Волоколамск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровская церковь - бывший собор упраздненного в 1764 г. Варваринского монастыря - построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной. Успенский придел пристроен в 1806 г. В 1870 г. увеличена трапезная. В 1878 г., по проекту архитектора Дмитриева, надстроена колокольня. В Успенском приделе находились две древние иконы - великомученицы Варвары конца XV - начала XVI века и Успения Божией Матери - XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары было связано в Волоколамске с Ульянией Волоцкой, женой волоцкого князя Бориса Васильевича, похороненной в 1503 г. в Возмищенском монастыре. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображаются на одной иконе. Церковь не закрывалась. Святыни - чтимая икона Божией Матери " Достойно есть " . Покровская церковь — бывший собор девичьего Варваринского монастыря. До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в обители имелась «церковь Успения древяна, клецки и церковь великомученицы Варвары — древяна, ветхая». Ныне существующая каменная церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1695 г. по повелению царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. В соборе находились две древние иконы: великомученицы Варвары конца XV — начала XVI вв. и Успения Божией Матери XVI в. (ныне хранятся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике). Почитание великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией Волоцкой, женой князя Бориса Васильевича. Память святой мученицы Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары. Часто обе святые изображались на одной иконе. В 1764 г. после упразднения монастыря собор стал приходским храмом. В 1806 г. с южной стороны к нему пристроили Успенский придел. В храме имеются еще два придела: во имя святой великомученицы Варвары и святого мученика Уара. В 1870 г. была увеличена трапезная, а в 1878 г. по проекту архитектора С.В.Дмитриева надстроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Вахитовский район. Церковь Варвары великомученицы у Сибирской заставы. Варваринская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы , Жён-мироносиц Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1780. перестроена 1901-1907. Архитектор: Ф.Н. Малиновский (перестройка в 1900-х годах) Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Карла Маркса, д. 67. Координаты: 55.794619, 49.143835 Проезд:Церковь расположена возле Центрального парка культуры и отдыха Казани,на стрелке улиц Горького и Карла Маркса.Добраться на общественном транспорте можно до остановки " Парк Горького " либо до остановки " Ул.Толстого " ,храм находится между ними.Ехать от станции метро " Площадь Габдуллы Тукая " автобусами 10,30,35а.54,63,91,98 либо троллейбусами 3,5,7,8. (Православные храмы 297) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Святой Варвары возведена в 1780 г. на месте, где начинался Сибирский тракт (путь осужденных на ссылку и каторгу). Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за мостом была Сибирская застава. По преданию, с осужденных снимали кандалы именно здесь и для них здесь начиналась Сибирь. Здесь прошли декабристы, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие известные люди российской истории. В конце XIX века первый храм св. Варвары за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Кроме месторасположения церкви, интересным фактом является то, что здесь в юные годы пел в церковном хоре Ф.И.Шаляпин. В 1930 году церковь была закрыта, в ней разместился клуб рабочих трамвайного парка. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви. Святыня: частица святых мощей вмц. Варвары Арская застава, где стояла «на страже», охраняя город своею благодатию с восточной стороны, большая церковь великомученицы Варвары – одно из самых исторически примечательных мест Казани.

http://sobory.ru/article/?object=06615

Великий Устюг. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:не ранее 1709. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 67 Координаты: 60.756057, 46.30588 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Варваринская церковь в Устюге основана не позднее XV в. Летом 1503 г. церковь сгорела во время сильного пожара, случившегося в Устюге. В писцовых книгах 1623-1626 г.г. описаны две церкви, располагавшиеся за торгом у гостиного двора: церковь Живоначальной Троицы с приделом мчч. Фрола и Лавра и тёплая церковь вмц. Варвары с приделом Афанасия Александрйского, обе деревянные, клетские. Варваринская церковь горела во время больших пожаров 1678 г. и 1698 г. ( " Воздвиженского " пожара). В начале XVIII в. были построены каменные храмы - Троицкий (1705 г.) и Варваринский. Благословящая грамота на постройку тёплой каменной однопрестольной церкви во имя вмц. Варвары была дана преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 11 марта 1709 г. Храм освящён в 1710 г. В 1788 г. в приходе числилось 280 человек, в 1868 г. - 186. В мае 1929 г. начали разбирать на кирпич колокольню. Варваринская церковь каменная одноэтажная, построена в 1705 году на место деревянной сгоревшей церкви усердием и иждивением приходских людей. Другая при ней в особом здании во имя св. Живоначальныя Троицы, в связи с которою и колокольня. Священствует иерей Александр Коржавин. Альманах " Великий Устюг, 1995 Когда были построены первые церкви во имя святой Живоначальной Троицы и во имя святой великомученицы Варвары точно не известно. У «Архангелогородского летописца» под 1503 годом среди сгоревших церквей упоминается Афанасьевская и Варваринские Можно предположить, что церковь Живоначальной Троицы первоначально именовалась во имя Афанасия Александрийского. Следующее упоминание Троицкой и Варваринской церквей находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Новгород-Северский. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1783. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Украина, Черниговская обл., Новгород-Северский район, г. Новгород-Северский, Базарная пл. (на месте нынешнего пустыря у водонапорной башни) Координаты: 52.010347, 33.261293 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Построена в 1760 г. на деньги мещан. Находилась на территории, где в настоящее время расположен городской рынок, за водонапорной башней. По переписи показана как церковь Рождества Христова (её первое посвящение), с приделом в честь вмч. Варвары. По этой же переписи при храме имелась школа, где преподавал дьячок, богадельня за крепостью города, двор братский в самой городовой крепости близ звонницы " . Усадебная земля двора церкви была утверждена универсалом полковника Миклашевского в 1695 году. После пожара 1781 г. в пепле сгоревшей церкви был найден образ великомученицы Варвары и в честь ее на месте пепелища был построен деревянный храм святой Варвары. Он предоставлял собой высокий (до 30 м) деревянный однокупольный храм, в три яруса, с широкими окнами. Вход в него осуществлялся через выдвинутую деревянную звонницу. К сожалению, Варваринская церковь сгорела в 1936 г. Уборщица Мельниченко (Журавок) Пелагея затопила печь в церкви. Возле печки лежал коврик. Она пошла на время домой. Головешка упала из печки на коврик и тот загорелся, загорелось и помещение церкви. Пелагея Журавок прибежала к церкви, которая уже сильно горела, дул сильный ветер и искры и головешки от пожара летели через улицу Советскую в реку Десну. Пелагея успела выхватить из огня икону Божьей Матери и позже принесла её в Воскресенскую церковь. Варваринская церковь, несмотря на усилия пожарных команд (одной из г. Шостки), полностью сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=56758

Нерехта. Церковь Воскресения Христова. Варваринская церковь Карта и ближайшие объекты Местная икона великомученицы Варвары, древняя и многочтимая. При ней, в особом ковчеге, имеются частицы от мощей великомученицы Варвары. О приобретении святых мощей предание сохранило следующее сказание: " Нерехтские посадские люди: Лука Федоров Климов, Федор Ипатьев и Григорий Васильев Князев, бывши в Киеве для богомоления, на возвратном пути из онаго, проходя через город Батуринъ, выпросили у Архимандрита Батуринского Николаевского монастыря Варсонофия Пальмовскаго отделение частицы св.мощей великомученицы Варвары, в котором монастыре большая часть оных мощей, по свидетельству четьминеи под 4 числом декабря месяца, обретается " . И. Беляев, стр.143-144 Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) - один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочённый иконостас, выполненный Костромскими мастерами-Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами. В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены.

http://sobory.ru/article/?object=01066

Санкт-Петербург. Домовая церковь Варвары великомученицы в Шереметевском дворце. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь вмц. Варвары при дворце гр. С. Д. Шереметева Государственный канцлер кн. Алексей Михайлович Черкасский (1680–1742) был одним из богатейших людей страны, владельцем 70 000 крепостных. Он жил первоначально на Городовом острове (Петроградской стороне), в доме на берегу М. Невы, где в 1723 была освящена „для немощи супруги его“ домовая церковь во имя святой, тезоименитой единственной дочери князя. Поскольку дом подлежал сносу, 12 мая 1738 церковь в нем упразднили, а антиминс 1711 года передали в Троицкий собор (собор ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Троице-Петровский). Храм восстановили на Адмиралтейской стороне, в новом доме, проект которого князь заказал П. М. Еропкину. В 1741 церковь уже действовала, и в ней служил о. Леонтий Трофимов. Трехэтажный барочный особняк был окончен только в 1745, уже после смерти канцлера, и унаследован его второй женой – статс-дамой кн. Марией Юрьевной, урожд. Трубецкой, с кончиной которой в 1747 церковь была закрыта. Ее убранство перешло к дочери – Варваре Алексеевне в Шереметевский дворец (церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева), где 26 октября 1750 состоялось новое освящение семейного храма. Дом на Неве был в 1807–1809 перестроен Воронихиным для Департамента уделов, а в 1857–1861 – А. И. Штакеншнейдером во дворец вел. кн. Михаила Николаевича, тоже имевший свой храм (см. церковь МИХАИЛА АРХАНГЕЛА при дворце вел. кн. Николая Михайловича). Церковь вмц. ВАРВАРЫ при дворце гр. С. Д. Шереметева была в Петербурге самая старая и богатая домовая церковь, принадлежавшая частному лицу. Ее устроил в 1733 в своем деревянном „Фонтанном доме“ фельдмаршал Б. П. Шереметев, сподвижник Петра I, в память о покойной жене Варваре Алексеевне (урожд. кн. Черкасской). В октябре 1749 сюда из церкви в доме ее отца на Б. Невке (упраздненная церковь вмц. ВАРВАРЫ в доме кн. А. М. Черкасского) перенесли иконостас и утварь закрытого там храма. После того как в 1742–1750 дворец на Фонтанке, недалеко от Невского, был перестроен (арх. С. И. Чевакинский?) и принял нынешний барочный вид, храм переместили на второй этаж южной, садовой половины и 26 октября 1750 освятили. Здесь он оставался до своего закрытия 7 сентября 1918. Дважды за историю храма в нем производились переделки: в 1794–1795 (по проекту И. Е. Старова) и в 1859–1860 (акад. Д. В. Кабановым). Будучи большими любителями церковного пения, Шереметевы содержали прекрасный хор из крепостных, который особенного расцвета достиг в 1840–1860-е при гр. Д. Н. Шереметеве. В то время хором руководил известный духовный композитор Г. Я. Ломакин.

http://sobory.ru/article/?object=02327

Веве. Церковь Варвары великомученицы. Церковь святой Варвары Автор: Дмитрий Сухарев Снято: 18 ноября 2005 Добавлено: 10 января 2006 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Бракосочетание Варвары Петровны Шуваловой и Давида Ивановича Орлова состоялось в 1869 году, когда Орлов был адъютантом по особым поручениям при Великом князе Николае Николаевиче. 3-го февраля 1870 года в Париже в семье Орловых родился сын Иван, в 1871 – дочь Варвара, а еще через год, в Швейцарии в г.Веве, при родах, Варвара Петровна умерла вместе с новорожденной дочерью Марией. Их похоронили в Веве на кладбище Сен-Мартен. В 1878 году на средства её отца, Петра Павловича Шувалова, и Давида Ивановича Орлова в непосредственной близости от могилы Варвары Петровны, в память о ней, была освящена русская православная церковь во имя Св. Варвары. Разработка проекта архитектором И.Монигетти была закончена в 1874 году, им же выполнены рабочие чертежи и шаблоны, необходимые для сразу же начавшихся строительных работ, наблюдение за которыми осуществлял местный техник Кезер-Доре. Более полную информацию легко можно найти в сети, например, www.peter-club.spb.ru/1703-2003/Grigoreva.html, откуда и была взята история церкви Мало кто из русских посетителей Швейцарии бывает в наши дни в этом городе на берегу Женевского озера, расположенном неподалеку от Лозанны. Разве что любитель В. В. Набокова, направляясь в Монтре, чтобы увидеть отель, где писатель провел последние годы своей жизни, по пути на часок завернет в Вевэ. Там он с удивлением обнаружит русскую церковь, стоящую близ вокзала у самого полотна железной дороги. Впрочем, внутри церковь осмотреть скорее всего не удастся, если не осведомиться заранее о расписании богослужений или часах осмотра. «Чистый воздух, хорошая вода, покой, тишина. Идиллическое место для отдыха, воспетое еще Руссо в “Новой Элоизе”... Второй после Женевы промышленный город с крупными фабриками, особенно табачными», – так писал о Вевэ русский путеводитель 1903 года, когда городок еще сохранял свою привлекательность для иностранных пациентов и туристов.

http://sobory.ru/article/?object=01499

Слово за Божественной литургией в день памяти святой великомученицы Варвары Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь вспоминает имя святой мученицы Варвары. Многие женщины носят это имя. Совсем недавно мы вспоминали имя другой мученицы – Екатерины, в том числе в связи с принесением в Москву ее святых мощей с горы Синай. У этих мучениц много общего – они были современницами и погибли по воле одного и того же императора Максимина, который в начале IV века, уже на излете страшных гонений на христиан, обрушил на них свой гнев. Подчиняясь воле императора, многие местные правители стали не просто преследовать христиан, но жестоко их истреблять. Однако в истории святой великомученицы Варвары есть нечто, что особенно потрясает сознание. Варвара была удивительно красивой девушкой, и отец ее, некий Диоскор, человек богатый и знатный, хотел воспитать свою дочь так, чтобы она была примером для других, чтобы она отличалась особым образованием, умела себя правильно вести, чтобы она была человеком выдающимся. Поэтому он окружил свою дочь особой заботой, приставив к ней многих учителей, которые воспитывали Варвару в традициях языческого общества. Но взирая на мир Божий из высокой башни (по воле отца Варвара была отделена от мира, чтобы ничто плохое ее не коснулось), Варвара видела красоту этого мира и в какой-то момент почувствовала сердцем и разумом, что эта красота не могла возникнуть по воле рукотворных идолов, что какая-то другая великая сила сотворила окружавший ее мир. Все больше и больше Варвара стала задумываться о том, кто же тот Творец вселенной, и сердце ее стало располагаться к принятию иного учения. А когда ей удалось выйти из затвора, в котором проходило ее обучение, вступить в общение со многими людьми, то она познакомилась с христианами, которые научили ее тому, что Бог Великий, Триединый создал этот прекрасный мир. Девушка всем сердцем восприняла это учение и приняла тайно Крещение от священника, который прибыл в ее город под видом купца. Очень скоро отец узнал, что его дочь стала христианкой. То, что произошло далее, не поддается никакому воображению. Отец воспылал страшной злобой к своей дочери. Первым его желанием было умертвить дочь собственными руками. Она едва спаслась бегством, спрятавшись в одной из пещер на склоне горы, но местные жители выдали отцу место, где она скрывалась. Тогда отец отдает дочь местному правителю, который получил приказ от императора мучить, пытать и казнить христиан. На глазах отца его любимая дочь, с его согласия и по его инициативе, стала подвергаться страшным мучениям. Ее тело рвали металлическими когтями, резали на куски, избивали воловьими жилами, растирали истерзанные места шерстью. Варвара проходила через невыносимые страдания. Наконец, для того чтобы сломить ее не только физически, но и морально, правитель приказал, чтобы Варвару провели по всему городу обнаженной.

http://pravoslavie.ru/50451.html

Коломна. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь в Коломне упоминается с 1578 г. Деревянный храм не раз перестраивался. В 1786 г. сообщается о существовании каменной церкви в честь Вознесения Господня, с каменной же колокольней, при которой была теплая церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом великомученицы Варвары. Современный вид храм приобрел в 1792—1799 гг. Он близок к известным постройкам М.Ф.Казакова — церквям Космы и Дамиана на Маросейке , Вознесения Господня на Гороховом поле . Трехъярусная колокольня с часами первоначально сооружалась отдельно от храма, а в 1808 г. их объединила теплая трапезная с приделами великомученицы Екатерины — освящен в 1815 г. и великомученицы Варвары — освящен в 1821 г. Дошедшая до нас настенная роспись относится к 1913—1914 гг. С небольшими утратами в храме сохранился первоначальный трехъярусный позолоченный деревянный иконостас с колоннами и накладной объемной резьбой. В иконостасе сохранились и некоторые иконы. В 1930-х гг. храм закрыли. В здании разместили склад горюче-смазочных материалов и химических веществ. В это же время разобрали ажурную литую церковную ограду на белокаменном цоколе и ворота, выполненные по лучшим образцам оград Санкт-Петербурга. В 1995 г. храм был передан церковной общине. Выполнены большие ремонтно-реставрационные работы. Богослужения в церкви совершаются регулярно. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=315 Церковь Вознесения, что на улице Красногвардейской, за свою красивую купольную ротонду и парящую в небе колокольню-звонницу коломенцы часто называют " Коломенским Елеоном " . Построенный на средства прихожан в 1792-1797 годах, храм относится к лучшим памятникам культового зодчества Коломны эпохи классицизма. Его строителем является архитектор круга Матвея Фёдоровича Казакова. Вознесенская церковь напоминает ротонды великого зодчего: церковь Космы и Дамиана на Маросейке и церковь Вознесения на Гороховом поле. Интересны незаконченные капители колонн трапезной, показывающие, что они изготавливались прямо из установленных на место каменных блоков. С внешней стороны над приделами сохранились фрески: с улицы Красногвардейской - изображение святой Варвары, а с противоположной стороны - святой Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=01829

Москва. Церковь Девяти мучеников Кизических. Карта и ближайшие объекты Храм имеет довольно редкое для русских храмов посвящение Девяти святым мученикам, казненным за Веру в город Кизике в Малой Азии в конце III века. Частица мощей этих святых была привезена в Россию и находилась в казанском Кизическом монастыре , основанным Патриархом Адрианом в его бытность митрополитом Казанским. По поручению Патриарха Адриана святитель Димитрий Ростовский написал службу Девяти мученикам Кизическим. По его словам, " этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней " . Возможно, целительский дар, дарованный этим святым, а также глубокое их почитание Патриархом Адрианом привело к тому, что когда его самого поразил паралич, он дал обет возвести в Москве храм в честь Девяти мучеников Кизических. Болезнь Патриарха отступила, и в 1698 году по указу Петра I здесь был сооружен деревянный храм. Сам Петр I неоднократно бывал в нем, любил слушать патриарших певчих. В 1732-1738 году на средства купца Андрея Семенова рядом с деревянным был возведен ныне существующий каменный храм того же посвящения с теплым приделом Архангела Михаила. Деревянная же церковь была уничтожена пожаром в 1736 году. В 1838 году на средства Варвары Челищевой и Варвары Нерской выстроена новая трапезная, в которой устроен придел во имя великомученицы Варвары. Колокольня построена в 1844 году. В 1898 году храм обновлялся. В 1929 году храм был закрыт. Через некоторое время его передали ЧК ОГПУ и определили как место приведения в исполнение приговоров к высшей мере наказания - расстрелов, отчего в народе он назывался " Расстрельным храмом " . Позднее в храме находились склады, различные учреждения. Его внутреннее помещение разделили на этажи. В 1976-1979 годах проведена внешняя реставрация, вновь поставлены кресты. Храм возвращен верующим в 1992 году. Во время октябрьских событий 1993 года здание, находящееся невдалеке от Белого Дома, оказалось под обстрелом и получило многочисленные повреждения. Первая литургия в возвращенном храме состоялась 24 апреля 1994 года в приделе великомученицы Варвары. Ныне, после проведения реставрационных работ, литургии совершаются и в главном приделе.

http://sobory.ru/article/?object=02490

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010