Пребывание Г. на Новгородской кафедре характеризуется продолжением активного храмового строительства. 4 июня 1189 г. он освятил соборную церковь в Аркаже [Аркадиевском] в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, в 1191 г.- ц. Вознесения, построенную тысяцким Милонегом, в 1192 г.- соборную церковь в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре и ц. св. апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. При участии Г. была возведена каменная ц. во имя св. Трех отроков и прор. Даниила на Жатуне (1189) и деревянная ц. Сретения Господня (1191) на епископском дворе в Новгороде. На 1189 г. приходится окончание росписи Благовещенской ц. В 1191 г. были перестроены княжеская деревянная Никольская ц. на Городище (поставлена в 1165) и храмы, созданные на средства боярина Внезда, брата новгородского посадника Мирошки Нездинича (ц. Нерукотворного образа Господня, 1134), и купца Константина с братом (ц. св. Параскевы Пятницы на Торгу, 1156). В 1192 г. игум. Мантурий основал Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса), где была поставлена одноименная деревянная церковь. На время управления Г. Новгородской епархией приходятся изгнание новгородцами кн. Мстислава Давыдовича и посажение на княжение Ярослава Владимировича (1187), шурина вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, походы новгородцев против язычников: на Печору и за Волок (1187), на емь вместе с корелами (1191), на чудь; во время этого похода был взят г. Юрьев (1191). Запись на Студийском уставе кон. XII в. сообщает о том, что непосредственно перед кончиной Г. «постригъся... и бысть емоу имя мнишьское Григории» (ГИМ. Син. 330. Л. 281 об.),- по-видимому, речь идет о принятии святителем схимы. (Летописи и «Повесть о построении Благовещенской церкви» сообщают, что Г. в «черничьстве» носил имя «Григорий»,- нужно думать, что это было схимническое имя святителя.) Г. погребен в сев. галерее новгородского Софийского собора рядом с братом. На гробнице, согласно описаниям XVII в., находилась икона Г. Архим. Макарий (Миролюбов) сообщает, что мощи святителя были обретены в 1558 г., когда устраивалась крипта для мощей святителей Иоанна и Г. Однако в «Росписи новгородских святынь» (1626-1634) и в Савваитовском списке «Описания о российских святых» (кон. XVII в.) о Г. сказано: «Не свидетельствован». Ныне мощи Г. почивают под спудом (в 1940 были исследованы археологом В. В. Гинзбургом, предположившим, что архиерей скончался в возрасте ок. 40 лет).

http://pravicon.com/info-2017

Повторное замствование из «Хроники» Титмара (см. фрагмент 12). При этом в отношении места гибели Бруно механически соединены данные Титмара (на пограничье Пруссии и Руси) и «Кведлинбургских анналов» (на пограничье Руси и Литвы). 1084 В междоусобной борьбе в Дании между королем Нильсом и его племянником Эриком II Эмуном в 1134 г. Нильс и его сын Магнус погибли, и королем стал Эрик, брат убитого Магнусом в 1131 г. Кнута Лаварда, верного союзника Лотаря III, который дал Кнуту в лен Вагрию, в результате чего Кнут стал титуловаться «королем ободритов». Вероятно, в Магдебурге были послы Эрика, который выразил готовность признать себя ленником империи; присяга состоялась на Мерзебургском съезде 1135 г. 1085 Правление Лотаря III сопровождалось активизацией политического влияния Германии на славянских землях к востоку от Эльбы, а также миссионерской деятельности у ободритов и лютичей. Как раз в 1134 г. Лотарь лично побывал в Вагрии, где основал монастырь Зегеберг (к западу от Любека). 1086 Послы византийского императора Uoahha II Комнина, а также венецианские послы искали в Лотаре III союзника против норманнского короля Сицилии Роджера II, который не только угрожал Адриатическому побережью Византийской империи, но и препятствовал безопасной торговле Венеции в Средиземноморье. 1088 В какой именно связи к Лотарю III приходили послы из Руси, можно только догадываться. Одной из причин могла стать активная датская политика Лотаря: ведь и Кнут Лавард, и Эрик II (см. примеч. 1084) были женаты на дочерях киевского князя Мстислава Владимировича Ингиборг и Малфрид соответственно (см. т. V Хрестоматии), причем и после смерти Мстислава в 1132 г. в Новгороде до 1136 г. продолжал сидеть родной брат датской королевы Всеволод Мстиславич. Кроме того, Лотарь был озабочен укреплением торговых связей на Балтике: вероятно, к 1134 г. относится издание им привилегий немецким купцам, торгующим с Готландом, – наиболее раннего документа такого рода. Поэтому не исключено, что имели место какие-то переговоры с Новгородом относительно балтийской торговли, тем более что именно в 1134 г. произошел конфликт с русскими купцами в Дании (НПЛ. С. 23, 208). Наконец, еще одной вероятной темой русско-немецких переговоров при Лотаре III могла стать борьба за венгерский престол Бориса Кальмановича, которая приобрела ярко выраженный международный аспект (см. 37, примеч. 928; 46/3 и примеч. 1104; 63/6). Бориса, не признанного венгерским королем Кальманом сына от Евфимии, сестры Мстислава Владимировича, до 1135 г. активно поддерживал польский князь Болеслав III, тогда как Лотарь III был деятельным сторонником противника Бориса – венгерского короля Белы II. На Руси Борис имел опору, видимо, на Волыни, где в это время княжил младший брат Мстислава Андрей Владимирович, который, как до 1132 г. и сам Мстислав, мог проявить какую-то дипломатическую активность в этом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

он принимал участие в перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в новый храм. Доподлинно известно о рукоположении Никифором следующих епископов: Лазаря (1105 г.) и Сильвестра (1118 г.) Переяславских, Амфилохия Владимиро-Волынского (1105 г.), Мины Полоцкого (1105 г.), Феоктиста Черниговского (1113 г.), Даниила Юрьевского (1114 г.), Никиты Белгородского (1114 г.), Кирилла Туровского (1117 г.) (не путать с известным писателем). 12 . Михаил I был, по обычаю, назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом ИЗО г. Уже в ноябре-декабре того же года он хиротонисал новгородского епископа Нифонта, а в 1134–1136 гг. участвовал в учреждении епископии в Смоленске. Лишь с большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134–1141 гг.), которые возникли вследствие протестов против выделения Смоленской земли из состава Переяславской епархии; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 г. В период постоянных междоусобиц при киевских кязьях Прополке Владимировиче (1132–1139) и Всеволоде Ольговиче (1139–1146) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134–1135 гг. он даже оказался на короткое время в заточении: таким путем пытались воспрепятствовать его посреднической деятельности. Авторитет митрополита подрывался его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь, галицких и суздальских). В 1145/1146 г. Михаил оказался вовлечен и в борьбу вокруг киевского стола – это последнее, что нам известно о его политической деятельности. По крайней мере, во время интронизации Изяслава Мстиславича 13 августа 1146 г. его уже не было в Киеве. Предположение, будто Михаил был смещен Изяславом, враждебно настроенным по отношению к нему, не находит подтверждения, так как спор о замещении митрополичьей кафедры в июле 1147 г. предполагал ее вакантность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освящение совершается в храме. Перед церковными вратами поставляется покрытый стол, на котором полагаются предметы, предназначенные к освящению. Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницей. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возгласом «Благословен Бог наш», затем читается «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), а при освящении каждого рода вещей читаются особые тайные молитвы и соответствующие псалмы. Как сказано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы , освящение Креста и икон совершается «молитвою, кроплением святой водою, поклонением и целованием». При освящении Креста произносятся молитвы, в которых Церковь , называя животворящий Крест древом жизни, благодарит Бога, что Он, вместо древа преслушания, вкушением от которого вселукавый змей изгнал из рая праотцев наших и с ними весь род человеческий подверг смерти, даровал Церкви Своей знамение живоносного Креста, на нем же Единородный Сын Божий пригвожденный умер и смертию смерть попрал, – оружием непобедимым, освящением, покровом и утверждением в вере, и просит милостиво призреть на это крестное знамение, благословить и освятить его и исполнить силы и благословения древа, на котором пригвождено было пречистое тело Господне. При благословении и освящении икон Господних возносится молитва Господу, воспретившему некогда творить Себе образы и подобия для избавления избранного Израиля от прелести идолослужения и для неотступного пребывания в познании и служении истинному Богу и повелевшему устроить в скинии и храме Соломонове подобия и образы херувимов и чтить их поклонением, каждением и молением, а впоследствии пославшему Единородного Сына Своего, Который, приняв вид раба и будучи в подобии человеческом, подобие пречистого Своего образа нерукотворно изобразил и послал Авгарю, царю Едесскому, – благословить и освятить иконы Господа и подать им целебную силу и исполнить их благословения и крепости Нерукотворенного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Воскресни, Господи, и воскресением Своим рассей и порази враждующих против Тебя и против верных Тебе! Как исчезает дым земной, так да исчезнут и они, хотя дым их мучений, на страшном суде Твоём, не перестанет куриться вечно! ( Откр.19:3 ). Как тает и исчезает воск от теплоты огня, так растают и исчезнут бесы от теплоты веры нашей в Тебя, ибо Ты есть огнь, попаляющий всё нечистое ( Евр.12:29 ), и от изображения на нас образа Креста Твоего, на который Ты вознёс грехи наши телом Своим, дабы мы, умерши для греха, жили для правды ( 1Пет.2:24 )! Мы торжественно прославляем этот образ нашего спасения, посредством которого Ты удовлетворил правду Божию, либо Господь послал Тебя примирить с Собой всё, и земное и небесное, даровав нам мир кровию Креста Твоего ( Кол.1:20 )! Мы победоносно воспеваем и величаем Крест Твой Святой, как знамя и нашей собственной победы, потому что всё, рождённое от Бога, побеждает мир, а победа, которой побеждаем, — вера наша! ( 1Ин.5:4 ). Если земным одеждам Твоим, Господи, дарована была сила исцелений и от Образа Твоего, нерукотворно начертанного на полотне, воздвигались умирающие, — то от Креста ли Твоего, этого всемирного жертвенника, на котором Ты, Агнец Божий, был заклан за грехи наши, и на который излилась пречистая кровь Твоя и слёзы Пречистой Матери Твоей, — не изольётся высшая сила чудес и животворения! На этом кресте, распростёрши вседержащие руки Твои, как бы с желанием обнять целый мир, не исключая и врагов Своих, Ты изрёк: Отче! в руце Твои предаю Дух Мой ( Лк.23:46 ) и поник, — от Отца венчанной и от детей уязвлённой тернием главой! Но когда адское дело предательства явило Тебя на креста бездыханным, Ты, как обладатель живых и мёртвых, вдохнул радость в души праведных, и, преподав на земле Собой пример кротости и смирения, явился в аду, как Всесильный Бог и грозный Судия! Поправ силы диавола и изведши из сени смертной праведных на небо, — Ты даровал земле победную хоругвь Свою — крест Твой: ада не смущается сердце наше и да не устрашается ( Ин.14:27 ) О, препрославленный Крест Господень! Осеняемые Твоим Святым изображением и соблюдаемые животворной силой, — мы не устрашимся всякого врага! Не упадём болезненно пред его искушениями и не утратим любви и благодарности к Пострадавшему на тебе, ради нашего спасения! Ибо тобою не дух болезни дал нам Бог, но дух силы и любви, и здравомыслия ( 2Тим.1:7 ): Ты же, знаменуя нас избранными чадами Церкви Христовой, вместе с предстательством о нас Пресвятой Богородицы, усыновившей нас у подножия Твоего, и молитвами всех Святых, открывших тобой двери Царства Небесного, — не оставляй нас помощью Твоею — во веки! Да будет истинно так! .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Весь этот образный схематизм, берущий свое начало якобы во внутритроичном богословии, разительно отличается от понимания реальности, стоящей за единосущным образом в христианской системе координат. Особенность христианской концепции образа, связанная с его новым тринитарным измерением, перевернувшим собой эллинское представление об единосущном образе, заключается в том, что Сын в качестве природного образа Отца есть образ ипостасный, выявляющий единую с Отцом природу в своем Лице. Образ и Первообраз ничем не отличаются друг от друга, все, что есть у Первообраза, есть и у Образа. Можем ли мы сказать, например, что у плотиновского Единого есть все, что есть у его ближайшего образа — Ума-Нуса, а у Нуса есть все, что есть у Единого? Очевидно, что нет, ибо, когда у Нуса будет все, что есть у Единого, он уже перестанет быть Нусом, и наоборот. Христианское понятие единосущного образа как совершенного образа связано не с его различием с Первообразом, но с тем, что этого различия как раз и нет. Различие определено личными особенностями. Ибо Сын единородный не есть образ Первообраза, будучи таковым в силу своего различия с Первообразом по причине некоей онтологической удаленности, как это происходит в неоплатонизме, но Сын — “истинный Бог от истинного Бога”, совершенный образ в силу своего ипостасного бытия. Образ абсолютно такой же, во всем схожий до сущностной неразличимости — единосущия, но иной по ипостаси. Образ есть образ не потому, что нисходит по бытию, с необходимостью определяя Первообраз, и вследствие своей бытийной причиненности нуждающийся в “доле божества”, но потому, что равночестное, в самом себе созерцаемое Лицо Божие. Нерожденное Лицо-Отец рождает Лицо-Сына образ Отца и изводит Лицо-Духа Святого образ Сына. Сын — образ, потому что Он — Лицо-ипостась. Очевидно, что смыслы, ставшие для патристического богословия определяющими в обосновании единосущного образа, как самого совершенного образа Бога, остались закрытыми для о. Сергия. В любом другом случае все смутные и, в результате, противоречивые определения статуса Софии в предвечном бытии то ли сущности-усии, то ли ипостаси, то ли образа сущности Троицы, то ли образа Отца, то ли богочеловеческого образа не мучили бы его сознание, а отпали бы само собой, как излишние, бесплодные наваждения.

http://pravoslavie.ru/242.html

На написание икон назначено было 6,000 руб. ассигн. По вызову и приглашению Щедрина, академик Императорской академии художеств Антонелли принял было на себя эту работу за 5,800 руб. асс., т. е. на 200 рублей менее сметной суммы и обязывался поставить образа на места к 1 декабря 1840 г. По проекту предполагалось: в иконостасе, с северными и южными дверями, поместить 6 больших, и над ними шесть малых икон, над царскими дверями – образ тайной вечери, две хоругви с образами, запрестольный образ, 12 малых икон двунадесятых праздников и 1 храмовой. Митрополит Серафим утвердил определение комитета об отдаче работ художнику Антонелли, с тем однако же, чтобы ему сперва представили хотя один образ. Но когда Антонелли представил владыке образа Спасителя и Божией Матери, и они не понравились митрополиту, то он 13 августа 1840 г. дал строительному комитету следующее предписание: «рассмотрев местные живописные образа Христа Спасителя и Божией Матери, предварительно представленные мне на рассмотрение академиком императорской академии художеств Антонелли, изъявившим желание написать св. образа для семинарской церкви, я нахожу, что образа сии, при всем искусстве и совершенстве их в живописном отношении, мало возбуждают то благоговение и умиление, какое возбуждают св. образа иконописного искусства; находящиеся в православных церквах наших. Посему предлагаю комитету учинить надлежащее с его стороны распоряжение о написании св. образов для семинарской церкви иконописным, а не живописным искусством». Вместо Антонелли искателем заказа явился с.-петербургский купец иконописный мастер Иван Александров Денисов, писавший образа и для Духовской церкви Александро-Невской лавры. Денисов объявил за свою работу цену в 3,900 руб. асс., далеко ниже той, какую объявил Антонелли (5,800 руб. асс.). Комитет принял предложение Денисова, но архитектор Щедрин не подписал журнала комитета. Когда митрополит, утвердив определение комитета, потребовал от него объяснения, Щедрин ответил, что по его личному мнению «образа, написанные хорошим художником, далеко превосходят иконописную работу». 20 августа 1840 г. комитет заключил контракт с Денисовым, который обязался написать для семинарской церкви 37 икон, именно: в иконостасе – образ Христа Спасителя, Божией Матери, св. Иоанна Богослова, св. Николая Чудотворца; в северных дверях – архистратига Михаила, и в южных – архангела Гавриила; все эти образа должны быть шириною 13 вершков, вышиною 2 арш. 2 верш.; над местными образами – шесть образов: Сошествия св. Духа, Преображения, Воскресения и Вознесения Господа. Успения Божией Матери и трех святителей Вселенских; все эти образа должны быть ширины – 13 вершк., вышины 10 вершк.; над царскими дверями: образ Тайные вечери полукруглый; две хоругви с четырьмя образами, запрестольный образ Пресвятой Троицы, в царские врата 4 образа евангелистов, 2 образа Благовещения, и малых выносных образов, изображающих двунадесятые праздники 12, и наконец 1 храмовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Совершенно новым стало явление изображений Пречистой Девы на стекле. В середине 1920-х годов в подмосковной деревне в избе на окне стал проявляться лик Казанской Заступницы, причем только когда пастух вечером вел мимо по дороге стадо. Нагрянувшая комиссия установила, что стекло было принесено из разграбленного помещичьего дома, где стояло перед чтимой иконой. Тайну возникновения отображения не раскрыли, но на всякий случай его вынули и разбили. Однако чудотворная сила первообраза бесчинникам неподвластна. Такие же необыкновенные отпечатления появлялись уже в наши времена, например, во Львове. А осенью 1992 года в Киеве на стекле киота у образа Богоматери " Призри на смирение " чудесным образом " отбился " его список, от которого множество людей получило исцеления. В 1995 году Синод постановил почитать икону как чудотворную. В 1964 году молния ударила в старинный деревянный храм XVII столетия во имя Иоанна Богослова на Ишне, что близ Ростова Великого. Она спустилась вдоль иконостаса, завязала узлом увесистый бронзовый подсвечник - а потом, пройдясь по иконе Распятия Христова, обновила ее и вылетела вон. Об этом невиданном прежде случае написал замечательный исследователь нашей отечественной старины и новизны Александр Николаевич Стрижов, видевший нерукотворно " отреставрированную " икону вскоре после происшествия. Перепугавшиеся местные атеисты закрыли церковь - она была отворена для верующих лишь недавно. А Александр Николаевич, известный нашим читателям также как " дядя Саша Бородатый " , все собирает известия о русских обычаях и чудесах. Одним из последних было обновление иконы Богоматери в основанном праведным Иоанном Кронштадтским монастыре Иоанна Рыльского в Петрограде, случившееся в 1995 году... Святейший Патриарх Тихон, при котором началось на Руси обновление икон в ХХ столетии, писал: " Все чаще и чаще раз даются голоса, что только чудо может спасти Россию. Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св.Евангелия знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей... "

http://pravoslavie.ru/406.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворная святыня древней Палестины, К-поля и Рима, особо почиталась в Московском царстве со 2-й пол. XVI в. История образа восходит к апостольским временам и связана с живописным изображением, возникшим «нерукотворно» на столпе в ц. Пресв. Богородицы, построенной апостолами Петром и Иоанном в г. Лидде (Диосполе) (празднование «образу на столпе в Лидде» совершается 12 марта). В VIII в. свт. Герман I, патриарх К-польский, заказал иконный список с изображения на столпе. Список сначала находился в столице Византийской империи, а в период иконоборчества пребывал в Риме, после того как чудесным образом приплыл туда по воде. После восстановления иконопочитания Л. и. таким же способом вернулась в К-поль, где была поставлена в Халкопратийском храме. С этого времени она получила 2-е наименование «Римская» (греч. Ρωμαα); празднование иконе установили 8 сент. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 178), совр. празднование совершается 26 июня. Самые ранние визант. свидетельства о Л. и. датированы VIII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 276). Русская редакция «Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни» относится к 1395 г. ( Кулаковский. 1928. С. 470). В сер. XVI в. история Л. и. вошла в Степенную книгу царского родословия в составе Сказания о чудесах иконы Тихвинской иконы Божией Матери в качестве предыстории этой рус. иконы. С этого времени на Руси Л. и. отождествлялась с Тихвинской иконой ( Кулаковский. 1928. С. 474). Изображений Л. и. византийского времени не известно; Н. П. Кондаков ( Кондаков. Т. 2. С. 176-179) не связывал ее ни с одним из существующих образов Пресв. Богородицы, однако указывал, что, возможно, она принадлежала к типу «Одигитрия Дексиократуса» (т. е. Богоматерь, держащая Младенца на правой руке). Кроме того, Кондаков высказывал осторожное предположение, что Л. и. могла быть соотнесена с иконой Божией Матери «Спасительница Римского народа» (Salus Popoli Romani, VI в.(?), поновлена в XII-XIII вв.) из рим. ц. Санта-Мария-Маджоре. А. Грабар был склонен отождествлять Л. и. с энкаустическим образом Богоматери кон. VII - нач. VIII в. из ц. Санта-Мария-Нуова (ныне Санта-Франческа-Романа) в Риме.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010