Млтва по стыхъ мощей 34 . Влко гди бже нашъ, иже добропобдными твоими мчнки 35 низпровергнвый врага нашего 36 , дарй намъ, рабмъ твоимь, часть имти со стыми твоими. Дарй нам любити возлюбльшихъ т и рвности ихъ и подражати 37 . Сотвор насъ ученик пдвижниковъ 38 , кровь свою за великаг и покланемаг имене хрта твоег 39 40 . И сподоби насъ, млтвами и моленьми ихъ, держатис и вры, и истины слова твоег, надеждею, на нбсехь предлежащею 41 возлюбившымъ хрта твоег 42 , к да т блгодлрще и т работающе улчимъ пренбсныа тво. к стъ бже нашъ, и теб слав возсылаемъ, ц и сн и стом дх, нын и присн и во вки вквъ. Аминь. 1  Т. н. Евхологий Стратигия (по имени первого владельца рукописи). См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 2: Εχολγια. К., 1901. С. 993–1052; Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grande Église. Diss.: Roma, 1983. 2  Т. н. Россанский кодекс (см. о нём: Jacob A. Histoire du formulaire Grec de la Liturgie de saint Jean Chrysostome. Diss.: Louvain, 1968. P. 241). См.: Korza K.L’Eucologio di Santa Maria del Patire di Rossano: Codice Vaticano Greco 1970. Diss.: Roma, 1998. 6  Ruggieri V. πομυρζω (μυρζω) τα λεψανα, ovvero la genesi d’un rito//Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. Bd. 43. S. 21–35. Wien, 1993. 8  См.: Дмитриевский. Цит. соч. С. 68; Minisci T. Le preghiere πισθμβωνοι dei codici criptensi//Bolletino della Badia greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1948. Vol. 2. P. 65–75, 117–126; 1949. Vol. 3. P. 3–10, 61–66, 121–132, 185–194; 1950. Vol. 4. P. 3–14 [здесь – Vol. 3. P. 185]; Jacob A. Les prières de l’ambon du Barber. Gr. 336 et du Vat. Gr. 1883//Bulletin de l’Institut historique belge de Rome. Roma, 1966. Vol. 37. P. 17–51 [здесь – P. 36]; idem. Nouveaux documents italo-grecs pour servir à l’histoire du texte des prières de l’ambon//Ibid. 1967. Vol. 38. P. 109–144 [здесь – P. 130]. В том же значении славянский перевод этой молитвы выписан и в Требнике особого состава ГИМ. Син. 675, конец XIV – начало XV b. Л. 78 оборот – 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

А для блаженного Феодорита Киррского путь становления образа есть обретение его " на деле " : " ...То возможно, что может произойти, ...поэтому и образом Божиим возможно быть каждому; если же кто... в нового человека облекается... тогда на деле становится он " по образу " Творца " Примечания 1. Лосский В.Н. По образу и подобию. С.120. 2. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной Веры. С.93. 3. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Святителя Григория Паламы. С.157. 4. А как хотелось человеку обращаться к своему Господу " лицом к лицу " ! Как хотелось подобно другим соседним народам иметь образы Бога, чтобы молиться, познавать и любоваться (в лучшем смысле - в смысле любви к Богу) своим Господом. И вот, нарушив заповедь, и не раз, Израиль отливает " тельца " ! 5. Лосский В.Н. По образу и подобию. С.120. 6. Цит. по: Клеман О. Истоки. С.79. 7. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.158. 8. Добротолюбие. С.146. 9. serm.imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (М. 89.1148В,С). 10. Позов А. Сын человеческий. Т.1. С.14. 11. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.87. 12. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит.Указ. соч. С.305. 13. Там же. С.100. 14. ерр. (Письма) 236.l (М. 52.877А). 15. prot. (Увещание к язычникам)10 (GCS vol.12,1905 p.71.24f; М. 8.212С-213А). 16. str. (Строматы) 5.14 (GCS vol.15,1906 p.388.14f; М. 9.140А). 17. Цит. по Лосский В.Н.: По образу и подобию. С.125. 18. Jo. (Толкование на Еванглие от Иоанна) 13.36, (GCS vol.10,1903 р.261.25; M. 14.461C). 19. exc.Thdot. (Извлечения из Феодота) 60 (GCS vol.17,1909 р.127.2; М. 9.688В). 20. Собрание творений. Т.1. С.667. 21. " Против ересей " . Ранние отцы Церкви, С.700-701. 22. Собрание творений. Т.2. С.40. 23. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.185. 24. serm.imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (М. 89.144D-1145A). 25. structhom. (Беседы об устроении человека) 1.4 (М. 30.13D).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

А для блаженного Феодорита Киррского путь становления образа есть обретение его " на деле " : " ...То возможно, что может произойти, ...поэтому и образом Божиим возможно быть каждому; если же кто... в нового человека облекается... тогда на деле становится он " по образу " Творца " Примечания   1. Лосский В.Н. По образу и подобию. С.120.   2. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной Веры. С.93.   3. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология Святителя Григория Паламы. С.157.   4. А как хотелось человеку обращаться к своему Господу " лицом к лицу " ! Как хотелось подобно другим соседним народам иметь образы Бога, чтобы молиться, познавать и любоваться (в лучшем смысле - в смысле любви к Богу) своим Господом. И вот, нарушив заповедь, и не раз, Израиль отливает " тельца " !   5. Лосский В.Н. По образу и подобию. С.120.   6. Цит. по: Клеман О. Истоки. С.79.   7. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.158.   8. Добротолюбие. С.146.   9. serm.imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (М. 89.1148В,С).   10. Позов А. Сын человеческий. Т.1. С.14.   11. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.87.   12. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит.Указ. соч. С.305.   13. Там же. С.100.   14. ерр. (Письма) 236.l (М. 52.877А).   15. prot. (Увещание к язычникам)10 (GCS vol.12,1905 p.71.24f; М. 8.212С-213А).   16. str. (Строматы) 5.14 (GCS vol.15,1906 p.388.14f; М. 9.140А).   17. Цит. по Лосский В.Н.: По образу и подобию. С.125.   18. Jo. (Толкование на Еванглие от Иоанна) 13.36, (GCS vol.10,1903 р.261.25; M. 14.461C).   19. exc.Thdot. (Извлечения из Феодота) 60 (GCS vol.17,1909 р.127.2; М. 9.688В).   20. Собрание творений. Т.1. С.667.   21. " Против ересей " . Ранние отцы Церкви, С.700-701.   22. Собрание творений. Т.2. С.40.   23. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.185.   24. serm.imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (М. 89.144D-1145A).   25. structhom. (Беседы об устроении человека) 1.4 (М. 30.13D).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

28 Письмо свт. Филарета к архим. Антонию от 09.03.1859//Собрание мнений. Т. IV. С. 171. 29 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. I Ч. II. СПб., 1864, с. 1056.  30 Цит. по: Иоанн, еп. Сызранский. Указ. соч. Ч. 2. С. 117. 31 Там же с. 52 32 Цит. по: Сушков Н. В. Указ. соч. Приложения. С. 125. 33 Цит. по: Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки. Троице-Сергиева Лавра, 1899. Т. 2. С. 552. 34 Цит. по: Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Указ. соч. С. 561. 35 Там же. 36 Там же. 1901. Т. 3. С. 373-374. 37 Там же. С. 688. 38 Цит. по: Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Указ. соч. Троице-Сергиева Лавра, 1899. Т. 2. С. 625. 39 Цит. по: Иоанн, епископ Сызранский. Указ. соч. Ч. 3. С. 11. 40 Русский Архив. 1899. Кн. 3. Сентябрь. С. 163. 41 Цит. по: Иоанн, еп. Сызранский. Указ. соч. Ч. 3. С.184-185. 42 Цит. по: Владиславлев В. Ф. Указ. соч. С. 90. Статья опубликована на портале 01.12.2009 г. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6170678

О том, что Бог вдохнул в человеческое тело душу говорят и другие авторы, например: блж. Августин : «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его…» (59. Кн. 7. Гл. 28, § 43); Великий Кирилл: «… дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу…» (цит. по 5: 412); блж. Феодорит: «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа» (цит. по 6: 431), «Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал два естества, а не три» (цит. по 40: 185); свт. Тихон Задонский : «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…» (цит. по 24: 1159); архиепископ Антоний (Амфитеатров) : «…потом, в приготовленное таким образом тело вводит душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих…» (8: 108); архимандрит Сильвестр (Малеванский) , «…первозданный человек стал душею живою, то есть истинным и действительным человеком, а вместе с сим и человеком по образу Божию, только после того, когда Бог вдунул в лице его дыхание жизни или душу ( Быт. 2: 7 )» (9: 260, 261); протоиерей Николай Малиновский : «…по совету Своему Бог творит человека … особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную из нее образует тело человека … потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу … Сам вдыхает ее дуновением уст Своих … его (человека – П. Д.) душа есть дыхание уст Божиих, то есть она хотя и не есть в собственном смысле часть дыхания или существа Божия, но она богоподобна…» (10: 226, 227. Кн. 1). Та же мысль высказана архимандритом Никифором: «Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него “дыхание жизни”, то есть “душу, существо духовное и бессмертное” ( Быт. 26, 27 ). По смерти душа возвращается к Богу, который дал ее ( Еккл. 13: 7 )» (60. См. «Душа человеческая»). Заметим, что в иудейском богословии, при толковании Быт. 2: 7 , также говорится, что душа человека была вдохнута в него Богом: «Это словосочетание (имеются в виду слова “существом живым, буквально душою живой” – П. Д.) может пониматься как “живой организм”. Но Онкелос, выполнивший во II в. н.э. перевод Торы на арамейский язык, переводит “душа живая” как “душа говорящая” (“Перевод Онкелоса” не является дословным, он представляет собой своеобразный комментарий). Таким образом, Онкелос указывает на то, что душа человека, которую Сам Творец вдохнул ему в ноздри, отличается от души животного, выпущенной землей: душа человека сразу же дала ему возможность мыслить и выражать свои мысли словами (Сончино)» (52).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  24. Цит. по: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. С.71   25. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, Сл.5,6.   26. Немезий Емесский, Указ. соч. С.84.   27. anim. et res. (О душе и воскресении) (М. 46.128А).   28. hom. (Беседы) 3.7 М. 31.216А, В).   29. or.2 (Слово 2-е) 17 (М. 35.428А).   30. hom. in Mt. Беседа на Мф.7:14 (М. 51.41).   31. Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. С.206.   32. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. С.19.   33. Там же. С.20.   34. Григорий Богослов, святитель. Творения, Т.2, С.43.   35. princ. (О началах) 1.8.1 (GCS vol. 22, 1913).   36. Arch. (Прение Архелая, епископа Месопотамского, с ересиархом Манесом) М. 10.1440А.   37. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.181,183.   38. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.249.   39. haer. (Пять книг против ересей) 2.33.4 (М. 7.833А).   40. p.e. (Приуготовление к Евангелию) 6.6 (M. 21.720D).   41. parad. (Беседы о рае) 7 (М. 30.68В).   42. Русская религиозная антропология. Т.2. С.435-439.   43. Cels. (Против Кельса) 4.15 (GCS vol.2, 1899 p.285.15,18; М. 11.1048А).   44. princ. (О началах)4.4.4 (GCS vol.22, 1913 p.353.11; М. 11.405В).   45. Немезий Емесский, епископ. Указ. соч. С.69.   46. Епифанович С.Л. Указ. соч. С.72.   47. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.185.   48. serm. imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 1 (M. 89.1144D-1145A). Глава 7. Дух человека Если состав человека определен из тела и души общим мнением, то вхождение в этот состав духа спорно. До сих пор обсуждается вопрос: состоит ли человек из души и тела или из духа, души и тела. И хотя этот вопрос мы считаем не самым главным, обратиться к нему придется. Итак, является ли дух человека частью его природы или нет - спорный вопрос, но однозначно верно то, что в жизни человека дух составляет центр его духовной жизни. Однако сам термин " дух " понимается достаточно широко: " Многое зовется духами. Ибо и ангел ведь зовется духом; душа наша зовется духом, и этот веющий ветер... и великая добродетель... и порочное деяние... и сопротивник-демон зовется духом " (Святитель Кирилл Иерусалимский)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

23 Кирилл Иерусалимский , свт . Слова огласительные. 18, §18. СПб. С. 228. 24 Иоанн Златоуст, свт . Толкование на евангелиста Матфея 26. 26–28 //Творения. СПб., 1911. Т. 7. С. 822. 25 Макарий Египетский , прп . Духовные слова и послания. Слово 18, 6 (1). М., 2002. С. 588–589. 26 Иногда плотью называется тело, иногда – тело и низшая часть души человека, общая с животными – в отличие от его духа. Здесь речь идёт о плоти во втором значении. Плотью также именуется греховное состояние человека (см. Быт. 6, 3 ). 27 Максим Исповедник, прп . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 42//Творения. М.: Мартис, 1993. Кн. II. С. 111. 28 Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение православной веры. СПб., 1994. Гл. ХХ. С. 185. 29 Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1865. Ч. VII. С. 522. 30 Иерофей (Влахос), митр . Жизнь после смерти. М., 2008. С. 28. 31 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека//Творения. М., 1861. Ч. I. С. 99. 32 Кирилл Александрийский, свт . Толкование на Рим. 5, 18 . Цит. по: Мейендорф Иоанн , прот . Введение в изучение: Жизнь и труды Григория Паламы . СПб., 1997. 33 Макарий Московский , митр . Православно-догматическое богословие. СПб., 1895. Т. 2. С. 538. 34 Капра Ф. Дао физики. СПб.: Орис, 1994. С. 130. 35 Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. Соб. 5е//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. § 85. С. 55. 36 Серафим (Роуз), иером . Душа после смерти. М., 1991. С. 206. 37 Инославные: неправославные христианские конфессии (католицизм, различные ветви протестантизма и т.д.). 38 Слово на исход души. Следованная Псалтирь. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 457. 39 Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. СПб., 1905. Т. 4. С. 378. 40 По древнегреческому мифу, провинившемуся царю Танталу боги определили вечно стоять по шею в воде под ветвями с прекрасными плодами. Но он не мог удовлетворить ни голода, ни жажды: как только он нагибался, чтобы пить, вода опускалась; когда поднимал руки, чтобы сорвать плод, ветви поднимались.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

После уверования Андрея и Петра Он оставляет их на несколько месяцев дома, и лишь затем вновь приходит к ним. Поскольку чувство верности Иисусу в них за это время на охладело – на этот раз Он велит им следовать за Ним. 1581 Гарнак А. Сущность христианства. – М., 1907, с. 37. 1582 Именно благодарности к Богу и нет в оккультизме, а есть лишь претензия на «эзотерическую власть» и горделивое стремление объявить самих себя богами. 1583 Цит. по: Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М., 1991, с. 186. 1584 Kung Н. Le christianism et les religions du monde. Islam, hindouisme, bouddhisme. – Paris, 1986, p. 445. В этой же книге вычленены практически все указанные здесь пункты сопоставления Иисуса и Гаутамы (p. 442-446). 1585 Интересно, что св. Иустин Философ называет Христа апостолом – «Учитель наш, Сын и вместе посланник (apostolos) Отца всех и Владыки Бога, Иисус Христос, от Коего мы и получили имя христиан» (1 Апология, 12). Ср.: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20,21). 1586 Этими словами Будда ясно отвергает попытку создать тот самый «эзотерический буддизм», который так любят теософы. 1587 Цит. по: Горохов Д. В. Буддизм и христианство. Опыт историко-апологетического исследования. – Киев, 1914, с. 159. 1588 Вплоть до ударов палками за нарушение распорядка монастырской жизни – «Если какой лама начнет какую-нибудь срамную игру, то он наказывется 5 ударами. Если два ламы поссорятся между собой из-за какого-нибудь не важного дела, то обоим дать по 10 ударов; если произведут ссору, ненавидя друг друга, то обоим дать по 25 ударов. Если какой лама во время совершения богослужения начнет ссориться с гэбкуем, не слушая его приказаний, такового наказать 40 ударами и больше… «. – Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. – СПб., 1887, сс. 184-185. 1589 см. Kung Н. Le christianism et les religions du monde. Islam, hindouisme, bouddhisme. – Paris, 1986, p. 471. 1590 Как заметил один из оппонентов буддийствующего Льва Толстого, если бы Лев Николаевич или Будда посетили брачный пир в Кане и имели бы там возможность сотворить чудо – они превратили бы вино в воду, а не воду в вино, как Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Нам же немощным остается довольствоваться мудрыми словами древнего философа: «Верую, ибо абсурдно» .   Св. Ириней Лионский. Против ересей. СПб.: изд. Олега Абышко, 2010, стр. 135. Св. Василий Великий. Избранные творения. Беседы на Шестоднев. М.: изд. Сретенского монастыря, 2010, стр. 40. Св. Григорий Нисский. Экзегетические сочинения. О Шестодневе. Краснодар: «Текст», 2009, стр. 6. Там же, стр. 7. Блаженный Августин Гиппонский. «Исповедь». М.: изд. Сретенского монастыря, стр. 522. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: «Отчий дом», 2011, стр. 65. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. М.: «Сибирская благозвонница», стр. 123. Цит. по книге: В. Несмелов. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб, 2000, стр. 337. Цит. по: Г. Флоровский. Св. Афанасий Великий, Восточные отцы IV века. Белорусский Экзархат. 2006, стр. 34. Блж. Августин Гиппонский. «О книге Бытия буквально». Прот. Г. Флоровский. «Идея творения в христианской философии», Revue Internationale de la Synthuise Ortodoxe. 1928, р. 3-30. Св. Ириней Лионский. Против ересей. СПб.: изд. Олега Абышко, стр. 541. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений (с толкованиями пр. Максима Исповедника). СПб.: изд. Олега Абышко, 2013, стр. 230-231. Там же, стр. 243. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: «Отчий дом», 2011, стр. 58. Блж. Августин Гиппонский. «Исповедь». М.: изд. «Сретенского монастыря», 2010, стр. 392. Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. Афанасий Великий. Изд. Белорусского Экзархата, 2006, стр. стр. 45. Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. Григорий Нисский. Изд. Белорусского Экзархата, 2006, стр. 185. Прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV века. Григорий Богослов. Изд. Белорусского Экзархата, 2006, стр. 136. Св. Афанасий Великий. «Слово о воплощение Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти». М., изд. храма Космы и Дамиана на Маросейке, 2006, стр. 139. Св. Василий Великий, «Беседы на Шестоднев» в сб. «Избранные творения». М., изд.

http://bogoslov.ru/article/6027535

400 Uoah. XII, 12 сл. Предположение, что Иоанн рано знал греческий язык, разделяют многие ученые. Bleck. Op. cit. Th. II, s. 210. Haneberg. Op. cit. ss. 3–4. Hauff. Op. cit s. 109 ff. Фаррар. Первые дни христианства. Стр. 405 и др. 412 „Они известны под именем мандаитов, т. е. живущих в Боге“. Вишняков. Соч. цит. стр. 185. 186. 414 Uoah. I. 35 40. 43. 15 сл. Δαμαλα Ερμηνεια εις την καινν Διαθηκην εν Αθηναις. 1876. Τομ. А., р. 141. А. В. Горский. Цит соч. Стр. 190. – Кого нужно разуметь под „другим учеником“, о котором говорится в 35 стихе 1-й главы Евангелия Иоанна? В четвертом Евангелии сравнительно часто встречается одно какое то загадочное на первый раз лицо, которое хотя и занимает очень видное положение в числе учеников Спасителя, но нигде не называется по имени. Читая это Евангелие, нельзя не заметить, что этот ученик постоянно находится около Спасителя, все видел, что Он совершал, и все слышал, что Он говорил; а о себе говорит только следующее: „один из учеников“ (XIII, 23), „другой ученик“ (XVIII, 15: XX, 23. 48) или: „ученик, которого любил Иисус“ (XIII, 23; XIX, 26; XX, 2; XXI, 7, 20). Из всех этих мест видно с несомненностью, что здесь разумеется какое-то одно и то же лицо. Кто же этот неназванный ученик? На этот вопрос можно ответить только тогда, когда мы ответим на следующий вопрос: в каком отношении стоял к Спасителю этот неназванный свидетель? Несомненно, что он был одним из непосредственных учеников Спасителя. Так он не раз называет себя и сам (XIII, 23; XVIII, 15 и др). Это видно и из того, что он знает все, что совершал Спаситель. На Тайной Вечери он возлежал на груди Спасителя. Чрез него Апостол Петр решается узнать от Господа, кто Его предаст. Он первый с Андреем обращается ко Христу, когда Креститель указал им на Него, говоря: „се Агнец Божий“. С этих пор он постоянно почти следует за Спасителем и один только возвещает все возвышенные беседы, произнесенные Им в Иудее, и одну ив подобных бесед, произнесенную в Галилее. Когда Спасителя взяли под стражу и повели к первосвященнику на суд, он следовал за Ним до двора первосвященнического.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010