Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. Полежаевская). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. Таганская (кольцевая), м. Марксистская). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери. В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошёлся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм. Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Никитников пер., дом 3 (м. Китай-город, Старая площадь) Телефоны: +7 495 698 34 51 ; +7 495 698 26 43 См. карту Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Накануне воскресных, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

Среди других святынь Георгиевской церкви - прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это - священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен... это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом. Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины - селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

В таком виде церковь существовала до 1846 г., когда, по случаю передачи дворца во владение великого князя Константина Николаевича, дворец переделывался. Церковь в сентябре 1846 г. перенесена из дворца в принадлежащий ему служебный дом и здесь находилась три года, во 2 этаже, на углу к Суворовской площади. Во время перестроек назначено было поместить церковь в самом дворце, для нее отделаны комнаты в верхнем этаже, и церковь устроена здесь совершенно вновь. Прежний иконостас, по воле великого князя, пожертвован в Никифоровскую пустынь в Олонецкой губернии. В настоящем виде перестроенная церковь освящена 27 декабря 1849 г. протопресвитером Бажановым во имя Введения Богородицы. Антиминс ее освящен 18 марта того же года митрополитом Никанором. В 1850 г. великий князь пожелал все иконы в иконостасе, писанные академиками в итальянском вкусе, заменить другими иконами в древнем стиле, по древним подлинникам. По его поручению иконописец Пешехонов переписал все иконы в иконостасе и все священные изображения на стенах алтаря и церкви. Остались нетронутыми в иконостасе круглые иконы христ. праздников, да иконы на царских вратах; прежние, вынутые из иконостаса иконы поставлены в виде иконостаса в двух комнатах, при входе в церковь. Всю работу Пешехонов произвел к декабрю 1852 года; общая стоимость его работы простирается до 12 000 руб. Иконы писаны по золотому фону; одежды святых забликованы золотом; вокруг образов сделаны золотые узоры с цировкою. Таким образом, церковь имеет вид древних русских церквей и замечательна как богатством своим и изяществом, так и благоговейным действием на молящихся. Алтарь четырехугольный, продолговатый; на горнем месте устроена глубокая полукруглая ниша, в которой помещается полукруглое мраморное седалище, а над ним поясное изображение Вседержителя. Пред иконой 7 серебряных лампадок. В другой нише, над жертвенником, образ Знамения Божией Матери и пред ним 3 лампадки. Иконостас тонкой резьбы, вызолоченный по светло-синему грунту, состоит из 4-х ярусов. В первом ярусе, кроме икон местных, находятся иконы Входа во храм Божией Матери, св. Николая, Сретения и царицы Александры. На боковых дверях - св. благоверные князья Георгий Владимирский и Александр Невский. Во втором ярусе главнейшие праздники и среди них, над царскими дверями, икона Софии премудрости Божией, по древнему новгородскому рисунку. В третьем ярусе св. апостолы, равноапостольные Константин и Елена, Владимир и Ольга, а между ликами апостолов деисус. В 4-м ярусе пророки и среди них икона Знамения Божией Матери. Над иконостасом Господь Саваоф с исходящим Духом Святым, и, наконец, св. крест. Пред иконами лампады со свечами, а вверху - лампады розового стекла, с елеем.

http://sobory.ru/article/?object=11997

Чрез несколько времени вышеозначенная девица Усачева обрела вторично ту икону Богоматери, неподалеку от прежнего места; но уже не на ветви дерева, а на тростинке. После чего они, Усачева и Лазарева, внесли ту икону к себе в хижину и, как они говорили, видели от Нее нередко знамения; чрез несколько времени икона была перенесена в церковь Покрова Богородицы, и от усердия стекающихся с разных мест украшена ризою и помещена в устроенный для Нее киот. При этом, урюпинские граждане поясняют, что многие, ...получив от той иконы искупление от своих болезней, являлись к бывшим приходским священникам, которые их в память для себя записывали. А потому, питая глубокое уважение к той иконе Богоматери и желая передать оное из рода в род, просят разрешить в день обретения иконы, именно 8 июня, совершать ежегодно крестный ход из Покровской церкви к месту явления оной. Приказом и Его Высокопреосвященство утвердил: на основании приведенных в справке узаконений, предписать Вам произвесть строгое и подробное исследование при депутате с гражданской стороны, [как] о явлении означенной иконы Божией матери, то есть о времени и месте Ее явления, и какими именно обстоятельствами сопровождалось это явление, а также и о чудотворных действиях, оказываемых этою иконою, и следствие этого представить в Консисторию. Ноября 27 дня 1869 года. Член [консистории], кафедральный протоиерей Василий Смирнов » . И здесь же на полях документа сделана приписка: «О производстве следствия по делу о явлении иконы Божией Матери в урочище Каменном баераке станицы Урюпинской» . В начале 1890-х гг. священник И. Семёнов составил рассказ по воспоминаниям своего отца, бывшего диаконом Покровской церкви и свидетелем событий, относящихся к обретению иконы, лично знавшего стариц. И. Семёнов так изложил версию появления иконы: « Матерь Божия, неусыпная ходатаица пред Богом и молитвенница о нашем спасении, многократно являла и ныне являет на св. Руси, по воле Божией, о нас промышление, различные знамения Своей помощи и покровительства роду христианскому – в чудотворных иконах. Угодно было Пречистой Матери Сына Божия излить Свою милость в виде новоявленной иконы Своей, более полувека тому назад, православным жителям станицы Урюпинской.

http://bogoslov.ru/article/1435189

4 сентября 2018 года состоялось знаменательное событие - на Николо-Погостинском кладбище произошло освящение и установка креста на купол храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " . После установки креста на кладбищенский храм села Николо-Погост оперативно продолжились ремонтные работы по восстановлению купола. В течение нескольких дней были изготовлены и установлены деревянные журавцы, после чего бригада специалистов приступила к обрешетке свода. В помощь приходят местные добровольцы из команды фонда «Возрождение христианских святынь земли Нижегородской». Они продолжают содействовать в деле воссоздания храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Благодаря их помощи были изготовлены и установлены новые окна на верхний барабан купола. Храм расположен в центре кладбища, которое находится к северу от ансамбля церквей села Николо-Погост. Кладбище обнесено кирпичной оградой с западными трехчастными, северными и южными воротами. В северо-западном углу ограды сохранился фрагмент основания круглой башни. В западной стене ограды справа и слева от трёхчастных ворот расположены арочные проемы. Кладбищенская церковь, ограда с воротами образуют единый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. К большому сожалению, историко-архивные сведения по кладбищенской церкви очень скудны. Согласно архивной справки, выданной Центральным архивом Нижегородской области (ГКУ НАНО) от 21.06.2012 г. 1162/08-06: «В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в ведомости церквей села Погост (Николо-Погост) Балахнинского уезда за 1919 год значится: кладбищенская церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» построена в 1809 году. Здание каменное с каменной в одной связи с колокольней. Престолов в ней два – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и в честь Священномученика Власия». Там же в клировой ведомости церквей села церквей села Погост за 1815 год значится: церковь построена в 1814 году на средства прихожан. В документах архивного фонда Горьковского крайисполкома, Горьковского облисполкома за 1929-1991 г.г. сведений о закрытии кладбищенской церкви в с. Николо-Погост не обнаружено». Имеются схематические обмерные чертежи 1925 года - ГАНО, ф. 1679. оп. 2, д. (листы 1,2,3), на которых показаны планы, фасады и разрезы всех памятников архитектуры села Николо-Погост, включая и Кладбищенскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=17932

В 1912 г. в с. Запутном служил священник Василий Иванович Перлов. Причт церковный с. Запутное состоял из священника Василия Перлова и исполняющего должность псаломщика Андрея Степановича Маслова. В Запутном в 1912–1914 гг. построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери. В разных номерах Рязанских епархиальных ведомостей рассказывается о вкладчиках церкви с. Запутное. 28 июля 1913 г. по резолюции преосвященного Димитрия епископа Рязанского и Зарайского была объявлена благодарность крестьянину приходской д. Поздняково (ныне Поздняки) Василию Андреевичу Канарейкину, пожертвовавшему в церковь с. Запутное металлические хоругви и гробницу под плащаницу (на 155 рублей). 27 апреля 1914 г. епархиальным начальством объявлена благодарность Правлению Казанской железной дороги, пожертвовавшему 300 рублей на построение новой каменной церкви в с. Запутное. В том же году крестьянин с. Запутное Константин Афанасьевич Стеняев пожертвовал в храм своего села киот для иконы стоимостью 110 рублей. 20 апреля 1915 г. епархиальным начальством была объявлена благодарность крестьянам Константину Афанасьевичу Стеняеву и Александру Яковлевичу Заглодину, пожертвовавшим в церковь с. Запутное сребропозлащенную ризу на икону Казанской Божией Матери. До недавнего времени в с. Запутное стояла полуразрушенная церковь Казанской иконы Божией Матери, закрыта в 1927 г. и стоит в запустении, утрачены главка и завершение колокольни, пробит свод в церкви и сильно разрушен в трапезной (на циллиндрический свод трапезной был обрушен зубец, украшавший западную стену храма), разрушена церковная ограда и каменная часовня, стоявшая у дороги. В здании храма хранили зерно, потом был военный склад, склад удобрений. Обветшавшее здание было заброшено и разворовано, жители унесли деревянные двери, взломали пол. Главка обрушилась в 1960-х гг. после удара молнии. Дом священника и в наше время стоит рядом с колокольней храма. Он был развернут раньше к церкви. В Запутном с северной стороны храма, на кладбище, стоит большой кованый крест, утвержденный на кирпичном основании. В середине креста раньше была икона. По рассказам местных жителей, крест поставлен над склепом семьи Филипповых, участвовавших своими средствами в построении храма. Дом Филипповых (после революции в нём устроили школу) стоял в Запутном на месте новой школы. Последним регентом церковного хора храма Казанской иконы Божией Матери в с. Запутном был Иван Алексеевич Жаров.

http://sobory.ru/article/?object=33434

В 1816 году дворянами Ильиными на свои средства был выстроен рядом с городищем, в Заречной слободке, каменный храм в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Инициатива исходила от Елизаветы Фёдоровны Ильиной. Она принимала активное участие в строительстве возводимого храма. Кирпичная белоснежная церковь с голубыми куполами была возведена в очень красивом месте - на косогоре, возле кромки леса. От Знаменского храма открывался потрясающий вид на бескрайние просторы, раскинувшиеся на десятки километров, на живописную реку Оку, на валы древнего каширского городища. Сам храм был выстроен из кирпича и украшен резными деталями из белого камня. Сооружён храм незаурядным архитектором в лучших традициях русского классицизма. Боковые притворы были обрамлены портиками, колонны которого были украшены элементами тосканского ордера (к сожалению, украшения не сохранились). Массивный четверик увенчан восьмигранной световой ротондой. Трёхъярусная колокольня соединена с четвериком посредством небольшой трапезной. С южной стороны (со стороны автомобильной дороги Ступино-Озёры) к храму от входных церковных врат поднималась широкая белокаменная лестница, уничтоженная при советской власти. Главный алтарь храма был освящён в честь иконы Божией Матери " Знамение " , два боковых - в честь святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского. Появление в селе храма с таким посвящением неудивительно: некогда в большом владельческом селе Старая Кашира Суковской волости Коломенского уезда был деревянный Знаменский храм, один из 14 храмов древнего города Кашира. Храм иконы Божией Матери " Знамение " в Заречье - так именовалась одна из деревянных церквей, построенных в XVI веке в древней отдалённой Заречной слободе. В августе 1914 года в Знаменский храм был назначен священник Сергий Смирнов (прослужил до 1916 года). Составленная при настоятельстве отца Сергия Клировая ведомость о церкви Знамения села Старая Кашира Коломенского уезда за 1916 год сообщает, что " здание было каменным с каменной колокольней в одной связи, крыта железом. Престолов в ней три: во имя Знамения Пресвятой Богородицы, Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=03771

Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие. Чудесное обретение Курско-Кореной иконы Божией Матери и первые ее чудеса Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»  — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Чудотворные иконы — это те, через которые явным для многих людей образом были даны видимые знаки и знамения Божией благодати, когда опыт молитвы и милость Господа по этой молитве перед какой-то иконой стали духовным достоянием не только одного какого-то человека, а всей церковной общины, епархии, самой Церкви, иной раз даже Вселенской Церкви. И мы все знаем и чтим такие чудотворные образы, с которых делаются списки. Но это вовсе не значит, что молитва перед самой скромной иконой, даже типографским способом напечатанной, даже бесконечно далекой по своим художественным качествам от «Троицы» Рублева, Владимирской Божией Матери или древневизантийских икон, бессмысленна и бесплодна. Да нет же! Церковь знает случаи, когда чудеса творятся от фотографии иконы, напечатанной в газете. Одна из таких икон, недавно множеством чудес прославленная, – Божией Матери Акафистная — хранится в Святой Земле на горе Преображения. Огромное количество людей видело, как мироточат фотографические или иными типографскими способами сделанные изображения икон, например Иверская икона Божией Матери, икона царственных мучеников (когда ее привезли на Афон, она начала светиться изнутри). Есть и всякие другие совершенно особенные явления, связанные с иконами, которые могут каноническим строгим меркам и не соответствовать. Более того, мы знаем, что есть иконы явно чудотворные, давно прославленные, как, скажем, «Спорительница хлебов», которую так чтил преподобный старец Амвросий Оптинский , или «Нечаянная Радость» – одна из святынь нашей первопрестольной столицы, находящаяся в храме пророка Илии Обыденного, или икона «Умиления» Божией Матери, перед которой молился преподобный Серафим Саровский , но все они с точки зрения строгих канонов XVI или XVII веков иконы неправильные, живоподобно написанные, то есть так, как нас сегодня иные призывают икон не писать и в храмах и домах своих подобных не иметь. И это еще и еще раз нам напоминает о том, что нет ничего формального в жизни Церкви. И эту реальную жизнь, которая там жительствует, нельзя втиснуть в какие бы то ни было рамки. Так что перед всяким законно освященным образом православный христианин может спокойно молиться. Что значит освящение иконы?

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

54 Республика Карачаево-Черкесия. Нижний Архыз. Церковь Георгия Победоносца (Северный храм) 55 Прочие страны. Хорог. Церковь Михаила Архангела 56 Грузия. Метехи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 57 Нижегородская область. Филипповское. Церковь Казанской иконы Божией Матери 58 Нижегородская область. Выкса. Выксунский Иверский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 59 Нижегородская область. Кочкурово. Церковь Троицы Живоначальной 60 Тверская область. Новосёлки, урочище. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 61 Владимирская область. Гусь-Хрустальный. Собор Георгия Победоносца 62 Владимирская область. Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной 63 Рязанская область. Ижевское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 64 Нижегородская область. Большое Широкое. Церковь Николая Чудотворца 65 Московская область. Новохаритоново. Церковь Георгия Победоносца 66 Тверская область. Уницы. Церковь Троицы Живоначальной 67 г. Санкт-Петербург. Пушкин (Царское Село). Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе 68 Воронежская область. Верхний Мамон. Церковь Митрофана Воронежского 69 Кировская область. Вагино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной 70 Кировская область. Сырчаны. Церковь Вознесения Господня 71 Челябинская область. Веры, остров. Пещерный комплекс старообрядческого скита на острове Веры озера Тургояк 72 Республика Татарстан. Вахитовский район. Храмовый комплекс. Собор Богоявления Господня и церковь Андрея Первозванного 73 Кировская область. Омутнинск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной 74 Новгородская область. Спас-Нередицы. Церковь Спаса Преображения на Нередице 75 Красноярский край. Красноярск. Успенский мужской монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Всецарица " 76 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа 77 Воронежская область. Костомарово. Костомаровский Спасский монастырь 78 Ленинградская область. Сосновый Бор. Церковь Александра Невского (новая) 79 Московская область. Битягово. Серафимо-Знаменский скит. Церковь Серафима Саровского и иконы Божией Матери " Знамение "

http://sobory.ru/best/?auth=14252

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010