3-апсидные храмы составляют немногим более 10% от 3-нефных базилик. Снаружи могли читаться все 3 апсиды (ц. на акрополе в Авиле, V-VI вв.) или только центральная (ц. на холме Телль-Умм-эль-Амад в Авиле, 646), но чаще все 3 были вписаны в прямоугольник внешних стен (ц. при пещере Лота, VI - нач. VII в.). Боковые апсиды также могли быть пристроены позже («Церковь Административного центра в Пелле», ок. 400, в перестройке 1-й пол. VI в.). Наиболее редки храмы с одной выступающей вовне апсидой (ц. св. Феодора в Герасе). «Базилика между теллями» в Авиле. VI–VII вв. Помимо 3-нефных базилик изредка сооружались и храмы др. типов. Из них самыми распространенными были однонефные храмы, часто являвшиеся не самостоятельными сооружениями, а капеллами при крупных храмах. Они могли иметь прямоугольную (ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.) либо вписанную в прямоугольник стен полуциркульную апсиду (ц. еп. Мариана в Герасе, 570). Большие 5-нефные базилики раскрыты в Гадаре (IV в.) близ Аджлуна (Мар-Ильяс, V-VI вв.) и в Авиле («Базилика между теллями», VI-VII вв.); последняя имеет рудиментарный трансепт с рукавами, завершенными полуциркульными апсидами, как в базилике Рождества Христова в Вифлееме (30-е гг. VI в.). Форму триконха, вписанного в квадрат внешних стен, имеет мартирий на месте смерти прор. Моисея на горе Нево (кон. IV в.); в сер. VI в. с запада к нему была пристроена базилика. Сходно развитие храма в Гадаре: к сооруженному из сполий октагону с 4 экседрами по диагонали (1-я пол. VI в.) - план, характерный для мацеллумов, напр. в Герасе (II в.),- в 1-й пол. VII в. с юга была пристроена базилика. Октагональная церковь, вписанная в квадрат внешних стен, раскопана также в Биркетейне за сев. воротами Герасы; возможно, она была перестроена из языческого храма. Ц. св. Иоанна Крестителя в Герасе (531) является вписанной в квадрат ротондой с 4 угловыми экседрами и полуциркульной изнутри и граненой снаружи апсидой; перекрытие центрального пространства (купол? деревянный шатер?) опиралось на 4 колонны. Не исключено, что композиция этого храма, так же как и октагона в Гадаре, возникла под влиянием сооружений соседней Сирии, подобных кафедральному собору в Бостре (512). Ротондальная ц. Богоматери в Мадабе (кон. VI - нач. VII в.; ныне Археологический парк) была построена на основе полуротондального или ротондального сооружения II-III вв. Хорошо известна ц. Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе (465, руины уничтожены), имеющая вписанный в квадрат крестообразный план, где каждый из рукавов 3-нефный. Небольшая крестообразная церковь была раскопана в Дейр-эль-Каттар-эль-Бизанти на п-ове Эль-Лисан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Мозаичный пол из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. 757 г. В напольных мозаиках часто встречаются образы святых (?) с нимбами (в ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.), донаторов (Феодора и Георгии в ц. св. Космы и Дамиана в Герасе, 533; в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 757), персонификаций времен года (Зал времен года в ц. семьи Ксар; Ипполитов зал в ц. Богоматери, в ц. аль-Хадир - все в Мадабе, VI в.; в ц. диак. Фомы близ Айн-Муса у горы Нево, VI в.; в правом нефе ц. свящ. Ваила, 586; в церквах еп. Сергия, 587/8; св. Кириака в Эль-Кувайсме (Амман), VI в.; Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.; в Зай-эль-Гарби в Гадаре, 2-я пол. VI в.), природных стихий и универсальных аллегорий (Таласса-море в ц. Апостолов в Мадабе, 565 или 576; Гея-земля в ц. св. Георгия в Хирбат-эль-Мухаят, 535/6; в верхней капелле свящ. Иоанна при ц. Амоса и Касисея в Вади-Африт у горы Нево, 565; персонификации земли, океан, времен года и аллегории в Византийской ц. в Петре, VI в.), а также сельский стаффаж (фигурки крестьян, охотников, погонщиков, виноградарей, рыбаков), звери и птицы. В раскопанных виллах 1-й пол. VI в. найдены напольные мозаики с изображениями богов и героев и др. персонажей языческой мифологии: наказание эротов с Афродитой, Адонисом и нимфами и Федра с Ипполитом - в Ипполитовом зале; Ахилл, Патрокл и Брисеида - перенесена в ц. Апостолов в Мадабе; Геракл с немейским львом и Ариадна (ее фигура утрачена) с танцующими сатиром и вакханкой - перенесены в Арх. музей в Мадабе. Мн. мозаики с изображениями людей в церквах были уничтожены (фигуры целиком либо только лица) и заложены белой и цветной смальтой. В Герасе в т. н. церкви-синагоге (III-IV вв., 530-531) обнаружен уникальный по иконографии памятник мозаичной напольной декорации синагоги со сценой шествия животных в ковчег Ноя (V - нач. VI в.?). Местным, более нигде не встречающимся жанром (за исключением изображений Вифлеема и Иерусалима в ранних базиликах Рима) являются мозаики с изображениями городов Египта, Палестины и Заиорданья (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Строительство в одном городе большого числа небольших храмов было общепринятым: в Герасе раскопано 17 храмов, в Умм-эль-Джимале - 15, в Мадабе и Кастрон-Мефаа - по 11, в Рихабе - 10. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Церковь святых Космы и Дамиана в Герасе. 533 г. Христ. храмы, как правило, были органично вписаны в предшествующую застройку города. «Церковь в Пропилеях» в Герасе (VI в.) представляет собой 3-пролетные ворота пропилей, куда была встроена апсида, колоннада улицы стала обрамлением центрального нефа, трапециевидная площадь на южной стороне кардо - атриумом. Т. н. епископский ансамбль в Герасе включает в себя предполагаемый собор (нач. V в., VI в.), ц. Феодора (494-496) и примыкающие к ним постройки. Собор был сооружен на месте и из материалов храма Диониса (?) нач. II в. (с использованием подиума), ансамбль которого был построен по образцу расположенного севернее и также поднимающегося от кардо комплекса храма Артемиды. Постройки епископского ансамбля расположены друг за другом по оси «запад-восток» на разных уровнях. С проходящего внизу кардо к собору через перестроенные в IV в. роскошные пропилеи храма Диониса ведет монументальная лестница. Она выходит в атриум, примыкающий к апсиде собора, который в отличие от храма Диониса ориентирован на восток и потому расположен задней стороной к торжественному подъему. В субструкции апсиды устроена ниша, в которой при раскопках были обнаружены остатки фрески с образом Пресв. Богоматери и архангелов Михаила и Гавриила по сторонам. Подъем от собора к ц. Феодора также происходит через атриум (т. н. Фонтанный двор), в центре которого устроен фонтан, ранее использовавшийся для культовых церемоний при храме Диониса. Осмысление пристроенных в разное время друг к другу храмов - в Умм-эр-Расасе (церквей с эдикулой (1-я пол. VI в.), еп. Сергия (587), св. Стефана (VII в.) и Дворовой (сер. VIII в.)) и в Хирбат-эс-Самре (церкви Игумена, 81, св. Петра и св. Георгия (самая поздняя в группе, построена до 607)) как единого ансамбля в целом нехарактерно для территории И.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Мн. храмы на территории И. (особенно в городах Декаполиса) имели атриумы, причем они могли быть не обнаружены при раскопках; хорошо сохранились атриумы храмов епископского комплекса в Герасе и октагональной церкви в Гадаре (расположен к северу от октагона). Иногда вместо атриума сооружался портик, как в неск. церквах в Умм-эр-Расасе, или вестибюль (ц. еп. Мариана в Герасе, 570). Всего 2 храма были построены с криптами, Илии в Мадабе (595-596) и церковь «в театре» в Авиле (1-я пол. VII в.). В 5-нефной базилике в Гадаре 4-колонная крипта была образована при перестройке гипогея рим. времени. Баптистериев при кафедральных или паломнических храмах выявлено немногим более десятка. Они никогда не были отдельными сооружениями и устраивались в уже существовавшем, примыкающем к храму помещении. Неск. купелей крестообразные (при т. н. Византийской ц. в Петре, кон. V в., перестроен в VI в.; параллель - баптистерий в Шивте (Субейте), Израиль), но есть и овальные либо имеющие форму 4-листника (при кафедральном соборе в Мадабе, 597-598, перенесена в Археологический музей Мадабы). Состоящий из 3 расположенных по оси помещений баптистерий ц. св. Феодора в Герасе не имеет аналогов на Св. земле, но лишь на Кипре. Для клира в храмах обычно выделялось место в вост. части центрального нефа, позже и в боковых вост. помещениях. Почти везде раскрыты остатки синтронов, иногда и боковых сидений, функция которых неясна. Престол располагался близко к синтрону. Примерно до сер. VI в. он был, вероятно, деревянным, затем представлял собой каменную плиту на 4 каменных ножках, со 2-й пол. VII в. сооружался из массива цельного камня. Позднее под ним начинают помещать реликвии. В крупных церквах (в основном в старых городах) с нач. VII в. известны амвоны, они невысокие, выдаются в центральный неф с юга или севера и доступны только из алтаря. Храмы И. были практически лишены архитектурного декора, за исключением капителей колонн. Храмы крупных городов могли иметь апсиды, облицованные по низу камнем или мрамором и с мозаиками в конхах, наличие к-рых устанавливается по находкам тессер (ц. св. Георгия и св. Феодора в Герасе, на акрополе в Авиле и на горе Нево). Сохранились фрагменты настенных мозаик (в т. ч. лика святого) из Византийской ц. в Петре (VI в.; Археологический музей, Амман). Судя по осыпям смальты, в герасенской ц. Феодора мозаиками были украшены и стены над колоннадами боковых нефов.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Но каков бы ни был смысл вопроса, ответ Иоанна все же вполне ясен. И вполне ясно, что на прямой вопрос – Илия ли он, Иоанн ответил: «Нет» (Ин. 1,21). Оккультисты объясняют: «Иоанн отрицал это, так как не помнил своего прежнего воплощения» 1205 . Интересно, что сам Иоанн «не помнит» своего прошлого, а вот Рамачарака спустя два тысячелетия – «вспомнил». Этот аргумент реинкарнационистов столь нелеп, что даже Ориген считал необходимым вступить с ним в полемику: как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ? (Толкования на Ин. VI, 13, 74). Если даже толпа считала его за воплощение Илии – как он сам мог этого не знать? (там же, 75). Теософы в подтверждение своей идеи о том, что Библии знакома идея переселения душ, любят ссылаться на слова Христа об Иоанне: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его» (Мф. 17,12). Связанные с этими словами другие свидетельства Евангелия об Илии и Иоанне, конечно, утаиваются теософами. Не говорится о том, что Предтеча пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1,17). Поскольку иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия, Иисусу надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция – указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос – не их как личности, но их служение – «в духе и силе Илии» 1206 . Свидетельства Писания по этому вопросу настолько ясны, что даже Ориген, склонный к идее перевоплощения, решительно отвергает возможность рассматривать Иоанна Крестителя как перевоплощение Илии (см. Комм. на Иоанна, VI, 10, 64-66 1207 и Комм. на Мф. XIII, 1). Ориген, в частности, напоминает, что «дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2,15). Елисей – прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2,9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно – благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68 а также Беседы на Ев. от Луки, 4) 1208 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Дамидийский, в феме Армениакской Даниила, на Афоне Дафна, или Дохиар, на Афоне Дафнийский, на горе Миупольской Девы Марии, в Апулии Девы Марии, в местности Colonie в Италии Девы Марии, в митрополии Древних Патр Девы Марии, на горе Лембо близ Смирны Девы Марии Латинской, в Иерусалиме De s. Vito, в Таренте Дивная (гора), близ Антиохии Дидима, в Константинополе Димитрия, на Афоне Диомида, в Константинополе Дионисия, на Афоне Дионисия, на Олимпе фессалийском Дия, в Константинополе Доброго, в Константинополе Доброго Песка, на Афоне Дометия, на Афоне Дорофея, на Афоне Дохиар, на Афоне Душеспасительницы, в Константинополе Е вандра, в Константинополе Евдома, в Константинополе Евергетиды (во имя Богородицы), в Константинополе Евмении, или Омонии, в Константинополе Евстафия, на Афоне Евстафия, на Олимпе вифинском Евстратия, на Афоне Евфимии, в Апулии Евфимии, в Константинополе Евфимия, в Палестине Евфимия, на Афоне Евфросинии, в Ливадии Екатерины, на территории Мусарры в Италии Елегмов ( τν λεγμν), или λ ου Βμων, в Константинополе Елеуса, в Константинополе Елисаветы, в феме Харсианской Еннеа Клисия, в Константинополе Есфигмен, на Афоне Ефора, в Константинополе Ефрема, на Афоне З агора (гора) Захарии, близ Россано Зелиана, на Афоне Зигу (два), на Афоне Зограф, на Афоне Золотая Скала Зосимы, в Палестине И акинфа, в Никее Иакова, близ Γαλνητζας в Фессалоникийской митрополии Иакова, в Константинополе Иакова, на территории Бари Иакова de Calo, в Сицилии Иваницы, на Афоне Иверский, в Константинополе Иверский, на Афоне Ида (гора), в Вифинии Иеремии, в Константинополе ερων, в Константинополе Иеронимнон, или Вурвуру, на полуострове Кассандре Иерусалим, в епархии Реджио Иисуса Христа, на Фаворе Οκοπροτρου, в Константинополе Илии, в Аете Илии, в Вифлееме Илии, в Константинополе Илии, в Троине в Сицилии Илии, на Афоне Илии, на Олимпе вифинском Илии, на поле Стенимахском Илии, на Фаворе Илии, или Мисанелли, в Италии Илии Embula, в Сицилии Илии Нового, в Калабрии Илии Пещерника, близ Меликукка в Италии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Св. Мария. Мозаика одного из христ. храмов Герасы. 611 г. Памятники первых веков христианства или места почитания, к-рые были бы связаны с описанным в Евангелии чудом исцеления, в Г. неизвестны. В визант. период в Г. было построено не менее 13 храмов, к-рые погибли в VIII-IX вв. и более не восстанавливались. Благодаря высокой степени сохранности руин и их изученности Г. стала одним из первых мест, где удалось проследить трансформацию античного полиса в христ. город (см.: Crowfoot). Уже в 350-375 гг. (или в 400-х) возвели огромный (длиной 45-50 м) собор. При этом строители собора использовали храм Артемиды как каменоломни (одна из церквей заняла часть пропилей бывш. языческого храма). Главными заказчиками церковного строительства были епископы. К VI в. формирование христ. Г. было завершено; этим веком датируются: церковь, построенная Прокопием (526-527), а также храмы святых Петра и Павла, св. Иоанна Предтечи, св. Георгия, св. Дамиана и др.; лишь нек-рые восходят к V в.: крестообразная в плане ц. Пророков, апостолов и мучеников (дата приведена в мозаике пола: 461-465). Трансформации подвергались не только языческие храмы, но и синагоги: одна из них, стоявшая на холме к западу от храма Артемиды, была превращена в ц. Синагоги (530): ориентировка нового здания сменилась с западной (к Иерусалиму) на восточную, а поверх мозаик с изображением потопа и евр. надписями были настланы новые, с христ. сюжетами. За 3 года до персид. нашествия (614) в Г. была построена последняя из открытых пока церквей - ц. еп. Генесия (611). После нашествия персов Г. оставалась христ. городом еще ок. 100 лет. Затем археология фиксирует начало уничтожения изображений живых существ на мозаиках и разрушение храмов. Землетрясение 746 г. прервало развитие Г., заставив жителей бросить имущество, покинуть город и более не возвращаться. Руины раннехрист. базилики в Герасе Руины раннехрист. базилики в Герасе Сложно устроенный епископальный комплекс в Г. важен для понимания развития ранней церковной архитектуры и взаимоотношений в ранневизант.

http://pravenc.ru/text/164537.html

Впрочем, во всяком случае, плотское рождение Господне было в вышесказанный одиннадцатый день Тиви по египетскому счислению. В тот же одиннадцатый день спустя тридцать лет сделано было первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Гл. 30. Посему и доныне, но причине совершившего тогда божественного знамения, во многих местах бывает это во свидетельство неверующим, как свидетельствует превращение во многих местах источников и рек в вино, а именно – источника в Карийском городе Кивире в тот час, когда служители 216 почерпнули воду, и Спаситель сказал: подайте Архитриклинове ( Ин.2:8 ): свидетельствует также превращение источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из источника Кивирского, а братья наши пили из источника в Герасе, находящегося в храме мученическом (ν τ μαρτυρ). Многие свидетельствуют это и о Ниле в Египте. Посему в одиннадцатый день Тиви, по египетскому счислению, и в самом Египте и во многих других странах все черпают воду и берегут ее. Ибо вот что находим: после двенадцатого дня Афира Спаситель ушел и, по сорокадневном искушении, пришел в Назарет, и пробыл там около двух недель. Три дня приходил на Иордан к Иоанну, и провел первый и второй день, и возвратился в Назарет, и пробыл там также первый и второй день, а в третий вышел в Кану Галилейскую. Так исполнилось от крещения всех дней шестьдесят: сорок дней искушения, в Назарете две недели, 217 и другие два дня, а в третий совершено было на браке знамение над водою. После того Спаситель пошел в Капернаум, и сделал другие знамения, как много раз мы говорили, и снова пришедши в Назарет, читал книгу пророка Исаии, почему говорят Ему: сотвори и зде знамения, яже слышахом в Капернауме сотворены Тобою ( Лк.4:23 ). А потом снова пришел Он в Капернаум, и оттуда перешел на озеро или море Генисаретское, наконец избрал товарищей Петра, и этим совсем завершил там проповедь. Ибо первый день и следующий за сим на утро, как сказали мы, наступили по порядку после сорока дней и других двух недель, и двух дней, проведенных у Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Отождествление 6 января с днем Крещения Господня быстро привело к осознанию святости воды, набранной в этот день, — ведь если благодать Божия сходит на воду, предназначенную для Крещения рядовых христиан, то не может не быть благодатной вода, в которой принимает Крещение Сам Господь. Более того, распространенное в древности воспоминание в праздник Богоявления еще и чуда на браке в Кане Галилейской заставляло задуматься об изменении самой природы воды в этот день. Так, святитель Епифаний Кипрский († 403) писал: «11 тоби… воистину случилось Богоявление — и Он родился… Действительно, Рождество Христово состоялось точно 11 тоби… И в то же 11е [число] спустя тридцать лет произошло первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому вплоть до настоящего времени во многих местах Божественное знамение, случившееся тогда, происходит вновь, во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино источники и реки во многих местах, например [вода] источника Кибир возле города Кария, [изменяющаяся] в  тот самый час, когда слуги почерпали [воду], а [Господь] сказал:  Принесите архитриклинови . О том же свидетельствует и источник в Герасе Аравийской. Из [источника] Кибир мы когда-то сами пили, а наши братья — из источника в Герасе… В Египте же многие свидетельствуют то же и о Ниле. Вот почему 11 тоби по египетскому [календарю] все черпают [из реки] воду и [затем] хранят ее — и в самом Египте, и во многих [других] странах» (Adv. Haer. (Panarion) 51. 29–30). Интересно, что при всем сказанном сам святитель Епифаний, который до епископства на Кипре около тридцати лет монашествовал в Палестине, не связывал с 11 тоби (=6 января) воспоминание Крещения, ограничивая этот день темами Рождества Христова (как и было принято в Палестине в IV веке) и чуда на браке в Кане, тогда как Крещение Господне, по его мнению, состоялось 12 хатхора (=8 ноября, см.: Ibid. 51. 16). Тем не менее в Египте, как мы видели выше, 11 тоби отождествлялось прежде всего с Крещением — несомненно, поэтому-то в этот день народ и набирал воду из Нила, как о том свидетельствует святитель Епифаний 6 .

http://azbyka.ru/velij-esi-gospodi

По евангельскому свидетельству, Иоанн проповедует «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17) [ 110 ]. «Дух» есть нечто иное, чем душа. О «духе Илии» Писание говорит, что «опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 15). Елисей — прижизненный ученик Илии. Перед своим вознесением «Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2, 9). Как знак передачи пророческой силы и служения Елисею оставляется плащ (милоть) Илии. «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась… И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее» (4 Цар. 2, 14-15). Итак, «дух Илии», пророческий дух есть Божий дар, собственно — благодать. Иоанн, проповедующий «в духе Илии», действует в Духе Божием. Ориген приводит параллель: Бог столь близко соединил Себя с древними святыми, что назвал Себя «Богом Авраама, Исаака, Иакова». Почему же Святой Дух не может назвать себя «духом Илии»? (На Ин. VI, 10, 68). Поставив знак равенства между «духом Илии» и «духом Иоанна», как общим «пророческим духом», то есть поняв дух всех пророков как ниспадающую на многие души единую благодать Духа Святого, Ориген смог предложить аллегорическое толкование «таинства Предтечи» (sacramentum Ioannis — Толк. на Лк. 4, 29) [ 111 ]. Слова апостола «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3) означают, что Дух Своим касанием человеческого сердца должен предшествовать принятию им Христа. Поэтому Дух оказывается Предтечей, раскрывающим путь для Сына. И в жизни каждого христианина Предтеча-Дух Божий указует на воплотившегося Искупителя. Иоанн — «голос» («глас вопиющего в пустыне»), а Христос — Слово (Толк. на Ин. 2, 32). Голос раскрывает, являет Слово. Во всех пришествиях Иоанн предваряет Иисуса — в том числе и в пришествии Христа в сердце (Толк. на Ин. 2, 37). «Если кто предназначен к вере во Христа Иисуса, необходимо, чтобы прежде дух и сила Иоанна пришли в его душу, дабы подготовить ко Господу народ совершенный и уготовить тропки среди неровностей сердца. И сегодня также дух Иоанна предшествует явлению Господа» (Толк. на Лк. 4, 29). Если учесть, что Иоанн — проповедник покаяния, то вполне понятно, что покаянный дух есть условие принятия Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010