Великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигли в 1912г. согласно проекту городского архитектора А. П. Косякина. Александр Петрович много строил не только в Екатеринодаре, но и в кубанских станицах. Тот же проект был положен в основу строительства храма во имя Святой Троицы, расположенный в станице Казанской, так как архитектор получил заказы на сооружение церквей одновременно. С 1930г. храмовое здание Успения Пресвятой Богородицы, отданное под зернохранилище, было недоступно прихожанам, но его значение для православных верующих восстановили, открыв храм в 1943г. во время Великой Отечественной войны. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в полуразрушенном состоянии, принял Отец Никита (Гаврильчик), став его неизменным настоятелем с 1970г., под его руководством начались работы по восстановлению здания храма. В течение длительного времени, понадобившегося для воссоздания утраченного облика храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все практические решения, необходимые при проведении архитектурно-строительных мероприятий, принимались протоиереем Отцом Никитой (Гаврильчиком) самостоятельно. Благодаря усилиям настоятеля, сейчас воздвигнут храмовый комплекс в составе четырех зданий — собственно храма, здания православной библиотеки (трапезной), крестильного храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенного первым на Кубани, и воскресной школы. Занимая одну из наиболее выгодных точек городского рельефа, общая высота центрального четверика (включая барабан с куполом и крестом) храма в честь Успения Пресвятой Богородицы равна 32 м., определив своей четкой вертикалью средоточие комплекса, расположенного на благоустроенной территории, вымощенной тротуарной плиткой, среди пешеходных зон которой, высажены сосны и фруктовые деревья. Стилистический образ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы представлен версией русского стиля, основанной на мотивах византийского зодчества и русской архитектуры XVII b., без акцентирования византийского влияния, в большей мере присущего внешнему облику храма во имя Святой Троицы станицы Казанской. Несмотря на визуальную оценку сложности, архитектурно-художественной композиции экстерьера храмового здания Успения Пресвятой Богородицы, которая впечатляет торжественно оригинальным декором входов, оконных наличников и самих стен, основой является предельно лаконичная объемно-пространственная структура.

http://sobory.ru/article/?object=25066

Прошло около пятидесяти лет после освящения первой церкви, и обитель начала обильно благоукрашаться. Этому во многом способствовал дьяк (секретарь, правитель канцелярии) царствовавшего в то время великого князя Василия Иоанновича - Мисюрь ( то есть Михаил) Мунехин. Господь расположил сердце этого человека к Пскове-Печерскому монастырю, и он проявил большое усердие в устроении обители. Его попечением в горе выкопали большую - " великую " церковь Успения Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который " стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность " . Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко). Пять темно-синих, с золотыми звездами куполов расположены не на гребне, а на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор - большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием. Церковь Успения Пресвятой Богородицы вторично (после перестройки) была освящена в августе 1523 года при игумене Дорофее. В то же время по заказу псковских купцов Василия и Феодора иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии. В 1521 году икону Успения Пресвятой Богородицы в житии принесли в Псково-Печерский монастырь и поставили в " великом " храме. " И восхотел Бог даровать милость Свою страждущим людям и Земле Псковской, - говорит летопись, - да не будет и она лишена Его Божественной благодати, как и многие грады Русской Земли... Земля же Псковская славна и украшена этим святым местом, как светило сияя во все концы, благодаря неизреченным чудесам Пречистой... Икона же эта творит бесчисленные чудеса и исцеления и по сей день " . Множество чудес было явлено от Псково-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы. Уже освящение первого храма обители при преподобном Ионе ознаменовалось чудом исцеления слепой женщины, которая получила зрение от иконы Успения Божией Матери, называемой " старая " . По преданию, эта икона чудесным образом была явлена в пещере в 1472 году. От иконы, написанной Алексием Малым, совершилось множество чудес, небольшая часть которых записана в летописи.

http://sobory.ru/article/?object=01991

В 1850-е годы село Витенёво находилось в собственности дочери тайного советника Е.П. Балк-Полевей. В 1861-1877 годах усадьбой владел М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1930 году храм, не имевший аналогов среди известных древних построек, был разобран при строительстве Канала имени Москвы " . Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами св. Николая и св. муч. Флора и Лавра в селе Витеневе. Село Витенево с деревянною в нем церковью Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Флора и Лавра в 1585 г. принадлежало Семену и Алексею Третьяковым. В 1623-24 гг. «за стольником Василием Алексеевичем Третьяковым старинная отца его вотчина село Витенево, а в селе церковь Успения Пресвятой Богородицы, древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и на колокольнице колокола строение вотчинниково…». В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа под Радонежской, Селецкой и Загородскою десятинами за 1628 г. написано: «церковь Пресвятой Богородицы в вотчине Василия Алексеевича Третьякова, в селе Витеневе, дани 2 алтына, по наказу гривна, апреля в 8 день за 1628 год те деньги взято»; а под 1635 и 1679 гг. значится: «в вотчине жены Василия Третьякова вдовы Ульяны с детьми, в селе Витеневе, дани 22 алтына 3 деньги, десятильничих и заезда гривна». В записной книге Патриаршего казенного приказа печатных пошлин, которые собирались с благословенных грамот, выданных из оного приказа за 1644 г. о строении церквей, значится: «28 марта запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в Манатин стан, по челобитью вдовы Ульяны жены Василия Третьякова, на два престола, да великого мученика Георгия. Пошлин 2 гривны взято». Возможно, что в это время разрешено было построить в селе Витеневе, вместо старой, новую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в селе Ховрине, бывшей во владении у Третьяковых, на старом церковном месте – церковь во имя св. Георгия, которая, по построении, была освящена во имя св. Николая. По переписным книгам 1646 г. село Витенево с деревянною в нем церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы находилось во владении у вдовы Ульяны Третьяковой; при церкви во дворе поп Иван, да в селе двор вотчинницы и 30 дворов крестьянских, в них 100 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06983

Общий объем церковного здания Успения Пресвятой Богородицы, вытянутого вдоль своей продольной оси, составляет в длину около 34м., отмечая разницу длины 6м. в сторону увеличения, по сравнению с однотипным храмом во имя Святой Троицы в станице Казанской. В поперечном направлении ширина храмового здания Успения Пресвятой Богородицы ограничена пределами размера 20,7м, опередив на 3,4м. тождественный храм. Оба церковных здания имеют существенный проектный недостаток, в них не предусмотрены хоры для певчих. Из кирпича выполнены стены храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, которые опираются на ленточный фундамент толщиной около 2м. Цоколь стен церковного здания облицован натуральным необработанным (диким) камнем. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, имея несоответствие в размерах с храмовым зданием во имя Святой Троицы в станице Казанской, сохраняет черты идентичности общих проектных приемов, использованных в объемно-планировочном и архитектурно-художественном облике церквей. Композиции храмов выстроены пирамидально. Основная кубическая масса храма в честь Успения Пресвятой Богородицы покрыта двухъярусной кровлей, первый уровень которой венчают четыре граненых позолоченных шатра с крестами, стоящих на невысоких восьмигранных барабанах декорированных полукруглыми кокошниками, расположенных по краям диагоналей куба. Второй ярус представляет параллелепипед меньшего размера, в углах которого находятся сложно декорированные глухие шеи, увенчанные главками луковичной формы с крестами. Возвышающийся над ними центральный цилиндрический световой барабан, поддерживает купол луковичной формы, завершенный крестом, в подножии которого устроен полумесяц. На позолоченных покрытиях шатров и куполов имитирована черепица. Изящный высокий барабан, поддерживающий центральную главу, декорирован полуколонками в интерпретации с византийскими кубоватыми капителями, оканчивающимися полукруглыми завершениями, представляя замкнутую ленту своеобразных арок, внутри которых находятся полуциркульного очертания оконные проемы. Для глухих шей, несущих малые главки, декор продублирован, но в облегченном варианте.

http://sobory.ru/article/?object=25066

Источник: www.russa.ru Церковь Успения Божьей Матери – изначально была расположена на Успенской улице, которая затем была переименована в улицу Некрасова. Изначально церковь входила в состав Богородицкого женского монастыря, который существовал здесь с 14 века. В 1764 году монастырь был упразднен, и церковь Успения стала приходской. Отечественная война не пощадила святые стены церкви Успения – от нее остались одни развалины. После войны церковь не была восстановлена. http://rusnardom.ru/staraya-russa-drevniy-gorod/ Старая Русса. Успения. 1885. Прот. ДОБРЫНСКИЙ Иоанн Павл. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 Почти при самом въезде в город по Крестецкому тракту красиво возвышаются на горке, среди небольших домиков, две церкви с колокольнею. Это храмы — Успения Божией Матери и св. Жен Мироносиц. Давно уже прошло время, когда около них раскидывались небольшие иноческие келейки, и старицы монахини с почтенными матерями и беличками приходили сюда на молитву под звон колокольный. С незапамятных времен здесь стоял монастырь. По-видимому, он пользовался даже известностью. Еще Великий Князь Димитрий Иванович Донской наделил этот монастырь землями и рыболовными тонями. Не оставил обители своею милостью даже Иван Васильевич III, подтвердил он в грамоте тонникам грамоты отца, деда и прадеда на владение монастыря пожнею, которая называлась тогда Богородицкою 1). 1) Из грамоты, отпечатанной в Продолж. Древней российской библиотеки, ч. V, стр. 47, 156, 1789 года. Но больше ничего неизвестно о жизни обительской в древние годы, пока не разорили ее шведы в годы лихолетья (1609). Только две древние церкви уцелели тогда среди общего пожарища, да на колокольне сиротливо висели два сред­них колокола с двумя зазвонными. Ушли разорители, и монастырек стал оправляться на старом пепелище. Снова появились келейки около церквей, и снова тихо, мирно зажила обитель 1). 1) Из описи г Старой Руссы 1625 года и из статистического ц.-исторического описания города в 1-х годах XVII в., напечатан. в Северн. Архиве 1827 г., 13. При переписи 1625 г., после шведского разорения, значится: «Монастырь Богородицкий, а в нем два храма – Успения Пречистыя, да Жен Мирносиц; оба деревянные и в них два придела». Истор. росс. иерарх. VI, 317.

http://sobory.ru/article/?object=48494

В это время Успенская церковь оказалась очень ветхою. Граф Салтыков, проживавший большею частью в сельце Петровском-Чередове, желал построить вместо ветхой церкви в сельце Долгих Лядах в своем сельце Петровском каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Алексия, митрополита Московского. Причт соглашался из села Долголядья переселиться в сельцо Петровское, если граф перенесет их постройки на свой счет и вместо отмежеванной ему земли отведет в удобном месте 33 дес. неподалеку от селения или будет давать достаточную денежную и хлебную ругу. Граф отвел в 1774 г. земли 36 дес. Храмозданная грамота дана 16 января 1776 г. преосвящ. Антонием, епископом Переславским. В 1777 г. сельцо Петровское и село Долголядье с состоявшими в этом приходе деревнями купил князь А. В. Урусов. Он стал украшать новопостроенную в Петровском каменную церковь, а между тем в 1778 г. деревянная церковь в Долголядье, за ветхостью, запечатана, и прихожане остались совсем без службы. Князь Урусов просил распечатать деревянную церковь и обещал в Долголядье, по освящении каменной в сельце Петровском церкви, сделать новую деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы на другом, вдали от жилых строений месте, причт же из Долголядья в Петровское просил не переселять и прихожан оставить в приходе села Долголядья по-прежнему, а каменную в Петровском церковь дозволить ему содержать на руге с особым причтом. Велено ему было приводить по окончании каменную, а в обращении ее в ружную отказано. В 1779 г. князь Урусов писал, что в его сельце Петровском-Чередове вновь каменная церковь построена, ее он желает освятить не во имя Успения Пресвятой Богородицы, а св. Александра Невского, при ней иметь особый причт на руге, а в селе Долгих Лядах, вместо ветхой, построить вновь деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы. Св. Синод разрешил освятить церковь во имя Александра Невского, построить деревянную теплую церковь Успения Пресвятой Богородицы, обе церкви велел считать в одном приходе и причту быть одному.

http://sobory.ru/article/?object=03219

Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По материалам: В фокусе внимания Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять», формирующего интерактивную карту «мест памяти» Нижегородской области, оказался выявленный в 2000 году объект культурного наследия регионального значения — храм в селе Чудь (в настоящее время это село входит в состав Навашинского городского округа Нижегородской области, ранее числилось в Муромском уезде Владимирской губернии). «Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области», причисляющие чудскую церковь к памятникам градостроительства и архитектуры, не атрибутируют ее ни по названию, ни по дате постройки. Они лишь датируют этот культовый объект XIX веком. Экспедиции в село Чудь, осуществленные фондом «Дать Понять», показали, что расположенная на сельском кладбище кирпичная церковь в наши дни нуждается в реставрации: купол обрушился, штукатурка отвалилась, а внутри храма растут деревья. Представление о том, как выглядел этот культовый объект в советское время, можно составить благодаря фотографии, хранящейся в государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области. Местные жители называют храм Успенским и вспоминают, что у села было два названия: Чудь и Успенское. Сведения о том, что в Чуди была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы содержатся и в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии». Ссылаясь на Окладные книги 1676 года, этот источник отмечает, что в селе значится церковь Успения Пресвятой Богородицы, при церкви двор попа Карпа и двор дьячков; в приходе 5 дворов помещиковых, 4 двора задворных слуг, 16 дворов крестьянских и 1 бобыльский. В 1750 году помещик Роман Стефанович Каменский («дворцовой канцелярии комиссар») строит в селе новую деревянную церковь. В 1886 году эта церковь была обшита тесом, а внутри оштукатурена. Престол в храме был один, во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1870-1890 годах приход по бедности был приписан к церкви в селе Монакове. В конце XIX века приход включал только село Чудь (98 дворов, в которых проживало 370 мужчин и 411 женщин). До наших дней деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы не дошла.

http://sobory.ru/article/?object=60152

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Село Архангельское-Тюриково получило двойное название благодаря храму в честь Архангела-Михаила и прозвищу одного из землевладельцев, Ф. Д. Всеволожа-Турик. В смутные времена храм сгорел, а новый, во имя Успения Пресвятой Богородицы, построили в 1673 году при князе Иване Петровиче Пронском. Один придел освятили в честь Алексия Человека Божия, второй - в честь Архангела Михаила, в память об утраченной церкви. В 1723 году Успенский храм разобрали за ветхостью и отправили в село Семёновское Пушкинского района, где он был переосвящён как Богоявленский. В 1966-м его перевезли в создаваемый музей деревянного зодчества при Московском областном краеведческом музее в городе Истре. Взамен в Архангельском-Тюрикове возвели новую церковь: сначала - деревянную, а в 1755 году - кирпичную, в стиле барокко. Так появился нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы. Здание являло собой двухсветный четверик с сомкнутым сводом и широкой трапезной; окна были узкими и вытянутыми. Храм венчала одна глава на глухом барабане. Декор, в целом, был скромным - парные колонки и пилястры, декоративный фронтон. А поскольку строила церковь графиня Екатерина Скавронская, особа царского рода (заловка императрицы Екатерины I), крест на четверике украсили маленьким императорским венцом (воссоздан при реставрации храма в19 90-х гг). Во время войны с наполеоновской Францией в 1812 году храм Успения Пресвятой Богородицы был разграблен неприятелем. Но в 30-х гг. XIX столетия усердием владелицы села, благодетельницы Сусанны Долговой храм расширяется, благоустраивается и приобретает презентабельный вид. В 1853 году случился сильный пожар, в результате которого сгорели почти все крестьянские дома, окружавшие церковь. В то время Архангельским-Тюриковым владел генерал-майор Алексей Щулепников, управляющий Московского комиссариата. Он на свои деньги построил для жителей 41 новую избу, правда, в другой деревне - Лупиха-Кожуриха, в нескольких километрах юго-западнее. С этого времени Архангельское-Тюриково, как таковое, прекращает своё существование, а храм Успения Пресвятой Богородицы приписывают к Крестовоздвиженскому храму в Алтуфьево (1854 г.).

http://sobory.ru/article/?object=04757

]В 1899 году приходским священником Николаем Павловичем Сперанским при помощи крестьян деревни строится церковно-приходская школа. Отец Николай Сперанский был заметным благотворителем в свое время. Особенно это касается его деятельности в сфере образования. Он с самого начала своего священнического служения с 1853 по 1863 гг. (т.е. на протяжении десяти лет) безвозмездно преподавал для детей в созданном им училище, а в1884 году он был награжден орденом Св. Анны III степени за семилетнее содержание на собственные средства училища для мальчиков и девочек на 25 человек. Кроме этого, отец Николай с 1867 по 1879 гг. был законоучителем в Гжельском народном училище. До закрытия храма в 1938 году он считался одним из самых красивейших в уезде. Благодаря его многочисленному клиру и красоте, храм называли «Успенским собором»… За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма; в 40-е года были разобраны колокольня и купол храма; уничтожены церковная ограда и погост (кладбище, окружавшее храм). После закрытия храм использовался под склады, а в 50-е годы помещение занял Филиал Люберецкого Учебно-производственного предприятия ВОС. В 1980-е годы храм переходит к НПО «Синь Росси», которое использует его как цех по производству нетканых материалов. В 1994 году поднимается вопрос о передаче здания Успенской церкви села Гжель верующим. В 1997 году по благословению Высокопреосвященнешего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского создается община Успенской церкви села Гжель, а богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы. Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Гжель. В селе Гжели, находившемся Московского уезда, в дворцовой Гжельской волости, в начале XVII ст. были две церкви деревянные, построенные исстари, во имя Успения Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского; последняя стояла «пуста и обвалилась». О церкви Успения Пресвятой Богородицы известно по книгам Патриаршего казенного приказа с 1628 г., в которых писалось: «церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Гжели, дани 26 алтын, кормовая гривна»; за 1635 г. – «дани 31 алтын 2 деньги, заезда гривна». По писцовым книгам 1631 – 33 гг. к Успенской церкви значится «пустошь, что была деревня, Клементьева, а в ней пашни церковной 2 чети с третником, сена 10 копен… а владеет тою пустошью Успенский поп Василий». В 1646 г. при Успенской церкви были: «во дворе поп Василий, во дворе дьячок Ермолко Ефремов, во дворе пономарь Ивашко Ефремов, во дворе просвирница; в селе Гжель числилось 40 дворов крестьянских, да на церковной земле 2 двора бобыльских».

http://sobory.ru/article/?object=01397

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010