В пещерах, Богом зданных Место упокоения старца Иоанна (Крестьянкина) Паломники имеют возможность посетить места, где проводили свой молитвенный подвиг почившие старцы: архимандрит Серафим (Розенберг), преподобный Симеон (Желнин), архимандриты Адриан (Кирсанов) и Иоанн (Крестьянкин). В келлиях нынешние насельники бережно хранят их личные вещи, книги. Здесь гости могут взять для себя памятные подарки – благословение от псково-печерских отцов. Келья старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Келья старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Келья преподобного Симеона (Желнина) Келья преподобного Симеона (Желнина) Святой горкой именуется высокий пространный холм, покрывающий собой Богом зданные пещеры. На его склонах и расположен монастырь. С вершины Святой горки можно увидеть храмы, сады и здания монастыря. К склону примыкает и кровля древнейшей пещерной Успенской церкви, уходящей глубоко в землю и выходящей наружу только внешней фасадной стеной. Подъем на Святую горку возможен в составе паломнической группы в определенные часы. На Святой горке Вид на монастырь со Святой горки На Святой горке Главной целью паломничества является, конечно же, участие в монастырских уставных богослужениях, исповедь и благоговейная подготовка к причащению Святых Христовых Тайн, включающая в себя строгое и вдумчивое соблюдение поста – духовного и телесного, неленостное исполнение молитвенных правил, беседы со священниками (личные и в форме занятий по Священному Писанию и учению о спасении Святых отцов) и, наконец, - Таинство покаяния, которое порой становится для немалого числа паломников исповедью за всю прожитую жизнь. Наконец, после исповеди и перед таинством Причащения, по заветам старца архимандрита Иоанна, паломники приступают к таинству Соборования. Чтение великого покаянного канона в Псково-Печерском монастыре Пассия Монашеский постриг в Печорах Чтение акафиста Божией Матери в субботу Пятой седмицы Великого поста Великая Суббота Пасхальное богослужение Паломническая служба Псково-Печерского монастыря постарается сделать всё, чтобы, отправляясь в духовное путешествие, православный христианин смог бы полностью сосредоточиться на своей духовной жизни, на познании нового, на молитве и на том высоком спасительном настрое, который так присущ Псково-Печерской обители. Вы можете не тратить драгоценного времени и сил на заботы о переезде от вокзала или аэропорта во Пскове, о размещении в монастырских гостиницах, о заказе питания и экскурсий – этим займется Паломническая служба. Она берет на себя заботы по организации путешествий к псковским святыням в удобные для вас сроки, как для организованных групп, так и для индивидуального паломничества.

http://pravoslavie.ru/144697.html

В монастыре все делается по благословению наместника, а если он в отъезде, благословляет старший архимандрит. Старшим был отец Иоанн. И вот молодые иеромонахи и послушники стали обращаться за благословением на свои дела прямо к отцу Иоанну, обходя меня, как нового человека в обители. Отец Иоанн сразу пресек подобную практику вопросом: – А отец наместник вас благословил? – Да что там наместник, Вы старец, Вы духовник, Вы и благословите. И тут отец Иоанн преподал молодежи урок монашеского послушания и дисциплины: – Вначале идите к наместнику, если он вас благословит, то можете и ко мне прийти, и я помолюсь. Но если наместник не благословит, то я вас тоже не смогу благословить. Такое отношение отца Иоанна было чрезвычайно важно для меня как наместника и для правильного воспитания насельников и трудников. В 1988 году Собор старцев принял решение о постройке на Святой горке деревянного храма в честь Собора Псково-Печерских святых 108 . Поскольку храм было решено построить на месте старой часовни, то за разрешением в соответствующие органы мы не обратились. Осенью приступили к работе. В середине декабря, когда сруб храма поднялся на полтора метра, мне позвонил уполномоченный. Он сообщил, что в Псков прибывает делегация из Москвы. Ей надо показать монастырь и Святую горку. Я понял, в чем дело. Позвав послушника-экскурсовода, дал задание подольше показывать гостям пещеры в надежде, что на Святую горку у них не останется времени. Комиссия прибыла. Погода была прекрасная. Яркое солнце играло на чистом белом снегу, легкий морозец пощипывал щеки. С гостями мы встретились на Успенской площади. Я представил им экскурсовода и сказал, что он покажет им монастырь и пещеры, а потом «милости просим» ко мне в покои на обед. Но глава делегации сразу категорически отверг мой план, сказав, что в пещерах он уже был, а интересует его наша библиотека и Святая горка. Для меня ситуация прояснилась мгновенно: в библиотеке шел внутренний капитальный ремонт, а на горке строился храм – и все без согласования. Дав экскурсоводу соответствующее благословение, я направился в келью к отцу Иоанну. Он вышел ко мне сразу, и я вкратце рассказал о возникшей ситуации: «Комиссия, конечно же, приехала целенаправленно по доносу на нас. Прошу святых молитв». Отец Иоанн тут же надел епитрахиль. От него я прошел к эконому дать необходимые распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в. В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита. Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).

http://pravenc.ru/text/199877.html

Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Печерский схимник Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Печерская братия Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Печерские старцы Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Ворота Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Печерский схимник Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Антипа Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схимник и послушник vk fb tw ok @ g+ lj Архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря vk fb tw ok @ g+ lj Отец Антипа на Святой горке читает акафисты Фото: архимандрит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj У поленницы дров vk fb tw ok @ g+ lj Печерские схимники Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) vk fb tw ok @ g+ lj Схиигумен Савва (Остапенко) vk fb tw ok @ g+ lj Печерский монах Фото: Анатолий Горяинов vk fb tw ok @ g+ lj Богом зданные пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Псково-Печерский монастырь зимой Фото: Анатолий Горяинов Рейтинг: 9.2 Голосов: 1565 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Георгий 27 августа 2020, 05:09 Богородице Слава Тебе во Успении мира не оставившая! С Праздником, отцы! валерий сергеевич 14 апреля 2020, 10:23 Какие светлые лица у этих святых людей... 17 января 2019, 19:42 Огромное спасибо . Нелли Анисимова 8 ноября 2018, 00:14 Доброго времени суток! Слушаю аудиокнигу о.Тихона " Несвятые святые " . " Дошла " только до второй главы, а в душе уже какой-то ПРАЗДНИК!!! А фото старцев, просто потрясли... Волосы седые, по фигурам видно, что далеко немолоды, а глаза - настолько живы... И видно, что здесь не просто хорошая работа фотографа. Не зря говорят : " глаза - зеркало души " . И так на сердце тепло и уютно, и даже не знаю за что больше: за то что есть такие люди, или за то что я узнала о них, или ещё не знаю за что... СПАСИБО ОГРОМНОЕ Уважаемый отец Тихон за такой подарок в моей жизни - и за книгу, которую дослушаю и не раз ещё вернусь к ней, и за фильм 1986 года, и за Ваш труд! Александр 1 мая 2018, 11:17

http://pravoslavie.ru/49051.html

Небольшим составом братии с участием людей, желающих потрудиться в монастыре, хочется сделать многое. Но, продолжая тему послушаний, замечу, что у меня свой подход к тем, кто изъявляет желание здесь потрудиться. Например, один человек во время нашей беседы говорит: «Батюшка, я хорошо разбираюсь в пчеловодстве»; другой сообщает, что он «спец» в ремонтных работах, а третий, имея водительские права, просит дать ему послушание водителя. И знаете, в большинстве случаев, слыша «это умею делать», «это смогу», я стараюсь не давать им послушания «по профилю». Ведь мы сюда приходим для того, чтобы увидеть свои немощи, свои недостатки и с помощью Божией их преодолеть. Как я в таких случаях поступаю? Одного ставлю, допустим, на кухню, другого – дежурным по корпусу в надежде, что они почувствуют: существует еще внутренняя монастырская жизнь, и в ней есть человек, который в определенном смысле несет тяготы всего монастыря в своем послушании. Нужно что-то приготовить, накрыть на стол, помыть посуду, протереть грязные следы на полу, убрать сор. Если трудник пройдет это со смирением и любовью, то в дальнейшем он может рассчитывать на послушание, в котором имеет опыт или какие-то навыки. Чуть более пяти веков назад преподобный Давид Серпуховской по благословению своего духовника отца Пафнутия Боровского основал в тогда еще пустынной местности – среди леса на берегу реки – Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня монастырь, практически, находится в поселке. И, как мы уже говорили, людской поток неиссякаем: экскурсия за экскурсией. Иными словами, братия волей-неволей вынуждена целый день видеть мирян. Есть ли у насельника обители, помимо келии, место, где он мог бы спокойно подумать о важных вещах, почитать святых Отцов? К сожалению, на сегодняшний день у нас нет такой территории, которая была бы отгорожена, благоустроена и где бы монах мог уединиться как, например, на Святой горке в Псково-Печерском монастыре или во внутреннем дворике какой-то другой обители. Наш внутренний дворик совмещен с хозяйственной частью. Но мы уже начали подготовительные работы, чтобы порядка гектара земли отделить от общей монастырской территории, куда не будет доступа посторонним, кроме братии. Там будут небольшой пруд, сад, дорожки, скамеечки. То есть насельники обители смогут не только в своей келии почувствовать, что они ушли от мира, но и на природе.

http://pravoslavie.ru/91868.html

vk fb tw ok @ g+ lj Отец Иоанн с архимандритом Нафанаилом, начало 1990-х vk fb tw ok @ g+ lj Всенощная на Успение. Чтение акафиста, 1990-е vk fb tw ok @ g+ lj Встреча Святейшего Патриарха Алексия II. Печоры, 1992 vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы, 1995 vk fb tw ok @ g+ lj Отец Иоанн с отцом Александром (Васильевым) и отцом Филаретом (Кольцовым). Обсуждение книги проповедей о. Александра (Васильева), 1998 vk fb tw ok @ g+ lj Отец Иоанн с братией. Минуты отдыха на Святой горке vk fb tw ok @ g+ lj Отец Иоанн с братским духовником архимандритом Таврионом (Баловым) vk fb tw ok @ g+ lj Благословение паломников, 1999 vk fb tw ok @ g+ lj Татьяна Сергеевна записывает ответ отца Иоанна vk fb tw ok @ g+ lj Братская беседа vk fb tw ok @ g+ lj Беседа с издателем vk fb tw ok @ g+ lj Отпевание о. Александра (Васильева) vk fb tw ok @ g+ lj У Корнилиевского камня vk fb tw ok @ g+ lj На Святой горке vk fb tw ok @ g+ lj Крестный ход на Успение Пресвятой Богородицы, 2000-е vk fb tw ok @ g+ lj На Святой горке, 2000-е vk fb tw ok @ g+ lj На отдыхе в пос. Вярска vk fb tw ok @ g+ lj На отдыхе в Вярска vk fb tw ok @ g+ lj На отдыхе в Вярска vk fb tw ok @ g+ lj На отдыхе vk fb tw ok @ g+ lj В храме Новомученников и исповедников Российских vk fb tw ok @ g+ lj У храма Псково-Печерских святых, что на Святой горке vk fb tw ok @ g+ lj В келье, 2003 vk fb tw ok @ g+ lj День рождения батюшки vk fb tw ok @ g+ lj 2000-е годы vk fb tw ok @ g+ lj Пасха. У Плащаницы, 2004 vk fb tw ok @ g+ lj Автограф на книге писем, 2005 vk fb tw ok @ g+ lj С отцом Филаретом (Кольцовым) vk fb tw ok @ g+ lj На Святой горке vk fb tw ok @ g+ lj На Святой горке с братией vk fb tw ok @ g+ lj Вечернее молитвенное правило, 2003 vk fb tw ok @ g+ lj В монастырском саду vk fb tw ok @ g+ lj С братией и Татьяной Сергеевной в монастырском саду vk fb tw ok @ g+ lj У мощей преподобномученниц Елизаветы и инокини Варвары vk fb tw ok @ g+ lj Перед всенощной на Троицу. Последование Всенощной вычитывалось в келье vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/150818.html

Зинон (Теодор) , подвизавшийся в Псково-Печерском мон-ре. На созданной им иконе Псково-Печерских преподобных (1996, придел прмч. Корнилия Псково-Печерского ц. свт. Николая Чудотворца в обители) И. представлен прямолично в рост, крайним слева (в ряду с преподобными Вассой, Марком, Дорофеем и прмч. Вассианом), с благословляющей десницей, в левой руке держит свиток. Святой облачен в темно-коричневую мантию и охристо-золотистую рясу, куколь на плечах; лик с тонкими чертами и высоким лбом обрамляют седые волосы; борода сравнительно длинная, сужающаяся книзу. Этот образ отличается от облика И. на сохранившихся иконах кон. XVIII - нач. XX в. На круглой иконе из иконостаса ц. Псково-Печерских святых на Горке (90-е гг. XX в., мастерская обители) И. показан прямолично по пояс, правой рукой благословляет, в левой держит свиток; аскетический лик обрамлен короткими волосами, голова не покрыта, борода длинная, слегка раздвоенная и узкая на конце; на красном фоне надпись: «    ». С такой внешностью И. представлен на совр. иконе 3 избранных Псково-Печерских святых (помимо И. изображены прп. Марк и прмч. Корнилий) с образом благословляющего Иисуса Христа в облачном сегменте. И. написан в центре, в островерхом куколе, с раскрытой у груди правой рукой и с четками в левой. Среди Псково-Печерских подвижников И. написан на иконе нач. XXI в. из Псково-Печерского мон-ря; в основе иконографии - образ кон. XIX в. из пещерной галереи. Преподобные предстоят образу Успения Пресв. Богородицы на фоне пейзажа с Успенским собором и крепостными башнями мон-ря в их совр. виде. И.- 1-й от центра в левой части, вполоборота вправо, в коричневой мантии, голубом островерхом куколе, охристой рясе; правая рука воздета к груди, левая, с четками на раскрытой ладони, опущена; у святого окладистая, суженная книзу борода с проседью. Образ И. на иконе «Собор Псково-Печерских святых» (нач. XXI в., Успенский собор) восходит к типу изображения преподобного, где он представлен с непокрытой головой. Вместе с др. Псково-Печерскими подвижниками (крайний справа в нижнем ряду) преподобный предстоит образу Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/578260.html

105 Пещеры Богом зданные были открыты в 1392 г. крестьянином Иваном Дементьевым при рубке леса. Одно из повалившихся деревьев открыло устье пещеры с надписью: «Богом зданная пещера». В настоящее время при входе в пещеры покоятся мощи прпп. Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь захоронено более 10 000 человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура 5 °С, при этом нет запаха тления. 106 Архимандрит Нафанаил (Поспелов Кронид Николаевич) родился в 1920 г. в с. За-колпье Гусь-Хрустальненского р-на Владимирской обл. в семье сщмч. Николая Васильевича Поспелова (причислен к лику святых). С раннего возраста помогал отцу, исполняя обязанности пономаря и чтеца. По окончании школы в 1937 г. поступил в Ногинский механический техникум, оттуда в 1940 г. был переведен в Московский текстильный техникум, который окончил в мае 1941 г. В годы Великой Отечественной войны трудился в строительных и рабочих колоннах. С 1945 г. проживал в Ленинграде. В 1947 г. поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1949 г. пострижен в монашество, а в 1950 г. рукоположен во иеродиакона. С 1955 г. исполнял послушание казначея монастыря и секретаря Духовного Собора старцев. С 1961 г. – архидиакон. В 1979 г. рукоположен во иеромонаха и награжден саном игумена. В 1980 г. возведен в сан архимандрита. Скончался 8 августа 2002 г., погребен в Богом зданных пещерах. 107 Архимандрит Антипа (Михайлов Василий Михайлович) родился в 1924 г. в с. Любять Палкинского р-на Псковской обл. В 1952 г. окончил заочное отделение Института торговли и работал товароведом. В 1955 г. поступил послушником в Псково-Печерский монастырь и в том же году был пострижен в монашество. В 1956 г. рукоположен во иеродиакона, а через год – во иеромонаха. В 1975 г. возведен в сан игумена, а в 1977 г. – в сан архимандрита. Скончался 17 июня 1989 г. 108 Деревянный храм в честь Собора преподобных Псково-Печерских построен на Святой горке на месте часовни прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и освящен в 1995 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

   Он жил для Бога, умер за делом Божиим, оставив потомкам пример монашеского жития, преподобием увенчавшегося. И подвиг его жизни определил быть его гробнице рядом с гробницами преподобных основателей монастыря. Жизнь преподобного Лазаря продлилась и после его смерти, сделав смиренного иеросхимонаха небесным покровителем обители, в которой он подвизался.    Други наши, нам трудно сейчас представить место сие времен преподобных Ионы и Вассы, трудно представить обитель в период ее зарождения, ту первозданную дикую красоту, когда человек еще только входил в нее, как со-творец своему Творцу и молитвенник Богу.    Но вот теперь подвиг трудов и молитв — святая обитель пред взором нашим, и в ней каждый храм, каждое дерево, каждый цветок — плод, Богом благословенный и освященный. Трудники же и молитвенники, все это создавшие, находятся и по сей день с нами здесь, в Богом зданных пещерах. А те из них, кто потрудился паче всех, теперь мощами своими во гробах лежаще, живым помогают. И живые преклоняют главы свои к чудотворным ракам, черпая в них благодатную силу и вдохновение жить в Боге, и с благодарной памятью к подвижникам несут им от своих трудов малый дар — церковь, их покровительству вверяемую.    В 1988 году, в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, на Святой горке был заложен храм в память сонма святых преподобных Псково-Печерских. Быстро выросла, как будто из земли проросла, малая деревянная церковь, но все что-то высматривала она и поджидала, обживаясь в монастыре.    Долгое время память преподобных Псково-Печерских совершалась отдельно каждого. Но незадолго до своей кончины Святейший Патриарх Пимен, бывший в свое время игуменом нашей обители, благословил установить день празднования Собора всех Псково-Печерских святых и из особой любви к святым покровителям Псково-Печерской обители сам составил им акафист. Тогда же начались и труды по составлению службы преподобным. И вот в 1993 году впервые вознеслась в церкви общая молитва и служба всем Псково-Печерским святым.    Но только ныне прославление сих угодников Божиих достигло своей полноты. Воздвигнут храм в их честь и освящен первый и пока единственный престол, их молитвенному покровительству посвященный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010