Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ XIII (7.03.1693, Венеция - 2.02.1769, Рим; до избрания папой - Карло делла Торре ди Реццонико), папа Римский (с 6 июля 1758). В 1640 г. его отец перебрался в Венецию из Комо, разбогател на торговле; в 1687 г. имя Реццонико было внесено в венецианскую «Золотую книгу» (за уплату 100 тыс. дукатов). В 1703-1711 гг. получил начальное образование в иезуитской коллегии в Болонье, затем продолжил обучение в ун-те Падуи; в 1713 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). В том же году приехал в Рим, где продолжил изучать право в Академии церковной знати под рук. известного адвоката Дж. Ланфредини. В 1716 г. рукоположен в сан пресвитера и поступил на службу в Римскую курию. 28 мая получил должность референдария (протонотария) трибунала Апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Вскоре папа Римский Климент XI назначил его наместником в Риети (Умбрия), а с 1721 г.- наместником в Фано (Марке). В 1723 г. папой Римским Иннокентием XIII возвращен в Рим и назначен юристом в конгрегацию Консульты. В 1728 г. папа Римский Бенедикт XIII перевел Реццонико на должность аудитора папского суда Римская Рота (см. Rota Romana ), где ему были доверены дела Венецианской республики. Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) Климент XIII, папа Римский. 1758 г. Худож. А. Р. Менгс (Национальная пинакотека в Болонье) 20 дек. 1737 г. по представлению от Венецианской республики папа Римский Климент XII возвел Реццонико в достоинство кардинала; 27 янв. 1738 г. он получил титул кардинала-диакона рим. ц. Сан-Никола-ин-Карчере. Впосл. в ходе ротации в коллегии кардиналов получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Мария-ин-Арачели (15 мая 1747), затем титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Марко (17 февр. 1755). 11 марта 1743 г. папа Римский Бенедикт XIV назначил его епископом Падуи. Епископское рукоположение, состоявшееся 19 марта в рим.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

Нина Васильевна Синицына Содержание Пролог Глава первая. Греческий город Арта Родители и образование О гипотезе Ильи Денисова Глава вторая. Италия Флоренция: гуманизм Флоренция: аскетизм Замок Мирандола и монастырь Сан-Марко Венеция и удаление на Афон Глава третья. Святая гора Афон Монастырская жизнь Труды: поэтическое творчество На пути к новому служению Глава четвертая. Москва Константинопольское посольство в Москве Первые собеседники Переводы и книгописные центры Полемика: пространство свободы Глава пятая. Чаша Первый суд Дело о разводе великого князя Второй суд Глава шестая. Освобождение После суда: ответ обвинителям Царское венчание и освобождение Прижизненные собрания сочинений Вместо эпилога Примечания Хронология жизни и творчества Максима грека Краткая библиография Сочинения Литература     Пролог 29 мая 1453 года, при взятии Константинополя войсками турецкого султана Мехмеда II, погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Но в сознании народа, не желавшего мириться с разрушением некогда великой Восточно-Римской (Византийской) империи, жила легенда о том, что василевс не умер, а окаменел. Он оживет и воскреснет, когда Святая София вновь станет православным храмом. Вернется и священник, чтобы завершить службу в Святой Софии, прерванную во время штурма города. Рассказывали и по-другому. Голову царя будто бы принесли Мехмеду, когда с площади у Великой Церкви (так называли Святую Софию), где собрались патриархи, весь клир и множество народа, он направлялся к царскому дворцу. Увидев голову и обрадовавшись, завоеватель призвал всех бояр и стратегов, спросил – да скажут они всю правду! – царёва ли это голова. Те подтвердили, охваченные страхом. Султан поцеловал голову и послал патриарху, чтобы тот сохранил ее, украсив золотом и серебром. Патриарх поместил главу в серебряный позолоченный ковчежец и спрятал под престолом Великой Церкви. Не все верили, что тело царя досталось врагам. Говорили, что его похитили в ту же ночь остававшиеся с ним у Золотых ворот, переправили в Галату и похоронили 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО раздел изобразительного искусства, произведения к-рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д.-п. и. по отношению к др. видам изобразительного искусства. Отделение Д.-п. и. от др. изящных искусств отражает концепцию превалирования эстетического значения произведения искусства над его утилитарными свойствами. Широко распространенный в зап. истории искусств термин ars minoris (искусство малых форм), близкий к определению Д.-п. и., подчеркивает разницу в масштабе, не противопоставляя произведений разных видов искусств и подразумевая свободу заимствования форм и мотивов. Произведения Д.-п. и. (посуда, мебель, др. предметы быта, костюм, оружие, предметы роскоши и украшения, в т. ч. инсигнии - знаки власти и сана - венец, стемма, тиара) сомасштабны человеку, тесно связаны с его деятельностью, вкусом, достатком, уровнем образования, но их материалы и технологии могут во многом совпадать с др. видами пространственных искусств. Потир имп. Романа. 2-я пол. X в. (сокровищница собора Сан-Марко, Венеция) Потир имп. Романа. 2-я пол. X в. (сокровищница собора Сан-Марко, Венеция) Интерес к Д.-п. и. и средневек. ремеслам в среде европ. художников эпохи романтизма сер. XIX в. связан с ростом выпуска промышленной продукции низкого художественного качества. Прерафаэлитами, представителями движения искусств и ремесел, было провозглашено равноправие искусства и ремесла, и Д.-п. и. определялось как «художественные ремесла». В 60-90-х гг. XIX в. У. Моррис и Ф. М. Браун организовали фирму, специализировавшуюся на отделке интерьеров произведениями Д.-п. и. ручной работы. В качестве социальной формы возрождения художественных ремесел была предложена средневек. форма объединения художников («Гильдия века», 1882, Англия). Понимание Д.-п. и. как самостоятельной области художественного творчества и неотъемлемой составляющей синтеза искусств, отчасти созвучной средневек.

http://pravenc.ru/text/171620.html

Новости Базилика и здания в Венеции окрасились в красный цвет в память о гонимых христианах 21.11.2018 12:27 Фото: http://live.comune.venezia.it Венеция, 21 ноября, ACN/Благовест-инфо. Базилика Санта-Мария-делла-Салюте, мост Риальто и другие важные символы Венеции были подсвечены красными прожекторами, чтобы привлечь внимание к участи христиан, убитых за веру либо подвергающихся гонениям в разных частях мира. Акция, организованная патриархатом Венеции и итальянским отделением международного фонда «Помощь Церкви в нужде» при содействии муниципальных властей, состоялась 20 ноября, в канун праздника Богоматери Целительницы, которой посвящена венецианская базилика Санта-Мария-делла-Салюте на берегу Большого канала. Как сообщает сайт муниципалитета Венеции , в мероприятии вместе с патриархом Венеции Франческо Моральей, а также коптским католическим епископом Миньи (Египет) Бутросом Фахимом Авадом Ханной приняли участие молодые люди, прибывшие в епархиальное паломничество, а также представители городских властей. Церемония началась с молитвы на площади Сан-Марко, затем процессия проследовала к базилике Санта-Мария-делла-Салюте. Здесь было прочитано послание Папы Франциска. В видеообращении в адрес участников акции «Венеция в красном», записанном в этот понедельник и выпущенном фондом «Помощь Церкви в нужде», дочь пакистанской христианки Асии Биби, первоначально осужденной на смертную казнь, выражает от имени своей матери благодарность за молитвы и солидарность. Девочка, которую зовут Эйшам, надеется, что очень скоро их семья воссоединится и тоже посетит Венецию. Фото: http://live.comune.venezia.it Кроме базилики делла Салюте и моста Риальто, в этот вечер также получили красную подсветку дворцы Фарсетти, Ка " Пезаро, Ка " Реццонико, Контарини-дель-Боволо в Венеции, часовая башня, ратуша и библиотека в Местре. Инициатива отмечена в социальных сетях хэштегом #VeneziaInRosso. Идея освещения знаковых зданий красным цветом в память современных христианских мучеников была предложена фондом «Помощь Церкви в нужде» несколько лет назад как яркий образ протеста против религиозной дискриминации. В этом году подобные акции пройдут в Париже (22 ноября), Барселоне (23 ноября), Лондоне (28 ноября), Сиднее (28 ноября) и Вашингтоне (28 ноября).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОНЕЗЕ Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон) Поколение волхвов. Худож. П. Веронезе. 1573 г. (Нац. галерея. Лондон) [итал. Veronese] (наст. фам. Кальяри [Caliari]) Паоло (1528, Верона - 19.04.1588, Венеция), итал. худож. эпохи Возрождения. Сын скульптора, племянник худож. А. Бадиле, получил прозвище по названию родного города, с нач. 50-х гг. XVI в. и на протяжении всей жизни творчество В. было связано с Венецией. В ранних работах В. преобладает влияние маньеризма, таких мастеров, как Джулио Романо, Пармиджанино, Корреджо, о чем свидетельствуют подчеркнутая тонкость рисунка и колорит, основанный на оттенках светлых тонов («Обручение св. Екатерины», 1547 г., частное собр., Нью-Йорк). В Венеции он участвовал в исполнении панно для новых залов Дворца дожей (1553-1554) и Золотого зала б-ки ц. Сан-Марко (1556-1557), работал для монашеских орденов (ц. Сан-Себастьяно, принадлежавшая ордену св. Иеронима: плафон ризницы, 1555 г., главный неф и церковный орган, 1558 г., и др.), исполнял частные заказы. В период расцвета, в 60-70-х гг. XVI в., В. демонстрировал универсальные возможности: занимался монументальной и станковой живописью, писал многофигурные композиции и портреты. для построения живописных композиций В. по примеру Тициана, творчество к-рого являлось образцом и источником новых композиционных и колористических решений, использовал антикизирующую архитектуру, к-рая напоминает театральные декорации, сочетает точные перспективные построения со свободой деталей. Среди фресковых росписей важнейшим творением В. является созданная в 1560-1561 гг. декорация виллы братьев Д. и М. Барбаро (ок. 1558, архит. А. Палладио), венецианских гуманистов и интеллектуалов, в мест. Мазер близ Азоло. В. удачно сочетал живописную декорацию с архитектурными ритмами здания; в программе росписи раскрываются мудрое устроение, красота и гармония мира; использованы иллюзионистические приемы (фигуры-«обманки», пейзаж), раздвигающие пространство росписи, яркие краски.

http://pravenc.ru/text/150439.html

Страсти Христовы на иконах и картинах Возможно, образы, созданные мастерами разных эпох, помогут кому-то без слов лучше уловить суть описанного евангелистами. 17 апреля, 2014 Возможно, образы, созданные мастерами разных эпох, помогут кому-то без слов лучше уловить суть описанного евангелистами. О Христе проповедуют на многих языках мира. Но есть язык, понятный всем людям, независимо от национальности и места проживания – язык искусства. Прочтите Евангелие в красках! «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Мф. 26: 36-42) Мозаика собора Сан Марко. XIII в. Венеция, Италия «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». (Мф. 26: 45-50) Мозаика церкви Сан Аполлинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия Икона из празднич. чина иконостаса Новгородского Софийского собора. 1509 г. Новгородский музей-заповедник

http://pravmir.ru/strasti-hristovyi-na-i...

В дар базилике святителя Николая Чудотворца в Венеции Россия передаст икону святого 17 апреля 2012 г. 17:49 19 мая 2012 года российский Фонд социально-культурных инициатив передаст в дар храму в честь святителя Николая на острове Лидо (Венеция) икону святого. Передача святыни приурочена к проведению Фестиваля российского искусства в Бари, который традиционно проходит в дни памяти святителя Николая по старому стилю. Акция будет сопровождаться торжественным молебном в честь святого, который совершит настоятель православного прихода в честь святых жен-мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов. Итальянскую сторону представят монсеньор Орландо Барбаро, викарий венецианского католического патриархата; священник Марко Скарпа, делегат патриарха Венеции по межконфессиональным вопросам; настоятель храма святителя Николая Чудотворца на острове Лидо священник Джанкарло Ианотта. Мощи святителя Николая хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя — это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений в базилике Сан-Николо на острове Лидо уже стало доброй традицией. Кроме того, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы. Подробнее о мощах святителя Николая на о-ве Лидо Ежегодно с 2006 года в Венеции в рамках международного долгосрочного проекта «Культурная миссия. Санкт-ПетербургВенеция» проводится цикл мероприятий, который охватывает различные гуманитарные направления, в том числе искусство и социальную сферу: сотрудничество в области восстановления и сохранения культурного наследия двух городов, взаимный обмен художественными выставками, проведение молодежных фестивалей. Инициатором и куратором миссии является президент Фонда социально-культурных инициатив, супруга Президента Российской Федерации С.В. Медведева. Организаторы проекта — Министерство иностранных дел РФ , Министерство культуры РФ , Фонд социально-культурных инициатив, Дирекция международных программ, Ассоциация «Венеция — Россия», правительство Санкт-Петербурга и мэрия Венеции Пресс-служба прихода святых жен-мироносиц в Венеции /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Епископ Корсунский Нестор совершил архипастырский визит в Венецию Венеция, 12 мая 2011 г. 8-9 мая 2011 года состоялся архипастырский визит епископа Корсунского Нестора в Венецию; он впервые посетил этот город в качестве правящего архиерея Корсунской епархии. 8 мая, в неделю третью по Пасхе, святых жен-мироносиц, отмечался престольный праздник венецианского прихода Московского Патриархата. Владыка Нестор возглавил служение Божественной литургии в храме общины, ему сослужили настоятель прихода священник Алексий Ястребов и протодиакон Алексий Соболев. По окончании службы был совершен крестный ход. Епископ Корсунский поздравил настоятеля и прихожан с праздником. В тот же день в венецианской церкви Сан-Стае состоялся праздничный концерт, посвященный Дню Победы. В мероприятии, организованном приходом святых жен-мироносиц совместно с культурной ассоциацией «Апрель», приняли участие хоровые коллективы из Вероны, Триеста и Порденоне. По благословению епископа Нестора с приветственным словом к присутствовавшим обратился священник Алексий Ястребов, сообщает пресс-служба прихода святых жен-мироносиц . В тот же день владыка Нестор в качестве гостя присутствовал на католической церковной ассамблее, проходившей в базилике святого Марка и посвященной прибытию в Венецию Главы Римско-Католической Церкви. Он приветствовал Папу Римского Бенедикта XVI как правящий архиерей Корсунской епархии и управляющий италийскими приходами Русской Православной Церкви. 9 мая в древней византийской базилике Сан-Марко была совершена Божественная литургия. Накануне праздновалась память святого апостола и евангелиста Марка, мощи ученика апостола Петра покоятся в Венеции с IX века и являются главной святыней города. Богослужение возглавил священник Алексий Ястребов в сослужении настоятеля Крестовоздвиженского прихода в городе Удине священника Владимира Мельничука, клирика прихода святителя Николая в Вероне священника Игоря Онофриенко и протодиакона Алексия Соболева. За литургией молился епископ Корсунский Нестор. По окончании богослужения архиерей и служившее духовенство проследовали к главному алтарю базилики, где совершили поклонение честным мощам святого евангелиста. Во второй половине дня состоялась встреча епископа Нестора с митрополитом Италии и Мальты Геннадием (Константинопольский Патриархат), иерархи обсудили вопросы сотрудничества православных общин разных юрисдикций в Италии. На встрече присутствовали секретарь митрополии Италии и Мальты архимандрит Евангелос (Ифантидис), игумен Филипп (Васильцев) и священник Алексий Ястребов. Вечером владыка Нестор поклонился христианским святыням Венеции. 10 мая иерарх отбыл из города. 12 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46445.html

Паломническая группа Брюссельской епархии посетила Бари 5 мая 2007 г. 11:01 1 мая завершилась 4-дневная паломническая поездка духовенства и верующих Бельгийской епархии в итальянский город Бари, где покоятся мощи великого святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Паломничество совершалось с благословения архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона и было организовано приходом Рождества Христова в Антверпене. В поездке приняли участие 30 человек, в том числе священники Андрей Елисеев и Геннадий Катамашвили, прихожане из Антверпена, Брюсселя, Остенде и других мест. Паломнический маршрут проходил через такие города, как Венеция, Бари, Рим. В Венеции группу встретил священник Алексий Ястребов настоятель прихода Святых жен-мироносиц Русской Православной Церкви. Он рассказал о том, как в этот город попали многочисленные православные святыни, привезенные из Византии. Паломники посетили собор Сан Марко и получили возможность приложиться к гробнице, в которой почивают святые останки Апостола Марка, автора одного из четырех Евангелий. В воскресенье 29 апреля, по прибытии в город Бари, расположенный в южной Италии, паломники посетили Подворье Русской Православной Церкви и приняли участие в Божественной литургии. Возглавлявшее группу духовенство сослужило настоятелю подворья протоиерею Владимиру Кучумову. Утром следующего дня у гробницы с мощами святителя Николая Чудотворца был отслужен молебен с акафистом Святителю. Акафист пелся всенародно и каждый имел возможность пройти за ограждение и приложиться к гробнице великого Угодника Божия, чьи мощи уже многие столетия почивают под спудом и продолжают источать благоуханное миро. На обратном пути паломники посетили город Рим, где осмотрели величественный архитектурный ансамбль собора Святого Петра в Ватикане и Колизей — место мученичества сотен христиан эпохи гонений на церковь I-III веков. По дороге в Бельгию были сделаны остановки для отдыха в живописных местах Альпийских гор на территории Австрии. Сайт Бельгийской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/235844.htm...

Православная литургия совершена в соборе святого апостола Марка в Венеции Венеция, 14 мая 2004 г. 8 мая в день памяти святого апостола и евангелиста Марка у его мощей протоиереем Борисом Развеевым и настоятелем прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым была совершена Божественная литургия. Собор святого Марка в Венеции является уникальным памятником византийского искусства. Его архитектура и мозаики стали образцами церковного искусства древности, и он, после собора святого апостола Петра в Риме, по праву считается вторым важнейшим собором Католической Церкви, воплощая в себе соединение, встречу христианского искусства Востока и Запада. Но главное, что привлекает православного христианина в этом храме это, конечно, мощи святого апостола и евангелиста Марка, привезенные в Венецию в 832 году из Александрии. С тех самых пор апостол Марк стал небесным покровителем венецианской республики и ее граждан. За свою более чем тысячелетнюю историю собор видел многое, но православная литургия 8 мая 2004 года совершалась в нем впервые. Спустя ровно 800 лет после IV Крестового Похода, организованного Венецианской республикой в 1204 году и направленного против Православного Востока, в древних стенах собора Сан Марко была совершена Божественная литургия. Совершение православного богослужения оказалось возможным благодаря разрешению церковных властей Венеции – настоятеля базилики святого Марка и курии венецианского патриархата. Для молитвы у мощей святого апостола собрались православные не только из Венеции и Местре, но и из других городов севера Италии – Удине, Феррары, Падуи, Вероны… За богослужением присутствовали и представители Римско-Католической Церкви, которые нашли православное богослужение органически сочетающимся с духовной архитектоникой этого древнего храма. Православные Италии надеются, что это богослужение станет началом доброй традиции совершения литургий на мощах святого апостола в последующие годы. Священником Алексием Ястребовым получено также разрешение на совершение богослужения на мощах святителя Николая Мирликийского на острове Лидо в день памяти святого 22 мая, а также у мощей других чтимых православных святых, находящихся в Венеции. 14 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9779.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010