В 1652 году храм был расписан, по мнению современных исследователей, артелью костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими мастерами Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным вместе с Силой Савиным (роспись Трехсвятительского придела). Очевидно, в конце 17 века фасады церкви были расписаны «травами» и «бриллиантовым рустом»: покраской стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создавало впечатление объемности. Стены церкви Воскресения на Дебре были сплошь покрыты фресками. Сейчас они лишь угадывается под подновлениями 1870 г. Уцелели росписи паперти и небольшие фрагменты в барабанах центрального четверика, а также отчасти стенная живопись Трехсвятительского придела, принадлежащая кисти Гурия Никитина. Резной иконостас из Трехсвятительского придела - выдающееся произведение резного искусства. Он покрыт тончайшим растительным орнаментом, выполненным в невысоком рельефе. Церковь Воскресения на Дебре - единственный сохранившийся храм из всех посадских церквей Костромы. В советское время храм был закрыт и использовался как зерно и овощехранилище. В 1964 году после утраты Успенского собора, стала кафедральным собором. В это время здесь хранилась самая древняя и почитаемая икона Костромы - чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, которой благославляли на царство Михаила Романова. Сейчас эта икона в Богоявленском монастыре. Одновременно с храмом были сооружены Святые ворота. Ворота монументальны и массивны, их некоторая асимметрия привносит ощущение динамики в общую композицию ансамбля. Святые ворота решены как арка и украшены ширинками с резными белокаменными клеймами с изображениями зверей и птиц: льва (олицетворяет грядущее Воскресение и является бдительным стражем святыни), единорога (символизирует чистоту и девственность), алконоста (птица с головой человека в короне или остроконечной шапке, прообразно означал души праведников), пеликана и орлов. Пеликан, «неясыть пустынная» - символ бессмертия.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Московский купец, по коммерческим же делам проживавший в Костроме, Кирилла Исаков, занимаясь торговлей красок, покупаемых им из Англии, в ряду заказных транспортов с красками однажды получил совершенно необычный транспорт. Распаковав последний, Исаков был очень удивлен весом одного бочонка, по-видимому, с красками; а вскрыв его, удивился еще больше, потому что в бочонке вместо краски оказались слитки чистого золота. На сделанный нашим честным торговцем запрос к английскому купцу о том, как поступить с этой находкой, в ответ от последнего было получено поручение – употребить золото на богоугодное дело. Понявши это поручение в смысле построения церкви, К. Исаков, не ограничиваясь английским золотом и собственными щедрыми пожертвованиями, открыл сбор доброхотных даяний от костромичей, и вот на соединенные денежные средства костромские и на английское золото была воздвигнута настоящая, в те времена имевшая весьма большую стоимость, Воскресенская каменная церковь . По свидетельству церковных памятников и документов, она построена взамен старинной деревянной церкви и по ее образцу. Но с каких времен существовала эта последняя, письменных известий о том не сохранилось. В писцовых же книгах за 1628 год находится лишь следующая небольшая заметка о Воскресенском храме: « Церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки, Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образа и свечи, и книги, и ризы и на колокольнице колокола и всякое строенье мирское приходных людей»… Из того, что первая церковь шатровая была, по свидетельствам церковным, упразднена в 1629 году и вместо ее в половине XVII века создана новая церковь, существующая доныне, следует заключить, что упразднение деревянной церкви последовало по причине крайней ее ветхости. Если принять во внимание с одной стороны то, что в старые времена деревянные церкви в России строились из наилучших прочных материалов, например из дуба или красной сосны (а Костромская губерния и доселе богата и славится лесами, которых прежде было, конечно, гораздо больше), и с другой, что некоторые старинные деревянные храмы в Костромской губернии существуют, по достоверным записям, 200, 250 и даже 300 лет, например, в селе Георгиевском на Шаче с 1657 года, в Вежах, упоминаемая в писцовых книгах за 1629-й год, еще в Словинках, Березовце и другие 1 , причем в этих храмах и доныне совершается богослужение, то можем безошибочно предположить, что упоминаемая в писцовых книгах Воскресенская на Дебре церковь деревянная была создана в конце XIV или в начале XV века, но кем и по какому поводу – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Пережитками деревянного зодчества в этом памятнике считаются шатровые покрытия крылец, и сами эти крыльца. Искони храм снабжен был колокольней. Однако, она была разрушена в 1802 году при построении рядом теплого храма аналогичного посвящения и тоже с колокольней. Это сооружение еще в 19-м столетии было объявлено «безобразным», однако сегодня, будучи в плачевном состоянии, выглядит даже как-то романтично, и не портит своим соседством всемирно известный храм. Ограда вокруг церквей сооружена в 1878 году, правда, с западной и северной стороны еще есть следы более старого варианта, времени создания которого мы не знаем. Первый, тогда деревянный, храм Воскресения, был построен по преданию еще в 13 веке костромским князем Василием Ярославичем " мизинным " (младшим) сыном великого владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Название церкви - " на Дебре " – связано с тем, что в древности здесь рос дремучий лес. Заказчиком каменного храма был купец Кирилл Григорьевич Исаков - " бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков " ,- с прихожанами. Существует легенда, по которой деньги на постройку церкви были получены нежданным образом: Исаков вел обширную торговлю с Англией. И однажды один из бочонков вместо краски для тканей оказался заполненным золотом. Поставщик посоветовал использовать золото на богоугодное дело. Главный престол посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконике) и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Выбор именования приделов связан, скорее всего, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, а отца – Григорий. Храм пятиглавый. Кубический объем на подклете имел первоначально позакомарное покрытие. Трехсвятительский придел был увенчан пирамидой мелких кокшников. Храм с трех сторон окружала галерея с открытыми арками. В сороковые годы XVIII века оконные проемы четверика были растесаны, позакомарное покрытие заменено на четырехскатное, арки галереи закрыли кирпичами. Трехчастное деление храма акцентировано пучками полуколонок на углах здания и сдвоенными полуколонками на фасадах. Своды паперти поддерживают столбы кувшинообразной формы.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Из книги-буклета " Храм Воскресения Христова на Дебре " . - ИП Верхов.С.И., 2013, с.16-18. Костромская церковь в честь иконы Божией Матери Знамение в архивных документах впервые упоминается в 1628 году. Первоначально на Дебре храм возвели деревянным, и посвятили святому Георгию Победоносцу. Сама история возникновения его тоже чудесна. В древности здесь рос глухой, дремучий лес (дебри). Еще в далеком XIII веке это были охотничьи угодья костромского князя Василия Ярославича, младшего брата великого князя Александра Невского. Среди лесных угодий благочестивый костромской князь построил два небольших деревянных храма — летний Воскресенский и зимний Георгиевский. А в XVII веке были построены в каменном виде на пожертвование богатого костромского купца Кирилла Исакова. По преданию, деньги на строительство храмов купец получил чудесным образом. Ведя обширную торговлю с Англией, он закупил там партию бочек с краской, и в одной из пришедших бочек вместо краски было обнаружено золото! Верующий и благочестивый купец правильно понял это чудо и пожертвовал обретенное сокровище на богоугодное дело. Строили храмы мастера из Ярославля и Великого Устюга, а расписывали знаменитые костромские иконописцы Гурий Никитин и Василий Ильин. В последующие два столетия храмы несколько видоизменялись, но все перестройки не уменьшали красоты первоначального облика. Георгиевская церковь находилась к югу от Воскресенской и составляла с ней единое архитектурное целое. С западной стороны к храму примыкала трапезная, а к трапезной — колокольня. Построенная также в XVII веке, она первоначально была шатровой. К концу XVIII века Георгиевская церковь и колокольня пришли в ветхость и снова были перестроены. Храм в новом виде получил наименование Знаменского. В храме имелся придел в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, а к трапезной храма была пристроена новая высокая пятиярусная колокольня в стиле барокко, окрашенная в бирюзовый цвет и имевшая в высоту 43 метра. Автором проекта Знаменской церкви с колокольней стал выдающийся архитектор Степан Андреевич Воротилов.

http://sobory.ru/article/?object=05961

Знаменский храм с его колокольней — монументальные сооружения, обладая особой стройностью и грацией, почти на полтора века определили архитектурный облик Костромы, став ее неотъемлемой частою и особым украшением. Красотой Знаменского храма и колокольни восхищались многие современники. В 1913 году, когда Кострома стала центром общероссийских торжеств в честь празднования 300-летнего юбилея царствующего дома Романовых, Знаменскую церковь посетил Государь Император Николай II с Семьей. Царь и Царица с наследником и дочерьми поднимались на колокольню храма и оттуда любовались великолепным открывающимся видом на Волгу и окрестности Костромы. В 1920-х годах Знаменский храм был закрыт. Наступившее революционное лихолетье, когда коммунистами-богоборцами уничтожалось все лучшее и святое, созданное русским народом за многие века, положило конец существованию этого замечательного памятника отечественной архитектуры. В 1937 году, в разгар безбожных гонений, колокольня его была разрушена, сам же храм, потеряв свои купола и верхний этаж, был обращен в зернохранилище. Впоследствии в церкви устроили кочегарку. Более чем на 60 лет Кострома потеряла одно из своих главных украшений. Нельзя было без боли в сердце смотреть на снесенные купола, полуразрушенную и покрытую плесенью кирпичную кладку стен… Многие иконы Знаменской церкви до сих пор хранятся в храме Воскресения на Дебре. http://kostroma.cerkov.ru/istoriya-monastyrya/ Теплый храм Знамения (Георгия) сохранился в сильно искаженном виде. От его первоначальной архитектуры, характерной для костромской школы конца 17 в., остался лишь основной объем - двусветный, сильно вытянутый по оси север-юг четверик и близкая в плане к квадрату трапезная. Уцелели и отдельные фрагменты прежнего убранства четверика: широкие лопатки на углах и венчающий карниз с пояском каплеобразных нишек и лентой поребрика, типичных для местного зодчества. Более простая по формам трапезная имеет лишь лопатки между окон на боковых стенах. К эпохе позднего классицизма относится пониженная полукруглая апсида с круглыми нишками над окнами и лентой ширинок под карнизом. Основное помещение храма перекрыто лотковым сводом, трапезная - коробовым с распалубками над окнами, также как и апсида с конхой. По письменным источникам кон. 18 в. в храме существовали северный придел и два столба, подтверждением чего может служить сохранившаяся на южном фасаде между двух окон верхняя половина лопатки. Иначе говоря, здание принадлежало к наиболее распространенному в костромской архитектуре 2-й пол. 17 в. типу двустолпных храмов. Внутреннее убранство (иконостас, настенная роспись 1891 г.) утрачено.

http://sobory.ru/article/?object=05961

28 июля 1946 г. в Воскресенском храме, возвращенном РПЦ, состоялось первое после закрытия богослужение, к-рое возглавил еп. Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) . В 1964-1991 гг. Воскресенская ц. являлась кафедральным собором Костромы, здесь находилась главная святыня Костромского края - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В 1991 г., после того как кафедральным стал Богоявленско-Анастасиин собор одноименного костромского мон-ря, храм Воскресения Христова на Дебре вновь был утвержден приходским, но сохранил соборный статус. 7 мая 1993 г. его посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первой настоятельницей К. м. стала игум. Феофания (Ложкина). С 25 марта 2004 г. мон-рь возглавляет игум. Людмила (Охотникова). К нач. 2010 г. в обители проживало 18 насельниц, к кон. 2014 г.- ок. 10. При основании мон-рю был передан и после восстановления 8 авг. 2009 г. освящен Знаменский храм. 26 сент. 2001 г. архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) освятил восстановленную колокольню (автор проекта архит. Л. С. Васильев) Знаменской ц. С 1997 г. при К. м. действует Медицинский центр во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, включающий стоматологический и офтальмологический кабинеты. Имеется небольшая богадельня. К обители приписана находящаяся на Центральном кладбище Костромы ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», перестроенная из здания ритуальных услуг (проект архит. И. Ш. Шевелёва) и освященная 27 авг. 1999 г. Среди святынь К. м.- чтимые списки чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и почитаемой иконы свт. Николая Чудотворца из Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря , а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. Ист.: Виноградов Н. Н. Празднование 300-летия царствования Дома Романовых в Костромской губ. 19-20 мая 1913 г. Кострома, 1914; Ценности костромских храмов голодающим//Красный мир. Кострома, 1922. 10 мая, 15 июня; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 272.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери - список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями. В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-­Троицкий Макариево­-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято­-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались - их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился " клуб физкультуры " , а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машинно­тракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла. Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем - в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево­Унженский монастырь возобновлен как женский.

http://sobory.ru/article/?object=00163

5 июля 1961 г. определением Синода РПЦ Н. был назначен на Костромскую кафедру, на к-рой перед этим за короткий срок сменилось уже 3 архиерея. 10 авг. 1961 г. в московском Богоявленском Елоховском соборе патриарх Московский и всея Руси Алексий I , Ярославский и Ростовский архиеп. Никодим (Ротов), Среднеевропейский еп. Иоанн (Вендланд; впосл. митрополит) и Подольский еп. Киприан (Зёрнов) хиротонисали Н. во епископа Костромского и Галичского. Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Костромской обл. сообщал о начальном периоде управления Н. епархией: «С первых же дней проявил активность по ознакомлению с приходами. В отличие от своих предшественников принимает меры, чтобы оживить деятельность церквей, в первую очередь за счет комплектования их духовенством» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 5. Д. 44. Л. 26-27). Служение Н. на Костромской кафедре совпало с антирелигиозной кампанией, развернувшейся во время правления Н. С. Хрущёва. Н. писал об этом периоде в своих воспоминаниях: «В те годы в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия». Н. упорно боролся за сохранение действующих церквей, умело вел переговоры с представителями местных властей, не поддаваясь их давлению. Благодаря его усилиям в 1961-1964 гг. в Костромской обл. было закрыто только 4 храма (для сравнения - в соседней Ивановской обл. в это же время было закрыто 12 церквей, в Кировской обл.- 40). В целях спасения уже готовившегося областными властями к сносу древнего костромского Воскресенского храма на Дебре Н. принял решение о преобразовании его по согласованию с Советом по делам РПЦ в кафедральный собор вместо Иоанно-Златоустовского храма. Н. пошел на это, будучи уверен, что отстоять расположенный в центральной части города Иоанно-Златоустовский храм верующим будет легче, чем находящуюся на окраине Воскресенскую ц.; впосл. так и случилось. Также в это время Н. отклонял все требования властей о передаче в гос. музей чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская».

http://pravenc.ru/text/Никодиму ...

Иоанно-Златоустовский храм не закрывался даже в самые суровые годы гонений на веру и церковь в ХХ столетии. В тридцатых-пятидесятых годах ХХ века он являлся кафедральным собором Костромской епархии; здесь находилась главная святыня Костромской земли - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сюда переносились многие иконы, богослужебные книги, церковная утварь и одеяния из закрытых в тридцатые годы церквей Костромы. В Иоанно-Златоустовском кафедральном храме 3 декабря 1936 года совершал свое последнее богослужение - всенощное бдение накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы - священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский; вернувшись после богослужения домой, он был арестован и помещен в ярославскую тюрьму, где и скончался 21 августа 1938 года. В начале 60-х годов власти предприняли попытку закрыть Иоанно-Златоустовский храм. Вот что пишет об этом в своей книге " Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям " (Кострома, 2001) архиепископ Костромской и Галичский Александр: " В начале шестидесятых годов, уже при Хрущеве, по Костромской епархии - как и по всей стране - прокатилась новая волна закрытия и разрушения церквей. Угроза нависла и над кафедральным Иоанно-Златоустовским храмом. Первым шагом к его закрытию стал перенос (по инициативе государственных властей) в марте 1964 года архиерейской кафедры в древнюю церковь Воскресения на Дебре, расположенную на берегу Волги. Власти полагали, что " сокращение на одну единицу количества действующих церквей в Костроме в значительной мере ослабит активность церковников " (Государственный архив Костромской области, ф. Р-2102, оп. 1, д. 64, л. 21). Однако в октябре 1964 года Н.С. Хрущев был смещен со своего поста, развернутая им антицерковная кампания постепенно утихла, и храм на Лавровской улице - хотя и лишившись статуса кафедрального собора - сохранился как действующая церковь… " В шестидесятые-девяностые годы ХХ века недалеко от Иоанно-Златоустовского храма, на Лавровской улице, в небольшом одноэтажном деревянном доме располагались архиерейская резиденция и Костромское епархиальное управление (сейчас, с переносом резиденции и епархиального управления в новые здания, этот дом используется как служебное жилье епархии). В настоящее время церковь во имя святителя Иоанна Златоуста продолжает действовать как приходской храм, любимый многими православными костромичами. 

http://sobory.ru/article/?object=03089

Образование монастыря в 1993 году. Начало возрождению Знаменской церкви из небытия было положено в 1993 году, когда по благословению епископа Костромского и Галичского Александра на богохранимой Костромской земле зажглась еще одна лампада монашеского делания – был учрежден женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Монастырь был открыт при действующей Воскресенской церкви на Дебре, но полуразрушенный Знаменский храм был передан в его ведение. В 1995 году был утвержден проект восстановления Знаменского храма и его колокольни на основе сохранившихся старых чертежей и изображений, автором которого стал заслуженный работник культуры Российской Федерации Леонид Сергеевич Васильев, главный архитектор Костромской епархии. За шесть лет восстановительных работ колокольню Знаменской церкви удалось полностью воссоздать, 26 сентября 2001 года состоялось ее торжественное освящение. В 2006 году начались реставрационные работы Знаменского храма, был восстановлен его первый этаж с центральным приделом в честь иконы Божией Матери Знамение. Храм был освящен великим чином на престольных торжествах 10 декабря 2010 года. К монастырю приписан храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Костромском кладбище, где ежедневно совершаются церковные богослужения, молебны, отпевания, панихиды. Монастырь также имеет одно подворье. В 2012 году рядом со Знаменским храмом построен сестринский корпус. 10 декабря 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», состоялась Божественная литургия в Знаменском храме Костромского Знаменского женского монастыря. Службу возглавил Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт. Владыке сослужили костромское духовенство и прибывший на торжество духовник монастыря архимандрит Лаврентий (Постников), насельник Троице-Сергиевой лавры. После Богослужения состоялся крестный ход вокруг храма. Современное состояние [ править править код ] Ныне монастырь действующий, но восстановительные работы еще не закончены.

http://azbyka.ru/palomnik/Знаменский_жен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010