По материалам: " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 2, стр.68-71; Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " . Николаевская церковь в селе Самети каменная, с такою же колокольнею, построена в 1768 г. на средства прихожан. Обнесена каменной оградой, внутри которой приходское кладбище, без особой церкви. Престолов три: во имя св. и чудотворца Николая – главный, св. апостолов Петра и Павла в правом приделе и св. Алексия, митрополита Московского в левом. Достопримечательность церкви – напрестольное Евангелие времен патриарха Филарета. Причт: священник, диакон и псаломщик. Казенного жалования получает священник 105 руб. 84 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп., диакон не получает. Общий причтовый капитал в количестве 1161 руб. 50 коп. заключается в процентных бумагах. Дома у членов причта свои, квартирных денег не получают. Земли, состоящей в пользовании причта, пахотной 17 десятин удобной и сенокосной 16 десятин, приносит доход 500 руб. в год. Планы и межевые книги на 13 десятин имеются. Прихожан муж. пола 1138, жен. пола 1342, приход по характеру занятий сельскохозяйственный и поэтому оседлый. В приходе 7 селений, дальнее из них находится в 3 верстах от церкви. Весенняя вода, разливающаяся почти между всеми селениями, препятствует сообщению с ними. Школ в приходе две: земская и двухклассная министерская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Впервые “погост Самин (…) на Самитцком озере” упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудскому монастырю, в чьем владении Саметь оставалась до 1764 г. Впервые храм упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя свт. Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящен свв. апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителями рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и “место церковное свв. ап. Петра и Павла”. В начале 50-х гг. XVII в. в “селе Самите” стояли две деревянные церкви – во имя свт. Николы и во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 60-е гг. XVIII в. взамен деревянных в селе был возведен каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященной в 1768 г. В него перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) левый – во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 1914 г. император Николай II – в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии – прислал в дар церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери. 15 июля 1914 г. – за несколько дней до начала I-й Мировой войны – массовый крестный ход перенес подаренную царем икону из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в церковь в Самети (образ похищен из храма осенью 2002 г.).

http://sobory.ru/article/?object=03087

В начале XIX века имение при селе Спасском, Дуброво Рузской округи Московской губернии принадлежало надворному советнику Петру Борисовичу Белавину, который в 1809 г. испрашивал дозволения московских епархиальных! властей (епископа Дмитровского Августина) построить новый каменный храм. Церковь предполагалось устроить трехпрестольную, с главным - во имя свв. апп. Петра и Павла. На строение храма в селе Спасском Рузской округи дана была храмозданная грамота, а так же подписан проект (план и фасад) постройки. Строительные работы производились до начала Отечественной войны 1812 г., когда была возведена трапезная и начат объем настоящей церкви, доведенный до окон второго этажа: " ...трапезная и алтарь совсем совершены и покрыты железом " . Однако военные действия приостановили строительство: храмозданная грамота была похищена, проектные чертежи сгорели во время пожара московского дома Белавиных. Вскоре после войны умирает храмоздатель П.Б. Белавин и начатая постройка совершенно остановилась. Так как каменный храм предполагалось устроить на новом месте, то деревянную Спасскую церковь не разобрали и продолжали служить в ней. По свидетельству настоятеля о.Алексея Сафонова храм был в твердости, только деревянная колокольня грозила падением из-за ветхости кровли и частых протечек. В 1821 г. после смерти отца имение при селе Спасском, Дуброво унаследовал подпоручик Григорий Петрович Белавин, который из-за недостатка средств отказывался продолжать строительства храма. Московский митрополит Серафим (Глаголевский) приказал под страхом закрытия прихода окончить постройку в течение 3-5 лет и дал разрешение использовать на это дело церковную сумму. Подчиняясь владыке, Г.П. Белавин приступил к окончанию теплой трапезной церкви, в которой предполагал устройство двух приделов во имя Божией Матери и свв. апп. Петра и Павла. Наименование главного, холодного храма решено было оставить прежним во имя Всемилостивого Спаса. Интенсивные строительные работы велись с 1821 по 1828 гг., когда производили внутреннюю отделку трапезы, устраивали печное отопление, изготавливали придельные иконостасы и новые образа в них. Ветхую деревянную колокольню Епархиальные власти разрешили разобрать, с употреблением материала на обжиг кирпича для новой постройки. Практически к 1828-1830 гг. теплый храм был готов к освящению, но церковный староста поручик Г.П. Белавин по домашним обстоятельствам отложил окончание работ. В 1830 г. он был обвинен по рапорту благочинного в растрате церковных средств. Из-за этого обвинения помещик приостановил строительство, а Епархия в ответ запретила священнослужение в деревянной Спасской церкви. В ноябре 1834 г. деревянный храм был отремонтирован и службы возобновились.

http://sobory.ru/article/?object=06662

Блаженная алтарница Мария Соминская (Мария Трофимовна Орехова (1923-2006) - русская подвижница благочестия, которая стяжала редкие дары прозорливости и рассуждения. По благославлению игумена Николая (Кузьмина) Мария Соменская 30 лет подвизалась алтарницей в храме свв. Апп. Петра и Павла. Преставилась 2 декабря 2006 г. и погребена у алтаря Соминского храма. Могилка её чтится паломниками. Колокольня со шпилем служила маяком для речных судов, идущих из Петербурга в Волгу. В Сомино находилась одна из 105 пристаней Тихвинской водной системы. Исторический шпиль на храме с ангелом, подобным шпилю Петропавловского собора в Петербурге, был восстановлен благодаря усердиям В.Е. Загарских (ОАО " Газпром " , Пикалевское отделение). Шпиль был водружен на храм 7 июня 2007 г. В 6 километрах от Сомино по Вологодской трассе (старинному Ярославскому тракту) находится древниий почитаемый чудотворный святой источник. Этот источник теперь посвящен Трём иконам: Леушинской Божией Матери, иконе " Отрада и утешение " и " Взыскание погибших. " Изначальное посвящение источника утрачено во времени. Отец Геннадий посвятил источник почитаемой иконе Леушинской Богоматери. Икона " Отрада и утешение " приснилась одной из прихожанок, о чем она сообщила отцу Геннадию и поставила икону у источника. Крест на источнике был установлен в 2012 г. Резал его раб Божий Лев. Он промыслом Божиим установил на кресте икону " Взыскание погибших " . http://tihv-206.cerkov.ru/; http://www.town812.ru/istochnik-somino.shtml Храм построен в 1939-1844 г.г. в центре Тихвинской водной системы в селе Сомино и был непосредственно с нею связан - в нём окормлялись её труженики. Чтимой святыней храма являлась икона Скорбящей Божией Матери, с которой совершался крестный ход по селению. В настоящее время в храме находится чтимый список Скорбящей иконы Божией Матери. Главный престол – св. Апп. Петра и Павла. Левый придел: сщмч. Власия Севастийского. Правый придел: до 1930-х г.г. – Воздвиженский, после 1947 г. – свт. Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. – Скорбященский.

http://sobory.ru/article/?object=01305

В храме Сомино служили подвижники архимандрит Кирилл (Начис), протиерей Иоанн Миронов, архимандрит Груий (Кузьмин), протоиерей Александр Прокофьев. С 1992 г. в храме служит протоиерей Геннадий Владимирович Беловолов. С 1995 г. он является настоятелем храма в Сомино. Отец Геннадий на дальнем приходе построил храм во имя св. Иоанна Кронштадтского в с. Подборовье (освящен в 1997 г.) и храм во имя иконы Божией Матери " Невской Скоропослушницы " в с. Заборье (освящен в 2006 г.), посвященный подвигу Дороги Жизни в годы блокады. В настоящее время отец Геннадий окормляет в общей сложности семь храмов. Отец Геннадий является основателем и директором Мемориального музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте (открыт в 1999 г.), а также Музея игумении Таисии при Леушинском подворье. Своим служением отец Геннадий старается показать людям, что церковь - это не " бюро религиозных и ритуальных услуг " , а дом Бога, открытый для каждого верующего. В престольный праздник свв. Петра и Павла 12 июля (Петров день) совершается крестный ход по селу Сомино. После праздника открывается возрожденная Соминская Петровская ярмарка и народные гуляния. В храме в Сомино сохранились росписи XIX в. в стиле Бруни. Росписи реставрировались в 1997-1999 и в 2013 гг. Последняя реставрация производилась силами бригады реставраторов Алексея Черепанов и Юрия Гошпаренко с Оптинского подворья. Общая площадь реставрации росписей составила 70 кв.м. Роспись купола храма свв. Апп. Петра и Павла в Сомино - " Троица Новозаветная " . Роспись отличается высоким уровнем профессионализма: видимо, устюжанские купцы нанимали художников из Академи художеств для производства работ по росписи храма. В храме хранится чтимая икона Святителя Митрофания Воронежского. Епископ Воронежский Митрофан оказывал поддержку царю Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 г. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. При его погребении 4 декабря 1703 г. присутствовал царь Пётр I и лично нёс его гроб. В 1832 г. епископ Митрофан был причислен к лику святых.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Первая полковая церковь во имя свв. Константина и Елены с 1806 находилась в старых казармах на Звенигородской улице и имела походный иконостас. 20 мая 1817 на втором этаже северного крыла новых казарм на Рузовской, построенных Ф. Демерцовым и А. Штаубертом, была освящена церковь во имя сщмч. Мирона. Желая, чтобы у каждого гвардейского полка был собственный отдельный храм, Николай I утвердил 15 марта 1849 для егерей проект К. А. Тона, который своим видом – за исключением высокой 70-метровой колокольни – напоминал Благовещенскую церковь Конного полка. Закладку храма произвел 29 июня 1850, в день апп. Петра и Павла, митрополит Никанор в присутствии Государя. Строительство велось под руководством Г. Х. Штегемана на средства Кабинета Его Величества. 17 августа 1855 новая трехпридельная церковь была освящена протопресвитером В. Б. Бажановым в присутствии нового Императора Александра II. Главный придел был посвящен ап. Павлу, в память основателя батальона, правый – благ. кн. Александру Невскому, в память основателя полка, левый – сщмч. Мирону, святому покровителю полка. Поражавшая просторностью базилика вмещала 3000 человек. Художники, которые участвовали в „созидании и украшении ее, не только образовались в России, но и были проникнуты русским воодушевлением“, отчего храм стал образцом русско-византийского стиля. Трехъярусный главный иконостас вырезал и позолотил охтинский мастер Е. Скворцов по эскизу Тона. Когда же готовый иконостас случайно сгорел, то мастер бесплатно повторил свою работу. Большинство образов написал М. И. Скотти. Наряду с ним работали В. Серебряков, Е. Г. Солнцев, П. С. Титов и др. (многие из икон ныне находятся в запасниках Русского музея). Из старой церкви в новую перенесли две иконы в золотых киотах – св. Константина и Вознесения. Роспись интерьера исполнили Ф. С. Завьялов, П. М. Шамшин, А. Т. Марков, А. Ромарино. Снаружи здание украшали исполненные маслом по железу образа: на главной апсиде – ап. Павла, на фронтонах – Спасителя, свв. Александра Невского и Мирона. На стройной колокольне находилось десять колоколов, самый большой из них весил около 5 тонн. Особенно много для украшения церкви постарался ее ктитор в 1855–1896 полковник С. И. Кутепов. При нем под главным алтарем, в подвале, была 21 ноября 1889 освящена Никольская часовня в память о спасении Императорской семьи в Борках.

http://sobory.ru/article/?object=34467

Причты обоих храмов первое время были самостоятельны и независимы друг от друга. Но в 1748 г. распоряжением епископа Воронежского Феофилакта Архангельская церковь была переведена в разряд придельных при Воскресенской, что в верхнем этаже, «и того ради священнику Архангельской церкви Афонию Космину с дьяком пономарём быть в указанном штате при той же соборной Воскресенской церкви и приходские дворы Архангельской церкви и церковную дань причислить к приходским той же Воскресенской соборной церкви дворам, и тем приходам с церковными доходами, также землею и всякими угодиями, если таковые при тех церквях имеются, владеть и церковную дань платить вообще при той Воскресенской церкви протопопу с братиею, а не одному попу Афонию с причетники». В 1772 г. указом Воронежской духовной консистории Елецкому духовному правлению прежнюю Архангельскую церковь велено было «…отныне и впредь именовать и писать Воскресенскою». Так закончилась история «городского» храма Архистратига Михаила, престол которого остался в старом Воскресенском соборе в качестве придельного. Причт же его был переведён в новую каменную Архангельскую церковь, сооружённую, согласно «Топографическому описанию Орловского наместничества 1787 года» прихожанами в 1778 г. на нынешнем месте - «за городом», взамен пришедшего в ветхость деревянного храма Казанской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила, который стал главным престолом новой церкви. Возможно, что каменный пятиглавый храм с главным престолом во имя Архистратига Михаила начал строиться уже в 1772 г., так как документы Воронежской духовной консистории упоминают в это время «Архангельскую церковь, что за городом». Подтверждают это и «Материалы для истории и статистики г. Ельца» Н. А. Ридингера, в которых указывается на построение каменной «о 5 главах» Архангельской церкви «около 1775 г.». В 1823 г. трапезная Архангельской церкви была распространена и в ней устроены два придельных алтаря - св. Илии с правой стороны и свв. Иоакима и Анны с левой стороны, посвящённые согласно желанию его строителя Иоакима Ал. Зотова. Одновременно и в главном храме были устроены два придела - свв. апп. Петра и Павла (правый) и св. Николая Чудотворца (левый).

http://sobory.ru/article/?object=02126

После очень долгого пути, приближаясь уже к Суздалю и верстах в 10 от города Владимира, князь расположился отдохнуть на одной поляне. Когда после подкрепления сил князь и его спутники хотели продолжать путь, то ни князь, ни народ не могли поднять чудотворную икону, как бы от чрезмерной ее тяжести, которая превосходила все их силы. Князь Андрей обратился тогда со слезной молитвой к Господу, прося Его разрешить недоумение и, видя в том событии как бы наказание за свои грехи. И вот, в глубокую полночь, молящийся в шатре князь Андрей удостоен был чудесного видения. К нему явилась Пречистая Дева, повелевая ему остановиться на поляне на более долгое время и построить здесь обитель. При этом Небесная Владычица обещала Свою помощь и сказала, что Она умолит и Сына Своего ниспослать на обитель Его благословение. Послушный голосу откровения, князь построил на месте явления Богоматери храм в честь Рождества Богородицы, а затем здесь же основан был и Боголюбский монастырь. Чудесное явление это совершилось 18 июня, в день памяти Св. мученика Леонтия, почему и доныне этот день особенно торжественно празднуется в обители Св. Андрея, привлекая тысячи богомольцев со всех окрестных сел и деревень. Основанный великим князем Андреем Боголюбовским, монастырь претерпел много бедствий во время долгой своей жизни. Половцы и татары неоднократно разоряли эту обитель, но милость Божия явно почивала на ней. Небесная Дева всегда являлась верной защитницей принятого Ей под Свой Матерний Покров монастыря, и слава Боголюбовской обители возрастала все более и более. В 1891 году монастырь этот возведен в степень 1 класса. Храмов в обители четыре. Самый древний из них построен, как уже упомянуто было, благоверным князем Св. Андреем в 1158 году. Более ста лет при этом Рождество-Богородичном храме существует еще придел, посвященный памяти благоверного основателя обители, князя Андрея Боголюбского. Второй храм посвящен празднику Благовещения Богородицы. При нем – придел во имя Св. Леонтия. Третья церковь в обители – Успенская, находящаяся над свв. воротами. Четвертый храм – соборный, построенный в честь Боголюбской иконы Богоматери. При нем приделы: во имя Свв. Симеона Богоприимца, Анны-пророчицы и первоверховных апп. Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

20. Церковь св. Илии в селе Некодим. Церковь уничтожена вместе с местным кладбищем, после того как их покинули военнослужащие КФОР (международные источники). 21. Церковь свв. апп. Петра и Павла в Талиновцах подожжена. Уничтожено православное кладбище (сообщение КФОР/УНМИК от 18 марта 2004 г.). 22. Церковь Пресвятой Богородицы в селе Шовтовиц уничтожена вместе с православным кладбищем. Афинские средства массовой информации подтвердили 20 марта, что три церкви помимо Урошевца, охранявшиеся греческими военнослужащими оставлены без защиты перед огромной толпой вооруженных албанцев. Греческие военнослужащие во время столкновений с албанцами получили ранения. Каменица 23. Церковь в Донье Шлапашнице (Кововская Каменица) закидана камнями. Разрушено несколько окрестных сербских домов. Штимлье 24. Церковь св. Архангела Михаила в Штимлье построенная на в 1920 году подожжена. (По сообщению КФОР/УНМИК от 18 марта в Штимлье подожжены 1 сербский дом и церковь). Приштина 25. Церковь свт. Николая (нач. XIX века) в Приштине сожжена вместе с приходским домом. В огне погиб ценный резной деревянный иконостас, десятки икон и весь церковный архив, что подтвердил протоиерей Мирослав Попадич. По сообщению КФОР/УНМИК 18 марта нападавшие накинулись на старую православную церковь. Был открыт огонь из автоматического оружия, пять сербских семейств и священник были эвакуированы КФОР-ом из церкви. Полицейский УНМИК пытавшийся защитить храм получил ранение. Косово Поле 26. Церковь свт. Николая в Косово Поле (1940 г.) сожжена изнутри и осквернена. Здание сохранилось, но, по сербским источникам, внутреннее убранство храма полностью уничтожено. Приходской дом ограблен. 27. Церковь св. Екатерины в Бресье осквернена, внутри все разрушено. Вучитрн 28. Церковь св. Илии (XIX век) полностью сожжена. (Сообщение КФОР/УНМИК: православная церковь в г. Вучитрн сожжена) 29. Церковь в Прилузье подожжена (сообщение КФОР/УНМИК от 19 марта). Обилич 30. Новая церковь в Обиличе подожжена. Албанцы наложили автомобильные шины в храме. По сообщению КФОР/УНМИК 18 марта в Обиличе вместе с храмом сожжено много сербских домов.

http://pravoslavie.ru/40603.html

" Московской губернии, Подольского уезда церковь во имя Покрова, что на Моче, с. Покровского на Моче " Метрика 1. Во имя Покрова Пресвятой Богородицы 2. Церковь основана в 1726 году как значится в церковных документах. О времени основания и муже, строившем церковь, имеются две надписи: одна снаружи на стене правой стороны в углубленном виде Другая на отдельном камне того же вида снятом со стены при построении придела и находящемся теперь в алтаре 5. Церковь находится на отдельном погосте основана на пригорке вблизи реки Мочи и прозывается " село Покровское на Моче " Подольского уезда. 6. Позднейшие постройки составляют колокольню и придел с правой стороны во имя Свв. Апп. Петра и Павла, устроенные в память освобождения крестьян от крепостной зависимости генерал-майором Павлом Матвеевичем Голенищевым-Кутузовым-Толстым в 1861 году, о чем на стене западной стороны придела сделана доска с надписью упомянутого содержания. 7. Церковь построена половиною квадратная, половиною 8-мигранная с таковою же шейкою или фонарем на квадратной половине два яруса. На 2-м ярусе верх заканчивается каждой стороны углом с карнизами в которых живописью изображены: Спаситель, Божия Матерь, Николай Чудотворец. Церковь одноапсидная. 8. Алтарь устроен в квадратной половине церкви одним полукружием. 9. Церковь в вышину имеет 47 аршин в длину и ширину по 15 аршин приблизительно 10. Церковь построена вся из кирпича, карнизы, пояски и столбы облицованы камнем. 11. Стены выкладены все сплошной кладкой из обыкновенного квадратного кирпича и залиты известковым раствором. Стены сохранились в первобытном виде, кроме прохода на хоры и в колокольню в западной стороне к трапезе, которого теперь нет, а сделан в колокольню снаружи. 12. Наружные стену гладкие с выдающимися столбиками из камня в виде колонн, опирающихся до поясков, которые сделаны перед карнизами. Всех поясков и карнизов четыре по числу ярусов церкви. 13. Карнизы сделаны из камня в виде поясков с отливом от верха вниз с выдающимися квадратами вытесанными из камня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/406/...

Она появилась только 25 марта 1744 при следующих обстоятельствах: посланник кн. А. Д. Кантемир, известный поэт, смертельно заболев, упросил о. Андрея Геневского, присланного из Петербурга, срочно освятить домовый храм, дабы причаститься перед своей кончиной. Храм был освящен во имя св. Иоанна Предтечи, но с нарушением канонических правил. По этой причине осенью 1757 в здании, где поселился посланник гр. А. П. Бестужев-Рюмин, была устроена новая церковь — походная свв. апп. Петра и Павла, к которой был определен иером. Иоасаф (Шестаковский) из Александро-Невского монастыря. Иконостас «на голубом атласе» написал в Петербурге за 350 руб. известный живописец М. Л. Колокольников. Утварь частично была сделана в Москве, но на пути в Париж некоторые вещи захватили английские корсары. Когда посол переезжал, переезжала и церковь, что случалось довольно часто. В 1780–1793 причетником в этой церкви служил Петр Дубровский, который в годы французской революции собрал ценный архив (т. н. «бастильский»), попавший затем в Публичную библиотеку Петербурга. Настоятелем с 1784 был Павел Васильевич Криницкий, перенесший храм в дом, где жил сам. Из-за политических событий посольская церковь в 1803–1807 стояла закрытой, но 14 сентября 1807 вышел указ Александра I об официальном ее учреждении при российской миссии в Париже. Через месяц к церкви был назначен молодой прот. Ермолай Иоаннович Бедринский, выпускник Петербургской Духовной академии, которому, однако, из-за войны Наполеона с Россией пришлось в августе 1813 срочно выехать из Франции. В 1816 церковь в Париже вновь начала действовать, а в следующем году в ней был наконец установлен постоянный иконостас. В 1818–1834 клир возглавлял прот. Иоанн Лавров, бывший полковой священник, который, поселившись затем навсегда в Париже, стал заядлым социалистом, за что и был лишен сана. С 1829 Петропавловская церковь находилась в «скромном и некрасивом домике» в районе Елисейских полей, на ул. Берри, 12, и была «мрачна, тесна и бедна». К тому же на аренду дома каждый год уходило более пяти тысяч франков. Службы совершались почти ежедневно, особенно в зимнее время. Приход насчитывал около тысячи человек и включал румын, греков и арабов. В нем молились Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, венчались Я. П. Полонский и А. А. Фет. В 1847–1867 прихожан окормлял прот. Иосиф Васильевич Васильев, тоже выпускник Петербургской Духовной академии. Он прекрасно владел французским языком, переводил на него русских духовных писателей и издавал богословский журнал «Unime chretienne» («Христианское единство»). Новый настоятель сразу стал хлопотать об отдельном храме, поначалу предполагая «построить дом и в нем устроить пространную и благоукрашенную церковь».

http://sobory.ru/article/?object=13961

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010