Сам автор полагает, что выжил здесь «благодаря морской закалке, крепкому сложению и сравнительно недолгому (месяц) пребыванию на Секирке». При чтении очерка, как и в случае с более пространной публикацией «Нового русского слова», привлекает внимание то, что, несмотря на бесчеловечные условия содержания, люди сохраняли способность к проявлению высших свойств души. Даже в штрафном изоляторе, где все было нацелено на физическое и нравственное уничтожение, находились «сердобольные заключенные второго отделения на хорах», которые «бросали изредка (с большой осторожностью и ухищрениями для отвода глаз конвойных) заключенным первого отделения по вечерам и ночью» табак, спички, сено, солому, тряпки... Сохранился как чувствующая, сопереживающая личность и сам мемуарист, оставивший простые и искренние рассказы – ценные свидетельства, подтверждающие стойкость человеческого духа и его способность противостоять нечеловеческим испытаниям. 120 Грубе А. Р. Рассказ человека с «того света»: история Александра Грубе, бежавшего из Соловков//НРС. 1930. 6478–6481, 6483. 122 Исходя из ряда косвенных данных, можно предположить, что период заключения А. Р. Грубе на Соловках длился с 1926 по 1929 г., но утверждать этого нельзя. 123 «Чем больше живешь в лагере, тем все больше и больше проникаешься сознанием, что Соловецкий лагерь – это какой-то гигантский сумасшедший дом». Седерхольм Б. Л. В разбойном стане: Три года в стране концессий и «Чеки» (1923–1926)//Воспоминания соловецких узников. Т. 1. Соловецкий монастырь, 2013. С. 699. 124 Приказ ОГПУ 131/47 от 5 июля 1926 г.//Цит. по: НГ (Спец-выпуск «Правда ГУЛАГа»). 2010. 10 (31). 127 «В конце 1926 г. или в начале весны 1927 г. заменил латыш Вейс, тот самый Вейс, который у Солженицына без указания его имени и места, а у Никонова – конкретно, заставлял штрафников в наказание переливать воду в Савватьевском озере из одной проруби в другую. Никонов называл это образцом бессмысленной работы, а Солженицын – «жестокостью, но и патриархальностью " ». Розанов М. М. Соловецкий концлагерь в монастыре. США, 1979. Кн. 1. С. 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главный герой в романе развивает учение о том, что каждая стихия (земля, вода, воздух) управляется особым духом, «которого единственная цель - размножить существования» (Там же. С. 10), тогда как огонь уничтожает все существующее. В этом утверждении ощутимы отголоски стоической традиции, но есть и прямая отсылка к учению Сен-Мартена. Аналогичные мотивы пронизывают и повесть О. «Сильфида» (1837). У Шеллинга О. нашел более взвешенное, философски выраженное изложение мировоззрения, к-рое наметил Сен-Мартен. К этому мыслителю О. испытывал особые чувства. В 1842 г. он писал: «С какою горькою улыбкою я заметил, что родился в тот самый год, когда умер С[ен] М[артен]... Какое неизмеримое расстояние между мною и этим чудным человеком, которому все, все было ясно!» (цит. по: Сакулин. 1913. Ч. 1. С. 459). Интерес О. к философии Шеллинга не в малой мере обусловлен влиянием профессоров Московского ун-та И. И. Давыдова и М. Г. Павлова. Последний особенно заманчиво для О. связывал метафизику Шеллинга с эмпирическим естествознанием. Эта установка Павлова, созвучная, впрочем, духу эпохи, вполне могла укрепить О. в его широких интересах в области естествознания и техники. Общение с шеллингианцем Д. М. Велланским, профессором Медико-хирургической академии в С.-Петербурге, О. начал с просьбы прислать ему латинскую диссертацию профессора по теории медицины и «Пролюзию к медицине как основательной науке» (1805). В интерпретации Велланского связь учения Шеллинга с естествознанием стала для О. еще более убедительной, и о своем старшем коллеге он незадолго до смерти сказал, что это был, «может быть, единственный русский философ» (цит. по: Сакулин. 1913. Ч. 1. С. 131). О. был в полном смысле энциклопедистом. Его внимание привлекали самые различные области знания, искусства, техники, что было отражено в его уникальной б-ке (см.: Каталог б-ки В. Ф. Одоевского. 1988). В период горячих дискуссий о необходимости строительства железных дорог в России О. был одним из немногих, кто решительно отстаивал эту идею и даже высказывал предположение о буд.

http://pravenc.ru/text/2578213.html

3 . «Нравственная жизнь, как метод практического миссионерства, являющего высоту и чистоту христианского учения». Христианская нравственность имеет два аспекта. Первый – «это добродетель, как этическая категория совершения добра», второй – это праведность, как духовная категория Божественного оправдания и свободы от зла» с. 129]. Ясно сказал о личном примере миссионера ап. Павел: «… мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми» ( 2Кор.8:21 ). Сам же Господь указал христианам, а в первую очередь апостолам (читай – миссионерам): «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). 4 . Мученичество – также специфический метод Благовестия, понимаемый как «свидетельство крови перед лицом страданий и смерти» с. 129–130]. Один из выдающихся раннехристианских писателей – Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан , †220) отмечал: «semen est sanguis christianorum» (лат.) – «кровь христиан есть семя» [цит. по 35], что более известно в парафразе «Кровь мучеников – семя Церкви». Мученичество – есть выдающееся мужество подражания Самому Христу, Его Крестной смерти, пример готовности умереть свидетелем за веру и ее истинность. 5 . Человеческая мудрость – метод вспомогательного воздействия на умы неверующих и укрепления верующих в их вере с. 130]. Метод позволяющий миссионеру, с Божиим участием, реализовать на практике ответ на восклицание отца бесноватого отрока: «… верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мк. 9:24 ). Господь Иисус Христос призывал апостолов не пренебрегать мудростью в благовестии: «… Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, …» ( Мф.10:16 ). 6 . Метод оглашения – метод подготовки обретающего христианскую веру для вступления в Церковь . К Св. Крещению люди допускаются лишь после того, как Церковь убедится, что кандидат усвоил Христово учение и хочет ему следовать, после испытания и достаточного доказательства, что желающие креститься хотят вести жизнь добропорядочную с. 131]. К описанным выше методам необходимо прибавить два не менее фундаментальных метода, приведенных в

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Оплечье – верхняя часть одежды духовенства (фелони, саккоса, стихаря) обычно украшенная дробницами, жемчугом, камнями, орнаментальными узорами, а иногда шитыми композициями – кат. 96, 133. Палица (греч. αβδος) – четырехугольный, почти квадратный плат, привешиваемый за один угол на крючке к поясу при правом бедре архиерея, как обязательная принадлежность его одеяния. Как и набедренник, палица означает меч духовный, силу слова Божия в борьбе с неверием и заблуждениями – кат. 69, 84, 89, 111, 125, 134, 168, 174, 176, 178, 179. Пелена (греч. – σπpγανον, ποδα) – четырехугольный плат, употребляемый в церквах для покрытия престола и жертвенника, или выносимый при церковных шествиях, или подвешиваемый под икону, с накладным или вышитым крестом или лицевыми изображениями, в большинстве случаев повторяющими икону. Подвесные пелены были праздничные и повседневные. Кроме того, существовали пелены выносные, заменяющие иконы в крестных ходах, а также аналойные. Иногда пелены вешали отдельно и называли шитой иконой – кат. 9, 10, 11, 12, 16, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 43, 45, 68, 71, 74, 75, 88, 90, 91, 92, 94, 95, 115, 116, 126, 127, 131, 142, 143, 148, 177. Плащаница (греч. συνδων) – в шитых надписях на предметах – «воздух», в древних документах – «воздух большой» (с XVII в. – «плащаница») – плат большого размера преимущественно с изображениями «Оплакивание Христа», «Снятие со креста» или «Положение во гроб», именуемыми на предметах почти всегда «Положение во гроб». Плащаница символизирует погребальные пелены Христа и напоминает о его страданиях и погребении. На Руси «воздухи большие» появляются с XIV в. с принятием Иерусалимского устава богослужения. Они участвовали в чине погребения Христа, когда в заутрени Великой субботы вслед за дьяконом с Евангелием священники на головах выносили воздух из северных дверей алтаря и, проходя через царские врата, возлагали его на Евангелие на алтаре. Впоследствии устанавливается чин выноса плащаницы, когда в конце вечерни Великой пятницы священники «взимают воздухи на главы и исходят се-верными дверями в большие двери и идут круг церкви... и пришед в церковь , полагают... воздухи на гробе... а гроб стоит среди церкви». Это наиболее раннее упоминание о Гробе Господнем встречается в Чиновнике новгородского Софийского собора 1540 г. (цит. по: Баталов 1996. с. 273). Таким образом, вопреки мнению большинства исследователей, этот обычай установился не в XVII в., а гораздо раньше. Плащаница лежит посреди храма на столе, символизирующем Гроб Господень, для поклонения народа до начала пасхальной утрени, затем переносится в алтарь на престол на сорок дней до «отдания» праздника Пасхи – кат. 7, 21, 38, 83, 98, 104, 129, 151, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Иоасаф II, седьмой по счету в ряду патриархов московских, преемник Никона и участник в соборном суде над ним. О жизни Иоасафа до занятия им патриаршего престола имеются лишь очень скудные сведения. Судя по прозванию: «Новоторжец», с каким он упоминается в звании архимандрита Троицко-Сергиева монастыря (см. Строева, Списки иерархов, стр. 139), можно догадываться, что он был родом из нынешней тверской губернии и, б. м., принял пострижение в одном из трех монастырей, существовавших в городе Торжке и его окрестностях. О времени рождения его нет прямых указаний, но нужно думать, что оно падает не на самые последние годы XVI столетия, так как в 60-х годах XVII в. он был уже дряхлым старцем. Ранее избрания своего на патриаршество Иоасаф был архимандритом сперва Рождественского монастыря в г. Владимире (1654 г.; Строев ibid., стр. 663), а затем (с 25 апр. 1656 г.) – Троице-Сергиевой Лавры. Здесь он сделался известен царю Алексею Михайловичу, питавшему большое уважение к своему усердному «богомольцу», молитвенному предстательству которого с монастырской братией приписывает он в одной дошедшей до нас грамоте (см. у прот. А. В. Горского, Историч. опис. Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, стр. 131–133) победу своей рати над поляками. В звании Троицкого архимандрита Иоасаф присутствовал на соборе 1660 г., определившем считать Никона окончательно оставившим патриарший престол, и его подпись имеется под соборным приговором (см. Дело о п. Никоне , изд. Археогр. Коммисс., Спб. 1897, стр. 94–111). В 1666 г., – подобно другим участникам происходившего тогда, по поводу возникших в церкви смут, собора русских иерархов, – он дал собственноручную запись о том, что признает восточных патриархов православными, без сомнения приемлет греческие книги – печатные и древние рукописные – и считает собор 1654 г., определивший источники и приемы книжно-обрядовых исправлений при п. Никоне , за истинный (запись напечатана в цит. изд., стр. 258). В конце того же года мы встречаем его в числе духовных лиц, принимавших участие в соборном суде над Никоном (там же, стр. 441). По низложении последнего, Иоасаф, вместе с двумя другими кандидатами (тихвинским архим. Корнилием и келарем Чудова монастыря Саввой) был преднамечен ему в преемники; 30 января 1667 г. он был избран, а 10 февраля возведен на патриарший престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

128 См.: «...Я пишу не за себя, а за более простых обиженных братьев» (tr. 2.1.14), а также: Theoph.2. 131 Joan. Cant., hist. 2.39: 543 (Schopen) (пер. А. Ю. Волчкевич); цит. по изд.: Беневич, Бирюков 2009, с. 544, см. также: Greg. Acind., sermo ad Joan. patr.: 10 (Nadal Canellas). 132 Здесь и далее нумерацию писем мы даем по изданию: Barlaam Calabro 1954; см. с. 249–253 наст. изд. 137 Упоминаемое в VIII письме Варлаама «суровое» письмо к Игнатию, вероятно, не входит в число упомянутых, но представляет собой какое-то другое послание к нему. 147 О том, что Господь явил Фаворский свет апостолам для их усовершения, согласно Синодальному томосу собора июня 1341 г., Варлаам писал в трактате Против мессалиан (1340 г.); отрывок из этого трактата приводится в томосе: «Свет, воссиявший на Фаворе, не был неприступным, не являлся поистине светом Божества, не был даже священнее или божественнее ангелов, но ниже и хуже самого мышления нашего. Ибо все рассуждения и мысли наши почтеннее того света, поскольку он через воздух доходит до нашего зрения, подчиняется силе чувственного восприятия, и показывает зрящим только чувственные предметы. Он сам вещественен, имеет облик, является в пространстве и времени, окрашивает воздух и [может] то сгущаться и являться, то растворяться и переходить в ничто, поскольку призрачен, делим и ограничен. Поэтому и видели его [люди], испытывающие нехватку священных энергий, а точнее – вовсе их не стяжавшие, будучи еще неочищенными, несовершенными во время самого видения на горе [Фавор], ибо ни­чуть не были удостоены боговидных размышлений. И вот от тако­го света мы восходим к рассуждениям и положениям, которые несравнимо превосходят тот свет. Итак, говорящие, будто [тот свет] есть превыше ума, истинен и тому подобное, совершенно заблуждаются и, не видя ничего лучше являемых красот, нечестиво вводят в Церковь губительнейшие догматы» (200.111–222.128 [по изд.: Registrum patriarchatus Constantinopolitani 1981–2001, t. 2], пер. А. Ю. Волчкевич). 150 Ср. у Варлаама: «Я... услышал от них нечто чудовищное, учения невежества, недостойные, чтобы отнести их к разуму. Занимающийся этим погрузился либо в чистое безумие, либо в избыток самомнения, скудость рассуждения. ( ς οκ φελν γε τρατ’ ττα κα τοπας δογμτων, νο μν οκ ξιον επεν… ναγκαν μοι δοκε ες καθαρν μαναν τελευτσαι ες φρονματος μν πλρωσιν, κνωσιν δ φρονσεως)» (114–115, 124–126 [Schir ]), и у Кантакузина: «.Он [Варлаам] пришел к одному из учеников безмолвствующих, совершенно лишенному разума, едва отличающемуся от бессловесных, глупцу, не наделенному подобающим рассуждением ( ς δ μαθητιν τινι προσλθε τν συχαζ ντων λ γου τε πεστερημν παντελς κα λ γον διαφροντι λ γων κα οδ φρον σεως γον μετεσχηκ τι πρεποσης δι τ)» (543.23–544.3 [Schopen]).

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Примечания 1. Подробнее см.: Масловський В. З ким i проти кого воювали haцiohaлicmu в роки biйhu. М., 1999. 2. Добош Oлekciй, прот. Yhiя на Bik ХХ. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1996. С. 88. 3. ЦГАВО Украины. Ф. 3833. Оп. 1. Д.5. Л. 3. Цит по: Масловський В. З ким i проти кого воювали haцiohaлicmu в роки biйhu. М., 1999. С. 32. 4. ЦГИАЛ. Ф. 358. Оп. 1. Д. 11. Л. 17а. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i cycniльhe питання: Документи i мamepiaлu, 1899-1944. Т. 2, кн. 1. Льbib, 1998. С. 516-517. 5. Масловський В. З ким i проти кого воювали haцiohaлicmu в роки biйhu. М., 1999. С. 24-25. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988. С. 249. 6. ЦГИАЛ. Ф. 358. Оп. 1. Д. 11. Л. 25 Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i cycniльhe питання: Документи i мamepiaлu, 1899-1944. Т. 2, кн. 1. Льbib, 1998. С. 518 . 7. ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4в. Д. 2626. Л. 1. Цит. по: Добош Oлekciй, прот. Yhiя на Bik ХХ. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1996. С. 90-91. 8. Льbibcьki Biдoмocmi. 1941. 7 (липень) (перевод с украинского мой - В.П.). 9. Бывший ПА ИИП при ЦК Компартии Украины. Ф. 57. Оп. 4. Д. 338. Л. 131-132. Цит по: Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988. С.251-252. 10. ЦГИАЛ. Ф. Библ. Инв. 7954. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i cycniльhe питання: Документи i мamepiaлu, 1899-1944. Т. 2, кн. 1. Льbib, 1998. С. 384-389 (перевод с украинского мой - В.П.). 11. Льbibcьki Biдoмocmi. 1942. 7-8. С. 165-166. 12. Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988; Масловський В. З ким i проти кого воювали haцiohaлicmu в роки biйhu. М., 1999; Добош Oлekciй, прот. Yhiя на Bik ХХ. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 1996. С. 78-117. 13. Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988. 14. Гайке В.-Д. дubuзiя «Галичина». Icmopiя формування i бойових дiй у 1943-1945 рр. Торонто-Париж-Мюнхен, 1970. Цит по: Масловський В. З ким i проти кого воювали haцiohaлicmu в роки biйhu. М., 1999. С. 159-160.

http://sedmitza.ru/text/653463.html

236 Что здесь имеется в виду не ап. Павел, это видно из того, что «Новый Завет» относится к третьему году обучения. Cf. H. Kihn Theodor von Mopsuestia, S. 205. 237 См. Wright, Catalogue of the Syriac Manuscripts in the Brit. Mus. vol. I 102б, 103а; vol. II 627а. Payne-Smith, Thesaurus Syriaqus, с. 1646. Что beith mautbbe имеет отношение не к богослужению ( «intercessiones nestoyianorum») у Mai цит. 110а lat; «καθισματα des gregs» у Chabot L’ecole de Nisibe p 69; «breviaire» у Labourt цит. соч. Р. 297), а к Св. Писанию, это ясно из того, что в дальнейшем перечислении священных книг опускается только и именно те книги, которые у сирийцев включались в отдел beith mautbbe. 241 Stat. I 9. И по талмуду школа должна быть открыта круглый день, и ученик «не должен и на час оставлять школу» (Sabbath 83). Strassburger цит. соч. S. 64. 242 О таком именно порядке учебного дня свидетельствует то обстоятельство, что классные занятия учеников перечисляются всегда в одном и том же стереотипном порядке: 1) «писание и чтение, 2) школьное толкование и 3) чтение хоров» (Stat. I 8); 1) «чтение, 2) толкование и 3) хоры» (II 5); 1) «чтение слов Писания, 2) слушание толкования и 3) чтение и слушание хоров» (Stat. II 5). В последнем правиле тех из учеников, которые «прежде определенного времени» пришли к «чтению слов Писания», предоставляется освобождать от «чтения и слушания хоров», т.е. от последнего урока. Известно, что и иудейская традиция принимала трехчастное разделение школьного дня между Торою, Мишною и Талмудом. Strassburger цит. соч. S. 88. 253 См. Assemani Bibl. Orient. IV 2 p. 929 sqq. Labourt, цит. соч. p. 288 sqq. Wright, Catalogue I 53а, 104б. 266 Theodoret. hist. eccles. I 4, Migne t. 82, c. 92 H.Kihn, Die Bedeut. d. Autochen. Schule, S. 47, cf 39 286 F. X.Eggersdorfer, Der heilige Ausgustinus, als Pádagoge (Strassburger Theologische Studien, B. VIII 3–4, Freiburg i/B 1907, р. 100 sqq. 289 О происхождении и цели «монастыря» см. Eggersdorfer, Der lieil. Augustinus als Pädagoge, S. 131–134; В. Герье, Блаженный Августин , М. 1910, стр. 100 след.; A. Theiner, Geschichte der geistlichen Bildungsanstalten, Mainz 1835. S. 10 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Maximus Confessor . Ambigua 10, 27//PG. 91. Col. 1156В. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681АВ. Ibid.//PG. 91. Col. 680D. Maximus Confessor . Quaestiones et dubia 191//CCSG. 10. P. 131–132. Maximus Confessor . Mystagogia 23. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 176. Ср. в Capita theologica et oecumenica II, 36 толкование Рим. 10, 6–7: «“Небо” же есть естественная сокрытость (κρυφιτητα) Божия, [пребывая] в которой Он непостижим для всех» (Цит. по: там же. С. 241). Maximus Confessor . Ambigua 10, 31a//PG. 91. Col. 1160CD. Maximus Confessor . Ambigua 10, 31a//PG. 91. Col. 1160C. Ср. о «богоначальной сокровенности»: Dionysius Areopagita . De coelesti hierarchia 4, 2//PG. 3. Col. 180A и о «сверхсущественной сокровенности Бога»: De divinis nominibus 2, 6//PG. 3. 645A. Ср. также схолию 2 к Epistula 3 Ареопагита на слова: «Но Он — Сокрытый и после явления»; схолиаст пишет: «Сокрытый (κρφιος) он часто говорит вместо “Бог” и “сокрытость (κρυφιτητα)” вместо “божественность”» ( Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. C. 775). В трактате «О небесной иерархии» Ареопагит говорит о Божественной сокрытости в связи с обожением: «Богоначальная Сокрытость (κρυφιτητος) сверхсущественно устранена от всего и превыше всего, и по-настоящему и вполне называться подобно Ей ничто из сущего не может. Однако когда какое-либо из умственных и разумных [существ] полностью, сколько есть сил, обращается ввысь к соединению с Ней и насколько возможно непрестанно устремляется ввысь к Ее божественным осияниям, то сподобляется по мере сил, если так можно сказать, богоподобия и божественной омонимии» (De coelesti hierarchia 12, 3. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. C. 159). Характерно в этом смысле различение, проведённое в Capita theologica et oecumenica II, 90: «Царство Небесное есть постижение чистого и предвечного ведения сущих согласно логосам их, [пребывающим] в Боге. А Царствие Божие есть обретение по благодати благ, которые естественным образом свойственны Богу. Первое [обретается] при конце сущих, а второе [обретается] мысленно после этого конца» (Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 253).

http://bogoslov.ru/article/6172110

Примечания: 1) Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Совету Церквей Эстонии. Май 1999 года. 2) цит. по: Историческая справка Таллиннского епархиального управления, 1993 год. Архивные материалы  ОВЦС МП, с. 10-11. 3) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с.38. 4) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение, с.113. 5) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение, с.117. 6) цит. по: Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложен]  с.129-131. 7) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с. 44. 8) Закон о церквах и приходах ЭР, принятый Госсобранием 20 мая 1993 года. Архивные материалы ОВЦС МП. 9) Газета «Эстония». 9 сентября 1993 года. 10) Заявление пресс-службы МВД ЭР от 18 сентября 1993 года. Архивные материалы ОВЦС МП. 11) цит. по: Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, Приложение с. 158. 12) Священник Игорь Прекуп. Православие в Эстонии. Краткий исторический очерк, 1998, с. 52-53. 13) Сообщение для органов информации от 13.10.1994 ОВЦС МП.47) 14) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. 15) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. 16) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996. 17) Краткий обзор исторически-правового положения ЭАПЦ и Таллиннской Епархии РПЦ в 1919-1994 годах в  Эстонии. Архивные материалы ОВЦС МП. 18) Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия президенту США Клинтона. 1 декабря 1995 года. Архивные материалы ОВЦС МП. 19) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с. 19. 20) Меморандум о положении Православной Церкви в Эстонии. 12.01.1996 г. Архивные материалы ОВЦС МП. 21) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.25. 22) Информационный бюллетень ОВЦС МП. Специальный выпуск. 1996, с.26.

http://pravoslavie.ru/5121.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010