Мысли о языке богослужения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 В последнее время полемика по поводу современного положения церковнославянского языка и его будущего приобретает всё больший резонанс. И если случайным посетителям храмов, сетующим на то, что “ничего не понятно”, ещё можно ответить что-нибудь вроде “ходить надо постоянно, тогда будете понимать”, то когда слышишь подобные жалобы от постоянных прихожан, невольно задумываешься — а всё ли в Русской Церкви в порядке с языком богослужения? Дело в том, что любые апелляции к древним традициям и духовному богатству церковнославянского языка будут несостоятельными до тех пор, пока богослужение будет оставаться непонятным для подавляющего большинства прихожан. Именно непонятность богослужения для значительной части верующих — даже искренно стремящихся проникнуть в смысл песнопений и молитв, — остаётся реальной и одной из самых насущных проблем церковной действительности. Конечно, люди улавливают общую канву богослужения, иногда понимают в целом смысл песнопений и молитвословий, но о том, чтобы в полной мере приобщаться к духовным глубинам текстов преподобных Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и других выдающихся песнописцев, речь, как правило, не идёт. Таким образом, за гранью понимания остаётся богатейшее духовное сокровище Постной и Цветной Триодей, Октоиха, Миней и других богослужебных книг. Масса сложностей возникает с пониманием даже самых распространённых молитв, причём часто знания одной церковнославянской грамматики оказывается далеко не достаточно. Так, молитва Божией Матери Взбранной Воеводе практически недоступна для понимания без серьёзного историко-филологи­ческого комментария 1 . Смысл тропаря святителю Николаю Чудотворцу также невозможно уяснить до конца, если не знать, что в традициях византийской гимнографии под сокровенными словами яже вещей истина имеется в виду Христос. Немало проблем создаёт и наложение смыслов. За примерами здесь тоже далеко ходить не надо — живот (церк.-слав. ‘жизнь’, русск. ‘живот, часть тела’), катавасия (церк.-слав. ‘песнопение, завершающее песню канона’, русск. ‘переполох, недоразумение’), глумитися (церк.-слав. ‘поучаться, назидаться’, русск. ‘издеваться’), оправдание (церк.-слав. ‘заповедь’, русск. ‘оправдание’), наглый (церк.-слав. ‘внезапный’, русск. ‘грубый, бесстыдный’) и т. д. Так, одна весьма уважаемая дама — директор православной школы, имеющая не одно высшее образование, до некоторых пор всерьёз считала, что во фразе и грех мой предо мною есть выну (Пс 50) последнее слово (церк.-слав. ‘все­гда’) — не что иное, как форма 1-го лица ед. числа от глагола вынимать!

http://pravmir.ru/myisli-o-yazyike-bogos...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Евфимий (Моисеев) В последнее время полемика по поводу современного положения церковнославянского языка и его будущего приобретает всё больший резонанс. И если случайным посетителям храмов, сетующим на то, что “ничего не понятно”, ещё можно ответить что-нибудь вроде “ходить надо постоянно, тогда будете понимать”, то когда слышишь подобные жалобы от постоянных прихожан, невольно задумываешься — а всё ли в Русской Церкви в порядке с языком богослужения? Дело в том, что любые апелляции к древним традициям и духовному богатству церковнославянского языка будут несостоятельными до тех пор, пока богослужение будет оставаться непонятным для подавляющего большинства прихожан. Именно непонятность богослужения для значительной части верующих — даже искренно стремящихся проникнуть в смысл песнопений и молитв, — остаётся реальной и одной из самых насущных проблем церковной действительности. Конечно, люди улавливают общую канву богослужения, иногда понимают в целом смысл песнопений и молитвословий, но о том, чтобы в полной мере приобщаться к духовным глубинам текстов преподобных Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского и других выдающихся песнописцев, речь, как правило, не идёт. Таким образом, за гранью понимания остаётся богатейшее духовное сокровище Постной и Цветной Триодей, Октоиха, Миней и других богослужебных книг. Масса сложностей возникает с пониманием даже самых распространённых молитв, причём часто знания одной церковнославянской грамматики оказывается далеко не достаточно. Так, молитва Божией Матери Взбранной Воеводе практически недоступна для понимания без серьёзного историко-филологического комментария 1 . Смысл тропаря святителю Николаю Чудотворцу также невозможно уяснить до конца, если не знать, что в традициях византийской гимнографии под сокровенными словами яже вещей истина  имеется в виду Христос. Немало проблем создаёт и наложение смыслов. За примерами здесь тоже далеко ходить не надо — живот (церк.-слав. ‘жизнь’, русск. ‘живот, часть тела’), катавасия (церк.-слав. ‘песнопение, завершающее песню канона’, русск. ‘переполох, недоразумение’), глумитися (церк.-слав. ‘поучаться, назидаться’, русск. ‘издеваться’), оправдание (церк.-слав. ‘заповедь’, русск. ‘оправдание’), наглый (церк.-слав. ‘внезапный’, русск. ‘грубый, бесстыдный’) и т. д. Так, одна весьма уважаемая дама — директор православной школы, имеющая не одно высшее образование, до некоторых пор всерьёз считала, что во фразе и грех мой предо мною есть выну ( Пс. 50 ) последнее слово (церк.-слав. ‘всегда’) — не что иное, как форма 1го лица ед. числа от глагола вынимать !

http://azbyka.ru/mysli-o-yazyke-bogosluz...

1 Глумитеся. — см. Церковный Словарь. 2 бесчестных (церк.-слав). 3 см. Мк. гл. 11 4 Яко Свят Господь Бог наш Типикон, гл. 2, л. 8. СПб., 1992. (Репринт) 5 крепостных 6 Толковый словарь Вл. Даля, т. 3 7 Обуяти — обессилить, потерять силу (церк.-слав) 8 по-гречески 9 гласа хлада тонка " _ 10 днях 11 денег 12 Богородице 13 забудешься (лат). : забылся (лат) . 14 пока (когда) святое соделываешь (лат) 15 Рассуждение (устар) 16 Пример самоукорения. — Примеч. авт. 17 Добрадина 18 Этот раб Божий Иванов подвизался потом в Саровской пустыни. — Примеч. авт. 19 Священник Николай Старополъский. Послано 360 р. 10 сентября... — Отец Николай из с. Конечное Череповецкого у. Новгородской губ. откликнулся на помощь отца Иоанна следующим письмом: «Дорогой, неоцененный и добрый мой Батюшка! С чувством глубокой благодарности пишу я Вам это письмо. Вы не оставили меня и мою семью в тяжкий час жизни. Как я Вас благодарю, родной наш, и также семья. Пусть Господь продлит Вашу жизнь на многие лета, а я со своей стороны приложу все силы молиться за Вас у престола Всевышнего. Остаюсь любящий Вас и благодарный недостойный иерей Николай Старопольский» (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 7г, л. 327). Известно и более раннее письмо о. Николая, когда он был еще дьяконом (без даты). Он просил у отца Иоанна совета, как ему поступить, ибо по болезни не может служить (Там же, л. 91). 20 Станция Сопоцкин, Сувалкская губерния (см. там же: Монастыръ Теолин... 200 р., а также с. 12: «Сувалкской губ. ...Игумений Людмиле. Монастырь Теолин). — С игуменией Теолинского монастыря (одним из отделений монастыря Леснинского) Людмилой отец Иоанн был лично знаком, вероятно, с конца 1901 г., когда она приезжала в Кронштадт (в письме к Батюшке от 22 декабря 1901 г. она, благодаря его за присланные 300 руб., пишет, что все время вспоминает Кронштадт и «дивный Андреевский собор» — ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 56, л. 1—1об).. Комментируемые записи связаны с очередными отправками денег в монастырь. В письме от 17 сентября 1908 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3267...

Вечный полдень – свет спасенья – Всей вселенной день один. Слава Господу во веки, Слава Богу вдохновенья, Слава Троице. Аминь. Примечания, со ссылками на церковно-славянском языке. Христос воскресе – слово из пасхальных богослужебных песнопений и приветствие православных христиан на Пасху, от дня Воскресения Христа, от Пасхи, все сорок праздничных дней, до Его Вознесения. Божий Дух – Дух Божий – Дух – в священном Писании упоминается: как Дух Святый, второе лице Пресвятой Троицы, и, реже, как Ангел Божий. Быт. 1, 2: Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и дух божий ношашеся верху воды. Быт. 41, 38: И рече фараон всем рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать духа божия в себе? Иов. 33, 4: дух божий сотворивый мя, дыхание же вседержителево поучающее мя. 2 коринф. 5, 5: Сотворивый же нас в сие истое бог, иже и даде нам обручение духа. Евр. 2, 4: сосвидетелствующу богу знаменьми же и чудесы, и различными силами, и духа святаго разделеньми, по своей ему воли. Здесь, в послании к евреям апостола Павла, говорится о дарах духовных, дарах Духа Святаго, о знамениях и чудесах от Бога, о явлении сил различных, в тех, кто пребывает в благодати Духа Святаго, и о разделениях даров духовных по Его воле, ибо дары духовные даются верующим многоразличные, на все потребы духовной жизни. Хлада глас – слово из Библии, на церковно-славянском языке, о малозаметном признаке явления Господа: 3 царств. 19, 12: и по трусе огнь, и не во огни господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо господь. Слава Божия – упоминается в Библии не единожды: Притч. 25, 2 (церковн.-славянск.): Слава божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его. Апокалипс. 21, 23: И град [небесный] не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо божия просвети его, и светилник его агнец. С нами Бог – слово из православного богослужения: Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ (Ис. 6, 9-10; церк.-слав.). С нами Бог – это слово означает также имя Господа Иисуса Христа, имя Его чудесного явления, в пророчестве Исаии пророка: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Матф. 1, 23).

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/21/...

Мысли при чтении Книги Левит Глава 1. О жертвах. О всесожжении, или жертве кровавой. Глава 2. О жертве бескровной (мука пшеничная; ливан). Глава 3. О жертве спасения – кровавой. Глава 4. О жертве за грех . Это – произвольные жертвы. Гл.5. Жертвы необходимые, [о] жертве о согрешении по неведению. Ст.7. О принесении вместо овцы, по бедности, двух горлиц или двух птенцов голубиных. Глава 6. Обряды жертв. Гл.7. Законы о жертвах. Гл.8. Моисей окропляет скинию; освящает Аарона и ризы его, и сыны его и ризы сынов его с ним и приносит Богу жертву. Гл.9. О первой жертве Аарона. 23 ст. Когда Моисей и Аарон, взошедши в скинию, вышли из нее и благословили всех людей, тогда явилась слава Господня всем людям. Вышел огонь от Господа и поел, что было на алтаре, всесожжения и туки. Это видел весь народ – все ужаснулись и пали на лица. 10 гл. О смерти Надава и Авиуда в наказание за взятие чужого огня, а не с алтаря, которого надо было подождать, когда выйдет. 9 ст. Вина и крепких напитков [церк.-слав.: сикера] не пей ты и сыны твои с тобою (говорит Господь Аарону), когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику], чтобы не умереть. Если ветхозаветные священники должны были воздерживаться от вина и сикера пред временем входа в скинию и приближения своего к алтарю, то не тем ли более мы – новозаветные священники. Гл.11. Повелевается есть тех только скотов, которые раздвояют копыто, пазнокти 47 имеют на две стороны и отрыгают жвачку; а из животных, живущих в воде, – тех, у которых есть перья и чешуя. Из птиц не велено есть орла, грифа, морского орла, неясыти, совы и подобных им. Всяк, прикоснувшийся к мертвечине нечистых животных, был нечистым до вечера; даже вещи почитались нечистыми, если в них как-либо попала мертвечина. Глава 12. Об очищении кровоточивой: если она рождала мужеский пол, то почиталась нечистой сорок дней, а если женский – восемьдесят дней. 4[-8] ст. Тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мысли при чтении Псалтири Псалом 1. Описывается благоуспешность во всем и блаженство людей благочестивых и бедствие нечестивых. Благочестивый человек как древо плодовитое при потоке вод, а нечестивые – как прах, возметаемый ветром с земли. Псал. 2 . Пророчество о Мессии. Пс. 4 , [ст.7–8]. Яви нам [церк.-слав.: знаменася на нас] свет лица Твоего, Господи. Ты исполнил сердце мое веселием. Свет лица Божия знаменается на истинно благочестивых людях во время благочестивых занятий их веселием в сердце их. Чудное бывает это веселие. В мире не бывает такого веселия; оно бывает успокоительно, отрадно, восторженно. Пс. 11 , ст.9. По высоте Твоей умножил еси сыны человеческия. Что ты дивишься, богоотец, множеству людей? Подивись множеству Ангелов: их в девяносто девять раз больше, чем сколько пережило и переживет еще людей от начала мира до конца его. И то правда, что людей очень много на земле даже в одно известное время: где нет их? Везде, на всем земном шаре; их бывает до миллиона и даже больше в одном городе. (Поистине, по высоте неба от земли умножил Ты, Господи, людей: сколь высоко небо, столь много людей. По высоте же небесной от земли Ты, Господи, утвердил и милость Твою на боящихся Тебя.) Пс. 12 . Доколе, Господи... читать чаще. Псал. 15 , ст.11. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек. Благодарю Тебя, Творче и Избавителю мой, что Ты указал мне пути жизни, именно – путь любви к Тебе, созерцания Твоих совершенств, путь любви моей к ближнему. Когда я с Тобою, Господи, служу Тебе чистосердечно, тогда весело мне, твари ничтожной, с всесовершенным Творцом своим, тогда радуются все кости мои. Полнота радостей пред лицем Твоим. И это неудивительно, потому что сладость в деснице Твоей (красота) вовек – бесконечная, несказанная сладость... Псал. 16 , ст.2. От Твоего лица суд мне да изыдет [церк.-слав.: От лица Твоего судба моя изыдет]. Да, Господи: Ты Царь мой по праву творения и искупления, а я – раб Твой; у меня все – Твое: и душа, и тело, и здоровье, и способности, и все, что у меня есть. Вся судьба моя – и временная, и вечная – зависит от Тебя, как судьба полного раба от его господина. Даруй мне памятовать это всегда и благоугождать Тебе, моему Владыке, чтобы утешаться мне ожиданием от Тебя хорошей судьбы. 5 ст. Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои. Если Ты Сам не поможешь мне ходить твердою ногою в путях Твоих – в путях правды, любви и чистоты, я всегда буду хромать на обе стороны, я буду нетверд на пути благочестия. Утверди же Ты шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В.В. Виноградов Слой СЛОЙ Слово слой находит себе соответствия в чешском и польском языках: чешек. sloj слой; sluj – слой; пещера, нора; польск. sój – прожилки, «смолистая жила в дереве», свиль; sojowaty – слоеватый, жилистый. По-видимому, слово слой находится в ближайшем этимологическом родстве с глаголом лить (сълой; ср. пере-лой; съ-логъ при съ-лечь). По объяснению Преображенского, сълой ­­ слияние (пластов); ср. лой – жировой пласт на брюшине (Преображенский, 2, с. 323), церк.-слав. сало (сл. 1867–1868, 2, с. 549). В «Материалах» И. И. Срезневского слова слой (сълой) не находится. Но заключать отсюда, что оно было вовсе неизвестно древнерусскому литературному языку, нельзя. Можно лишь думать, что это слово как чисто народное попало в письменный язык довольно поздно, не ранее XVI – XVII вв. В русском литературном языке XVII – XVIII вв. слово слой обозначало «протяженный ряд какого-нибудь вещества, лежащий на поверхности другого»; «масса, часть вещества, расположенная горизонтально и соприкасающаяся с поверхностью другой части». Например, слой теста, слой чернозема, верхний слой воды, слой варенья в пироге. На почве этого значения, естественно, сформировалось и другое, более частное: «каждая из пластинок, составляющих некоторые тела, или части их». Например, луковичные слои, верхний слой земной коры; слои горных пород (сл. АР 1806–1822, 5, с. 546; сл. 1867–1868, 4, с.313). Эти два значения были тесно связаны одно с другим. Различие между ними состояло в том, что первое охватывало разные виды вещества, в том числе и вещества в жидком и газообразном состоянии, второе – относилось преимущественно к плотной или твердой массе вещества, разделяющейся на пласты или пластины, и синонимически соприкасалось с словом пласт. В словарях Академии Российской слово пласт определялось так: «1) Плоская, отделенная от чего-либо часть разнообразной окружности или вида. Снег валится с кровель пластами. Резать, сдирать с тюленей, моржей и белух тук пластами. Пласт сотов. 2) У рыбных промышленников на Волге так называется судак длиною в 8 вершков. Пут[ешествие] Гмел[ина]. 2.324» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 1106 339 ). Здесь механически слиты два омонима. Тут же отмечается выражение: «пласт пластом лежать... простонар. Лежать без движения, без чувства навзничь или ничком».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > История издания Литературно-философского Журнала русской христианской культуры «Выбор» 10.04.2024 2 Время на чтение 49 минут Источник: Институт им. Данилевского Альманах «Рубежи» Я давно утвердился в позиции: жить в своей стране как свободный человек, явочным порядком расширяя поле свободы. В 1980 году я самиздал альманах «Рубежи», напечатал несколько десятков экземпляров на печатной электрической машинке «Оптима». Остро чувствуя, что Россия и мы на рубеже новой эпохи, на первой странице альманаха привёл этимологию слова «рубеж». Этимологический словарь М. Фасмера: – край, грань; зарубка, насечка; – от «рубить», первонач. «метка, зарубка»; Якобсон указывает, что рубеж – церк. слав. форма по отношению к рубёж – «рубка леса» Словарь современного русского языка: – линия, черта, разделяющая смежные области, участки и т.п.; – граница; – естественная преграда, препятствие, служащее границей чего-либо; – о том, что отделяет одно от другого во времени; – линия обороны, укреплений. Затем шёл манифест издателя. Как жить истинно в этом страшном мире? Сегодня этот вопрос уже не может быть риторическим. В распаде и разложении современности сконцентрированы все предшествовавшие исторические катастрофы. Как никогда человечество стоит перед бездной самоуничтожения. И каждый наш шаг, бездумный и легкомысленный, неукротимо приближает мир к гибели. Истина – это величайшее бремя. Обретение истины требует невероятного усилия. Но сама жизнь требует от современного человека принятия крёстности истины. Иначе в небытие обрушиваются все наши чаяния и упования, и, кто знает, может быть, во многом и предшествующих поколений. Что есть Истина? Господствующее научно-позитивистское мироощущение воспринимает такой вопрос как некорректный или даже бессмысленный. Насущные проблемы человеческого существования пытаются разрешить «вынося за скобки» истину о бытии человека. Разве не идиотизм, что для решения проблемы «человек-природа», например, привлекаются усилия учёных позитивистов, для которых не имеет смысла вопрос об истинном бытии человека и истинном отношении человека к природе? Истина едина по сути своей: «Я есмь Истина», – это слова Бога и Человека, и это значит, что Истина не абстрактна, а жива, что она не за «скобками», а в сердце. Вне обращённости к Единству Истины, к её живому Источнику обессмысливается каждый шаг человека.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/10/istori...

Мысли при чтении Псалтири (Продолжение) Пс. 40 , [ст.2–4]. Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его. Видишь, как Псалмопевец ублажает человека, внимательного к нищим и убогим; видишь, как он благожелательствует ему. Будь же внимателен и сострадателен ко всякому истинно нищему и убогому. 12 ст. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною, а меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицем Твоим на веки [церк.-слав.: В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век]. Так больно для человека, когда враги радуются его несчастию, и так нужна помощь Божия против таких врагов. Но чтобы получить эту помощь, с нашей стороны нужно сердечное незлобие. Пс. 41 . Как стремился душою к Богу царь Давид, так старайся стремиться и ты, душе моя, возжадай к Богу крепкому, живому; Он утолит твою ничем земным ненасытимую жажду. 4 ст. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» Боже мой! И в избранном народе Твоем были такие безбожники, которые каждый день смеялись над рабом Твоим, говоря: где Бог твой? Ах, как это тяжело для души благочестивой! Пс. 42 , [ст.] 4. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! Я имею счастье часто подходить к жертвеннику Божию и исповедаться Ему – не в гуслях, а собственным голосом и голосом поющих и читающих. Слава Тебе и благодарение за то, что Ты даровал мне счастье Давида, даже больше его. Пс. 43 . О победах как деле Божием и поражении как наказании Божием. Пс. 44 . Пророчественный о Христе и Матери Божией. Пс. 45 , [ст.2–3]. Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля. Надеющиеся на Господа ничего не боятся, хотя бы и земля рушилась, потому что Господь всесилен и [...] благочестивые от напасти избавляти. 7 ст. Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля. Да, когда Вышний даст глас Свой, тогда все вострепещет. Даже праведники трепещут, когда Бог говорит с ними. Все люди, все царства земные, вся земля пред Богом – сущее ничтожество. Яко превознесеся имя Того Единого, исповедание Его на земли и на небеси! [ Пс. 148:13 ]. 9[-10 ст.] Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Да, умирение браней есть именно чудо Божие. Смятение, ярость войны вдруг превращаются в тишину мира. Бог наказывает войною, но Он же и умиротворяет царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Перевод с церк. слав. языка сделан еп. Иустином (Полянским) . Содержание Вместо введения Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем Алфавит Духовный Часть Первая Глава Первая. О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя Глава Вторая. О том, что подобает делать разумом и хранить заповеди Господни Глава Третья. О том, что, кто не возделывает своего разума – не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума Глава Четвертая. О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума Глава Пятая. О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти Глава Шестая. О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание Глава Седьмая. О том, чтобы не порабощаться плотским сладострастием, но всегда искать утешения духовного в Господе Глава Восьмая. О том, что всегда и во всем должно следовать разуму, а не бессмысленным плотским похотям Глава Девятая. О том, чтобы не уязвляться лицами и не порабощаться похотию плотскою Глава Десятая. О том, чтобы не порабощаться блудными помыслами и скверными похотями Глава Одиннадцатая. О том, что плотская похоть не свойственна человеку, но вошла в род наш от преступления Адамова Глава Двенадцатая. О том, чтобы не прилагать сердца своего к настоящим вещам и не искать покоя и утешения в земных сладостях, но искать их в Одном только Господе Боге Часть Вторая Глава Первая. О том, чтобы – во всех вещах – блюстись суетного велехваления Глава Вторая. О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и славою человеческою, потому что та и другая изменчивы (прелестны) Глава Третья. О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию Глава Четвертая. О том, чтобы всегда и во всем смиряться пред Богом и людьми Глава Пятая. О том, чтобы и мало не приписывать себе чего-либо хорошего Глава Шестая. О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло Глава Седьмая. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства Глава Восьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010