Масштабные работы были связаны с восстановлением обрушенных сводов первого и второго ярусов центральной части храма, подпружных арок и сводов над алтарной частью второго яруса. Новые своды выполнены железобетонными. Подпружные арки восстановлены в кирпиче. Выполнено монолитное бетонное перекрытие яруса хоров. При кладочных работах была восстановлена внутристенная лестница на хоры в западной стене храма: восстановлены кирпичные ступени, арочный кирпичный свод лестничного хода, произведена установка металлических воздушных связей. В соответствии с проектом восстановлен кирпичный восьмерик храма с арочными окнами. В северной стене восьмерика устроен дверной проем для доступа в чердачное пространство над приделами. Над восьмериком возведен сомкнутый железобетонный свод стрельчатого сечения с утеплением, в котором предусмотрены отверстия для окон-люкарн. Декоративные обрамления люкарн выполнены в кирпиче. Над сводом восстановлен кирпичный восьмигранный световой барабан, перекрытый железобетонным сводом. При производстве работ (при расчистке территории и снятии грунта) было вскрыто и зафиксировано местоположение фундаментов пилонов примыкающей к храму галереи. По ним произведена корректировка габаритов галереи и всходов, что было отражено в выданных на объект дополнительных чертежах рабочей документации. Фундаменты столбов галереи и ленточные фундаменты под северным и южным всходами выполнены заново из железобетона. Галерея и всходы восстановлены в прежнем объеме из глиняного полнотелого кирпича, своды под галереей и всходами также выполнены в кирпиче. Восстановлены и укреплены существующие своды помещений под западным всходом. Восстановлены подпружные арки. Полы галереи и ступени всходов облицованы керамогранитными плитами. Крыша, главы, кресты. Восстановлена деревянная стропильная система кровель приделов и кровельное покрытие храма и колокольни. В сводах восьмерика храма и колокольни устроены окна-люкарны. Покрытие кровли – металлический лист, окрашенный в заводских условиях (цвет коричневый - RAL 8016); отливы окон, укрытия карнизов и поясов выполнены из того же листа. Устроен организованный водоотвод. Главы храма и колокольни выполнены из металлического каркаса, покрыты медью по специальному основанию (типа текстолитового листа) и позолочены по технологии сусального золочения. Кресты храма и колокольни выполнены согласно проекту (по найденным и обмеренным сохранившимся остаткам): металлические позолоченные. На колокольне установлен колокол по центру свода верхнего яруса звона и там же - малые колокола в арочных проемах на четыре стороны. Выполнен молниеотвод.

http://sobory.ru/article/?object=13131

Описание произведенных работ и их соответствие согласованным проектным решениям Фундаменты, стены, своды. Перед началом проведения работ был снят слой земли, примыкающий к стенам храма, с участка вывезен мусор. Особый вопрос возник относительно фундамента алтарной части, давшего неравномерную относительно основной храмовой части осадку. Как показало обследование фундамента, большая осадка произошла из-за ослабления грунта, вызванного многочисленными захоронениями под алтарной частью как внутри, так и снаружи храма. Захоронения располагались, в том числе, и непосредственно под фундаментной подошвой. В результате образовавшейся системы пустот в толще грунта под давлением несущих конструкций алтарной части произошло его уплотнение, что и привело к существенной осадке всей восточной части храма. Ко времени производства работ ее положение было оценено как стабилизировавшееся. Проектом предусматривалась возможность усиления основания в случае возникновения необходимости на любой стадии производства ремонтно-реставрационных работ. Инженерный мониторинг положения алтарной части в процессе производства работ, в том числе, при увеличении нагрузок со стороны восстанавливаемых конструкций храма, не выявил ее дальнейшего оседания. Таким образом, было принято решение не прибегать к усилению основания под алтарной частью, в том числе, по этическим соображениям. Перед началом основных работ были проведены мероприятия по просушиванию кирпичной кладки стен. Фундаменты храма и колокольни инъектировались. Была проведена отсечная горизонтальная изоляция цоколя колокольни и храма путем введения гидроизоляционного раствора под давлением в два ряда отверстий, просверленных в шахматном порядке по наружному и внутреннему периметру стен. Фундаменты восточной части храма усилены. Аварийные участки стен усилены. Существующие стены и своды были укреплены методом инъектирования и «сшивки» трещин. Стена алтарной апсиды восстановлена методом бандажной металлической стяжки, введенной в штробы в уровне междуэтажного и карнизного поясов. В процессе восстановления стен восстановлены утраченные и установлены новые металлические воздушные и внутристенные связи.

http://sobory.ru/article/?object=13131

Основные несущие конструкции предлагается выполнить из так называемого «петровского кирпича» с габаритами 28(29)х14(16)х7(8). Кладка стен возможна из обыкновенного красного кирпича с соблюдением обязательного условия: все декоративные элементы должны выполняться из большемерного кирпича или его имитации уже апробированным методом в реставрационной практике Костромской мастерской. Основная идея метода заключается в следующем: из размолотого кирпичного щебня получают путём просеивания крошку двух фракций. Крошка замешивается на цементном растворе с добавлением пластификатора. Далее из раствора путём формовки получают готовые изделия. Недостатком этого метода является излишняя чернота отливок. Для снижения этого эффекта в раствор рекомендуется добавлять красный пигмент, но не более 8% от общего веса замеса. Для экономии расхода кирпича кладку стен предлагается вести колодцевую, а образовавшиеся пустоты бутить кирпичным щебнем с последующей проливкой известково-цементным раствором. В конструкциях стен предусматриваются металлические связи. Металлические связи предусматриваются и для гашения распорок сводов. Четверик перекрывается сомкнутым лотковым сводом с открытой шелыгой для устройства светового барабана. Алтарная апсида перекрывается сводом. Трапезная часть – крестовыми сводами, опирающимися на стены и два пилона. Подвальное помещение может быть перекрыто железобетонными плитами. Проектом предусматривается восстановление кованой металлической ограды с кирпичными столбами. Оба флигеля передаются церкви для хозяйственных нужд. Фасады церкви обмазываются известково-песчаным раствором, интерьеры штукатурятся и окрашиваются клеевыми красками. Фасады флигелей штукатурятся и белятся известью. Так же отделываются столбы ограды. Кровли над алтарной частью и трапезной выполняются из чёрного листового желе за, кровля над четвериком и венчающей частью шатра колокольни – из плоской железной шашки. Глава над четвериком и главки над приделами из листового железа с гладкой поверхностью.

http://sobory.ru/article/?object=35325

Основными исходными данными для составления проекта воссоздания послужили сохранившиеся флигели бывшего ансамбля и фотодокументы, относящиеся к 1-му десятилетию XX в. Инвентаризационный план центра города, составленный в конце 30-х годов, представляет весьма скудные сведения о памятнике, тем более что план изобилует многочисленными текстовыми вставками типа «приблизительно » и т. п. Однако и из него можно почерпнуть некоторые сведения для определения границ застройки участка при сопоставлении чертежа с существующим в натуре. Поиски ранее неизвестных фотографий привели к убеждению, что почти всё, что является собственностью музеев или частных лиц, исходит из одного источника и уж никак не является, как утверждают владельцы, оригиналом. Нужно было только выбрать лучшую печать. Прежде чем приступить к расчёту основных пропорций здания, нами было проведено тщательное изучение фотодокументов. Исследовался весь материал, полученный как непосредственной фотофиксацией памятника с близкого расстояния, так и обнаружением его на фотографиях городской среды с различных видовых точек. Был выполнен обмер фасадов сохранившихся флигелей и промерено расстояние между ними. Обмеры, выполненные в метрической системе, были приведены к древней – в саженях (1 сажень - 216 см). При расчёте пропорций всей композиции по красной линии габариты флигелей приняты одинаковыми. Здание церкви размещается между флигелями по оси восток – запад. Габариты восточной стены четверика вычислены путём графического анализа перспективы здания церкви с обоими флигелями, принятыми за расчётный модуль. Расстояние между флигелями, равное 49 метрам (что составляет около 22,5 саженей), содержит приблизительно 8,5 модуля. Длина стены принимается равной 1,5 модуля, т.е. около 4,5 сажени. Близкий к такому же результат получается при расчёте габаритов стен четверика по количеству зубцов в венчающем карнизе. Параметры четверика близки к кубическому объёму. Графическое построение ортогоналей храма велось в аршинах с последующим переводом в метрическую систему.

http://sobory.ru/article/?object=35325

В 1857 году Крестовским выселкам был присвоен статус села. На ярмарку привозили товаров более чем на миллион рублей. В 1859 году торжок официально был переведен в статус ярмарки, которая получила название Ивановской и занимала третье место в России после Нижегородской и Ирбитской. В 1880 году было привезено товаров на 12,2 миллиона рублей. Торговые ряды занимали московские, нижегородские купцы. Имелись шубный, пряничный, мясной, мучной, масляной, мануфактурный, кожевенный, экипажный ряды, пивная торговля, зеленый рынок, русские и татарские харчевни, барахольный ряд. Была скотобойня и ярмарочные весы, каменные бани. На время ярмарки открывались отделения Государственного, Волжско-Камского и Сибирского банков, работали почта, телеграф, полиция, суд, гостиницы. Для развлечения и досуга гостей здесь были карусели, два кинематографа, цирковые балаганы и деревянный театр, гастролировали известные группы артистов. Приход села Крестовского был выделен из села Маслянского. В него (приход села Кресты) ещё входили деревни Верхозино и Камышевка. Общая численность населения всего прихода достигла двух тысяч человек. Архивные документы отмечают: «Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет». В связи с большой численностью прихожан, а также приезжих купцов и торговцев было решено возводить каменный храм. Главным движителем строительства явился дворянин Василий Степанович Иванов. Храм был освящен, как и часовня, в честь иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Построили его быстро, едва ли не в одно лето. 20 августа 1872 года состоялось освящение храма. Храм был не большой и, как свидетельствовали современники, «напоминал собою большую часовню». Он не имел колокольни и в замен неё были врыты в землю толстые столбы в несколько сажен высотою, и на их горизонтальной перекладине было подвешено несколько колоколов. Позже с западной стороны были пристроены северный и южный приделы и возвели высокую, в несколько ярусов, колокольню. Таким образом, престол центрального (холодного) придела был освящен во имя Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи (20 августа 1872 г.), северный – во имя Св. Иоанна Златоуста (9 августа 1898 г.), южный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (25 июня 1894 г.) (данные на основании архивной выписки). В справочной книге Екатеринбургской епархии об этом храме, после завершения строительства приделов и их освящения, сказано так: «Храм, при очень обширных размерах, отличался полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главного храма выполнен в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи». Вскоре после этого вокруг храма была воздвигнута каменная ограда с изящной кованной решеткой и красивыми центральными и боковыми входами в неё.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Храм построен рядом с уже существовавшей деревянной церковью того же посвящения (1780–1782 г.г.) с приделом Николая Чудотворца (до наших дней не сохранилась) и изначально был теплым, отапливаемым. Он имел один престол, освященный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обе церкви были окружены деревянной оградой с каменными столбами. После революции на церковь, как и на другие российские храмы, начались гонения. Последний священник Александр Николаевич Преображенский (1877 г.р.) в 1938 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и приговорен «тройкой» НКВД Калининской области к расстрелу. 28 марта 1938 г. приговор был приведен в исполнение (13 июля 1989 г. А. Н. Преображенский посмертно реабилитирован прокуратурой Тверской области). В конце 1930-х гг. церковь была закрыта и разграблена, здание использовалось под склад, несколько раз горело. В 1990-х гг. окончательно обрушилась кровля. В настоящее время храм, являющийся памятником архитектуры XIX столетия, находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Силами немногих верующих местных жителей в здании церкви поддерживается порядок. Храм постепенно возрождается, время от времени священник Игорь Седов проводит здесь службы и молебны. Жители очистили здание от грязи, осуществили ремонт кровли над трапезной, в основном храме был сооружен временный иконостас. В 2009 г. была отслужена первая Божественная Литургия. 11 сентября 2010 г., в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, отслужена первая со времен закрытия Предтеченской церкви Божественная литургия в престольный праздник, ставшая большим событием для всех жителей села и соседних деревень. 29 декабря 2010 г. на храме установили крест. Чин освящения креста совершен настоятелем Казанской церкви села Медного протоиереем Игорем Седовым. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Ивановское представляет собой характерный для Тверской области сельский приходский храм, выстроенный в формах эклектики, имеющий в своей объемной композиции и деталях черты позднего классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=20814

11 сентября 1883 года Преосвященнейший Донат, епископ Рижский и Митавский, в сослужении рижского духовенства освятил церковь в память усекновения честной главы святого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна. К концу XIX века церковь стала мала и возникла потребность в строительстве более просторного каменного храма. Созданное в 1895 году приходское Попечительство приступило к сбору средств на его строительство. Проект нового храма был разработан епархиальным архитектором Владимиром Лунским. К началу строительства приход смог приступить только в 1913 году. Но в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем и революцией, строительство было прекращено. В 1925 году недостроенный храм был обследован архитектором Владимиром Шервинским. Им были отмечены многочисленные дефекты несущих конструкций: трещины в арках, сводах и стенах, повреждения сводов от протекающей кровли, сквозные отверстия в прострелянных куполах. Началось восстановление храма. Своды были укреплены стальными стяжками, перекрыта кровля. Купола были увенчаны крестами, выполненными по проекту В. Шервинского. К осени 1929 года строительство храма было завершено и он был освящён священномучеником Иоанном (Поммер) Архиепископом Рижским и Латвийским в честь Усекновения Главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. В условиях всеобщих тяжелейших бед и испытаний рижская церковь святого Иоанна Предтечи оставалась действующей. Более того, по отчетам послевоенного времени, она была в числе наиболее посещаемых. Атеистические гонения коснулись и Иоанновского храма. В Совмине ЛССР готовилось постановление о его закрытии и переоборудовании под кладбищенскую каплицу. В этой связи Иоанновскому приходу предписывалось перейти в деревянную Казанскую церковь. Однако прихожане не смирились, им удалось отстоять храм. Но тогда гонение обрушилось на Казанскую церковь, которая в 1964 году постановлением Совета Министров ЛССР была снята с регистрации и закрыта. Православные богослужения в ней больше не совершались, а в начале семидесятых годов распоряжением РИК Московского района эта церковь была передана в ведение Католической курии. Храм переоборудовали под костел, с 18 января 1970 года здесь проводили службы католики.

http://sobory.ru/article/?object=08210

В 1525году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVIbeka на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Елизарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVIIbeka в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел-небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812года. Во время французской оккупации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских храмов, взорванных по приказу Наполеона. В 1816году на другом месте была построена новая церковь для жителей слободы у Девичьего поля, освященная во имя Отцов Седьмого Вселенского Собора, которые поминаются в день, когда войска Наполеона покинули Москву. В 1930-егоды и этот храм был уничтожен, но уже по приказу безбожной власти. Пустующее место церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на протяжении двух столетий оставалось раной, нанесенной Москве нашествием «двунадесяти языков». В 2012году, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил восстановление церкви как храма-памятника подвигу российского народа, освободившего Европу от тирана. Однако для дословного восстановления облика взорванной церкви отсутствовали научные и методические основания, так как до 1812года не было, да и быть не могло фиксационных чертежей. Не обладая данными о профилировке, о точных высотных отметках, о соотношении частей, можно было лишь создать усредненное подобие утраченного произведения шатрового зодчества, не обладающее его индивидуальными особенностями, которые остаются нам неизвестными. Поэтому авторы проекта отказались от попыток буквального воспроизведения форм взорванного здания. При всей фрагментарности данных об облике разрушенного в 1812году храма, его типологическая принадлежность не вызывала сомнений. Поэтому авторы обоснованно выбрали тип шатрового храма. Таким образом, устанавливается преемственная связь с предшествующим сооружением.

http://sobory.ru/article/?object=34914

Место утраченного храма находится в буферной зоне объекта ЮНЕСКО, и поэтому новое здание не должно было изменить ценностные характеристики градостроительного окружения монастырского ансамбля, что делало необходимым ограничить его высоту 19метрами. Другая сложность состояла в том, что парк, разбитый на месте церкви, является объектом культурного наследия. Предстояло вписать новое здание в границы территории, свободной от древесных насаждений парка. Планировка парка и общая градостроительная ситуация делали предпочтительным расположение новой церкви по оси север-восток, т.е. параллельно трассе и стенам монастыря. Подобная практика была хорошо известна в Москве, где храмы, поставленные на участках вдоль уже существующих улиц, часто ставились в соответствии с их направленностью. Так, у храма Алексиевского монастыря и вслед за ним Храма Христа Спасителя ось алтаря направлена вдоль дороги и реки, на северо-восток, и так у многих церквей на трассе Царицыной (Б.Пироговской) улицы, например, у храма святого Димитрия Прилуцкого. Подобную ориентацию имел и ближайший к Новодевичьему монастырю храм Отцов Седьмого Вселенского Собора (сохранились даже документы, в которых ктитор возобновляемого храма просил разрешения заложить новую церковь в направлении весенне-летнего востока). В результате в отличие от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи 1560-х годов, стоявшей у стен монастыря на обширном поле новый храм с тем же посвящением должен был восстанавливаться в иных условиях, при уже существующей городской трассе вдоль восточной стены Новодевичьего монастыря. Поэтому было решено поставить его по оси север-восток, придерживаясь направления на Кремль, в соответствии со старомосковской традицией. До начала строительства, в 2013 и 2015годах, Институт археологии РАН в рамках программы Департамента культурного наследия городаМосквы провел научные раскопки на избранном участке. Был раскрыт юго-западныйугол и место южной апсиды храма XVIbeka, часть стены трапезной и фундаменты колокольни XVIIbeka. Хотя фундаменты стен храма целиком выбрали еще в конце 1810-хгодов для строительства храма Отцов Семи Вселенских Соборов, археологи уверенно восстановили план по следам рвов и пятнам вбитых в их дно свай. Все находки, включая прекрасную коллекцию надгробий с именами известных и неизвестных прихожан храма середины XVI–XVIIbekob, были тщательно изучены и подготовлены к экспонированию в будущем музее церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=34914

Βο-1-х, некоторые эфиопские месяцесловы, более полные чем копто-арабские, и под 1-м тоут-маскарам (правда в конце и после других памятей) отмечают «память св. Иоанна Крестителя» 13 . Во-2-х, абиссины для выражения того, что данная церковная книга (напр. «myъrâf») обнимает полный круг на весь год, употребляют стереотипную фразу: «на все дни от Иоанна до Иоанна» 14 . В-3-х, эфиопские «антифоны (вазема) на праздник Иоанна Крестителя в первый день абиссинского года, в который (день) поминается также и преставление апостола Варфоломея» 15 , не оставляют никакого сомнения, что 1-го маскарам Эфиопская церковь празднует именно Предтече. Эти «вазема» представляют 94 небольшие гимна, и только три из них посвящены апостолу Варфоломею, все прочие – в честь Предтечи. О тоне праздника можно судить по след. выдержкам: (Самое начало гимнов): «Вазема святого Иоанна. Глас простой 1-й». «Блажен еси, Иоанне, яко был еси возвещаяй и грядый пред Господом. Молися за ны». «Во главу круга лет написася память твоя. Благослови мя, да прииму благословение твое». «Ответ: Во главу – твое». – «Вопияше церковь ко Иоанну и глаголаше: Христос ли еси? И глагола: несмь. Се агнец Божий, вземляй грехи мира». Лишь в одном антифоне упоминается о его кончине: «Иоанн славный, пустыни Сина насельник, в совершение свидетельства его, мечем усечен бысть». Обыкновенно же он восхваляется как пророк, пустынник и креститель, как священник от священника, друг женихов, друг Слова, сродник Его по плоти, муж евангельский, и т.п. Одним словом, эти антифоны написаны не на усекновение главы, а на праздник «собора Предтечи». – В-4-х, для абиссин новый год и «кыддус Йоханныс», «св. Иоанн», – понятия, неразрывно связанные 16 . Все это вместе с тем фактом, что на востоке и на западе память усекновения главы Предтечи совершается 29 августа, говорит за то, что некогда так было и в Александрийской церкви. Смысл перемены, совершившейся позже, понять не трудно. Ведь и западная церковь в конце концов поста в 1-е января не установила; требования в этом смысле негласно взяты назад, как слишком строгие. И Александрийская церковь в виду того, что для естественных человеческих представлений новый год – день светлый и начинать его воспоминанием усекновения главы Крестителя печально, перенесла эту память на 2-е тоут. Практика церкви Эфиопской выражает тот переходный момент, когда усекновение главы было заменено собором Предтечи, праздником, который впоследствии в Египте впал в забвение, отодвинутый на второй план церковным празднованием новолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010