. Но как эта, так и другая надпись относятся уже к XIII веку, даже ко 2-ой его половине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Вероятно, летом или осенью 1933 года он отбыл срок и вернулся, но не в Москву (где, м.б., ему нельзя было прописаться), а в Подмосковье – в Мытищи, где поселился на Владимирской ул., д. 29, как об этом свидетельствует «Трудовое соглашение», заключенное с ГИМом 5 января 1934 года. Ему было поручено (за 600 руб.) скопировать портрет XVII–ro века «Боярин Потемкин – русский посол в Англии» для музея «Боярский быт XVII века». Заказ был выполнен «вполне удовлетворительно», о чем свидетельствует акт от 8–го мая того же года. Возможно, это была первая крупная договорная работа по возвращении из ссылки. С 22 июня 1935 г. он встал на профучет в Горкоме художников–оформителей в качестве художника, работающего по разовым трудовым договорам с госучреждениями, в основном, с Историческим Музеем, как показывают документы. В общем, в 1925–1940-х годах Павел Александрович занимался реставрацией живописи в ГИМе и оформлением выставок в музеях 198 . Среди реставрационных работ П. А. Голубцова в 20 – 40-е годы необходимо отметить следующие: 1) участие в бригаде художника–реставратора Д.Ф. Богословского по реставрации росписных плафонов XVIII века в зданиях Государственного музея Л.Н. Толстого на Кропоткинской ул. (ныне вновь – Пречистенка) и в доме на Большой Спасской ул. в 1927–1929 годы; 2) изучение и зарисовка новгородских фресок в храмах Спаса–на–Нередице, Спаса на Ковалеве поле, Успения на Волотовом поле, Рождества Христова, пророка Илии (1927, 1930, 1943 гг.). Позднее эти фрески были варварски разрушены фашистскими захватчиками, и поэтому каждое воспроизведение их приобретало особую ценность. Копии фресок, выполненные П. А. Голубцовым , ныне хранятся в Церковно–археологическом кабинете Московской Духовной Академии; 3) укрепление фресок в храме Спаса на Ковалеве поле под руководством художника–реставратора ГИМа А. И. Попова в 1937 году; 4) переноска снятых ранее фресок бывшего Сретенского монастыря XVII в. под руководством А. И. Попова в 1940 году; 5) пробное раскрытие фресок Пафнутиево–Боровского монастыря в связи с научно–исследовательской работой и 1940 году;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

На Руси обе мученицы почитаются с домонг. времени. Один из первых образов святой с именем Пелагия был написан в ц. Спаса на Нередице в Новгороде (ок. 1199; см.: Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника ц. Спаса Нередицы в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-228). Возможно, образ святой был представлен во фресках собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Имя Пелагия было широко распространено как в аристократической, так и в народной среде, напр., его носила одна из дочерей Д. А. Строганова (ок. 1612-1670), в замужестве Голицына ( Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 154). Образ ее небесной покровительницы помещался на вкладах семьи Строгановых: на пелене «Сретение, с избранными святыми» (1656, СИХМ); «Св. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1656, ГРМ); «Положение во гроб» (ок. 1661, ГМЗРК); на епитрахили, с избранными святыми (1665, НГХМ); на плащанице (1650-1660, НГХМ); на палице «Благовещение» (1660 - нач. 70-х гг. XVII в., НГХМ); на пелене «Московские митрополиты, с избранными святыми» (1650-1660, НГХМ) (см.: Там же. Кат. 23, 31, 83, 88, 114, 116, 128) и др. Обе Мученицы не раз изображались на минейных иконах, как, напр., на октябрьской и майской минеях (нач. XVII в., ЦАК МДА). Мц. Пелагия Тарсийская представлена на минее на май из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина). В синодальный период во имя мц. Пелагии (не всегда ясно, какой из них) были освящены престолы в разных городах; во всех были иконы святой. Такой придел (1857) существовал в саратовском Крестовоздвиженском мон-ре в ц. ап. Иакова, брата Господня. Во имя мц. Пелагии Тарсийской освящен один из приделов ц. вмч. Екатерины в с. Рахманове Павлово-Посадского р-на Московской обл. (1904-1906). Прп. Пелагии Антиохийской посвящены приделы храмов: Богоявления в Воронеже (1841); вмц. Параскевы в Калашном ряду в Ярославле (1868); арх. Михаила в Архангело-Михайловском Пелагеевском мон-ре в с. Пелагеевка Новобугского р-на Николаевской обл., Украина (1898-1904). Изображение П. есть на внутренней стороне крышки ковчега в ц. прп. Сергия в Ст. Серебряниках, или в Крапивниках, известной по документам с 1625 г. и заново отстроенной после пожара 1678-1679 гг. В этом ковчеге, изготовленном в 1885 г. на фирме И. П. Хлебникова, хранятся частицы мощей особо почитаемых святых, в т. ч. святых Пелагии, Марии Магдалины, младенца Кирика, Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев.

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Особо следует остановиться на решении восточных углов церкви в Городне. Своды их гораздо ниже сводов западных углов, в восточный рукав угловые компартименты выходят низкими арками, в поперечный неф — высокими, щелыги которых лишь ненамного ниже щелыг коробовых сводов самих углов. Такое решение восточных углов в архитектуре московской школы (а также во Владимиро-Суздальских храмах XII-XIII вв.) восточные углы всегда открыты высокими арками. Низкие арки, выводящие из угловых компартиментов — деталь архаическая и восходящая несомненно к архитектуре Северо-Западной Руси ( " новгородско-псковской " ). Отметим, например, низкие арки в восточный рукав из угловых компартиментов церкви Спаса на Нередице 1198 г. В архитектуре Северо-Западной Руси можно выделить несколько вариантов устройства восточных углов. Аналогичны решению углов церкви в Городне восточные углы в двух новгородских храмах: церкви Рождества в Перыни 1240-х гг. и церкви Благовещения на Городище 1342-1343 гг. Как видим, наиболее близкие аналогии отодвинуты во времени на целое столетие. Однако само восприятие могло произойти в более ранних памятниках. Во втором варианте низкая арка в восточный рукав сочетание с двумя ярусами арок в трансепт, таковы новгородские церкви: Федора Стратилата 1361 г. (ю/в угол), Спаса на Ильине 1374 г. (ю/в угол), Иоанна в Радоковицах 1383-1384 гг. В третьем варианте с низкой аркой, выходящей в восточный рукав, сочетаются такие же низкие арки в трансепт; такое решение с темными вверху " стаканами " , сообщающимися с рукавами низкими арками, встречается в Пскове: в построенном новгородскими мастерами Никольском соборе 1341-1349 гг. в Изборске церкви Успения в Мелетове 1461-1462 гг. и в церкви Воскресения на Стадище ок. 1532 г. в Пскове Наиболее далеким вариантом, сходным с Городней только высокими арками в трансепт, является редкий вариант в Пскове, когда эти высокие арки сочетаются с двумя ярусами арок в восточный рукав: церкви Козьмы и Дамиана 1462-1463 гг. в Пскове и Николы в Устье 1470-1490-х гг.

http://sedmitza.ru/text/402510.html

В миниатюре из Менология Василия II (около 986 г., Ватиканская библиотека) Сретение изображено на фоне архитектурного ограждения с закрытыми дверями. Внутри виднеется алтарь и изящным навесом-киворием на колонках. Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа, ножками в сторону св. Симеона. Точно так же Он представлен и в иллюминированном армянском Евангелии Монги 11 века (хранится в Ереване). На полиптихе со сценами двунадесятых праздников из монастыря св. Екатерины на Синае (XII век) Сретение представлено в верхнем люнете одной из створок. Спаситель в золотой тунике изображен на руках Симеона, который словно полагает Младенца на жертвенник. Подобным образом выявляется литургический замысел композиции, в которой Христос изображается как приносимая за весь мир искупительная жертва. Также трактована и композиция Сретения на эпистили XII века из того же монастыря. Здесь Младенец представлен прямо над престолом в центре сцены. Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловской церкви является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией «Благовещение». Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор была помещена сцена «Рождество Христово». Цикл продолжался на северной стене, где в пятом регистре находилось Сретение, а на противоположной, южной стене – Крещение. Таким образом, прочтение первых четырех сцен цикла, располагавшихся по центральным осям церкви, было подчинено логике организации архитектурного пространства крестово-купольного храма, четко выявляя его осевую ориентацию по сторонам света. При этом сцена Сретения была расположена рядом со сценой Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления композиций дала 7-ая глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества – как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон узнает в Младенце Спасителя.

http://pravoslavie.ru/jurnal/457.htm

На том же заседании Священный Синод заслушал предложение предстоятеля о канонизации павших в 1625 году на Марабдинском поле девяти братьев Херхеулидзе, их сестры и матери, а также 9000 грузин. Синод постановил прославить павших за Родину на Марабдинском поле в лике святых мучеников, написать иконы и жития новопрославленных святых, составить им тропарь, кондак и службу. Память Марабдинских мучеников будет отмечаться 3/16 августа . Суд по правам человека принял решение в пользу Константинопольского Патриархата 8 июля 2008 г. Европейский суд по правам человека вынес оправдательное решение в пользу Константинопольского Патриархата в отношении его многолетней тяжбы с Турцией по поводу имущественного статуса приюта Принца (единственного здания из недвижимого имущества, на которое Вселенская Патриархия имеет именное свидетельство о праве на собственность). Кроме того, тем же решением Турция была осуждена за нарушение имущественного права Константинопольского Патриархата, а за Европейским судом оставлено право новым решением определить способ восстановления Патриархата в его правах. Решением Европейского суда за Константинопольским Патриархатом безоговорочно признается не только право на владение движимым и недвижимым имуществом в Турции, но и то, что это право защищается международным законодательством» . Поводом к тяжбе стали печальные события почти 40-летней давности, когда власти Турции, одновременно с военным вторжением на Кипр, произвели изгнание тысяч православных греков из Турции, а также насильственный захват многих зданий, принадлежавших Православной Церкви. Теперь, наконец, сделан еще один важный шаг на пути к установлению справедливости. Новгородские реставраторы возвращают фреску в храм Спаса Преображения на Нередице Первой в храм вернется ктиторская композиция, восстановленная из фрагментов реставраторами Татьяной Ромашкевич и Татьяной Федоренко. В настоящий момент возрожденная за несколько лет композиция площадью около 2,5 квадратных метров полностью готова к возвращению в церковь. Дело только за плотниками, которые должны смонтировать в храме для восстановленной фрески опорную конструкцию. Ожидается, что все подготовят к началу августа. Предполагается, что вслед за ктиторской композицией в храм вернутся фреска Богоявления (Крещения), а также одна из орнаментальных композиций.

http://pravoslavie.ru/press/5088.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010