Монастырь Латому основан в конце V — начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Греческое название — Μον Λατμου. Свое название (Латому — каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев. Из всех строений сохранилась только церковь святого Давида (греч. σιος Δαβδ — Осиос Давид), бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующим храмом. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проезд : ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут) или автобусом N.22 Адрес: Osios David, Thessaloniki Подробнее... Монастырь Панагия Цамбика (Родос) [ править править код ] Монастырь Пресвятой Богородицы Цамбика (Тсамбика) расположен в восточной части острова Родос, в 32-х километрах от города, между поселениями Колимбия и Архангелос. В монастыре находится уникальная чудотворная икона, к которой греки относятся с особым почитанием - икона Панагия Цамбика. Деревянный иконостас монастырского храма датируется 17 веком. Адрес: Archangelos 851 02, Родос, Греция Храм расположен в 6 км от города Архангелос. Как добраться: Телефон: +30 22440 22340 Подробнее... Мужской монастырь Агаратос (Крит) [ править править код ] Монастырь расположен на скалистом подъеме между деревнями Сгурокефали и Самбас, в 23 км от Ираклиона. Разделен на две части, одна из которых посвящена св. Мине (престольный день 11 ноября), другая — Успению Пресвятой Богородицы (престольный день 15 августа), является одним из старейших монастырей на острове Крит. Письменные свидетельства о монастыре встречаются с 1520 года. В 1536 году в монастыре было 20 монахов. Разные даты можно найти на стенах монастыря, такие как 1511, 1554, 1583, 1584 и др. Многие надписи монастыря датируются венецианской эпохой. В разное время в монастыре проживали известные деятели Крита.

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(монаст...

Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27). Киворий (греч.) - сень над престолом, поддерживаемая колоннами; к киворию крепились завесы, закрывавшие престол в промежутках между службами. Появляется в IV-VI вв. В иконописи изображения кивория символизирует алтарь. Киноварь - сернистая ртуть, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи. Киот (греч. - ковчег) - деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон. Кириотисса - один из иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей перед собой Младенца. Клав (греч.) - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды. Клейма - в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг центрального изображения; Ковчег - в иконописи углубленное среднее поле иконной доски. Конха (греч. - раковина) - полукупол, сомкнутый полусвод, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей здания (апсид, ниш). Корпусное письмо - в иконописи особый технический прием, когда краски накладываются плотными, непрозрачными слоями. Кракелюры - трещины в красочном слое иконы или картины. Крестово-купольная система - архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом, купол оказывается над перекрестьем двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку (церковь св. Давида в Салониках, Греция); получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре начиная с 1Х-Х1 вв. Крещение Господне - см. Богоявление. Ктитор (греч. - строитель) - человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и для украшения храма росписями). Л Лавра - крупный мужской монастырь, подчиненный непосредственно высшей церковной власти. Левкас (греч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Святой ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник Пророк Апостол Святитель МЧ, МЧНК Мученик Преподобный Надпись Страна Перевод Псков. XV в. Иисус Христос Греция. XVI в. Иисус Христос Русь. XVI в. Иисус Христос Византия. XIV в. Матерь Божия Русь. XVI в. Матерь Божия Сербия. XIV в. Матерь Божия Византия. XII в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Архангел Греция. XVI в. Праведник Греция. XVI в. Праведник Русь. XV в. Пророк Греция. XVI в. Пророк Русь. XV в. Пророк Болгария. XIV в. Святой Сербия. XIV в. Святой Русь. XVII в. Святой Русь. XII-XIII в. Святой Греция. XVI в. Святой Русь. XVI в. Святой Русь. XVI в. Апостол Русь. XVII в. Апостол Русь. XVII в. Святитель Русь. XVII в. Святитель Русь. XVI в. Мученик Русь. XVII в. Мученик Русь. XVII в. Преподобный Русь. XVII в. Преподобный Русь. XV в. Греция. XVI в. Русь. XVI в. Греция. XVI в. Предтеча Русь. XVI в. Предтеча Византия. XI в. Златоуст Греция. XVI в. Златоуст Шрифт в русских иконах Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

http://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax

Греция кон. XIII века 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. 23226 (Кутлумуш) Греция 1363 г. 19 августа, в день Преображения Господня Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) Греция 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских 27 сентября, в день Воздвижения Креста Болгария 6 мая, в день св. Георгия Победоносца Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. Греция 21 ноября, в день Архистратига Михаила 14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» ( X в.). Греция кон. X века 12 июля, в день апп. Петра и Павла Честная глава апостола Варфоломея. Греция 7 апреля, в день Благовещения 6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского Чудотворная икона Богородицы « Сладкое Лобзание» . Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. Греция 1257 г. 7 января, в день Рождества Христова 4 августа, в день св. Марии Магдалины Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. Греция 15 февраля, в день Сретенья 10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскити); 23629 (Новый Скит) Греция 1541 г. 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста , Григория Богослова , архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Афон

Храм Св. Феодоры. Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. АНАСТАСИИ (ок. 30 км. к юго-востоку от Салоник, близ с. Василики). Мощи: МОНАСТЫРЬ СУРОТИ (ном Халкидики, близ Суроти). Мощи: НЕА-МИХАНИОНА (ок. 20 км. к юго-западу от Салоник). Кафедральный собор Успения: НЕА-ИРАКЛИЯ (ном Халкидики): С. ПИРГАДИКИЯ (ном Халкидики): НЕА-ОЛИНТОС (к юго-западу от Полийироса): НЕА-МУДАНЬЯ (54 км. к юго-востоку от Салоник). Храм Панагия-Корифини: МОНАСТЫРЬ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (подворье афонского монастыря Ксенофонт; 12 км. к северо-востоку от Сереса). Мощи: МОНАСТЫРЬ ИКОСИФИНИССИС (близ Драмы). Мощи и икона: С. СИПСА, близ Драмы. Монастырь Вознесения. Мощи: НЕА-КАРВАЛИ (8 км. от Кавалы). Храм Св. Григория. Мощи: КЕРКИРА. Храм Св. Спиридона. Мощи: Кафедральный собор Св. Феодоры. Мощи: Епископская часовня при Митрополии. Мощи: Храм Свт. Николая: Храм Св. Иасона и Сосипатра (район Горица). Мощи: Храм «Влахернской» иконы Божией Матери (район Канони): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ПАЛЕОКАСТРИЦА (ок. 20 км. к северу от Керкиры): МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ФАНЕРОМЕНИ (3 км. к западу от Лефкаса): ГИРАС (о. Лефкас). Храм Успения: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ГЕРАСИМА (о. Кефалиния, близ Аргостолиона). Мощи: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-СИССИОН (о. Кефалиния, ок. 15 км. к юго-востоку от Аргостолиона): Д. МАРКОПУЛО (о. Кефалиния, к юго-востоку от Аргостолиона). Храм Успения: С. ПАСТРА (о. Кефалиния, к юго-востоку от Аргостолиона). Храм Панагия-Крини: МОНАСТЫРЬ АГРИЛИОН (о. Кефалиния, ок. 20 км. к востоку от Аргостолиона, близ Сами): ЛИКСУРИОН (о. Кефалиния, к северо-западу от Аргостолиона). Храм Св. Панагия. Мощи: МОНАСТЫРЬ КОРОНАТУ (о. Кефалиния, 3 км. от Ликсуриона): МОНАСТЫРЬ КИПУРЕОН (о. Кефалиния, к северо-западу от Ликсуриона). Мощи и иконы: МОНАСТЫРЬ УСПЕНИЯ (о. Кефалиния): МОНАСТЫРЬ МЕЛАПИДИАС (о. Кефалиния): МОНАСТЫРЬ КАФАРОН (о. Итака, к северо-западу от Вати, близ д. Агро): СТАВРОС (о. Итака, к северу от Вати). Храм Св. Варвары. Мощи: ЗАКИНФ. Собор Св. Дионисия. Мощи: С. ГИТАНИ, к западу от Закинфа. Храм Пантократора. Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ПАНАГИЯ-ЭЛЕВФЕРОТРИЯ (к юго-западу от Закинфа, близ д. Пантократорас):

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(святын...

Трагедия в том, что Греция не может сделать выбор: Запад или Восток. Ей этого не дано. Вообще любая трагедия – это отсутствие выбора, невозможность синтеза. Если и прав греческий премьер-министр Караманлис (судя по фамилии, турецкого происхождения) относительно того, что политически, географически и идеологически (что уже спорно) Греция есть Запад, то духовно и исторически Греция есть Восток. По своей идее, Великая Греция, породившая и Восток, и Запад, должна объединять эти два полюса. Если Запад есть тезис, Восток – антитезис, то Греция должна быть сюнтезис, т.е. синтез. Синтеза пока нет, как нет, впрочем, сегодня в " однополярном мире " и полноценного антитезиса. Имя: Константин Когда второму сыну будущего российского императора Павла I было дано имя Константин, это имело глубоко символический смысл. Предуготовляемый, согласно проекту своей бабушки, к греческому трону, он должен был стать законным преемником византийских императоров, начало и конец правления которых, по некоей удивительной исторической симметрии были связаны с именем Константин. Константин I Великий стал основателем Константинополя; Константин XI – последний император Византии, погибший во время осады Константинополя турками в 1453 г. Константин Павлович, наверное, не стал бы Константином XII, т.к. последней представительнице законной византийской династии Софии Палеолог суждено было соединиться браком не с Романовыми, а с Рюриковичами. Он мог бы стать Константином I, однако, новый Константин I происходил из датской династии Глюксбургов, утвердившейся в Греции после освобождения от турецкого ига и революции 1862 г. А имя последнего греческого короля, низложенного в 1973 г., из той же династии, было Константин II.Takuм образом, описаны два исторических круга. В Греции на этот счет, разумеется, существует легенда о Царе Константине – православном монархе, который воссядет на престол в Константинополе, столице возрожденной Византийской империи, и будет в последние времена противостоять Антихристу. Свято место, которое готовилось для великого князя Константина Павловича, но так и не было востребовано, не может оставаться пустым.

http://religare.ru/2_34100_1_21.html

Вторая Книга Царств Краткий обзор главных предметов содержания Вторая книга Царств – по содержанию своему представляет единичный и цельный рассказ о Давидовом царствовании. Но, по некоторым выдающимся событиям в жизни самого царя Давида, и повествование о нем может быть раздроблено на несколько отделов. Таковых отделов, или частей, представляется во второй книге Царств – четыре. Часть первая повествует о вступительном периоде царствования Давида в Хевроне – над коленом Иудиным, до воцарения его над всем Израилем (гл. 1–5). Вторая часть излагает блестящий период царствования Давидова, до его падения (гл. 5–10). Третья часть излагает несчастия Давида, вследствие его падения, до изгнанничества его из Иерусалима (гл. 11–18). Часть четвертая излагает события по усмирении бунта Авессаломова, и по восстановлении Давида в царстве Израильском (гл. 19–24). Существенные предметы повествования по главам могут быть обозначены и изложены так: В первой части: главы I. Давид, извещаемый о смерти Саула и Ионафана. II. Междуусобная брань между домом Сауловым и Давидовым. III. Погибель Авенира от руки Иоава. IV. Погибель Иевосфея, сына Саулова. Во второй части: V. Воцарение Давида над всем Израилем, и устройство им столицы. VI. Перенесение ковчега завета Господня в Иерусалим. VII. Намерение Давида создать храм, и пророчество о славе дома его. VIII. Завоевания и победы Давида. IX. Великодушие Давида к падшему дому Саула. X. Война Аммонитская. В третьей части: XI. Падение Давида. XII. Суд Божий над Давидом, раскаяние его и взятие столицы Аммонитской. XIII. Бесчестие Фамари и насильственная смерть Аммона. XIII. Примирение Давида с Авессаломом. XV. Бунт Авессалома и удаление Давида из столицы. XVI. Уничижение Давида в изгнанничестве. XVII. Давид, преследуемый Авессаломом. XVIII. Погибель Авессалома. В четвертой части: XIX. Возвращение Давида в Иерусалим. XX. Бунт Савея. XXI. Возмездие потомкам Сауловым, и четырехкратные победы над Филистимлянами. XXII. Благодарственная песнь Давидова. XXIII. Достоинство Давида, как царя и боговдохновенного писателя,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Двенадцати апостолов. Церковь Святых апостолов, Соок-Су Джами. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Церковь Двенадцати Апостолов (греч. Αγιοι Απστολοι) — крестокупольный храм в городе Салоники, посвященный соборной памяти двенадцати апостолов. Храм был построен в XIV веке – эпохе, известной как «золотой век» Салоник. В то время город превратился в крупный культурный, интеллектуальный и духовный центр северного Средиземноморья, являясь вторым по значимости после Константинополя городом угасающей Византийской империи. Монастырь основан константинопольским патриархом Нифонтом I между 1310 и 1314 гг. и посвящен Богородице. Считалось, что церковь была построена в XII веке (некоторые специалисты видели в ней элементы архитектуры VII века). Однако после обнаружения в ходе реставрации посвятительной надписи, в которой Нифонт обозначен как ктитор, строительство церкви стали относить к началу XIV века: «Павел монах, настоятель сей чтимой обители и ученик Святейшего вселенского патриарха и ктитора господина Нифонта, второй ктитор». Надпись находится над главным входом из притвора в храм. Здесь помещено фресковое изображение Богородицы с двумя архангелами и коленопреклоненной фигурой игумена Павла. Имя Нифонта как ктитора сохранилось на карнизах дверных коробок и среди кирпичного орнамента стенной кладки фасада. Церковь Святых Апостолов, как и большинство храмов Салоник в период между 1520 и 1530 гг., была обращена в мечеть Суджук су Джамии (то есть «мечеть холодных вод»). С XIX века храм упоминается под своим теперешним именем, хотя раннее его посвящение Богородице несомненно. Храм Двенадцати Апостолов расположен в западном конце Византийских Салоник, к юго-востоку от Летейских ворот, почти примыкая изнутри к городским стенам. Он являлся соборным храмом (кафоликоном) крупного монастыря. От былого монастырского хозяйства до нашего времени дошли лишь фрагменты: остатки монастырских ворот с фрагментом монастырской ограды на западе, небольшой фрагмент восточной стены, да цистерна для хранения воды к северо-западу от храма. Судя по сохранившимся фрагментам, входные ворота монастыря были двухэтажными, нижний ярус перекрывал полуциркульный свод.

http://sobory.ru/article/?object=35480

Вход в Иерусалим. Мозаика церкви Св. Апостолов в Салониках. 1312–1315 Преображение. Мозаика церкви Св. Апостолов в Салониках Ещё более экспрессивными и непосредственными выглядят росписи Салоник – в храме Св. Екатерины (1307), и в церквах Св. Евфимии (1303) и Св. Николая Орфаноса. Резкие позы, нарочито грубые и сниженные типы, подчёркнутая световая разделка объёмов, придают этой живописи эффекты почти брутального характера. Классицизм в таких росписях становится обыденным «разговорным» языком. Главный же интерес лежит не в сфере воплощения классического, а в его преодолении. Живопись Салоник активнее и энергичнее, чем в храмах метрополии. Формы кажутся здесь более живыми. Обилие контрастов делает сам образ открытым, контакт с ним – близким и непосредственным. Считается, что с живописью церкви Св. Евфимии в Салониках преемственно связано творчество легендарного афонского художника Михаила Панселиноса. Фрески храма Протата в Карее на Афоне, созданные им, до сих пор не до конца расчищены, чтобы с точностью судить об их стилистических достоинствах. Лик Адама. Фрагмент мозаики «Сошествие во ад» церкви Св. Апостолов в Салониках Благословение Иоакиму. Фреска нартекса церкви Св. Апостолов в Салониках В 1315 г. лучший художник Фессалии – Георгий Каллиергис расписывает церковь Спасителя в Веррии. Не исключено, что его творчеству принадлежит и стенопись церкви Власия в Веррии. И фрески церкви Св. Евфимии, и живопись Каллиергиса выделяются красотой тонального колорита, светоносностью цвета, особой лёгкостью в интерпретации материи. Живопись более прозрачна и подвижна, нежели было принято в это время. Объёмы лишены массивности. Красочная фактура обнажена. Поверхность активно взаимодействует со светом, а не отражает его. Эти особые Тенденции в искусстве Салоник получат ещё более интенсивное развитие на следующем этапе – в живописи нартекса храма Св. Апостолов начала 1330-х гг. Значительное количество монументальных ансамблей раннепалеологовского времени сохранила Сербия. Большинство из них сербские исследователи приписывают школе Михаила и Евтихия – мастеров, приглашённых королём Милутином из Охрида, и создавших в Сербии свою школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В институте прп. Сергия царила атмосфера мира, любви и единства между студентами. Тахиаос наблюдал удивительное явление: студенты, приезжавшие из разных государств и враждебно настроенные друг к другу, в «саду прп. Сергия» связывались крепкими братскими узами. Эту дружественную атмосферу, полученные знания и духовный опыт Тахиаос пронес через всю жизнь, как сам он свидетельствует: «Духовный свет русского богословского института я ощущаю внутри себя. И сейчас, спустя столько десятилетий, он светит мне как благословение святого Сергия Радонежского» . 5. Научная и преподавательская деятельность После окончания русского института в Париже Антоний Тахиаос проходит обучение в Сорбонне, специализируясь на истории славянских Церквей и древней славянской филологии. В 1957 г. он возвращается в Грецию. Затем его на три года призывают в армию. В 1960 г., уже в звании офицера военно-воздушных сил, Тахиаос возвращается на родной богословский факультет университета Салоник в качестве помощника на отделение истории, где и начинается его активная научная деятельность. В 1962 г. Тахиаос защитил докторскую диссертацию на богословском факультете университета Салоник на тему «Влияние исихазма на церковную политику Руси: 1328–1406 гг.», которую начал писать еще в Париже под руководством А. В. Карташева. В университете в то время еще не было профессора, специализирующегося на истории славянских Церквей, который мог бы написать рецензию на диссертацию. Требовался рецензент, знающий и греческий, и славянский языки. Через некоторое время такой специалист нашелся: им стал приглашенный ученый протоиерей Георгий Флоровский. Необходимость в достойном профессоре, который взял бы на себя смелость заняться вопросами русского православия и истории славянских народов, ощущалась в Греции довольно остро. В 1963 г. Тахиаос возглавил в качестве заведующего славянское отделение Фессалоникийского института балканских исследований, при котором основал школу балканских и русского языков и учредил периодическое издание «Бюллетень славянской библиографии», став его ответственным редактором. В 1965 г. Тахиаос избирается доцентом университета Салоник, в 1968 г. он становится экстраординарным профессором, а в 1974 г. — ординарным профессором на кафедре истории славянских Церквей.

http://bogoslov.ru/article/6193440

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010