Будучи доверенным лицом франц. короля, Роже на созванной Филиппом VI ассамблее в Венсенском замке (дек. 1329) в споре с королевским адвокатом Пьером до Кюньером отстаивал тезис о верховенстве духовной власти над светской (этот тезис был сформулирован в булле папы Римского Бонифация VIII «Unam sanctam» (1302); см. ст. Двух мечей теория ; подробнее см.: Olivier M. L " assemblée de Vincennes de 1329 et ses conséquences: Étude sur les conflits entre la juridiction laïque et la juridiction ecclésiastique au XIV siècle. P., 1909. P. 124-149). В 1330 г. Роже занял должность президента Палаты счетов, верховного органа, контролировавшего сбор и распределение королевских доходов, а также отвечавшего за сбор налогов (габели, фуажа и др.); в том же году стал канцлером Французского королевства. В 1330-1334 гг. Роже принимал участие в переговорах с представителями англ. короля и снискал известность как искусный политик и дипломат. В этот период он также выступал одним из главных сторонников нового крестового похода на Св. землю (см. Крестовые походы ). В 1332-1333 гг. архиепископ Руанский трижды посетил Авиньон и в июле 1333 г. получил от папы Иоанна XXII офиц. разрешение на проповедь крестового похода, возглавить к-рый должен был франц. король. После проповеди, к-рую архиепископ произнес 1 окт. 1333 г. на «лугу клириков» (Пре-о-клер) близ монастыря Сен-Жермен-де-Пре перед франц. прелатами и знатью, кор. Филипп VI объявил о подготовке крестового похода (Chronique parisienne anonyme//Mémoires de la Société de l " histoire de Paris. P., 1884. Vol. 10. P. 154). По соглашению с папой финансовые расходы на крестовый поход должны были покрываться за счет взимаемого французским королем 6-летнего налога в 1/10 от доходов духовенства (décime). Однако кор. Филипп VI намеревался потратить взимаемые с духовенства деньги на войну с Англией (срок заключенного в 1330 мирного соглашения подходил к концу); по поручению короля Роже передал новому папе - Бенедикту XII (1334-1335) просьбу монарха разрешить это. Отказ понтифика, попытка проверить документы о начавшемся уже сборе налога, а также посредничество папских легатов в переговорах между Францией и Англией привели к ухудшению отношений между папой и франц. королем. Папа обвинил монарха в неисполнении указаний Папского престола ( B é no î t XII (1334-1342). Lettres closes, patentes et curiales se rapportant à la France/Éd. G. Daumet. P., 1899. Col. 238, 276-278, 311-312. N 378, 443, 499). Тем не менее 18 дек. 1338 г. Бенедикт XII возвел Роже в достоинство кардинала; 5 мая 1339 г. Роже получил титул кардинала-пресвитера ц. святых Нерея и Ахилия.

http://pravenc.ru/text/1841387.html

Г. основал в пригороде Кабиллона мон-рь апостолов Петра и Павла, позже названный в честь мч. Маркелла, а также мон-рь св. Климента в Матисконе. Король и его жена Австригильда делали богатые пожертвования мон-рям св. Симфориана в Августодуне (совр. Отён), св. Маврикия в Агауне (совр. Сен-Морис, кантон Вале, Швейцария), разоренному лангобардами в 574 г. Особо благоволил обители св. Бенигна в Дивионе (совр. Дижон), где Г. учредил «laus perennis» (беспрестанную хвалу) по образцу аббатства св. Маврикия в Агауне. Прибыв в 585 г. в Паризии, Г. перезахоронил в главной церкви мон-ря Св. Креста и мч. Викентия Августопольского (совр. аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже) тела племянников, Меровея и Хлодвига, сыновей Хильперика, убитых по приказу отца. Король не участвовал в распрях братьев и племянников, всегда выступал в роли посредника и миротворца. Г. пережил всех братьев: Сигиберт I в 575 г. и Хильперик в 584 г. пали от рук убийц, Хариберт в 567 г. умер отлученным от Церкви. Современники видели в долгих годах жизни Г. проявление милости Божией, хотя покушения на его жизнь совершались неоднократно. Григорий Турский упоминает, как в праздник св. Маркелла в Кабиллоне некий убийца бросился с кинжалом на Г., когда король подходил к причастию, и поранил королю руку ( Greg. Turon. Hist. Franc. IX 3). Г. восстановил на кафедре свт. Претекстата, еп. Ротомагского, изгнанного Хильпериком. Григорий Турский приводит рассказ о том, как Г. оправдал девицу, к-рая убила франк. герц. (дукса) Амалона, пытавшегося ее изнасиловать (Ibid. IX 27). В 570 или 571 г., во время эпидемии чумы в долине р. Родан (совр. Рона), король призвал подданных собираться в церквах и непрестанно молиться. С эпидемией чумы Григорий Турский связывает также чудо, совершенное Г. Во время молебна одна женщина, тайно подойдя в церкви к королю со спины, срезала бахрому с его плаща и положила ее в питье своему ребенку, к-рый после этого сразу же выздоровел. Г. раздавал щедрую милостыню нищим, устраивал для них трапезы. Прощал врагов и предавших его людей. Так, по просьбе Григория Турского он простил графов (комитов) Гарахара и Бладаста, поддержавших узурпатора Гундовальда. К др. стороннику Гундовальда, Палладию, еп. Сантоны (совр. Сент), Г. не только отнесся снисходительно, но и проявил уважение к сану, попросив епископа молиться за себя. По свидетельству Григория Турского, многие признавали Г. святым еще при жизни.

http://pravenc.ru/text/168338.html

А. могут завершаться все нефы храма или центральный неф и пастофории на востоке, а также центральный неф на западе (каролингские и раннероманские базилики Германии, имеющие дополнительные алтари на западе) и трансепт на севере и юге (вторая ц. Рождества в Вифлееме, VI в., собор в Кутаиси, XI в., памятники Афона) или то и др. (Эчмиадзин, V в., Сен-Жермен-де-Пре, IX в.), причем в последних случаях функция а. не всегда ясна. Особого внимания заслуживает завершение а. трех нефов (впервые в главной ц. мон-ря прп. Симеона Столпника Старшего (Калъат-Симъан) около Антиохии, V в.), к-рое в сочетании с пастофориями (или без них) постепенно превратилось в трехапсидное трехчастное алтарное пространство с жертвенником и диаконником, характерное для восточнохрист. традиции, в частности Др. Руси. Выступающая а. христ. храма может иметь снаружи полукруглую, прямоугольную, трех-, пяти- или многогранную форму; она может быть декорирована аркатурой на приставленных круглых колонках (Сев. Сирия, Сев. Италия) или на полуколонках (Закавказье, Русь); скрытая снаружи вместе с пастофориями алтарной стеной, а. благодаря применению ниш по ее сторонам нередко может в экстерьере приобретать вид трехгранной формы (Закавказье). Для романских и готических памятников Запада, где под алтарным пространством церкви обычно находилась крипта, характерна а. в сочетании с амбулаторием и венцом капелл. Для восточнохрист. традиции характерно завершение вост. части храма тремя А. Программа росписи алтарных А. менялась на протяжении веков, отражая те аспекты смысла и назначения этого сакрального пространства, к-рые выступали на первый план на разных этапах истории Церкви. В IV-VI вв. в конхе А. помещаются изображения: Христа и апостолов (ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., Санта-Пуденциана в Риме, 400); теофанические композиции (Видение прор. Иезекииля, напр., в Осиос Давид в Фессалонике, V в.); Преображение Господне (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.); Крест в славе (фрагмент символической композиции «Преображение Господне» ц.

http://pravenc.ru/text/75794.html

В 1665-1671 гг., в ходе работы над трактатом «О дипломатике» (De re diplomatica), М. побывал в мон-рях Шампани и Лотарингии, в 1672 г. он вместе с мавристом Клодом Этьенно де ла Серре (1639-1699, автор собраний «Бенедиктинские древности» (Antiquités bénédictines), «Фрагменты истории Аквитании» (Fragmenta historica Aquitanicae) и др.) посетил Фландрию. В 1682 г. М. и его помощник М. Жермен (1645-1694) посетили Дижон, Сен-Жан-де-Лон, Отён и др. города Бургундии, собрали обширный материал: они приобретали и копировали рукописи, изучали почерки и печати. В 1683 г., несмотря на незнание нем. языка и напряженную политическую ситуацию, М. и Жермен совершили путешествие по Сев. Швейцарии, Австрии и Юж. Германии. В апр. 1685 - июле 1686 г. они отправились в Италию, чтобы приобрести книги для королевской б-ки, и получили возможность ознакомиться как с фондами Амброзианской, Ватиканской и др. б-к, так и с монастырскими собраниями рукописей, прежде всего с б-кой Монте-Кассино . В авг.-нояб. 1696 г. М. со своим учеником Тьерри Рюинаром (1657-1709) посетил ряд городов и мон-рей Эльзаса и Лотарингии. После этого М. совершал только краткие поездки для решения вопросов, возникавших в ходе работы над дополнениями к трактату «О дипломатике»: в Тур и Анже (1698), Шампань (1699), Нормандию (1700). В 1701 г. франц. кор. Людовик XIV присвоил М. титул почетного члена Академии надписей и медалей (активного участия в деятельности Академии М. не принимал). В дек. 1707 г., во время посещения аббатства Шель, М. почувствовал себя плохо, спустя неделю его перевезли в аббатство Сен-Жермен-де-Пре, где он скончался. По особому распоряжению папы Римского Климента XI (1700-1721) было нарушено правило анонимности могил бенедиктинских монахов, и на надгробии М. указали его имя. В 1799 г. останки М. перенесли из закрытого во время Французской революции аббатства в Музей памятников, а в 1819 г. они были вновь захоронены в базилике Сен-Жермен-де-Пре. Научная деятельность М. неразрывно связана с традициями конгрегации мавристов.

http://pravenc.ru/text/2561116.html

При 1-м генеральном настоятеле Грегуаре Тариссе (занимал пост в 1630-1648) в конгрегацию М. входило более 88 монастырей, разделенных на 6 провинций: Франции, Нормандии, Бретани, Бургундии, Шезаль-Бенуа и Гаскони. В 1634 г. по инициативе кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье, стремившегося сосредоточить в своих руках управление всеми франц. бенедиктинскими обителями, была создана объединенная конгрегация Клюни и св. Мавра, просуществовавшая 10 лет (см. ст. Клюнийская конгрегация ). На генеральном капитуле 1645 г. по инициативе Тарисса были приняты конституции М. Во главе отдельных мон-рей стояли приоры, избиравшиеся на 3 года (с возможностью однократного переизбрания). Провинциями руководили визитаторы (также избирались на 3 года с правом однократного продления полномочий); при них действовал местный орган управления, включавший всех приоров и по делегату от каждой общины данной провинции. Высшая власть принадлежала собиравшемуся 1 раз в 3 года генеральному капитулу (включал по 4 делегата от каждой провинции, 6 визитаторов, 2 ассистентов и генерального настоятеля), к-рому принадлежало право назначения на все должности, также он имел законодательные и исполнительные полномочия. В промежутках между созывами генеральных капитулов управление осуществляли генеральный настоятель (избирался на 3 года с правом переизбираться неограниченное число раз) и генеральный совет (собирался раз в год). С 1623 по 1733 г. существовала также должность генерального прокуратора конгрегации М. в Риме при Папском престоле. В кон. XVII в. конгрегация М. переживала расцвет: она объединяла 178 мон-рей, в нее входило ок. 3 тыс. монахов (1675). В 1-й пол. XVIII в. в нек-рых обителях М. получил распространение янсенизм . В 1729 г. на генеральном капитуле М. в Муайенмутье большинство выступило против признания осуждавшей янсенизм буллы папы Римского Климента XI «Unigenitus» (1713); генеральным настоятелем был избран лидер этой группы Ж. Б. Алейдон (1671-1733). В июне 1729 г. он был арестован французскими властями, стремившимися добиться от духовенства признания папской буллы, и около года содержался в заключении в Орлеане. Генеральному прокуратору П. Малоэ пришлось уехать из Рима, возникла реальная угроза упразднения конгрегации. Кризис удалось урегулировать при посредничестве кард. А. П. де Тиара де Бисси (1657-1737), аббата-коммендатора Сен-Жермен-де-Пре. В 1735 г. новый генеральный настоятель Э. Менар и др. представители М. подписали письмо с выражением покорности папе Римскому Клименту XII (1730-1740) и с признанием буллы «Unigenitus».

http://pravenc.ru/text/2561154.html

2007). С 11 авг. по 9 нояб. жили в Париже, где осмотрели Королевскую б-ку, книжные собрания кард. Джулио Мазарини , гос. министра Жана Батиста Кольбера, канцлера Пьера Сегье, монастырей Сен-Виктор, Сен-Жермен-де-Пре и др. С 11 по 21 нояб. они объехали церкви и мон-ри Нормандии и к 21 дек. вернулись в Антверпен. По итогам путешествия болландисты привезли копии более 1400 ранее им неизвестных агиографических текстов, не считая большого количества выписок из различных источников и заметок о разных рукописях. П. смог познакомиться со мн. учеными-эрудитами, высокопоставленными церковными и светскими лицами. После смерти Болланда Общество болландистов возглавил Г. Хеншен, но в силу его преклонного возраста основную часть работы над дальнейшими томами «Acta Sanctorum» выполнил П. С 1681 г. он стал и офиц. руководителем Об-ва болландистов. В общей сложности П. подготовил 18 томов: по 3 - за март и апр., 7 - за май (включая том с сопроводительными материалами) и 5 - за июнь (изд. в 1668-1709). Благодаря П. содержание агиографического собрания значительно расширилось, в т. ч. за счет публикации полных текстов средневек. мартирологов и материалов о греч. святых. Кроме того, П. начал включать в нек-рые тома исследования на конкретные темы, напр. по истории пап Римских (позднее собраны в отдельный том - ActaSS. Mai. Propyl.) и патриархов Иерусалимских (Ibid. T. 3. P. I-LXXII). Критерии научной агиографии П. изложил в предисловии к 1-му мартовскому тому: необходимо устанавливать дату и определять достоверность каждого источника, на к-рый ссылается исследователь. Основная цель работы - рассказать о происхождении и развитии диоцезов, городов, мон-рей, монашеских орденов и религ. конгрегаций. Работа над изданием «Acta Sanctorum» осложнялась внешними обстоятельствами - военными конфликтами, затрагивавшими территорию Испанских Нидердандов: Деволюционной войной (1667-1668), Голландской войной (1672-1678), Девятилетней войной (1688-1697), а также эпидемией чумы в Антверпене (1678). В 1671 г.

http://pravenc.ru/text/2578917.html

В окрестностях Кордовы располагалось много мон-рей и храмов, к-рые тайно посещали семьи Аврелия и Феликса. Недавно основанный мч. Иеремией Табанский мон-рь был муж. и жен. и находился под упр. аббата Мартина и его сестры Елисаветы. Их заботам Наталия и поручила своих детей. В это же время в Кордове находился Г.- монах из лавры св. Саввы Освященного. Он был послан настоятелем Давидом в Сев. Африку и Испанию для распределения милостыни на поддержку христианам, страдавшим от ига мусульман. Встретившись с Г. в Табанском мон-ре, Наталия предсказала ему, что он будет ее собратом в мученичестве за Христа. На следующий день Г. вернулся вместе с ней в Кордову, где познакомился с Аврелием, Феликсом и Лилиозой и решил не расставаться с ними и, если придется, пострадать за Христа. Однажды Наталия и Лилиоза шли по улице в церковь, не закрыв лиц покрывалами. Некий чиновник, встретившийся им по пути, известил Аврелия и Феликса о том, что их жены нарушили мусульм. обычай. Услышав в ответ исповедание христ. веры, чиновник направился к судье (кади) и донес, что Аврелий и Феликс вместе с женами отступили от ислама. Вскоре воины арестовали Аврелия и Феликса и их жен, а также Г. Кади, знатные мусульмане Кордовы и представители халифа (optimates et priores palatii) приговорили их к смерти как отступников от мусульм. веры. Судья хотел отпустить Г., но тот произнес речь в защиту христианства, к-рую все присутствовавшие сочли хулой на «пророка Мухаммада». Т. о. Г. был приговорен к смерти и казнен. Останки Г., Аврелия и Феликса христиане погребли в Пилемелларийском мон-ре, в ц. св. Христофора, Наталии - в церкви рядом с прахом мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала, Лилиозы - в ц. мч. Генесия Арелатского (впосл. св. Петра). Почитание святых началось сразу же после их кончины, память впервые появляется в Мартирологе Узуарда, к-рый в отличие от списка св. Евлогия ставит на 1-е место Г. как монаха, а не А. Согласно рассказу Гаймона, причиной путешествия монахов Узуарда и Одиларда в Испанию стало желание братии Сен-Жермен-де-Пре получить мощи сщмч. Викентия Августопольского, к-рому изначально посвятил этот мон-рь свт. Герман Парижский и где был храм в его честь. Заручившись грамотами кор. зап. франков Карла Лысого, монахи добрались до Барселоны, где гр. Хунфрид поведал им о мн. мучениках, пострадавших в недавнее время в Кордове от мусульман. Тогда Узуард и Одилард отправились в Кордову, чтобы получить частицы мощей новых мучеников.

http://pravenc.ru/text/164325.html

Герман поощрял почитание местных святых и особенно заботился о красоте и достоинстве богослужений: считается, что большое число особенностей галликанской литургии того времени сложилось под его влиянием. При поддержке короля он основал монастырь Святого Креста и святого Викентия, известный под именем Сен-Жермен-де-Пре. Он призвал иноков монастыря святого Симфориана соблюдать устав, происходивший из Леринского монастыря. Будучи совершенным знатоком церковной традиции, святитель Герман тщательно оберегал мир и единство Церкви Галлии. Его голос был решающим на Турском церковном соборе (566). Также епископ созвал два церковных собора в Париже (557; 573). После смерти Хильдеберта (558) Париж стал столицей объединенного королевства Хлотаря. Он так же, как и его брат, почитал святого епископа благодаря влиянию своей жены святой Радегунды (память 13 августа). Когда королева решила принять иночество в монастыре Святого Креста, основанном ею в Пуатье, святитель Герман убедил короля не чинить препятствий ее решению, а впоследствии поддерживал Радегунду пастырскими наставлениями. По окончании краткого правления Хлотаря (561) королевство снова было поделено между четырьмя его сыновьями и племянниками: Харибертом, Гунтрамном, Сигибертом и Хильпериком. Король Парижа Хариберт был безбожником и нечестивым человеком, он грабил церкви и сочетался браком с двумя сестрами. Король презрел свое отлучение от Церкви, совершенное епископом, но вскоре Бог поразил смертью его и одну из его жен. Святитель Герман тщетно пытался примирить жену Сигиберта Брунхильду с женой Хильперика Фредегундой. После убийства сестры Брунхильды по наущению Фредегунды (575) Сигиберт начал войну против Хильперика. Вступив в Париж, он встретился со святым епископом, который пытался отговорить его от мщения, сказав: «Кто роет яму брату своему, сам в нее попадет». Но Сигиберт пренебрег советом и был убит. Будучи долгие годы миротворцем и примерным пастырем, святитель Герман мирно упокоился 28 мая 576 года и был похоронен в церкви своего монастыря в Париже. Во время сильнейшего пожара, опустошившего Париж в 585 году, епископ явился, чтобы освободить из застенков узников, которые немедленно укрылись при его усыпальнице. Доныне он остается одним из самых почитаемых святых не только в Париже и в Галлии, но и во всей Западной Церкви.

http://pravoslavie.ru/54132.html

Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в. Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в. Во 2-й пол. XVIII в. среди М. возникло движение за ослабление чрезмерно суровых требований устава. В 1765 г. 28 монахов Сен-Жермен-де-Пре обратились к кор. Людовику XV (1715-1774) с письмом, осуждавшим сложившиеся практики. Это стало причиной серьезного конфликта внутри конгрегации, генеральный настоятель М. Ж. Дельрю и др. лидеры М. сурово осудили авторов письма. Однако этот конфликт и политика французских властей, направленная на ограничение влияния монашеских орденов и конгрегаций (в 1766 была создана Комиссия по делам монашествующих, франц. Commission des réguliers), сделали необходимым составить новую версию конституции М. (принята на генеральном капитуле в 1769; опубл. в 1770), но в ней практически не содержалось послаблений по сравнению с предыдущей версией. Наиболее значительным новшеством стало включение в состав генерального капитула делегатов из числа рядовых монахов ( Lemoine. 1965. P. 243-246). Конгрегация М. была ликвидирована в 1790 г., во время Французской революции (1789-1799). 2 сент. 1792 г. в Париже казнили последнего генерального настоятеля Амбруаза Шеврё и 2 монахов-М. (беатифицированы Римско-католической Церковью в 1926). После реставрации во Франции династии Бурбонов вернувшимися из эмиграции М. была предпринята попытка возродить конгрегацию, закончившаяся неудачей. В 1817 г. конгрегация была формально упразднена папой Римским Пием VII . В 1837 г. папа Римский Григорий XVI создал во Франции бенедиктинскую конгрегацию во главе с аббатством Солем; она стала правопреемницей всех франц. бенедиктинцев, в т. ч. и М. Продолжая традиции средневек. «ученого монашества», М. уделяли огромное внимание высокому уровню образованности монахов. В каждой провинции существовали 1 или 2 мон-ря, предназначенные для подготовки новициев, а также несколько обителей, где велись научные исследования. Принесению монашеских обетов и монашескому постригу предшествовал 2-летний период новициата, а рукоположению во священники - не менее 5 лет обучения, включавшего изучение не только теологии и философии, но и древних языков (в т. ч. древнегреческого и древнееврейского), а также истории. М. заботились о комплектовании монастырских б-к в соответствии с запросами ведущих ученых как новейшими печатными изданиями, так и старинными рукописями. Главным интеллектуальным центром конгрегации было аббатство Сен-Жермен-де-Пре, куда привлекали наиболее способных монахов из других мон-рей. М. также поддерживали контакты с историками-эрудитами, пользовались их б-ками, состояли с ними в переписке, организовывали в Сен-Жермен-де-Пре регулярные собрания для обсуждения различных научных проблем. Видные ученые-М. предпринимали длительные путешествия по Франции и Зап. Европе для сбора необходимых материалов ( Knowles. 1959. P. 174).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

Свт. Николай Мирликийский. Камея. Кон. XI в. (ГММК) Свт. Николай Мирликийский. Камея. Кон. XI в. (ГММК) Основным типом Г. в Византии стала камея, хотя сохранилось и производство печатей-инталий (напр., с изображением битвы вмч. Феодора Тирона с драконом, из черного халцедона, ок. 1300, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также Г., обработанные с обеих сторон (на лицевой стороне - камея, на обороте - инталия - Wentzel H. Die Kamee der Kaiserin Anna: Zur Datierung byzant. Intaglien//Fs v. U. Middeldorf. B., 1968. Abb. 1, 2 - 6). Г. в основном изготавливали из одноцветных материалов, но сохранились и полихромные (камея с образом свт. Николая Чудотворца, кон. XI в., ГММК). Помимо традиц . представлений о магических свойствах камня на его выбор влияло и символическое толкование цвета, напр. красные прожилки на яшме воспринимали как следы крови Господней; такие камни часто использовали для изображения Христа (камея с фигурой благословляющего Христа в рост, X-XI вв., Благовещенский собор Московского Кремля, ГММК). Оформление Г. оправой, как правило, из драгоценного металла с использованием жемчуга и драгоценных камней превращало ее в наперсную икону-медальон. В эпоху средневековья античные Г. сохранялись и на католич. Западе, и на правосл. Востоке. Они становились украшением церковной утвари, предметами личного благочестия правящей элиты, дипломатическими дарами полит. союзникам (таковы, напр., Г., найденные при археол. раскопках в Грузии). Декор реликвария 3 волхвов в Кёльнском соборе до кон. XVI в. включал неск. Г. с портретами эллинистических правителей и рим. императоров. Иногда античные портретные Г. воспринимали как изображения священных персонажей: Г.-инталия с портретом Юлии, внучки имп. Веспасиана (I в.), украшавшая реликварий св. Дионисия (XII в.) в аббатстве Сен-Дени, судя по монограмме на оправе, почиталась как образ Мадонны; камея с портретами Друза Старшего и его супруги Антонии (I в., ГЭ), хранившаяся в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, считалась украшением обручального кольца св. Иосифа и Девы Марии. Большое число Г. попало на Запад после 1204 г., разорения К-поля и имп. сокровищницы. Изучение и коллекционирование античных Г. возобновились в эпоху Ренессанса, оказали влияние на культуру гуманизма и изобразительное искусство того времени, способствовали расцвету глиптики. В Новое время Г. послужили ученым, напр. И. И. Винкельману , одним из источников для воссоздания истории античного искусства.

http://pravenc.ru/text/161997.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010